И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 15. Всемирный потоп

<Всех приветствую, всем кланяюсь. 12 февраля будет память блаженной Пелагеи Дивеевской>. Благословляя на подвиг юродства блаженную Пелагею, которая положила начало блаженным в Дивеевской обители, преподобный Серафим перед этим беседовал с ней у себя в келье 6 часов. И когда вышел проводить её, он сделал ей земной поклон и сказал, что не велик полк вот таких людей.

Я не знаю, в какой разряд поставить Христа ради юродивых. То есть людей, в полном разуме, здравии и понимании, которые сознательно берут на себя подвиг юродства в глазах людей, являясь как бы ненормальными, чтобы брать на себя поношения и нести это поношение. Думаю, что они должны идти сразу же за Апостолами и мучениками, потому что это добровольное мученичество.

Я при таком шуме не могу говорить. Мы должны сидеть тихо, начались занятия, и первый показатель нашей внутренней культуры – это тишина в аудитории. Это первый показатель, внутреннее убеждение недоказуемо, а вот его выражения, они свидетельствуют о многом, поэтому давайте сразу же сидеть тихо. Преодолевать такой шум очень трудно. И вот я сбился с мысли.

Так вот, как их ставить? Они сознательно берут на себя всё поношение, будучи в здравом уме. И вот нести это до конца. Скоро Господь их наделяет удивительными дарами пророчества, прозрения, целительства. И вот они, как закваска, действительно, в нашем обществе были предметом <поношения>. Сколько терпела от мальчишек та же, вот, блаженная Ксения? И это всё нужно было переносить с любовью, с терпением, без озлобления, и, конечно, они сыграли свою роль. И вот когда-то уполномоченный говорит: «Ну что вы там ходите к этой часовне? что вы там находите?»

И будущий епископ ему очень хорошо ответил:

– К сухому, к высохшему колодцу не приходят.

К колодцу, в котором нет воды, не приходит народ. А если он приходит, значит, он получает пользу и чувствует. И вот, если бы собрать все анналы, какие только есть, сколько помощи оказывает и сейчас блаженная Ксения, то это были бы, может быть, многотомные труды.

Но, к сожалению, мы летописи этой не ведём. А вот при таких местах должны быть хронографы, летописцы, которые бы фиксировали чудеса и заявления. Вот выходит серия книг «Чудеса в ХХ столетии» за всеми подписями, с адресами, с телефонами, что я-де свидетельствую, можете по этому проверить и перепроверить.

Это была бы прекрасная апология нашей веры, того, что Дух Святой действует так же, как действовал в день Пятидесятницы. И вот то, что вы подаёте мне, – за эти 7–8 лет, что я преподаю здесь, на этих курсах, тема сочинения одна: «Священное Писание в моей жизни». И если бы я выбирал удивительные по своей глубине и значимости работы, получилась бы антология чудесных явлений, действий Бога в міре, в этом кажущемся хаосе, где нет ничего духовного; Бог действует сейчас так же, как и тогда, в Евангельское время, как оно написано: Христосъ вчера и днесь тойждѣ и вовѣки (см. Евр. 13:8).

Поэтому благодать Его не умаляется, и Он готов заявить о Себе, проявить Себя и наполнить землю боговѣдѣніем, как воды наполняют море (см. Ис. 11:9), как это было обещано когда-то через пророков. Но этого не происходит, потому что люди сами этого не желают. Они воздвигают между собой и Богом такие стены непроницаемые, монолитные, что никакого просвета нет. И вот мучаются, находясь в разделении. Средостение Господь разрушил, вот то древнее средостение, которое воздвиг человек своим непослушанием, Он разрушил, но мы снова строим вот эту Вавилонскую башню и делаем вызов Богу. Зачем мы это делаем, и сами не знаем.

По невѣжеству своему, многие творят, не вѣдятъ бо, что творятъ (см. Лк. 23:34). Эти слова Христа, они актуальны как никогда и на сей день: не вѣдятъ бо, что творятъ. Не замечают даже того, что они гибнут, – вот такая слепота.

А Господь всё ждёт, Церковь свидетельствует, Писание говорит!

(пропущены 2 страницы лекций).

И сам человек на свою голову собирает угли этого гнева Божия, и сам себя губит.

А вот 5-я глава, очень важная глава. Ведь вообще на Востоке история заключается в генеалогии, в именах; и каждое имя должно вокруг себя иметь целую, так сказать, ассоциацию: что с ним связано в истории? И вот мы читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек [Адам] в день сотворения их» (Быт. 5:1–2). И дальше через Адама и Сифа идёт эта родословная.

Она необходима с той точки зрения, что мы через эти родословные выходим на прямых предшественников по линии плотской Христа. Все родословные нам должны быть интересны только с этой точки зрения. Они уясняют неопределенное выражение 3-й главы 15-го стиха, что семя Жены сотрет главу змея. Семя – это потомство.

Следовательно, нам нужно выяснить, из каких же кровей, из какого рода, из какой ветви идёт семя Жены. И вот оно всё уточняется, уточняется, и весь Ветхий Завет уточняет только эту тему. И когда приходит полнота времени (см. Гал. 4:4), уже ясно, из какого рода, в каком городе и времени родится вот этот обетованный Мессия.

Итак, сифиты. Там каиниты, а здесь сифиты. Сифиты затем перельются в семитов, и вот из какого-то рода Сима и будет род, который напрямую связан с Христом. Мы уже читаем в Евангелии от Матфея, что Христос сын Авраама: Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова (см. Мф. 1:1).

И опять Евангелие начинается с родословной, опять нужно провести уже такую конкретную точную линию, выбрасывая второстепенные звенья, чтобы вот X поколений, XIV поколений, – и мы выходим прямо на Христа.

Вообще, генеалогия Христа, родословная Христа, – очень интересная тема, и поэтому всё это связано с именами. А поскольку имена восточные, древние, их не так-то просто запомнить. Потом при переводах ничто так не изменяется до неузнаваемости, как именно собственные имена: Терах, Хавва – кто скажет, что это Ева – Хавва, кто скажет, что Терах – это Фарра?

Мы не знаем и неправильно произносим и имена Авраама – у нас горло уже иначе устроено, у нас утрачены эти придыхания восточные.

Совершенно другое произношение! Ицхак – Исаак; ну кто скажет, что Ицхак это Исаак, Рехабиам – Ровоам. Вот и так определить-то трудно, поэтому нужно знать и варианты, как эти имена звучат у евреев.

И вот смотрите: Адам, Сиф, смотрите, за Сифом Енос (9-й стих), за Еносом Каинан (12-й стих), 15-й стих – Малелеил; значит, Каинан родил Малелеила, а этот родил Иареда и Иаред родил Еноха, смотрите 18-й стих: «Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха <...> [Смотрите 21-й стих:] Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. [И вот что о нём сказано:] И ходил Енох пред Богом по рождении Мафусала триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. [Вот самое малое число – это жил праведный Енох. Дальше смотрите:] И ходил Енох пред Богом и не стало его, потому что Бог взял его».

Если о тех говорится: и он умер, и он умер, и он умер, то об этом говорится: и не стало его, потому что Бог взял его – живым на Небо. Вот высшие выражения праведности и святости жизни: и ходил Енох пред Богом.

О Ное что говорится? Ной ходил пред Богом (см. Быт. 6:9). Заключая завет с Авраамом, что говорит Господь Аврааму: ходи предо Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1). Вот это выражение – оно не ветхозаветное, это выражение Евангельское. Надо ходить пред Богом. Вот как бы видя Его: в очах Божиих.

Когда вам предлагают совершить какое-то нехорошее дело на глазах у других, то мы смущаемся это делать, нам стыдно. А вот здесь также должно быть стыдно, когда мы совершаем какие-то грехи, если мы видим пред собой Бога. Вот Око, недремлющее всевидящее Око. Оно наблюдает за нами. И вот, если видение этого ока человек представляет себе, он не может грешить. Апостол Иоанн так и скажет, что верующий во Христа грешить не может, потому что он Его видит перед собой: и ходил Енох <пред Богом>. А вот почему он меньше всех жил? Да уже общество было недостойно, чтобы среди них жил такой праведник. Господь забирает таких людей из общества, потому что это общество неисправимо. В книге “Премудрости Соломона” об этом сказано очень сильно.

Давайте, это заложите, а Книгу «Премудрости Соломона» откройте, быстро находите «Премудрость Соломона».

Это неканоническая книга, их нет в этих изданиях, и поэтому мы слушаем, <если> у кого нет. А вот почему вы не хотите приобрести полные Библии? это на вашей совести. Или они не продаются? или вы не хотите приобрести? А нужно приобрести полный текст. И вот я читаю вам – 12-я глава с первого стиха:

«Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи».

10-й стих: «Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: “что Ты сделал?” или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил?».

Так вот, зная, что они не покаются, Господь всё равно их терпел. И сдвигал племя или народ только тогда, когда они наполнят меру грехов своих (см. Ездр. 9:13; Быт. 15:16). Вот каждый человек представляет собой сосуд, и вот чем этот сосуд мы наполняем? Если наполняем злом, то и у зла есть предел.

Теперь давайте посмотрим 15-ю главу Книги Бытия. Пятую заложите, а 15-ю откройте. Господь заключает завет с Авраамом и говорит ему – 13-й стих:

«Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей [то есть в Египте], и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет [почему это 400 лет? А не больше и не меньше? а вот дальше даётся ответ:], но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй [почему?]; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий аморреев [местных жителей], доселе еще не наполнилась».

Вот, хотя они и язычники, хотя у них есть и жертвоприношения человеческие и прочие беззакония, но среди них есть немало людей, которые, не зная истинного Бога, живут по закону совести, по этому универсальному закону, и поэтому мера беззакония этого народа ещё не наполнилась. Она наполнится через четыреста лет! А вот когда наполнится, Господь это племя аморреев уберёт, и вы войдёте в эту землю.

Следовательно, мы каждый день наполняем как сосуд свой, чем? Хорошо если бы добродетелью наполняли. И вот все эти разговоры: «Ах, не вовремя умер, да ему бы жить и жить», – всё эти разговоры пустые, и не нужно их обсуждать. Нужно принимать то, что произошло. А это от нас сокрыто: значит, человек исполнил свою меру. Других Господь берёт не вовремя, как кажется нам, чтобы злоба не изменила нрав его. Вот мальчиком его нужно взять, потому что, когда он вырастет, будет такой злодей, что его лучше взять сейчас. Вот это всё в Писании и открыто. Но нам-то это неизвестно! Это один Сердцевѣдец знает! И тот, кому это открыто.

Вот так же блаженная Пелагея приносит в подоле ребёнка, бросает его на диван и говорит: убить бы, удавить бы его. Вот какие слова сказала. Как это можно о младенце сказать: удавить бы его? А вот когда он вырос, и отрубил головы родителям. Вот ей было открыто, что он сотворит. Но ведь она не набросилась на него, она не сделала этого.

Пророк Елисей приходит в Дамаск, к нему посылает царь, который заболел, Венадад, Азаила, своего полководца, спросить, выздоровеет ли он. Смотрит на этого Азаила пророк и смутил его своим взглядом, а потом заплакал. Этот смутился, что же это человек-то Божий, что он во мне такое увидел, а он ему и говорит, этому Азаилу:

– Я вижу, что ты сотворишь с Израилем: города их сотрёшь с лица земли, беременных женщин их разрубишь, но мне Господь показал: быть тебе царём. Ты будешь царём.

– Кто я, господин мой? я – блоха, кто я? – а у самого сердце готово выпрыгнуть из груди от радости. – А что же мне сказать господину моему?

– Скажи, что выздоровеет.

Пришёл, царь спрашивает:

– Что сказал?

– Что выздоровеешь.

А на другой день намочил одеяло и удушил его, и стал царём.

Так ведь пророк-то одним словом его мог убрать. Поразить молнией! «Ты такое зло принесёшь, но вот Господь говорит, что ты должен быть царём». И всё. А вот мы бы с вами поступили бы <не так>. Задушили бы его. Свою бы волю сотворили. Нельзя ничего делать нам так.

Следовательно, мера беззакония аморреев ещё не наполнилась, и вот народ будет жить и ждать в Египте, пока не наполнят меру беззакония, чтоб прийти на это место. А вот когда приходит Потоп, написано: мера беззакония наполнилась (Быт. 6:13). Раз наполнилась, значит и земле приходит конец. Смотрим дальше.

И ходил Енох пред Богом, – смотрите опять 5-ю главу, 24-й стих, – и не стало его, потому что Бог взял его.

От него родился, следовательно, Мафусал, от Мафусала родился Ламех, отец Ноя. И вот этот Ламех при рождении Ноя говорит, 29-й стих:

«Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь. <... > Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Ною было пятьсот лет и родил Ной трех сынов: Сима [родоначальника семитической расы], Хама [хамиты], Лафета [родоначальника иафетической расы>]».

Семиты <, хамиты> и иафетиты – вот три главных ветви, из которых состоит род человеческий: семитические расы, хамиты и иафетиты.

Вот очень интересно, на каком витке от иафетитов появляются предшественники наших славянских рас. Это сарматы или скифы. Вот здесь нужно искать исток, а может быть, ещё раньше. Это этнография. Это наука этнография, которая занимается вопросом, от кого мы с вами происходим. На каком витке образовались вот эти расы наши, славянские. Всё коренится, вот, в Ное и его сыновьях: семиты, хамиты и иафетиты. Дальше запишите:

Всемірный Потоп

(с 6-й главы по 9-ю включительно)

И вот так историю каинитов и историю вот людей перед Потопом соединяет таблица 5-й главы и вот этих допотопных патриархов: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной – 10 человек. Но явно, что цифра круглая. Цифра круглая – значит, выброшены какие-то второстепенные звенья. Следовательно, вот мы дальше переходим к очень важной теме, к Потопу, который стал наказанием Божиим за грехи людей.

Смотрите, говорится, что Ною было 500 лет, когда родились у него дети. А вот шестисотый год жизни Ноевой начался Потоп. Говорится точно. Затем Ной жил после Потопа 300 лет. Следовательно, всю историю допотопного міра он устно передал, как последний очевидец. Вот связь допотопного міра с послепотопным идёт через Ноя, который жил ещё триста лет. И за 300 лет внукам своим и правнукам мог свидетельствовать всё, это было живое предание, живой свидетель всех событий допотопного міра.

Вот значение, во-первых, их долголетия – с такой целью Господь давал долголетие этим могиканам, и с тем, чтобы они передавали это предание. Вот идёт такое Священное Предание, устное передача. А вы сами знаете, что свидетельство очевидца, оно имеет особое значение, особый вес, как очевидца, потому что Господь спас род человеческий в восьми душах. Ради Ноя была спасена его семья. Иоанн Златоуст скажет, что люди грешили и в ковчеге. Я думаю, говорит, что Ханаан был зачат в ковчеге. Поэтому ради Ноя была спасена вся его семья в восьми душах. Итак, вы можете решать вопрос, какой Потоп был – всемірный, глобальный, то есть при современном представлении нашей планеты были покрыты оба полушария; или Потоп имел локальный характер, то есть водой покрылись только те места, где жило на тот период человечество, где оно распространилось, – это вопрос открытый. Одни признают, что Потоп был всемірным в прямом смысле, другие придерживаются мнения, что он охватил только тот ареал, где на то время жили люди.

Причины Потопа. Трудно выяснить нам причины Потопа. Их могло быть сразу несколько, но нравственная сторона в объяснении Потопа должна превалировать. Смотрите:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих [кто это сыны Божии? это сифиты, потомки Сифа. Вот родословная их и даётся. А дочери человеческие? По святоотеческому учению, это потомки Каина. Каин, линия каинитов. Сыны Божии, – скажет Иоанн Златоуст, – сифитам уже здесь служит в осуждение, это павшие сыны Божии, не устоявшие в своём достоинстве. Они смешались с каинитками и от этого смешения грех, как зараза какая, охватил тех и других. Каиниты, каинитки], что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

Конечно, когда человек утрачивает понятие о красоте небесной, красоте внутренней и духовной, он сосредотачивает всё <внимание>, и восхищается, и пленяется красотой внешней. И через это происходит умножение зла.

Умножение зла, потому что в данном случае красота будит в человеке похоть. А похоть не удовлетворяется каким-то одним способом естественным, она измышляет всевозможные другие виды разврата, о которых стыдно и говорить. И вот здесь так и написано, что Господь говорит: «Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть». Духовных запросов, духовного ничего нет, человек стал полностью плотяным. Он вычеркнул из своей жизни Бога и все духовные запросы.

Под духовными запросами мы разумеем в первую очередь религиозные. Не искусство, не литературу, не музыку, а религиозные запросы. И брали себе в жены – Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть. – Вот есть плотской человек, душевный человек, духовный человек. И мне кто-то из первых курсов очень хорошую работу подал о духовном, плотском и душевном.

«Пусть будут дни их сто двадцать лет». – Понимается двояко этот текст. Первое: вот с таких сотен лет сокращается жизнь до ста двадцати, и сто двадцать лет – сейчас редкость. Второе понимание: за 120 лет до Потопа Господь предупреждает их о грозящей беде. То есть даёт на покаяние, на обдумывание своего поведения 120 лет. За 120 лет предупреждает их. Вот какое толкование вас удовлетворяет, то и берите.

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди [Вот только вопрос, чем они славные, эти исполины. Вот эти исполины, и один из них упоминается, сильный зверолов пред Господом Немврод, или Нимрод (см. Быт. 10:8), – вот они и создавали первые государства, первые цивилизации, основанные на насилии, вот они и были известны. Они и в прямом смысле были исполинами высокого роста! Вот Голиаф – 3 метра с лишним, и, понимаете, исполины по своим грехам, издревле славные люди]. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». И увидел, и услышал, и раскаялся – это антропоморфные выражения, никакого раскаяния. Кто может раскаиваться в своих поступках? Человек, который не знает следствий своих советов, своих дел – вот он может раскаиваться: я-то думал, что будет вот так, а вышло вон что.

Да, человек раскаивается в силу того, что у него нет такого всевѣдѣнія. А когда мы говорим, что Бог раскаивается, это говорится только с тем, чтобы нам понять, как Богу неприятно было видеть, что Его творение, созданное по Его образу и подобию, любимое Его творение, оно так быстро пало, используя этот царственный дар свободы. Иногда прямо думается, что Господь в любви Своей нас переоценил. Он нас переоценил и наделил с такой щедростью этими благами, что мы просто с ними не справились.

Он дал нам религию, союз с Собой, Он дал нам дар мысли, дар слова, дар творчества, дар свободы. И всё это во что мы превратили? Да в похоть, в сплошную похоть, в служение греху. В первую очередь стали отрицать и хулить Бога, поносить Его имя. Хула на Духа Святаго. Ведь это хула на Духа Святаго, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31). Хула на Духа Святаго – это хула на Его благодать, на Его дары, на Его щедрые дары, которые человек профанирует и над ними смеётся, – зло во всякое время] и раскаялся Господь, что создал человека <... >».

Откройте 1-ю Книгу Царств. Это заложите, а 1 Царств найдите и найдите 15-ю главу. 15-я глава, читаю вам с 10-го стиха:

«И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь».

Вы посмотрите, вот праведник – даже когда Бог осуждает человека, ему жалко этого человека. Вот свойство праведника. И посмотрите 28-й стих:

«Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

Вот в таком контексте нам нужно понимать. Иначе, если мы не будем находить тексты, которые помогают объяснять вот эти антропоморфные выражения, мы можем думать о Боге совершенно неправильно и приписывать Ему и гнев, и злобу, и зависть, и голод, и сон, и прочее. То есть будем мыслить о Боге недостойно Бога. Не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.

Ещё можно пояснить это таким <образом>. Открывайте Пророка Иеремию. Вот одно тянется за другим, просто вот Писание являет собой такое поразительное единство, что удивительно. 18-ю главу, смотрите 7-й стих:

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». – Итак, зло не в Боге, а в нас. Зло-то не в Боге, а в нас! И вот Господь хочет истребить это зло, выжечь его, как инертное тело, которое мы в себя приняли, и для этого производит наказание, а зло не в Нём, а в нас.

Теперь смотрите 6-ю главу (Быт) дальше, 7-й стих:

«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».

Истреблю. Почему? Ибо Я раскаялся, что создал их. А при чём тут скоты-то и гады? Скоты-то и гады не нарушили ни одного закона, ни одной заповеди. Животные-то – святые, и растительный мір – святой, и он реагирует на поведение людей. А человек что сделал? Он втянул в эту бездну, в эту греховную воронку, весь мір – и растительный, и животный. Они страдают за него – из-за него страдают растения. Вот, они предъявят нам тоже свой счёт, все животные, что по нашей вине они страдают! – ибо Я раскаялся, что создал их.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа». Вот попробуйте в таком аду, можно сказать, обрести благодать пред очами Господа. Как же этому злу нужно противостоять, чтобы устоять против такого течения? Попробуйте плыть против течения. Вон я заплыл раз, так чуть-чуть – не <знаю как выбрался>. Уносит так, что нет сил таких, чтобы преобороть течение. Дальше говорится о Ное.

«Вот житие Ноя: Ной был человек правѣдный и непорочный [внимание:] в роде своем [да, в роде своём он был праведный и непорочный. Но если нашу праведность и непорочность, так сказать, поставить пред лицом Божиим, сравнить его с праведностью и непорочностью Христа, скажем, Богоматери, то, конечно, наша праведность и непорочность проиграет. Дальше]; Ной ходил пред Богом [вот, что сказано о Енохе, то сказано и о Ное: Ной ходил пред Богом], Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета [и вот дальше,] Но земля [смотрите] растлилась пред лицом Божиим <... > [Не земля растлилась, здесь имеются в виду люди!] и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле [повторяю 11-й стих: и наполнилась Земля злодеяниями. – Значит, она наполнилась, дальше конец]. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

И дальше подробнейшее описание ковчега трёхпалубного. Те размеры, которые даются там, они и на сей день достаточно большие размеры. 300 локтей – все цифры, какие даются, в следующий раз я должен дать вам литературу по тому, как понимать нам числовые указания в Писании. Потому что очень много числовых указаний и они, конечно, даются не зря. Вы делите все эти цифры наполовину: 300 локтей – это значит 150 метров, 60 локтей – это 30 метров. Это нужно иметь в виду. Вот он строил в течение многих лет этот ковчег.

Строил, благоговея. И вызывал на себя насмешки: старик, ты из ума выжил. Как Нектарий, епископ, объяснял: вот старик-то, говорят, из ума выжил, ковчег строит, корабль строит, о каком-то Потопе говорит, а природа прекрасная, а никаких признаков нет того, что на людей уже надвигается этот Потоп. Они ничего не видят в упоении этим злом и страстью, ничего не хотят видеть, и вот сочли его <таким>. Вот это всё хорошо раскрывает, знаете, кто? Нил Мѵроточивый. Вот «Посмертные речения Нила Мѵроточивого»: вот он касается этого вопроса, и текст библейский звучит совершенно по-иному.

Вот он строит этот ковчег, дальше ему Бог велит взять чистых и нечистых животных, и всё готово к тому, чтобы, вот, разразилась катастрофа. Воспоминания об этой катастрофе существуют у всех народов Земли. В искажённом виде, но существуют у всех племён и народов воспоминания смутные о том, что некогда Землю поразила катастрофа – водный Потоп. Нужно запомнить ещё, что Потоп длился не 40 дней. Сорок дней лился только дождь, а общая продолжительность потопа – год. Год – общая продолжительность потопа. Вот в 7-й главе в 11-м стихе, вы и прочтёте:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери по роду их, и все летающие по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады».

По-моему, кто-то из Оптинских старцев сказал: 120 лет Ной проповедовал – а ведь Ной-то не молчал, а проповедовал по-прежнему, предупреждая их, – и, говорит, его послушались только звери и вошли в ковчег.

Конечно, это по силе Божией было сделано. А вот относительно разговоров: как же в течение года там он их кормил и <как> они могли там вообще разместиться, да мыслимо ли это представить? ну, конечно же, это мифология. Прочитайте «Почему я верю в Бога» Виктора Вейника. Он говорит, что, да, для животных это время, год, прошло как от утренней кормёжки до вечерней, а для человека это, то же самое время, стало как год. Для них Он спрессовал время, для нас Составил в обычном течении>. у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет. И все эти разговоры, конечно, напрасные. И вот теперь посмотрите 24-й стих:

«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». – Вот в 8-й главе говорится, что ковчег остановился на горах Араратских. А гора Арарат, она и в Армении, и в Турции; она и в Турцию входит, и в Армению. И обе страны взяли в герб гору Арарат. Экспедиции были на эту гору Арарат. Кто, может быть, читал какие материалы? Нашли ковчег. «Я нашёл Ноев ковчег», – сенсационные были всякие заявления.

Вот, но это древнейшая стоянка, поэтому Кавказские народы (согласно тому, что там остановился ковчег) это древнейшая раса. И вот прошло, в общей сложности, время в год. Вода постепенно стала иссякать, возвращаясь с земли, стала убывать, и наконец, Ной, после того как выпускал дважды ворона, а потом голубя, который принёс масличную ветвь, вышел по повелению Божию из ковчега и первое, что он сделал, он принёс Богу жертвы.

Спаситель говорит: и как было во дни Ноя, ели, пили, покупали, продавали, женились, выходили замуж, и никто не думал ни о чём, пока не пришёл Потоп и потребил всё, так будет и во дни Сына Человеческого (см. Мф. 24:37–39).

Вот история учит? Да ничему она не учит, эта история. Если сам человек не будет принимать это к сердцу, никто его ничему не научит. Он так и будет жить по тем стандартам, по каким живёт толпа. Вот эта масса, масса, народная масса. Вот по этим стандартам <и живёт>. – Если человек не примет свидетельства Писания, свидетельства умного человека, свидетельства родителей – он так ничему и не научится.

Время исчерпано. Я потом закончу, потому что 9-я глава – очень важная глава. А так, читайте материал на эту тему: Потоп. Посмотрите словари, и там тоже очень хорошо раскрыто. И Потоп, он проходит через всю нашу историю. Мы также погружаемся потопом своим личным, нас также захлёстывают, как потоп, страсти, грехи, озлобления, ропот, недовольство. Смотрите, мы также наполняем себя как сосуд чем-то. И когда наполним и чем, таков и будет исход.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle