И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 20. История Авраама (продолжение). Мессианские прообразы Христа

Итак, в прошлый раз мы с вами <ушли> немножко в сторону в связи с событием Воскресения Христова и сказали, что все стрелы лукавого направлены против догмата о Воскресении. Потому что это и есть <то> жало, это и есть тот удар во главу, который нанёс Сын Человеческий и Сын Божий одновременно – диаволу. Вот исполнилось Первоевангелие: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно (семя жены) будет поражать тебя (диавола) в голову, а ты будешь жалить его в пяту (см. Быт. 3:15).

Вот смертельный удар во главу, который и символизирует полную победу над змеем и его царством, Господь и нанёс диаволу, когда был пригвождён ко Кресту. Вот это было жало в пяту, вот диавол через руки людей пригвоздил Его ко Кресту – это и было жало Христа в пяту. А вот Христос, будучи пригвождённым ко Кресту, нанёс ему смертельный удар во главу и одержал над ним победу. Вот такой ценой се бо пріиде Крестомъ радость всему міру <см. Пасхальный канон, икос 6-й песни> – через Крест. И вот в этом контексте идут там слова, что и каждый Христианин, если он хочет идти за Господом, должен отречься себя, взять крест и идти за Ним (см. Мф. 10:38–39).

А если он хочет быть совершенным, он должен продать имение своё, раздать нищим (см. Мф. 19:21), но поскольку этот подвиг далеко не всем под силу, Господь не требует от человека дел, которые превозмогают его возможности. Но возможности у нас у всех есть, чтобы пойти за Христом. У нас нет только, как скажет преподобный Серафим, решимости. Чем отличаются святые преподобные и все подвижники от нас, простых смертных? Это такие же люди, но в них вот эта несокрушимая решимость: если встал, значит пошёл. Мы же рассуждаем, мы колеблемся и через это обнаруживаем свою слабость. Поэтому не нужно брать на себя, если человек колеблется. Если он вот семо и овамо, если хочешь быть совершенным – вот такое условие.

К сожалению, из этого «если хочешь» в католической Церкви сложилась нехорошая доктрина. Доктрина о сверхдолжных заслугах. Вот христианин может сделать в своей жизни добрых дел значительно больше, чем требуется для спасения. Но это такой юридический подход и подсчёт, что дальше не нужно и говорить. И к сожалению, в Западной Церкви это сложилось. И вот, эти сверхдолжные излишки складываются, образно говоря, в ящик, в θησαυρός. И из этого ящика Папа данной ему властью может брать и продавать: вы за денежку могли купить индульгенцию, которой прощались ваши грехи даже вперёд, которые вы можете натворить. Это конечно гримасы богословия. И вот не знаю, как это допускается всё, но, во всяком случае, вот такое дело имело место.

Никаких сверхдолжных заслуг быть не может. Мы <руководствуемся> согласно Евангелию <тем>, <что> если и сотворите все поведенное вам, что нужно, говорите по-прежнему, мы – рабы неключимые (см. Лк. 17:10), то есть ничего не сделавшие. Потому что то, что нам дал Господь, – Он дал нам дар веры, привёл в познание Себя – это такие блага, которые невозможно окупить, оценить, и мы неоплатные должники, а уж говорить о каких-то сверхдолжных заслугах – это nonsense.

Но тем не менее, гримасы такие имеются и у нас. И это было предметом богословских споров:

– А вот у вас то же есть, только под другим видом. Вот у вас, знаете, мытарства есть, и вот по этим мытарствам Феодора поднимается, а у неё мешок с добрыми делами, и вот она вынимает из этого мешка и проходит эти мытарства.

Я не знаю, как относиться к этому делу, но, во всяком случае, у человека стремление вот такое чисто юридическое: делать подсчёт и чуть ли не представлять Бога своим должником – Господь нам обязан.

Да ничем Он нам не обязан. Мы – Его неоплатные должники. И так должны всегда смотреть на дело своего спасения. Потому что если посмотреть в увеличительное стекло, то наше благочестие во многих случаях носит корыстный характер. Корыстный характер. Мне выгодно, допустим, приходить сюда, я за это что-то имею. Вам, допустим, выгода со своим соседом не ругаться, а что-то ему делать, потому что есть взаимная какая-то выгода. А любви нет христианской.

А любви христианской нет. Поэтому, какую ценность имеют все эти так называемые добрые дела, если они делаются с целью? Конечно, они нечисты в очах Божиих. И поэтому вся наша правѣдность, согласно молитве, как запачканная одежда (см. Ис. 64:6). Вот как неприятно прикоснуться к запачканной одежде, так вот смотрим и на свои добрые дела. Доброе дело должно быть безпримесным. Серафим Саровский преподобный говорит, что оно должно быть плодом любви и сделано во имя Христово. Вот это добрые дела.

Ну, я думаю, что лучше делать дела добрые даже с какой- то корыстной целью, чем их вовсе не делать. Начнём с корыстной цели, а может быть, Господь даст такое устроение, что будем делать эти дела во имя любви, ничего не требуя. Но важно делать.

Итак, Церковь нас не отпускает из Своего праздника Воскресения Христова. И ещё несколько седмиц будет над міром нестись эта благая вѣсть, хотя, повторяю, Он одержал победу над смертью в Своём Лице, а нас со-воскресил с Собою. То есть в нас заложена такая потенция, возможность быть воскрешённым с Ним при условии веры в Него:

– Верующий в Меня, если и умрет, будет жив. Воскреснет брат твой.

– Знаю, что в воскресение мертвых.

– Я есмь Воскресение и Жизнь (см. Ин. 11:23–26).

Никто не мог такие слова сказать о себе. Эти слова только мог произнести Богочеловек. Но поскольку Его божественная природа была невидима и внешне все воспринимали Его как обыкновенного человека – ну, может быть, с какими-то особыми дарованиями, – то вот эти слова казались хулой им и они готовы были побить Его камнями (см. Ин. 11:53).

Отецъ Мой донынѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (см. Ин. 5:17). – Вот вам пожалуйста, достаточно было произнести эту фразу, чтобы схватились за каменья и Его хотели побить. Так вот:

– За какое из добрых дел вы думаете побить Меня камнями ?

– Не за добрые дела, а за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (см. Ин. 10:25–33).

Вот Ему приписали этот криминал: это – недопустимая хула на Бога, а согласно Моисееву закону хулитель имени Господня должен умереть (см. Лев. 24:16). Должен быть предан смерти. Не рассуждали с людьми: «ах, вот как, закон совѣсти, да свободно, я имею право», – никаких мы прав не имеем. Перед Богом у нас нет прав, мы безправны, потому что мы во грехе. И поэтому нужно принимать волю Божию, как закон.

А поскольку народ был грубый, поэтому Ветхий Завет очень жёсткий и требовалась вот такая строгость. Если, несмотря на такую строгость, люди продолжали грешить, то что бы они делали, если бы Моисей не применял такую строгость? Вот он отсутствовал только 40 дней, и за эти 40 дней отсутствия народ показал такое легкомыслие, что ему диву дивишься! – С этим человеком, с Моисеем, не знаем, что сделалось (см. Исх. 32:1).

Как будто это какой-то частный человек, о котором они слышали только слухом уха. Поэтому: слей нам тельца. И Аарону пришлось уступить, слить тельца. И когда Моисей сошёл и увидел это, то он в святом гневе – вот есть святой гнев – разбил скрижали и сокрушил этого тельца. А затем в стане: кто Господень – ко мне. И подошли Левиты, и он – что он сделал? Сказал, что пусть каждый поразит ближнего своего мечом.

То есть зачинщики основные главные вот этого богоотступничества должны быть поражены. И прошли по стану, и 2000 человек побили мечом (см. Исх. 32). Представьте гору трупов в 2000 человек. Это ужаснуться можно. Вот делают эксгумацию, находят захоронения – там 50 человек, 30 человек, выясняют, кто это сделал и почему, а вот 2000 и 23000 – это цифры более чем достаточные, чтобы прийти в ужас. И, однако, нужно было это делать, поскольку не слушались никаких слов.

Дальше говорится в книге Второзакония, что Господь хотел умертвить и Аарона за то, что он уступил народу и пошёл у него на поводу. Не нужно было уступать Первосвященнику требованиям народа, а он испугался, мягкий по натуре был, мягкий, смиренный: ну, вынимайте кольца и перстни, снимайте у кого что есть – и вот из этого слили тельца. Но я молился и за Аарона (см. Втор. 9:20). И Господь по молитве Моисея оставил Аарона в живых.

Вот теперь нужно сказать нам, что с 12-й главы книги «Бытия» повествование принимает характер семейной хроники. И мы в биографиях читаем жизнеописания таких патриархов, как Авраам, сын его – сын обетования – Исаак; у этого Исаака близнецы Исав и Иаков. Иаков, линия Завета идёт через Иакова, а у Иакова от четырёх жен появятся двенадцать сыновей. Эти 12 сыновей станут родоначальниками двенадцати племён. Из этих племён и составится впоследствии народ.

По случаю голода Иаков переселится в Египет, в житницу Средиземноморья; и за 400 лет пребывания в Египте они возрастут в большой народ, так что фараон предпримет меры к сокращению их. И вот рукою крепкою, мышцею высокою (см. Пс. 135:10) Господь под водительством Моисея выведет народ из Египетского рабства в обѣтованную землю, в которую – вот сейчас мы прочтём в 12-й главе – войдёт патриарх Авраам, ещё не имея детей, а только со своей женой, с рабами и рабынями, со скотом. Это шейх, номад, если угодно, и вот он идёт туда, куда велит ему идти Господь.

Открывайте все 12-ю главу книги «Бытия». Я снова вам хочу сказать: посмотрите 10-ю главу в книге «Бытия», 20-й стих, там родословная Сима. И 11-ю главу, 10-й стих – снова родословная Сима. В силу обетования пророческого слова, которое Ной произнёс своим детям, вспоминайте: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих; благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему; да распространит Господь Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. Благословен Господь Бог Симов (см. Быт. 9:25–27). Впервые Имя Божие соединяется с именем человека. Ничего так случайно и зря не делается. Значит, в потомстве Сима должен быть Мессия, вот что значит: благословен Господь Бог Симов. Потомки Сима – не все, но среди них найдутся благочестивые люди, которые будут носителями этой мессианской идеи и чистоты веры. И вот поэтому в 10-й главе даётся родословная детей Сима всех вкупе, а в 11-й главе это уже не только повторение родословной, а это богословская схема: выбрасываются второстепенные звенья и проводится линия Завѣта, <даются имена тех,> через которых она должна идти.

Посмотрите 11-ю главу книги «Бытия». И вот эту родословную вы должны для себя по крайней мере выписать – если не хотите учить наизусть эти имена патриархов, то по крайней мере выписать – и вот какая у нас получается картина с вами. Она выводится на какое-то семейство.

               9-й стих: Вот родословие Сима: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, затем Евер, – 14-й стих, – от Евера (это праотец евреев), получили название своё и евреи. Дальше Фалек, Рагав, Серуг, Нахор, Фарра. А Фарра – отец Авраама.

Авраам – это ключевая фигура во всём Ветхом Завете. Патриарх, с которым Бог заключит Завѣтъ. Отец всех верующих народов. Через Исаака – отец верующих иудеев и нас, христиан, как Нового Израиля; через Измаила отец верующих мусульман, вот видите, поэтому мы с вами в лице Авраама имеем патриарха, вера которого вменилась ему в правѣдность (см. Быт. 15:6). То есть стала не умозрительным каким-то состоянием: «ах, что-то есть над нашими головами».

Поверил Авраам Богу, и Бог вменил ему эту веру в правѣдность. Почему? Да потому что он поверил вопреки всему. Налицо невозможность иметь потомство вообще, потому что сам он стар, а жена не только стара, но и неплодна. Поэтому дело не в браке, а дети – это благословение Божие. Можно быть и в браке, и не иметь детей. Сколько у нас семей, трагедия сейчас, что не могут иметь потомства. Дети – благословение Божие. Поэтому зачинать детей нужно с желанием, с радостью, посылы посылать самые чистые, иначе плод записывает всё, всю программу закладываем с момента овуляции – с желанием или нет – то будет и в ребёнке.

Вот дети не любят родителей, они как волчата дикие. Почему? Да потому, что зачинались со страхом: ах, не забеременеть бы; ах, не хочу иметь ребёнка – вот и получаем результат. А здесь он желает, он просит Бога плода чрева, но его нет, но Господь ему обещал. И обещал в таком количестве, как звезды на небе или как песок морской (см. Быт. 22:17). И сказано: и поверил Авраам Богу (см. Быт. 15:6). А до этого одни только обещания. Вот говорится, что при призвании Аврааму было 75 лет. Вот с какой целью об этом говорится? Да с той, что ребёнок-то у него родился в 100 лет, у 100-летнего. Сколько, следовательно, он обѣтования Божия ждал? Через 25 лет несокрушимой веры. Кто из нас с вами будет ждать 25 лет? До следующей среды хватило бы терпения. А на 25 лет – скажем: извините, слишком долго. Вот, а он это всё терпел.

Следовательно, Фарра – это самый нерв истории народа Божия. Смотрите, 11-ю главу: Нахор <...> – 24-й стих, – родил Фарру <...> Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. – В силу значимости семейства Фарры даётся специально его родословная: Вот родословие Фарры.

Ур Халдейский – родина Авраама. Прочитайте книгу очень интересную по археологии библейской: Вулли, Леонард Вулли. Сэр Леонард Вулли – один из основателей вообще археологии как науки. Он написал книгу «Ур халдеев». Он производил раскопки несколько лет на родине Авраама. И вот описывает, чего он добился в результате этих раскопок. И как текст Библии подтверждается этими раскопками.

Хорошо. Вот три брата: Аврам, Нахор и Аран. Из троих избирается один Аврам. Почему? Вот тайна избрания принадлежит Богу. Мы не можем ответить на этот вопрос: почему из трёх избирается один? И один – это и есть Аврам. Это личность просто поразительная и неповторимая, как и его сын, Исаак, и как патриарх Иаков, его внук. Вот Исааку было хорошо ради Аврама (см. Быт. 26:24). А Иакову ради Аврама и Исаака (см. Быт. 28:13). Его благословение почивало, благословение Аврама почивало и на Иакове.

Вот мы все живём кого-то ради. Если бы мы хорошо знали свою геральдику, свои родословные, мы бы наверняка – многие из вас – наткнулись на имя, в котором и заключается весь нерв. Это какой-то Божий был человек, молитвенник, капитал которого мы и проживаем. Вот за них и нужно, таких-то людей, и молиться. Вот ради их молитв мы и живём с вами. Все мы живём кого-то ради. Это нужно точно быть уверенным в этом. А Соломону было ради Давида хорошо.

Вот Господь прогневался на Соломона, но что сказал: ради Давида не отниму царство при его жизни (см. 3Цар. 11:13). После смерти отниму, а при жизни это как заслон какой, как защита какая, как стена.

И вот первые три стиха 12-й главы. Пишите 12:1–3 – это наизусть, это Мессианское пророчество. Посмотрите все текст. Все смотрите в текст. Не на меня смотрите, а смотрите в текст. Для того вы и Библию держите в руках.

«И сказал Господь Авраму: выйди из земли твоей [смотрите, раз], от родства твоего [из клана твоего], и из дома отца твоего [то есть порви все связи. <Это два.> Вот Господь, призывая человека, отделяет его от всех и от всего: и от Отечества, и от общины, и от семьи. Это Евангельское требование. Господь в Евангелии скажет: Кто любит жену, детей, земли – больше, чем Меня, тот не достоин Меня (см. Мф. 10:34–39). Вот это Евангельское требование было к Аврааму] и иди в землю, которую Я укажу тебе [<Это три.> Куда идти? На все четыре стороны иди: Я тебе укажу. Значит, внутри у него был вектор. Вектор. Он чувствовал голос Божий. И вот как, понимаете, вектор какой указывает направление, так и он чувствовал в себе вождение, водительство Божие. Вот водительство Божие надо в себе ощущать. Что мы не сами по себе живём, а двигаемся, вот Господь нас двигает. Им бо живемъ, движемся и есьмы. Апостол Павел в Ареопаге сказал: мы живём Им и движемся (см. Деян. 17:28). Вот это движение в себе верующий глубоко верующий человек и ощущает и говорит: я живу по воле Божией, я ничего от себя делать не могу. Вот Господь мной движет. Так, и что?], и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя <...>. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну [и вот самая что ни на есть квинтэссенция всего этого пророчества], и благословятся в тебе все племена земные».

Какой потомок принесёт благословение всем племенам земным? Христос. Теперь как нам связать, что вот эти слова имеют прямое отношение к Новому Завѣту и с них по существу начинается Новый Завѣт? Надо открыть Евангелие от Матфея, 1-ю главу; открываем – все без возражений, никаких возражений не принимается. Открываем от Матфея 1-ю главу и читаем с вами 1-й стих:

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова [Вот вам и связь]. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова [позвольте, Исаак-то родил близнецов, первенец-то Исав, а Иаков-то второй, а вот здесь говорится: Исаак родил Иакова. Почему? Да потому что линия Завѣта пошла не через Исава, а через Иакова. Исав вне линии Завѣта. Вы попробуйте сказать арабам что-нибудь или мусульманам. Как это Исав вне линии Завѣта? Нельзя таких слов сказать. Смотрите], Иаков родил Иуду и братьев его», – ничего подобного. Иаков родил Рувима, Симеона, Левия и Иуду – четвёртый Иуда, а здесь указывается сразу Иуда. Почему? Да потому что линия Завѣта, минуя первых трёх и остальных, пошла почему-то через Иуду.

Вот почему это так? Это тайна избрания. И мы не можем на этот вопрос ответить с вами, потому что поступки Иуды не ахти какие красивые, если читать по книге «Бытия». Таким образом, мы видим здесь не родословную, а богословскую схему. Выбрасываются побочные линии и вставляются только <имена, идущие> напрямую. И вот Господь ему и сказал: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

И Авраам пошёл и пришёл в эту Ханаанскую землю. Ханаанская земля так называется по имени сына Хама – Ханаана. Какие же племена жили на этой земле до прихода туда Авраама? Смотрите 15-й стих 10-й главы.

«От Ханаана родились: Сидон [слушайте, Сидон, – это один из древнейших городов міра, Сайда современная. Это родоначальник финикийцев, Сидон. Тир и Сидон – это финикийские города. Древнейшие города, а ведь финикийцы – древнейшие мореплаватели. Они транспортировали культуру Междуречья – шумеров, аккадов, халдеев – в Средиземноморье. Финикийский алфавит, можно сказать, лежит в основе всех алфавитов. Вот расшифровывать эти имена очень интересно. Это таблица народов. Их 72 человека, ну круглым числом 70. Цифра такая мистическая, а не просто цифра – 70 число. Так вот, Сидон], Хет [хетты], Иевусей [Иевус, это древнейшее название Иерусалима. Вот он основал Иевус, или древний Иерусалим], Амморей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей». Вот эти племена расселились на узком побережье, перешейке, можно сказать, соединяющем Египетскую цивилизацию с цивилизацией Междуречья. Зажатая между крупнейшими анклавами, вот эта узкая полоска земли, в длину на 240–250 километров, а в ширину где-то километров 50–60, и есть обетованная земля.

Западная граница её – Средиземное море, на севере граница – это Ливан нынешний. Вот Финикия – это и есть теперешний Ливан. Западная граница её – это Аравийская пустыня, а Южная – Синайский полуостров. Можно за несколько часов проехать весь Израиль, всю Палестину. Называется она обетованной землёй, Святой землёй, землёй Эммануила, красой всех земель. Именно об этой земле говорится, что очи Господа от начала года до конца года направлены именно на эту землю (см. Втор. 11:12).

И все паломники, которые бывают в Святой земле, отмечают этот особый колорит, это особое свойство этой земли. Несмотря на все безобразия, и войны, и теракты, какие там творятся, и религиозный экстремизм. И на одной точке сосредоточены все міровые религии: и ислам, и иудаизм, и христианство. И вот вынуждены жить, потому что святые места все рядом. Нельзя туда стрелять ракетами. Потому что если взорвут храм Воскресения, полетит, понимаете, и мечеть Омара – нельзя, всё рядом.

А потом туризм приносит громадные доходы, поэтому, хочешь не хочешь, а нужно улыбаться и принимать христиан. Потому что денежки идут немалые от посещения святых мест.

Теперь смотрите, и на этой территории и будет происходить история нашего спасения. Она делится на три области больших. Северная – Галилея. Христа как обзывали? Ты – Галилеянин. И наречие Твое обличает Тебя, – служанка говорит Петру, – и ты Галилеянин (см. Лк. 23:6; Мк. 14:70). Затем центральная часть – Самария; Южная – Иудея со столицей Иерусалимом. Библейскую географию вы должны знать.

«Рай» вышла книжка. Библейская археология. Я бы вам советовал купить эту книгу, потому что эта книга оживляет этот библейский текст. Раскопки археологов подтверждают, камни возопиют (см. Лк. 19:40). Раскопки археологов подтверждают библейский текст. То, что написано, подтверждается археологическими изысканиями, раскопками. Поэтому слово не расходится с делом. Не мифы, а история. Да вообще мифологемы... Я говорю своему <знакомому историку >:

– Демифологизация!

– Да нет, – говорит, – в Библии мифов нет.

Хорошо. Вот он в возрасте 75 лет пришёл.

Следующее название: земля Эммануила (см. Ис. 7:14); и наконец, Палестина. Палестина – это название от Пилиштим, от филистимлян. Это большое было на юге Ханаанской земли племя приморское; они с Крита пришли и осели на южном берегу Ханааской земли. Пилиштим. Название перешло на всю страну: Палестина. Пелиштим, – греки называли. Ну, Палестина. Транслитерация такая.

Теперь следующее, что нужно сказать. Вот эти имена 15го стиха: Евей, Аркей, Иевусей и так далее (см. Быт. 10:15), они все суммируются в основном в семь крупных народов. И вот эти 7 крупных народов, 7 племён – с ними по закону нельзя было вступать в родство, в браки и, вообще, общение запрещалось категорически. Почему? Потому что они научат тебя делам своим и отвратят от Меня (см. Втор. 7:4). Не выполнили! «Ах, геноцид!» Не выполнили. Стали входить с ними в контакты. Ну и что? И уподобились им. И то, о чём предупреждал Моисей, то и совершилось. Служили их богам и находились у них в безконечном рабстве. Дело дошло до того, что это рабство безконечное настолько надоело этим коленам, что старейшины пришли к пророку Самуилу и стали просить: поставь над нами царя, как у прочих народов (см. 1Цар. 8:5).

Хорошо. Вот эти племена – семь племён – вы должны знать. И по отношению к ним такое <даётся предписание> – откройте «Второзаконие». Находите книгу «Второзаконие», быстро находите «Второзаконие». Вот сейчас нарочно ищут медленно. 7-я глава, смотрим:

«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, хеттеев, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их [в войнах], тогда предай их заклятию [херем. Вот был закон военного времени: херем. Предай заклятию – то есть всё дышащее, от человека до скота, нужно было предать мечу – всё, понимаете, добро свезти на средину города, сжечь и разметать городские стены, и не селиться в этих городах (см. Лев. 27:28–29). Смотрите], не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите [это не просто столбы, а фаллосы: культ был фаллический, а культом оправдывалась религиозная проституция. И люди думали, что они этим служат Богу, – и рощи их вырубите, – Ашеры, Астарта. Ашера, вот почиталась Ашера, почиталась под видом священных деревьев, где они и предавались блуду], и истуканов (богов) их сожгите огнем».

Жестокие, жестокие предписания. Но мы смотрим из христианства. Да вообще, история полна сплошных жестокостей. Поэтому, возьмите, в христианское наше время какие велись религиозные войны: Варфоломеевская ночь и прочее. У нас на Руси что делалось, также вырезались и истреблялись целые племена. И религиозные войны, если угодно, самые жестокие. Человек по натуре своей садист. Он в жестокости входит в раж и наслаждается этой жестокостью. С одной стороны, это образ Божий, и Бог принял нашу природу; с другой стороны, вот это такое существо, сердитое, вечно недовольное, и он только и делает, что ропщет на Бога и на Его закон. Вот мешает ему Бог и Его закон.

Вот многие, читая Ветхий Завет, смущаются, как это от лица Божия могло происходить такое повеление: истребить. Мы многого не понимаем. Это во-первых. Во-вторых, никогда эти законы не исполнялись. Они не исполнялись. Вот давайте по букве исполнять закон: нарушитель субботнего покоя должен быть предан смерти, прелюбодей или блудник должен быть предан смерти. Давайте исполнять по букве – это нужно уничтожить большую часть рода человеческого с лица земли. Потому что все пребываем в блуде – если не в прямом, то в мысленном. И Христос охарактеризовал род человеческий только двумя терминами: род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (см. Мф. 12:39).

И вот книга Священного Писания, она только и свидетельствует об одном – вот доминирует над всем тема: как человек борется с Богом. Вот есть борьба с Богом со знаком плюс – Моисей тоже боролся с Богом. Как он боролся с Богом? – Если Ты истребишь народ, то вычеркни и меня из Твоея Книги Жизни (см. Исх. 32:32). Вот это борьба с Богом со знаком плюс. А у нас борьба с Богом со знаком минус, потому что это борьба с Его законом, хоть с Ветхозаветным, хоть с Евангельским.

Хорошо. Господь нам дал Евангельский закон. Почему мы не живём по этому закону? Почему мы не живём по Евангельскому закону и не любим ближнего своего, как самого себя (Мк. 12:33)? Что нам ссылаться и говорить: посмотри какая жестокость в Ветхом Завете? – Время такое было. А вот сейчас? Господь принёс закон Любви:

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил

(А.К. Толстой. Грешница. 1858).

Где эта в христианском обществе любовь? Вот давайте предъявлять требования к себе. А то: вот посмотрите, там что написано. А нам что написано в Новом Завѣтѣ? Да вѣдь не исполняем этого! Мы призваны любить не только ближнего, но и врагов. Иоанн Златоуст говорит: я стыжусь читать эту главу. Откройте Нагорную проповѣдь, Матфея, 5-я глава, 43-й стих. Я, – говорит, – стыжусь читать эти стихи, как будто они написаны не для нас. Смотрите, что здесь сказано.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [Это вот в Ветхом Завѣтѣ. Под ближним разумелся не просто ближний, сосед, а единоверец – соплеменник и единоверец]. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного [вот что требуется, чтобы быть сыном-то Отца Небесного. Дальше], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правѣдных и неправѣдных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы привѣтствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». – Хорошо. Почему мы этого не исполняем? «Стыжусь читать и толковать эти слова». – Вот сколько зла было уже тогда в христианском обществе.

Апостол говорит: если между вами распри, ссоры, вы подобны хищным животным, которые угрызают друг друга и пожирают (ср. 2Пет. 2:12), – а это он относит к людям. К какому? к ветхозаветному обществу? Нет. К новозаветному, к своим современникам.

Открываем снова 12-ю главу. И вот он приходит в эту обѣтованную землю, патриарх Авраам, и первая его остановка в городе Сихем. Древнейший тоже ханаанский город Сихем. И вот посмотрите, патриарх в своём лице соединял три служения. Он был жрец, он был и судья, имевший над сородичами право жизни и смерти, и он был патриарх, глава, и по его слову всё решалось. Вот, он соединял в себе эти служения. Ветхозаветная религия отличается величавой простотой. Смотрите, говорится в 6-м стихе:

«И прошел Авраам, по земле сей по длине ее до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там Аврам жертвенник Господу <... >». Эти жертвенники представляли из себя нагромождения из камней или круг в виде <возвышения>. Да, круг из камней или возвышение такое; впоследствии по числу колен Израилевых жертвенники делались из двенадцати камней. Но вот древнейшая религия: глава рода, он же и жрец. Ещё особого священства нет.

Священство в избранном народе будет кастовым – не каждый мог быть священником. А так, родословная. Во-первых, он должен быть из колена Левия, и, во-вторых, что касается священства, он должен быть из потомства Аарона. Его родословная напрямую должна была выходить на брата Моисеева Аарона. Он был первый первосвященник, и священство передавалось от отца к детям. И так шло бы и шло до настоящего времени, если бы у них был Храм.

Теперь, что нужно сказать? Вот Сихем, вот Вефиль, вот Хеврон – упоминаются эти места, где Авраам останавливался. Наконец, из-за голода он спустился в Египет. И в Египте на его супругу посягнул фараон. Поскольку это был знатный шейх, то отнимали жён и заключали их в гарем. Но Господь наказал за это фараона, и он, наградив Авраама, отпустил его.

Вот в другом месте мы читаем, что голод был и во время жизни там Исаака. В Ханаанской земле. Но вот Исааку Господь не велел идти в Египет, а дал ему на месте такой урожай – один к ста: вот он семечко посадил, сто семян получил (см. Быт. 26:1–5; 12). Следовательно, Господь мог бы сделать это и для Авраама. Но нет, вот одному нужно идти в Египет, а другому сидеть на месте. И над каждым свой Промысл. Поэтому нечего смотреть по сторонам: сей же что? Помните, Пётр говорит – интересует его, а что же с Иоанном-то будет?

– Что он, не умрёт?

– А тебе-то что? Ты по Мне гряди (см. Ин. 21:20–23).

Нет, нас любопытство раздирает: а с ним что? А дальше что? Мы не только существа сердитые, но и чрезвычайно любопытные. Не нужно быть любопытными. Очень много бед происходит из-за любопытства.

Хорошо. Вот он оказался в Египте, и Господь наказал фараона тяжкими ударами, и он отпустил его с большим богатством. Богатство это Авраама тяготило. Кому его передать? А потомка-то нет, а наследника нет! И идут одни обѣщанія. В 13-й главе он с Лотом находится вместе – с племянником своим. Лот – вне линии Завѣта. Лот должен от Авраама отойти. Причина? Спор пастухов из-за колодцев и из-за пастбищ.

Авраам, как человек мирный, предлагает Лоту разделиться: куда ты пойдёшь? я – в противоположную сторону от тебя. Лот, – сказано, – с возвышенности посмотрел на Долину царскую – там, где сейчас Мёртвое море – и вот она прежде, чем её поразил Господь, была прекрасна как сад Божий, как Рай; он туда и пошёл. Но жители этой райской местности, сказано, были весьма злы.

Вы знаете, что такое содомские грехи? Вот эти содомские грехи ведут своё происхождение и название от названия этого города: Содом, Гоморра, Адма, Севоим, Лаши. Вот Пентаполь – пять городов, которые Господь поразил и стёр с лица Земли. И вот там, на этом месте, Мёртвое море, в котором нет ничего живого: солёное – концентрация соли такая, что человек, можно сказать, может лежать спокойно на поверхности воды, как на надувном матрасе.

Хорошо. Они разделяются. Только Лот отошёл – Господь говорит Аврааму, 14-й стих, смотрите – 13-я глава, 14-й стих:

«Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки [вот эти определения библейские для государства Израиль и являются основополагающими. Никакие Организации Объединённых Наций вопроса этого не разрешат, никакие резолюции. Для них, вот, что? вот: тебе дам навеки. И они не хотят там міровую иметь державу. Сейчас не нужно иметь міровые державы. Сейчас можно быть в маленьком государстве, а ворочать делами всего міра. У кого капитал, тот и ворочает всеми міровыми делами. А капитал, вы знаете, у кого сосредоточен, в чьих руках и у каких фамилий. Так вот: тебе дам её], и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет».

14-я глава – очень важная глава – <коалиция царей напала на Палестину, > на эту Палестину, которая до поражения её Господом, до завоевания мусульманами, была необычайно плодородна: Господь говорил Моисею, что Я введу тебя в землю, которая кипит молоком и медом. Урожаи идут одни за другими, изобилие <будет> во всем. Ты будешь старое выбрасывать ради нового, и если будешь исполнять такие мои законы, то не будешь иметь недостатка ни в чем, будет полное изобилие плодов земных (см. Исх. 3:8; Лев. 26:9–10).

Мы молимся: О благораствореніи воздуховъ, о изобиліи плодовъ земныхъ Господу помолимся. Что мы отвечаем? Господи помилуй. Да? Вот благорастворение воздухов, вот было благорастворение воздухов, как следствие благословения Божия за исполнение Его законов. Как только отступали от закона, так и земля переставала быть плодородной: Я пошлю засуху на землю, и небо не даст в свое время дождей (см. Втор. 28:22–24), – не будет ничего, и всё это исполнялось.

И всё это исполнялось. Потому что земля реагирует на поведение людей, которые её попирают. Земле приписывается свойство живого организма. Она стряхивает с своей груди нечестивых: Вот, Я сделаю землю плодородную соленой пустыней. – За что? – За злобу живущих на ней (см. Пс. 106:34).

Будем умножать зло – и себя не прокормим, будем умножать зло – и земля не будет давать силы своей. Поэтому основной мотив: обратитесь, покайтесь, обратитесь. Коалиция царей Месопотамских во главе с Кедорлаомером напала на эту богатейшую, как Рай земной, землю, на города Содом и Гоморра, Адма, Севоим, Лаши.

Там перечисляются имена царей, вы их всё равно не запомните, поэтому хоть так суммарно знайте. И захватили Лота в плен, и пошли к себе с богатейшей добычей. Авраам, когда узнал, что взят его племянник в плен, с рабами своими бросился в погоню. Настигнул этих врагов, когда они, очевидно, предавались пьянству и спали, и отбил Лота, и возвращается с ним к себе домой. И вот, когда он возвращается, навстречу ему выходит таинственная фигура, и вот здесь я буду вас спрашивать. Запишите: Мелхиседек, царь Салимский, как прообраз Христа.

А до этого повыше запишите: Авель как прообраз Христа. Вот и раскрывайте эти прообразы. 4-я глава книги «Бытия»: Авель как прообраз Христа, а здесь Мелхиседек, царь Салимский, как прообраз Христа. Списывайте правильно имя-то, а то напишете такое, что <и сами не прочитаете>. Посмотрите, отметьте: Бытия, 14-я глава, стихи 17–20, и Послание к Евреям, главы 5–7. Вот в этих главах Послания к Евреям Апостол Павел раскрывает смысл прообраза.

Ты іерей вовѣкъ по чину Мелхиседекову. Слышали такой прокимен? Слышали. В 109-м псалме есть. Вот упоминается Мелхиседек. Во-первых, он выходит навстречу к Аврааму с хлебом и вином. Это уже хлеб и вино – это вѣдь Евхаристические дары. Хлеб и вино. Во-вторых, он в своём лице соединяет три служения: он – царь Салима, он – первосвященник и он – пророк. Вот три служения в одном лице. И у Христа: Он – Царь царствующих, Он – Архиерей нашего спасения и Начальник нашей веры и Он – Пророк с большой буквы.

Так вот, он выходит навстречу, и, как бы ни был велик Авраам, Авраам чувствует, что Мелхиседек превосходит его по всем, что называется, статьям. Он поэтому преклоняется пред ним, принимает от Мелхиседека благословение и даёт ему десятую часть из добычи своей.

Мелхиседек – это имя Малеах Цедек, это буквально Царь правды, а Салим – это город Иерусалим, это Царь мира <Начальникъ Тишины>, Шолом – мир, салим – Царь мира и Царь правды. Вот он именами-то своими прообразует собой Христа. Кто у нас в собственном смысле является миром нашим? Христос. Он – мир наш. Затем. Кто является в собственном смысле Царём Правды? Христос. Вот Он соединяет в Себе три служения: Он – и Царь царствующих, Он – и Архиерей, Начальник нашей веры, Он – и Пророк с большой буквы.

Вот Апостол Павел эту встречу и символику её и раскрывает – в пятой, шестой, седьмой и десятой главах Послания к Евреям. Вы должны внимательно прочесть эти главы. И в следующий раз мне сказать, какими чертами Мелхиседек, царь Салимский прообразует собой Христа. Кто даёт десятую часть Мелхиседеку? Вы скажете по тексту: Аврам. А почитайте, что говорит Апостол Павел об этом. В лице Авраама десятину даёт священник, показывая этим, что его священство ниже, чем священство Мелхиседека. Раз он даёт ему десятину, священник священнику, значит, священство кого-то выше. Без всякого прекословия, скажет Апостол, меньший благословляется большим (см. Евр. 7:7). А сказано: и благословил Мелхиседек Аврама – какими словами? – Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (см. Быт. 14:19). Вот, так.

Дальше 15-я глава: Завѣтъ Божий с Авраамом. Наконец-то, подступает время исполниться обѣтованію. Но, прежде чем ему исполниться, Бог вступает в непосредственный Завѣт с Авраамом. Он снисходит до обычаев, принятых у племён того времени, когда вожди вступали в Завѣтъ между собой, и, как это дело обставлялось внешне, говорится – смотрите 15-ю главу:

«Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя», – рассеки (кроме птиц) животных на части и Господь пройдёт между рассечёнными частями. А между рассечёнными частями проходили вожди племён. Вот Господь использует эти обычаи и вступает с Авраамом в Завѣтъ. Но в начале главы, посмотрите, какие удивительные слова:

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видѣніи ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков [внимание]. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в правѣдность». – Вот вера Авраама стала добродетелью. Она является оправдывающей, спасающей верой. Вот без веры невозможно угодить Богу (см. Евр. 11:6)– не просто без веры, а без веры Авраамовой, такой же силы, как и была у патриарха Авраама. Она вменилась ему в праведность.

Апостол Павел своё учение об оправдании верой развил в целое учение. «Послание к Римлянам», «Послание к Галатам» – там прекрасные есть на этот счёт положения, что вера не противопоставляется добрым делам. Вера и добрые дела, они рождаются одно от другого. Поэтому не нужно противопоставлять веру и добрые дела, а рассматривать это в единстве. Это в спекулятивной богословской мысли, в споре с протестантами, мы пришли <к такому положению>, что вот спасается <человек> только верой, а, дескать, добрые дела не нужны. Неверно это истолкование. Вот человек всё доводит до абсурда.

Всё он доводит до абсурда. И вот эта вера его, несокрушимая, как скала, является образцом навсегда. Патриарх Авраам – отец всех верующих. Он породил и нас с вами через Исаака и через Израиля. Мы – новый Израиль, а Израиль – это второе имя патриарха Иакова. Вот, заключив с ним такой этот Завѣтъ, Господь ему открывает, что потомство твое будет пришельцами в земле не своей, – намёк на Египетский плен. – И возвратится в эту землю, в обѣтованную, в четвёртом роде (см. Быт. 15:13–16).

Действительно, 430 лет они пробудут в Египетском рабстве. В 16-й главе речь идёт по-прежнему <о том, что> сына нет Саре. Она заставляет Авраама – вот надо знать обычаи тех народов – она заставляет Авраама войти к служанке: пусть она родит на колени мои, а ребёнок будет мой. Кто принимает ребёнка из чрева, на чьи руки плод падает, тот, считается, будет матерью.

Вот Агарь, по иудейскому преданию, это не просто была рабыня, она была принцесса, она была тоже от царского рода. И вот стала у Авраама <безропотной служанкой> – он её купил, и вот она стала в его семействе жить. Вот Сара заставляет войти к ней – пусть она родит на колени мои – у неё нет уже сил терпеть больше и ожидать.

Действительно, рождается ребёнок. Дали ему имя: Измаил. Что сказано об этом Измаиле? Когда она <, Агарь, > забеременела, она стала презирать свою госпожу как неплодную. А неплодие считалось на Востоке наказанием Божиим: они несли поношение, они не приглашались никуда. Вот народ смотрел так: Плодитесь и размножайтесь для всех последующих людей. – Вот Заповѣдь для всех восточных людей. Восточный вот этот мір мусульманский не знает абортов. Аборты делают только христиане. Только христиане. У мусульман этого нет. Нету. В Саудовской Аравии по 12–15 детей в семьях. Почему? Да потому что на каждого ребёнка даётся дотация в 10000 долларов. И можно воспитывать хоть 15, хоть 20 детей. Поэтому у них резервуар людской безконечный. А нам скоро границы Отечества защищать будет некому. Принимать-то в армию некого: то больные – их надо откармливать сначала и лечить. Все больные, всё потомство больное. И смертность превышает рождаемость. И конечно, с таким количеством людей, да таким больным, мы бы тех схваток, какие (вы по Летописи читаете) выдерживали – мы бы сейчас не выдержали.

Не выдержали. А там воспитаны в такой религии, что смертников, готовых умереть за Аллаха и за религию, – не перечесть. Поэтому не нужно было трогать этот мусульманский мір. Посмотрите, что было сказано. Когда она стала насмехаться над госпожой своей, не повиноваться ей, Сара настояла на её изгнании. И вот она пошла, беременная, и заблудилась, и думала, что она погибает. Но Господь послал Ангела Своего, и Он ей говорит: служанка Сарина, вернись к госпоже своей, покорись ей. А дальше идут слова, которые определяют характер этих вот, арабов, как террористов всемірных, – не все конечно, но у них очень много фанатических таких направлений. Вот прочитайте: Вот, ты беременна, и родишь сына, – находите вот эти слова, в 16-й главе. Не на меня смотрите, а на Писание!

С 16-й главы – вам задание – прочесть до 25-й главы включительно, где речь идёт о смерти Авраама и его погребении. Иначе мы с вами будем сидеть десять лет на книге Бытия. И в то же время, вот, пройти такие моменты, не объяснив их, – тоже неловко как-то: надо знать. По крайней мере, истолковать немножко.

Таким образом, патриарх Авраам показал силу своей веры в своём жертвоприношении сына. Когда Исаак – сын, ожидаемый столько лет <должен быть принесён в жертву>, (и вдруг он слышит: сына твоего единственного твоего, принеси в жертву на горе, какую Я тебе укажу (см. Быт. 22:2)), <то в этот момент был совершён подвиг веры>. Вот Гора Мориа – это и есть тот холм, где <должен был быть принесён в жертву Исаак и где> сейчас стоит мечеть Омара, а до этого был Храм Соломона. Вот евреям нужна эта территория позарез, потому что только на этот месте они могут построить второй Храм.

Я вас благодарю. Помолимся.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle