И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 7. Церковь как хранительница и истолковательница Священного Писания

Всех вас приветствую, кланяюсь. И мы продолжаем наши занятия по Библейской истории, потому что этот предмет лежит в основе всей пирамиды богословского вѣдения.

И вот это краеугольный камень – то, чем мы с вами занимаемся, и есть краеугольный камень. К сожалению, многие строители отвергают этот камень, а он-то и должен быть положен во главу угла (см. Мф. 21:42). Потому что нет другого имени под небом данного, которым бы нам надлежало спастись (см. Деян. 4:12). А всё Писание свидетельствует как раз об этом спасительном имени (ср. Ин. 5:39).

И вот что нужно сказать. Библейская история в её святоотеческом понимании – у нас должен быть вектор, ориентир, как компас, с которого мы не должны сходить, – это святые отцы, и особенно отцы эпохи Церкви неразделённой. К сожалению, Церковь Христова страдает – страдает от неправильного поведения людей, которые вносят в неё сумбур, ереси, расколы, вражду. Дело доходило до того в ІV-м веке, что в некоторых городах функционировал только один православный храм.

В годы обновленчества, когда сюда приехал Владыка будущий, митрополит, Лемешевский – подскажите – Мануил, маленького ростика, его из-за народа и не видно было, практически все приходы были заняты и захвачены обновленцами. Он через полгода перевернул всю епархию, и стало массовое опять обращение в Православие. Вот есть в любой области критерий такой, на который нужно ориентироваться. И вот для нас – это Святые отцы. И я вам говорю: поскольку их много, то вы сориентируйте себя, исходя из собственных личных симпатий, что вам ближе к сердцу. И <из> таких, что вам ближе к сердцу, возьмите одного отца восточного – вот вам Ефрем Сирин, вот вам Иоанн Златоуст, вот великие Каппадокийцы. И кого-нибудь из западных. Это Августин и Иероним – все остальные их повторяют и базируются на них.

Вот мало симпатий у меня вызывает, допустим, Ренан, но иногда он говорил очень хорошие вещи. И вот относительно нашего творчества, что мы делаем? Мы в своих трудах разбавляем мысли древних. То, что сказано древними, как максима в одной строке, мы на эту тему пишем целые произведения, и защищаем их, и получаем какие-то учёные звания – разбавляем мысли древних. Поэтому нужно стремиться, себя образовать, устроить внутренне во всех отношениях хорошо, <и для начала> надо взять кого-то из отцов.

Вот Иоанн Златоуст – в нём совмещается всё. Если Григория Богослова – его <сочинение> «Пять слов о богословии», за которое он, собственно, и получил от Церкви название Богослова, Θεολογος, нужно читать уже человеку, имеющему довольно-таки высокий богословский уровень, то я поражаюсь какой уровень был у слушателей его. Если эти слова, по существу проповеди, он говорил в храме, то какой полёт нужен был и <какое должно быть> образование у людей, которые его слушали.

А <если взять> Иоанна Златоуста – у него совмещается всё. Во-первых, и глубина, и красота, и доступность. Он назван Златоустом: «Золотые твои уста, вервіе твоего ума мы не можемъ достигнуть и понять», – когда он говорил очень высоко. Одна женщина сказала, что «мысли твои глубокие <подобны морю> – мы не можем постигнуть их, поэтому говорил бы <ты, владыко>, образно говоря, попроще – нам бы было всем понятно». И он, действительно, принял это к сведению, и, как одарённый человек, – а вот он брал уроки у языческого ритора Ливадия, уроки по красноречию – вот он использовал все свои знания с тем, чтобы раскрыть нам смысл духовный Священного Писания. И вот их нужно нам и держаться.

Никакие новомодные течения, никакие все эти новации, нам, по существу, не то что не нужны – но к ним нужно осторожно относиться и не переоценивать их. А вот эти творения – мы даже называем <их> не работы, а творения: действительно, как-то не подходит: «Собрание сочинений Иоанна Златоуста». Не подходит слово это «сочинения», а это именно творения духа. Творения – и вот это «око Византийской Церкви», как его назвал один из современников, – вот это око и будет нас просвещать.

Он истолковал практически всё Священное Писание. И вот я бы вам рекомендовал начинать его читать с объяснения Евангелия от Матфея. Даже у Иоанна Златоуста весь его талант, весь его гений раскрылся всесторонне в этом произведении: «Толкование на Евангелие от Матфея». И если вы прочтёте с карандашом это толкование, вы будете знать всё Четвероевангелие. Потому что он делает экскурсы без конца во все книги Священного Писания. Поэтому нужно нам знать, что читать, чтобы не упустить время и этим назидаться. И это было бы замечательно и прекрасно.

Мы с вами проходим тему «Чудеса». Нужно её сегодня закончить. И я хочу сказать следующее. Вот прекрасно: чудеса, которые совершал Господь в подтверждение Своего мессианского посланничества. Он говорил, что если вы не верите Моим словам, верьте делам. Дела, Мною творимые, они свидетельствуют, что Отец Меня послал (см. Ин. 10:25).

Но нельзя свою веру ставить в зависимость от чуда. Это были такие экстраординарные случаи. Вот Фома – но мы не можем без конца повторять Фому. А потом, Фомино неверие – если бы нам иметь Фомино неверие, так мы бы все спаслись. А наше гнилое неверие, разъеденный рационализмом мозг, он требует излечения, и очень серьёзного излечения. И это излечение нам может дать Церковь, если мы в ней пребываем, слушаем её голос, участвуем в Таинствах и читаем Священное Писание дома в его святоотеческом понимании.

Вот открывайте Евангелие от Матфея и рядом том Златоуста. И вы прочли оттуда и смотрите, что он говорит, и вот так, стих за стихом, и, <прочитав> многие вещи, вы скажете: да, он сказал их персонально для меня.

А вот сейчас ещё раз откройте книгу Сираха, если я не ошибаюсь, премудрого Сираха, 33-я глава. И вот в связи с чем хочу прочесть опять вам эти стихи. Поскольку ведь есть ложные чудеса, и мы сейчас и рассматриваем тему ложных чудес. И вот обязательно, какая добродетель ни появится, ей есть противоположность. Как нам на это дело смотреть? Что это за такой дуализм, раскол, расщепление? А это расщепление началось с момента грехопадения. И вот 33-я глава Сираха, и я вам читаю с 7-го стиха:

«Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от Солнца [действительно]? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней [ну, вот пожалуйста, суббота. Что о субботе говорится? Что Господь благословил, освятил субботу и почил от дней творения (см. Быт. 2:2). Вот вам, пожалуйста. У нас воскресный день вошёл даже в календарь <таким> названием, посвящён самому главному событию в деле нашего спасения – Воскресению. Вот если бы у нас осталось то же самое Евангелие, вот то же самое, но в нём только не было бы главы о Воскресении Христа – всё, мы были бы самые несчастные из людей. Это Евангелие не имело бы силы. Почему? Да потому что тот, кто не воскрес самовластно, не является Богом и, следовательно, не является Искупителем. Апостол и говорит, что без воскресения мы – самые несчастные люди (см. 1Кор. 15:12–19). Поэтому Воскресение – на нём и зиждется всё христианство. Поскольку вот этих, так называемых “белых учителей”, было полно за историю. И единственное, что отличает Христа от всех этих приходивших, – откуда они только приходили, вопрос? – это Его самовластное воскресение. И вот, отнимите от Евангелия это повествование – всё, Евангелие не будет, можно сказать, иметь и цены. Поэтому Воскресение – день, который отмечен Церковью, и вспоминается каждую седмицу это событие, поскольку на нём держится всё наше міровоззрение. Если Христос не воскрес, – скажет Апостол, – то вера наша тщетна, и мы самые несчастные из людей (см. 1Кор. 15:17, 19). Вот поэтому все стрелы лукавого и были направлены против этого догмата о Воскресении. Мы потом поговорим специально на эту тему. Потому с Воскресением Христианство стоит, без него оно – падает. Это будет одно из каких-то духовных учений, каких множество. И вот он <сын Сирахов> пишет, что эти дни Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней]. И все люди из праха, и Адам был создан из земли; но по всевѣдению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их [Но это не восточный деспот. Всевѣдущий Господь, имя Которому Любовь, не может одних благословлять, а других проклинать. Если бы Господь проклял Своё творение, которое Он благословил, оно мгновенно бы рассыпалось и перестало существовать. Поэтому нужно поговорить, что значит: раскаялся Господь, разгневался Господь, проклял Господь]. Как глина у горшечника в руке его и все судьбы её в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздаёт им по суду Своему. Как напротив зладобро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого».

Вывод отсюда какой? Надо многое терпеть. Мы не избавимся <от зла> и не найдём здесь, на земле, места, чтобы нам было только хорошо, удобно и приятно. Обязательно появится кто-то, кто будет отравлять нам всё существование. Что с ним делать? Убить. Убили. Через некоторое время появляется такой же. Того надо убить.

Терпеть надо, а не убивать. Может быть, он изменится. Вот я знаю одну семью. Это по линии нашего также вот <обучения>. Мальчик женился на девочке из Регентского отделения, и попали в такую коммунальную квартиру, как будто там не люди, а, я не знаю, злодеи. И ей невозможно было даже выйти вот на эту общую кухню. Но вот прошло какое-то время, и через её терпение и смирение – то ли им, очевидно, стыдно стало, то ли, понимаете, их через неё благодать коснулась – они стали меняться, они стали лучше.

И вот пример терпения приводит к тому, что человек также незаметно, но меняется и начинает воцерковляться. А так, никаким насилием мы с вами зла не устраним. Поэтому давайте многое терпеть. И терпеть – не как наказание Божие, а как Его спасительный Промысл, нам необходимый, – терпеть с любовью. Вот тогда, может быть, какие плоды и появятся – и в нас самих, и Господь даст какие-то плоды.

Вот потерпи, – говорит один из Глинской пустыни, великий был такой старец, юному послушнику, – потерпи, говорит, вот этого монаха, но знай, что никто ему угодить не может, никто. Это такой строптивый, как будто в нём лукавый сидит. И вот он пошёл и стал ему прислуживать: и постель убирал, и еду ему приносил, и келью убирал, и до храма его провожал, и встречал – и всё не так. Всё. Одна сплошная ругань какая-то, вплоть до того, что летела и табуретка, и всё. Проходит некоторое время. Этот игумен Василий и говорит: Ну, может быть, тебе хватит терпеть-то? Уйдёшь от него? К другому можно поставить. И слышит от него:

– Я от него не уйду.

– А почему?

– А потому что, когда я от него стал всё это смиренно переносить, меня покинули страсти. Если до этого они не давали мне покоя ни днём, ни ночью, то за терпение такое <я чувствую мир в душе>. А я, – говорит, – легко его и переношу сейчас. Но наслаждаюсь внутренним миром, потому что меня покинули многие страсти, какие не давали мне покоя ни днём, ни ночью до этого.

Вот какие плоды могут быть, если мы будем принимать всё от руки Господней, так как это делать полагается. Так вот, это Закон. И мы с вами его не изменим. Так и смотри на все дела Всевышнего: их по два, одно против другого – свет и тень, небо и земля, день и ночь – везде мы видим вот это указание, что есть какая-то противоположная сила.

И вот люди, наблюдая это, и придумали вот эту религию, что зло со-вечно Богу – два начала со-вечных: доброе и злое. Мы, конечно, отрицаем это напрочь, потому что пороку злобы предшествовала добродетель – не вложил Господь в нашу природу зла, а оно появилось как результат противления. Поэтому можно извлекать пользу и из зла. Иоанн Златоуст в одной из бесед скажет, что диавол также может приносить нам большую пользу – если мы будем правильно пользоваться им. И вот эти искушения воспринимать так, как их полагается воспринимать.

Две мелющие на жерновах, два лежащих на одре, один берётся, другой оставляется (см. Лк. 17:34, 36). Что это значит? Два человека в идентичных находятся обстоятельствах, или в трудных – жернов мельничный символизирует собой труд, болезни, недуги, всевозможные неприятности, а одр – одр, на котором человек отдыхает. Почитайте, какой одр был у Соломона (см. Песн. 3:7–11): <символизирует> негу, довольство, богатство. И вот два в одинаковых обстоятельствах – один берётся, другой оставляется. Потому что один благословляет и терпит, другой проклинает и хулит Творца своего. Одного богатство не искушает: сколько в Церкви богатых людей, иже во святых? Тот же Иоанн Златоуст, Василий Великий. Это были богатые состоятельные люди, но у них не было обольщения богатством. И Спаситель говорит, что не богатство портит человека, а обольщение богатством, и зло не в золоте – это драгоценный металл, в нём нет порока, это металл, который создал Господь, а вот зло – в душе человеческой, которая желает обогащаться (ср. Мф. 15:18).

Зло не в красивых телах, красивые тела кругом нас – и міроздание прекрасно, и человек, но зло заключается в похоти, которая сидит во мне. И вот эта похоть превращает прекрасное: я на него смотрю неподобающим взглядом – это похоть, которая сидит во мне (ср. Иак. 1:12–16). Поэтому не будем говорить с вами таких вещей, которых не подобает говорить нам как христианам: за что? почему? Вот Достоевского сводила с ума мысль: почему страдают дети? И действительно: ну ладно, – говорит он, – взрослые вкусили от запретного плода, а вот дети-то за что страдают? Действительно, как ответить на этот вопрос?

Когда вы посмотрите: целые больницы детей, как они, за что они, за чьи грехи? Вот если вы откроете (потом будем проходить) заповеди, Десятословие, как основу всего законодательства Моисеева, там говорится, что Господь наказывает вину отцов в детях до четвёртого поколения, а вот милует до тысячи родов. Но и наказывает до четвёртого поколения, ненавидящих Меня – добавлено. Не просто наказывает, а вот <если> кто, родители или прародители, занимались богохульством – вот это богохульство их, богоборчество, оно и сказывается до ІV-го поколения (см. Исх. 20:1–17).

Что мы будем здесь противопоставлять этому? Что мы можем противопоставлять этому? Мы не можем это изменить. Ну, давайте тогда отменять все эти положения и говорить, что вот: здесь Бог неправ, я правее. Это будет сплошное богоборчество. Поэтому как ответить на вопрос? Мы не знаем, почему страдают дети. Может быть, их страдание – это искупление, может быть, на их страдании мір-то держится.

Трудно ответить. И конечно человек хочет получить ясный ответ. Иов хотел получить ясный ответ: почему он страдает? Давид хотел получить ясный ответ: почему он страдает? Иеремия пророк (см. Иер. 20:14–18), как и Иов, проклинал день своего рождения (см. Иов. 3:11–13) – это такой-то пророк! – и хотел также знать, почему путь нечестивых спеется: преуспевают нечестивые (см. Иер. 12:1). Как понимать слова Апостола Павла к Тимофею, что все, желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы, а злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (см. 2Тим. 3:12–13)? Как такое может попустить Господь? Что, нет Промысла? Вот кто из экзистенциалистов сказал – основатель <атеистического направления в экзистенциализме? Сартр> – так и сказал, что всё в міре совершается так, как будто Бога нет. Действительно, усмотреть Промысл, благой и спасительный, мы с вами не можем и перед многими явлениями просто стоим – они нас озадачили, и не знаешь, как их объяснить. И объяснения наши ошибочны, и мысли.

Откройте книгу Премудрости Соломона, 9-ю главу. «Премудрость Соломона» – это книга неканоническая, поэтому она только в полной Библии. И вот он спрашивает здесь

– 9-я глава, 13-й стих:

«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? [Поэтому <нелегко> решать эти вопросы: что угодно, что неугодно. Вот это младостарчество так развилось, что они <решают> безапелляционно, как будто вот на Небе побывали и знают всё, что Богу угодно. А вот он говорит: “кто может уразуметь, что угодно Господу?”. И мы должны поэтому отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец. Спрашивают <его> по какому-то <поводу, а он отвечает>: “Откроет Господь – скажу, не откроет – не скажу”]. Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная Храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесахкто исследовал?»

Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд – от одного ничего, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это: случай, Промысл или что? и почему вот так происходит?

На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать. Придёт время – Господь Сам откроет и Сам уяснит. Как и было с Иовом – вы думаете, вот, он высказал – в книге-то своей – <все свои вопросы>? Откройте в книге Иова 42-ю главу, последнюю. И вот, в этой главе речь идёт о том, что он отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвёртый <друг> Елиуй – и всё на одну и ту же тему, и всё не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздаётся голос Божий, и голос Божий это всё <сказанное> сводит к одному. Вы посмотрите: <какая> цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38-ю главу и посмотрите, 1-й стих:

«Когда Елиуй [это четвёртый молодой друг] перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» – Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – Вот цена всех наших рассуждений.

Теперь смотрите 42-ю главу.

«И отвечал Иов Господу и сказал [вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения]: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено [и вот этот следующий 3-й стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь]. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя [он увидел лик Христов], поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

И так будет у каждого человека, у кого воистину произойдёт вот эта встреча со Христом, и он мысленно увидит Его Лик – он перечеркнёт все свои труды и все свои размышления и скажет: так! я раскаиваюсь – и отрекаюсь, и раскаиваюсь – в прахе и пепле.

Теперь, забегая вперёд, хочу вам сказать, чтобы мы не были вот так <самоуверенны, как друзья Иова>, что ни изречение – с аподиктичностью: больше никакого другого мнения и быть не может. Вот здесь есть очень тонкое замечание, которое мы все должны взять для себя и не забывать:

«И было [7-й стих], после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину [это самому старшему и мудрейшему]: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов [Вот мы все говорим не так верно, как раб Мой Иов]. Поэтому упросите его, чтобы он принес за вас жертву, ибо только его жертву Я приму и прощу вам» ваши все неточности. Вот запомним: мы говорим не так верно, “как раб Мой Иов”. Поэтому нужно очень осторожно высказывать свои мысли и особенно давать советы, которые могут быть роковыми. Одно слово может быть роковым, одно движение может быть роковым и отразиться на всей жизни. Надо быть очень осторожным. Поэтому в Евангелии так и говорится: слова твои да будут немноги. Да – да: должно соответствовать! Нет – значит нет, а что сверх того – то от лукавого (см. Мф. 5:37).

Итак, мы должны закончить тему о ложных чудесах.

И мы проходим книгу «Деяний». Смотрим книгу «Деяний», открывайте снова «Деяния» и найдите 19-ю главу.

В 16-й главе мы видели, как Павел Апостол изгнал духа прорицательного из одной женщины – а ведь то, что она говорила, сбывалось! Но это был не пророческий дух, а демонический, прорицательный. И он вышел из неё, и она утратила эту способность прорекать и доставлять доход. А вот здесь, в 19-й главе, мы читаем следующее:

«Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей [вот в І-й-то век – ну, может быть, и во ІІ-м веке было особое дарование, особый дар Духа Святаго – exorcizo, или вот дар заклинателей, которым было дано изгонять из людей нечистых духов. По их слову и молитве они с криком выходили, и человек освобождался от мучительства. Потом этот дух отлетел, потому что стала падать дисциплина, стала слабее <духовная> жизнь, и поэтому дар тоже утрачивается. И вот эти экзорцисты] стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома [А так бы и вообще мог убить. Поэтому: взялись не за свое дело. Ну вот, давайте определимся: если у нас нет этого дара – изгонять злых духов – так мы посмешищем станем. Посмешищем. Это надо, я не знаю <, какую жизнь подвижническую вести, чтобы носить в себе такой дар>. Вот священники, которые действительно обладают даром отчитывания, – так ведь они какие несут скорби-то? а какую жизнь они высокую ведут? а скорбей у них? Не оберёшься, сколько скорбей. Так, дальше, читаем:]. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса [А вот дальше?]. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие [но не все], собрав книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их <... >».

Так, следовательно, и у них есть библия своя – белая или чёрная магия. Но дело не в цвете, а дело в демонизме. Поэтому не нужно не только заниматься, а и любопытства-то проявлять не нужно. Вот они сейчас лежат, все эти эзотерические книги, – да не нужно их и покупать. Зачем нам что- то читать по этой линии? Ну, если только преподавателям нужно, где буддизм проходится, и ислам, и другие религии. Но вот нам-то зачем это?

Мы должны довольствоваться полнотой Откровения здесь, только здесь. Только Христос – Путь, Истина и Жизнь и больше никто (см. Ин. 14:6).

И больше никто. Так вот: они сложили и сожгли.

Ворочая, я вам говорил, книги Даламбера, Дидро, Вольтера в печке, митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) говорил: «Как книги их горят здесь, так и души их горят там, в аду». Следовательно, многие, занимавшиеся чародейством по книгам, сложили и сожгли их. Так и нужно поступать. Вот основные, так сказать, здесь примеры.

Но о том, что будет к концу міра, когда вот это обольщение ложными чудесами, интерес ко всем этим эзотерическим, оккультным наукам будет просто поголовным, вот об этом предупреждает нас Господь.

Давайте сначала посмотрим Евангелие от Матфея. Вот малый Апокалипсис есть в 24-й главе. Здесь две больших темы. Тема предстоящего разрушения Иерусалима в 70-м году нашей эры и тема конца міра. А эта тема, последняя, была вызвана тем, что Апостолы показали, обратили внимание Христа на храм и на весь храмовый комплекс: И, выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? – всю эту красоту, всё это неповторимое величие. Действительно, уж римлян, этих всесветных завоевателей, было трудно удивить постройками какими-то. Они сами строили прекрасные храмы, акведуки, дороги, крепости, а и они изумились, когда увидели Иерусалимский храм. И вдруг Иисус сказал им: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

С разрушением храма у иудеев ассоциировался конец міра. Если храм будет разрушен, значит, придет и міру конец. Поэтому, вот, они сидели на горе Елеонской – а с Елеонской горы прекрасная панорама открывается городская: туда поднимались отдыхать и любоваться этой панорамой города жители, «субботы имущие путь» <это такой путь, который позволялось иудеям пройти в субботу – около версты, см. Деян. 1:12>, рядом с Иерусалимом Елеонская гора. Так вот, они задают Ему вопрос: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины міра? И вот на этот вопрос Господь отвечает, и, в частности, Он говорит, какое будет обольщение и какая скорбь. 23-й стих:

«Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или “там”,не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам». – Вот это тотальное обольщение. Смотрите: и телефоны, и адреса – обращайтесь, от сглаза, от такого-то, от такого-то – всё что угодно сделаем. Вот это нужно отметить вам: Мф. 24-я глава, с 23-го стиха.

Теперь открывайте Второе Послание к Фессалоникийцам. Вот он пишет им на предмет <того, как нужно быть готовым к этим апокалиптическим событиям>. А в апостольское время было очень напряжённое ожидание Второго Пришествия. Вот думали, что в сотом году – круглая цифра – и будет конец міра.

И у Апостолов в Посланиях очень много такого: время близко, ни о каком браке и думать нечего, потому что имеющие жён должны быть как не имеющие, и плачущие как не плачущие, потому что скоро приходит конец (см. 1Кор. 7:29–31).

И вот это напряжённое ожидание, оно и поддерживало в известной мере даже и религиозный-то уровень, и благочестие. Но человек долго ждать не может. Ему нужно конкретное число, тогда он подумает: стоит ждать или не стоит. И вот если бы был открыт срок действительно, то все бы сделали для себя вывод: если это не скоро, успеем пожить в своё удовольствие; если это не за горами, ну, многие бы впали в страх, какое-то уныние. Господь скрыл от нас и сказал, что о дне том и часе не знает никто, только Отец Его один (Мф. 24:36) – чтобы прекратить это любопытство. Но мысль человеческая буравит и буравит эту тему. Появились адвентисты. Сколько они указывали сроков? И на Руси у нас – сколько было сроков, когда люди уже забрасывали всё хозяйство и, можно сказать, спали в гробах, ожидая конца міра. Проходил тот срок, и всем было стыдно смотреть <друг на друга>. Тогда уже в другую сторону: запивали, раз ничего не пришло, гуляй душа – ничего не будет. Вот Апостол во 2-й главе пишет:

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [внимание], как бы нами посланного [вот, циркулировало какое-то подложное послание от имени Павла. Уже тогда кто-то использовал его авторитет, чтобы протолкнуть свои эти хилиастические идеи, учение о кончине міра], будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление [вот должна быть, ну прямо, всемірная ἀποστασία. Апостасия – это отход от веры, от религии. И не только у нас, но и по всему лицу Земли и, очевидно, во всех религиях – апостасия], и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога [Вот это и есть антихрист]. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? [Вот им говорил, а в послании только намекнул о том, что говорил. И вот всё осталось за чертой, что же он им говорил?] И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время [Вот они знали, а мы гадаем. А они знали. Что не допускает?]. Ибо тайна беззакония уже в действии <... > [ну, а тайна беззакония, она, очевидно, началась с момента падения в ангельском міре. Тайна беззакония началась с момента падения в ангельском міре. И она продолжает это действие своё – тайна беззакония. Дальше]. Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь [вот какой трудный текст. Из среды нашей будет взят удерживающий теперь. Кто же этот Удерживающий? Вот Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник считали, что это есть гарант веры, Православия у нас – это Императорская власть, это вот власть Императорская, Царская власть. Вот если будет отнят Удерживающий (а ведь какая вакханалия-то началась, <после отречения-то Императора, Николая ІІ>) вот тогда приблизится вплотную время к его пришествию. Но, как видите, они, ну, не то что ошиблись, – как вам сказать, какое слово-то <употребить>?

– но вот, тем не менее, пока не произошло ничего такого

– сына погибели в каком-то храме мы не видим, который бы диктовал. Но предпосылки к тому – вот эта глобализация, унификация всего, это обезличивание людей полностью, оно готовит вот это пришествие. Это всё знамения, которые мы должны наблюдать. Дальше, что он говорит:]. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своеготого, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».

Вот его ответ. Но у нас тема-то – чудеса. Вот ложные чудеса и знамения, которые прельстят многих. Поэтому не всякому слуху верьте и не всякому чуду верьте, потому что чудеса могут совершаться и исцеления какие-то – на время, а потом человеку становится <хуже прежнего>. Вот посмотрели бы вы на тех излеченных, которых «излечил» вот этот Кашпировский. Какими они стали страшными и больными – вот тогда бы сказали: да вот на время какое-то улучшение, потому что отобрал энергию от здорового организма и перекачал на больного. На какое-то время человек чувствует себя хорошо, а потом попадает в ещё большую беду. Это вот результат такой. «Въ лѣчебницу пришелъ ecu, да не <не> исцѣленъ отыдеши» – нужно давать место врачу.

Вот Сирах говорит: дай место врачу в своих болезнях. Откроем премудрого Сираха и найдём 38-ю главу. Открывайте все 38-ю главу «Премудростей Иисуса сына Сирахова». Потому что некоторые лжестарцы категорически запрещают обращаться к врачам, принимать лекарства – ну, такое сеют! ну, такое мракобесие! Вот <уж если послушать таких! >. А вот что Писание-то говорит? А Писание вот что:

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою [это из истории Исхода (см. Исх. 15:23–25), потом мы вспомним], чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице Земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. [А дальше?] Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву [семидал – это мука жертвенная была высшего помола, которая приносилась Господу], и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время ив их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38:1–15).

Если будем надеяться только на его искусство, на лекарство, но опустим вот это – 10 стих – оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце, – никогда не исцелимся. Никогда. Вот это нужно запомнить.

Следовательно, вот тема « Чудеса, силы и знамения – как вот мы с вами и просмотрели – как проявление Божественного всемогущества». И последний у нас пункт из предварительных свѣдений. Запишите:

Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания.

Это самая, пожалуй, актуальная также тема. Экклесиология. ́ Εκκλησία, <Народное Собрание,> Церковь. Экклесиология – учение о Церкви – самая актуальная тема на сей день, потому что очень развивается внецерковное христианство. Люди не хотят связывать себя с Церковью: я и Бог. Ну, в основе этого лежала реформация, и лютеранство, и протестантство со всеми его разветвлениями: «нам не нужен авторитет. Мы – дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания».

А мы говорим, что спасение только в Церкви. Только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства. Это новомодная ересь. Потому что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. И вот она выступает с авторитетом безапелляционным. На Церковь невозможно подать в суд. Это хранительница Истины. В Сѵмволе Веры учение о Церкви сформулировано так: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Единство, святость, апостоличность, кафоличность – вот признаки Церкви.

Вы приготовьте в следующий раз катехизическое определение Церкви по <митрополиту> Филарету (Дроздову), потому что, пожалуй, что всё-таки то определение Церкви, какое дал Филарет, – пока что лучше его никто ничего не сказал. Вот Господь воздвиг такого мудрого человека в ХІХ-м столетии, который прошёл практически через весь этот не менее опасный, чем сейчас, ХІХ-й век. И вот его «Катехизис», как его ни ругают, как его, не знаю что, но, по-моему, это замечательный Катехизис.

Так. И вот там дано такое определение Церкви, которое он даёт. Это что? Общество людей, объединённых – чем? – вероучением, таинствами и иерархией – обязательно. Никакого царственного священства быть не может (см. 1Пет. 2:3). Должна быть специально поставленная иерархия, которой дано право учить, совершать Таинства и заниматься, вот, духовничеством. И вот мы все вместе – это можно сказать – это Поместная Церковь, если бы не было у нас здесь никого, кроме нас, вот в таком зародыше все Церкви и начинали своё существование.

И вот что же нужно сказать о Церкви? Когда Пётр исповедовал Его Сыном Божиим, Господь говорит, что Он создаст Церковь на камне – не на Петре, а на его исповедании Христа Сыном Божиим, – и врата адовы не одолеют Ее (см. Мф. 16:18). Церковь может внешне быть очень презентабельной: распространяться, и храмостроительство <осуществлять> и всё <внешне выполнять>, – но гнилой внутри. Я бы вам посоветовал всем почитать <митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении».

«Вера, неверие и сомнение». Вот он говорит, какая Церковь у нас была, Православная. Внешне – блеск, внутри – много гнили. И вот эта болезнь внутренняя – она и привела к такой катастрофе <1917-го года>.

Теперь. Церковь не одолеют врата ада. То есть все силы зла (любой Армагеддон – битва, которую будут давать силы зла Церкви) не одолеют, потому что краеугольным камнем Её является Господь. А освящает Её Святой Дух. Поэтому здесь борьба безцельна, хотя она принесёт тем, кто с ней борется, очень много таких их побед, временных.

Теперь относительно Церкви. Откройте, пожалуйста, Евангелие от Матфея 18-ю главу. И вот, в 18-й главе, в 15-м стихе мы читаем следующее:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь [скажи церковной общине]. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Вот отметьте эти стихи, с 15-го по 20-й. Авторитет Церкви не подлежит обсуждению. Она – святая. И вот, давайте <в этом не сомневаться>.

Апостол Павел так разовьёт это учение о Церкви, что, с его слов, Ангелы получают ведение через Церковь и прислушиваются к тому, что скажет человек. Это прямо поразительно.

Откройте Послание к Ефесянам. Ефес – город в Греции, и вот туда он <пишет>. Одно из самых таких трудных посланий. И вот здесь есть удивительные слова – 3-я глава. И в 3-й главе, в 8-м стихе он говорит:

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово [что такое Евангелие? – это неисследимое богатство Христово], и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге [вот то, что было сокрыто в Боге от вечности, открыто было Апостолу], создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальством и властям [вот здесь, если бы была поставлена точка, ну можно было бы подумать, что начальства и власти – это земные власти, а посмотрите дальше-то] на небесах [то есть речь идёт об иерархии Ангельской], многоразличная премудрость Божия [вот, следовательно, Ангелы прислушиваются к тому, что скажет Апостол, и поучаются из Церкви. Как же можно Её авторитет отвергать?].

Теперь посмотрите последний стих 1-го Соборного Послания Петра. Откройте, и вот нужно вам сказать следующее. Он говорит, что пророки исследовали – 1-я глава, 10-й стих – пророки исследовали, к какому времени открывал <Дух Христов>, что придёт Господь на Землю и совершит спасение. Когда это произойдёт, указывал сущий в них Дух Христов. Читаю вам 11-й стих:

«Когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым [то есть Апостолами], посланным с Небес, во что желают проникнуть Ангелы».

Следовательно, что проповедовали Апостолы? То, во что желают проникнуть и Ангелы.

Несколько будет дополнений в следующее занятие, а сейчас время истекло. Я благодарю вас за внимание. Помолимся.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle