И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 26. Обзор экзаменационной программы

Кланяюсь всем вам и хочу сказать, что события Благовещенія ждал весь мір пять тысяч пятьсот восемь лет. От сотворения міра прошло пять 5508 лет, когда совершилось вот это событие. И <стало понятно пророческое выражение> Семя Жены сотрет <, то есть сокрушит, > главу змія (см. Быт. 3:15). Определилось окончательно, Кто Эта Жена: это – Пренепорочная Дева Мария. Её Семя, то есть Её Плод, Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ <...>» – Он и сотретъ главу змія.

И конечно, если внимательно почитать канон на Благовещеніе, то он построен в форме диалога: Ангелъ возопи – Богородице рѣче. И вот во многих тропарях говорится о том, что Дева боится обольщения, как обольстилась Ева, и вдруг, да и это известие будет обольщением? Не бойся моих словес, но веруй! – вот, какой был ответ. И поэтому, уверившись в этом, Она говорит эти слова: Се, Раба Господня. Да будетъ Мне по слову твоему! И отошёл от Неё Ангел (см. Лк. 1:38).

Происходит безсеменное зачатие. Тайна этого безсеменного зачатия не может быть постигнута, и поэтому всякое дерзкое такое прикосновение к священному Божию Кивоту имело самые печальные и отрицательные результаты. Эта тайна не подлежит испытанию. Она связана с таким интимным вообще вопросом, как зачатие. И поэтому, если люди не соблюдают границы и меры, они своими словами, своими рассуждениями оскверняют эту тайну.

Мы должны знать пределы надменным волнам своим и не переступать их (ср. Лк. 1:51). Даже у безбрежного океана есть границы, из которых он не выходит: здесь предел надменным волнам твоим. Доселе дойдешь и не перейдешь (см. Иов. 38:8–11). Вот так же этот предел мы должны класть и в мыслях своих, и в рассуждениях своих, когда вопрос касается таинств нашей веры – тайна не терпит испытания. Она – дело благоговейной веры и поклонения. А вот за это благоговение Господь в какой-то степени будет <нечто> открывать людям, да.

И вот такие люди, как Василий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, касаясь этих вопросов, с какой глубиной, с каким целомудрием они освещали эти темы! А так, языком обычным говорить – это, знаете, просто профанировать и осквернять своим языком эту тайну и это таинство.

Главизна, начало нашего спасения <Днесь спасенія нашего>. Действительно – Бог входит в нашу историю. Если до этого всё были пророчества, предзнаменования, то сейчас Бог входит в нашу историю и обитает во чреве Девы, проходя все степени развития, дабы все возрасты спасти, и возрастает в благодати как человек, и благодать Божия пребывает на Нём.

Хорошо. Теперь мы должны поговорить с вами на предмет экзаменов и вспомнить, давал ли я программу вам?

– Нет, не давали.

< Входит Мария Никандровна и делает объявление об экзамене:>

– Если кто-то сможет, то часам к трём приходите.

– Да, я приду где-то после обеда и буду до упора, уже где-то до десяти часов вечера. Все будут идти и идти, и складывается такое впечатление, что конца-края нет. Вот вроде можно всех пересчитать, и вдруг всё подходят, подходят и подходят <смех в аудитории >. Да.

Так. Теперь давайте определимся, и вы сможете записать: Экзаменационная программа. Программа-минимум. А вы не бойтесь, я сам боюсь (слушатели весело смеются). И вы не бойтесь, мы договоримся – такую лёгкую для вас составить программу, чтобы, знаете, как было сказано? – чтобы воля Божия совершилась к величайшему вашему удовольствию <смех в аудитории >. Да.

Вот, что можно сказать: Ветхий Завет. Ветхий Завет, его суть составляют, конечно, мессианские пророчества. История царей – запомнить это невозможно, всех царей, прочитав их один раз; а вот мессианские пророчества – это надо будет нам знать. Поэтому давайте сначала определимся с теми пророчествами, которые нужно знать как минимум. Без него нельзя обойтись.

Так. Мессианские пророчества. Первое: Бытия 3:15: «И вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между семенем Её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Сказать наизусть и дать самый минимальный комментарий: что здесь, о чём здесь говорится.

Так. Второе пророчество – благословение Ноем своих детей. Это 9-я глава Книги Бытия, стих 25–27. Ной определяет судьбы в пророческом вдохновении – своих детей: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». И вот пророчество Симу: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему». Пророчество Иафету: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

Можно сказать, что линия мессианская идёт через линию Сифа. Сиф, сифиты, родословная Патриархов-сифитов допотопных дана в 5-й главе книги Бытия: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил и так дальше, включая Ламеха и Ноя. Вот эти сифиты.

Через Ноя они переливаются в семитов. Из трёх сыновей Ноя Сим, как видим, получает особое благословение: Благословен Господь Бог Симов. Значит, Мессию нужно ждать из рода семитов, и вот в 11-й главе окончательно уточняется последовательность вот этих Патриархов, семитов: начиная <с Сима> – Сим, и вы посмотрите – и доводится эта линия до семейства Фарры. У Фарры среди сыновей есть Аврам – впоследствии Авраам, – с которым и будет заключён Богом Завет. И навсегда Своё имя Он соединит с тремя Патриархами: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (ср. Исх. 3:6).

Дальше. Следующее пророчество очень важное – это 12-я глава книги Бытия, стих 1–3. Двенадцатая глава книги 1–3. «И сказал Бог Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я <...> благословлю тебя <...>, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе [в потомстве твоём, в семени твоём] все племена земные...» Вот, если вы ответите это наизусть без запинки, я скажу: «С Вас довольно. Всё». И все экзамены.

Так, теперь нужно следующее пророчество. 49-я глава, 10-й стих. А вот потренируйте свою память на мессианских пророчествах, и вы увидите, как она у нас плохо развита – и не в ту сторону. Да, ну были случаи такие – с ментальным исходом <смех в аудитории>. А что делать? Да не бойтеся! Не бойтеся. Не убойтеся. Да что вы! Да ведь учить наизусть мессианские пророчества – это одно удовольствие <смех в аудитории>.

Так. Теперь вот – что я сказал? 49-я глава: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». То есть ждать Мессию нужно тогда, когда отойдет скипетр от Иуды, и она <Иудея> лишится политической самостоятельности, будет присоединена к Риму (а скипетр – это символ царской власти), – вот тогда и нужно ждать прихода Мессии.

Он и пришёл, когда на престоле сидел в Иудее идумеянин – Ирод Великий, не имевший никаких прав и на престол.

Теперь переходим сразу к книге Числ – 24-я глава, 17-й стих: «Вижу Его, но ныне еще нет [Вот выбрасывают слово ныне, как вот будто договорились. Все забывают слово ныне. И посмотрите, что получается: Вижу его, но нет. Ведь, абсурд! Вижу Его, но ныне еще нет. Слово-то ныне ключевое!]. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». Вы знаете, мы настолько вне контекста Библейской истории живём, что вот эти слова кажутся как вот <из параллельного міра>. Вот они и не запоминаются! Вот всё что угодно запоминается, а это никак, потому что не живём стихией этого слова.

И наконец, последнее из Пятикнижия – 18-я глава 15-й стих. Второзаконие: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твойЕго слушайте». Вот акцент нужно поставить на слове: Его слушайте.

Вот. Это основные пророчества Пятикнижия. Теперь давайте вспомним, сколько их? Шесть, но хотя до десяти нужно. Десять – это так уж положено. Давайте теперь посмотрим, какие же пророчества самые обязательные.

Исаия, 7-я глава, 14-й стих: «Се, Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родить Сына, и нарѣкутъ имя Ему: Еммануилъ, еже есть сказаемо: съ нами Богъ» (параллельный текст Мф. 1:23).

Теперь девятое. Какое по счёту?

– Восьмое!

– Восьмое, да? На пересказ – 53-я глава. На пересказ – не наизусть, а вся глава 53-я на свободный пересказ: «Господи! Кто поверит слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Он взошел пред Ним, как росток из сухой земли. Нет в Нем ни вида, ни величия, которое бы привлекало нас. Но вид Его ужасен. Все мы блуждали, как овцы. Каждый сбился на свою дорогу. И Господь возложил на Него грехи всех нас. Как овца веден был Он на заклание, и как ягненок пред стригущими Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто исповѣсть? Ибо вземлется от земли жизнь Его. Ему назначили гроб со злодѣями, но Он погребен у богатого». Вот в таком плане надо близко к тексту пересказать и в силу этого значения <53-й главы>, напишите.

Теперь девятое – 21-й псалом на пересказ. Двадцать первый: «Элои, Элои, Лама савахвани! Еже есть сказаемо: Боже Мой! Боже Мой! Почто Мя оставилъ еси?» (Мк. 15:34). Так этими словами начинается 21-й псалом. Вот я вам говорил: 21-й и 53-й <псалмы> – это апогей пророческого прозрения.

Теперь надо записать – место Рождества Христова. Кто это говорит? И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных (см. Мф 2:6) Открывайте пророка Михея. И находите 5-ю главу, 2-й стих: «И ты, Вифлеем-Ефрáфа [Вифлеем, Ефрáфа – это одно и то же: «Домъ хлѣба», Бет-лехем], мал ли ты между тысячами Иудиными? [конечно, мал] из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», – ну явно, что речь идёт о Христе: от дней вечных.

И последнее давайте посмотрим. Да-да, пусть будет. Захария, 9-я глава, 9-й стих. Это торжественный вход Господень в Иерусалим. Лазарева Суббота: «Ликуй от радости, дщерь Сиона! Торжествуй, дщерь Иерусалима! Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, спасающий, праведный, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Вот это пророчество исполнилось во время торжественного входа Господа в Иерусалим. Вот, это – так.

Теперь чисто текст такой, давайте: «История міротворенія». История міротворенія. На пересказ две первых главы: Бытия 1–2. На пересказ. История міротворенія... Что?

– Да мы не успеем, Игорь Цезаревич!

– Да слушайте, вы приготовите всё! А Новый Завет, Новый Завет – притча на выбор. Всё! Весь Новый Завет – притча на выбор!

– С объяснениями?

– Ну, как-нибудь. А вы скажете мне: я приготовила притчу о мытаре и фарисее. А я спрошу: а вот какой ключик к этой притче? Где он находится? А вы мне скажете: ключ в данном случае – в притче – находится перед ней. И там текст: Сказал также притчу о тех, которые почитали себя праведными и уничижали других (см. Лк. 18:9). А других унижали! Как это можно почитать себя праведным, унижая других? Как это? Вот, где извращения-то! Вот, два человека вошли в храм помолиться. И не говорите, что один вышел оправданный, а другой осуждённый. Неверно это. Фарисей вышел менее оправданным, чем мытарь. Его сгубило <самодовольство>!

Вот все заслуги его диавол прямо с языка снял, когда он <произнёс>: благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди или как вот этот мытарь.

Вот всё, весь Новый Завет. Притчи на выбор, потому что 99 % из Евангелия – это притчи. И вот надо эти притчи почитать. Но не рассказать, если – а вдруг да если я спрошу: ну, а где родился Христос-то? Ведь как это? А вы скажете: «Да где Он родился? А с какой горы вознёсся?» А?

– С Елеонской.

– С Елеонской горы. А где преобразился? На Фаворе. А на каких горах погиб Саул, царь? (Молчание в аудитории). Приехали. На Гелвуйских горах. Так. А скажите мне, а чем извѣстна гора Кармил?

– Там пророк Илия устроил жертвенник.

– Вот. Пророк Илия там построил жертвенник и выяснял: Давайте выясним, чей Бог истинный. Пусть жертву пожрёт небесный огонь (см. 3Цар. 18:20–24). Да. Так вот уж, если это всё-таки <вы расскажете>, я думаю, что вас помимо того, что, вот <я говорю, никто больше не спросит>. Это программа-минимум.

Теперь. «История, – второе, – грехопадения». Третья глава. Неужели 3-ю главу вы не расскажете? «История міротворения». Я спрошу: скажите, как говорит Писание о творении третьего дня? Вы должны сказать: И сказал Бог: да соберётся вода, которая подъ небомъ, въ собранія своя и да явится суша (см. Быт. 1:9). Уж проще простого. Уж проще простого! <смех в аудитории>. Нет. Вы умудряетесь забыть!

А вот спрошу: как говорит Писание о творении человека по 2-й главе? Не по 1-й, а по 2-й. Вы говорите: да это 7й стих! «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Так. Ну а, если немножко из истории: кто был первым царём у Израильтян?

– Саул.

– Саул. Кто его помазал? Самуил-пророк (см. 1Цар. 10:1). Почему он был Богом отвергнут? Дважды нарушил слово Божие. Первое: во-первых, перед сражением с филистимлянами не дождался прихода Самуила, чтобы принести жертву, и сам принёс (см. 1Цар. 13:8–14); и второе – в 15-й главе ещё – не истребил амаликитян полностью, как это говорил Господь, потому что Амалик напал, когда Моисей вёл народ из плена; он на растянувшийся обоз напал – и Иисус Навин боролся с ними. И когда Моисей воздевал <руки, одолевал Израиль, опускал – одолевал Амалик> (см. Исх. 17:11–12). Так вот, Господь сказал, что у Меня брань с Амаликом из рода в род (см. Исх. 17:16), и его нужно истребить. Вот Амалика нет, а вот есть мысленный амалик – диавол. Потому что исторически Амалик прекратил своё существование. А вот это – архетип врагов Божиих, врагов Церкви, которые видоизменяются и в новом обличии нападают на Церковь, и стараются её истребить полностью.

Давид, затем после него, да? После Давида – Соломон. А остальных царей я и не напомню, и не трону. Но Саул, Давид, Соломон – уж это простите. Это уж Вы должны бы знать.

Теперь, смотрите: имена пророков. Запишите, какие имена вы должны знать. Имена великих и малых пророков. Двенадцать малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Иона, Аггей, Захария <, Авдий, Малахия>. Скажите мне – вот пророк Аввакум: Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет (см. Аввг. 4). Пророк веры. Пророк веры – пророк Аввакум. А праведный верою жив будет. Так.

Имена Апостолов. Двенадцати. А семидесяти не нужно, или вы хотите и семьдесят? Но двенадцать-то мы же с вами проходили. Мы проходили. И вы тогда писали, наши пальчики устали, а вы всё писали имена. (Слышен смех). Только не путайте: Кифа – один, Петр – один, Симон – третий. Симон-Петр, Кифа. Вот и всё. А то насчитаете столько, что только держись.

Хорошо. Спрошу имена Евангелистов. Кто из них был из числа двенадцати и из числа семидесяти? Кто из числа семидесяти? Лука и Марк. И Марк. Так. Вот из Нового Завета ещё будет вам обязательно – без этого нельзя – пролог Иоанна. Иоанн, 1-я глава, 1–18: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А, нет: «Оно было в начале у Бога. Все через Него нáчало быть». Надо ударение-то правильно ставить. Вы уже не имеете права произносить неправильные ударения. Да. А?

– Наизусть?

– Нет-нет. На пересказ. На пересказ, но я могу спросить: как вы понимаете – «Слово». «Вначале было Слово». Что – у Слова, у Логоса, есть начало? Начала у Него – что? Нет. Он со-безначаленъ Отцу и Духови. А вот начало – у міра: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) – вот у них начало есть. Было, когда міра не было; а вот сказать: было, когда Логоса не было, Сына Божия – не было – нельзя. Не было, когда Его не было. Он был всегда.

Теперь спрошу: кто написал книгу «Деяний Апостольских»?

– Иоанн.

– А «Апокалипсис»?

– Иоанн.

– А ещё что Иоанн написал?

– Евангелие, Послания!

– Сколько?

– Три. Три Послания Соборных и Евангелие. Скажите, кто нам обещал <описать> всё по тщательном исследовании сначала, по порядку, ещё это какой Евангелист пишет? Лука, правильно. Кому он посвящает своё Евангелие? Ѳеофилу, боголюбцу какому-то.

Так, хорошо. Вот видите, ну, пророчества <мы прошли>, Послания Апостола Павла фактически остались за чертой. Столько я читал много из этих Посланий Апостола Павла в процессе, ну, а так – ладно. Что теперь по Новому Завету? Вот это всё; по Ветхому Завету – вот тоже всё. Следовательно 1-я, 2-я и 3-я главы книги Бытия – история грехопадения – буду спрашивать: что сказал Бог диаволу, что сказал жене, что сказал Адаму. Ну что Адаму Господь сказал? За то, что ты послушал голоса жены твоей, проклята земля за тебя. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не обратишься в прах, ибо прах ты и в прах возвратишься (см. Быт. 3:17–19). Но даётся Первоевангелие, Благая вѣсть: И вражду положу между тобою и между женою <...> (см. Быт. 3:15). Вот они и питаются верой от этой вѣсти.

Хорошо. Спрошу – как звали родителей Иоанна Предтечи?

– Захария и Елизавета!

– А Божией Матери?

– Иоаким и Анна.

– А отец Давида – кто?

– Иессей.

– Иессей. Так. А кто такой Вооз? Богатый вифлеемлянин, да? Муж Руфи, да. А от неё – Овид – Иессей – Давид. Вот почему это для нас важно. А кого из Судей вы знаете так вот? Вот <в акафисте> говорится: Радуйся, Руно Гедеоново! Ею же сниде Богъ. Что это за Руно Гедеоновой Ой-ой-ой! Руно Гедеоново? Он просил у Бога знамения! Пусть я расстелю эту шерсть овечью – на ней только будет роса. А кругом сухо (см. Суд. 6:37). Ведь это невозможно, а вот Господь даёт ему такое знамение. Так. Радуйся, Руно Гедеоново.

А с чем связано вот такое: Жезл Аронов прозябший? Жезл Аронов процветший? А это с чем связано? Корей, Дафан и Авирон стали претендовать на священство, а оно им не полагалось. И вот Моисей для разрешения вопроса сказал, чтобы все старейшины дали жезлы свои – посохи, и написали на них свои имена. В том числе и Аарон. Он внёс их на ночь в Скинию, а на другое утро выносит, и вот – жезл Аарона процвёл, дал цвет и миндаль (см. Числ. 17:8). Господь показал, что Аарон поставлен Богом Самим.

На какие части делилась Скиния (см. Исх. 26:33)? Передняя часть – Святилище, и более меньшая часть – Святое Святых, или Давир. А кто построил Храм-то?

– Соломон!

– А почему не Давид?

– Потому что он согрешил.

– Потому что он пролил много крови, был человек воинственный; но вот у него будет сын – мирный. Он будет царствовать в мирные дни. Он построит дом имени Моему (см. 2Цар. 7:13). Хорошо. Да вот, по существу, и довольно. И это такое небольшое число материала, причём такой он, самый запоминающийся, можно сказать.

А вот что случилось с Давидом, когда вдруг, вся его жизнь пошла, образно говоря, под откос? С какого момента?

<Убийство> Урии Хеттеянина, да? Верно. А почему у Соломона такой печальный конец? Правильно. Богоотступничество через многожёнство. Жёны склонили сердце Царя к служению иным богам, и он ходил с ними, строил капища и кадил этим богам (см. 3Цар. 11:4–8). Вот ради Давида Господь его сохранил (см. 3Цар. 11:13).

Так. Скажите мне, а вот кто вознесён был ещё живым-то на Небо?

– Илия!

– И?

– Енох.

– Енох. Седьмой от Адама – Енох и пророк Илия. Хорошо. А скажите мне – вот потоп: причины потопа? Всякая плоть извратила перед Богом путь свой и наполнилась Земля злодеяниями (см. Быт. 6:13). Кто только остался? Ной. И его семейство. Ради Ноя и семейство спасено было. Вот это должно быть всё-таки уже на слуху, как у людей таких, <грамотных>. Это ведь не сказки какие-то и не мифы, а это вот история; и она, эта история, повторяется; и Спаситель сказал: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого (см. Мф. 24:37). То же самое произойдёт. Верно.

Послепленные пророки – это кто такие? Три послепленных пророка: Аггей, Захария и Малахия.

Аггей, Захария и Малахия. Вот у Малахии есть какое-то прекрасное пророчество в 3-й главе. В 3-й главе речь идёт об Ангеле и об Ангеле Завета. Просто об Ангеле – это о Предтече, который приготовит путь пред Тобою, а Ангел Завета – это Христос (см. Мал. 3:1). И там есть слова: вот, Он идёт. А до Его пришествия пять столетий. Верно. До Его пришествия пять столетий. Больше ничего. Если вы скажете: «А я пожелаю ещё что-то сказать», это уже «сверхдолжные заслуги» и <смех в аудитории> давайте вот так вот, да.

Слушайте, ну а вообще-то – вообще-то, вот так если подумать, конечно, занятия по Библейской истории раз в седмицу, и то часто седмицы пропадают, это тут хоть каким галопом не иди, всё равно этого мало; и вот есть так называемый факультатив – будет он в следующем году или не будет? Там в основном Новый Завет; а так нужно вам определиться вот с чем: назначить себе какое-то правило – как ежедневно читать Священное Писание, по скольку стихов, с чего начинать. То ли идти по календарю, то ли идти с самого начала, переходя из книги в книгу, то ли главу из Ветхого Завета и главу из Нового – но это много.

Не нужно помногу читать. Предел – десять стихов. Это предел для неторопливого вразумительного чтения. И – но делать это неукоснительно – вот тогда Господь за такое усердие – Он будет открывать, знаете, вы сами удивитесь: что происходит с моей памятью? вот не запоминались, и вдруг как будто мне кто подсказывает! И вот это произойдёт при одном только условии: если мы будем ежедневно читать Священное Писание в качестве молитвы. Такие удивительные ведь есть слова. А уж Псалтирь читать, Евангелие читать – так мы с вами обязаны: без этого и жить-то невозможно.

Если не питать себя вот этим небесным чтением, <можно и отойти от Церкви>. Ведь посмотрите – кто подверг сомнению Священное Писание? Диавол. Подлинно ли сказал Бог? Подлинно ли? (см. Быт. 3:1). Кто это говорит? Диавол. Вот не будем уподобляться ему в нашем отношении к Писанию: подлинно ли сказал Бог?

Целые вон пишут, я не знаю, исследования: «Является ли автором Моисей?» Да что вы, да что вы это так!? Говорить-то об этом страшно! Церковь понимает авторство – совершенно понимает по-своему. Даже если бы это Пятикнижие и не принадлежало Моисею, а было неизвѣстно кем написано, достаточно определения Церкви, что она включила эти пять книг в Канон и, – сказала об этих книгах: эти книги – мои, а вот эти – не мои. Вот у нас подход с вами такой к авторству книг. Так.

Ну а что касается <того>, с какой целью мы его изучаем, этот ответ дан уже Тимофею во 2-м Послании: при том ты с детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение (см. 2Тим. 3:15). Вот с этой целью мы с вами и читаем: чтобы они умудрили нас во спасение. Вот только с этой целью и можно запоминать специально. Но заметьте – это я уж вам говорил – что если от какого-то текста, от какого-то стиха при чтении у вас согреется сердце и вы почувствуете как толчок какой, это, знаете, это нужно остановиться. Это нужно остановиться на этом стихе и подумать: что же такое Господь лично мне хочет сказать через этот текст? Что же? Теперь на вопрос: «Что значит Священное Писание в моей жизни?» я отвечаю – я был слеп, а теперь вижу. Грешник Он или нет, я не знаю. Знаю одно: я был слеп, а теперь вижу, – вот что сказал слепец (см. Ин. 9:25).

Так. Значит, Господь хочет через этот стих открыть вам персонально что-то. И надо эти места выписывать и составить себе такую небольшую антологию из текстов священных, которые вы будете читать и говорить: «Ну это же ведь всё имеет отношение ко мне. Всё имеет отношение ко мне».

И вы посмотрите – какие слова мы находим в 8-м стихе 31-го псалма.

Ну-ка, откройте 31-й псалом и найдите 8-й стих. Что там говорит Господь человеку покаявшемуся? Человеку покаявшемуся что говорит Господь? Ведь это мороз по коже – вот, что говорит Господь. Что там? «Вразумлю тебя, – дальше? – наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» Ну, Господи, помилуй! Ну это же вы посмотрите, какие слова! «Око Мое над тобою. Буду руководить тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти», – да ведь вот, что Господь нам обещает сделать.

Вот мы говорим: ах, нет духовников! Ах, не к кому обратиться! Ну и что теперь делать? Не от хорошей жизни их нет. Но у нас есть Священное Писание, которое может нам заменить их, если их нет. И Господь говорит: Я буду Сам руководить тобою. Наставлю тебя на путь, по которому тебе идти. Око Мое над тобою. Но за наше вот такое какое-то теплохладное отношение – теплохладное – вот плодов веры и нет. Плодов-то и нет.

Вы посмотрите – сколько сейчас имеет человек возможностей читать, покупать, приобретать такую литературу духовную; но ведь <нет> особых-то плодов, мы в себе-то изменений не видим. И улучшаемся – вот прочли бы книгу какую-нибудь и стали бы лучше. А просто развиваем пока что мозги только свои. Ну, обогащаем память, а в сущности- то своей изменений нет.

Так что вы не переживайте на сей счёт. Начнутся экзамены где-то, вот, после обеда в три-полчетвёртого. Я буду сидеть вот здесь и будет ещё ассистент. Такая – как её зовут? Екатерина Васильевна? Вот такая, да, женщина. И она также работает здесь. Вот она будет по этим спискам отыскивать, а я буду говорить, и там будет она заносить оценки; а потом они будут выставляться в диплом. Какие у вас дипломы-то хоть? <Смех в аудитории>. Выдаются – какие? Корочки? Или что?

– От Вас всё зависит < Снова смех>.

– Это там они придумали какие-то хорошие красивые корки и выдают. И выдают – и выдаёт – обычно митрополит выдавал, да. Всё в торжественной обстановке так это делалось. Поскольку всё-таки <это для вас серьёзное событие>. Да.

Игорь Цезаревич, а как экзамены будут проходить?

– А вот – вы придёте, сели за стол – ну и я вас спрошу – что вы приготовили, что вы хотели бы ответить.

– По Новому Завету.

– Так же и по Ветхому. Вот спрошу, как пророчество <читается>: Второзаконие, 18-я глава. Вот вы мне и скажете: Пророка из среды... из братьев твоих...

Ну хорошо. Да нет, вы знаете, не смущайтесь. Экзамены – это просто так, приятное собеседование <Смех в аудитории>. Надо будет всё же завершить чисто формально, как полагается. Вот какие-то у вас письменные работы есть, которые нужно подавать и за неподачу которых вам могут выдать не диплом, а справку, вот это – нежелательно. Надо поэтому потрудиться, постараться написать эти работы.

– А у нас ещё по другим предметам нужно писать!

– Это по какому предмету нужно писать?

– Из трёх любое!

– Ну так вот это выбрать можно? Ну, а если говорить вот так, просто чисто по-человечески. Три года мы с вами общались и в какой-то степени духовно как-то и сроднились, потому что ведь, вера обладает удивительной силой. Во Христе Иисусе нет ни мужеска пола, ни женского, ни Еллина, но всяческая во всех Христос (см. Кол 3:11).

Действительно, вера сближает людей и делает их духовно-то родными. Поэтому, вот, это общение, оно было взаимным таким, и это общение с вами и преподаватели-то получают, и то, что они могут давать они дают, а всё остальное уже будет зависеть – как вы это будете реализовывать на <своём> поприще.

Вот тут недавно – ну, с месяц тому назад – собрался курс прошлый и они делись опытом. Вот те, кто занимается уже миссионерством – какое это, во-первых, и благодатное дело, но сколько зла, сколько противостоит ему людей, которые не хотят ничего и слышать ни о какой православной культуре, ни о каком Законе Божием в школах – ни о чём: ни об истории Русской Церкви. У них свои какие-то кондовые представления о воспитании.

И поразительно, что в женщине может быть такая вот агрессия против религии – даже и объяснить-то трудно: ну как это так? Она создана тонкой такой, и напротив, Господь одарил бы <её> – нет! Не хотят слышать, не хотят и <принимать>. И не чувствуют потребности в этом, как будто вот атрофировано всё это. И вот им <миссионерам> приходится преодолевать это и доказывать, что посмотрите – без религии-то человек во что превращается! Молодёжь-то не чает, какая она становится. Да. И никак не хотят понять этого.

Но – это было всегда. Поэтому своему любимому ученику Тимону преподобный Серафим так и говорил: отче Тимоне! Сей и на камени, сей и в тернии, сей и на песце – может быть, что-нибудь да и выйдет! Может быть, что-нибудь да и прорастёт!

Не нужно ставить планетарной задачи обратить всех и вся, а хотя бы в нескольких людях – согреть их сердце-то верой. Это ведь великая будет заслуга. Великая! Не бойся, малое стадо (см. Лк. 12:32). Во все века христиан было мало. Христиан было мало.

Так. Потому что <много званых, да мало избранных (см. Мф. 20:16)>. Ну а что, если император принял <веру> христианскую, значит, и всё окружение должно! И вот хлынула такая масса – без всякого внутреннего изменения – что вся дисциплина-то так и ахнулась.

И появляется бегство из міра – монашество, которое как своеобразный протест, отчасти на засорение христианской среды. Потому что вот этот элемент античной <культуры> – людей, воспитанных на античной культуре, <но> без всякаго глубокого изменения привёл к тому, что стали нравы падать. Это после эпохи-то гонений!

Я благодарю вас!


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle