протоиерей Николай Зефиров

Источник

Первое соборное послание святого апостола Петра

Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) (Ин.1:42). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его (Мф.17; Мф.26; Лк.8:45–51). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес (Деян.2:22–24); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян.5:15). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись (Деян.5:16).

Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию (Гал.2:11; 1Пет.1:1; 5:13; 1Кор.1:12), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным.

Читатели послания

Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

Цель, с какою пишет свое послание апостол, определяется им так: написал я к вам, говорит апостол, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите (1Пет.5:12), т. е., что исповедание ваше, иначе говоря, вера ваша, в которой вы стоите, вполне истинна.

Место и время написания послания

Послание написано из Вавилона на Евфрате. За это говорит тот порядок перечисления малоазийских провинций, который сделал апостол в 1-м стихе 1-й главы. Они перечислены в таком порядке, в каком могли представляться взору человека, находящемуся на востоке, а это может служить доказательством того, что писатель послания в это время был на востоке – в Вавилоне (Обозр. посл. св. ап. Разанов кн. 1-я 23 стр.).

Так как апостолу Петру были известны уже послания апостола Павла к Римлянам и Ефесянам, а последнее появилось в 63 г., то можно думать, что и первое послание апостола Петра написано около этого времени, т. е. в 63–64 г., тем более, что 2-е послание апостола Петра написано незадолго до его смерти, последовавшей в 66–67 году. (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова).

Глава 1-я

В первой главе своего послания апостол Петр после приветствия (1 и 2 ст.) и прославления Бога (3ст. – 12 ст.) призывает христиан-читателей к святой, добродетельной, истинно-христианской жизни, указывая к сему средства в препоясании чресл ума, в бодрствовании, в надежде на благодать, которую они получат при втором пришествии Господа Иисуса Христа.

1 ст. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Кападокии, Асии и Вифинии, избранным,

2 ст.      по предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. В своем приветствии апостол называет своих читателей пришельцами рассеяния потому, что христиане, рассеянные в этом грешном мире среди язычников, должны считать себя только странниками и пришельцами и стремиться к настоящему своему отечеству, которое уготовано им на небе. Называет своих читателей избранными, т. е. выделенными из других, отделенными, уготованными Богом для того, чтобы быть Его уделом, принадлежать Ему. Таковыми, т. е. избранными, они сделались при участии всех лиц св. Троицы. Во 1-х, они избраны по прозрению Бога Отца, который от вечности предусмотрел и предопределил их ко спасению. Во 2-х, они избраны во святыни духа, т. е. при освящении от Духа, иначе: это избрание совершилось в определенное время благодатью Святого Духа чрез таинства крещения и миропомазания. В 3-х – избраны в послушание и кропление Крове Иисус Христовы, т. е. к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа. Этими словами указывается на вступление избранных по предвидению Бога Отца и благодатно св. Духа в новый завет с Богом во Христе Иисусе, подобно тому, как некогда были избраны евреи для вступления в ветхий завет. Самые выражения этого стиха в послушание и кропление крове заимствованы из 24 гл. кн. Исход. Там говорится об установлении ветхого завета. Для того, чтобы были понятны эти выражения, необходимо воспроизвести некоторые подробности из установления ветхого завета. Бытописатель Моисей повествует о сем так. Рано по утру у подножия горы Синая был построен жертвенник из 12 камней. На этом жертвеннике юноши сынов израилевых принесли жертву всесожжения. От закланных тельцов Моисей половину крови собрал в чашу, а другую половину крови возлил на жертвенник. Затем взял книгу завета и прочитал ее вслух всего народа. Выслушав книгу завета, народ сказал: все, что написано в книге сей, все, что сказал нам Господь, мы будем исполнять и будем поступать по воле Божией, будем послушны Ему. Тогда Моисей окропляет кровью из чаши весь народ и говорит: вот      кровь      завета, который с вами заключил Господь о всех словах сих. (Исх.24: 4–8).

Нечто подобное совершается и при вступлении в новый завет с Богом. Тут и там кровь. В ветхом завете кровь телячья, в новом завете кровь Агнца Божия, т. е. Иисуса Христа. Как в ветхом завете каждый израильтянин окроплялся кровью жертвенного агнца, так в новом завете каждый христианин окропляется Кровью Агнца Божия Христа, таинственно принимая ее под видом хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Как в ветхом завете каждый израильтянин давал обещание послушания воле Божией, так и в новом завете, чрез крещение, миропомазание и причащение Тела и Крови Христа дается каждым христианином „обязательство разорвать союз с дьяволом, под властью которого находятся все некрещеные, быть в неразрывном союзе со Христом и сохранять верность Ему, яко Царю и Богу“, (Парем. из нов. зав. кн. Еписк. Виссарион), быть в единении с Ним и ходить по воле Его, т. е. быть в послушании Ему. Это и есть то послушание, которого требует от нас Бог как необходимого условия вступления в новый завет.

3 ст.      Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас      воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,

4 ст. к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,

5 ст. силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. Если Бог Отец в Ветхом Завете был Отцом избранного им народа, то и в Новом Завете Он есть Отец всех верующих во Христа. Славословя Бога, как Отца Господа нашего Иисуса Христа, за то, что Он по великой своей милости породил нас, т. е. чрез таинство крещения возродил нас к новой, святой жизни, апостол указывает читателям, что чрез это возрождение они стали детьми Божиими и являются наследниками обещанных христианам благ небесных, или, как выражается апостол, к упованию живому. Что христиане получат это небесное наследие, в том убеждает их воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Это наследие небесное не то, что земное наследие или земные блага, которые были обещаны народу еврейскому. Небесное наследие – нетленное, потому что оно вечное, чистое, потому что на небесах нет греха, тогда как земля обетованная, доставшаяся в наследство избранному народу, оскверняема была всякими грехами, – оно неувядаемо, потому что блаженство на небесах не будет оскудевать, никогда ничем не будет помрачено, будет неиссякаемым источником радости... Оно в целости и невредимо, без всякой опасности утраты (что может быть и бывает с земным наследием) соблюдается для тех, которые силою Божиею чрез веру соблюдаются ко спасению, готовому открыться в последнее время. В последнее время, т. е. в конце мира, „когда окончится царство благодати и откроется царство славы» (Паремии из новозав. кн. Еписк. Виссарион).

6 ст. О сем радуйтесь, поскорбивши теперь немного, если нужно, от различных искушений. О сем, т. е. что вы избраны ко спасению и наследию небесных благ, радуйтесь, даже если бы вам привелось в этой временной жизни немного поскорбеть от различных искушений, т. е. если бы вам и привелось в этой жизни перенести гонения за веру, которым христиане подвергались как со стороны язычников, так и иудеев.

7 ст. Дабы испытанная вера ваша       оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа. Среди таких гонений ваша вера сделается лучше, чище, драгоценнее золота, потому что золото, хотя и очищается огнем и делается качественно лучше, но оно, как и всякое вещество, по времени погибнет, а вера, очищенная испытаниями и выдержавшая их, на суде Божием является драгоценнее золота. Такую-то веру и увенчает Господь во 2-е свое пришествие славою и честью.

8 ст. Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,

9 ст. достигая наконец верою вашею спасения душ. Этого-то Господа Иисуса Христа вы, не видевши, любите, и если эта любовь к Господу, Которого вы не видели, и не видя, в Которого вы веруете, наполняет ваше сердце неизреченною радостью, т. е. которую и словами нельзя передать, то какую же радость вы испытаете, когда по вере вашей достигнете цели вашей жизни, спасения душ ваших.

10 ст. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати. Это-то спасение и было предметом изыскания, исследования пророков. Они-то и предсказывали о назначенной вам благодати, которая обильно изольется на вас – христиан.

11 ст. Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Вот почему они старались исследовать, т. е. точнее определить самое время, когда это будет и на которое им указывал, сущий в них, Дух Христов. Дух святой здесь называется Духом Христовым по единосущию со Христом и потому, что предметом откровения Духа Святого пророкам был Христос и Его искупление людей. Посему: Дух святой предвозвещал чрез пророков о страданиях Христовых, Его воскресении и прославлении, а они (пророки) старались указать, когда все это будет.

12 ст. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы. Но то, о чем они предсказывали, что они хотели так точно знать и желали видеть своими глазами, послужило не им, а нам, т. е. они все это видели как только будущее, а мы видим уже как совершившееся, исполнившееся. Все это ныне нам уже возвещено Самим Господом Иисусом Христом, а по сошествии Святого Духа на апостолов возвещено и ими всему миру о Христе. В эту тайну спасения людей желают проникнуть даже ангелы. Она и для них составляет предмет удивления и восторга по той глубине богатства, премудрости и разума Божия, который проявились в деле спасения людей. Во второй половине первой главы с 13–25 ст. апостол указывает, что же нужно делать христианам, чтобы быть наследниками небесных благ.

13 ст. Посему, возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Посему, говорит апостол, возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, т. е. вы, как странники и пришельцы на земле, совершающие свой путь к небесному отечеству, не рассеивайтесь, не будьте беспечными при достижении намеченной вами цели жизни – спасения души; бодрствуя, т. е. зорко следите за собою, за своим нравственным состоянием; совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, т.е. тогда только вы можете быть уверены, что ваши надежды на получение благ небесных осуществятся, исполнятся вполне во 2-е пришествие Господа.

14 ст. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,

15 ст. но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках,

16 ст. ибо написано: будьте святы, потому что Я свят“. (Лев.19:2). Посему проводите жизнь свято. Как послушные дети Отца небесного не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, т. е. оставьте все ваши дурные привычки вашей прежней языческой жизни, которые вы позволяли себе в неведении вашем, т. е. не будучи просвещены светом христова учения. Теперь же, как уже просвещенные светом учения Христова, не возвращайтесь к прежнему, греховному образу вашей жизни, а по примеру призвавшего вас Святого Бога, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано:будьте святы, потому что Я свят“ (Лев.19:2).

17 ст. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,

18 ст. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,

19 ст. но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца,

20 ст. предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,

21 ст. уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. К святости жизни апостол побуждает христиан страхом суда Божия. Хотя мы и называем Бога Отцом, но из сего вовсе не следует, что Бог будет к нам особенно милостив и снисходителен, даже если бы мы и не радели о нашем спасении. Он Отец, но не забывайте, что Он в тоже время и нелицеприятный Судия, а посему со страхом проводите время странствования вашего, т. е. время вашей земной жизни, Судия воздаст каждому по делам его. Суд будет тем более строгий и нелицеприятный, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, т, е. не серебром или золотом вы искуплены, т. е. выкуплены от греховной, бесплодной для спасения, унаследованной от отцов жизни, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, Который предназначен был ко спасению человека еще прежде создания мира, т. е. в предвечном совете Божием, но явившегося в последние времена для вас, но Который явился только в последние времена, т. е. в конце ветхозаветного домостроительства Божия; явился только ради вас уверовавших чрез Нeгo в Бога, Который воскресил Его из мертвых и прославил Его, чрез что дал нам возможность укрепиться не только в вере в Бога, но и в уповании на Него. (Паремии из новозав. кн. Еписк. Виссарион.)

22 ст. Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,

23 ст. как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего в век. С верою и надеждою на Бога необходимо соединяется любовь к ближнему, посему апостол дает своим читателям наставление о братолюбии. Для сего, говорит он, послушанием истине, т. е. Евангельскому закону, чрез Духа Святаго. е. силою, действием и наитием Св. Духа в таинствах церкви очистим наши души, и только тогда мы будем способны к нелицемерному братолюбию, постоянно любить друг друга от чистого сердца. Тем более, что основанием нашей любви является нс плотское родство, от тленного семени, а родство духовное, рождение всех нас от Бога, от нетленного семени, чрез слово Божие, живое и пребывающее в век.

24 ст. Ибо всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;

25 ст. но слово Господне пребывает в век; (Ис.40:6–8). А это есть то слово, которое вам проповедано. Что духовное родство выше плотского, это апостол подтверждает словами пророка Исаии: Всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; т. е. на них положиться нельзя; но слово Господне пребывает во век (Ис.40:6–8), т. е. обетования Божии непреложны. А это и есть то слово, которое вам проповедано и которое есть сама истина, т. е. непреложно.

Глава 2-я

1 ст. Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть, и всякое злословие,

2 ст. как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;

3 ст. ибо вы вкусили, что благ Господь. Продолжая речь о братолюбии, начатую им в 23 ст. 1-й главы, апостол говорит, что с братолюбием несовместимы: злоба, т. е. ненависть и вражда к ближнему, коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие, т. е. все такие чувства, в которых так или иначе проявляется нелюбовь к ближнему. Чтобы воспитать в себе любовь к ближнему, для этого должно возлюбить чистое словесное молоко, т. е. слово Божие в его чистом Евангельском виде, без всяких примесей человеческих мудрований; в нем поучайтесь, им одним питайтесь подобно тому, как новорожденные младенцы питаются молоком из груди матери. Как дитя растет успешно и развивается, питаясь только молоком родившей его матери, так и вы только тогда будете успешно возрастать и укрепляться в духовной жизни, когда будете питаться словом Божиим, Евангельским учением, которое возродило вас к новой жизни. Питая души свои истинами Евангельского учения, вы уже сами сознаете и испытываете, переживаете сладость этого питания и отсюда опытно уже познали, как благ Господь.

4 ст. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,

5 ст. и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. К Нему-то, Господу Иисусу Христу, и стремитесь всей душою вашею и всеми помышлениями вашими, как камню живому, т. е. имеющему жизнь в самом себе и источающему эту жизнь всем жаждущим (Ин.1:4; 7:37). Вожди народа Еврейского не признали, отвергли Его, но Господь Бог избрал Его как самый драгоценный, незаменимый камень при создании Церкви на земле, и Он лег во главу угла, т. е. в основание всего духовного здания Церкви Божией на земле, а потому и вы, христиане, образуя собою духовный храм на земле, должны быть живыми камнями в здании Церкви Божией, так как вы, некогда мертвые, теперь, чрез веру в Иисуса Христа и общение с Ним в таинстве Тела и Крови Его, стали живыми, одухотворены и оживлены Духом Святым, пребывающим в Церкви. Будучи живыми камнями, христиане устрояют из себя храм духовный. Веществом связующим эти живые камни Церкви являются вера, надежда и любовь. Вы священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. В ветхозаветном, рукотворенном храме, сложенном из бездушных камней, богослужение, совершали особо на то поставленные лица; они же приносили и жертвы вещественные. В новозаветном же нерукотворном храме, в смысле новозаветной Церкви, не только лица на то особо поставленные, но и все верующие, как живые, духовные камни Церкви, являются священством святым и с дерзновением, как дети к Отцу, могут приступать к небесному престолу чрез Иисуса Христа со своими духовными жертвами: мира, хвалы и благодарения; под этими же духовными жертвами, которые должен приносить Богу всякий христианин, разумеются и дела милосердия и любви.

6 ст.      Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“ (Ис.28:16). Духовный новозаветный храм имеет своим основанием, своим краеугольным камнем Христа. На это значение Христа некогда указывал пророк Исаия. Ибо сказано есть в писании: „вот Я полагаю в Сион камень краеугольный, избранный, драгоценный и верующий в Него не постыдится“ (Ис.28:16). И сам Христос относил эти слова пророка Исаии к Себе (Мф.21:42), когда обличал неверие в Него вождей народа Еврейского как в Сына Божия, когда указывал им на отвержение Его, Который есть краеугольный камень нового здания церкви Божией на земле.

7 ст.      Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (Пс.117:22), камень претыкания и камень соблазна,

8 ст. о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Поэтому Он для вас верующих является неоцененным сокровищем, драгоценностью, которою вы должны дорожить, ибо Он – Христос есть та сила Божия, на которой зиждется ваша вера и надежда на спасение. И как Он – Сын Божий Сам непоколебим, так непоколебима и неодолима и Церковь, основанная Им на земле. Он для вас честь, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (Пс.117: 22). Камень претыкания и соблазна, т. е. не потому, что Он таков на самом деле, а потому, как относятся к Нему неверующие. Не понимая Его учения, они встали к Нему в неправильные отношения; отсюда верующие в Него спасаются, а неверующие погибают.

9 ст. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас тьмы в чудный свой свет;

10 ст. некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (Ос.2:23). Но вы, обращается апостол к своим читателям, чрез веру в Иисуса Христа являетесь родом избранным, т. е. людьми избранными из среды других, выделенными; вы, чрез веру в Иисуса Христа, превосходя своими духовными жертвами ветхозаветное священство, являетесь царственным священством, народом принадлежащим Богу, отсюда народом святым, людьми, взятыми в удел Божий, т. е. составляющими собственность Божию, и все это для того, чтобы вы возвещали людям вас окружающим словом и делом и всем строем вашей жизни совершенства Призвавшего вас в чудный свой свет.

Все выражения этого стиха „род избран, царское священие, язык свят“, заимствованы апостолом Петром из кн. Исx.19:5,6; и сказаны некогда Господом народу израильскому: если вы будете слушать гласа моего, то будете народом избранным из всех народов, царским священством и языком святым. В этом же смысле, но только в высшей степени „это освящение и священство, как царственное достоинство, принадлежат верующим во Христа, потому что Он Сам есть царь и священник. Христиане суть люди обновленные Духом, люди взятые в удел, в достояние Богу. И если высшее назначение человека и преимущество его быть образом Божиим на земле, проявлять в своей жизни и действиях чудные совершенства Творца своего, то тем более высшее преимущество и назначение избранного народа, христиан, возвещать в своем призвании и в своей жизни, сообразно с требованиями Евангелия, совершенства Бога, призвавшего их из тьмы неведения и нечестия в чудный свет Боговедения и добродетельной жизни“ (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова).

Некогда не народ, т. е. по своей жизни недостойные даже названия людей, теперь, через веру в Иисуса Христа, вы стали не только людьми, а из среды людей выделены в народ Божий; некогда непомилованные, т. е. недостойные милости Божией, недостойные за свою жизнь помилования и прощения, ныне прощены и помилованы.

С 11–21 ст. заключается наставление апостола о том, как христиане должны вести себя среди язычников, как относиться ко властям и как должны относиться рабы к своим господам.

11 ст. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

12 ст.      и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Так как земная жизнь наша есть подготовление к жизни небесной, к горнему нашему отечеству, то главною нашею заботою должно быть подготовление к этому небесному отечеству нашей души. А для этого мы должны удаляться от плотских похотей, ибо ничто так не вредит душе, на пути ее стремления к небесному, как похоти и страсти; они, по выражению апостола, в этом случае, восстают на душу, воюют против нее. Удаляясь от плотских страстей и похотей, старайтесь жить так, чтобы вас не в чем было укорить, чтобы язычники, среди которых вы живете, за эту самую вашу добродетельную жизнь, за которую они вас теперь ненавидят, ибо не понимают ее, а потому и клевещут на вас, как на злодеев, прославили бы Бога и сами уверовали в Него в день посещения. Под днем посещения должно разуметь день милости Божией, т. е. день, когда язычники поймут, что напрасно они гнали, преследовали, клеветали на христиан, сознаются в этой своей вине против христиан и раскаются. Когда Господь посетит их в этом смысле своею милостью, когда прозреют их духовный очи, они сами уверуют в Бога и прославят Его за эту милость к ним.

13 ст. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14 ст. правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, –

15 ст. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, –

16 ст. как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Так как вас обвиняют, как врагов общественного порядка, а за то, что языческому императору вы не воздаете божеских почестей, обвиняют в оскорблении Величества, то, чтобы отклонить от себя все эти клеветы, будьте покорны всякому человеческому начальству. Начальство называет человеческим в смысле его отличия от начальства церковного, а не в том смысле, что человеческое, гражданское начальство не зависит от Бога, есть дело людей, а не Бога. Несть власть, аще от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим.13:1,2,4). Царю ли, как верховной власти, т. е. первее всего повинуйтесь царю, как носителю верховной власти. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. После царя должно повиноваться и всем другим властям, так как они облечены от царя особыми правами, полномочиями наказывать преступников и злодеев и поддерживать и поощрять хороших добрых граждан. Что все эти власти и сам император язычники бывают, этим не смущайтесь. Будьте покорны им для Господа, т. е. повинуйтесь им Господа ради, т. е. чтобы угодить этим Самому Господу, ибо Он заповедал воздавать кесарево кесареви и Божия Богови (Мф.22:24). Да и такова есть воля Божия, чтобы мы делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Т. е. такова есть воля Божия и Господу Богу угодно, когда мы, делая добро, т. е. будучи во всем исправны но отношению к гражданской власти, этим самым заграждаем уста тех, которые, не зная истинной подкладки нашей жизни, клевещут на нас. Но христианская свобода совместима ли с подчинением языческим властям? Совершенно совместима. Христианская свобода есть свобода служения человека Богу. А служение человека Богу налагает на него беспрекословное послушание воле Божией. Она есть рабство Богу, выражаясь применительно в человеческим понятиям, гов. ап. Павел (Рим.6:16–19) Воля Божия налагает на нас нравственную обязанность повиноваться властям, хотя бы даже языческим. И уклонение от исполнения воли Божией есть уже грех. Христианская свобода есть свобода от греха, господство над ним, а посему та свобода, которая будет направлена к прикрытию зла, т. е. распущенности, разнузданности, не будет уже христианскою свободою. Посему апостол и говорит: подчиняясь власти, хотя бы и языческой, не будем проявлять свою христианскую свободу для прикрытия зла, а будем как истинно свободные, стоящие выше греха и зла, подчиняться власти, как рабы Божии, т. е. как исполняющие не свою, а волю Божию.

17 ст. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Все люди созданы по образу Божию и подобию, а посему мы должны любить всех людей как носителей этого образа. В частности же мы должны любить своих братьев но вере. Бога бойтесь. Питайте к Нему не рабий страх к господину, а водитесь по отношению к Нему сыновним страхом, т. е. боязнью чем-либо в своей жизни прогневать, оскорбить Его. Царя чтите, как поставленного Богом, как проводника Его воли среди людей, Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему (Рим.13:4).

18 ст. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. От общих наставлений о повиновении властям, апостол переходить к речи о повиновении рабов господам. Если мы – христиане, повинуясь языческим властям, творим угодное Богу, то ничего нет зазорного и унизительного для христианина раба в повиновении господину – язычнику. В основе подчинения раба господину должен быть страх, т. е. опасение как бы чем не нарушить воли господина при условии, если она не насилует христианской совести – раба. Повиноваться должно не только добрым и кротким господам, но и суровым. Чтобы не навлечь гнева, рабу надлежит быть исполнительным и усердным.

19 ст. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо, т. е. если бы вам и привелось от своих господ терпеть что либо незаслуженно, и это незаслуженное вы будете переносить безропотно, не жалуясь, а к Богу только воздыхая и Его прося заступиться за вас пред несправедливыми господами и защитить от них, то знайте, что такое перенесение обид и притеснений Богу угодно.

20 ст. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро, и страдая, терпите, это угодно Богу,

21 ст. ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Какая похвала, т. е. какая заслуга в том, если вы терпите, переносите побои за проступки, содеянные вами? Ни похвалы от Бога, ни заслуги пред Богом тут нет никакой. А вот, если вы делаете добро, т. е. добросовестно исполняете порученное вам дело и исправляете аккуратно должность, к которой вы приставлены, и, тем не менее, все ж таки приходится страдать от господ, но вы со смирением и кротостью переносите все это, то это угодно Богу. Ибо вы к тому и призваны, т. е. мы, по нашему званию христиан, и должны терпеливо переносить страдания, мы к тому и призваны. Перенося безвинно страдания и притеснения, мы подражаем самому Христу, Который пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22 ст. Он не сделал ни какого греха и не было лести в устах Его (Ис.53:9);

23 ст. будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, т. е. суд над своими врагами и мучителями предоставил нелицеприятному Судии – Богу.

24 ст. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились, т. е., будучи безгрешным, Он на себя взял все грехи наши, и это греховное бремя вместе с Телом Своим вознес на древо крестное. И, вися на древе, принял на себя то проклятие (Проклят всяк, висяй на древе (Втор.21:13, Гал.3:13), которого заслуживали мы за наши грехи. Это его искупительная за нас крестная жертва распространяется на всех людей, а равно и спасительна для всех людей. А посему мы, избавившись от грехов, должны уже жить для правды, т. е. оставить свою беспечную, греховную жизнь и жить свято и безгрешно. Будем переносить беды и скорби этой жизни все мы, а в частности рабы и слуги – притеснения от своих господ, безропотно и терпеливо, приводя себе на память раны и язвы Христовы, ибо ранами Его вы исцелились, т. е. ранами, язвами Христовыми спасены души ваши.

25 ст. Ибо вы были, как овцы блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (Ис.53:4–6). Помните, что до сего времени, т. е. до времени призвания вашего ко спасению, вы были, как овцы блуждающие, без пастыря, но ныне чрез веру в Иисуса Христа, вы возвратились к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Глава 3-я

От речи о повиновении властям вообще и в частности рабов господам апостол в 3-ей главе переходит к вопросу о повиновении жен мужьям.

1 ст. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, что бы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

2 ст. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Итак, говорит апостол, повинуйтесь жены своим мужьям, хотя бы они были и язычники и, если их действия не оскорбляют вашей христианской совести, ваше повиновение мужьям-язычникам будет благодетельно для них, ибо, хотя они и не просвещены светом Евангельского учения, но, видя чистое богобоязненное житие ваше, могут обратиться ко Христу.

3 ст. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

4 ст. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Обращайте ваше внимание не на внешние украшения, не на плетение волос, не на золотые уборы или нарядность в одежде, а на сокровенного сердца человека, т. е. на внутреннего вашего человека, на ваше сердце, на вашу душу; об украшении вашей души заботьтесь, заботьтесь о нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Т. е. заботьтесь о нетленной, неувядающей, никогда неизменяющейся истинной красоте духа, которая проявляется в кротости и молчаливости, т. е. в умении все терпеливо переносить и не обижаться, и не обижать других. Вот это украшение драгоценно пред Богом, угодно Ему.

5 ст.      Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

6 ст. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Примером в этом случае могут служить ветхозаветные жены, уповающие на Бога, повиновением мужьям украшавшие себя. Такова Сарра, повиновавшаяся Аврааму и всегда называвшая его господином. И подобно тому, как мы все дети Авраама по духу, так и Сарра мать наша. Мы дети ее по духу, когда подражаем ей в повиновении мужьям. И не смущайтесь ни от какого страха, т. е. не бойтесь ваших мужей язычников, хотя бы они и притесняли вас за веру. Бог – ваш помощник и заступник.

7 ст. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Но и вы мужья, продолжает апостол, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом. Не злоупотребляйте своими преимуществами и правами над женою, а берегите ее, как хрупкий сосуд, относитесь к ней не свысока, а как к равной вам в правах сонаследнице благодатной жизни. Только при мире и согласии между мужем и женой возможно и единение их в молитвах.

8 ст. Наконец будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры,

9 ст. не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

В 8 и 9 ст. идут наставления обязательные всем христианам. По этим наставлениям все христиане первее всего должны быть: единомысленны, т. е. держаться одной истинной веры, сострадательны друг ко другу, братолюбивы во взаимных отношениях между собою, а ко всем же вообще людям милосерды, дружелюбны смиренномудры, т. е. чужды высокомерия и гордости. (Паремии из нов. зав. кн. Еп. Виссарион); не воздавайте злом за зло, учит Спаситель, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, т. е. словом и делом будьте доброжелательны к другим. Поступая так, вы оправдаете ваше призвание к наследию вечных благ. Об этом говорит и псалмопевец:

10 ст.       Ибо, кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей,

11 ст. уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему,

12 ст. потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли, т. е. Господь благ и милостив к праведным и напротив лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли, т. е. Господь строг к грешникам.

13 ст. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

14 ст. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны, а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Побуждением, к доброй жизни может быть такое размышление: кто сделает мне зло, если я сам буду ревнителем доброго, т. е. никому не буду причинять ничего злого? Наконец, если бы и привелось пострадать за правду, то такое страдание христиане должны почитать для себя величайшим счастьем, равным блаженству, а страха их, т. е. врагов ваших, не бойтесь и не смущайтесь, иначе говоря, бояться врагов не должно, равно не должно смущаться и силой их, или положением в обществе.

15 ст. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

16 ст. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Только не забывайте Господа Бога в ваших молитвах, обращайтесь к Нему сердцем вашим и будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета о вашем уповании, т. е. в вашей вере, дать ответ с кротостью и благоговением. Будьте готовы всегда пострадать за Христа и имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

17 ст. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

18 ст. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

19 ст. которым Он и находящимся в темнице духам сошед, проповедал,

20 ст. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. И если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые. Примером нас ободряющим в перенесении невинных страданий является Сам Господь наш Иисус Христос. Он пострадал невинно, незаслуженно за наши грехи, праведник – за неправедников, чтобы примирить нас с Богом. Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духом сошед проповедал. Он был умерщвлен плотию, т. е. умер плотию, как потомок Адама; но ожил духом, т. е. дух Его не только не умер, но стал началом жввотворным и оживотворил и тело Его. Этим духом или, что тоже, душою своею, соединенною с Божеством, Иисус Христос сходил во ад и находящимся там в темнице духам сошед проповедал.

Под темницею, куда сошел Христос, разумеется ад – место мучения грешников. Под духами разумеются души умерших грешников; под грешниками разумеются вообще все грешники; но апостол, как пример грешников, берет людей, живших во времена Ноя, называет их непокорными, невоспользовавшимися Божиим долготерпением, а потому и погибших за свое нечестие в водах потопа. Спаслись только Ной и его семья. Останавливается на этом примере нечестивых современников Ноя апостол и потому, что воды потопа, спасшие Ноя, но в которых погибли нераскаянные грешники, служат прекрасным прообразом крещения. Сошедши во ад к душам грешников, Господь Иисус Христос проповедовал им о наступлении на земле благодатного царства Мессии, о покаянии и вере, как необходимых условиях для достижения и получения вечного блаженства.

21 ст. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

22 ст.       Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы. Его же воображение ныне и нас спасет крещение, т. е. то, прообразом чего некогда была вода потопа, таинство крещение ныне нас спасает и приводит нас в новый лучший мир к Богу. И как некогда воды потопа погребли грешный, непокорный Богу и неверующий мир, так и воды крещения служат для верующих христиан символом погребения их грешной, плотской жизни. И как там воды потопа спасли и принесли Ноя в обновленный прекрасный Божий мир, так и чрез воды крещения мы возрождаемся к жизни живой, святой, непорочной, приводимся к Богу в новый, лучший мир. Отсюда, говорит апостол, вода крещения есть не плотские отложение скверны, т. е. не плотской только нечистоты омовение, другими словами говоря, крещение очищает не только от телесной нечистоты, но оно есть совести благи вопрошение у Бога, т. е. не только есть очищение телесной нечистоты, но есть в тоже время испрашивание у Бога чистой совести, или как в русском переводе, обещание Богу доброй совести, т. е. обещание Богу стать иным, новым человеком, быть чистым в своей совести, т. е, проводить жизнь святую, непорочную. Крещение спасает нас воскресением Иисуса Христа. Свою спасительную силу таинство крещения стало иметь только после воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Который, воскресши, вознесся на небо, сидит одесную Бога и Отца и Которому покорились Ангелы и власти и силы. Вознесшись на небо и седши одесную Бога Отца и тем прославившись и по человеческой своей природе, Господь наш Иисус Христос открыл доступ туда и всем верующим в Него и служит основанием нашей надежды, что и мы, перенося здесь на земле невинно разного рода страдания, получим награду от Бога на небесах.

Глава 4-я

В 4-й главе апостол говорит своим читателям о том, что мы – христиане, должны так воспитать себя, чтобы всегда быть готовыми переносить страдания.

1 ст. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

2 ст. чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божий. Вооружиться мыслями о страданиях это значит освоиться с этою мыслью, убедить себя в необходимости осуществления этой мысли, быть всегда готовым к перенесению страданий. Ибо страдающий плотию перестает грешить, т. е. страдания тела полезны для нашей нравственной жизни, полезны для нашей души, закаляют ее, ослабляют в ней грех и даже ведут к победе над грехом и дают возможность остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

3 ст. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, мужеложству, скотоложству, помыслам, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению. В славянском переводе в этом стихе встречается выражение „в козлогласованиях». Чтобы понять это выражение, нужно знать вот что: у язычников древних был бог Бахус, по нашему бог пьянства и распутства. В честь этого бога у язычников устраивались процессии, которые сопровождались пьянством, песнями, плясками и развратом. Апостол и напоминает своим читателям об этих языческих празднествах и говорит нм, что теперь они уже христиане и должны оставить свой прежний языческий образ жизни. Как христиане, вы теперь уже стали другими по образу своей жизни, оставили все греховное языческое.

4 ст. Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас;

5 ст. они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Этому-то и дивятся оставшиеся в язычестве ваши родные, знакомые, дивятся перемене происшедшей в вас, дивятся тому, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Но за свое злословие язычники не останутся безнаказанными, они дадут ответ Богу, Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6 ст. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. От этого суда Божия они никуда не могут скрыться, будут ли они живыми или мертвыми. Что смерть не спасет от суда Божия, это ясно следует из того, что Христос для того и сходил во ад и для того и мертвым благовествовал, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию жили по Богу духом. Т, е. Господом нашим Иисусом Христом, сошедшим во ад, – было возвещено всем умершим, в частности погибшим от потопа, что они заслужили смерть и по душе и по телу за свое непослушание Богу, за свою греховную жизнь. Но теперь для них открывается путь ко спасению, является возможность ожить духом, для этого только требуется с верою принять благовестие Христово, и, погибши плотью, жить для Бога духом.

7 ст.      Впрочем      близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Итак, если неверующих и умерших до Христа постиг суд, то без всякого сомнения постигнет суд Божий и всех тех, которые оскорбляют христиан и злословят их. Это будет во 2-е пришествие Господа, при Его всеобщем суде. Впрочем, говорит апостол, близок всему конец. Когда будет всему конец, кончина мира и страшный суд мы, разумеется, не знаем, а посему слова ап. Петра о близости конца можно понимать в смысле близости конца жизни каждого из нас, в смысле нашей смерти, когда мы явимся к Господу дать отчет о своей жизни.

8 ст. Более же всего имеете усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов;

9 ст. будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота;

10 ст. служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. В напоминании кончины каждого из нас, а потом кончины мира, апостол видит побуждение для христиан к благоразумному препровождению жизни и к бодрствованию в молитвах; в частности видит побуждение к усердной любви друг к другу, ибо любовь покрывает множество грехов, и к страннолюбию. Кто любит других и ради любви к ним прощает их грехи, тот и грешника обращает на путь истинной жизни и сам за любовь получает прощение многих грехов от Бога. Иначе говоря, все, что даровала, нам Господь Бог, все, чем Он нас, наградил, все наши силы и способности души мы должны употреблять на пользу церкви и ближних, помня, что мы только экономы, – приставники, а не собственники этих даров.

11 ст. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Т. е.: наградил тебя Господь даром учительства, не превозносись и помни, что ты только орудие Божие, а посему учи других так, как учит само слово Божие. Учи во всем согласно с словом Божиим. Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Т. е., кто бы в каком служении ни был, трудись и служи по мере твоих сил и твоего разумения, со всем усердием. Цель нашей жизни одна, да прославится Отец наш небесный нашими деяниями и нашим служением, Которого мы познали чрез Господа нашего Иисуса Христа. Закончив свою речь о христианском препровождении нашей жизни, о благоразумном, с пользою для Церкви Божией, употреблении наших способностей и нашего служения на земле для прославления Бога и Господа нашего Иисуса Христа, апостол в 12 ст. вновь переходит к увещанию переносить страдания, посылаемые нам Богом, с радостью, ибо они укрепляют нашу веру, делают нас соучастниками страданий Христовых и сделают нас соучастниками и славы Христовой.

12 ст. Возлюбленные! Огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, т. е. не смотрите на страдания, как на что то неожиданное, странное и непонятное для вас.

13 ст. но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. В страданиях великий и таинственный смысл, чрез них вы делаетесь участниками в страданиях Христовых. Радуйтесь, ибо чрез страдания во 2-е пришествие Господне вы будете и участниками славы Его.

14 ст. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Посему, если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, потому что уже вы предиспытываете то блаженство, которое ожидает вас на небе, уже здесь на земле, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас уже теперь; теми, т. е. вашими мучителями и людьми неверующими, Он хулится, а вами – в вас – прославляется, т. е. чрез ваши страдания, чрез ваше бесстрашное исповедание веры во Христа.

15 ст. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; Но не все и всякие страдания имеют цену в очах Божиих, а посему бойтесь того, чтобы кто либо из вас не пострадал, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. Такие страдания, как должное возмездие за проступки, постыдны, их должно стыдиться.

16 ст. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. А если кто будет страдать как христианин, за имя Христово, не имея за собою никакой другой вины, то не стыдись таких страданий, не ропщи на Бога, а, напротив, прославляй Бога за такую участь, т. е. честь.

17 ст. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Страдания христиан за имя Христово собственно есть предизображение того суда Божия, который будет над самою Церковью, т. е. обществом верующих, в последние времена, и который исподволь и постепенно начинается уже теперь. Страдания это – испытания нашей веры. И теперь уже все неустоявшие в вере при страданиях сами отпадают от Церкви, но многие из колеблющихся, многие из недостойных членов Церкви остаются в ней. Тогда же последует окончательное отделение их от истинно верующих. И если этот суд Божий начинается с дома Божия, т. е. с Церкви, как общества верующих, и если прежде с нас – христиан начинается, то какой же конец ожидает тех, которые не покорились Евангелию?

18 ст. И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? И если на суде Божием праведник едва спасается, то какая же участь ждет грешника? нечестивый и грешный где явится?

19 ст. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро. А так как страдания для христиан спасительны, то все страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро, т. е. не забывая среди страданий дел милосердия и любви.

Глава 5-я

В 5-й главе своего 1-го послания апостол Петр дает краткие наставления пастырям и пасомым (1–9 ст.) Посылает свое апостольское благословение читателям, сообщает несколько известий о Силуане и Марке, которые были известны читателям послания, наконец заканчивает заключительным приветствием. (10–14 ст.)

Давая наставления пастырям церкви, апостол Петр называет себя сопастырем их, т. е. делающим то же самое великое дело созидания Церкви Божией на земле, что и они – пастыри, а посему, как апостол Христов, считает себя вправе и обязанным делать наставления пастырям церкви. И не только он вправе это делать как сопастырь и апостол Христов, но и как свидетель страданий Христовых, не в смысле только очевидца их, но и как проповедник и участник их, т. е. своими страданиями готовый засвидетельствовать веру во Христа, даже как       соучастник в славе Христа, которая должна открыться во 2-е Его пришествие. Посему и на основании всего этого апостол и говорит пастырям церкви:

1 ст.       Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться:

2 ст. пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за. ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия., т. е. оберегайте в смысле чистоты учения и нравственной жизни ваше стадо, которое вручено заботам вашими, надзирая за ним не принужденно, т. е. служите вашей пастве идейно, по внутреннему вашему убеждению, а посему служите вашей пастве но внутреннему влечению к делу пастырства вашего сердца, по Бозе, т. е. по Божьему, богоугодно, чтобы ваше пастырствование было угодно Богу. А потому из побуждений к пастырскому служению должны быть выкинуты всякие корыстные расчеты и соображения; единственный мотив к пастырству – с усердием послужить для дела Божия на земле.

3 ст. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду,      

4 ст. и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Не о том пастырь должен заботиться среди своей паствы, чтобы господствовать над ней, в смысле внешней силы, в смысле деспотического подчинения ее себе, а чтобы быть ей во всем добрым примером, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Дабы, когда явится во 2-е свое пришествие Пастыреначальник Христос, вам – пастырям получить вечную награду.

5 ст. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Также      и младшие, повинуйтесь пастырям. Под младшими разумеются паства, пасомые. Смысл будет такой: вы пастыри пасите стадо Божие, заботьтесь о нем, оберегайте его, а вы, пасомые, повинуйтесь пастырям своим, слушайтесь их, будьте внимательны к научению, наставлению ваших пастырей. Во взаимных же отношениях повинуйтесь друг другу: жены мужьям, дети родителям, рабы господам, низшие высшим. Ваши взаимные отношения должны быть проникнуты смиренномудрием. Не превозноситесь, не гордитесь друг над другом, ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.

6 ст. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время;

7 ст. все заботы свои возложите на Него, ибо Он печется о вас. В испытаниях же смиритесь под крепкую руку Божию, т. е. всецело отдайте себя в волю Божию, все заботы ваши возложите на Него, т. е. надейтесь только на Него одного, да вознесет и Он вас в свое время, т. е. когда это будет нужно.

8 ст.      Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Но вручая себя в волю Божию и на Него надеясь, не должно предаваться лености и нерадению о своем спасении. А посему трезвитесь, не рисуйте себе соблазнительных картин греха, не пьянейте от сладострастия греха, бодрствуйте, т. е. не усыпляйте свою совесть повторением греха, привычкой к нему, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.

9 ст. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Но проискам дьявола противоставьте твердую веру и сознание того, что вы боретесь с дьяволом не одни, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

10 ст. Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми, т. е. сделает вас более совершенными в борьбе со грехом, да утвердит вас в нравственном делании, да укрепит в вере, да соделает вас непоколебимыми, т. е. стойкими и непобедимыми в борьбе с дьяволом.

11 ст. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. За эту благодатную помощь в борьбе со грехом и дьяволом Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

12 ст. Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.

13 ст. Приветствует вас избранная, подобно вам, Церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.

14 ст. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. В заключение своего послания апостол Петр говорит, что это свое послание посылает своим читателям чрез Силуана. Силуан это спутник ап. Павла во 2-е его путешествие по Малой Азии. Читателям послания Петра, он был несомненно известен и пользовался среди них уважением. Это обстоятельство и подчеркивает апостол Петр, когда говорит, что посылает послание чрез Салуана верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, т. е. другими словами говоря, апостол указывает своим читателям на Силуана как на такого человека, к которому они могут обратиться за разъяснениями разного рода недоумений, какие могли бы у них возникнуть при чтении послания, и за доказательствами того, что учение, в котором они пребывают, есть учение воистину Божественное. Наконец шлет привет от Вавилонской церкви, где писано послание, и от своего духовного сына Иоанна Марка.


Источник: Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания. / Составил протоир. Николай Зефиров. Могилев губ. Тип. И.Б. Клаза. 1911. - 136 с.

Комментарии для сайта Cackle