протоиерей Николай Зефиров

Источник

Второе соборное послание святого апостола Петра

С переходом к изъяснению второго соборного послания апостола Петра само собою возникает вопрос, – если это второе послание св. Петра, то кому и когда оно писано? Ответ на этот вопрос мы находим в самом втором послании. Так из 1-го стиха 3-й главы, где апостол говорить своим читателям: это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные, ясно видно, что читателями послания были те же самые лица, которым написано было и 1-е послание, т. е. христиане из иудеев и язычников, рассеянные по городам и селениям Малой Азии. Когда же написано 2-е послание Петра? Данные к решению этого вопроса мы находим в самом же 2-м послании ап. Петра.

В 14 ст. 1-й главы он говорить: знаю что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Это упоминание о близости кончины апостола дает возможность высказать некоторые соображения о времени написания послания. Кончина апостола последовала в 66–67 г., следовательно если послание написано незадолго до смерти, то оно написано приблизительно не более года до смерти, т. е. в 65–66 году.

Цель послания

Цель послания, как это видно из 17 и 18 ст. 3-й главы, было оберечь читателей, чтобы они не увлеклись заблуждениями беззаконников и не отпали от истинной веры и возрастали в познании Господа нашего и спасителя Иисуса Христа.

Глава 1-я

1 ст. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2 ст. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. В этих двух первых стихах апостол посылает приветствие своим читателям и желает им благодати и мира. При этом называет своих читателей получившими равночестную с ними, т. е. апостолами, веру и этим заграждает уста тем христианам из иудеев, которые в своем самомнении могли думать иначе. Выражение получившими может указывать на то, что эту равночестную с апостолами, а следовательно и одинаково благодатную веру читатели получили не по своим заслугам, а даром, по милости Божией. Получившими по правде Бога нашего Иисуса Христа, т. е. получившими чрез правду или от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. Благодать и мир вам да умножится. Как? каким путем? чрез познание Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 ст. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, Познание Господа нашего Иисуса Христа ведет к тому, что чрез Него Его Божественная благодать дарует нам все потребное для нашей жизни и благочестия, чрез Него, Который призвал нас к Себе славою и благостию, т. е. своею славною и всесильною благодатью.

4 ст. Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Чрез эти божественные свойства или, что тоже, чрез эту благодать Христову дарованы нам великие и драгоценные обетования, чтобы мы стали чрез них причастниками Божественного естества. „Чрез воплощение Сына Божия человеческая природа так тесно соединилась с Божественным естеством, что стала причастною тем свойствам и той славе, которые принадлежат одному Богу, стало Божественною, обожилась. От Христа – Богочеловека божественные свойства переходят и ко всем христианам, которые верою, благочестием, благодатью св. Духа, особенно же причащением божественных Тела и Крови Христовых, будучи соединены со Христом, как члены с своею Главою, составляют с Ним одно Тело, Церковь Его (Руков. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Но чтобы быть участниками Божественного естества, для сего должно удалиться от господствующего в мире растления похотью и, нравственно совершенствуясь, восходить по лествице христианских добродетелей.

5 ст. То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 ст. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 ст. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Лествица христианских добродетелей начинается по апостолу верою. Вера основа христианских добродетелей. Вера живая и деятельная проявляется в добрых делах. Дела милосердия и любви требуют от христианина рассудительности, т. е. особого рода христианской осмотрительности, знания того, что хорошо или худо, полезно или вредно для нашего спасения, особого рода сообразованности действий христианина с Божественною волею благою и совершенною. Подобного рода рассудительность необходимо ведет или сопровождается воздержанием, т. е. ограничением потребностей нашей чувственной природы. Здесь начинается борьба, от христианина требуется известного рода стойкость, постоянство как в стремлении к нравственному совершенству, так и в делании добрых дел. Отсюда воздержание переходит в терпение. Стойкость и терпеливое перенесение борьбы с грехом и всех бед и напастей этой жизни переполняют наше сердце любовью к Богу и надеждою на помощь Божию, мы всецело вручаем себя в волю Божию и преисполняемся духа благочестия. Благочестие ведет нас на дальнейшую ступень христианских добродетелей к братолюбию, ибо любя Бога, как мы можем ненавидеть брата своего по плоти и по вере? Наконец, венцом всех христианских добродетелей является любовь ко всем людям вообще, как детям одного Отца Небесного, любовь до готовности положить за них душу свою.

8 ст. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. Вот, если это в вас есть, говорит апостол, и умножается, т. е. вот если вы упражняетесь и усовершаетесь и восходите по этой лестнице христианских добродетелей, то вы не останетесь без успеха, и познание Господа нашего Иисуса Христа принесет вам драгоценный плод, сделает вас причастниками Божеского естества.

9 ст. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Т.е. кто не идет по лествице христианских добродетелей, тот слеп, закрыл, смежил свои духовные очи, не видит такой человек духовных предметов веры, даже забывает то благодатное очищение от прежних грехов своих, которого он удостоился в таинстве крещения и таинстве покаяния.

10 ст.      Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь. Т. е твёрдо помните ваше звание, что вы христиане, и ваше избрание, т. е. что вы избраны к спасению, а посему помните все те обязанности, какие вы приняли на себя, сделавшись христианами, Так поступая, никогда не преткнетесь, т. е. не погрешите.

11 ст. ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

12 ст. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. А посему я никогда не перестану, говорит апостол, напоминать вам о сем, т. е. об этой истине, хотя вы и знаете ее и утверждены в ней.

13 ст. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14 ст. зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Тем более нахожу справедливым напомнить вам об этой истине, пока я жив, ибо знаю, что скоро должен оставить мою храмину, т. е. умереть, об этом мне открыл сам Господь наш Иисус Христос.

15 ст. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

16 ст. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Моя проповедь о Господе Иисусе Христе, о Его знамениях и чудесах (силе), которыми сопровождалось Его учение, во время Его земной жизни (пришествие), не то, что хитросплетенные басни языческих поэтов о их богах, или сказания и выдумки о Христе, какими украшают Его жизнь еретики, а есть повествование о действительном величии Христа, свидетелем которого я был.

17 ст. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение“.

18 ст. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. Это Божественное величие Христа проявилось в Преображении Господнем, когда ученики созерцали, насколько могли, Божественную славу Христа и слышали голос Бога Отца с высоты своего престола свидетельствовавший: „сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. И этот голос, принесшийся с небес, мы слышали, говорит апостол, будучи со Христом на святой горе – Фавор.

19 ст. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Т. е. моя проповедь совершенно согласна с ветхозаветными пророчествами, и свящ. ветхозаветными книгами, а они куда вернее ваших хитросплетенных басен, и они (прочества) все исполнились на Христе и вы хорошо делаете, говорит апостол, что обращаетесь к нему, т. е. пророческому слову, как к светильнику сияющему в темном месте, ибо, как при светильнике, горящем в темном месте, становится кругом светло и все видно, так и при свете пророческого слова в этом темном месте, т. е. в грешном мире, становятся ясными и понятными все новозаветные события из жизни Христа и Его Церкви на земле, и это до тех пор, доколе (пока) не начнет рассветать день и не взойдешь утренняя звезда в сердцах ваших, т. е. до тех пор, пока вы при свете пророческого слова не уразумеете Христа и пока Сам Христос не озарит сердца ваши светом разума святого Евангелия Своего и души ваши любовью креста Своего.

Но эти слова 19 ст. можно понимать несколько и иначе: доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, т. е. до тех пор, пока свет учения Христова не начнет распространяться по всей вселенной, подобно тому, как пред наступлением дня начинают разливаться лучи восходящего солнца, а за этими первыми лучами дня является во всем величии и блеске само солнце, так и за распространением света учения Христова по всей вселенной во всем величии и блеске, как утренняя денница, явится Сам Христос Спаситель, осуществится пророческое слово и, как светильник при солнце, станет не нужным и наступит царство славы.

Одна мысль об этом должна согнать всякую тень с души христианина и наполнить ее неизреченною радостью и блаженством равным сиянию дня после темной ночи.

20 ст. зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Другими словами говоря, мы не должны толковать пророчество как нам вздумается, произвольно.

21 ст. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, так и толкование его может быть только на основании Писания этих мужей и в смысле этого самого Писания, которое они писали по вдохновенно от Духа Святого (ср. Толк, ап. Еп. Михаила 261, 262, 265, 264).

Итак, истинное пророчество бывает по вдохновению от Св. Духа и этим существенно отличается от всяких ложных прорицаний языческих оракулов.

Глава 2-я

От речи об истинных пророках и происхождении их пророчеств, апостол во 2-й гл. своего послания переходит к речи о ложных пророках и к предостережению от них. Ложные пророки были во все времена.

1 ст. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. Как были лжепророки в народе, т. е. еврейском, в ветхом завете, так и вас – христиан будут лжеучители, т. е. люди учащие не тому, чему учит слово Божие, св. Церковь; они будут искажать слово Божие и влагать в него свой смысл, давать ему свое толкование, сообразно намеченным ими целям. Они введут среди христиан пагубные ереси, которые поведут людей, принявших их, к погибели. Они будут искажать догмат о воплощении Христа Сына Божия, перестанут понимать его так, как исповедует св. Церковь; наконец, они дойдут до того, что отвергнут искупившего их Господа, т. е. перестанут быть христианами.

Всех этих лжеучителей, продолжающих оставаться в среде христиан, постигнет скорая погибель. Это будут люди развратные и в переносном смысле, так как своим учением будут развращать души других людей, и в буквальном смысле, так как, будучи сами развратны, тому же будут учить и других.

2 ст. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Т. е. многие из язычников и нехристиан, глядя на подобную жизнь и такое учение лиц, которые присваивают себе только название христиан, будут поносить и унижать самое христианство, самое Евангельское учение.

3 ст. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Главным побуждением лжеучителей в их деятельности будет любостяжательность, т. е. страсть к наживе. Чтобы извлечь больше материальной пользы от слушателей, они будут уловлять их льстивыми словами; суд на таких лжеучителей давно готов и погибель их не дремлет, т. е. суд на таких людей давно уже изречен по божественному предопределению и не замедлит исполниться. Что это так, что они не избегнут суда Божия, апостол в подтверждение этого приводит три примера наказания Божия.

4 ст. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания;

5 ст. и если не пощадил первого мира, но в осьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

6 ст. и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

7 ст. а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, –

8 ст. ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные, –

9 ст. то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. Но, наказывая грешников, Господь пощадил всех, кто за свою праведность заслуживал Его милости. Так, наказав древний мир потопом, Господь спас Ноя, проповедника правды, и его семью, всего восемь душ; наказав города Содомские и Гоморрские, Господь спас праведного Лота, истомленного обращением между ними, ибо сей праведник, между развратными людьми, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша их дела беззаконные. Итак из всех этих примеров читатели послания должны были убедиться, что Господь, зная, как избавить благочестивых от искушения, милуя их, беззаконников соблюдает ко дню суда, для наказания.

Здесь остановим свое внимание еще несколько на стихе четвертом: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. Под ангелами согрешившими разумеются те духи, которых св. Писание называет дьяволами и бесами. В чем состоял их грех? Разумеется ответа дать на этот вопрос человек не может. Но принимая во внимание слова Господа, сказанные некогда неверующим иудеям: „ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял      в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи“ (Ин.8:44), можно утвердительно сказать, что причиной падения (или греха) ангелов было то, что они не устояли в истине и уклонились в ложь; св. Ап. Павел причиною падения ангелов полагает гордость (1Тим.3:6).

Св. ап. Иуда говорит о падших ангелах, что они не сохранили своего достоинства и оставили, т. е. самовольно покинули, свое жилище. Связав узами адского мрака, т. е. Господь до времени последнего суда падших духов заключил в узы адского мрака, т. е. в место предварительного заключения; но в этом предварительном заключении они не лишены до времени суда некоторого рода свободы, ибо они являются среди людей на земле и соблазняют их на грех, как рыкающий лев ходит дьявол среди людей, ища кого поглотить. Предал блюсти их на суд для наказания. Подобно тому, как злодеи и преступники до дня окончательного приговора над ними находятся в местах заключения и стерегутся здесь и, будучи приговорены к смерти, не ждут уже себе никакого помилования, так и падшие ангелы, будучи уже осуждены на мучение, ждут себе этого окончательного приговора, будучи заключены в узах ада. (Толк. ап. Еп. Михаила 272 стр.). Итак Господь не пощадил согрешивших ангелов, не пощадил древний грешный мир, не пощадил развратных городов Содома и Гоморры, не пощадит и вообще беззаконников и лжеучителей.

10 ст. А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших. Здесь от общей мысли апостол переходит к частной. А наипаче, тех, т. е., а особенно не пощадит Господь тех лжеучителей, которые появились среди вас – христиан, не пощадит за то, что они идут вслед скверных похотей плоти, т. е. предаются разврату, презирают начальства, т. е. лиц поставленных как во главе церкви, так и общества, ибо вредя церкви, разрушают и общественную жизнь, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, т. е. поносят высшую верховную власть, а по отношению к церкви – ее представителей епископов, пастырей и учителей церкви; в ближайшем смысле применительно к временам апостольским под высшими или по славянскому переводу славными, разумеются апостолы, ибо иногда еретики поносили и злословили апостолов христовых.

11 ст. Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Т. е. тогда как ангелы Божии, стоя неизмеримо выше всякого земного человеческого начальства, превосходя их силою и крепостью, не произносят над ними укоризненного суда, и хотя бы они (начальство и власти) были и с недостатками и допускали погрешности при исполнении своих обязанностей, предоставляют суд Богу, а лжеучители – ничтожество по сравнению с ангелами – не только презирают Богом поставленное начальство и власть, но и злословят их.

12 ст. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Т. е. ваши лжеучители не выше и не лучше бессловесных животных. Как те водятся только своею природою, так и лжеучители живут и водятся не духовными потребностями своей души, а низшими, животными инстинктами и влечениями своей плотиной греховной природы. Как животные рождаются только для того, чтобы быть пойманными и истребленными, так и лжеучителей ждет подобная же участь, т. е. быть пойманными в сети дьявола и погибнуть для спасения. Не преследуя в своей жизни каких либо высших духовных целей, да и не понимая их, они злословят то, что не понимают, а отсюда в растлении своем истребятся, т. е. благодаря такой своей жизни нравственно падут и погибнут духовно.

13 ст. Они получат возмездие за беззаконие: ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и сквернители, наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Они получат возмездие за беззаконие, т. е. будут наказаны за свой нравственно преступный образ действий, тем более, что они полагают удовольствие во вседневной роскоши, т. е. в удовлетворении всех своих греховных склонностей и привычек; срамники и сквернители, т. е. будучи нравственно растленны, они оскверняют и растлевают всех, с кем входят в общение. Пиршествуя с вами и обманывая вас своими льстивыми речами, они наслаждаются своими обманами и стараются извлечь из них как можно больше для себя пользы.

14 ст. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия. По глазам их видно, что они исполнены любострастия и непрестанного греха, т. е. любят самый грех, влекутся к нему. Они прельщают не утвержденные души, т. е. лжеучители своими льстивыми речами увлекают за собою многих христиан слабых в вере и христианской нравственности; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия. Сердце их ни к чему другому не приучено, как только к корысти и соответственно этому – разврату. Это ведет их к вечному осуждению.

15 ст. Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

16 ст. но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка (Чис.22:23–24). Оставивши прямой путь, т. е. путь веры, истины и правды, они заблудились, т. е. пошли иным путем, путем неверия, лжи и неправды, подобно Валааму, сыну Восорову, они возлюбили мзду неправедную; но Валаам был обличен в своем беззаконии; бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка. Валаам был истинным пророком, но страсть любостяжания затемнила его душу, и он стал лжепророком, ибо научил израильтян любодействовать. Вот почему апостол и сравнивает с ним лжеучителей.

17 ст. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Как в высохшем источнике жаждущий путник напрасно станет искать живительной влаги, так и в учении и жизни этих лжеучителей жаждущая душа не найдет ни истины, ни правды, так животворно действующих на душу. Это облака и мглы, гонимые бурею. В засушливую погоду земля жаждет дождя, но часто бывает так, что эти облака бурею гонятся мимо и не дают земле дождя, так и от лжеучителей напрасно мы будем ждать истинного учения, напояющего жаждущие души. За все это лжеучителей ожидает мрак вечной тьмы.

18 ст. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

19 ст.       Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Они нахальными и вздорными речами уловляют в плотские похоти и разврат еще неокрепших в вере, едва отставших от тех людей, кои еще живут в заблуждении; обещают им свободу, а сами рабы тления. Это и понятно, потому что кто кем побежден, тот тому и раб.

20 ст. Ибо если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

21 ст. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

22 ст. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Но если кто избег скверны мира, познал Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и опять в них запутывается, слушает лжеучителей и увлекается ими, то для таких людей последнее бывает хуже первого. Лучше бы таким людям не познавать пути правды, лучше бы им не быть христианами, нежели познавши истину в учении Христовом возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Такие люди погибают для спасения. С ними случается то, что обыкновенно бывает с известными нам животными: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Глава 3-я

Разрушая нравственное учение Христа, лжеучители в тоже время насмехались над ожиданием христианами скорого пришествия Христа и связанного с ним другого ожидания – кончины мира. Первый мир, говорит апостол, погиб от воды, а нынешний погибнет от огня. Все это несомненно будет скоро. Если же и кажется, что Господь медлит исполнением своего обетования, то для пользы людей же. Господь придет внезапно, а потому ожидающим Его должно проводить жизнь святую и богоугодную. В обновленном мире будет жить только правда. Итак, заключает апостол, свою речь, достойным образом готовьтесь ко встрече Господа. Таково в общих чертах содержание третьей главы второго послания апостола Петра.

1 ст. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, т. е. хочу очистить ваш ум от всяких примесей неправильного учения лжеучителей, хочу, чтобы в вашем уме учение Христово содержалось в чистом неповрежденном виде.

2 ст. Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. А для сего не лжеучителей вам должно слушать, а помнить то, что в Ветхом Завете возвестили людям пророки, а в Новом Завете, что заповедал нам Сам Господь наш Иисус Христос и что возвестили Его святые апостолы.

3 ст. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям

4 ст. и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же, т. е. в последующее за сим время, явятся наглые ругатели, которые будут глумиться над учением Христа; будут жить по своим страстям и похотям и будут говорить: где обетование пришествия Его? т. е. никакого второго пришествия вашего Христа на землю не будет и никакой кончины мира тоже не будет, а будет все так, как есть: ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.

5 ст. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

6 ст. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. На такое утверждение лжеучителей, апостол говорит: Думающие так не знают, что мир не самостоятелен, что было время, когда его не было, что он создан словом Божиим, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою, т. е. словом Божиим мир вызван из хаоса, главною составною частью которого была вода и что при посредстве этой же воды образовалась в третий день суша, что этот мир не неизменен, а напротив он уже претерпевал изменения: так древний мир погиб от воды. И так можно ли ссылаться на неизменяемость мира? Нет. Следовательно нельзя и утверждать того, что не будет второго пришествия и кончины мира.

7 ст. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Открывая завесу будущего, апостол Петр говорит, что нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом Божиим, т. е. сохраняются силою и действием всемогущества Божия до дня суда и погибели нечестивых человек, когда мир погибнет от огня.

8 ст. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пс.89:5). У Господа время не так измеряется, как оно измеряется у людей, считающих время, как медленное и как скорое. Самого короткого времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период, как тысячи лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день. Поэтому для вечности мы должны применять иное измерение, если хотим правильно судить о времени пришествия Христова (Толк. ап. Еп. Михаила 294 ст.) А из того, что Господь не приводит своего обетования в исполнение, никак нельзя заключать, что Он медлит, подобному тому, как иногда медлит человек по слабости, по потворству, но единственно по своему долготерпению, ожидая нашего раскаяния.

9 ст. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

10 ст.       Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Хотя и долго терпит Господь по-своему милосердно, но предаваться беспечности в деле совершения своего спасения отнюдь не должно, ибо день Господень будет внезапен и неожидан, как неожиданный бывает появление воров в доме ночью. Тогда небеса с шумом прейдут, минуются, исчезнут, стихии же разгоревшись разрушатся, т. е. главные, составные части этого мира (вода, огонь, воздух и земля) разрушатся, но не уничтожатся; земля и все дела на ней сгорят, т. е. земля и все, что на ней есть: так называемая природа, и все, что есть дело рук человеческих, сгорит, уничтожится огнем.

11 ст. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12 ст. ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Если так, если все погибнет, если все разрушится, то подумайте какими чистыми по жизни должно быть вам христианам. При этом апостол читателей своего послания утешает тем, что хотя земля и все, что на ней, разрушатся, но, согласно обетованию Божию, мы ожидаем нового неба и новой земли.

13 ст. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Т. е. мир разрушенный, но не уничтоженный, явится в обновленном, очищенном, преображенном виде; на которых обитает правда, т. е. правда Божия; зла, греха там уже не будет, как мы их видим существующими в этом мире.

14 ст. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; т. е. ожидая пришествия Господня, разрушения мира и нового неба и новой земли, потщитесь, т. е. постарайтесь явиться пред Ним, т. е, пред Господом нашим Иисусом Христом, как пред нелицеприятным Судиею, неоскверненными и непорочными в мире, т. е. чистыми святыми по своей жизни.

15 ст. И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. Называет ап. Павла братом возлюбленным, чтобы отклонить всякую тень подозрения о каких-либо иных отношениях между апостолами.

16 ст. как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Он говорит о том же во всех посланиях своих, о чем и я, т. е.: о втором пришествии Господа, о кончине мира и стоящих с ними в связи событиях и о наставлениях и увещаниях относительно твердости в вере, о постоянстве в добрых делах и пр. В которых, т.      е. в писаниях Павла, есть нечто неудобовразумительное, т. е. не в смысле невразумительности речи, а в смысле глубины учения ап. Павла, которая не всем доступна и что, особенно невежды и неутвержденные в истинах веры, превращают, т. е. искажают на погибель себе и другим и не только искажают послания Павла, но и вообще Св. Писание.

17 ст. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,

18 ст. Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.


Источник: Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания. / Составил протоир. Николай Зефиров. Могилев губ. Тип. И.Б. Клаза. 1911. - 136 с.

Комментарии для сайта Cackle