протоиерей Николай Зефиров

Первое послание святого апостола Павла к Солунянам

Солунь был главным городом Македонской провинции в Греции. С одной стороны близость моря, а с другой торговый тракт, проходивший через Солунь, делали этот город одним из первых в Греции по торговле. Во время своего второго апостольского путешествия, переправившись со своими спутниками, Силой и Тимофеем, из Малой Азии в Европу, апостол Павел, просветивши Евангельским учением Филиппийцев, посетил в сопровождении Силы и г. Солунь, и основал и устроил здесь Церковь Христову. Воспользовавшись иудейской синагогой, ап. Павел начал Евангельскую проповедь. Дело пошло успешно: уверовали многие из Солунян как из язычников-прозелитов, так некоторые и из иудеев. В массе же иудеи не уверовали во Христа и озлобились на Павла за обращение прозелитов-язычников. Спасаясь от мщения иудеев, Павел и Сила должны были оставить г. Солунь (Подробн. см. в кн. Деян. Апост. 17 глава).

Повод к написанию, место и время написания послания

Солунская церковь, по отшествии Павла, пребывала твердой в вере (1Сол. 2:14; 3, 68) и была образцом для верующих других церквей. Но, разумеется, не все и сразу бывшие язычники могли отрешиться от прежних привычек: иные увлекались распущенностью богатых людей Солуни, другие (торговцы и ремесленники) увлекались наживой. Солунян-христиан гнали и преследовали иудеи и язычники; отсюда многие из них слишком напряженно и нетерпеливо ожидали скорого второго пришествия Христа, а в связи с этим боялись за участь свою, если они умрут ранее пришествия Господа на землю, и за участь своих умерших родных христиан, полагая почему-то, что они не встретят Господа и не будут соучастниками Господа в Его славном царстве. Все это, вместе взятое, и побудило апостола написать Солунянам послание. Послание написано вскоре после обращения Солунян, когда апостол Павел был в Коринфе, т. е. 5354 г. г. по Р. X. (См. толк. посл. ап. Павла Солун. стр. 188. Еписк. Феофан).

Глава 1-я

В первой главе послания апостол благодарит Господа Бога за принятие Солунянами Евангельской веры, похваляет их за чистоту и неповрежденность этой веры и за то, что они, подражая ему, апостолу, и Господу, стали образцом для всех христиан в Македонии и Ахаии, говорит о том, что во всяком месте прошла слава об их обращении от идолов к Богу истинному.

1 ст. Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол шлет привет церкви Фессалоникийской от себя и своих сотрудников по устройству церкви Фессалоникийской – Тимофея и Силуана. В Боге Отце и Господе Иисусе Христе, т. е. церкви, которая находится в единении с Богом Отцом и Иисусом Христом, под особым их водительством и охранением, желает благодати и мира от единственного их источника – Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

2 ст. Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших. Так как Солуяне отличались твердостью в вере, то апостол и пишет им, что он благодарит за всех них Бога и всегда, когда возносит свои молитвы Богу, молится и за них – Солунян.

3 ст. Непрестанно памятуя ваше дело веры, и труд любви, и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим. При этом пред апостолом всегда предносится их дело веры, т. е. то, как они стараются окрепнуть в вере в истинного Бога, как стремятся эту веру приложить к делу и по ней устроить свой жизнь. Труд любви, т. е. как они стараются выполнить заповедь Христову о любви, помогая и друг другу и христианам других церквей. Терпение упования, т. е. то, с какой непоколебимой надеждой они ожидают получить обещанное наследие царствия от Господа нашего Иисуса Христа. И дело веры, и труд любви, и терпение упования – все это Солуняне творили, воодушевляясь мыслью о Боге Отце и как бы пред лицом Самого Бога и Отца.

4 ст. Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братья;

5 ст. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. Что Солуняне действительно избраны к участию в благах небесного царства, апостол убеждается из того, что его проповедь среди них была особенно действенна и убедительна и сопровождалась особого рода знамениями и ниспосланием на уверовавших благодатных даров Духа Святого и многими другими благодатными удостоверениями, чему свидетелями, говорит апостол, были вы сами и сами знаете, что сотворил Господь через нас ради вас.

6 ст. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого,

7 ст. так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Озаряемые Духом Святым среди скорбей, вы возвещенное вам слово истины приняли с радостью и явились, таким образом, подражателями мне, апостолу, и даже Самому Господу, так что стали образцом для верующих Македонии и Ахаии.

8 ст. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Своей твердой верой, своим мужеством среди преследований и гонений, своим радостным воодушевлением среди самых страданий вы сделали то, что слово Господне, Евангелие, стало быстро распространяться и укрепляться не только в Македонии и Ахаии, но даже всюду пошла слава о вере вашей в Бога, так что нам (апостолу и сотрудникам) не было даже и нужды говорить о вас.

9 ст. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному. Все не только знают о твердой вере вашей в Бога, но даже рассказывают и про нас, как мы к вам пришли с проповедью Евангелия, как и что совершали мы у вас, и как вы – Солуняне оставили поклонение идолам, уверовали в Бога, загорелись ревностью служить Богу живому и истинному.

10 ст. И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. И с какой нетерпеливой надеждой вы ожидаете пришествия Его возлюбленного Сына, Которого Он воскресил из мертвых, Господа Иисуса, избавляющего нас, верующих в Него, от осуждения на имеющем быть суде Божием.

Глава 2-я

Во второй главе апостол изображает свою деятельность в Фессалонике, говорит об ее чистоте, бескорыстности и самоотверженности. Благодаря Бога за то, что Солуняне приняли апостольскую проповедь как истинное слово Божие и что за веру во Христа они готовы переносить мучения от иудеев, апостол выражает искреннее желание увидеться с ними, ибо вы, говорит анетол, слава наша, радость наша.

1 ст. Вы сами знаете, братья, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный. То, что говорят о нас в разных местах, вы сами, братья, знаете; вы знаете, что наше пребывание у вас, когда мы просвещали вас светом св. Евангелия, было не бездейственно, т. е. небезвоздейственно на вас. Благодаря убедительности нашего слова, благодаря знамениям и благодатным удостоверениям, какими сопровождалась наша проповедь у вас, многие из вас обратились ко Христу. Все это едва ли бы могло быть, если бы мы вам возвещали что-либо тщетное, пустое, выдуманное, а не саму истину, возвещали не как люди, убежденные в истине того, что проповедуют, а как люди суетные, легкомысленные, не придающие даже значения тому, что сами проповедуют.

2 ст. Но прежде пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Как люди суетные, пустые, едва ли бы мы решились и стали страдать за то, что сами выдумали, но мы еще даже прежде, чем прийти к вам, уже пострадали за ту истину, которую возвещаем всем в Филиппах. Об этом вы знаете, и мы, с готовностью вновь пострадать за эту истину смело и дерзновенно, с надеждой на помощь Божию, явились с благовествованием этой истины к вам, преодолевая все препятствия (со многим подвигом).

3 ст. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. В учении, нами возвещаемом, вы не найдете ни примесей заблуждения, ни нечистых побуждений к возвещению и распространению его, никакого либо лукавства и лести с нашей стороны по отношению к слушателям.

4 ст. Но как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Наше учение от Бога. И как Господь Бог избрал нас и вверил нам благовестие, чтобы мы возвещали его в мире, так только то и мы возвещаем и вовсе не имеем в виду угождать людям, а всецело только Богу, Который знает все, что у нас на сердце.

5 ст. Ибо никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Вы сами знаете, что я никогда не льстил вам, и никогда в деле устроения Церкви Божией на земле не руководился какими-либо корыстными расчетами: Бог свидетель!

6 ст. Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:

7 ст. мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Мы могли бы среди вас явиться и вести себя сообразно со своим высоким званием Апостолов Христовых, но мы были тихи, т. е. кротки в обращении с вами и любвеобильны по отношению к вам, подобно тому, как кормилица – мать всю любовь и все заботы отдает нежно любимому дитяти, которого она кормит.

8 ст. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Подобно матери кормилице мы по любви к вам не только восхотели передать вам благовестие Божие, но и готовы ради спасения вашего пожертвовать и самой жизнью нашей.

9 ст. Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Не щадя своих сил и здоровья, изнуряя себя, мы, когда были среди вас и проповедали вам Евангелие, чтобы только не быть вам чем-либо в тягость, дабы кто-либо не сказал, что мы живем на чей-либо счет, работали ночью и днем.

10 ст. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно, и безукоризненно мы поступали пред вами верующими,

11 ст. потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,

12 ст. мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Вы, Солуняне, и сам Бог свидетели всей нашей у вас деятельности. Как свята пред лицом Бога, была наша деятельность среди вас, как праведно, т. е. равно одинаково, руководясь духом возвещаемого нами божественного учения, мы вели себя по отношению ко всем вам и как безукоризненно, так что нас нельзя ни в чем упрекнуть, мы поступали среди вас уверовавших во Христа, вы и Бог свидетели. Вам более чем кому-либо известно, как мы каждого из вас, как отец своих детей, с любовью упрашивали оставить идолопоклонство, убеждали начать новый образ жизни и умоляли вас, уверовавших уже во Христа и вставших на путь правый и спасительный, ходить достойно Бога, т. е. жить по заповедям и не уклоняться с этого истинного пути, пути Божия, Который призвал вас в свое Царство и славу, т. е. к вечному блаженству и прославлению с Собой.

13 ст. Посему, и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих. Посему и мы, т. е. ап. Павел и его сотрудники, непрестанно благодарим Бога за то, что вы приняли нашу Евангельскую проповедь не как слово человеческое, а как слово Божие, как истину, возвещаемую Самим Богом, а посему без сомнений и колебаний. Которое и действует в вас верующих. И это слово Божие, принятое вами с искренней верой, действует в вас и теперь, т. е. сообразно ему вы и теперь устраиваете свою жизнь; в нем вы черпаете силу и воодушевление при перенесении мучений и страданий от неверующих язычников.

14 ст. Ибо вы, братья, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев. Вы сделались подражателями в своих страданиях за веру во Христа церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, т. е. уверовавшим во Христа Иисуса иудеям и составившим в Иудее христианскую Церковь (в отличие от иудейской), потому что и вы, уверовавши во Христа Иисуса и составивши христианскую Церковь, выделились из среды ваших единоплеменников-язычников и претерпели от них то же, что и те (христиане из иудеев) от иудеев не уверовавших, т. е. в том и другом случае разумеются преследования, гонения, мучения со стороны не уверовавших единоплеменников.

15 ст. Которые убили и Господа Иисуса, и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,

16 ст. которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. Но вы этим не смущайтесь, особенно неверующими иудеями; они убили и Господа Иисуса, и пророков, которые возвещали им волю Божию и предсказывали о Христе Иисусе, и нас, апостолов, изгоняют и преследуют. Они не ставят целью жизни своей творить угодное Богу, а любят только себя, а потому они противны всем людям, и, не веруя сами, поставляют разного рода препятствия нашей проповеди среди язычников, дабы последние не спаслись. Всем этим и своим противлением истине они только наполняют меру грехов своих и приближают на себя окончательный гнев Божий.

17. ст. Мы же, братья, бывши разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. И как во время пребывания у вас, так и по разлуке с вами, говорит апостол, мы носили вас в сердце своем и всемерно стремимся повидаться с вами.

18 ст. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана. Я же лично не однажды хотел прийти к вам, но обстоятельства так складывались, благодаря ненависти врагов моих, что не было возможности посетить вас. В действиях врагов апостол видит действие сатаны, врага Христова, а посему прямо и выражается, но воспрепятствовал сатана.

19 ст. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Мы всегда помним вас и вспоминаем в молитвах наших. Не вы ли в день пришествия Господня вместе с другими, обращенными нами ко Христу, будете нашей надеждой, похвалой, радостью?

20 ст. Ибо вы слава наша и радость. Да, вы наша слава, вы наша радость.

Глава 3-я

Желанию апостола повидаться с Солунянами попрепятствовали разного рода неблагоприятные обстоятельства, а поэтому он посылает к ним пока Тимофея, чтобы утвердить их в вере и укрепить их среди гонений. Возвращение от них Тимофея утешило его, апостола, и пробудило в нем еще большее желание лично видеть их, о чем он денно и нощно молит Господа, а им, Солунянам, испрашивает мира и любви друг ко другу и святости.

1 ст. И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

2 ст. и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,

3 ст. чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Желая быть у вас, но не имея к тому возможности, я крайне беспокоюсь о вас, а потому, не терпя более вашей безвестности, я порешил остаться в Афинах, а к вам послать пока Тимофея, близкого мне и родного, как брата, который так же, как и мы, апостолы, совершает дело Божие на земле (служитель Божий) и помогает нам в деле благовествования Христова; посылаю его, чтобы он вас утвердил, т. е. дабы вы не колебались в христианской жизни среди гонений и утешил в вере вашей, т. е. воодушевил вас среди скорбей ваших верой вашей, дабы вы в ней черпали мужество в перенесении страданий и чтобы никто из вас не поколебался в вере среди страданий; нам – христианам, как вы сами знаете, суждено терпеть все это в жизни.

4 ст. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете. Когда я был среди вас, я предсказывал вам о всем этом и предупреждал, что все мы – и вы и

я – будем страдать за веру во Христа. Все это так и случилось. Все это вы знаете.

5 ст. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы – как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. Зная, какие воздвигнуты на вас гонения, я, не имея сил долее оставаться в безвестности относительно вас, и послал Тимофея узнать, твердо ли вы стоите в вере, не искусил ли вас искуситель, т. е: диавол, чрез мучителей ваших соблазняя всякими благами мира сего, если вы откажетесь от веры, не поколебались ли посему некоторые в вере, как бы труд наш по насаждению в вас веры не вышел напрасным.

6 ст. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,

7 ст. то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братья, ради вашей веры,

8 ст. ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Но теперь, когда пришел от вас к нам Тимофей и принес о вас добрые вести, что вы твердо стоите в вере и пламенеете любовью к Господу и друг ко другу, что и вы также желаете видеть нас и храните о нас добрые воспоминания, то мы, при всей скорби нашей, т. е. при всех гонениях и преследованиях и вообще трудных обстоятельствах нашей жизни среди враждебного, неверующего мира, утешились вами, вашей стойкостью в вере; сознанием и радостью об этом я только и живу.

9 ст. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которой радуемся о вас пред Богом нашим,

10 ст. ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего не доставало вере вашей? Не нахожу достаточных слов, чтобы благодарить Господа за вас, за всю ту радость, которую вы доставляете нам своей верой и любовью, и молюсь за вас всеусердно день и ночь и прошу Господа, чтобы мне увидеть вас и восполнить все то, чего не достает вам в вере вашей, восполнить то, чего не успел вам я сообщить, когда научал вас истинам веры в первый раз.

11 ст. Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да у правит путь наш к вам. Впрочем, вручаю себя в волю Божию, сам Господь да управит путь мой к вам.

12 ст. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем, какой мы исполнены к вам,

13 ст. чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. Приду или не приду к вам, но молю Господа, чтобы Он усовершил вас в любви как друг к другу, так и вообще к людям, какой мы преисполнены к вам. Молю Господа, чтобы чрез любовь вы явились чистыми и непорочными в своих сердцах пред лицом Отца нашего небесного, когда Господь наш Иисус Христос придет опять в мир, во славе своей, со святыми ангелами и сонмом святых, судить живых и мертвых.

Глава 4-я

В 4 гл., с которой идет нравоучительная часть послания, апостол просит Солунян, чтобы они жили согласно тем заповедям Господа, которым научил их он – Павел. Согласно этой воле Божией, они должны оставить блуд, противозаконные и корыстолюбивая действия друг против друга, а взамен этого жить в непорочности, святости и в любви друг с другом, занимаясь каждый своим делом и не смущая своей праздностью неверующих.

1 ст. За сим, братья, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, принявши от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали. И вас, братья, прошу и молю ради Господа Иисуса Христа, чтобы и вы с своей стороны, старались все, чему мы вас научили, осуществлять и проводить в свою жизнь и, угождая Богу, все более усовершались в том.

2 ст. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3 ст. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;

4 ст. чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5 ст. а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. Все, чему я вас научал, есть не мое учение, а воля Божья. Воля же Божья такова, чтобы вы были святы, т. е. чисты и непорочны по своей жизни. Вот почему вы первее всего должны воздерживаться от блудной, распущенной языческой жизни. При этом вы, христиане, должны быть святы и чисты не только по душе, но и по телу, и этим должны отличаться от язычников, которые, не зная Бога истинного, живут в похотях сердца своего.

6 ст. Чтобы вы ни в чем не поступили с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и засвидетельствовали. Некоторые видят здесь указание на порок корыстолюбия, который вел к несправедливости (противозаконно) в отношении к ближним (Розанов Обозр. Посл. св. ап. стр. 65 выпуск 3-й; Иванов. Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. 431). Применительно к славянскому тексту: Еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего, зане мститель (есть) Господь о всех сих, якоже и прежде рекохом к вам и засвидетельствовахом – этот стих понимается толковниками так: «Прежде говорил апостол о блуде вообще, а здесь, пишет св. Златоуст, говорит о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними. Не преступати, ибо каждому Бог дал жену и положил предел природе, именно совокупление с одной. Поэтому совокупление с другой есть уже преступление, разбой и лихоимство, – даже ужаснее всякого разбоя; ибо мы не столько скорбим тогда, когда похищаются у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак» (Толк. посл. св. ап. Павла. Солунянам стр. 306317. Еписк. Феофан). Господь мститель за все это, т. е. за блуд и прелюбодеяние или соответственно русскому тексту: за блуд и корыстолюбие, соединяемое с несправедливостью к своему ближнему – брату, Господь накажет, отмстит, как и прежде я вам об этом говорил.

7 ст. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. За блудную и прелюбодейную жизнь Господь накажет особенно нас, христиан, ибо Он нас призвал чрез веру во Христа к святости, т. е. к чистоте, непорочности, целомудрию, а не к нечистоте, т. е. не к жизни нечистой, порочной, нецеломудренной.

8 ст. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого. Кто не исполняет в этом смысле воли Божией, тот пусть знает, что он не покоряется не человеку, но самому Богу, Богу, Который дал нам Духа Своего Святого. Таким образом, живя блудно, мы оскорбляем Самого Бога, Который призвал нас к чистоте и святости, и Духа Божия, Которого мы получаем от Бога в таинствах крещения и миропомазания, и перестаем быть Храмом Божиим и жилищем Духа Божия.

9 ст. О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга. О любви же к братьям христианам, которая проявляется у вас в вашей благотворительности и взаимопомощи, не нахожу нужным писать: Самим Богом научены вы любить друг друга и прибавлять тут что-либо нахожу излишним.

10 ст. Ибо вы так и поступаете со всеми братьями по всей Македонии. Умоляем же вас, братья, более преуспевать. Тем более, что вы это самым делом свидетельствуете, помогая всем нуждающимся братьям христианам по всей Македонии. Приходится просить вас только об одном, чтобы вы более и более усовершались в этом благом и святом деле – христианском братолюбии.

11 ст. И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам,

12 ст. чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались. Чтобы полнее изобразить картину христианской жизни, апостол просит своих читателей, чтобы они старались жить тихо, т. е. не давали бы своим поведением повода быть предметом разговоров среди их ближних. Славянское выражение: безмолвствовати дает мысль о том, чтобы христиане не были одержимы духом празднословия, которое часто ведет к нарушению добрых отношений с окружающими и близкими. Делать свое дело, т. е. каждый следил бы за самим собой и занимался своим собственным делом, а не занимался бы пересуживанием чужих дел. Работать своими собственными руками, т. е. не быть тунеядцем, не жить на чужой счет, на счет благотворительности других. Словом, живите так, как я, апостол, заповедал вам, чтобы не заслужить в чем-либо нареканий со стороны язычников. И ни чесогоже требуете, т. е. старайтесь поставить себя в жизни так, чтобы вам ни в Чем не нуждаться от других, а особенно ничего не искать у язычников.

С 13 стиха 4 главы по 11 стих 5 главы апостол говорит Солунянам о втором пришествии Господа. Среди гонений Солунские христиане с нетерпением ожидали пришествия Господа и думали, что Он вот-вот явится с неба, чтобы основать на земле свое земное царство, а потому считали счастливыми тех, которые будут живы до времени явления Христа, и – несчастными тех, которые не доживут до этого славного пришествия Господа. Опровергая это заблуждение Солунян, апостол разъясняет, что оставшиеся до пришествия Господня не предупредят умерших, что при пришествии Господа мертвые во Христе воскреснут первые, а потом уже мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господу. Самый же день пришествия Господня наступит внезапно, и никто не избежит его. Поэтому, говорит апостол, живите как сыны света, бодрствуйте и трезвитесь, не ослабевайте в вере, любви и надежде, ибо нас Бог определил ко спасению чрез Иисуса Христа; Его мы и должны держаться, с Ним и жить, и этим поддерживать и утешать друг друга.

13 ст. Не хочу же оставить, вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Сказавши в предшествующих стихах этой главы о том, чем должны быть христиане в своей жизни, апостол с этого стиха ведет краткую речь о втором пришествии Христа и о воскресении мертвых. Гонимые и преследуемые за веру во Христа Солуняне с нетерпением ожидали 2-го пришествия Господа, которое положит конец их страданиям. Но в то же время они очень беспокоились об участи своих близких умерших – христиан и думали, что последние не будут участниками встречи славного 2-го пришествия Христа и Его славного земного царства и об этом сокрушались. Чтобы успокоить Солунян, апостол говорит: скажу вам и об умерших, чтобы вы не горевали и не скорбели о них подобно тому, как безнадежно с отчаянием скорбят о своих умерших язычники; но они скорбят так потому, что не веруют в загробную жизнь, в бессмертие души, а у вас не должно быть так. Мы христиане верим в загробную жизнь, бессмертие души и воскресение мертвых.

14 ст. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет к Ним. Если мы веруем, что Господь Иисус умер и действительно воскрес, то мы должны веровать и в то, что и все верующие во Христа воскреснут силой Божией и будут приведены с Ним т. е. и придут с Ним, Господом Иисусом Христом, составивши Его славную свиту во второе Его пришествие. Неверующие и грешники в эту свиту не войдут, «а будут ожидать Его прибытия, не будучи достойны сретить Его» (Экумений, Златоуст. Толк. посл. ап. Павла к Солуняням стр. 322. Еписк. Феофан).

15 ст. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Итак, умершие в вере во Христа придут к нам вместе с Ним, так что те, которые доживут до второго пришествия Христа, не предупредят умерших, говорю это по особому откровению Божию.

16 ст. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Явится Господь Иисус Христос во славе своей и все святые ангелы с Ним, умершие воскреснут, но всемогущему гласу Божию, живые изменятся, и все праведные будут восхищены на облаках в сретение Господа. Славянское выражение в повелении, т. е. при всемогущественном, творческом слове Божием, которым некогда Бог сотворил мир. Как некогда Бог повелел: да будет мир; так, по замечанию св. Златоуста, в последнее пришествие свое Бог скажет; да воскреснут мертвые! – и воскреснут. Повеление будет возвещено гласом Архангела: послет бо ангелы Своя с трубным гласом велиим и соберут избранныя Его (Мф. 24:31). (Уч. рук. к изъясн. свящ. кн. нов. зав. Иванова). При трубе Божии, разумеется, это не будет на самом деле какая-либо вещественная труба, это будет всемогущий глас, который подобно трубному звуку далеко слышимому раздастся из конца в конец вселенной, и при этом звуке гласа Божия явится Господь Иисус Христос с небес и мертвые во Христе воскреснут прежде.

17 ст. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу, на воздухе, и так всегда с Господом будем. Златоуст и другие допускают некоторую последовательность моментов в акте воскресения: сначала воскреснут умершие о Христе, т. е. праведные христиане, куда должны однакож быть причислены и ветх. зав. праведники, которые жили верой во Христа и должны воскреснуть с Ним, потом оставшиеся в живых до того времени будут внезапно изменены и восхищены на облаке на встречу Господу; наконец воскреснут и нечестивые для суда. (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова 424 стр.). И так всегда с Господом будем, т. е. где Господь, там и мы будем наслаждаться блаженством и велелепием и славой Господа.

18 ст. Итак утешайте друг друга сими словами.

Итак, есть ли какая причина, чтобы вам скорбеть об умерших? Оставшиеся до пришествия Господа не будут иметь никаких преимуществ пред умершими. Те и другие с Господом будут. Этим будущим блаженством себя и утешайте, и ободряйте в этой жизни.

Глава 5-я

1 ст. О временах же и о сроках нет нужды писать к вам, братья,

2 ст. ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Сколько времени пройдет до пришествия Господня и когда оно будет, об этом вам, братья, нет нужды писать, тем более, что вы уже сами знаете из моих бесед к вам что либо сказать тут точное нельзя, что день пришествия Господа будет совершенно неожидан, подобно тому, как бывает для нас неожиданным появление вора в нашем доме.

3 ст. Ибо когда будут говорить, мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. И когда люди менее всего будут думать о пришествии Господнем и будут предаваться земной жизни в полной беспечности о том, что будет с ними дальше, когда менее всего будут думать о своем спасении, тогда-то внезапно и постигнет их

пагуба – неумолимая, неотвратимая. Подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Подобно тому, как женщину, имеющую родить, муки родов постигают неожиданно, так и люди в своей беспечности будут застигнуты днем Господним неожиданно и как для беременной женщины неизбежны роды и все муки, соединенные с ними, так и участь горькая людей беспечных будет для них неизбежна.

4 ст. Но вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать;

5 ст. ибо все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Вы не должны быть беспечными, предаваться греховной жизни и как бы жить во мраке ночи, дабы день Господень не застал вас неожиданно, вы уже оставили прежний образ своей жизни, вы, христиане, уже теперь живете не во тьме язычников, а во свете веры во Христа и в Его Божественное учение. Все мы христиане уже сыны света и сыны дня, а не сыны ночи и тьмы, чем мы были доселе.

6 ст. Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Итак, не будем предаваться греховной жизни, не будем жить по своим страстям и похотям. Мы уже не язычники, не знающие истинного Бога, а потому должны бодрствовать и трезвиться, т. е. будем заботиться о своем нравственном усовершенствовании, будем проверять свою жизнь, согласна ли она с Евангельским учением, будем следить за собой и своим спасением.

7 ст. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Противоположное состояние будет свидетельствовать только о беспросветной нравственной тьме, когда человек настолько увлекается греховной жизнью, что опьяняется ей, затемняет свой ум и перестает владеть собой.

8 ст. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. Как сыны дня, мы должны бороться с греховностью своей природы и со всем тем, что от вне вводит нас в соблазн и искушение, а посему, как добрые воины Христовы, должны зорко следить за всеми врагами нашего спасения и для ограждения себя от стрел вражьих должны облечься в броню веры и любви, т. е. должны иметь веру твердую, непоколебимую, любовь, живую и деятельную, и в шлем надежды спасении, т. е. должны воодушевляться искренней надеждой на то, что Господь поможет нам противостать козням дьявольским и тем поможет достигнуть спасения.

9 ст. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа,

10 ст. умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Мы должны быть воодушевлены надеждой на спасение, тем более что Сам Господь Бог определил нас не на гнев, т. е. не к наказанию, которое постигает сынов тьмы, а ко спасению чрез веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который умер ради нашего спасения, дабы мы, верующие, умрем ли, живы ли будем, вместе все с Ним были.

11 ст. Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Такими мыслями, такими рассуждениями, такими упованиями утешайте друг друга и назидайте, т. е. ободряйте к истинно христианской жизни, поддерживайте друг друга и наставляйте, как вы уже и делаете.

С 12 ст. идет заключительная часть послания, содержащая в себе разного рода наставления, касающиеся отношений паствы и пастырей, наставления, научающие осмотрительному пользованию разного рода духовными дарованиями и воздержанию от зла, наконец апостол призывает на них Божие благословение и просит их молитв о себе.

12 ст. Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,

13 ст. и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собой. Давши Солунянам общие наставления их христианской жизни и благоповедения и их взаимоотношений, апостол в 12 и 13 стих. дает частные наставления о том, как паства должна относиться к своим пастырям, ибо от единенения паствы со своими пастырями зависит и самый строй и порядок христианской общины. Уважайте, говорит апостол Павел, пастырей ваших, которые руководят вами на пути ко спасению, предстоят в молитвах своих за вас пред Господом, вразумляют, т. е. наставляют вас в истинах веры и христианского благочестия. За это великое их дело служения любви, заповеданное Христом, и вы, пасомые, имейте их по преизлиха в любви, т. е. воздавайте им еще большей любовью. Союз единения между паствой и пастырями,

покоящийся на любви, да приведет вас ко взаимному миру и единению и между собой.

14 ст. Умоляем также вас, братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Умоляю вас, братья, т. е. вся паства Солунской церкви вместе со своими пастырями, созидайте дело Божие на земле, а посему вразумляйте бесчинных, т. е. тех, которые уклоняются от порядка христианской жизни, служат соблазном другим, роняют христианское общество даже в глазах неверных. Утешайте малодушных, т. е. которые при всяком испытании в деле веры и жизни христианской падают духом, – ободряйте их, воодушевляйте. Поддерживайте слабых, т. е. мало сведущих в истинах веры, часто неумеющих отличить ложь от истины, а потому легко впадающих в заблуждения и отпадающих от истины. Будьте долготерпеливы ко всем. Вразумляя, утешая, поддерживая всех, указанных выше лиц, будьте все же к ним долготерпеливы, не будьте к ним круты, а обращайте их на путь истинный исподволь, постепенно, со всякой осторожностью, с терпением.

15 ст. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем. Во всех таких случаях, смотрите, следите за собой, дабы кто кому не воздал (отмстил) злом за зло, т. е. не перешел бы на личные счеты. Христианам не только не свойственно такое отношение к ближним, но они должны сами искать случаев оказать добро друг другу и всем людям.

16 ст. Всегда радуйтесь. Каждый христианин, воодушевленный верой во Христа, любовью к Богу и ближним, всегда – при всех обстоятельствах жизни – должен сохранять в себе радостное настроение духа.

17 ст. Непрестанно молитесь. Радостное настроение, духа, религиозное воодушевление воспитывается в человеке-христианине непрестанной молитвой, постоянным молитвенным памятованием о Боге, а посему непрестанно молитесь.

18 ст. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Горя к Богу духом, пламенея к Нему всем сердцем, преисполняйтесь чувством благодарности к Богу, ибо такова воля Божия, а не моя, Павла, о вас; чтобы вы всегда радовались духом о Господе, непрестанно молились, а молясь благодарили Бога за все, что Он даровал нам чрез Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа.

19 ст. Духа не угашайте. Т. е. этой ревности по Боге, этого стремления к созданию своего спасения не угашайте в себе, т. е. не предавайтесь беспечности, стремитесь к добру и противостойте злу, греху. А так как все это дается нам только при ближайшей помощи Духа Святого, то не угашать Духа значит, не угашать в себе греховной жизнью, беспечностью о своем спасении благодатных дарований Святого Духа, которые вы получили чрез веру во Христа.

20 ст. Пророчества не уничижайте. Т. е. с должным уважением и вниманием относитесь к тем, кого Господь сподобляет особого наития Св. Духа, кто, по-особому на то изволению Божию, пророчествует среди вас, т. е. во время ваших молитвенных собраний. Это не то, что ложные пророки, которые явились среди вас (см. Еп. Феофан).

21 ст. Все испытывайте, хорошего держитесь.

22 ст. Удерживайтесь от всякого рода зла. Вообще же христиане должны быть в высшей степени осмотрительны в своей жизни и деятельности, должны проверять ее с духом учения Христова, и всего, что отвечает этому духу учения Христова; держаться, т. е. этому следовать в своей жизни, а что не соответствует духу учения Христова, противоречит ему, сего отвращаться, уклоняться, сему не следовать.

23 ст. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Так как мы со своими слабыми и немощными силами часто ничего не можем достигнуть сами по себе, без Божией помощи, то апостол и молится Господу Богу, чтобы Он Сам вел Солунян, а в лице их и всех христиан, по этому пути нравственного совершенствования и достижения спасения. А для сего освятил бы нас во всей полноте, т. е. наш дух, как данный человеку Самим Богом, очистил бы в нас образ Божий и все силы неспособности нашей души и самое наше тело, дабы мы воистину были храмом Бога живого и явились чистыми и непорочными в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

24 ст. Верен призывающий вас, который и сотворит сие. Господь Бог, призвавший вас чрез веру во Иисуса Христа в свое вечное царство, все, о чем я говорил вам, даст вам и исполнит свои обетования.

25 ст. Братья молитесь о нас. В заключение послания апостол Павел просит Солунскую паству молиться за него.

26 ст. Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. И, в частности, просит предстоятелей Солунской церкви приветствовать их паству поцелуем любви, т. е. на деле осуществить то, о чем он просил всех их в своем послании.

27 ст. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям. Наконец заклинает тех же предстоятелей церкви, чтобы они это его послание прочитали пред всеми собранными вместе, возможно что и в молитвенном собрании верующих, дабы и толкование его, где нужно, было общее и одинаковое разумение у всех (см. Еп. Феофан толк. I посл. к Сол. 5, 27 стр. 320).

28 ст. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.



Источник: Николай Зефиров. Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Послания св. апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филипийцам, Колосянам, первое и второе к Солунянам. Могилев губ., тип. И. Б. Клаза. 1912 г. 204 с.

Комментарии для сайта Cackle