Н.А. Астафьев

Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами

Содержание

I. Библия рукописная 1. Первые два века (XI–XII века) a) Библия Кирилло-Мефодиевская. Её происхождение и язык. Школы Владимира І и Ярослава I и заботы прочих князей о школах; кн. Смоленский Роман Ростиславич. – Списывание Библии: княжна Евфросиния, келлия пpеп. Феодосия; древнейшие сохранившиеся списки; пособия к уразумению Библии; заботы первых князей о распространении священных и назидательных книг; первая публичная библиотека. – Любомудрие ближайших потомков Ярослава I в) Распространение духовного просвещения в народе. Пресвитер Иларион, его «исповедание веры» и «слово о законе и благодати»; поучение преп. Феодосия, поучение Луки Жидяты; летописец Нестор; св. Кирилл, епископ Туровский; митрополит Климент Смолятич; Кирилл, епископ Ростовский c) Как влияло Слово Божие на обновление нравов: Христианские добродетели Владимира I, Ярослава I и их ближайших потомков – милосердие как общая им черта; Борис и Глеб, Ярополк, Изяслав I, Ярослав Осмомысл, Георгий Всеволодович и брат его Константин. Ростислав Мстиславич, Константин Святославич; поучение Мономаха. Киево-печерские иноки. Воевода Ян; милосердный киевлянин, преп. Никита 2. Время Монгольского ига а) Нашествие монголов. «Огненное искушение»: князья-мученики: Василько князь Ростовский; Михаил князь Черниговский и его боярин Феодор; Роман князь Рязанский; Михаил князь Тверской; общее бедствие; ряд достойных архипастырей. Покушения северо-западных соседей и пап. – Черная смерть. – Отречение от мира; князь Дмитрий Святославич Юрьевский, князь Михаил Александрович Тверской. – Развитие монашества на cевepе: дух миссионерства; пустынники островов Кубенского, Ладожского и Онежского озер. Св. Стефан Пермский, «апостол зырян»; перевод им Св. Писания на зырянский язык; миссионерская деятельность его преемников. – Начало распространения христианства между монголами b) Удар, нанесенный просвещению монгольским нашествием. Сожжение городов с их школами и библиотеками. – Местные исключения (Галич, Новгород) и общий упадок просвещения. Князь Михаил Александрович Тверской. – «Поучение к попом» митрополита Кирилла. – Редкость книг Св. Писания. Распространение апокрифической религиозной литературы. Святая ревность просвещённых архипастырей против народного невежества и суеверия и заботы их о распространении евангельского света и об умножении и исправлении книг Св. Писания. Русские писцы в Константинополе. – Св. Кирилл Белозерский. – Перевод Псалтири и книги Есфирь с еврейского подлинника. – Новый Завет митрополита св. Алексия. – Перевод толкований на Св. Писание. – Противоположные явления на западе II. Славянская библия печатная 1. XVI и XVII столетия a) Типографское дело и начало его у нас. Юго-западная Русь XVI в. Первые печатные издания Св. Писания. – Библия русская Скорины. – Острожская Библия, история происхождения её, состав и значение её. – Борьба с католицизмом b) Северо-Восточная Русь XVI века. Исчезновение училищ, тьма невежества и тщетная борьба против неё архиепископа Геннадия; упадок духовной деятельности и живого знания Св. Писания; Иосиф Волоколамский в отношении к Св. Писанию. – Упадок церковной проповеди; суеверие и грубость нравов, обличённые на Стоглавом соборе 1551 г.; надменность невежества и коренная причина её. Отрадные исключения: Нил Сорский, св. Филипп. митрополит Московский, св. Геннадий, архиепископ Новгородский, и его библейская деятельность, св. Гурий и пр. – Упадок живого благочестия в монастырях с) Начало исправления и печатания св. книг и Максим Грек. Библейские труды Максима Грека. – Обличение суеверного невежества. – Исправление богослужебных книг. Враги преподобного Максима и его трагическая судьба: ученик его Зиновий. – Продолжение дела, начатого Максимом. – Типография в Москве. – Судьба первопечатника нашего Ивана Федорова. – Исправление богослужебных книг при царе Михаиле Федоровиче. – Архимандрит Дионисий и Арсений Глухой, гонение на них. – Возобновление исправления книг при патриархах Филарете и Иосифе. Невежественные фанатики-справщики d) Никон и его время. Приступ к новому исправлению книг; вызов ученых из юго-западной Руси, где, под влиянием борьбы, пробудился древний дух благочестия и просвещения. Ученое братство в Москве: Епифаний Славинецкий и его сотрудники; исправление книг по греческому оригиналу и другие богословские и филологические труды их. – Московская академия; братья Лихуды и их ученики, их ученые труды. – Открытие училищ в Ростове, Чернигове, Новгороде. – Начало живой проповеди: Симеон Полоцкий и его подражатели: св. Димитрий Ростовский. Пробуждение миссионерского духа: архиепископ Рязанский Мисаил, митрополиты Сибирские Павел и Филофей. – Библейские труды; новое издание Острожской Библии; комиссия для исправления Библии по греческому тексту: русская Псалтирь Фирсова III. Век Петра Великого (XVIII ст.) 1. Царствование Петра Великого Западная цивилизация и отношение к ней Петра, характеристика великого преобразователя. Состояние образования в Москве и киевские ученые. Обширный план народного образования, задуманный Петром, цель его и результаты: цифирные и епархиальные школы; учебные заведения в Москве и Петербурге общеобразовательные и специальные (школа фон- Бреха в Тобольске); отправка молодых людей за границу и собственное путешествие Петра; переводы иностранных сочинений, гражданский шрифт, печатание книг, личное участие Петра: значение реформ Петра в деле народного образования. Его заботы о религиозном просвещении народа: намерение издать книги Св. Писания на русском языке: труды пастора Глюка; поощрение проповеди церковной, издание книжек: «Первое учение отроком» и «Христовы о блаженствах проповеди толкование» – для рассеяния невежества и суеверия; примеры того и другого; издание книг Св. Писания, описание важнейших изданий. Новый Завет с истолкованием архим. Кононовича; исправление славянской Библии 2. Время после Петра Великого Продолжение библейских трудов: исправление славянской Библии Феофилактом Лопатинским. Симфонии на Новый Завет и псалмы. Путешественник Григорович-Барский. Недостаток в Библии; Елизаветинская Библия: указ императрицы Елизаветы синоду 1744 года и его повторение; труды Блонницкого и Лящевского по исправлению Библии, два новые указа синоду 1750 года об ускорении издания Библии; Библия издания 1751 года; её характеристика; её влияние на богословов: появление многочисленных толкований на Св. Писание, возбуждение миссионерского духа (прот. Григорий Слепцев, инок Ювеналий); причины слабого влияния Библии на народ. Недостаток общеобразовательных школ. Умножение духовных и светских учебных заведений при императоре Александре I IV. Наше время 1. Российкое Библейское Общество а) Причина появления библейских обществ и других подобных учреждений в Европе с конца XVIII века.– Происхождение Британского библейского общества, его идея и быстрые успехи. Библейский агент Патерсон в Петербурге и начало Российского библейского общества; развитие деятельности его и отзывы о ней иерархов.– Общий интерес к делу Общества. – Сношения с иностранными библейскими обществами. – Десятилетний юбилей. – Постепенный упадок и закрытие Российского библейского общества б) Приверженцы и противники библейских обществ. Великие средства Российского Библейского Общества и сложные причины его быстрого падения. – Результаты его 13-тилетней деятельности 2) Тридцатилетие по закрытии Российского Библейского Общества (1826–56) 3. Русская Библия (1856–1875 г.) Митрополит Филарет и рассуждение св. синода в обшем собрании его 10-го сент. 1856 г. – Проект синодального определения, составленный митрополитом Филаретом.– Оппозиция синодального обер-прокурора. – Мнение Киевского митрополита. – Отзыв митрополита Филарета. – Издание русской Библии «по благословению синода». – Оживление духовной литературы. – Миссионерства. – Проповеди 4. Общество для распространения Священного Писания в России (1863–1886) а) Начало Общества и его развитие b) Характерные факты из годовых отчетов Общества  

 

Несколько лет тому назад попалась нам в руки довольно известная книга английского автора в немецком переводе под названием «Die Bibel und ihre Geschichte) (Библия и её история). Важность и интерес этого предмета тем более заставил нас пожалеть, что сказанное в этой книге об истории Библии в России слишком кратко и касается лишь времени Российского библейского общества. В нашей литературе есть, правда, две прекрасные монографии – г. Чистовича (История перевода Библии на русский язык) и г. Цыпина («Российское библейское общество», в Вестнике Европы 1868 г.), но они выясняют лишь два эпизода из новейшей истории Библии в России. А прежде Библия разве не имела у нас своей истории? Её вечные истины разве не оставляли следов в жизни русского народа? Не была ли Библия первою книгою, с которою познакомились предки наши XI века вслед за принятием крещения? История Библии в России, её влияние на жизнь русского народа, на его просвещение и нравы, представлялась нам предметом, достойным изучения, более – делом патриотическим. Мы чувствовали, что на нас, как на лице, принимавшем ближайшее участие в оснований Общества для распространения Св. Писания в России и в постепенном развитии его деятельности, лежит нравственная обязанность предпринять подобный труд – труд, конечно, не легкий, так как предмет этот в задуманном нами объеме никем еще не был и затронут, сколько нам известно. Нужно было собрать рассеянные по разным сочинениям отдельные факты, относящиеся к истории Библии у нас, составить из них нечто целое, показать их внутреннюю связь в течение почти тысячелетия, словом, – найти идею, управлявшую ими. На первых порах дело это представлялось нам едва выполнимым. Приходилось идти сначала ощупью; но мало по малу факты стали сами говорить за себя, выясняя следующее, с несомненною для нас очевидностью: Слово Божие, заключающееся в Библии, сердечною верою воспринимаемое и к жизни применяемое, делается животворным источником истинного просвещения и светлой жизни, вызывая к деятельности все духовные силы человека; и наоборот, при неведении Слова Божия, благороднейшие силы наши, лишенные сродного им возбуждения, остаются в усыплении, и тьма духовная постепенно, и все усиливаясь, распространяется в народе с обычными спутниками её: суеверием и грубою безнравственностью. Такова основная идея предлежащего труда: насколько она верна вообще и в какой мере подтверждается историей Библии в нашем отечестве, – предоставляем судить другим; но для нас она составляет заветное убеждение.

С любовию посвящали мы своему «Опыту» немногие свободные от других занятий часы и почти с сожалением видели приближение к концу труда, бывшего для нас в течение шести лет источником истинного наслаждения. Мы были бы счастливы, если бы наш слабый «Опыт истории Библии в России» бросил некоторый свет на этот предмет и содействовал сознанию важности Библии в деле здравого воспитания как целого народа, так и каждого члена его.


Источник: Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами / [Соч.] Николая Астафьева. - Санкт-Петербург : 1889 Тип. В. С. Балашева. с.180.

Комментарии для сайта Cackle