Азбука веры Православная библиотека Библия с толкованиями Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету



прот. Николай Куломзин

Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету

Содержание

Введение

Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий Происхождение Савла Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия Глава вторая. Первое миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 13–14 Апостольский Собор (Деяния 15:1–35) Глава третья. Второе миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 15:6–18:21 Первое Послание к Фессалоникийцам Второе Послание к Фессалоникийцам Глава IV. Третье миссионерское путешествие апостола Павла Первое Послание к Коринфянам Второе Послание к Коринфянам Послание к Римлянам Послание к Галатам Глава V. Пленение апостола Павла в Кесарии и в Риме – Так называемые «Послания из уз»: Флп; Кол; Флм; Еф. Историческая часть Послания из уз Послание к Филиппийцам Послания к Колосянам, к Филимону и к Ефесянам Послание к Колосянам Послание к Филимону Послание к Ефесянам Глава VI. Пастырские Послания Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии Оспариваемая подлинность посланий Структура Пастырских посланий Глава VII. Послание к Евреям  

 

Настоящее издание представляет собой перевод с французского языка курса лекций по Новому Завету, которые читал протоирей Николай Куломзин в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже в 1970-е годы. Данный том посвящен анализу структуры, экзегезе, вопросам авторства, текстологии и историку-биографическому контексту посланий апостола Павла.

Введение1

Христианство не просто система взглядов, это ― жизнь в Духе Святом в союзе со Христом и в общении с теми, кого мы любим. Поэтому, приступая к изучению текстов апостола Павла, как, впрочем, любого другого библейского текста, мы должны познакомиться с личностью автора. Конечно, в Новом Завете повествуется о вечных богословских истинах, однако не следует забывать, что они были сформулированы людьми ― и эти люди должны вызывать наш интерес ― в определенных исторических обстоятельствах.

Исповедуя богодухновенность Священного Писания, мы признаем действие Святого Духа при создании библейских текстов. Однако, будучи православными, мы исповедуем также, что богодухновенность не умалила человеческого участия. Писание отмечено не только печатью Духа Святого, оно несет в себе образ тех людей, тех святых, которые его создавали. Так, тексты, написанные евангелистом Иоанном, отмечены личностью «возлюбленного апостола»; Павловы послания отражают характер «апостола языков». Священное Писание не есть результат только Божественного или только человеческого делания, оно ― плод Богочеловеческого сотворчества.

В жизнеописании святого интересно не только перечисление каких-то фактов или событий. Гораздо важнее увидеть те этапы, которые душа проходит на своем пути к Богу. Подобно тому, как Библия ― это Священная История, повествующая о действиях Бога в мире и в Церкви, житие каждого отдельного святого ― тоже своего рода небольшая «священная история», повествующая о вхождении Бога в судьбу человека, как об этом писал апостол Павел к Римлянам: «Кого Он предопределил, того и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). Жизнь святых ― путь к Богу, череда духовных испытаний, нередко связанных со страданиями, нередко отмеченных победами. Жизнь святых состоит из постоянных усилий, иной раз – превосходящих человеческие силы, в постепенно растущем осознании того, что человеческие заслуги ― ничто рядом со всесильной жизнью Духа, действующего в церкви.

Мы поставили себе целью изучить наследие апостола Павла, следующим образом соотнеся его послания с этапами жизни.

В главе первой мы попытались восстановить события жизни апостола Павла, начиная с самого рождения, включая его обращение и период до первого миссионерского путешествия.

В главе второй речь идет о первом путешествии апостола на Кипр, в Памфилию, Писидию и Фригию (территория современной Турции), (Деян.13:14).

Кроме того, мы специально останавливаемся здесь на Апостольском Соборе, имевшем большое значение (Деян. 15:1–35), и состоявшимся после этого путешествия.

Глава третья посвящена второму путешествию апостола Павла (по европейской территории: в Филиппы, в Фессалоники, Верию, Афины, Коринф), ( Деян.15:36–18:21).

Во время этого путешествия апостол Павел написал два своих первых послания: первое и второе послания к Фессалоникийцам.

Глава четвертая. Третье путешествие апостола Павла. Достаточно сложно установить точную хронологическую последовательность перемещений апостола Павла во время этого путешествия. Он обосновался в Эфесе и оттуда навещал основанные им в Европе Церкви (Деян.18:22–21:16).

В этот период апостол Павел пишет четыре большие Послания (1и2 к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам).

Глава пятая посвящена возвращению апостола Павла в Иерусалим, его аресту, переезду в Кесарию, где правил прокуратор Феликс. Фестус, сменивший Феликса, дал согласие на перемещение апостола Павла в Рим для того, чтобы он был судим Кесарем. В этой же главе повествуется о буре на море, высадке на Мальте, затем ― на Путеоле, прибытии в Рим и двухлетнем плене в Риме (Деян.12:17).

Согласно преданию во время римского плена апостол Павел пишет так называемые «Послания из уз»: к Филиппийцам, к Колосянам, к Ефесянам и к Филимону, которые мы рассмотрим в этой главе.

Содержание главы шестой ― предполагаемое освобождение апостола Павла, его предполагаемое четвертое путешествие, во время которого, на свободе, он пишет первое послание к Тимофею и послание к Титу.

Второй арест апостола. Второе послание к Тимофею, написанное во время вторых римских уз.

Глава седьмая посвящена посланию к Евреям.

Таким образом, мы разделили весь корпус письменного наследия апостола Павла на несколько групп в зависимости от исторических условий их создания. Для того, чтобы правильно понять мысль апостола в том или ином послании, необходимо учитывать исторический контекст, в котором оно было написано.

* * *

1

В тексте использованы следующие сокращения для обозначения переводов Библии на французский язык: Seg .̶ Библия Луи Сегона(Bible de Louis Segond); BJ – Иерусалимская Библия (Bible de Jerusajem); ТОВ – Экуменический перевод Библии (Traduction oecumenique de la Bible).


Источник: Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету / прот. Николай Куломзин; [перевод с фр. К. А. Алексан­дровой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 - 128 с. ISBN 978-5-742 9-0398-7

Комментарии для сайта Cackle