прот. Николай Куломзин

Глава VI. Пастырские Послания

Общие положения

Три Послания (1Тим., Тит., 2Тим.), так называемые пастырские, образуют в корпусе текстов ап. Павла отдельную группу, как в плане используемой в них терминологии, так и с вероучительной точки зрения.

Адресаты посланий

Те послания апостола, которые мы изучили выше, обращены, за исключением Послания к Филимону, к Церквам; Пастырские же послания адресованы к конкретным личностям ― Тимофею и Титу, которые должны были продолжить (Тимофей – в Ефесе, а Тит ― на Крите) пастырскую работу, начатую апостолом Павлом, собственно, с этим, и связано общее название посланий.

Тимофей являлся одним из самых близких учеников Павла. Сын язычника, он еще совсем юным был крещен в Листре Ликаонийской апостолом во время его второго миссионерского путешествия (предварительно Тимофей был обрезан из-за матери иудейки) (Деян.16:1–3). С тех пор мы постоянно встречаем его в окружении апостола Павла. Во время того же второго путешествия он получил весьма значительное для столь юного человека поручение отправиться в Фессалоники и успокоить волнения среди неофитов (1Фес.3:1–2). Тимофей упоминается в качестве соавтора двух посланий, написанных в тот же период (1Фес. 1:1; 2Фес. 1:1), и многих позднейших (2Кор. 1:1; Флп. 1:1; Кол.1:1; Флм.1).

В дальнейшем апостол Павел поручал ему различные задания; когда сам апостол был в Ефесе (третье путешествие), он отправил Тимофея в Коринф через Македонию (1Кор.4:17; Деян.19:22).23В Флп. 2:19–30 апостол Павел восхваляет своего преданного соработника: «Надеюсь же… вскоре послать к вам Тимофея.…Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:19–22). Тимофей всегда был его «возлюбленным и верным в Господе сыном» (1Кор.4:17; ср. также 1Тим.1:2; 2Тим.1:2). Его имя упоминается десяток раз в Павловых посланиях в Деяниях.

Тит также был ценным для Павла помощником, однако его имя упоминается не столь часто. В адресованном ему Послании он именуется «истинным сыном» апостола (Тит.1:4). Возможно, Тит был обращен непосредственно апостолом Павлом; во всяком случае, мы находим его в окружении апостола во время Апостольского Собора, который состоялся в Иерусалиме после первого миссионерского путешествия (Гал.2:1).

Как и Тимофею, апостол Павел доверял Титу; когда последний был отправлен в Коринф, ему удалось урезонить коринфян (2Кор.7:6).

В Послании, адресованном Титу, ему поручается «довершить недоконченное» и «поставить по всем городам пресвитеров», как ранее приказал апостол (Тит.1:5).

Согласно христианскому преданию, Тимофей и Тит почитаются как епископы Ефеса и Крита; однако, представляется более вероятным, что они были лишь верными продолжателями дела апостола Павла (подобными апостолам).

Обстоятельства написания Пастырских посланий

Нам неизвестно, откуда были отправлены 1Тим. и Тит., однако не представляет труда понять, что они были написаны, когда апостол Павел находился на свободе. В момент написания 1Тим. он собирался, как читаем мы, отправится «в Македонию» (1Тим.1:3); будучи на свободе, он хотел присоединиться к Тимофею в Ефесе (1Тим.3:14).

Маршруты апостола Павла, упоминаемые в трех пастырских посланиях, не вписываются в повествование Книги Деяний: Послание к Титу позволяет предположить, что апостол проповедовал еще раньше на Крите (Тит.1:5). Новозаветная критика использует этот факт в качестве аргумента против подлинности трех посланий. Сторонники же подлинности выдвигают гипотезу, которая нам кажется вполне разумной: они считают, что ап. Павел был освобожден после двух лет римских уз, рассказом о котором заканчивается Книга Деяний (Деян.28:23–31). На свободе он, вероятно, совершил четвертое миссионерское путешествие, о котором в Книге Деяний уже не рассказывается, и отдельные этапы которого мы можем уловить в Пастырских посланиях.

Вполне правомочно задать вопрос, не удалось ли ап. Павлу во время четвертого путешествия осуществить проповедь в Испании, как он собирался сделать, согласно Посланию к Римлянам (Рим.15:24; 15:28). Подобное предположение косвенно подтверждается свидетельством Климента Римского: в своем Послании к Коринфянам (кон. I века) он сообщает нам, что Павел «быв семь раз отягощен узами, изгнан, побиваем камнями, стал вестником (κήρυξ) на Востоке и на Западе… проповедовал Правду (δικαιοσύνην) всему миру, он достиг пределов (Ϯὰ Ϯϵ́ρμα) Запада»;24с точки зрения Климента, епископа Рима, пределами запада вполне могли быть земли Испании.

Что же касается 2Тим., оно, как говорится в самом тексте (2Тим. 1:17), было написано в самом Риме; апостол вновь пленник (2Тим.1:8; 1:17). На этот раз он «страдает даже до уз, как злодей» (2Тим.2:9), тогда как во время первого заключения в Риме, он пользовался относительной свободой (Деян.28:30). Теперь же апостол Павел всеми оставлен, кроме Луки (2Тим. 4:9–11). Апостол рассказывает, что, когда ему было нужно держать ответ, Господь избавил его «из львиных челюстей» (2Тим.4:16–17): возможно, здесь речь идет о его первом заключении. Но сейчас апостол Павел ожидает неминуемого конца: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» (2Тим.4:6).

Евсевий, церковный историк (IV век), сообщивший нам церковное Предание, подтверждает наше предположение о четвертом путешествии апостола Павла; он уточняет, что после двух лет, проведенных апостолом в Риме, он, «оправдавшись, вновь отправился на миссионерское служение» ― это и было четвертое путешествие. Евсевий продолжает, говоря, что «апостол во второй раз пришел тот же город (Рим) и умер мучеником».25

Когда происходили эти события? Перевод узника из Кесарии в Рим состоялся ок. 60г.; нам известно из римских источников, что прокуратор Фест действительно сменил своего предшественника Феликса примерно в это время. Первый раз ап. Павел оставался в римских узах два года (Деян.28:30). Возможно, он предпринял свое четвертое путешествие ок. 62г., однако, назвать с точностью дату его мученической кончины сложно. Нам известно только, что гонения Нерона пришлись на период между 64 и 67 годами.

Вопреки мнению большинства западных комментаторов еп. Кассиан не без основания полагает, что Петр пришел в Рим уже после смерти Павла. В самом деле, апостол Павел не упоминает имени апостола Петра ни в Послании к Римлянам, которое направлялось в Рим, ни в Посланиях из уз, написанных в Риме; следует также отметить еще одну деталь: во 2Тим., которое является последним Посланием апостола, написанным перед мученической кончиной, он просит Марка прийти к нему в Рим (2Тим.4:11); однако, как мы узнаем из 1Петр., Марк был вместе с апостолом Петром в Риме, пришедшим туда, видимо, только в тот момент (1Петр.5:13).

Во время четвертого путешествия апостолу Павлу пришлось столкнуться со множеством лжеучителей, о которых он в Пастырских посланиях пишет иногда более резко, чем раньше. Он их называет «духами обольстителями», исповедующими «учения бесовские» (1Тим.4:1), «непокорными пустословами» (Тит.1:10)… Предполагалось, что здесь подразумеваются некоторые гностические учения, ― в этом смысле характерен запрет на брак и на употребление отдельных продуктов (1Тим.4:3–4); возможно, речь идет об иудействующем гнозисе, распространенном среди обрезанных (Тит.1:10): христиане внимали «Иудейским басням» (Тит.1:14), увлекались «бесконечными родословиями», которые «производят большие споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:4).

Новизна тем, затронутых в Пастырских посланиях.Иерархическая организация Церквей

Пастырские послания можно расценивать как духовное завещание апостола Павла, который беспокоился в конце жизни о будущей иерархической организации Церквей.

В 1Тим. и Тит, много говорится о епископах (ϵ̓πίσκοποι) (1Тим.3:1–7; Тит.1:5–9).

Что именно означал термин ϵ̓πίσκοπος в ту эпоху? Позже, начиная со II века, он регулярно употребляется для обозначения единственного епископа, стоящего во главе поместной Церкви, которому сослужат пресвитеры и помогают дьяконы. Первое свидетельство о такой церковной структуре дошло до нас в посланиях Игнатия Антиохийского (ок. 110г. по Р.Х.), приведем из него несколько отрывков: «Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа». Пресвитер, по Игнатию Антиохийскому, составляет с епископом единое целое: «Повинуйтесь также и пресвитеру, как апостолам Иисуса Христа». В свою очередь, дьяконы служат таинствам Христовым: «И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа… должно беречься от нареканий, как от огня».26В посланиях Игнатия Богоносца нетрудно найти и другие фрагменты, в которой засвидетельствована подобная трехуровневая иерархическая структура, которая постепенно устанавливалась во всех церквях.

Что же касается Пастырских посланий, то в них, как и в других новозаветных текстах, термин ϵ̓πίσκοπος еще не означает единоначального епископа II века; в этот период он служит лишь для обозначения функции пресвитера.

Буквально этот термин можно перевести как «надзиратель», «сторож». В современных переводах новозаветных текстов его предпочитают не переводить, а давать транслитерацию: епископ.

Приведем некоторые примеры употребления термина ϵ̓πίσκοπος в Новом Завете.

В Тит., например, мы читаем, что апостол Павел, рекомендуя своему последователю поставить в каждом городе на Крите «пресвитеров» (Тит.1:5), двумя стихами ниже называет «епископами» (1:7).

В Деян. апостол Павел, обращаясь с речью к «пресвитерам Ефеса» (Деян.20:17), в той же речи называет их «епископами» (20:17) (в BJ и ТОВ. стоит слово «сторож»)

Те же термины употреблены в Послании ап. Павла к Филиппийцам; оно адресовано «всем святым, находящимся в Филиппах, с епископами и дьяконами» (Флп.1:1): множественное число термина «епископ» указывает на то, что здесь он может обозначать только пресвитеров.

Наряду с пресвитерами-епископами (1Тим.3:1–7; Тит.1:5–10) в Пастырских посланиях упоминаются также дьяконы как члены церковной иерархии (1Тим.3:8–13).

Апостол старательно перечисляет те качества, которые необходимы кандидатам в пресвитеры и дьяконы. Пресвитер и дьякон должен отличаться нравственностью, хорошей репутацией, быть мужем одной жены и уметь управлять собственным домом, для того, чтобы осуществлять церковное служение (1Тим. 3:1–7; Тит. 1:5–9; 1Тим.5:8–13).

Служащим пресвитерам надлежит оказывать честь, «особенно тем, кто трудится в слове и учении» (1Тим.5:17); как всякий работник, он заслуживает платы (1Тим.5:18); обвинение, выдвигаемое против пресвитера, может быть принято только «при двух или трех свидетелях» (1Тим.5:19).

Отметим, что здесь же апостол пишет о женщинах (γυναι͆κας): «Равно и жены27их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим.3:11). Возможно, здесь идет речь о женах дьяконов, а, возможно, что кажется нам менее вероятным, а дьякониссах, вроде Фивы, «дьякониссы церкви Кенхрейской» (Рим.16:1).

Апостол Павел заботится о том, чтобы между членами Церкви царили добрые взаимоотношения: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотою»(1Тим.5:1–2).

В 1Тим. целый параграф посвящен вдовам: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» (1Тим.5:3–16), не тех, кто занимается домом, детьми и внуками (1Тим.5:4). Апостол много пишет о том, кто такая истинная вдовица: она одинока, предает себя Богу и посвящает дни и ночи молитве (1Тим.5:6). Женщина может быть отнесена к разряду вдовиц, если ей не меньше шестидесяти лет, и она была жена одного мужа (1Тим.5:9). Вполне вероятно, что здесь идет речь о церковной институции: возможно, эти вдовы выполняли какое-то церковное служение.

Относительно молодых вдовиц апостол пишет, что они не должны быть «праздны, болтливы» и «говорить, что не должно» (1Тим.5:13): пусть «вступают в брак, рожают детей…» (1Тим.5:14).

Один параграф посвящен тому, как прилично выглядеть женщине. Их внешний вид должен быть скромным, «со стыдливостью и целомудрием», им не подобает украшать себя «плетением волос, золотом, жемчугом, многоценною одеждой» (1Тим.2:9). Во время собраний общины «женщины должны быть в безмолвии» (1Тим.2:11); ей не позволено учить на этих собраниях (1Тим.2:11–12; ср. 1Кор.14:34–35).

В более коротком Послании к Титу один параграф повествует о пресвитерах-епископах (Тит.1:5–9). В отдельный отрывок собраны советы верным, старцам, пожилым женщинам, молодежи, рабам ( Тит.2:1–10).

Было бы неверным на основании описанной в Пастырских посланиях иерархической структуры церковных общин делать вывод о поздней датировке этих посланий. Напротив, подобная структура кажется типичной для 60-х годов.

Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии

Первоначальная иерархия

Известно, что иерархическая организация возникла в Церкви постепенно. Наряду с апостолами, основавшими Церкви, очень рано появились пророки, основной ролью которых была проповедь во имя Божие, и учителя (διδάσκαλοι), вероятно, отвечавшие за наставление новообращенных: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28; ср. Еф.4:11). Как сообщается в Книге Деяний, богослужение возглавлялось пророками и учителями (Деян.13:1–2).

Данные о пресвитерах в I веке

Книга Деяний, написанная не раньше 60-х годов, содержит много сведений о пресвитерах. Судя по ее данным, апостол Павел уже во время своего первого миссионерского путешествия поставил пресвитеров для основанных им Церквей (Деян.14:23). В той же Книге Деяний засвидетельствовано, что к моменту Апостольского Собора28в первой Иерусалимской общине уже были пресвитеры (Деян.15:2; 15:4; 15:6…). В 20-й главе Деяний апостол Павел обращается с прощальной речью к пресвитерам Ефеса (Деян.20:17–38).

Сам апостол Павел до Пастырских посланий, написанных в 60-е годы, ни разу не употребляет термина «пресвитер», для обозначения же тех, кто уже в Книге Деяний именуется «пресвитерами», он использует разные слова: προϊσϮάμϵνοι (1Фес.5:12; 1Тим.5:17); «пастыри» (Еф.4:11); в Евр. речь идет о «наставниках» η̉γούμϵνοι, (Евр.13:7). В Флп. апостол Павел для обозначения пресвитеров употребляет ϵ̉πίσκοποι (Флп.1:1). По всей видимости, данная терминология систематизировалась в употреблении апостола Павла только к периоду Пастырских посланий, то есть к 60-м годам. К этому же времени (самое раннее) относится и книга Деяний, в которой апостол Лука постоянно употребляет термин «пресвитер». Таким образом, новозаветная терминология, относящаяся к церковной иерархии, формировалась постоянно.

Данные о диаконах I века

Первое упоминание о диаконах появляется Послании к Филиппийцам, адресованном «всем святым,… находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Флп.1:1). В Флп. ничего не говорится о том, какое служение они осуществляли в Церкви ― только Пастырские послания, как мы уже упоминали, проливают на это некоторый свет.

Необходимо отметить, что Семь Еллинистов, избранных, чтобы «пещись (διακονϵι︢ν) о столах» (Деян.6:2) в первохристианской общине Иерусалима, не называются «диаконами»; не следует понимать глагол διακονϵι︢ν как «исполнять диаконское служение», он употребляется в самом широком значении ― «служить». Впрочем, еллинисты очень быстро сделались выдающимися проповедниками, как например, первомученик Стефан (Деян.6:8–8:2). Позже они стали миссионерами, как например, Филипп в Самарии (Деян.8:4–40). Возможно, эти семеро были среди тех, кто проповедовал «до Финикии и Кипра и Антиохии» ( Деян.11:19). В церковном Предании они именуются первыми диаконами, а Стефан ― архидиаконом.

Возникает последний вопрос: возможно ли различить в I веке в той или иной поместной Церкви начатки единоначальной иерархической структуры, какая засвидетельствована в начале II века в посланиях Игнатия Антиохийского? Мы уже указывали на то, что ϵπίσκοπος не означало еще единоначального епископа, а употреблялось просто для обозначения пресвитера.

Этим словом назывался Иаков, брат Господень, вплоть до своей мученической кончины возглавлявший в окружении пресвитеров первохристианскую общину в Иерусалиме: когда ап. Павел приехал в последний раз в Иерусалим после третьего миссионерского путешествия, он «пришел к Иакову; пришли и все пресвитеры» (Деян.21:18). Сменив на этом посту Петра (Деян.12:17), Иаков, хотя и не назывался епископом, всю жизнь возглавлял Иерусалимскую церковь, ― а именно в этом и состояло позже служение епископов. Местное предание прославляет Иакова как первого епископа Иерусалима.

Часто можно слышать, что апостолы были первыми епископами той или иной местной Церкви. В действительности, первые епископы были лишь преемниками апостолами ― как, например, первые епископы Рима Лин, Анаклет и Климент, по свидетельству Иринея Лионского .29

Относительно апостольского преемства Климент Римский сообщает одно ценное сведение: апостолы, говорит он, «проповедовали в селах и городах и поставляли начатки (то есть первых принявших крещение α̉παρχαί); они испытывали их в Духе, чтобы сделать епископами или диаконами для будущих христиан».30И в самом деле, в новозаветных текстах говорится о начатках: например, «Епенет… начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5); семейство Стефаново, «которое есть начаток Ахаии» (1Кор.16:15). По-видимому, они и были теми начатками, о которых писал Климент Римский и которые должны были стать епископами или диаконами в Церкви после смерти Павла. Кроме того, можно упомянуть Дионисия Ареопагита, бывшего начатком Афинской Церкви (Деян.17:34) и, согласно Преданию, поминаемого как первый епископ Афин (не следует его путать с автором апокрифического сочинения VI века).

Предполагалось, что Тимофей и Тит, преемники Павла, могли быть епископами Ефеса и Крита. В настоящее время о них говорят, скорее, как о продолжателях апостольского служения Павла.

Наконец, по мнению некоторых экзегетов, «ангелы Церквей», которым адресованы семь посланий Апокалипсиса (Апок.2:1–3:22), были в действительности епископами этих Церквей. Это весьма спорное предположение практически не было воспринято экзегезой.

Остается изложить экклезиологию о. Николая Афанасьева, профессора Свято-Сергиевского Института. Он указывает на то, что природа Церкви (местной) по своему существу евхаристическая: «Там, где существует евхаристическое собрание, там существует Церковь, потому что там пребывает Христос. Церковь не может существовать без евхаристического собрания, а евхаристическое собрание не может не являть полноту и единство Церкви».31Мы уже приводили аналогичное мнение архимандрита Киприана Керна по поводу 1Кор. 10:15–17.32

О. Николай Афанасьев продолжает: «Следовательно, церковные структура и иерархия» могут быть поняты только исходя из того порядка, который устанавливается для служения Евхаристии. Однако евхаристические собрания существовали с самого возникновения Церкви и возглавлялись строго одним лицом, который преломлял и раздавал хлеб. Таким лицом, по мысли о. Николая, мог быть только один из пресвитеров, избиравшийся, вероятно, из «начатков», иными словами ― самый старший из пресвитеров, который позже становился епископом своей Церкви.

Теория о. Николая Афанасьева представляет интерес и заслуживает внимания.

Церковь перед лицом римской власти

В 1Тим. и Тит, христианам прямо рекомендуется подчиняться светским властям: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит.3:1). В 1Тим. ап. Павел даже просит молиться за них: «Прошу совершать молитвы… за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1Тим.2:6).

Подобные рекомендации в Новом Завете не единичны: те же настроения видны и в Рим. (третье путешествие ― конец 50-х годов): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению» (Рим.13:1–2).

Та же мысль встречается и в 1Петр., написанном в 60-годы: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Петр.2:13–14).

Следовательно, подобные настроения характерны для поколения христиан 50–60-х годов ― в ту эпоху Церкви было важно отмежеваться от экстремистов-зелотов, которые провоцировали революционные движения в Иерусалиме против римской оккупации.

Однако позиция христиан изменилась, когда Римская империя начала показывать свою звериную сущность, провозглашая поклонение Кесарю: в Апокалипсисе, относящемся к концу I века, говорится о Звере, которому дана власть, престол и сила, символическим числом которого является число 666 (или 616 согласно отдельным рукописям). Известно, что в греческом и в еврейском, как и в других языках, каждая буква имеет числовое значение согласно тому месту, которое она занимает в алфавите. Любое слово может быть обозначено с помощью суммы числовых значений составляющих его букв. Число 666 можно получить, сложив значения букв в еврейском словосочетании «Кесарь-Нерон», а 616 ― в греческом словосочетании «Кесарь-бог». Если второе предположение верно, то число 616 символизирует претензии кесаря на божество. К тому же нам известно, что, в конце концов, кесари стали претендовать на божественное поклонение; нам также известно, что множество христиан предпочли мученичество этому поклонению.

Понятие традиции в Пастырских посланиях

В Пастырских посланиях появляются совершенно новые понятия, связанные с церковной традицией: апостол Павел прямо говорит Тимофею: «Храни преданное тебе» (Ϯὴν παραθήκην φύλαξον 1Тим. 6:20). Во Втором послании к Тимофею апостол Павел повторяет: «Храни добрый залог» (Ϯὴν καλὴν παραθήκην 2Тим.:14). Во всех трех Пастырских посланиях появляется еще одно новое понятие ― «здравого учения» (υ͑γιαίνουσα διδασκαλία 1Тим.1:10; Тит.1:9; 2Тим.4:3) или «доброго учения» (καλὴ διδασκαλία; 1Тим. 6:3; 2Тим. 1:13). Удивительно встречать эти выражения у ап. Павла, который всегда проповедовал, что оправдание дается верой в искупительное дело Иисуса Христа, а не исполнением Закона, в то время как в Пастырских посланиях речь идет о «здравом учении». Следует, однако, отметить, что, как говорит апостол, «здравое учение» согласно с вверенным ему «славным благовестием» (1Тим. 1:11). Отметим также, что о «залоге» апостол Павел упоминает также в связи с Благовестием, «проповедником и Апостолом и учителем» (2Тим. 1:11) которого он был поставлен.

Таким образом, понятие «залога», «здравого учения», совершенно новые в Павловом словоупотреблении, тесно связаны с основополагающим понятием апостольской проповеди, глашатаем (απόσϮολοϛ) которой всегда был апостол Павел.

Оспариваемая подлинность посланий

Известная новизна, которой отличается словоупотребление в Пастырских посланиях, в частности связанное с церковной традицией, заставила многих современных экзегетов усомниться в подлинности этих текстов.

Вместе с тем в Пастырских посланиях постоянно встречаются типичные для апостола Павла черты: преизобилующая милость Господа, восхваление веры и милосердия (1Тим.1:12–17; Тит.2:11–15), отрицание того, что мы оправдались своими делами (Тит.3:4–7).

По мнению некоторых экзегетов, эти Послания якобы принадлежат перу более поздних авторов, воспользовавшихся именем Павла. Однако трудно допустить, что некий фальсификатор повсюду в тексте (к тому же неизданном!) рассыпал столько подробностей, касающихся апостола Павла.

Другие исследователи предполагали, что в основу Пастырских посланий легли подлинные записи ап. Павла, которые были расширены позже неким последователем апостола. Эта гипотеза несколько искусственна.

Нам представляется, что критика недостаточно учитывает тот факт, что Пастырские послания создавались в новых обстоятельствах. Апостол перенес уже четыре года уз; был немолод (ему исполнилось 60 лет, что по тем временам считалось преклонным возрастом). Он задумывался о преемнике и писал уже не общинам, а таким испытанным соратникам, как Тимофей и Тит – им не нужно было еще раз излагать основы Благовестия. Придерживаясь традиции, берущей свое начало в керигме, ап. Павел считал своим долгом заботиться о том, чтобы в Церквях, которым предстояло продолжить свое существование после его смерти, сохранялась хорошая организация. Апостол понимал, что его Пастырские послания станут чем-то вроде завещания.

И все же те аргументы, которые можно выдвинуть против подлинности Пастырских посланий, достаточно серьезны и обращают на себя внимание даже достаточно умеренных критиков.

Структура Пастырских посланий

Чтобы не повторять все вышесказанное, мы вместо подробной экзегезы ограничимся тем, что приведем самый общий план посланий.

1Тим.

Обращение. 1:1–2

1-я часть. 1:3–1-17. Введение, включающее самые разнообразные темы

1:3–7: выступление против лжеучений

1:8–11: истинная роль Закона

1:12–17: милосердие Христа

2-я часть.1:18–6:21. Роль Тимофея в Эфесской Церкви

1:18–20: его задачи

2:1–8: совершение молитв

3:9–15: внешний вид женщин

3:1–7: поставление епископов

3:8–13: поставление дьяконов

5:1–2: обязанности по отношению к верным

5:3–16: вдовы

5:17–25: обязанности по отношению к пресвитерам

6:1–2: о рабах

6:11–16: увещевание Тимофею

Отступление

1).3:14–16: Церковь, дом Божий, столп и утверждение истины

2).4:1–16: еще раз о лжеучениях

6:17–19: описание богатого христианина

Последние увещания и приветствия: 20–21

Тит

Обращение. 1:1–4

Роль Тита в Критской Церкви

1:5–9: какими должны быть пресвитеры; поставление пресвитеров

1:10–16: борьба с лжеучениями

2:1–3:7: как должно вести себя верным

3:8–15: отдельные рекомендации Титу – заключительные приветствия и

Пожелания

2 Тим.

Обращение. 1:1–5

1:6–18: выражение благодарности Тимофею

2:1–13: испытания и страдания апостола Павла

2:14–3:17: вред, нанесенный лжеучителями

3:1–18: последние увещания и рекомендации Тимофею

* * *

23

Мы полагаем, что именно об этом задании идет речь в Флп. 2:19–30, как мы уже писали в связи с введением к Флп.

24

Климент Римский. Послание к Коринфянам. 5. 6–7. (Пер. с фр. Мой – К. А.

25

Евсевий Кесарийский. Церковная история. II. XXII. 2. (Пер. с фр.мой – К. А.)

26

Игнатий Антиохийский. Послание к Траллийцам. Глава 2.

27

Во французском переводе этой фразы употреблено слово femme, которое означает и «жену» и «женщину». – Прим.пер.

28

А также к моменту возвращения ап. Павла в Иерусалим после третьего миссионерского путешествия (Деян.21:18)

29

Ириней Лионский. Adv. Haer., III, 3 – текст, сохраненный Евсевием (HE, V, 6:1–2)

30

Климент Римский. Послание к Коринфянам. 42,4. (Перевод цитаты осуществлен с фр.языка – Прим.пер.

31

Archiprȇtre Nicolas Afanassieff. Ε̒glise du Saint-Esprit. P. 196. (Перевод с фр. мой – К.А.)

32

Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж. Имка-Пресс. 1947, с.303.



Источник: Послания апостола Павла: лекции по Новому Завету / прот. Николай Куломзин; [перевод с фр. К. А. Алексан­дровой]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014 - 128 с. ISBN 978-5-742 9-0398-7

Комментарии для сайта Cackle