Азбука верыПравославная библиотекаБиблия с комментариямиПослания св. апостола Павла к Тимофею и Титу


священник Михаил Троицкий
Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу

Часть 1

Содержание

Предисловие
Историческое обозрение посланий ап. Павла к Тимофею и Титу Биография Тита Время и место написания послания к Титу Повод и цель написания послания Биография Тимофея Время и место написания первого послания к Тимофею Повод к написанию послания и цель его Время и место написания второго послания к Тимофею Повод и цель второго послания к Тимофею Общее обозрение содержания посланий к Тимофею и Титу Значение пастырских посланий Подлинность посланий апостола Павла к Тимофею и Титу Язык пастырских посланий Объяснение послания ап. Павла к Титу Предисловие Вступление. Гл. 1:1–4 Отдел I. Указание к избранию лиц на священные должности. Гл. 1:5–13 Отдел II. Наставление Титу относительно управления паствою и нравственного религиозного воспитания пасомых. Глава I Глава II Глава III Заключение. Гл. 3:12–15 ст.  

 
Предисловие
Предмет нашего исследования составляют послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу. Послания эти известны в литературе под именем иерархических1 и пастырских посланий2. Первое название прилично им потому, что в них говорится о трех степенях церковной иерархии: епископстве, священстве и диаконстве; второе – потому, что в них преподаются правила управления Церковью и излагаются обязанности священных лиц, которые во все времена именовались пастырями Церкви3, как преемники апостолов и Самого Пастыреначальника Иисуса Христа.
Пастырские послания написаны ап. Павлом своим ближайшим ученикам и сотрудникам, Тимофею и Титу, и им главным образом предназначены в руководство для управления Церковью и религиозно-нравственного воспитания пасомых, сообразно нуждам и обстоятельствам того времени. Несмотря, однако же, на это, они составляют наилучшее руководство для пастырей Церкви всех времен и мест, поелику написаны под руководством Св. Духа, целью Которого несомненно было, в лице Тимофея и Тита, преподать необходимые и полезные наставления всем служителям Христа и Его Церкви к просвещению людей светом истины, к охранению истинного учения от лжи и для управления Церковью. По выражению Макка, пастырские послания „заключают в себе дух всех пастырских наставлений и источник истинного учения и предписаний“4. А по замечанию Рейхенбергера, они „содержат в себе главную задачу и сущность всего того, что в настоящее время должен делать христианский учитель“5. И св. Иоанн Златоуст пишет: „смотрите, в самом деле, как Павел в каждом отделе своего послания преподает такие наставления, которые вполне приличествуют каждому учителю и пастырю Церкви“6.
В самом деле, если углубиться в содержание пастырских посланий и вникнуть в смысл их, то ясно откроется, что должны делать и к чему стремиться учители истины и служители таинств, пастыри душ. А истолковать смысл этих посланий – значит вдохнуть жизнь, сообщить здравое понимание делу пастырского служения, единственному и превосходнейшему из всех служений.
Желая послужить этому высокому делу, мы ставим себе задачей – истолковать смысл пастырских посланий св. Павла. Но поелику этой же задачей и существом дела требуется предварительное ознакомление с историей происхождения этих посланий, то мы прежде всего изложим историческое обозрение их и затем представим опыт объяснения на послание ап. Павла к Титу.
В историческом обозрении мы представим, по возможности, полные биографические сведения о лицах, которым написаны послания; определим время и место написания их и укажем повод и цель, по которым они написаны; изложим кратко существенное содержание их, с значением их для Церкви – вообще и для пастырей Церкви – в особенности; представим доказательства подлинности посланий, и, наконец, сделаем заметки относительно языка и изложения посланий.
В объяснении послания к Титу, кроме дословного истолкования текста послания, разберем, более или менее подробно, входящие в состав его вопросы: о церковной иерархии, о единоженстве священников, о Божестве Иисуса Христа и о лжеучителях пастырских посланий, с относящимися сюда возражениями со стороны отрицательной критики.

* * *

1Cursus compl. sacrae script., tom. XXV, p. 12.
2Pastoralbriefe, Hirtenbriefe. Haпр. Dr. Al. Sandbichler, Besond. Einleit. in die Buch. d. neues Bundes. Salzburg, 1817. II Th S. 105.
3 Ποίμενες, Pastores, Suiceri Thesaurus eccles. Tom II. sub verb ποιμήν.
4Commentar über die Pastoralbriefe des Ap. Paulus von Martin Ioseph Mack. Tübing. 1844. S. 3.
5Dr. Reichenberger, Pastoral-Anwaisung, II Aufl. I Th. 1 Bd. S. 109.
6Беседы св. Иоанна Златоустого на первое послание к Тимофею. Спб. 1859 г. 5 и 6 стр.

Часть 1