Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу
Содержание
Историческое обозрение посланий ап. Павла к Тимофею и Титу Биография Тита Время и место написания послания к Титу Повод и цель написания послания Биография Тимофея Время и место написания первого послания к Тимофею Повод к написанию послания и цель его Время и место написания второго послания к Тимофею Повод и цель второго послания к Тимофею Общее обозрение содержания посланий к Тимофею и Титу Значение пастырских посланий Подлинность посланий апостола Павла к Тимофею и Титу Язык пастырских посланий Объяснение послания ап. Павла к Титу Предисловие Вступление. Гл. 1:1–4 Отдел I. Указание к избранию лиц на священные должности. Гл. 1:5–13 Отдел II. Наставление Титу относительно управления паствою и нравственного религиозного воспитания пасомых. Глава I Глава II Глава III Заключение. Гл. 3:12–15 ст.
Предисловие
Предмет нашего исследования составляют послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу. Послания эти известны в литературе под именем иерархических1 и пастырских посланий2. Первое название прилично им потому, что в них говорится о трех степенях церковной иерархии: епископстве, священстве и диаконстве; второе – потому, что в них преподаются правила управления Церковью и излагаются обязанности священных лиц, которые во все времена именовались пастырями Церкви3, как преемники апостолов и Самого Пастыреначальника Иисуса Христа.
Пастырские послания написаны ап. Павлом своим ближайшим ученикам и сотрудникам, Тимофею и Титу, и им главным образом предназначены в руководство для управления Церковью и религиозно-нравственного воспитания пасомых, сообразно нуждам и обстоятельствам того времени. Несмотря, однако же, на это, они составляют наилучшее руководство для пастырей Церкви всех времен и мест, поскольку написаны под руководством Св. Духа, целью Которого несомненно было, в лице Тимофея и Тита, преподать необходимые и полезные наставления всем служителям Христа и Его Церкви к просвещению людей светом истины, к охранению истинного учения от лжи и для управления Церковью. По выражению Макка, пастырские послания „заключают в себе дух всех пастырских наставлений и источник истинного учения и предписаний“4. А по замечанию Рейхенбергера, они „содержат в себе главную задачу и сущность всего того, что в настоящее время должен делать христианский учитель“5. И св. Иоанн Златоуст пишет: „смотрите, в самом деле, как Павел в каждом отделе своего послания преподает такие наставления, которые вполне приличествуют каждому учителю и пастырю Церкви“6.
В самом деле, если углубиться в содержание пастырских посланий и вникнуть в смысл их, то ясно откроется, что должны делать и к чему стремиться учители истины и служители таинств, пастыри душ. А истолковать смысл этих посланий – значит вдохнуть жизнь, сообщить здравое понимание делу пастырского служения, единственному и превосходнейшему из всех служений.
Желая послужить этому высокому делу, мы ставим себе задачей – истолковать смысл пастырских посланий св. Павла. Но поскольку этой же задачей и существом дела требуется предварительное ознакомление с историей происхождения этих посланий, то мы прежде всего изложим историческое обозрение их и затем представим опыт объяснения на послание ап. Павла к Титу.
В историческом обозрении мы представим, по возможности, полные биографические сведения о лицах, которым написаны послания; определим время и место написания их и укажем повод и цель, по которым они написаны; изложим кратко существенное содержание их, с значением их для Церкви – вообще и для пастырей Церкви – в особенности; представим доказательства подлинности посланий, и, наконец, сделаем заметки относительно языка и изложения посланий.
В объяснении послания к Титу, кроме дословного истолкования текста послания, разберем, более или менее подробно, входящие в состав его вопросы: о церковной иерархии, о единоженстве священников, о Божестве Иисуса Христа и о лжеучителях пастырских посланий, с относящимися сюда возражениями со стороны отрицательной критики.
* * *
Cursus compl. sacrae script., tom. XXV, p. 12.
Pastoralbriefe, Hirtenbriefe. Haпр. Dr. Al. Sandbichler, Besond. Einleit. in die Buch. d. neues Bundes. Salzburg, 1817. II Th S. 105.
Ποίμενες, Pastores, Suiceri Thesaurus eccles. Tom II. sub verb ποιμήν.
Commentar über die Pastoralbriefe des Ap. Paulus von Martin Ioseph Mack. Tübing. 1844. S. 3.
Dr. Reichenberger, Pastoral-Anwaisung, II Aufl. I Th. 1 Bd. S. 109.
Беседы св. Иоанна Златоустого на первое послание к Тимофею. Спб. 1859 г. 5 и 6 стр.