Источник

Путешествие в Фессалоники, Берию и Афины

      Написав послание к Тимофею и отправив его с кем-нибудь по назначению, ап. Павел вышел из Филипп, направляясь по большой дороге, которая шла в Фессалонику. Христианское общество этого города потребовало от апостола не мало забот и трудов по исправлению и упорядочению его жизни, его устройства, взаимных отношений его членов и их отношении к язычникам. Его послания к фессалонникийцам дают о них понять как о людях очень неустойчивых в своих религиозных убеждениях и склонных к крайним увлечениям различными вопросами религиозной фантазии.

Устроив все здесь насколько то было возможно и нужно ап. Павел через Берию перешел в Афины. Но он не любил этого города; не чувствовал к его жителям особенного расположения и, видя в них крайнее легкомыслие в деле религии, не хотел понапрасну тратить время и усилия на бесплодные труды, но, предоставляя их пока воле Божией, отправлялся обыкновенно в другие города. Так было и в данном случае; – апостольское пребывание в Афинах продолжалось недолго, потому что, кроме выше сказанного, само афинское христианское общество было невелико, и несложны были его нужды.

Но то, что могло заинтересовать здесь апостола и повергнуть его в некоторую нерешительность относительно своих дальнейших действий, так это было полученное им печальное и тревожное известие из Рима.

Ап. Павел узнал о происшедшем 24 июля 64 года страшном пожаре в Риме и поднятом из-за него жестоком гонении против христиан. Впечатление от этой вести должно было быть особенно сильным и удручающим. Это гонение против последователей И. Христа было первым. Положим, св. апостол сам уже несколько раз испытал на себе действие злобы мира; но, те деяния не направлялись так решительно и открыто против имени И. Христа, как это случилось теперь в Риме. При том же его страдания, равно как и страдания других проповедников христианства были отдельными и более или менее понятными, как происходившие из столкновения различных начал исповедуемых религий: проповедники христианства имели дело с представителями других религий, – преимущественно иудейской. В Риме произошло нечто совершенно другое. Здесь подвергались страшным пыткам, отдавались на растерзание зверей, распинались на крестах, сжигались на кострах, и гибли на цирковых представлениях не отдельные проповедники христианской религии, но все ее последователи без различия пола, возраста и состояния. Кроме того, это гонение было возбуждено не одним каким лицом, не возмутившейся случайно собравшейся толпой народа, но всеми римскими гражданами с императором Нероном во главе. Здесь, таким образом, сама предержащая власть, которая прежде была защитницей апостола и других христиан, и повиноваться которой апостол повелевал всем людям, эта власть теперь стала во главе преследующих. – Ап. Павел не знал на что решиться, – доканчивать-ли свое дело в Греции возвратиться-ли в Малую Азию или поспешить в Рим к страждущими. братьям. Предпринять-ли последнее? Но что из этого может выйти? Что мог он сделать там для облегчения участи страдальцев? Он хорошо знал Рим, знал нравы тамошнего пролетариата, жадного до всяких кровавых зрелищ; знал также и о том жестоком своеволии, которое допускала по временам римская власть из-за желания угодить грубым инстинктам толпы. Никакая проповедь, никакие воззвания не могли воздействовать в благоприятном смысле, и самое лучшее, в этом случае, было – дать время охладиться разгоряченным страстям римской толпы и ее неистовствам противопоставить христианское терпение и надежду на помощь Божию. Бесполезно было прибытие ап. Павла в Рим, бесполезно в смысле какого-либо средства прекращения гонения. Он мог идти туда, если желал послужить примером терпеливого перенесения страданий за имя Христово и ободрить этим самым римских мучеников. Но он уже в Афинах мог слышать, что римские христиане и без его примера умели мужественно умирать за исповедование веры Христовой и не нуждались ни в ободрениях, ни в поощрениях. Между тем это ободрение и утешение со стороны апостола были нужны для того общества, среди которого он находился теперь.

Слухи о жестоком. римском гонении не могли пройти бесследно для греческого общества; ими не приминули воспользоваться иудеи, чтобы и здесь возбудить ненависть язычников против христиан. И хотя из истории мы не имеем известий о гонениях, происходивших в греческих городах, но несомненно настроение их языческого общества сделалось враждебным по отношению к христианам. Со дня на день эти последние могли ожидать, что против них поднимется толпа народа, возбужденная иудеями, и будет преследовать, обвиняя в тех самых бессмысленных преступлениях, в которых обвинялись и христиане в Риме. Таким образом присутствие ап. Павла среди греческих христиан было вполне необходимым. От него одного они могли ожидать и получить мужественную поддержку и утешение; лишь при виде его неослабного рвения они могли не пасть духом и безбоязненно глядеть на настоящее и будущее.

На этом основании он отложил и свое возвращение в Малую Азию. Там вдалеке от Рима христиане были более безопасны от возможности гонений со стороны язычников; да и та причина, – пожар Рима, – которая послужила поводом гонения, была менее понятна обитателям Малой Азии. Поэтому-то ап. Павел предпочел остаться в Греции, и переходил здесь из одного города в другой, ободряя и укрепляя христианские общества, призывая их к миру и трудолюбию, и стараясь сам быть как можно незаметнее для всюду преследовавших его иудеев и тем устранить лишний повод к явному обнаружению против себя и своих последователей языческой и иудейской ненависти.

 

Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle