Источник

Пребывание в Коринфе и Никополе

      Во время этих переходов ап. Павла встретил нарочито искавший его Ераст из Коринфа. Он упросил св. апостола посетить и его родной город, в котором также чувствовалась нужда в его личном присутствии. Так ап. Павел в начале осени 64-го года прибыл в Коринф, – большой торговый город, где сталкивались по различным побуждениям жители всех тогда известных стран. Он представлял собой довольно обширное поле для деятельности христианского проповедника. Но вместе с тем в нем было много и элементов, вредных для успешного насаждения среди его жителей христианской веры и благочестия. Об этом дают нам ясное понятие первое и второе послание ап. Павла к коринфянам, а равно и повествование «Деяний» о двукратном пребывании его в этом городе. И в это последнее свое пребывание ап. Павлу пришлось много потрудиться при водворении мира и христианского единодушия между членами коринфского христианского общества. Теперь прежние партийные споры усилились еще более после того, как увеличилось число членов, среди которых стали появляться люди, искавшие в христианстве удовлетворения то своим философским стремлением, то низшим инстинктам своей природы. Эта шаткость и неустойчивость коринфского общества в христианских истинах осталась и после посещения его ап. Павлом. Оно заявило себя с плохой стороны в истории церкви и еще раз уже после ап. Павла. Так Климент, ученик апостола, писал к коринфянам нарочитое послание из Рима в котором и увещевал их твердо держаться преданного им от апостолов христианского учения.

Несомненно однако, что ап. Павел, замечая ненадежное состояние коринфского общества, пробыл среди него довольно продолжительное время. По крайней мере, временем его отбытия отсюда нельзя указать более раннее, чем конец осени или начало зимы 64-го года. В послании к Титу на о. Крит, он пишет, что собирается провести зиму в городе Никополь, и туда зовет к себе этого своего ученика.

Но что побудило ап. Павла написать Титу это послание и провести зиму в незначительном городке? – Это побуждение заключалось в решении апостола отправиться в Рим лишь только откроется морская весенняя навигация. Это решение созрело у апостола не вдруг, но по мере того, как приходили известия из Рима. Если прежде он не счел возможным и нужным отправиться на место гонения, то теперь его соображения изменились. Он узнал, что гонение в Риме постепенно стихло, что народные страсти успокоились и кровожадные инстинкты пресыщены и удовлетворены: в римском обществе появилось даже некоторое сожаление к несчастными, погибшим христианам. С другой стороны оставшиеся немногочисленные христиане были в неутешном горе. Многие из них лишились своих родственников и знакомых, много осталось вдов и сирот, и все вообще были без руководителей в своей духовной жизни, так как необходимо допустить, что представители христиан: епископы, пресвитеры и диаконы ранее других верующих подверглись во время гонения преследованию разъяренной толпы. Поэтому если когда и где нужен был ап. Павел, то именно в Риме и теперь. Он был нужен здесь как восстановитель христианской общины, нужен был как утешитель и как проповедник вообще. Апостолу нельзя было не знать этого; как невозможно было для него при его ревности не быть в Риме, где он был так нужен. И он решил при первой возможности отправиться туда. А так как он уже пропустил время удобное для мореплавания, и так как надеялся принести и здесь некоторую пользу своей проповедью, то он определил, провести зиму в приморском городке Никополе, где христианство, по всей вероятности еще не было проповедано.

Остановившись на этом решении ап. Павел и пишет из Коринфа Титу: ты знаешь, что я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил там, что осталось недоконченными за поспешностью моего отбытия оттуда. Но с того времени прошло уже более года, и ты, вероятно успел сделать то, что сделать было необходимо. Ты за это время успел, конечно, не только поставить по всем, городам Крита пресвитеров, но и избрать себе достойного преемника, который бы мог управлять критской церковью самостоятельно. Зная сам, ты и другим показал, как должно обращаться с заблуждающимися. Но кроме этого прими во внимание и передай кому следует, и наставления этого моего послания. Пусть критяне будут в состоянии самостоятельно руководствоваться в своей духовной и церковно-общественной жизни. Сам же ты нужен мне, а потому я прошу тебя, как просил ранее остаться на Крите, прошу поспешить прийти ко мне в Никополь. Всю эту зиму я проведу в этом городе; только ты постарайся застать меня здесь. А до этого времени ты займись критским обществом, чтобы оставить его в надежном состоянии. Впрочем об этом особенно не беспокойся; я пришлю к тебе Артема или Тихика, который и займет твое место и примет на себя твои обязанности; – так можно передать своими словами послание ап. Павла к Титу.

Написав послание к Титу и отправив его вероятно с Зиной и Аполлосом, находившимися при нем в Коринфе, сам апостол решил наконец, выбыть из этого города. Он, как убедился сам из предыдущего своего опыта, полагал, что личное присутствие для исправления заблуждающихся и для руководства несовершенными, не всегда бывает самым лучшим средством. Иногда и издали можно руководить также хорошо, как и вблизи; это, по крайней мере, он испытал на себе, когда ранее, медля идти в Коринф, воздействовал на его христианское общество через свое первое и второе послания. Так, может быть, и теперь он уходит из Коринфа, не доведя его общества до желанного совершенства; уходит в Никополь, чтобы и здесь начать христианскую проповедь. За коринфян же он мог и не опасаться особенно. Кроме того, что Никополь был недалеко от Коринфа, апостол оставлял здесь одного из своих верных и опытных учеников. В Коринфе оставался Ераст (2Тим.4:20). Этот Ераст, будучи до своего обращения в христианство казначеем в Коринфе (Рим.16:23), после обращения сделался постоянным спутником ап. Павла (Деян.19:22) и разделял его труды во время последнего пребывания в родном Коринфе. А когда апостол счел за лучшее и необходимое выйти из Коринфа, то Ераст не без апостольского согласия остался здесь. Он, по плану апостола, как опытный христианский наставник и проповедник, и как уважаемое лицо среди коринфских жителей, должен быль быть достойным апостольским заместителем. Кроме того ап. Павел снабдив Ераста особыми наставлениями и советами, как он делал это, оставляя Тита на о. Крите и посылая Тимофея в Ефес.

Город Никополь, куда прибыл ап. Павел, находился на Берегу глубокого залива и отличался обширной торговлей. Благодаря этой обширной торговле и многочисленности народонаселения, Никополь быль как бы центром окружного язычества, которое и было в нем особенно твердым. Начинать здесь проповедь христианства приходилось с особенной осторожностью; а ожидать осязательных плодов ее можно было только спустя значительное время и притом только после многих трудов и усилий. Конечно и здесь были иудеи, как были иудейские прозелиты и пришельцы врат; через них было всего удобнее для ап. Павла начать свою проповедническую деятельность. Но даже и эта ступень была небезопасна для христианского проповедника теперь, когда еще из памяти жителей не изгладились впечатления римского гонения по поводу тамошнего пожара. Так что ап. Павел, прибыв сюда, не сразу выступил проповедником христианства со всей свойственной ему ревностно. Не мало времени потратил он. на предварительное ознакомление с самым городом и еще более с его жителями. И только убедившись, что нашел в их сердцах достаточно удобную почву для христианской религии, он приступил к самой проповеди. Но едва-ли он имел значительный успех. Слишком крепка была здесь. языческая религия; здешние жители были слишком заняты посторонними интересами, особенно торговыми и слишком были далеки от сознания своей греховности, от жажды искупления, от сознания необходимости благодатного возрождения из своей прежней греховной языческой жизни. Да и сам апостол употреблял не особенно большие усилия на свою проповедническую деятельность. Его душа более стремилась в будущее или покоилась на прошедшем. В прошедшем. она, видела основанный им по всем странам христианские общины, а в будущем – Рим, римское незначительное теперь христианское общество, продолжавшее скорбеть о своих сочленах, мученнически окончивших свою жизнь и с победными венками перешедшими в царство Господа И. Христа. И сам апостол нередко воображал себя на месте этих последних и желал поскорее умереть и быть со Христом. Поэтому он с нетерпением ожидал окончания зимы и начала мореплавания. Он послал уже, как и предполагал, Тихика пли Артема к Титу, и со дня на день ожидал к себе этого последнего. Но едва-ли дождался. Вернее всего предполагать, что Тит так и остался на Крите, думая только впоследствии придти к апостолу уже прямо в Рим. В Никополь он не мог поспеть до окончания зимы; – когда было возможно плавание по морю, тогда к нему еще не приходили посланные от ап. Павла, тогда он еще не успел укрепить и устроить христианское общество среди критян, среди этих «жрецов, злых зверей и ленивых утроб»; а когда прибыли посланные, когда он мог поручить им заботу о критской церкви, тогда уже окончилась морская навигация по случаю зимнего времени. С открытием же навигации можно было наверное рассчитывать, что уже нельзя застать апостола в Никополе.

Таким образом ап. Павел, не дождавшись Тита, выбыл из Никополя, лишь только отсюда отправился первый корабль в Рим при наступлении весны. В новооснованном христианском обществе он оставил кого-нибудь из своих спутников, или просто поручил его заботам и вниманию соседней ближайшей коринфской церкви. Что сталось по отбытии апостола с церковью Никополя, как она росла и усовершенствовалась, судить об этом нет никаких исторических данных. Теперь на месте прежнего богатого славного Никополя стоит незначительная деревенька Палеопревез, – жалкие развалины прежнего величия.


Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle