Источник

Посещение Антиохии Сирийской

      Антиохия – в то время главный город Сирии, и правители страны имели в ней свою резиденцию. Она была основана Селевком Никатором в плодоносной долине р. Оронта, и представляла собой четыре части (тетраполь), которые были окружены одной общей стеной. Этот город пользовался известностью в первые времена христианства; после он стал известен как родина св. Иоанна Златоуста, Ливания и Эвагрия.

В этот город, бывший ему уже хорошо известным, и прибыл теперь ап. Павел. С ним у апостола были связаны самые дорогие воспоминания. Здесь он впервые выступил на проповедь христианства под руководством Варнавы, здесь он видел первые успехи своей проповеднической деятельности, отсюда они вместе с Варнавой были отправлены в свое первое великое миссионерское путешествие, как избранные Самим Богом для просвещения язычников светом христианской истины. Впоследствии ап. Павел при всяком удобном случае заходил в Антиохию, если и не для того исключительно, чтобы потрудиться здесь на утверждение христианской церкви, то для того, чтобы утешиться общением с своими первыми духовными чадами. Подобная же цель могла быть у апостола и в теперешнее посещение им этого города. И это может быть и было главным, что привлекло его сюда, а его намерение перейти отсюда в Иерусалим было более, чем второстепенным побуждением. Это намерение, подорванное ранними слухами об исторических обстоятельствах того времени, по прибытии апостола в Антиохию, должно было быть и совсем оставлено им. Ненависть к нему иудеев оказалась чрезвычайной, а их сила и дерзость возросли до такой степени, что были неожиданны даже и для него самого. Весь народ в Палестине был в страшном возбуждении, везде бродили опасные шайки разбойников; всюду как бы подготовлялось восстание, и римская власть не находила достаточных мер для обуздания религиозно-патриотического фанатизма иудеев. Этот фанатизм проявлял себя в очень резкой форме и даже вне пределов собственной Палестины; сама Сирия и ее столица Антиохия не были безопасны от его страшных проявлений.

Силу иудейского фанатизма в Антиохии пришлось испытать на себе и ап. Павлу, и вероятно вскоре же после его прибытия сюда. Перемена в положении вещей была тотчас же замечена апостолом. Если прежде ему устраивали здесь торжественные встречи, если тогда христиане открыто высказывали свою радость при его посещениях, то теперь они побоялись даже выйти к нему навстречу. Он, без приглашения вошел в дом, знакомый ему попрежнему, но в радости хозяина не мог не заметить примеси какой-то робости и сдержанности. Для него, конечно, все это вскоре же объяснилось и стало понятным, – тем более, что и ранее в этом же самом городе ему пришлось обличить даже ап. Петра за его боязливую уступчивость перед требовательностью иудействующих. Но теперь обстоятельства были хуже. Он не только не мог с силой и властью восстать против боязливых и робких, но даже, уступая необходимости, должен был и сам оставить город. Уходя отсюда, он не только устранял особую причину возгоревшей по случаю его прихода сюда фанатической ненависти иудействующих против христиан из язычников, и таким образом избавлял город от лишней смуты и беспокойства, но и сам избегал возможности пострадать бесцельно от ярости своих врагов. Поэтому ап. Павел вскоре же после своего прибытия снова удалился из Антиохии. – Только этим недолговременным и несомненно бесплодным пребыванием апостола в Антиохи и можно объяснить то заявление св. Златоуста, что он не знает, был ли апостол Павел снова в этой стране.


Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle