Источник

Пребывание в Иконии и других городах Малой Азии

      С горечью и сожалением покидал ап. Павел свой прежде любимый и дорогой город; но, как передают нам «Акты Павла и Феклы», покидал без злобы и раздражения. Он, как проповедник мира и любви, по заповеди Спасителя выходил из не принявшего его города без негодования на него, лишь отрясши пыль от ног своих, в знак своего отречения судить его поступок по отношению к себе. Иудеи по своему обыкновению не ограничились тем, что изгнали апостола из одного города они послали вслед за ним Димаса и Гермогена, которые и в других местах, куда прибудет он, должны были препятствовать успехам его проповеди. Но старец апостол, умудренный опытом, изучивший и познавший до сокровенной глубины человеческое сердце и человеческую природу, не мог быть возмущен и этим поступком своих иудейетвующих врагов. Он простил им за себя лично и заботился только о том, чтобы и их отвратить от ненависти к нему и наполнить их сердца любовно к проповедываемому им И. Христу, Сыну Божию. Поэтому всю дорогу от Антиохии до Иконии, он, как повествуют нам те же «акты», «услаждал их слух и сердце словами об Иисусе Христе».

Не принятый в Антиохии и почти изгнанный оттуда, апостол направил свои стопы в другие основанные им же Малоазийские церкви. Он держал тот же путь, который был ему уже хорошо известен из его прежних путешествий. – Вместе с своими спутниками и сотрудниками он направился к городам Иконии, Листре и Антиохии Писидийской. Здесь он имел надежду на утешительное общение с дорогими общинами и с теми их членами, которые были особенно близки его сердцу, ибо были близки его делу проповедничества. В Иконии он думал найти Онисифора, а в Колоссах – Филимона. Последнему он писал еще из Рим что, после своего освобождения из уз, он обязательно посетит его, и даже просил его приготовить себе помещение по видимому на довольно продолжительное время (Флм.22). Но удалось-ли апостолу посетить в Колоссах своего духовного сына решить трудно; – скорее всего не удалось. Ап. Павел слишком долго промедлил на о. Крите, а в Малой Азии ему приходилось подвергаться слишком жестоким преследованиям, которые не могли, конечно, не отозваться на его старческом здоровье. Вернее всего допустить, что Филимон, узнав о приходе апостола в Ликаонийские города сам поспешил к нему навстречу и имел с ним свидание и беседу в каком-нибудь из них. Что же, теперь, сказать об Онисифоре? – Из упоминания о нем в 2Тим.1:16–18 можно вывести заключение, что Онисифор, оказавший большие услуги апостолу в Ефесе, имел здесь и свое постоянное местопребывание. Но это едва-ли верно. Вернее его родиной и местопребыванием его семейства следует считать город Иконию. По крайней мере на это мы находим прямое указание в «Актах Павла и Феклы». – Здесь рассказывается, что Онисифор, уведомленный одним из учеников апостола о приближении последнего к городу Иконии, с радостью выходит к нему на встречу и приводит его в свой дом. В честь прибывшего из далекого путешествия ап. Павла устраивается торжественная вечерняя трапеза, к которой приглашается и много других лиц.

Собрание это имело в виду воспользоваться случаем и послушать назидательную проповедь великого миссионера. И апостол Павел не обманул их ожиданий. Он начал продолжительную беседу о разных предметах евангельского благовестия. Он говорил о заповедях блаженства, о будущем царствии Божием, о чистоте и достоинстве девственной жизни... С благоговением внимали ему собравшиеся слушатели, и многие решали в своем уме и сердце быть твердыми исполнителями его предписаний и наставлений. Между прочими слушателями была и одна молодая гражданка Иконии Фекла. Глубоко тронутая назидательной проповедью апостола, она тотчас же решила навсегда отказаться от замужества и сделаться постоянной спутницей и участницей в его проповеднических трудах. Она не отказалась от своего намерения и тогда, когда ее мать и ее жених Фамира, узнав об этом, всячески старались возвратить ее к прежней жизни. Но все их убеждения остались напрасными, и им ничего не оставалось более, как в бессильной злобе подвергнуть преследованию апостола Павла, – виновника перемены ее мыслей и ее образа жизни. Фамира вместе с Димасом и Гермогеном поднимают народное возмущение и влекут апостола к начальнику города – проконсулу, а этот последний заключает проповедника в темницу до окончательного разбирательства его дела. К нему в темницу, подкупив сторожей, проникает Фекла и внимательно слушает его душеспасительную беседу. Для Феклы это было совершенно необычным и новым делом, но для апостола уже несколько раз повторявшимся. Такое народное преследование в этой же самой Иконии ему приходилось испытать второй уже раз. Ему еще было памятно, как во время его первого миссионерского путешествия в этом же самом городе «язычники и иудеи с своими начальниками устремились на них (Павла и Варнаву), чтобы посрамить их и побить камнями» (Деян.14:5). Но тогда он благополучно избежал опасности, теперь же он сидит в оковах, в темнице, и не знает, чем кончится это заключение. Лишь надежда на всеблагой и премудрый промысел Божий укрепляла его. И эта надежда не обманула его. Вскоре он снова призывается к проконсулу, который, чтобы удовлетворить, хотя и несправедливые требования врагов апостола, наказывает его бичем и приказывает удалиться из города.

Таким образом уже из второго города апостол был изгоняем после того, как освободившись из римских уз, предпринял свое новое миссионерское путешествие. Измученный тюремным заключением и обессиленный бичеванием, апостол, после изгнания из Иконии, не мог отправиться прямо в дальнейшее путешествие: его старческая плоть требовала более или менее продолжительного отдыха и покоя. И вот, по сообщению «Актов», мы видим его удалившимся в соседнюю горную пещеру. Впрочем, он удалился сюда не один; с ним были его друзья, особенно необходимые ему в его настоящем положении; с ним же были и члены семейства Онисифора, не оставившие апостола в несчастье. Скоро к нему пришла и Фекла, отпущенная начальником города на свободу после неудачной попытки сжечь ее на костре.

После достаточного отдыха, апостол Павел вместе с Феклой отправляется в другие города которые были ранее намечены им для посещения. Нужно думать, что таким городом была и Листра. Не мог обойти ее апостол, будучи так недалеко от нее. Он был в ней во время всех своих трех путешествий (Деян.14:6; 16:1; 18:23). Особенно должно было быть памятным его первое посещение этого тогда совершенно языческого города. Тогда его с Варнавой сначала превознесли как явившихся богов за исцеление ими не владевшего ногами, а потом побили камнями и апостола Павла полумертвым выбросили за городскую стену. Как приняли его здесь теперь по истечение столь долгого времени, когда большинство жителей города сделались последователями И. Христа? Едва ли благоприятно. Судя по приемам в других городах скорее можно предполагать противное. Большая впечатлительность жителей и их доступность постороннему влиянию были очень удобной почвой для возбуждения их со стороны иудеев против проповедника христианства. Так что и этот город, дорогой ему по прежней его деятельности в нем, апостол Павел должен был оставить с горечью и состраданием, с неудовлетворенной жаждой любовного общения с своими духовными чадами, успевающими в христианском совершенствовании.

Удрученный телесно старческими немощами, духовно-прискорбными обстоятельствами своего путешествия, апостол Павел вместе с Феклой, своей новой духовной дочерью, медленно направился к Антиохии Писидийской. Но и здесь он не ждал ничего радостного для себя и благоприятного для своего дела. И действительно, не из-за себя только, но и из-за Феклы, ему пришлось перенести много огорчений в этом городе. Какой-то сириец Александр, увлекшийся красотой Феклы, преследовал и ее, и апостола Павла убеждениями, чтобы она сделалась его женой. Не успевши в этом, он обратился с жалобой на нее игемону, и она была осуждена на растерзание зверьми как христианка. А апостол удаляется из города не дождавшись, чем кончится исповедничество его духовной дочери. К этому его вынудили преследования, поднятые против него иудеями и язычниками по требованию первых. Так было и в его первое путешествие, когда он был изгнан таким же способом из пределов городских антиохийских владений (Деян.13:50).

Тяжелое впечатление должно было остаться в душе апостола Павла от этих неудачных посещений малоазийских городов. Мало утешительного они обещали и в будущем. Может быть он уже предвидел в их судьбе то самое, что впоследствии заметил и описал в своем Апокалипсисе св. Иоанн Богослов. Апостол Павел мало хорошего слышал об этих церквах еще в Риме, мало отрадного заметил во время их посещения, еще более горечи должно было остаться в нем от отношения жителей этих городов к его собственному лицу. Итак, не с утешением, не с радостью, не с просветленной и отрадной надеждой на будущее, но с тяжелым предчувствием шел теперь св. апостол со своими спутниками к берегу Средиземного моря.


Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle