Азбука верыПравославная библиотекаБиблия с комментариямиПророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря


священник Димитрий Юревич

Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря

Содержание

Введение
Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мёртвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исаии 1.1. История открытия 1.2. Ранние исследования и публикация первых рукописей Мёртвого моря 1.3. Возникновение и распространение «стандартной модели» (ессейско-кумранской гипотезы) 1.4. Публикация неизданных ранее рукописей и полемика со «стандартной моделью» 1.5. Исследования кумранских рукописей в России 1.6. Важнейшие публикации по мессианизму в рукописях Мёртвого моря Глава 2. Методология использования рукописей Мёртвого моря для изучения Священного Писания 2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана 2.1.1 Идентификация Кумрана в качестве религиозного поселения 2.1.2 Отождествление предполагаемой религиозной общины с одним из ответвлений ессейства 2.1.3 Был ли Кумран центром по переписыванию свитков (аргументы в пользу некумранского происхождения рукописей) 2.1.4 Идентификация Кумрана с крепостью 2.1.5 Идентификация Кумрана с загородным поместьем (виллой) 2.1.6 Кумран как торговый центр 2.1.7 Идентификация Кумрана как фортифицированного феодального поместья 2.1.8 Проблема расположения поселения ессеев (некумранский вариант) 2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей 2.2.1 Происхождение свитков Мёртвого моря в свете новых гипотез идентификации Кумрана 2.2.2 Состав и классификация рукописей Мёртвого моря 2.3. Преимущество рукописей Мёртвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучения Священного Писания 2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции 2.4.1 Метод аккомодации или континуального толкования пророчеств в кумранских рукописях и христианстве 2.4.2 Базисные предпосылки новозаветного толкования Священного Писания Ветхого Завета 2.4.3 Буквальный и преобразовательный (типологический) методы толкования Писания в христианской Церкви 2.4.4 Характеристика прообразовательного (типологического) метода толкования Священного Писания 2.4.5 Отличие прообразовательного (типологического) метода от прямого пророчества, символа, притчи и аллегории 2.4.6 Пример типологического толкования образа Мелхиседека 2.4.7 Использование буквального и типологического метода толкования в кумранских рукописях 2.4.8 Значение кумранских рукописей толкований на Исаию (3Q4, 4Q161–4Q165) для целей данной работы Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мёртвого моря 3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета 3.2. «Ветхозаветный евангелист» и его пророчества о Христе 3.3. Происхождение и состав книги Исаии. Деятельность Второисаии. 3.4. Общие сведения по мессианизму в рукописях Мёртвого моря 3.5. Один или два Мессии в кумранских рукописях Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий 4.1. Свидетельство Великого свитка Исаии (1Qlsa) 4.1.1 Наречение младенца (Ис.7:14) 4.1.2. Еммануил – имя собственное 4.1.3 Личные качества младенца Эммануила (Ис.9:6) 4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке 4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246) 4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете 4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246 4.5.2 «Сын Божий» как грядущий восточный царь 4.5.3 «Сын Божий» как ангельская личность 4.5.4 «Сын Божий» как народ Израилев 4.5.5 «Сын Божий» как иудейский правитель из дома Давидова 4.5.6 «Сын Божий» как Мессия 4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах 4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369) 4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева 5.1. Личность и деяния Мессии 5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33–11:10) 5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия 5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD) 5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов» 5.6. Деяния Отрасли Иессеевой 5.6.1 Пророческое служение Мессии 5.6.2 Царское служение Мессии 5.6.3 Священническое служение Мессии 5.6.4 Мессия как праведный Судия 5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник» 5.8. Мессианский мир по Ис.11:6–10 5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям 5.10. Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11Q13) Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный 6.1. Песни Слуги Господня в книге Исаии 6.2. Идентификация личности Слуги Господня 6.2.1 Слуга Господень как народ Израилев 6.2.2 Личность пророка или царя 6.2.3 Слуга Ягве как «коллективная личность» 6.2.4 Слуга Господень в песнях Слуги – прямое пророчество Второисаии о Мессии 6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис.42:1–4) 6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q336 6.5. Ис.51:4–6 – песнь Слуги Господня по Великому свитку Исаии 6.5.1 Особенности Ис.51:4–6 по lQIsa 6.5.2 «Спасение» как ветхозаветный титул Мессии 6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис.42:5–7) по lQIsª 6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии 6.9. Вторая песнь слуги Ягве (Ис. 49:1–6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии 6.10. Третья песнь слуги Господня (Ис. 50:4–11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии 6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13–53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исаии 6.11.1 Вводное изложение основных идей четвертой песни Слуги (Ис.52:13–15) 6.11.2 Страдания Слуги Ягве (Ис.53:1–7) 6.11.3 Идея страдания Мессии из книги Исайи и небиблейские кумранские рукописи 6.11.4 Прославление Слуги Ягве (Ис.53:8–12) 6.11.5 Воскресение Слуги Ягве по тексту lQIsª 6.11.6 Идея освобождения от грехов в книге Исаии и в кумранских небиблейских рукописях 6.11.7 Четвёртая песнь Слуги в христианской традиции Заключение Условные обозначения Транслитерация древнееврейских слов Сокращения Библиография Источники Святоотеческие творения Современная литература Приложение 1 Приложение 2 Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания 4Q246 ‘‘Сын Божий» или «Арамейский апокалипсис» Комментарий Вариант восстановления текста Дж. Фицмайером 4Q521 «Мессия неба и земли» или «Мессианский апокалипсис» 4Q369 «Молитва Еноха» 4Q175 (4QTest) «Мессианский сборник» [4-й абзац. Из Нав. 6:25 и «Псалмов Иисуса Навина» (4Q379 22 ии 7–14). Необходимость суда Мессии над нечестивыми] 11Q13 (llQMelch) «Небесный князь Мелхиседек» 4Q534 ‘‘Мессианский арамейский текст» 4Q536 «Дополнение к мессианскому арамейскому тексту» Список иллюстраций  

 
В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещён широкий крут вопросов, связанных с изучением рукописей Мёртвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мёртвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991–92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейского литературе периода III-I веков до Р.X.
Введение
Для изучения мессианских пророчеств Ветхого Завета в книге привлекались как библейские, так и небиблейские рукописи Мёртвого моря. На материале библейских рукописей удалось выявить ряд интересных особенностей древнейшего текста Библии, зафиксированного в кумранских свитках. Анализ небиблейских манускриптов, найденных в районе Мёртвого моря, позволил установить, какие из пророчеств Ветхого Завета о Христе были популярны и нашли отражение и развитие в литературе иудеев Палестины периода с III века до Р.X. по I в. по Р.X., а какие – отодвинуты на второй план или вообще оставлены без внимания. Для сравнения приведено христианское, в частности, святоотеческое понимание указанных пророчеств.
Первые рукописи Мёртвого моря были найдены в 1947 году. В течение нескольких лет последовали открытия других свитков (3-я пещера, где найден Медный свиток, была исследована в 1952-ом году; 4-я пещера – в 1954-ом). Около 20% текстов свитков было опубликовано в ближайшие после открытия годы, публикация остальных задерживалась на протяжении 35 лет1. Только в 1991–92 годах, благодаря усилиям исследователей, были опубликованы и стали доступны широкому кругу учёных остальные тексты, из которых особое значение имеют рукописи 4-й пещеры, содержащие ряд важных и интересных произведений.
Появление массива новых текстов, позволяющих осмыслить религиозные взгляды различных кругов палестинских иудеев, обусловливает актуальность темы данной работы. В западной литературе имеются исследования библейских пророчеств с привлечением кумранского материала, но они появились ещё до публикации в начале 1990-х годов рукописей из 4-й пещеры2. Изучение новых текстов с учётом накопленного опыта представляется важным и своевременным.
Научная новизна исследования заключается как в привлечении новых манускриптов, так и в соотнесении мессианской концепции Ветхого Завета с иудейскими воззрениями межзаветного периода и церковной традицией. Подобное сопоставление, с одной стороны, позволяет увидеть напряжённое ожидание Мессии, которым было исполнено иудейство Второго храма, с другой – показывает, что высоту ветхозаветных пророчеств о Христе не в состоянии были уразуметь даже лучшие представители иудаизма той эпохи. Взятая во всей полноте, мессианская концепция Ветхого Завета не вписывается в более узкую систему верований и представлений палестинских иудеев указанного периода, зафиксированную в кумранских рукописях, таргумах и апокрифах.
Практическая значимость этого труда для русской богословской и исторической науки заключается в том, что в нём отражены существенные перемены, происшедшие в области мировой кумранологии за последнее десятилетие, проанализированы новые подходы исследований и дана критика старых взглядов и методологии. Данная работа позволит русскому исследователю сориентироваться не только в вопросах мессианизма Ветхого Завета, но и в более обширной сфере кумранской тематики. Она поможет избавиться от несостоятельных, но ставших привычными и до сих пор широко распространённых концепций, сформировавшихся в кумранологии за начальные 45 лет её существования. Работа прослеживает трансформацию мессианских идей в иудаизме в период позднего Второго храма и её отражение в небиблейских текстах, а также особенность и правомерность христианского толкования мессианских мест Ветхого Завета.
Хронологические рамки работы охватывают период с III века до Р.X. по I век после Р.X.; кроме этого, приведён краткий обзор развития мессианской концепции в древнем Израиле и указаны церковные толкования III-X вв. после Р.X.
В связи с тем, что в последнее десятилетие кардинальным образом изменились многие положения кумранологии, обзор важнейшей литературы по данному вопросу произведён наряду с кратким изложением основных этапов в изучении рукописей Мёртвого моря и вынесен в отдельную 1-ю главу.
Достижение цели работы было бы невозможно без формулировки полноценной методологии исследования. Исследование проходило на стыке нескольких различных дисциплин: библеистики, герменевтики, кумранологии и истории. По необходимости был затронут достаточно широкий спектр методологических вопросов, чему посвящена особая 2-ая глава. Прежде всего была рассмотрена проблема идентификации развалин Кумрана, поскольку последние исследования по этому направлению не позволяют утверждать с полной уверенностью, что в Кумране находилось какое-то религиозное поселение. Проанализирован важнейший вопрос происхождения рукописей Мёртвого моря и показано, что по внешним и внутренним свидетельствам лишь около трети из них могут быть отнесены к плоду творчества каких-либо иудейских сект, а остальные манускрипты не только были созданы и переписываемы за пределами местечка Кумран, но и имели хождение в широкой среде палестинского иудейства. Рассмотрение указанных вопросов создало методологическую основу, позволившую привлекать кумранские рукописи для изучения религиозных представлений иудеев Палестины. Дополнительно освещён вопрос методов толкования Священного Писания в иудаизме периода Второго храма и в новозаветной Церкви.
Вводящей в проблематику содержательной части работы является 3-я глава, посвящённая мессианской концепции Ветхого Завета, книги Исаии и рукописей Мёртвого моря. В этой главе решается также вопрос о том, насколько правомерно некоторые исследователи усматривают в текстах кумранских свитков ожидание палестинскими иудеями прихода двух Мессий.
Основную содержательную часть работы представляют 4-я, 5-я и 6-я главы. В 4-ой главе рассмотрены пророчества Исаии о Мессии как отроке Эммануиле, воплотившемся Сыне Божием; отмечены интересные, иногда принципиальные разночтения Великого свитка Исаии от масоретского текста и сопоставлены идеи небиблейских кумранских рукописей. В 5-ой главе проанализировано учение книги Исаии о личности и деяниях Мессии, изложенное в перикопах о Христе как Отрасли от корня Иессеева. Наконец, 6-ая глава посвящена всестороннему разбору четырёх песней Слуги Господня, при этом указано несколько значительных разночтений Великого свитка Исаии и рассмотрен ряд замечательных небиблейских рукописей Мёртвого моря, содержащих мессианские идеи. В 4-ой, 5-ой и 6-ой главах дано для сравнения христианское понимание вышеперечисленных пророчеств о Христе в Ветхом Завете.
В заключении сформулированы основные выводы проделанной работы. В приложении 1 приведён дополнительный материал о значении греческого перевода Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мёртвого моря. Приложение 2 содержит фотокопии и русский перевод наиболее значительных из рассмотренных в работе мессианских кумранских рукописей.
Благодарности
Написание этого труда было бы невозможно без содействия многих лиц, которым я хотел бы выразить свою благодарность. Я глубоко признателен митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру за внимание и поддержку, а также ректору Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), профессору архиепископу Тихвинскому Константину, благословение которого на поездку в США сделало возможным проведение исследований по тематике рукописей Мёртвого моря.
Огромный вклад внёс профессор СПбДА протоиерей Аркадий Иванов, внимательнейшим образом прочитавший текст и сделавший множество ценных замечаний. Я благодарю за консультации доцента СПбДА архимандрита Ианнуария (Ивлиева), преподавателей СПбДА протоиерея Александра Сорокина, Игоря Цезаревича Мироновича и Александра Васильевича Маркидонова. Особая благодарность – начальнику Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии Ивану Николаевичу Судосе за организационную помощь и моральную поддержку при написании этого исследования.
Во время поездки в США в 2000 году и по возвращении в Россию кумранским исследованиям автора способствовали верующие Епископальной Церкви США: ректор семинарии Nashotah House (г. Милуоки, штат Висконсин) доктор отец Гэри Крис (Gaiy Kriss), преподаватели этой семинарии доктор Стивен Виггинс (Stephen Wiggins) и отец Майкл Тессман (Michael Tessman). Хочу поблагодарить настоятеля Свято-Троицкого храма г. Милуоки протоиерея Русской Православной Церкви заграницей Иоанна Шоу (John Show) и пастора Методистской Церкви США Сэма Грэема (Sam Е. Graham) с его супругой Айдой (Ida) за содействие в работе. В течение всего периода работы мне помогала тёплая забота протоиерея Иоанна Шилова, протоиерея Валерия Швецова, доцентов Самарского государственного аэрокосмического университета Льва Павловича Усольцева, Леонтия Николаевича Прокофьева и Николая Васильевича Власова; а также Валерия Дмитриевича и Татьяны Ивановны Кухто, Сергея Михайловича и Светланы Валерьевны Мосеевых, Илоны и Инго Виллимовских, которым я выражаю глубокую и искреннюю признательность.

* * *

1 Most W., fr. Dead Sea Scrolls: Threat to Christianity? http://www.petersnet.net/most/getwork. cfm?Worknum =57.
2Наиболее значительный и обстоятельный труд – Brownlee W. Н. The Meaning of the Qumran Scrolls for the Bible (with special attention to the Book of Isaiah). N. Y.-Oxford, 1964, 309 pp.


Источник: Священник Димитрий Юревич. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. – СПб.: Аксион эстин, 2004. – 254 с, IV с. ил.

Требуются волонтёры