протоиерей Николай Попов

Источник

Времена владычества римлян (5446 год от сотворения мира, 63 год до Рождества Христова) 536

Начало римского владычества над Иудеей. Гиркан II и Аристовул II. Помпей

Правнуки Симона Архиерея и вождя иудеев, братья Гиркан II и Аристовул II, стали спорить друг с другом о власти над Иудеею. После нескольких сражений оба они обратились с жалобою друг на друга к римскому полководцу Помпею, который находился тогда в Сирии. Помпей принял сторону Гиркана, овладел Иерусалимом, вошел в храм Иерусалимский, даже в Святое Святых, которое нашел пустым, и подчинил иудеев римлянам; Гиркана утвердил первосвященником и вождем иудеев и сделал данником римлян, а Аристовула с детьми увел в оковах в Рим для своего триумфа (Иосиф Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 1–4).

Правление Гиркана II. Возвышение Антипатра и его сыновей

При Гиркане II друг его, богатый идумеянин Антипатр, захватил всю власть в Иудее в свои руки. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте, Антипатр подал ему помощь и тем приобрел его благоволение. Цезарь сделал его правителем Иудеи. Антипатр разделил свою власть со своими сыновьями. Старшему, Фасаилу, поручил управление Иерусалимом с окрестностями; младшему, Ироду, – Галилею (Иос. Флав. Древ. Иуд. кн. 14, гл. 5–11).

Ирод, царь Иудейский (5472 год от сотворения мира, 37 год до Рождества Христова)537

Сын Антипатра, Ирод, по смерти отца своего и брата, Фасаила, отправился в Рим и богатыми подарками достиг того, что римский сенат объявил его царем Иудеи. Возвратившись в Иудею и женившись на внучке Гиркана и Аристовула, Мариамне, Ирод овладел Иерусалимом и воцарился в Иудее538.

Ирод царствовал тридцать четыре года и совершил в свое царствование множество страшных злодеяний. По своей чрезвычайной подозрительности и властолюбию он казнил множество иудеев и многих своих родственников. Убил даже свою жену Мариамну, которую весьма любил, тещу и трех сыновей своих. Чтобы оставить по себе памятник, он возобновил храм Иерусалимский в великолепнейшем виде. Перед смертью своей Ирод собрал в Иерихон знатнейших из иудеев и дал сестре своей и зятю повеление убить их в минуту своей смерти, чтобы она не была без плача. К счастью, это не было исполнено (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 14, гл. 13–14, кн. 15, 16 и 17, гл. 1–12).

Патриарх Иаков предсказал, что не отойдет скипетр от Иуды, доколе не придет Примиритель (Спаситель), (Быт. 49:10). Пророк Даниил предсказал, что по наступлении железного царства, которое будет раздроблять и сокрушать все, Бог воздвигнет царство вечное (Дан. 2:40–45), и что от выхода повеления о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки пройдет семьдесят седмин (490 лет). В царствование Ирода Идумеянина иудеи видели, что царский скипетр отошел от Иуды, что настало железное, всесокрушающее царство Римское, и что седмины Данииловы приходят к концу, потому в бедственном состоянии своем утешали себя надеждой, что скоро придет Мессия, Христос. И, действительно, в конце царствования Ирода родился на земле, в Вифлееме Иудейском, Сын Божий, Иисус Христос, Спаситель мира.

Религиозные секты у иудеев

По возвращении иудеев из плена вавилонского, у них образовалось несколько сект. Эти секты имели важное значение у иудеев во времена пред Рождеством Христовым, во время земной жизни Иисуса Христа и во время апостолов. Главнейшие из них были следующие:

Секта фарисеев. Фарисеи (отделяющиеся от народа, избранные, благочестивые) держались не только законов, изложенных в Священном Писании, но и неписанных преданий старцев. На основании этих преданий они ввели в употребление множество обрядов. Многие из фарисеев старались отличаться от толпы народной внешним благочестием и лицемерною святостью. Фарисеи занимались учительством народа, поддерживали народность иудейскую, которую угнетали греки и римляне, поэтому народ весьма уважал их. Фарисеи ожидали Мессию, Христа как земного славного царя, который освободит иудейский народ от власти язычников и сделает его господствующим над другими народами.

Секта саддукеев. Саддукеи (последователи Садока, жившего в третьем веке до Р. X.), в противоположность фарисеям, держались только пяти книг Моисеевых, отвергали предания и мало были привязаны к обрядам. Отличаясь вольномыслием и равнодушием к вере, они отвергали существование духов, бессмертие души, воскресение людей, вечные награды и наказания и привязаны были к земным благам, к удобствам и удовольствиям жизни. Саддукеи принадлежали к классу людей образованных и находили себе сочувствие между богатыми и знатными людьми. Они ожидали Мессию, Христа как великого учителя.

Секта ессеев. Ессеи (врачеватели, благочестивые, милостивые) удалялись в пустыню, особенно на западный берег Мертвого моря, жили общинами, носили белую одежду, соблюдали воздержность в пище и питии, не ели мяса, удалялись брака, проводили время в молитве, чтении закона и пророков, в размышлении и благочестивых песнопениях, строго соблюдали субботу, не употребляли клятвы, занимались различными работами, особенно врачеванием больных, отчего и получили название ессеев (целителей души и тела). Они ожидали Мессию, Христа как величайшего пустынника.

Раскол самарянский. Раскол самарянский был смесью иудейства и язычества. Самаряне принимали пятикнижие Моисея, верили в истинного Бога и ожидали Мессию. Богослужение их в храме на горе Гаризим, имело отличия от Богослужения, совершавшегося во храме Иерусалимском. Иудеи и самаряне ненавидели друг друга и избегали всякой встречи друг с другом.

* * *

536

Помпей покорил иудеев римлянам, по свидетельству Иосифа Флавия, при консулах Кайе Антонии и Марке Туллии Цицеронe, следовательно, в 691 г от осн. Рима и в 63 г. до Р. Х.

537

Римский монах Дионисий, живший в VI веке, вычислил, что Иисус Христос родился в 1-м году 195-й олимпиады, а от основания Рима, по исчислению Варрона, в 754 г. Признав этот год первым, христианские народы от него стали считать все следующие годы. От него же считаются и предшествовавшие ему годы, причем первым годом считается первый предшествовавший ему 753 год от осн. Рима. Но вычисление Дионисия оказывается неточным. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод овладел Иерусалимом в 185 олимпиаду, при консулах Марке Агриппе и Канинии Галее (Иос. Флав. Древ. Иуд. кн. 14, гл. 14, 4), следовательно, от основания Рима в 717 г., с этого времени до своей смерти царствовал 34 г. и умер в 750 г. от основания Рима. Иисус Христос родился в царствование Ирода, следовательно, не позже 750 г. от основания Рима, и, значит, несколькими годами прежде 1-го года 195 олимпиады и прежде 754 года от основания Рима. По св. Иоанну Златоусту, Р. X. предваряет нашу эру пятью годами. Поэтому когда означается какое-либо число лет до Р. X., то разумеется это число лет собственно до христианской эры (летосчисления). Ирод воцарился в Иерусалиме в 717 г. от основания Рима, следовательно, в 37 г. до Р. Х.

538

Антипатр умер от отравления. Сын Аристовула II, Антигон, с помощью парфян, овладел Иерусалимом, взял в плен дядю своего Гиркана II и Фасаила и обрезал Гиркану уши, чтобы он по причине этого телесного недостатка лишился права первосвященствовать (Лев. 21, 17–21), а Фасаила заключил в темницу, где он разбил себе голову о камень. После этого Антигон сделался царем и первосвященником Иудейским. Но Ирод успел бежать в Рим, там признан был царем Иудейским и, прибыв в Иудею, с помощью римлян, овладел Иерусалимом. При этом Антигон был взят в плен римлянами и, по просьбе Ирода, казнен смертью.


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle