протоиерей Николай Попов

ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОГО (4529 – 4786 год от сотворения мира, 980 – 723 год до Рождества Христова) 414

Краткий обзор истории царства Израильского

Цари Израильские, начиная с Иеровоама, не почитали истинного Бога, а поклонялись идолам и предавались всякого рода беззакониям. Идолопоклонству и порокам научился от них и народ в Израильском царстве. За это лишил Господь царство Израильское Своего благословения. В нем часто происходили междоусобия. Наконец, ассирийцы разрушили царство Израильское. Израильтян взяли в плен и переселили в свое царство за реку Евфрат415 (Царство Израильское существовало 257 лет).

Царствование Иеровоама (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова)

Иеровоам, став царем Израильского царства416, стал думать: «Если мой народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в храме Господнем, то сердце его возвратится к Ровоаму, царю иудейскому, и меня убьют». Посоветовавшись со своими приближенными, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Израиль! Вот, боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской», и поставил одного тельца в Вефиле, а другого в Дане417. Для служения тельцам Иеровоам поставил жрецов, которых выбрал не из левитов, а из всего народа. Сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот, когда он стоял перед жертвенником, чтобы совершить курение, пришел из Иудеи человек Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится в доме Давидовом сын Иосия и принесет на тебе в жертву жрецов, совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие418. И вот знамение того, что сказал Господь: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался с него. Тогда царь попросил человека Божия помолиться о нем, чтобы рука его исцелилась. Человек Божий помолился Богу, и рука Иеровоама исцелилась.

Господь повелел человеку Божию не есть хлеба, не пить воды в Вефилe и не возвращаться той же дорогой, по которой он пришел419. В Вефиле тогда жил другой пророк-старец. Когда человек Божий отправился из Вефиля, вефильский пророк настиг его и упросил войти к себе в дом поесть хлеба и напиться воды. Человек Божий возвратился в Вефиль. Но когда они сидели за столом, вефильский пророк получил откровение от Бога и сказал гостю: «Так говорит Господь: за то, что ты не соблюл повеления Господня, ты не будешь погребен с отцами твоими». Когда человек Божий отправился домой, лев умертвил его на дороге и стоял с ослом его подле тела его до тех пор, пока вефильский пророк не пришел и не похоронил его.

Иеровоам не вразумился словами пророка Божия и наказанием Божиим, поэтому Господь определил истребить весь дом его и развеять за идолопоклонство народ Израильский за реку Евфрат.

Заболел сын Иеровоама Авия. Иеровоам велел жене своей переодеться, сходить в Силом к пророку Ахии и спросить его, что будет с сыном. Ахия от старости не мог видеть. Но Господь возвестил ему, что к нему идет жена Иеровоама, переодетая, и открыл, что он должен сказать ей. При входе в дверь царицы, Ахия сказал ей: «Войди, жена Иеровоама; для чего это ты переоделась? Поди, скажи Иеровоаму, так говорить Господь: за то, что ты Меня оставил, Я истреблю дом Иеровоамов. А ты иди домой, и как только нога твоя вступит в город, дитя твое умрет. И изгонит Господь израильтян из этой доброй земли и развеет за реку (Евфрат) за то, что они сделали себе идолов». И пошла жена Иеровоама домой. Как только ступила она на порог дома, дитя умерло.

Иеровоам вел беспрерывную войну с царем иудейским Ровоамом и потерпел от сына его Авии сильное поражение, в котором потерял до полумиллиона войска. И поразил его Господь, и он умер, процарствовав 22 года (3Цар. 12:25–33, 13, 14:1–20; 2 Парал. 12:15, 13).

Нават, Вааса, Ила, Замврий и Амврий

После Иеровоама вступил на престол израильский сын его, Нават. Во второй год царствования он изменнически убит был своим военачальником Ваасою, который истребил весь род Иерoвоама и воцарился над Израилем. Вааса предпринял войну с иудейским царем Асою, но Аса склонил на свою сторону сирийского царя Венадада I, который завоевал северные области царства Израильского. Вааса царствовал 24 года. Сын его Ила на втором году царствования был убит пьяный во время пира военачальником Замврием. Замврий царствовал только 7 дней. Будучи осажден во дворце другим военачальником, Амврием, он зажег свой дворец и погиб в огне. Но не все израильтяне признали царем Амврия, другие избрали Фамния. После смерти Фамния, Амврий воцарился над всем Израильским царством. Амврий основал столицу Израильского царства в Самарии. Царствовал 12 лет. Ему наследовал сын его, Ахав (3Цар. 15:25–34, 16:1–28; 2 Парал. 16:1–6).

Ахав (4585 год от сотворения мира, 924 год до Рождества Христова)

Ахав делал неугодное Господу более всех царей израильских, бывших до него. Он женился на Иезавели, дочери царя сидонского, которая избила пророков Божиих в Израильском царстве. Из угождения Иезавели Ахав выстроил капище Ваалу и сделал дубраву Астарте, служил им сам и заставлял народ израильский служить им.

Пророк Илия. Трехлетняя засуха по слову его

Пророк Илия (из Фесвы Галаадской) был грозным обличителем нечестия царя израильского Ахава и израильского народа. Он сказал Ахаву: «Жив Господь Бог Израилев (клянусь Богом)! В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову»420. Наступила засуха и голод. Илия удалился к одному небольшому потоку (Хораф). Здесь вороны приносили ему утром и вечером хлеб и мясо, а из потока он пил воду421. Через некоторое время поток высох. Господь велел Илии идти в Сарепту Сидонскую к одной вдове. Он пошел туда. У ворот Сарепты он увидел вдову, которая собирала дрова, и сказал ей: «Дай мне немного воды напиться». Когда она пошла, Илия сказал ей: «Возьми, принеси и хлеба кусок для меня». Вдова отвечала: «Бог свидетель, у меня нет ничего печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Вот, я возьму два полена, пойду, приготовлю это себе и сыну, съедим это и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся! поди, сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне. Мука в кадке не издержится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Вдова сделала по слову Илии. И кормилась она, и он, и дом ее во время голода. Когда Илия жил у вдовы, заболел сын ее и умер. Илия взял его к себе в горницу, помолился над ним Господу, и отрок ожил (3 Дар. 15:29–34, 17).

Илия молитвой сводит огонь с неба на жертву и прекращает засуху

Засуха продолжалась три года и шесть месяцев (Лк. 4:25). В конце этого времени Господь сказал Илие: «Поди, покажись Ахаву. Я дам дождь на землю». Илия пришел к Ахаву и сказал: «Собери ко мне на гору Кармил израильтян, жрецов Вааловых (450 человек) и жрецов дубравных (400 человек)»422. Ахав собрал. Илия сказал народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь (Иегова) есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал – Бог, то ему последуйте». Народ молчал. Илия продолжал: «Пусть дадут нам двух тельцов; жрецы Ваала выберут себе одного тельца, рассекут на куски и положат на дрова, но пусть не подкладывают огня, а я приготовлю другого тельца, положу на дрова, а огня не подложу. Пусть они призовут имя бога своего, а я призову имя Господа Бога моего, и который Бог ответит огнем, тот есть Бог истинный». Народ отвечал: «Хорошо». Жрецы Ваала взяли тельца, приготовили его, скакали у жертвенника и кричали от утра до полудня: «Ваал, услышь нас!» Но не было ни голоса, ни ответа. В полдень стал смеяться над ними Илия и сказал: «Кричите громче; быть может, Бог занят или спит»423. Они стали кричать громче, кололи себя и ножами, и копьями до того, что кровь лилась по ним. Когда наступило время вечерней жертвы, и от Ваала не было никакого ответа, Илия восстановил разрушенный жертвенник Господень, выкопал вокруг него ров, положил дрова на жертвенник, рассек тельца, положил его на дрова и велел лить воды на жертву столько, что ров наполнился водой. Потом Илия помолился Богу, и пал огонь от Господа и пожрал жертву, и дрова, и камни, и землю, поглотил и воду во рве. При этом весь народ воскликнул: «Господь (Иегова) есть Бог!» Илия велел схватить жрецов идолов, привел их к потоку Киссону и там заколол всех424. Потом взошел на вершину Кармила и стал молиться Богу. И вот небо почернело от туч, поднялся ветер, и пошел большой дождь (3Цар. 18).

Илия бежит от Иезавели. Ему является Бог

Ахав рассказал жене своей Иезавели все, что сделал Илия и то, что он избил жрецов Ваала. Иезавель поклялась убить Илию. Чтобы спасти жизнь свою, Илия ушел в пустыню Вирсавийскую. Утомившись от путешествия, он сел под кустом и стал просить себе у Бога смерти, потом заснул. И вот, Ангел коснулся его и сказал: «Встань, поешь!» Илия пробудился и увидел – у изголовья его печеная на камне лепешка425 и кувшин с водой. Он поел, напился и опять заснул. И снова велел ему Ангел говеть, сказав, что путь его будет далек. Подкрепившись пищей, Илия в сорок дней и ночей дошел до горы Хорива, вошел там в одну пещеру и ночевал. Бог повелел ему выйти из пещеры, стать на горе и ждать откровения. Илия закрыл лицо свое милотью, вышел и стал у входа в пещеру. И вот, зашумел страшный ветер, от которого разрушались горы и ломались скалы; после ветра случилось землетрясение, после землетрясения пронесся огонь. Ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне не явился Господь. После огня повеял тихий ветер, и послышался голос Божий426, который сказал: «Что ты здесь, Илия?» Он отвечал: «Я возревновал о Господе Боге, и моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь сказал ему: «Пойди в Дамаск, помажь Азаила в царя Сирии, Ииуя – в царя над Израилем; Елисея помажь в пророка вместо себя»427. При этом Бог открыл Илии, что в Израиле остается семь тысяч человек, колени которых не преклонялись перед Ваалом, и уста которых не целовали его. Возвратившись в землю Израильскую, Илия нашел Елисея. Елисей в это время пахал на волах землю. Илия, проходя мимо него, бросил на него свою милоть (это было знаком призвания его к пророческому служению), и Елисей, простившись с домашними своими, последовал за Илиею (3Цар. 19).

Две победы Ахава над Венададом. Убиение Навуфея за виноградник. Пророк Михей. Погибель Ахава

Венадад II, царь Сирийский, с 32 другими царями, осадил Самарда и послал сказать Ахаву: «Клянусь богами, что не достанет праха от Самарии по горсти для всех людей, идущих со мной». В это время приходит к Ахаву один пророк и возвещает ему, что Господь даст ему победу, дабы он познал Его. Ахав с малочисленным войском (с 232 служителями и 7000 воинов) внезапно напал на Венадада, когда он пировал, и разбил его.

По прошествии года, Венадад опять вторгся в Израильское царство с огромным войском. Для вразумления Ахава Бог во второй раз даровал ему над Венададом блистательную победу. Но Ахав, вопреки воле Божией, оставил его живым и заключил с ним договор, по которому он должен был возвратить города, взятые отцом его от царства Израильского. Тогда Бог через пророка возвестил ему самому погибель.

Вскоре Ахав прогневал Бога новым преступлением. Он хотел приобрести себе виноградник одного жителя города Изреели, Навуфея. Когда Навуфей отказался продать ему виноградник, наследство своих предков428, Ахав до того огорчился, что слег в постель и не ел хлеба. Иезавель, узнав об этом, приказала старейшинам Изреели обвинить Навуфея в хуле на Бога и на царя и побить камнями. Навуфей был обвинен и убит камнями, и сыновья его были убиты. Когда Ахав услышал о его смерти, собрался и пошел в виноградник его, чтобы завладеть им429. Здесь предстал перед ним Илия и сказал: «На том самом месте, где собаки лизали кровь Навуфея, они полижут и твою кровь, а Иезавель совсем съедят, и дом твой будет истреблен». Ахав покаялся, но не надолго.

Когда Венадад не возвратил Ахаву по договору Рамоф Галаадский, Ахав вздумал начать войну с ним и склонил идти на войну вместе с собой царя иудейского Иосафата. Четыреста ложных пророков предсказывали ему победу, но пророк Господень Михей сказал ему: «Я вижу, все израильтяне рассеяны по горам, как овцы без пастыря. Господь попустил духу лжи говорить устами всех этих пророков твоих». Ахав посадил Михея в темницу, а сам с Иосафатом отправился на войну против Венадада под Рамоф. Выходя на сражение, Ахав переоделся в одежду обыкновенного воина. Сирийцы едва не убили вместо него Исафата, но один человек наудачу пустил стрелу, и стрела пронзила Ахава сквозь швы лат. От раны он умер. Израильтяне рассеялись. Ахава похоронили в Самарии, и, когда окровавленную колесницу его мыли, собаки лизали кровь его430 (3Цар. 20, 21, 22:1–39; 2 Парал. 18:2–34; 4Цар. 9:26).

Охозия

Охозия, сын Ахава, был так же нечестив, как и отец его. Он царствовал два года. Однажды он упал с горницы своей через перила и занемог. Он послал спросить идола Веельзевула о своем выздоровлении. Илия, встретив посланных, сказал им: «Пойдите, скажите царю: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь спрашивать Веельзевула? За это ты не сойдешь с постели, умрешь». Охозия послал пятидесятника с отрядом привести Илию. Но по слову Илии сошел огонь с неба и попалил пятидесятника с отрядом. То же было и с другим пятидесятником и его отрядом. Третий пятидесятник, посланный царем, выпросил у Илии пощаду себе и своему отряду и привел Илию к царю. Илия повторил царю приговор Божий, и Охозия умер. Преемником его был Иорам, другой сын Ахава (3Цар. 22:51–53; 4Цар. 1).

Взятие Илии на небо. Дух Илии почил на Елисее. Первые чудеса его

После окончания пророческого служения, Илия живой был взят Господом на небо. Перед взятием на небо, Илия шел из Галгала (того, который недалеко от Кармила) за Иордан. Ученик его Елисей пошел с ним. Илия несколько раз (в Галгале, в Вефиле, в Иерихоне) говорил ему отстать от него. Но Елисей не оставил его. Пришли к Иордану. Илия взял свою милоть, (верхнюю широкую, длинную одежду, которую носили пророки), свернул ее и ударил ею по воде. Вода расступилась, и оба они перешли посуху. Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей отвечал: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне»431. Илия сказал: «Трудного ты просишь, но если увидишь, как я буду взят, будет по твоему». Когда они шли и разговаривали, вдруг огненная колесница и огненные кони разлучили их, и Илия на колеснице в ветре понесся на небо432.

Елисей, увидев это, воскликнул: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его (то есть охрана и защита Израиля)!» Когда Илия стал невидим для него, он схватил одежду свою и разорвал надвое. В это время упала перед ним милоть Илии. Подняв милоть, Елисей пришел с ней к Иордану и ударил ею по воде. Вода расступилась, и Елисей перешел обратно через Иордан. Сыны пророчеств, пришедшие из Иерихона, видели это издали и сказали: «Дух Илии опочил на Елисее»; встретили его и поклонились ему до земли. Когда Елисей пришел в Иерихон, жители этого города сказали ему: «Вода у нас не хороша». Елисей помолился Богу, бросил соли в источник воды, и вода стала здоровою. Отсюда Елисей пошел в Вефиль. Когда он подходил к городу, малые дети выбежали из города и начали смеяться над ним и кричать: «Иди плешивый, иди плешивый!» Елисей проклял их именем Господним, и вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок двух детей433 (4Цар. 2).

Иорам. Победа его над отложившимися моавитянами

После вступления на престол Израильский Иорама, сына Ахава, царь Моавитский не стал платить ему дани. Иорам с царем Иудейским Иосафатом и царем Едомским пошел в Моавитскую землю, через пустыню Едомскую. чтобы привести моавитян к покорности. В пустыне не было воды. Обратились к Елисею, который был тут. Он потребовал гуслиста. И в то время, когда гуслист играл434, Елисей, по внушению Божию, велел выкопать рвы в долине и предсказал, что на другой день потечет вода, и моавитяне будут побеждены. Поутру вдруг потекла вода от гор Идумеи. Когда воссияло солнце, моавитянам издали показалась эта вода красной, как кровь. Они подумали, что в союзном войске произошло междоусобие, без осторожности бросились к стану израильскому, но израильтяне поразили их и разорили страну их (4Цар. 3).

Чудеса пророка Елисея: умножение елея у бедной вдовы, воскрешение сына одной женщины, уничтожение отравы, насыщение ста человек небольшим количеством хлеба

Раз одна вдова пророческого сына со слезами говорила Елисею: «Муж мой умер. Теперь заимодавец пришел взять в рабы себе моих детей»435. Елисей спросил ее: «Что у тебя есть в доме?» Она сказала: «Ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей сказал: «Поди, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов, запрись в своем доме и наливай из своего сосуда масло во все эти сосуды». Вдова так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Продав масло, вдова заплатила долги свои, а оставшимся стала жить с детьми.

Елисей часто проходил через город Сонам. Здесь одна богатая замужняя, но бездетная женщина принимала его в свой дом. Елисей испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась на гору Кармил к Елисею и высказала ему свое горе. Елисей пришел в дом ее и молитвою воскресил ребенка.

Раз во время голода один из сынов (учеников) пророческих, пришедших к Елисею, положил, по незнанию, в котел с похлебкой вредных плодов. Как только отведали похлебки, закричали: «Человек Божий! Смерть в котле». Елисей всыпал в котел муки, и похлебка стала безвредной.

Некто принес Елисею двадцать ячменных хлебцев и зерна в шелухе. Елисей сказал слуге: «Отдай людям, пусть едят». Слуга сказал: «Что тут я дам сотне человек?» Елисей повторил: «Отдай! Господь говорит: насытятся и останется». Действительно, сто человек наелись, и еще осталось (4Цар. 4).

Исцеление пророком Елисеем Неемана от проказы

Военачальник царя сирийского, Нееман, был прокаженный. Узнав, что в Самарии есть пророк, который может снять проказу, Нееман сказал об этом своему царю. Царь послал Неемана к царю израильскому Иораму с письмом, в котором требовал, чтобы он снял с него проказу. Царь израильский, прочитав письмо, разодрал на себе одежды и сказал: «Разве я Бог, что он посылает ко мне снять с человека проказу? Видите, он ищет предлога начать со мной войну ». Но Елисей послал сказать царю: «Пусть сириец придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». Нееман поехал на колеснице и остановился у входа в дом Елисея. Елисей выслал к нему слугу сказать: «Пойди омойся семь раз в Иордане, и будешь чист». Нееман рассердился и сказал: «Я думал, что он выйдет, призовет Бога своего, возложит руку свою на больное место и снимет проказу. Реки дамасские разве не лучше всех вод израильских?» Сказав это, он оборотился и поехал назад в гневе. Но рабы сказали ему: «Отец наш! Если бы пророк сказал сделать тебе что-нибудь важное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся, и будешь чист». Нееман послушался совета, отправился к Иордану, окунулся в нем семь раз и очистился. Тогда он воротился к пророку Елисею и сказал: «Теперь я узнал, что нет другого Бога, кроме Бога Израилева. Прими дар от раба твоего». Елисей отказался от подарка. После этого Нееман просил у него позволение взять земли Израильской436 для того, чтобы на ней построить жертвенник истинному Богу, и прощение в том, что ему приходится поклоняться в доме Риммона437, когда царь поклоняется там и опирается на его руку. Елисей отпустил его с миром.

Слуга Елисея, Гиезий, пожалел, что господин его ничего не взял от Немана, догнал его и сказал: «К господину моему пришли двое учеников пророческих. Он просит тебя дать им талант серебра и две перемены одежд». Нееман дал ему два таланта и две перемены одежд. Спрятав эти подарки, Гиезий явился к Елисею. Елисей спросил его: «Откуда, Гиезий?» Гиезий отвечал: «Я никуда не ходил». Пророк обличил его во лжи и сказал: «Пусть же проказа Неемана пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел от него Гиезий белый от проказы, как снег (4Цар. 5).

Однажды сыны пророчеств у Иордана рубили деревья для построения себе жилья. Один из них уронил топор в воду. Елисей бросил в воду кусок дерева, и топор всплыл (4Цар. 6:1–7).

Нападение на израильтян сирийского царя. Елисей сообщает планы его Иораму, царю израильскому, приводит воинов сирийских в Самарию. Новое нападение сирийцев. Голод в Самарии. Бегство сирийцев. Голод. Воцарение Азаила в Сирии. Погибель Иорама и всего дома Ахава

Царь сирийский пошел войною на израильтян. И вот, когда решит он на военном совете сделать засаду в том или другом месте, Елисей всякий раз посылал сказать Иораму: «Берегись проходить таким-то местом: там залегли сирийцы». Таким образом, Иорам сберег себя не раз и не два. Встревожился царь сирийский и спросил рабов своих: «Кто из наших в сношении с царем израильским?» Один из слуг сказал: «Никто, царь. У израильтян есть пророк Елисей; он пересказывает царю израильскому те слова, которые ты говоришь в спальной комнате своей». Царь сирийский послал войско в Дафаим, где был Елисей, схватить его. Служитель Елисея, увидев сирийское войско, испугался, но по молитве Елисея увидел, что вся гора занята конями и колесницами огненными кругом Елисея. Сирийцы пришли к Елисею. Он помолился Господу, и Бог поразил их ослеплением. Елисей сказал им: «Вы не туда пришли; идите за мной, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищите». И привел их в Самарию. Здесь они увидели, что они в неприятельской столице. Иорам хотел убить их, но Елисей велел угостить их и отпустить. На этот раз царь сирийский удалился из земли Израильской.

Через некоторое время Венадад, царь сирийский, осадил Самарию. В Самарии случился такой голод, что одна женщина с другою съела собственного сына. Услышав об этом, царь Иорам сказал: «Покарай меня Бог, если голова Елисея останется на нем сегодня», и послал человека снять голову с Елисея, а потом тотчас и сам пришел к Елисею438. Пророк сказал ему: «Завтра мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться по сиклю»439. Тут сановник, на руку которого царь опирался, сказал: «Может ли это быть?» Елисей сказал ему: «Ты увидишь это своими глазами, но есть этого не будешь». В сумерки Господь сделал то, что сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум большого войска. Они встали и побежали, оставив свой стан. Жители Самарии, узнав об этом, бросились грабить стан сирийский, и продавалась мера лучшей муки и две меры ячменя по сиклю. Сановник, не поверивший пророку, был поставлен у ворот города наблюдать за порядком и был растоптан теснившимся народом.

Когда благодеяния Божии не исправили израильтян, Бог наказал их бедствиями. Елисей предсказал женщине в Сонаме, которой воскресил сына, семилетний голод, и предсказание исполнилось. Потом Елисей отправился в Дамаск. Здесь царь сирийский, Венадад, был болен и послал к Елисею Азаила с дарами спросить, выздоровеет ли он. Елисей отвечал: «Пойди, скажи ему: выздоровеешь. Однако Господь открыл мне, что он умрет». Потом Елисей пристально стал смотреть Азаилу в глаза, так что привел его в смущение, и заплакал. Азаил спросил его: «Отчего ты плачешь?» Елисей отвечал; «Я знаю, сколько зла ты сделаешь сынам Израилевым», и предсказал, что он будет царем сирийским. Возвратившись к Венададу, Азаил сказал, что, по словам пророка, он выздоровеет; но на другой день задушил его, а сам воцарился вместо него.

После воцарения Азаила в Сирии, царь израильский Иорам отправился на войну против него в Рамоф Галаадский, был ранен и возвратился в Изреель лечиться. Царь иудейский, Охозия, прибыл к нему навестить его. В это время пророк Елисей послал одного из учеников своих помазать на царство Израильское Ииуя, военачальника Иорама, находившегося в Рамофе. Пророческий ученик помазал на царство Ииуя. Войско, узнав об этом, провоз гласило Ииуя царем. Он с войском двинулся к Изреели. Иорам, не зная ничего о случившемся, выехал с Охозией навстречу Ииую, но Ииуй застрелил его и велел бросить труп его на поле Навуфея (Иорам царствовал 12 лет). Потом Ииуй убил также и Охозию. Въезжая в Изреель, он увидел Иезавель, которая нарумянила лицо свое, украсила голову свою, оделась по-царски и смотрела в окно440. Он велел выбросить ее из окна, и ее выбросили. Тут растоптали ее, и собаки съели тело ее. Затем, по приказанию Ииуя, были умерщвлены 70 сыновей Ахава, жившие в Самарии, и головы их были сложены в две груды у ворот Изреели; также были убиты родственники и приверженцы дома Ахава (4Цар. 6:8–33, 7, 8:1–15; 9, 10:1–17; 2 Парал. 22:3–9).

Ииуй. Иоахаз. Иоас. Смерть Елисея. Иеровоам II. Захария

Утвердившись на царстве, Ииуй повелел собраться всем жрецам и почитателям Ваала для жертвоприношения Ваалу. Когда совершено было ими жертвоприношение Ваалу, он истребил всех их, разбил идола Ваала и разрушил капище его. Но, уничтожив служение Ваалу, Ииуй не отстал от поклонения золотым тельцам Иеровоама. Поклонялся тельцам также и сын его Иoaxaз. За это во дни их Господь попустил сирийцам опустошать израильское царство и завладеть многими землями за Иорданом (Ииуй царствовал 28 л., Иоахаз – 17 л.).

Сын и преемник Иоахаза, Иоас, хотя не истребил поклонения тельцам, но глубоко уважал пророка Елисея. Когда Елисей стал умирать, Иоас пришел к нему и стал горько плакать над ним. Елисей велел ему взять лук и пустить из окна стрелу на восток. Когда Иоас выстрелил, пророк сказал: «Это стрела победы над Сирией». Потом Елисей велел Иoacy взять стрелы и бить ими по земле. Иоас ударил три раза и остановился. Пророк огорчился и сказал: «Если бы ты ударил пять или шесть раз, то побил сирийцев совершенно, а теперь только три раза поразишь их». Елисей умер, и похоронили его. В следующем году мимо гроба Елисея несли похоронить одного умершего; но, увидев моавитян, опустошавших в это время землю Израильскую, несшие бросили мертвого в гробницу Елисея. Лишь только мертвый коснулся костей Елисея, тотчас ожил. По предсказанию Елисея, Иоас действительно три раза разбил сирийцев и возвратил от них города, которые были отняты ими у отца его. После этого Иоас победил Амасия, царя иудейского, и ограбил Иерусалим.

После смерти Иоаса стал царем израильским сын его, Иерoвоам II. По предсказанию пророка Ионы, он одержал блистательные победы над соседними народами, покорил Дамаск и все области к северу и востоку, которые принадлежали царству Израильскому во времена Давида и Соломона (он царствовал 41 год). Сын Иеровоама II, Захария, царствовал шесть месяцев и был убит Селлумом (4Цар. 10:18–36; 13, 14; 15:8–12).

Селлум. Менаим. Факия. Факей. Пророки Амос и Осия

Селлум царствовал один месяц и убит был Менаимом. Менаим, будучи не в силах сам утвердиться на царстве и прекратить в нем волнения, грабежи и разбои, бывшие следствием междоусобиц, призвал на помощь ассирийского царя Фула. Фул, утвердив царство в руках Менаима, взял с него богатую дань. Сын и преемник Менаима, Факия, был убит сановником своим Факеем. Факей, в союзе с царем сирийским, Рецином, предпринял войну против царя иудейского Ахаза. Ахаз призвал себе на помощь ассирийского царя Феглаффелласара, который разрушил царство сирийское, завоевал у израильтян Галаад, Галилею и землю Нефеалимову и переселил жителей этих земель в Ассирию. После этого против Факея составил заговор некто Осия, убил его и воцарился вместо него (Менаим царствовал 10 л., Факия – 2 года, Факей – 20 лет; 4Цар. 15:13–31).

При последних царях между израильтянами усилилось идолопоклонство и другие пороки: гордость, самонадеянность, беспечность, роскошь, изнеженность, разврат, притеснения бедных, обманы в торговле, грабежи, возмущения. Обличителями этих пороков были пророки Исаия, Амос и Осия (Исх. 9:14–21; Ам. 2:6–7, 4:1, 6:4–13, 8:2–12; Ос. 4, 7:1–7, 10, 13; 6:8–10).

Разрушение Израильского царства при царе Осии и плен ассирийский (4787 год от сотворения мира, 722 год до Рождества Христова)441

Когда ни обличения пророков, ни наказания Божии не исправили израильтян от идолопоклонства и от других беззаконий, Господь сильно прогневался на них и отдал царство Израильское в руки ассирийцам. Ассирийцы в то время был самым могущественным и воинственным народом в Азии. Они стремились покорить себе все соседние народы. Царь ассирийский Салманассар напал на царя израильского Осию. Ocия покорился ему и стал давать дань. Но когда Осия перестал доставлять дань, Салманассар взял его в плен, заключил в темницу, и осадил столицу Израильского царства Самарию. Через три года осады царь ассирийский взял Самарию и жителей Израильского царства переселил в Ассирию442. Таким образом, исполнились предсказания пророков Божиих, которые постоянно грозили израильтянам, что за идолопоклонство и другие беззакония Господь предаст их в руки врагов и рассеет по чужим землям.

На место израильтян царь ассирийский переселил в самарийские города жителей Вавилона, Месопотамии, Ассирии и Сирии. Так как они не почитали истинного Бога, то Господь послал на них львов, которые стали истреблять их. Тогда царь ассирийский послал к ним одного из пленных священников израильских, чтобы он учил их закону Бога Израильской земли443. Священник поселился в Вефиле и стал учить их, как чтить Господа. Поселенцы самарийские смешались с оставшимися израильтянами, стали почитать истинного Бога, но в то же время почитали и своих идолов. Так образовалось племя самарян и раскол самарянский (4Цар. 17, 18:9–12; 1 Ездры 4, 2).

* * *

414

Время существования царств Иудейского и Израильского определяется числом царствований царей Иудейских и Израильских

415

В кратковременное существование царства Израильского в нем переменилось 10 царских династий и перебывал 21 царь

416

Столицей Израильского царства сначала был Тихем, потом Фирца, наконец, Самария. Кроме того, некоторые израильские цари жили в Изреели

417

Блаженный Иероним говорит, что Иеровоам ввел почитание двух тельцов в подражание египтянам. Египтяне почитали двух живых быков: Аписа в Мемфисе, как символ Озириса, и Мневиса в Илиополе, как символ солнца. Можно считать, что израильтяне под символом тельца думали почитать истинного Бога (Исх. 32:4, 5)

418

Это пророчество с поразительной точностью исполнилось через 355 лет

419

Через это Господь хотел показать, сколь противна стала Ему Израильская земля, и желал внушить, что рабы Божии должны остерегаться всяких сношений с беззаконниками и даже самый путь, ведущий к ним, считать погибельным

420

По преданию, существующему у евреев, пр. Илия сказал эти слова по следующему случаю: при Axaве некто Ахиил восстановил Иерихон и, по заклятию Иисуса Навина, за это лишился всех сыновей своих. Ахав и Илия пришли утешить его. Илия сказал ему, что дети его умерли потому, что он восстановил Иерихон. На это Ахав возразил: почему же слова Иисуса Навина исполнились, а слова учителя его, Моисея, не исполняются? Моисей сказал: «Если вы будете служить богам чужим, то Господь заключит небо, и не будет дождя (Втор. 11:16–17); между тем весь Израиль служит богам чужим, а небо не заключено». Тогда Илия встал и поклялся Богом, что не будет ни росы, ни дождя, пока он не скажет

421

Недалеко от Дамаска показывают пещеру, в которой, по преданию, жил Илия, и куда ему приносили пищу вороны

422

Дубравными жрецами назывались жрецы Астарты. Капища и жертвенники Ваала строились на холмах, а жертвенники Астарты ставились у подножия этих холмов, в дубравах, в рощах. Илия потребовал собрать жрецов Ваала и Астарты на гору Кармил потому, что Кармильский холм был главным местом служения Ваалу и Астарте в Израильском царстве

423

У евреев был обычай, общий с жителями южных стран, спать в самую жаркую пору дня, после обеда, с 10 или с 11 часов утра до 3-х пополудни

424

По закону Моисея, должно было подвергать смертной казни явных идолопоклонников, особенно тех, которые увлекают других к идолопоклонству (Втор. 13)

425

В древности в Палестине иногда на раскаленный солнцем камень накладывали тонкий слой теста, и в несколько минуть хлеб был готов

426

Илия находил необходимым погубить всех нечестивых людей. Господь не явился Илии ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне, но явился в тихом ветре, чтобы показать, что Он хотя и мог бы погубить нечестивых грозными явлениями природы, но за лучшее признает управлять людьми с кротостью и долготерпением

427

Из этого видно, что над пророками совершалось помазание

428

Закон Моисея запрещал продавать наследственные владения (Числ. 36, 7)

429

Имущество казненных за преступления против царя поступало в пользу царя

430

В городах еврейских, как и ныне на востоке, было множество собак, никому не принадлежавших, которые питались падалью и трупами людей, брошенных без погребения

431

Пророк Елисей видел, что даже пророк Илия, обладавший великим нравственным духом и пророческим даром, не мог обратить к истинному Богу закоснелых нечестивцев между израильтянами; поэтому, ревнуя о славе Божией и сознавая свою немощь, просил себе вдвойне пророческого и чудодейственного духа, который был у Илии

432

Сила Божия, взявшая Илию на небо, явилась в виде огненной колесницы и огненных коней, чтобы засвидетельствовать о пламенном духе и слове Илии, чтобы прославить его, как победоносного ревнителя славы Божией и охранителя израильтян, и чтобы показать, что он восхищен туда, где обитают духи, горящие любовью к Богу, как пламень огненный

433

Древние толкователи (Тертуллиан и блж. Августин) полагают, что нечестивые жители Вефиля нарочно научили детей встретить насмешками пророка Елисея, как ревнителя славы Божией и преемника пророка Илии. Елисей проклял их, потому что своим пророческим взором провидел, что из них выросли бы злые враги Божии, и в них наказал нечестивых и беззаконных родителей их

434

Пророки иногда употребляли некоторые наружные пособия для приготовления себя к возвышенному состоянию духа. Елисей употребил для этого музыку (Зап. на кн. Быт. 12:7). Он, вероятно, желал музыкой восстановить мир в душе своей, которая возмущена была притворством и двоедушием нечестивого Иорама. Кроме того, музыка в этом случае могла быть символическим пророчеством радостного окончания войны

435

Иосиф Флавий пишет, что это была вдова Авдия, домоправителя Ахава, который скрывал и кормил в пещерах сто пророков, когда Иезавель истребляла пророков Господних, и через это вошел в долги (Др. Иуд. 9; 4, 2)

436

У многих народов встречается такой обычай, что отправляющиеся в другую землю и путешествующие берут с собой родной земли, из любви к ней, или земли, ознаменованной особенно памятными событиями

437

Так назывался у сирийцев главный идол, который был олицетворением солнца. Слово «риммон» значит гранатное яблоко. У восточных народов яблоко было символом солнца

438

Нечестивый Иорам винит в бедствии не себя и не израильтян, предавшихся беззакониям, но пророка Елисея. Может быть, он полагал, что царь сирийский из-за Елисея осадил Самарию, что Елисей должен был молитвой избавить свое отечество от бедствия, или, быть может, Елисей уверял царя в безопасности Самарии от врагов

439

Сеа, или сата, была немного больше 5 гарнцев, или осьмушек четверика; сикль равнялся 81 копейки

440

. У самых ворот города Изреели, образуя собой часть городской стены, находился царский дворец с домом, который был построен Ахавом из слоновой кости (3Цар. 22, 39). Из окна этого дворца Иезавель, нарядившись, смотрела на въезд Ииуя в Изреель. Иезавель, бывшая в это время уже старухой, хотела или обмануть Ииуя своей наружностью, чтобы он по восточному обычаю взял ее себе в жены (Ефр. Сир.), или подействовать на него своим царским величием, или, по крайней мере, умереть с достоинством

441

В 6-й год царствования царя иудейского Езекии (4Цар. 18:10–11)

442

Ассирийцы, потомки Ассура, сына Сима, вышли из земли Сеннаар, построили Ниневию, Калах и другие города (Быт. 10:10–11; 22) и основали ассирийское царство. Из древнейшей истории Ассирии известно немногое: некоторое время ассирийцы платили дань халдеям, потом были покорены египетским фараоном Тутмесом III и давали дань египетским фараонам. Когда при 19-й династии власть египтян в Азии стала ослабевать, ассирийцы стали независимыми и быстро стали усиливаться и распространять свои владения. Покорив богатый Вавилон, воинственный Элам, ассирийские цари стали стремиться завоевать Сирию, Финикию, а потом и цветущий, богатый Египет. Эту цель они преследовали почти 500 лет. Так как царства Израильское и Иудейское находились на дороге из Ассирии в Египет, то ассирийцы старались или покорить, или разрушить эти царства. Египетские фараоны, напротив, видя в этих царствах защиту для себя против ассирийцев, возбуждали израильских и иудейских царей против ассирийцев; обещали им, иногда и действительно оказывали им помощь. Пророки не одобряли, когда цари иудейские и израильские искали себе союза с Египтом или Ассирией, потому что провидели от этого одни бедствия, и внушали, что сила их – сидеть спокойно. Чтобы убедить своих соотечественников держаться в стороне от враждовавших между собой египтян и ассирийцев, они в сильных чертах изображали слабость египтян и военное могущество ассирийцев. Так пророк Исаия говорил об ассирийском народе: «Нет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет, не заснет; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его, как вихрь; заревет, схватит добычу, унесет и никто не отнимет» (Ис. 5:27–29, 30:1–7; Ос. 5–13, 12–1). Столкновения ассирийцев с евреями, записанные в Библии, начались с VIII-го века до Р. X. Царь ассирийский Фул около 770 года приходил в царство Израильское при царе Менаиме и взял с него тысячу талантов серебра. Затем Феглаффелласар завоевал северо-восточные земли царства Израильского. Сын Феглаффелласара, Салманассар, сделал царя израильского Осию своим данником, но когда Осия вступил в союз с финикийцами и фараоном египетским Сигаром (Шабаком, царем 25-й династии Эфиопской, которая покорила себе весь Египет и отличалась воинственностью), против Салманассара и перестал платить ему дань, Салманассар взял его в плен и осадил Самарию. Осада продолжалась три года. По свидетельству ассирийских памятников, Самария была взята Саргоном. Жители царства Израильского были переселены в Ассирию. После этого Саргон овладел филистимской крепостью Азотом, которая могла служить базой для военных действий против Египта, одержал несколько побед над египтянами (Ис. 20), но не мог овладеть Египтом. Задачу эту он оставил Сеннахириму

443

Язычники думали, что каждая земля имеет своего Бога, которому должны служить все живущие в ней


Вам может быть интересно:

1. Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава XIV. Деятельность Пророков епископ Вениамин (Пушкарь) 281,4K 

2. Толкование на Третью книгу Царств – Глава 18 профессор Александр Павлович Лопухин 91,2K 

3. Иудеи по возвращении из плена вавилонского профессор Пётр Иванович Казанский 4,4K 

4. Толкование на Третью книгу Царств – Глава 13 профессор Александр Павлович Лопухин 91,2K 

5. Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста – 96. Жертвоприношение Илии протоиерей Михаил Фивейский 35,6K 

6. Евангельская история – Книга 3. Конечные события Евангельской истории» протоиерей Павел Матвеевский 14,1K 

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иудейское царство профессор Александр Павлович Лопухин 79,7K 

8. Священная Библейская история Ветхого Завета – Глава XII. Период Судей епископ Вениамин (Пушкарь) 281,4K 

9. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий 619,5K 

10. Толкование на книгу Второзаконие – Глава 15 профессор Александр Павлович Лопухин 117,1K 

Комментарии для сайта Cackle