протоиерей Николай Попов

Источник

История Царства Иудейского (4529–4920 год. от сотворения мира, 980–589 год. до Рождества Христова) 444

Краткий обзор истории царства Иудейского

Царство Иудейское постоянно имело царей из рода Давида. Но подражали благочестию своего родоначальника Давида только некоторые из них (Аса, Иосафат, Озия, Иоафам, Езекия и Иосия). Большая часть их предана была идолопоклонству и другим беззакониям. Вслед за царями своими и народ иудейский развратился. За это Бог попустил вавилонянам разрушить царство Иудейское и отвести иудеев в плен.

Царство Иудейское существовало до начала вавилонского плена, то есть до первого переселения иудеев в Вавилон 373 года, и до разрушения своего – 391 год, по разрушении царства Израильского – 134 года.

Ровоам (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова)

Сын Соломона, Ровоам, и народ иудейский в первые три года царствования его были верны истинному Богу. Поэтому священники и левиты переселились из царства Израильского в Иудейское, а благочестивые люди из царства Израильского приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертву Господу, и укрепили царство Иудейское. Когда царство Иудейское утвердилось, Ровоам и народ его оставили закон Господень и начали служить идолам на всяком холме высоком, под всяким зеленым деревом. За это Господь оставил их в руки врагов их. Царь египетский Сусаким напал на Иерусалим и взял сокровища храма Господня и дворца царского445. Кроме того, Ровоам до конца своей жизни вел войну с Иеровоамом, царем Израильским (Ровоам царствовал 17 лет; 3Цар. 14, 21–31; 2 Парал. 11, 12).

Авия. Аса

Авия, сын и преемник Ровоама, продолжал войну с Иерoвоамом. Господь, ради Давида, даровал ему блистательную победу над Иеровоамом (он царствовал около 3 лет; 3Цар. 15, 1–8; 2 Парал. 13).

Сын и преемник Авии, Аса, делал угодное Господу. Он отверг идолов и повелел иудеям исполнять закон Господень. За это Бог благословил его миром, и когда царь египетский, эфиопец Зарай446, с миллионом войска напал на него, Бог помог ему с малым войском победить врага. После этого Аса еще ревностнее стал истреблять идолопоклонство в царстве Иудейском, взял с народа клятву служить истинному Богу и определил казнить смертью всех тех, кто не обратится к Богу. Царь израильский Вааса начал войну против Асы, но Аса послал дары сирийскому царю Венададу, и Венадад опустошил северные города Израильского царства. После этого Вааса прекратил войну. (Аса умер на 41 году своего царствования.) После Асы воцарился сын его Иосафат (3Цар. 15, 9–24; 2 Парал. 14–16).

Иосафат

Царь иудейский Иосафат делал угодное Господу. Он очистил Иудейское царство от идолопоклонства и посылал по городам иудейским князей своих со священниками и левитами учить народ закону Господню. За это Господь благословил его успехами во всех его делах: он имел большое богатство, огромное войско (1160000 чел.), пользовался славой между народами. Царь израильский Ахав вовлек его в войну против царя сирийского447. Во время сражения он подвергся величайшей опасности быть убитым, но Бог спас его от погибели. После этого Иосафат сам обходил свое царство, обращал народ к Богу, поставил судей в городах иудейских и в Иерусалиме448 и убеждал их судить по правде.

При нем аммонитяне, моавитяне и идумеи в огромном числе вторглись в землю Иудейскую. Иосафат с народом своим помолился Богу, выступил против врагов, повелел впереди войска идти певцам и славословить Господа. Враги поссорились между собой, истребили друг друга и оставили иудеям богатую добычу (Иосaфат царствовал 25 лет неполных, из которых последние 4 года царствовал с сыном своим Иорамом; 3Цар. 22:1–50; 2 Парал. 17–20).

Иорам. Охозия. Гофолия. Иоас. Амасия

Сын Иосафата, Иорам, женился на Гофолии, дочери Ахава, поэтому стал идолопоклонником. Вступив на царство, он убил всех братьев своих. Пророк Илия написал ему письмо, в котором предсказал, что за нечестие Господь поразит народ его, семейство и имущество, а его самого накажет болезнью внутренностей. Действительно, идумеи отложились от него; филистимляне и аравийцы ворвались в Иудею, ограбили ее, взяли имущество и семейство царя, кроме сына, Охозии, и сам Иорам поражен был болезнью внутренностей, от которой и умер. Народ не удостоил его царского погребения. (Царствовал Иорам 8 лет неполных.)

Сын Иорама, Охозия, царствовал один год. Ииуй, убив царя израильского Иорама, убил вместе с ним и Oxoзию.

Гофолия, узнав о смерти сына, истребила царский род, овладела престолом и царствовала 6 лет. Один только сын Охозии, младенец Иоас, спасен был от смерти Иосавефою, сестрой Охозии, женой первосвященника Иодая, и скрыт в одном здании при храме449. На седьмом году его жизни Иодай собрал в храме священников, левитов, военачальников и старейшин народа, представил им царского сына и помазал его на царство. После этого Гофолия была убита, храм Ваала, его статуи и жертвенники разрушены. Достигнув совершеннолетия, Иоас возобновил храм Божий и устроил для него священные сосуды. Но когда Иоад умер, Иоас позволил князьям иудейским служить языческим богам. Сын Иодая, первосвященник Захария, стал обличать отступников от истинного Бога; его, по приказанию Иоаса, побили камнями во дворе храма. За это Господь наказал Иоаса через сирийцев, которые разбили его войско и принудили его выдать сокровища храма и царского дворца. Иоас был убит заговорщиками. (Царствовал 40 лет, из которых последние 3 года царствовал с сыном Амасией.)

Сын Иоаса, Амасия, делал угодное Господу, однако не от полного сердца. Он воевал с идумеянами и победил их. В числе добычи ему достались идолы идумейские, он принес их в Иерусалим и стал поклоняться им. За это Бог наказал его. Возгордившись победой над идумеянами, он вызвал померяться с собой силами царя израильского, Иоаса. Иоас разбил его, взял в плен и привел в Иерусалим, разрушил часть стены иерусалимской и взял себе сокровища храма и дворца. Амасия был убит заговорщиками (царствовал 29 лет. После смерти его, в малолетство сына его, было междуцарствие 11 лет; 4Цар. 8:16–29, 9:21–29, 11, 12, 14:1–20; 2Пар. 21–25).

Озия

Озия (Азария), сын Амасии, делал угодное Господу. За это Бог помогал ему во всем: он успешно воевал с филистимлянами и аравийцами и заставил платить себе дань аммонитян; укрепил Иерусалим и другие иудейские города. Сделавшись силен, он возгордился и вошел в Святилище, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. За ним вошел в Святилище первосвященник Азария с 80 священниками и сказал ему: «Не тебе, Озия, кадить Господу, это дело священников. Это не будет тебе поставлено в честь у Бога». Озия разгневался на священников, но тотчас на челе его явилась проказа. После этого, как прокаженный, он должен был до конца жизни своей жить в отдельном доме (царствовал 52 года; 4Цар. 14:21–22, 15:1–7; 2 Парал. 26).

Иоафам

Иоафам, сын Озии, делал угодное Господу. Он обустроил Иерусалим, построил несколько укрепленных городов и счастливо воевал с аммонитянами, которые платили ему дань (умер на 16-м году своего царствования; 4Цар. 15:32–38; 2 Парал. 27).

Вследствие близкого общения Иудейского царства с Израильским при последних царях и вследствие побед и завоеваний, сделанных в предшествовавшие царствования, начало проникать и в Иудейское царство корыстолюбие, алчность, обман, неправосудие, притеснение бедных, роскошь, разврат, за что сильно обличали иудеев пророки Осия и Исаия (Ос. 5:10; Исх. 1:23, 2:7, 3:12–25).

Ахаз (742 год до Рождества Христова) Пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы

Царь иудейский Ахаз (сын Иоафама) тяжко грешил перед Господом. Он наделал идолов Ваала, совершал перед идолами жертвы и курения на высотах и холмах, и под всяким ветвистым деревом; и в долине сынов Еннома проводил через огонь даже сыновей своих450. За это Бог предал его Рецину, царю сирийскому, и Факею, царю израильскому, которые опустошили его царство. Рецин и Факей сговорились даже лишить Ахаза царства и истребить род Давида, и пошли к Иерусалиму. Затрепетало сердце царя Ахаза и сердце народа его. Но по повелению Божию пришел к Ахазу пророк Исаия и сказал: «Не бойся Рецина и Факея, этих двух дымящихся головней: замысел их не сбудется. Чтобы удостовериться в этом, проси себе у Господа знамения (какого-либо чуда) или в глубине, или на высоте». Неверующий Ахаз сказал: «Я не буду просить; не буду искушать Господа». Тогда Исаия сказал: «Господь сам даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (с нами Бог)». Этими словами Исаия предсказал, что Пресвятая Дева из рода Давида родит Богочеловека, потому не должно опасаться, что род Давида будет истреблен до рождения на земле Богочеловека. Действительно, Рецин и Факей хотя осадили Ахаза в Иерусалиме, но одолеть не могли и удалились от Иерусалима. Несмотря на это, Ахаз, не надеявшийся на Бога, обратился к царю ассирийскому Феглаффелласару с униженной просьбой защитить его от врагов, назвал себя рабом его и послал ему сокровища храма Господня, дома царского и князей. Царь ассирийский послушал его, завоевал Дамаск, убил царя сирийского Рецина, завоевал северо-восточные земли израильского царства, но и самому Ахазу был в тягость451 (Ахаз царствовал 16 лет, из которых более 2-х лет был соправителем отца; 4Цар. 16, 15:29; 2 Парал. 28; Исх. 7:1–14).

Езекия. Его дела благочестия, избавление от Салманассара и Сеннахирима. Исцеление от болезни. Пророчество Исаии о плене вавилонском

Царь иудейский Езекия, сын Ахаза, делал угодное Господу, точно так, как делал Давид. Он разбил идолов, истребил даже медного змея, которого сделал Моисей, потому что народ совершал каждение ему; повелел отворить храм Господень и очистить его, потому что он был оставлен в небрежении и заперт, и восстановил в нем Богослужение в том виде, в каком оно совершалось при Давиде.

После этого Езекия послал по всей Иудее и царству Израильскому гонцов звать в Иерусалим как иудеев, так и израильтян, праздновать Пасху. На праздник Пасхи собралось в Иерусалим множество народа, не только иудеев, но и израильтян. Пасху отпраздновали самым торжественным образом. Возвратившись из Иерусалима домой, народ истребил идолов и разрушил жертвенники их.

За благочестие Езекия Господь был с ним. Езекия отложился от царя ассирийского и не стал служить ему. Когда царь израильский Осия так же поступил, царь ассирийский Салманассар (в 4-й год царствования Езекии) взял Ocию в плен и заключил в темницу, а потом ассирийцы разрушили и само царство Израильское; но Езекию и его царство Бог спас в это время от нашествия ассирийцев. После этого (в 14-й год царствования Езекии) царь ассирийский Сеннахирим, совершая поход в Египет, прошел с огромным войском по Иудейскому царству, опустошил его, овладел многими иудейскими городами, но оставил в стороне Иерусалим, в котором укрепился Езекия452, и потребовал от него дань. Чтобы избавиться от Сеннахирима, Езекия послал ему дань453. Сеннахирим взял присланные ему сокровища, но послал своих военачальников с войском к Иерусалиму овладеть им. Тогда Езекия отправил к пророку Исаие посольство – просить его помолиться Богу о народе своем. Исаия сказал посланным: «Так говорит Господь: Я пошлю в царя ассирийского дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его». Действительно, вскоре Сеннахирим услышал, что царь египетский, эфиоп Тиргака, вышел сразиться с ним и направился в Ассирию454. Сеннахирим двинулся от Египта обратно домой, чтобы защитить свои владения, послал Езекие письмо455, в котором говорил, что Езекия напрасно надеется на своего Бога, и требовал, чтобы он сдал ему город Иерусалим. Езекия принес это письмо в храм, развернул перед лицом Господа и стал молиться, чтобы Он спас Свой народ. В следующую ночь Ангел Господень поразил смертью в войске ассирийском 185000 воинов456. Сеннахирим должен был вернуться в Ниневию. Через некоторое время он был убит своими сыновьями, когда поклонялся в храме своему богу457.

В те дни заболел Езекия смертельно458. Пророк Исаия сказал ему, чтобы он готовился к смерти, и вышел от него. Езекия со слезами стал молиться Богу, чтобы Он продолжил его жизнь. Тогда Исаие было слово Господне, он воротился и сказал Езекии, что он исцелится, на третий день пойдет в дом Господень и проживет еще 15 лет. Езекия попросил знамения. Исаия сказал ему: «Вот тебе знамение: хочешь ли, чтобы солнечная тень прошла вперед или воротилась назад на 10 ступеней?» Езекия сказал: «Пусть тень воротится назад на 10 ступеней». Исаия помолился, и солнечная тень воротилась назад на 10 ступеней на солнечных часах Ахавовых459. Потом Исаия приказал приложить к нарыву, которым страдал Езекия, пласт смокв460, и царь выздоровел. Знамение, произведенное молитвой Исаии, было замечено в Вавилоне, и чудесное выздоровление Езекии стало там известно. Царь вавилонский Беродах-Баладан послал к Езекии послов с письмом и дарами поздравить его с выздоровлением и спросить о знамении461. Езекия, вместо того, чтобы перед послами прославить Бога, Бога как заступника и Спасителя своего, показал им все богатства свои. Тогда пришел к нему пророк Исаия и сказал, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон. Последние 15 лет царствования Езекии были самым благополучным временем для Иудейского царства (Езекия царствовал 29 лет; 4Цар. 18–20; 2 Парал. 29–32; Ис. 36–39).

Манассия. Амон

Манассия, сын Езекии, вступивший на престол в 12 лет и, вероятно, развращенный своими воспитателями, восстановил поклонение Ваалу, Астарте, Молоху и всему воинству небесному (небесным светилам), поставил идола Астарты в храме Господнем, проводил сыновей своих через огонь в долине Енномовой, предался волхвованию и совратил своих подданных до того, что они поступали хуже хананеев. Пророков и почитателей истинного Бога он предавал смерти. За это Бог привел на него военачальников царя ассирийского, которые захватили его, заковали в кандалы, оковали цепями и отвели в Вавилон462. В плену Манассия покаялся463, и Бог возвратил его в Иерусалим на царство. После этого он очистил Иерусалим от идолов и восстановил служение истинному Богу. (Царствовал 55 лет.)

Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами (4Цар. 21; 2 Парал. 33).

Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао

Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея464, и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы465), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу466. И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата467. Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер468. Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиa царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30; 2Пар. 34, 35).

Иоаxаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Pождества Христова)469. Иехония

После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иoaxaзa, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иoaxaзa взял в плен в Египет.

Сын Иосии, царь иудейский Иоаким, делал неугодное Господу. В четвертый год царствования его царь вавилонский Набополассар, разрушивший ассирийское царство470, воцарил с собой сына своего Навуходоносора и послал его с войском покорить страны на западе от Евфрата, которые платили дань ассирийцам, но которые завоевал фараон египетский Нехао. Навуходоносор в первый же год своего царствования разбил египтян (при Кархемисе), завоевал все земли от реки Евфрата до Египта и наложил на иудейского царя Иоакима дань. При этом взял из Иудеи в Вавилон лучших отроков из царского и княжеского рода, и в числе их Даниила, Ананию, Мисаила и Азарию. Это было первое переселение иудеев в Вавилон и начало семидесятилетнего вавилонского плена.

Три года Иоаким был подвластен Навуходоносору, потом отложился от него. В седьмой год своего царствования Навуходоносор с войском вступил в Иудею, переселил многих иудеев (3023 чел.) в Вавилон, взял в плен Иоакима и оковал его медными оковами. Плененный Иоаким умер (Иоаким царствовал 11 лет неполных). Вместо Иоакима воцарился сын его, Иехония. Он делал неугодное Господу, и царствовал только 100 дней. В 8-й год своего царствования Навуходоносор приступил к Иерусалиму. Иехония отдался ему во власть со своим семейством и двором. Навуходоносор переселил Иехония, все царское семейство, вельмож, воинов и мастеров в Вавилон471; туда же отправил сосуды и сокровища храма и двора царского. На место Иехонии Навуходоносор поставил царем Иудеи Матфанию, третьего сына Иосии, переименовав его Седекиею (4Цар. 23:31–37, 24:1–17; 2 Парал. 36:1–10; Иер. 25:1, 46:2, 52:28; Дан. 1:1–6).

Падение царства Иудейского при царе Седекии и разрушение Иерусалима (4920 год от сотворения мира, 589 год до Рождества Христова)472

Когда народ иудейский дошел до крайнего нечестия и развращения, Господь прогневался и навел на него царя Вавилонского Навуходоносора, который разрушил царство Иудейское. Повод к этому подал сам царь иудейский Седекия (третий сын Иосии). Он был поставлен в цари иудейские царем вавилонским Навуходоносором и несколько лет платил ему дань, но вздумал отложиться от него473. Вследствие этого Навуходоносор со всем своим войском осадил Иерусалим474. Через полтора года от начала осады неприятели взяли Иерусалим. Седекия бежал из него, но был схвачен и приведен к Навуходоносору. По повелению Навуходоносора, сыновей Седекии закололи перед глазами отца, а его самого ослепили и в оковах отвели в Вавилон, где он умер в темнице. После этого храм Господень, царские дворцы и все большие дома в Иерусалиме были сожжены, стены Иерусалима разрушены, богатства храма Господня, царя и князей отнесены в Вавилон475, первосвященник и первые вельможи убиты, и жители царства Иудейского переселены в Вавилон. В Иудее осталось только немного бедных земледельцев (4Цар. 24:17–20, 25; 2 Парал. 36; Иер. 37–39, 52:1–30).

* * *

444

Смотреть продолжительность царствования каждого царя иудейского

445

Царь египетский Сусаким (Шешонк I), покровительствовавший Иерoвоаму, напал на Ровоама, вероятно, по просьбе Иеровоама

446

Узаркин II, четвертый государь 22-й династии Бубастской (в Бубастисе)

447

Первые три царя иудейские надеялись возвратить себе власть над десятью коленами Израильскими, поэтому 60 лет продолжалась война между ними и царями израильскими. Со времени Иосафата до Амасии 80 лет был мир между царями иудейскими и израильскими

448

Этим Иосафат положил начало великому синедриону

449

Иосавеф была рождена не Гофолией, а другой женой Иорама (Др. Иуд. 9, 7)

450

В долине Енномовой, при ручье Гинон, было устроено капище Молоха, служение которому состояло в прыгании через огонь, в проведении через огонь и даже в сжигании детей. После плена вавилонского, когда иудеи получили отвращение от идолопоклонства, они стали питать отвращение и ужас к этому месту; в него свозили нечистоты из города, бросали трупы животных; здесь иногда совершали смертные казни. Для очищения воздуха, зараженного нечистотами, здесь постоянно горел огонь. От названия долины Енномовой (Генномовой) произошло слово геенна, название вечных мучений в огне

451

С этого времени цари ассирийские стали признавать царей иудейских подвластными им данниками

452

Пройдя мимо Иерусалима, Сеннахирим остановился на дороге в Египет, сделав главной ставкой своей Лахис, стоявший на юго-западе от Иерусалима

453

Сеннахирим потребовал от Езекии 300 талантов серебра и 30 талантов золота. Езекия послал ему все серебро, какое нашлось в храме Господнем и в царском дом, и золотые украшения храма

454

По свидетельству древних, Тиргака был великий завоеватель и победоносно доходил до Геркулесовых столбов (до Гибралтарских скал). На одном из египетских барельефов он представлен держащим за волосы толпу азиатских пленников и с дубиною в руке. Иосиф Флавий пишет, что Сеннахирим осаждал пограничную египетскую крепость Пелузий и уже, насыпав валы, хотел по ним всходить на стены, как услышал, что Тиргака с большим войском направляется через пустыню в Ассирию. Будучи встревожен этим, он оставил осаду Пелузия и пошел домой. (Др. Иуд. X; 1, 5.)

455

Письмо это Сеннахирим послал уже тогда, когда стоял против Ливны

456

Ангел Господень поразил ассирийское войско, по словам Иосифа Флавия, смертоносной язвой, от которой в первую же ночь, как оно начало приступать к Иерусалиму, погибло 180000 воинов (Др. Иуд. X; 1, 5)

457

Иудейское предание говорит, что ассирийские вельможи, раздраженные гибельным походом Сеннахирима, составили заговор убить его. Сеннахирим дал обет богу своему, что если избежит опасности, то принесет в жертву двух сыновей своих. Сыновья его, узнав об этом, убили отца. После Сеннахирима воцарился другой сын его, Сахердан (Тов. 1:21), или Асардан, Ассаргаддон. Ассаргаддон достиг той цели, к которой стремились его предшественники. Через тысячу лет после того, как фараон египетский Тутмес III вторгался в Ассирию и наложил на нее дань, Ассаргаддон вторгся в Египет, разбил наголову фараона Тиргаку, опустошил Египет и наложил на него дань. После этого Египет находился под властью ассирийцев в царствование Ассаргаддона и почти до конца царствования сына его, Сарданапала (Ассур-Бан-Абала)

458

Болезнь Езекии одни считают случившейся перед нашествием Сеннахирима, другие – во время этого нашествия, третьи – после нашествия. Известно только то, что Езекия был болен в 14-м году своего царствования, потому что после болезни жил 15 лет, а всего царствовал 29 лет

459

Догадываются, что солнечные часы состояли из каменного столба со ступенями, на которые падала солнечная тень

460

Из того, что у Езекии был нарыв, на который пророк Исаия велел наложить пласт смоквы, заключают, что Езекия был болен чумою, против которой и ныне арабские врачи употребляют пластырь из смоквы

461

Беродах-Баладан был царем Вавилона, подвластным ассирийскому царю, но вышел из подчинения ему и за это лишился царского престола. Пользуясь походом Сеннахирима против Иудеи и Египта, Беродах-Баладан снова предпринял освободить Вавилон от власти царя ассирийского, поэтому и послал послов к Езекии, чтобы склонить его вступить с ним в союз против царя ассирийского

462

В XIII веке до Р. X. царь ассирийский Туклад-Адар I покорил Вавилон. С тех пор Вавилон хотя имел своих царей и по временам освобождался от ассирийцев, но большей частью был под властью ассирийских царей до самого разрушения ассирийского царства. Полагают, что Манассия за восстание против царя ассирийского был отведен в плен в Вавилон или в царствование царя ассирийского Ассаргаддона, который, думая личным пребыванием легче удерживать Вавилон в покорности, часто жил в нем, или в царствование сына его Ассурбанипала, против которого было восстание Египта и Палестины, и который египетского фараона Нехао I, взятого в плен ассирийскими военачальниками, также возвратил на царство

463

Глубоко трогательная покаянная молитва Манассии в плену помещена в конец 2-й книги Паралипоменон

464

Вероятно, подлинник пяти книг Моисея, написанный рукой этого пророка Божия

465

Терафимы – человекоподобные идолы различной величины, считавшиеся хранителями, покровителями дома, помощниками в трудных обстоятельствах и оракулами, открывавшими будущее

466

Это предсказано было за 355 лет

467

Фараон Нехао II был сын и наследник Псаметика, основателя 26-й египетской династии, освободившего от ассирийцев и покорившего под свою власть весь Египет, отличался предприимчивостью и хотел доставить Египту господство на море и на суше и обогатить его торговлей. Он шел взять город Кархемис, стоявший при переправе через Евфрат и бывший главным городом хеттов, с которыми египтяне вели жестокие войны, и занять правый берег Евфрата, чтобы таким образом запереть заевфратским завоевателям дорогу в Египет

468

Иосия не хотел пропустить царя египетского Нехао через Палестину к Евфрату, опасаясь, чтобы он не завладел царством Иудейским, или чтобы заевфратские завоеватели не стали мстить ему за пропуск египетского царя

469

Первое переселение иудеев совершилось в начале 4-го года царствования Иоакима (Дан. 1; Иер. 25:1)

470

Набополассар, родом халдей, был в Вавилоне наместником царя ассирийского Сарданапала II (Ассур-Дилилани), потому что Вавилон тогда был под властью ассирийцев. В тридцатых годах VII века до Р. X. в Ассирию вторглись скифы, опустошили и обессилили ее. Царь мидийский Киаксар одолел скифов, спас от них Азию и через это стал могущественным государем. Набополассар, пользуясь этими обстоятельствами, вступил в союз с Киаксаром и объявил себя независимым царем Вавилонским. Набополассар и Киаксар, которые в кн. Товита называются Навуходоносором и Асуиром (14, 15), осадили столицу Ассирии Ниневию, взяли ее и разрушили. Сарданапал погиб в развалинах своей столицы и своего дворца. Через два века уже не знали, где находилась столица Ассирийского царства, жившего только войной. Союзники разделили между собой земли, над которыми господствовали ассирийские цари. Сама Ассирия и страны к востоку и к северу от нее достались Киаксару. Набополассару досталась Месопотамия, Элам, Сирия и Палестина. Погибель Ассирийского царства обрадовала все народы, которые терпли от него угнетения, в том числе и израильтян (Наум. 3:1819; Соф. 2:15). Но радость их была непродолжительна. Вместо ассирийцев покорителями народов стали вавилоняне. В 607 году до Р. X. Набополассар, уже старик, воцарил вместе с собой сына своего Навуходоносора. Признавая себя обладателем всех земель на западе от Евфрата, бывших под властью ассирийцев, Набополассар послал Навуходоносора покорить Сирию и Палестину, которые прежде платили дань ассирийцам, но покорены были египетским фараоном Нехао

471

Иосиф Флавий говорит, что Навуходоносор лишил Иехонию царского престола и отвел в Вавилон из опасения, чтобы он, памятуя, что Навуходоносор был виновником смерти его отца, не отложился от него (Др. Иуд. X; 7, 1)

472

Седекия был взят в плен на 11-м году своего царствования. В это же время разрушен храм и город Иерусалим (4Цар. 25:1–10). Перед последней осадой Иерусалима Навуходоносором Бог повелел пророку Иезекиилю символически предызобразить продолжительность и бедствия этой осады: начертить на большом кирпиче Иерусалим, устроить осаду против него и связанному лежать на левом боку 390 дней, по одному дню на каждый год беззакония израильтян (Иез. 4). Так как беззакония израильтян начались со времени разделения их на два царства устроением золотых тельцов, то, значит, со времени разделения израильтян на два царства до последней осады Иерусалима Навуходоносором прошло 390 лет, а до разрушения Иерусалима через 18 месяцев прошло 391. года

473

К этому побудил Седекию фараон египетский Хофра (Вафрш, Априс, Ухабра), обещавший ему помощь. Действительно, когда Навуходоносор осадил Иерусалим, Хофра поспешил на помощь Седекии, но Навуходоносор разбил его (Древн. Иуд. X; 7. 3)

474

В то время осаждавшие обыкновенно окружали осажденный город земляным валом и с высоты его разрушали городские стены. К стенам придвигали на колесах тараны, или стенобитные машины, в вид деревянных башен, в которых скрывались воины и разбивали стены. Воины, вооруженные мечами и копьями, влезали по лестницам на стены, а стрельцы, поставленные внизу при лестницах, бросали из луков стрелы в осажденных и сгоняли их со стен. Осажденные бросали в осаждающих стрелы, бревна и большие камни камнеметными машинами

475

По преданию иудейскому, пророк Иеремия в это время скрыл скинию Моисея, ковчег завета и жертвенник кадильный в пещере горы Нево (2Мак. 2:4–5)


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle