Азбука веры Православная библиотека Библия с толкованиями Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка



Димитрий Тракателлис

Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Проявление власти и прелюдия страстей (Мк 1:1–8:26) Проявления власти Иисуса: этап первый (1:1–3:6) Проявления власти Иисуса: этап второй (3:7–6:6) Проявления власти Иисуса: этап третий (6:7–8:26) Глава 2. Равновесие между концепциями власти и страданий (Мк 8:27–10:52) Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) Вторая фаза: страсти (14:1–15:47) Инверсия конца: Воскресение (16:1–8 и 16:9–20) Глава 4. Анализ двух основных христологических концепций Сила и власть Христова Страдания Христовы Глава 5. Власть и страдания: высшая христологическая реальность Сокращения 1. Комментарии (в хронологическом порядке) 2. Тексты и общие работы 3. Периодика Избранная библиография А. комментарии Б. специальные исследования и статьи В. издания на русском языке Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям (Мк 1:1– 8:26) II. Равновесие между концепциями III. Исполнение страстей власти и страданий (8:27–10:52) в свете власти (11:1–16:20) Указатель библейских источников Евангелие от Марка Именной указатель  
 

Моей матери Георгии

εὐχαριστήριον

 
Предисловие

Эта книга – часть большого исследовательского проекта. Его задача – исследовать и интерпретировать основные взгляды и подходы к личности Иисуса Христа в новозаветных текстах и раннехристианской литературе. Эта задача требует больших усилий, но и вознаграждает библеиста глубоким духовным удовлетворением.

По ходу исследования и написания данной монографии мне помогали многие люди в Греции и за её пределами. Всем им я выражаю горячую признательность. Особо благодарю своих студентов в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине (штат Массачусетс), которым я давал ознакомиться с набросками этой книги в 1980–1981 учебном году. Их активное участие в курсе по экзегетике Евангелия от Марка помогло мне чётче обрисовать трудные и неясные места. Я также благодарю Ангелики Гутци за помощь с подбором библиографии на греческом языке, перепечаткой текста на компьютере и за составление указателей. Особая благодарность – Пенелопе Константинидис за помощь в проверке библиографии на английском, французском и немецком языках, а также систематизации исследовательских данных. Наконец, позволю себе выразить бесконечную благодарность издателям Деметрису Мавропулосу и Спиросу Даврису из «Домос пресс», которые неустанно помогали мне на всех стадиях подготовки и публикации данной рукописи.

Книга написана с одной единственной целью: помочь читателю увидеть (пусть лишь отчасти и туманно), каким предстаёт Господь наш в Евангелии от Марка.

 
Введение

За последние несколько десятилетий об образе Иисуса Христа в Евангелии от Марка было написано множество работ. Большинство из них носили экзегетический характер и разбирали христологию этого Евангелия. Авторы этих работ пытались пролить свет на различные аспекты христологии, выявить её предпосылки и определить её место в общей богословской концепции Евангелия. Подчас изучение христологии Марка шло рука об руку с литературным и историческим анализом, подходом с позиций богословия или школы истории религии. Другие учёные сочетали христологическую проблематику с попыткой анализа источников, использованных евангелистом, и его собственного вклада. Неоднократно исследовалась связь богословия Марка с церковной ситуацией его эпохи.

Отбор и использование экзегетических методов, которые можно найти в разных научных трудах, подстать многообразию подходов к исследованию христологии Марка. Несмотря на многочисленные усилия исследователей, она во многом остается нераскрытой. Использовались такие методы, как литературная и историческая критика, критика форм и редакций, а также структурный анализ. Изучая христологию Евангелия от Марка, мы уходим в удивительно привлекательный и богатый духовный мир.

В данной монографии мы будем учитывать многочисленные экзегетические исследования Евангелия от Марка, а также специальные работы по его христологии. Вместе с тем мы не связываем себя каким-то одним экзегетическим методом, но используем некоторые из них (надеемся, с критической оглядкой). Отметим, что нашей задачей не является детальное толкование текста. Мы лишь хотим увидеть основные особенности образа Христа в данном Евангелии. Поэтому речь пойдет лишь о фундаментальных особенностях христологии Марка, без углубления в её мелкие нюансы.

Отметим три методологических момента.

Говоря о «христологии Евангелия от Марка» или «Марковской христологии», мы имеем в виду христологию, представленную в этом Евангелии как самодостаточном, цельном и морфологически законченном тексте. Современные учёные проводят границу между взглядами Марка, заимствованными им, как предполагается, из традиции, и собственными взглядами евангелиста (итогом его собственной литературно-богословской деятельности). Однако, хотя различать разные слои в тексте важно, в таких оценках довольно много субъективного, в чём и состоит их опасность. Вместе с тем Евангелие от Марка – текст вполне определённый и объективно существующий. Что же касается гипотетических источников Марка, они органично включены в общий документ, который обладает цельной и законченной литературной формой. Мы будем изучать именно христологию этого окончательного текста, имеющегося у нас перед глазами.

Результаты исследования представлены в виде описания и анализа, всюду опирающегося на экзегезу. В сущности, читателю предлагается христологический комментарий на все Евангелия от Марка. Ни одна перикопа не пропущена, текст рассматривается в его полноте и последовательном развитии. Христологические концепции рассматриваются в их контексте и в том порядке, в каком они появляются в Евангелии. Это даёт возможность определить эмфазы, изменение нюансов и ракурсов по мере того, как евангелист переходит от одной сцены к другой. Всюду мы старались раскрыть максимально полно и точно христологический смысл каждой перикопы и каждого большого раздела. Ещё раз скажем: данная монография – краткое толкование на Евангелие от Марка с особым упором на его христологию.

Необходимо сказать о синтетическом характере работы. Исследование по библейскому богословию не может быть полным, если ограничить его рамки аналитическим описанием христологических данных. Поэтому мы много места отвели презентации соответствующих данных в форме синтеза. Это позволит читателю быстрее охватить взглядом христологические особенности Евангелия. Синтетический и систематический характер изложения материала поможет глубже проникнуть в христологические нюансы, понять взаимосвязь их между собой и с другими важными аспектами Марковского богословия (в частности, с его антропологией и экклезиологией). Не следует забывать, что синтез облегчит и восприятие корреляции между христологией и проблемами человеческого существования, «верой во Христа Иисуса» и узами человека в мире сем.

Исследование, положенное в основу книги, привело нас к выводу, что в Евангелии от Марка последовательно проводятся две основные христологические линии: это «христология (божественной) Власти» и «христология Страстей». Смысл обоих терминов – самый широкий. Христология Власти – это концепции, связанные с делами и словами Иисуса, которые раскрывают Его сверхъестественное могущество, божественный суверенитет и господство. Христология Страстей – концепции, связанные со страданиями Иисуса; они включают непонимание Его учениками вплоть до предательства, смирение Иисуса при крещении, смертельную вражду с Ним со стороны фарисеев, Его Гефсиманские муки. Можно сказать и так: христология Власти отражает божественную природу Иисуса и описывает её проявления, а христология Страстей раскрывает человеческую природу Господа, показывает Его подчинение таким человеческим ситуациям, как унижение, страдание и смерть.

Преобладание в Евангелии от Марка этих двух христологических акцентов определило название и содержание нашей книги. Многообразные формы Власти и Страстей, их место в Евангелии и его разделах, их взаимозависимость, а также значение для антропологии составляют центральные темы, к которым мы будем обращаться снова и снова. Это позволит нам увидеть удивительное достижение евангелиста Марка: через христологию Власти и христологию Страстей ему удалось изобразить Иисуса Христа с редкой подлинностью, живостью, правдоподобием, динамикой и полнотой. Этот образ был и остается незаменимым критерием всякой христологии.

Несколько слов о композиции. Книга состоит из пяти глав, которые распадаются на два основных раздела. Первый раздел (главы 1–3) носит преимущественно экзегетический характер. Мы рассматриваем Евангелие от Марка шаг за шагом, перикопа за перикопой, в их естественной последовательности, а христологические концепции детально рассматриваются в том порядке, в каком они возникают в тексте. К этим трём главам мы сделали множество сносок. В этих сносках заинтересованный читатель найдёт важные святоотеческие толкования тех или иных отрывков и стихов, а также библиографические отсылки к современным исследованиям. Мы постарались подобрать библиографию для каждой перикопы. Работы, перечисленные в этой связи, большей частью были опубликованы после 1970 года, но упомянуты и некоторые важные исследования более раннего периода.

Второй раздел книги (главы 4–5) посвящён синтезу. Основываясь на экзегетических выводах, сделанных в главах 1–3, мы попытались дать синтез двух основных христологических концепций Евангелия от Марка. При этом мы хотели подойти к христологиям Власти и Страстей с позиций функции каждой из них, а также их взаимосвязи в тексте.

В наших изысканиях мы активно использовали толкования церковных авторов прошлого, в частности, Виктора Антиохийского1, Феофилакта2 и Евфимия Зигабена3. Многое помогли увидеть святоотеческие толкования на Евангелие от Марка, а также замечания на параллельные отрывки в Евангелиях от Матфея, сделанные Оригеном и Иоанном Златоустом. Из греческих комментаторов нашего времени особенно пригодились Н. Дамалас4 и П. Трембелас. Из обширной библиографии на разных языках мы уделяли особое внимание наиболее известным комментариям и трудам представителей различных богословских и конфессиональных направлений.

Библиографическая информация об этих комментариях, узкоспециальных книгах и статьях, касающаяся христологических тем Евангелия от Марка, приведена в многочисленных сносках.

* * *

1

Виктор Victor, presbyter of Antioch, Σντομος ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον in J. Cramer, Catenae in Evangelia, Volume 1 (Oxford, 1344).

2

Феофилакт Theophylact of Bulgaria, ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον, PG 123.491–682.

3

Зигабен Euthymios Zigabenos, ‘Ερμηνεία εις τὸ κατὰ Μᾶρκον εὐαγγέλιον, PG 129.765–852.

4

Damalas Damalas, Ν. М., ‘Ερμηνεία εἰς τὴν Καινὴν Διαθὴκην, Vols. 2 and 3 (Athens, 1892).


Источник: Тракателлис Димитрий. Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка / Пер. с англ. и греч. (Серия «Современная библеистика» – Bibliotheca Biblica). – М.: Издательство ББИ, 2012, – 257 с.

Комментарии для сайта Cackle