П.Н. Трубецкой

Источник

Отдел второй. Евангелие

О Спасителе, как мессии из пророчеств ветхого завета

1.Пророчество о славе Мессии

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа, и против Помазанника Его. Рассторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение. Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. Возвещу определение. Господь сказал Мне Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя, Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе. Ты поразишь их жезлом железным, сокрушишь их, как сосуд горшечника. Итак, вразумитесь судьи земли; научитесь Цари! Служите Господу со страхом, и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына, чтоб Он не про гневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится скоро. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс. 2:1–12).

2. Пророчество об уничижении Мессии

Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида. Боже мой! Боже мой! (внемли мне); для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего! Боже мой – я вопию днем – и Ты не внемлешь мне, ночью – и нет мне успокоения. Но, Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши, уповали и Ты избавлял их. К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мной, говорят устами, кивая головою. Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему. Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей. Ты Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня, тучные Васанские окружили меня. Раскрыли на меня пасть свою, как лев алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода, все кости мои рассыпались, сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня в персти смертной. Ибо псы окружили меня; скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне. Избавь от меча душу мою, и от псов одинокую мою, Спаси меня от пасти льва, и от рогов единорога, услышав, избавь меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя! Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля! Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от нею лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом, воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки. Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников. Ибо Господь есть царство, и Он владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть, и не могущие сохранять жизни вечной. Потомство (мое) будет служить Ему, и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь. (Пс. 21:1–32).

3.Пророчество о славе Мессии

О Соломоне. (Псалом Давида).

Боже! даруй царю твой суд, и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих твоих на суде. Да принесут горы мир людям, холмы правду. Да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя. И будут бояться Тебя, доколе пребудет солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю. Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна Он будет обладать от моря до моря и от реки до концев земли. Падут пред ним жители пустыни, и враги его будут лизать прах. И поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань, цари Аравии и Савы принесут дары. Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его. И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и бдут молиться о нем непрестанно всякий день благословлять его. Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на диване, и в городах размножаться люди, как трава на земле. Будет имя его (бла гословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословлятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса. И благословенно имя славы Его во век, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и Аминь. (Пс. 71:1–19).

4.Высокие имена Мессии

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Немфалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение в пищу огню. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему, Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Ис. 9:17).

5.Происхождение Мессии из рода Давидова

И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости дух ведения и благочестия. И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его истина. (Ис. 11:1–5).

6.Пророчество о страданиях и смерти Христа

(Господи), кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня. Ибо Он взошел пред Ним как, отпрыск и как росток из сухой земли, нет в Нем ни вида, ни величия, и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни, и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и возложил Господь на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца веден он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых, за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению, когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души своей Он будет смотреть с довольством, чрез познание Его, Он Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дал Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих, и за преступников сделался ходатаем. (Ис. 53:1–12).

7.Цель пришествия Мессии

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы. Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины, возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши, и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас, будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ибо Я Господь, люблю правосудие; и ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними. И будет известно между народами семя их, и потомство их среди племен, все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством. Ибо как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. (Ис. 63:1–11).

8.Время пришествия Мессии

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. (Быт. 49:10).

В первый год Дария, сына Асуирова из рода Индийского, который поставлен был царем над царством Халдейским. В первый год царствования его, я, Даниил сообразил по книгам число лет, о которых было слово Господне к Иеремии пророку; что семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима. И обратил лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я прежде видел в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы, и вразумлял меня, говорил со мною, и сказал Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; и так вникни в слово и уразумей видение! Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. И так знай и разумей с того времени как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет, а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на криле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. (Дан. 9:1–27).

9.Место рождения Мессии

И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала от дней вечных. (Мих. 5:2)

10.Торжественный вход Царя Мессии в Иерусалим

Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет как свет правда его, и спасение его как горящий светильник, и увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будете венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя оставленным, и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему,» а землю твою замужнею, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твое сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои, как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. На стенах твоих Иерусалим Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О вы, напоминающие о Господе! не умолкайте. Не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит, и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею своею не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился. Но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино во дворах святилища Моего. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу; равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов. Вот, Господь объявляет до конца земли скажите дщери Сиона грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. (Ис. 62:1–12).

Ликуй от радости, дщерь Сиона торжествуй, дщерь Иерусалима се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. (Зах. 9:9).

1. Пророчество о 30 сребренниках

И возьму жезл Мой – благоволения, и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со все ми народами. И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет, – не давайте; а они отвесят в уплату мне тридцать серебренников. И сказал мне Господь брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника. (Зах. 11:10–13).

2. Проповедь Иисуса Христа о себе самом

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11:28–30).

2. О сущности ветхозаветного закона

Один из книжников, слыша их прения, и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел, и спросил Его какая первая из всех заповедей. Иисус отвечал Ему первая из всех заповедей слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим и всею крепостию твоею вот первая заповедь! Вторая, подобная ей возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет. (Лев 19:18).

Книжник сказал Ему хорошо Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его. И любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, И любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему недалеко ты от Царствия Божия. (Мк 12:28–34).

3.О свойствах новозаветной нравственности

Увидев народ, Он (И. Христос) взошел на гору, и когда сел приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои учил их, говоря. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждующие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они милованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь, и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы соль земли; если же соль потеряет силу; то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли отца вашего небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков не нарушить пришел Я, а исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном, а кто сотворит и научит; тот великим наречется в царстве небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним не убивай, кто же убьет подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату рака подлежит синедриону; а кто скажет безумный, подлежит геене (вечной) огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя. Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе, ты не выйдешь от туда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя; вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя; чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было вверженно в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя; отсеки ее, и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. (Втор. 24:1).

А Я говорю вам кто разводится с женою своею кроме вины любодеяния, тот подаст ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. (Лев. 19:12; Втор. 23:21).

А Я говорю вам не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что оно подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше да, да нет; нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано око за око, и зуб за зуб. (Исх. 21:24).

А Я говорю вам не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. (Лев. 19:17 18).

А Я говорю вам любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершен Отец наш небесный. (Мф. 5:1–48).

4. О милостыне, молитве и о промысле Божием

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели, вас иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, Чтоб милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться – пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так. Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их; то простит и вас Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где воры подкапывают, и крадут, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. И так, если око твое будет чисто; то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо; то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма; то какова же тьма? Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает; кольми паче вас, маловеры. Итак, не заботьтесь и не говорите что нам есть? или что пить? или, во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и все это приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы. (Мф. 6:1–34).

5.О других свойствах истинного христианина

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату своему дай, выну я сучек из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И так если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают, и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Многие скажут Мне в тот день Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им. Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие. И так всякого, кто слушает слова Мои сии, и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры; и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои, и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии; народ дивился учению Его. Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. (Мф. 7:1–29).

6. О новизне и преимуществе новозаветного учения пред ветхозаветным

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему почему же ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, оторвав от новой одежды, а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые, тогда сбережется и то, и другое. И никто пивши старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит, старое лучше. (Лк. 5:30–39).

До пришествия веры (Христовой) мы заключены были под стражею закона (ветхозаветного) до того времени, как надлежало открыться вере.

И так закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.

По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал. 3:23–28).


Источник: Закон, Евангелие и вера на основании подлинных свидетельств священного писания из Ветхого и Нового Завета / Сост. кн. Петр Никитич Трубецкой. - Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1881. - [4], 169 с.

Комментарии для сайта Cackle