С. Снессорева

Источник

Сентябрь

1.09. Миасинская96

Миасинская

Во время гонения, воздвигнутого на св. иконы греческим императором Львом III Исавром (717–741), чудотворная икона, изображавшая Собор Пресвятой Богородицы и находившаяся в церкви Миасинского монастыря в Армении, близ города Мелетина, ввержена была в озеро. По прошествии более ста лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборство совсем прекратилось в 864 году на Востоке, эта чудотворная икона из глубины озера поднялась на поверхность воды и найдена верующими нимало не повреждённою от долговременного пребывания в воде. В воспоминание этого чудесного явления, бывшего в первый день сентября в Миасинах, установлено во всех христианских странах на востоке ежегодно совершать в этот день собрание верующих для поклонения чудотворной иконе. При этом праздновании в песнопениях своих Церковь скорбит о неистовстве иконоборства и молит Пресвятую Деву, как Небесную Предстательницу, даровать мир всей вселенной.

Приводя грешников к покаянию, Пресвятая Богородица научала истинной вере рабов Своих, обличая заблуждения и открывая правильное исповедание веры.

1.09. Александрийская

В сей день празднуется явление сей иконы. Время явления неизвестно.

1.09. Черниговская- Гефсиманская

Черниговская- Гефсиманская

Сия святая икона прославилась в 1860 году в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Она написана на полотне в прошедшем столетии и изображает верный список с чудотворной иконы Черниговской-Ильинской, но по размерам больше подлинника – в длину 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 5 верш-

ков. Гефсиманская икона покрыта серебряною ризою, вызолоченною и эмалированною, с короною, украшенною драгоценными каменьями, бриллиантовым фермуаром и бриллиантового звездою. В скит икона поступила в 1842 году, за 17 лет до своего прославления в 1860 году.

2.09. Калужская

Чудотворная Калужская икона находится на месте явления своего в селении Калужке Калужской губернии, а точный снимок с этой иконы – в городе Калуге, в кафедральном соборе.

Калужская икона явилась в 1748 году в сельце Тинькове в 7 верстах от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две его дворовые девушки, разбирая на чердаке вещи, нашли свёрток сурового холста. Одна из них развернула свёрток и увидела живописное изображение

женщины в тёмном одеянии наподобие монахини, читающей книгу. Девица была тронута благоговейным изображением, называя его игуменией. Другая же девица, Евдокия, легкомысленная и дерзкая, плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи», но в то же мгновение поражена была невидимою силою: она упала без чувств, руки и ноги её корчились от сильных судорог; вся она впала в расслабление, лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас известила о случившемся всех домашних. Евдокию нашли чуть живую с пеною на губах и положили её под св. иконы в ожидании её смерти. В наступившую ночь родителям Евдокии явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала, что дочь их своим дерзким поступком оскорбила не игуменью, а Матерь Божию, потому что икона, поруганная ею, изображает Матерь Божию. При этом повелела утром объявить об этом явлении священникам и, вместе с ними помолившись пред поруганной иконой, окропить расслабленную святою водою, и тогда она получит исцеление. Наутро совершено было молебное пение; больная, окроплённая святою водою, исцелилась и с тех пор сделалась благочестивою. Икона была поставлена в доме Хитрово на приличном месте. Жители со всех окрестностей устремились к чудотворной иконе; совершалось множество чудесных исцелений, после чего Хитрово убоялся держать св. икону в своём доме и перенёс её с подобающею честью в церковь Рождества Христова, что на Калужке, завещав своим потомкам никогда не брать её обратно.

Кроме благодеяний частным лицам, жители Калуги обязаны чудотворной иконе за спасение всего города неоднократно.

В 1771 году в городе Калуге и окрестных весях свирепствовала моровая язва. Жители Калуги просили принести из села Калужки чудотворную икону Богородицы и в крестном ходе обойти с нею город. Посвятив некоторое время посту и молитве, они подняли икону и в продолжение трёх дней обходили вокруг города с усердными молитвами к Заступнице христиан, да ходатайствует у Сына Своего о помиловании согрешивших. Услышана молитва веры, и губительная сила моровой язвы тотчас ослабла. В воспоминание сего чудесного избавления установлено ежегодно 2 сентября обходить вокруг Калуги с крестным ходом и с чудотворною иконою Богоматери, которая за несколько дней торжественно приносится в город.

В 1812 году, во время нашествия на Россию французов, икона сия была перенесена в г. Ефремов. Пленные французы, увидевши икону, говорили, что когда они были в походе под Калугою и Малоярославцем, то неоднократно видали сию икону стоящею высоко на воздухе, окружённою молниеобразными воинами, и тогда были побеждаемы русскими. Также и крестьянка графа Разумовского, Параскева Алексеева, удостоилась видеть сию икону на воздухе, окружённую небесными силами. О сих видениях доведено было до сведения императора Александра I, и по соизволению его и благословению Святейшего Синода установлено навсегда в память избавления города Калуги от нашествия французов ежегодно 12 октября совершать празднество чудотворной иконе Богоматери и крестный ход вокруг города. Чудотворная икона украшена богатою вызолоченною ризою с драгоценными камнями. Величина иконы в длину 1 аршин 12 вершков, в ширину 1 аршин 6 вершков.

3.09. Писидийская

Писидийская

Сия чудотворная икона явилась в 808 году и находится в Сизополе Писидийском. Древний список с оной находится с 1608 года в Москве, в Ново-Спасском монастыре; он был в келье матери царя Михаила Феодоровича, Ксении, в иночестве Марфы.

4.09. Неопалимая Купина

Чудотворная икона находится в Москве, в церкви Неопалимой Купины, что в Хамовниках. Неопалимою Купиною именуют Божию Матерь и нередко изображают Её окружённою огненным сиянием. Прообраз Божией Матери видел пророк Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Купина горит и не сгорает, Дева рождает и пребывает Пречистою Девою. Эта икона изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четвероугольников с вогнутыми концами, из которых один красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она

Неопалимая Купина

сохранила, объятая огненным пламенем. В средине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четвероугольника изображены человек, лев, телец и орёл как видимые знаки особенностей повествования четырёх евангелистов о жизни и учении Божественного и Невещественного огня, который неопально приняла в Своё чрево Пресвятая Дева Мария.

Празднование этому образу Божией Матери установлено 4 сентября, ради памяти святого пророка и боговидца Моисея, удостоившегося в купине горящей и несгораемой провидеть спасение рода человеческого Сыном Божиим, неопально воплотившимся от Пречистой Девы и цело сохранившим Её приснодевство.

В Москве в церкви Неопалимой Купины находятся две чудотворные иконы, называемые Неопалимая Купина. Одна из них, вышиной в 1 аршин и 12 вершков, а шириною 1 аршин 7 вершков, написана древним, высокохудожественным письмом. О происхождении этой иконы есть предание. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича, Дмитрий Колошин, человек богатый, особенно почитал икону Божией Матери Неопалимая Купина, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, как приходил во дворец или уходил оттуда, он усердно молился пред нею. Однажды, подпав невинно гневу царя и не имея надежды оправдаться, он стал ещё усерднее молиться пред иконою Неопалимой Купины, прося Царицу Небесную заступиться за него: молитва его была услышана. Царю явилась во сне Матерь Божия и объявила конюшего Колошина невинным. По исследовании дела царь убедился в его невинности и возвратил ему прежнее расположение. В благодарность своей Заступнице Колошин выпросил у царя икону Неопалимой Купины и построил во имя её храм с приделом евангелиста Марка, который и доныне существует на том же месте.

Празднество сей иконе совершается, кроме 4 сентября, ещё в 6-ю неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным ходом была перенесена в новоустроенный для неё Колошиным храм и совершено его освящение. Прихожане церкви Неопалимой Купины свидетельствуют, что у них почти никогда пожаров не бывает, хотя это место, где церковь и приход, застроено деревянными зданиями. В московской церкви Неопалимой Купины есть особая рукописная служба сей иконе. В заглавии службы сказано «Служба сия поется в св. горе Синайской, егда кто производит и егда молния бывает страшна».

Другая икона в той же церкви греческого письма вышиной 7 аршин и шириною 7 вершков. На иконе Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а пред Нею – молящийся на коленях человек. Эта икона пожертвована в храм в 1835 году, по завещанию Московской мещанки, девицы Ал. Н. Куницыной. Стечение многочисленных богомольцев к сей чудотворной иконе особенно усилилось с 1837 года.

4.09. Неопалимая Купина – в г. Славянске

В г. Славянске Харьковской епархии также находится свято чтимая икона Неопалимой Купины. Икона эта написана в 1822 году, когда город страдал от частых пожаров, наведших на жителей ужас. Написана же она по особенному явлению некоей благочестивой старушке Бельницкой, которой во сне было приказание, чтобы жителями была написана икона Божией Матери Неопалимая Купина, – и тогда пожары прекратятся. И действительно, по написании иконы и освящении с торжественным пред нею молебствием в тот же день найдено было на пожаре лицо, поджигавшее город, и пожары прекратились, а поджигательницу, помешанную женщину Мавру, взяли под стражу (её давно подозревали, но не допрашивали, потому что никому в голову не приходило, чтоб она могла решиться на это, но она сама созналась). Жители, в благодарность за прекращение этого страшного бедствия, устроили для иконы киот, а сребропозлащённую ризу на икону устроил купец Мисищев. На киоте надпись: «В память 1822 года за спасение города от пожара».

6.09. Аравийская, или Арапетская

Аравийская икона известна только по имени; сказаний же о месте и времени её явления не обретается.

6.09. Киево-Братская

Празднество Братско-Киевской иконы, находящейся в Киево-Братском монастыре, в церкви Богоявления, совершается также и 10 мая, где и описаны подробные сведения.

Киево-Братская

8.09. София – Премудрость Божия

Под словом Премудрость, или по-гречески София, разумеют Сына Божия. Значение изображения Софии – Премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: «Премудростъ созда Себе дом и утверди столпов седмь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Дом означает Церковь Божию, или Матерь Божию, яко одушевлённый храм Спасов. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, Византийская и Киевская в Киево-Софийском соборе, заимствованные из церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви небесной и видимой чрез воплощение Сына Божия – Премудрости Божией. На них изображается дом, или храм, и в нем стоящая Богородица в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Её начертаны распростёртыми, стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богородицы – Предвечный Младенец, правой рукою благословляющий, а в левой имеющий державу. Над сенью начертаны слова: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердил столпы Ея»; и окружённый лучами Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Святого Духа представлены в облаках семь архангелов с распростертыми крылами; с правой – Михаил с пламенным мечом в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил с алавастром97 мира; с левой – Гавриил с лилией; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцом; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божию Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося, праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии с ковчегом завета; Исайя с хартией, на которой написано: «Се Дево во чреве зачнет и родит Сына»; Иеремия со свитком; Иезекиилъ, держащий врата затворённые; Даниил с камнем. Под облаком с серповидною луною стоит амвон с 7 ступенями; на каждой начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. На всех 7 столпах изображения, взятые из Апокалипсиса, с объяснениями. На первом столпе 7 очес с надписью: дар совета; на втором семисвечный подсвечник и надпись: дар разума. На крайнем столпе от правой руки книга с семью привешенными печатями и надписью: дар премудрости. На ближайшем столпе с левой стороны 7 труб и надпись: дар крепости; на следующем столпе правая рука с семью звёздами и с надписью: дар ведения; на 6-м столпе 7 курильниц дымящихся – дар благочестия; на последнем столпе 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. На этой иконе все лица, вещи, символы и надписи приспособлены к числу 7, кроме изображения Святой Троицы и Богоматери.

Впрочем, не все изображения Софии – Премудрости Божией одинаковы. На Новгородской иконе Софии изображён Вседержитель в царской одежде с огненными крылами на огненном престоле о семи столпах. Вокруг голубое небо со звёздами; по сторонам Божия Матерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель. Сверху этого изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия. Ещё выше опять звёздное голубое небо и на золотом престоле Евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена.

Все изображения Софии – Премудрости Божией выражают одну мысль: Матерь Божию, послужившую воплощению Сына Божия. По этой причине празднество Софии – Премудрости Божией совершается Православною Церковью в Богородичные дни, в день Рождества или Успения Богородицы: 8 сентября и 15 августа.

8.09. Рождество Пресвятой Богородицы98

Рождество Пресвятой Богородицы

В каждом православном храме есть икона Рождества Богородицы. В воспоминание Рождества Богородицы Церковь установила на 8 октября двунадесятый праздник ещё в IV веке, когда стали строить и храмы в честь великого благодеяния всему роду человеческому: Рождество Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения, дом, который создала себе Премудрость Божия.

8.09. Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская

Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находится в Глинской пустыни, в расстоянии 160 вёрст от губернского города Курска и в 40 от г. Путивля. Думают, что название своё она получила от рода Глинских, ближайшей местности владельцев, благотворивших пустыни, основанной в 1648 году. Драгоценную святыню обители составляет чудотворная икона Божией

Рождество Пресвятой Богородицы – Глинская

Матери, явленная в начале XVI века на месте построения обители. По древнему преданию, записанному иноками, в дремучем лесу, окружавшем пустынь, пчеловоды, осматривая свои ульи, выдолбленные в дереве, увидели на одной из больших древних сосен икону Рождества Пресвятой Богородицы, чудесным светом озаряемую, отчего были объяты страхом. Придя в себя, они помолились с благоговением пред святою иконою и, возвратясь в жилища свои, возвестили о виденном явлении и прочим людям. С того времени начали многие стекаться к новоявленной иконе. Благодать Божия молитвами Пречистой Богородицы исходила от Её образа, исцеляя многоразличные болезни с верою прибегающих. Из-под корня сосны, явлением тем ознаменованной, истекал источник чистой воды; пившие эту воду и умывавшиеся ею с верою получали исцеление. Величина чудотворной иконы в вышину 5 вершков, а в ширину 4 вершка. Риза на иконе золотая, чеканная, в серебряном вызолоченном киоте в виде круга, украшенном 36 звёздами из мелких стразов. Вверху круга изображён Господь Саваоф. В записях обители сохраняется описание многочисленных случаев исцеления по молитвам веры, прибегающих к Спасителю и Его Пречистой Матери пред Её чудотворною иконою.

8.09. Рождество Пресвятой Богородицы – Изяславская

В местечке Изяславле Минского уезда, в 20 верстах от Минска, в церкви Рождество-Богородицкой находится весьма древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Живопись на ней византийская. По всей вероятности, эта икона осталась от давних времён процветания православия в Изяславле. Это местечко весьма замечательно в историческом отношении. Великий князь Владимир, просветивший русский народ св. крещением, в XI веке отослал в Изяславль взятую им от Полоцкого князя Рогнеду с сыном её Изяславом за покушение на его жизнь. По имени Изяслава и город получил название Изяславля. По преданию, здесь был женский монастырь, основанный Рогнедою, в крещении Анастасией. Ныне от этого монастыря не осталось и следов.

8.09. Рождество Пресвятой Богородицы – в Лукьяновой пустыни

Рождество Пресвятой Богородицы – в Лукьяновой пустыни

В 1594 году, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патриарха Иова, священник Григорий построил деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевом. Чрез несколько времени храмовая икона три раза являлась в пустынном месте, в, трёх верстах от села, называемого Богородицким или Псковитино-Раменье, близ болота и окружённом лесом. Тогда священник Григорий, посоветовавшись с прихожанами, испросил у патриарха Иова позволение перенести церковь из Игнатьева на то место, где являлась икона. Когда церковь перенесли, то и священник туда же перешёл и жил там до нашествия Литвы и поляков: священник неизвестно куда скрылся, церковь была разграблена и долго оставалась в запустении. В 1640 году прибыл в Раменье из Угличского монастыря преподобный Лукиан и нашёл церковь весьма ветхою; от сырости все иконы испортились; не вредимыми остались только две: храмовая Рождества Пресвятой Богородицы и запрестольная – Смоленская. Преподобный Лукиан с помощью благочестивых христиан соорудил новую церковь и в честь явленной иконы основал здесь обитель, называющуюся по его имени – Лукьяновою пустынью.

8.09. Холмская99

Холмская

В городе Холме находится чудотворная икона Божией Матери. По преданию, записанному епископом Иаковом Сушею, чудотворная Холмская икона, написанная св. евангелистом Лукою, привезена вместе с другими иконами из Константинополя св. равноапостольным князем Владимиром после принятия им св. Крещения. Икона изображена на трёх вместе соединённых

кипарисных досках. Величина её – 1 аршин 4 вершка длины и около 1 аршин ширины. В древние времена икону украшала драгоценная риза из литого золота с эмалью византийской работы; но эта риза во время нападения на Холм полчищ Бурундая в 1261 году была снята татарами с повреждением в некоторых местах живописи, а самая икона была заброшена ими. Только спустя сто лет после разрушения Холма татарами икона была открыта под известковым щебнем и торжественно установлена в обновлённом соборе. С переходом холмского православного епископа Дионисия Збируйского в 1596 г. в унию Холмский собор и находившаяся в нем чудотворная икона оказались в руках униатов.

В 1650 году униаты возвратили холмскую кафедру православному епископу Дионисию Балабану, в силу Зборовского договора, заключённого поляками с Богданом Хмельницким, но чудотворную икону скрыли, и лишь после долгих поисков православные нашли свою святыню запрятанною в подземелье. В 1651 году возгорелась война между поляками и казаками. Король Ян-Казимир, по наущению Якова Суши, взял икону в поход, по окончании которого икона была отвезена в Варшаву, где и осталась в часовне королевского дворца до 1652 г. Приписав счастливое окончание войны с казаками нахождению чудотворной иконы среди польских войск, Ян-Казимир восстановил Холмскую униатскую кафедру и передал униатам икону, которая торжественно была ввезена в Холм 29 апреля 1652 г. и поставлена в соборном храме. Между тем у поляков снова возникла война с казаками, которые при м. Батоге наголову разбили поляков.

Тогда король вытребовал на место битвы Холмскую икону; но русская святыня не оказала помощи полякам, и король, потерпев поражение под Жванцем, возвратил икону в Холм, где она остаётся с тех пор неприкосновенно до настоящего времени. Во время господства унии принимались различные меры к латинизации русской святыни. При перестройке Холмского собора униаты устранили православный иконостас и установили святую икону в алтаре над главным престолом по католическому образцу, а в 1765 году икона была коронована, по католическому обычаю, двумя золотыми коронами, присланными римским папою; на лицевой стороне престола, при котором находилась икона, укреплена была серебряная доска с барельефами и латинскими надписями, объясняющими победу поляков над казаками100. С возрождением Холмского края в духе православия и русской народности в Холмском соборе были произведены переделки, причём чудотворная икона торжественно установлена в иконостасе вверху царских врат со спуском для того, чтобы к иконе верующие могли прикладываться, подобно иконе Успения Божией Матери в соборе Киево-Печерской Лавры. Таким образом, Холмская святыня снова воссияла в русском православном храме, привлекая к себе бесчисленное множество поклонников.

На Холмской иконе видны две язвы: одна на левом плече от сабли, другая на правой руке от стрелы. Язвы сии были нанесены иконе татарами; но кара Божия тогда же постигла нечестивых: дерзкие ослепли, и лица их обратились к спине. Из описания чудотворений от иконы Богородицы Холмской известно, что, когда татары подступили к Холму, в городе были две русские княжны. Видя невозможность отразить силою оружия многочисленные полчища неприятелей, они прибегли к благодатной силе молитвы и со всеми жителями поверглись пред чудотворною иконою Холмской Богородицы, умоляя Её заступиться и сохранить от врагов. Взяв икону, они вышли на городскую стену и поставили её против врагов, как крепкую стену и ограждение. На татар напало помешательство ума; гора, на которой стоял город, показалась им слишком высокою и потому неприступною; потом им казалось, что они подступают к городу, а в действительности они отступали и, наконец, в беспорядке бежали от него. Чудесным заступлением Божией Матери город был спасён от разорения.

Много дивных чудотворений и исцелений совершается по благодати Божией от святой Холмской иконы Богородицы; толпами стремится народ к родной святыне и получает неисчислимые милости от благодатной силы Заступницы Усердной.

8.09. Исааковская-Пошехонская

Чудотворная икона Божией Матери, известная под названием Исааковской, находится в

мужском заштатном монастыре Ярославской губернии Пошехонского уезда. Название своё эта пустынь получила от с. Исакова, на угодьях которого явилась св. икона. В 1659 году 25 ноября поселяне, бывшие в лесу, увидели на ивовых ветвях икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой разливался лучезарный свет. Они немедленно хотели взять икону, чтобы перенести её в своё село, но при первой попытке к этому их объял ужас, от которого, по словам летописца, «дух потрясеся в них, кости и жилы содрогнушася и быша яко нечувственни». Тогда крестьяне бросились к своему священнику и рассказали ему и остальным жителям о том, что было с ними. Священник облачился и в сопровождении причта и народа со священными хоругвями отправился на место явления св. иконы Божией Матери за версту от села, и тогда все увидали необычайный свет, подобный солнечному сиянию, из ветвей ивы, а посреди этого света икону. После молебного пения священник благоговейно снял с дерева икону, и с нею крестный ход двинулся обратно в село Исаково в приходский храм. Поместив её здесь, священник снова отслужил молебствие и вечером, когда разошёлся народ, запер храм. На другой день опять все пришли в храм для совершения утрени, и все были поражены удивлением, что новоявленной иконы не было во храме, хотя все запоры и замки были целы в дверях и в окнах. Некоторые из народа бросились в лес на то место, где явилась икона, и, вскоре возвратившись, сообщили, что икона находится на той же иве. Тогда священник с крестным ходом снова отправился в лес за иконою и благоговейно перенёс её в храм. Весть о чудесах новообретённой иконы быстро распространилась, и народ многочисленными толпами собирался со всех сторон для поклонения иконе Пресвятой Богородицы. К ночи двери храма были заперты, и к храму были приставлены сторожа; но на следующее утро невидимою силою икона снова была перенесена в лес на место явления. Тогда все поняли, что, по воле Царицы Небесной, сия святая икона должна пребывать на месте, Ею избранном, и то усердие народа было так велико, что тут же в один день соорудили часовню, а на другой день освятили её и с подобающею честью перенесли туда чудотворную икону.

С того времени стали совершаться от иконы великие чудотворения, и богомольцы во множестве прибегали к пей. Первым сторожем к часовне приставлен был старец Ефрем, который своею честною и благочестивою жизнью невольно привлекал к молитве сердца пришельцев. Мало- помалу около часовни образовался небольшой скит. По челобитной старца Ефрема, Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, дозволил вместо часовни устроить деревянную церковь и при ней монастырь. Разрешение это дано 13 января 1662 года на имя священника с. Исакова Иоанна Викулова. Старец Ефрем назначен был настоятелем новой обители. По сооружении церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы оказался недостаток церковной утвари и других принадлежностей храма, тогда старец Ефрем обратился с челобитною к царю Алексею Михайловичу, чтобы дозволено было производить сбор доброхотных пожертвований по всему Российскому государству, что и было дозволено царскою грамотою от 2 июня 1668 года; так основалась Исакова пустынь.

В 1750 году деревянная церковь сгорела до основания; в 1758 году вместо деревянной воздвигнута каменная и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая, которая существует и поныне. В иконостасе этой церкви, налево от царских врат, находится святыня монастыря – чудотворная икона Пресвятой Богородицы, пред которой теплится неугасимая лампада. Икона эта, длиною 1 аршин 6 вершков, шириною 1 аршин 8 вершков, покрыта серебряною позолоченною ризою; на ней отнизаны стразами венчики, которых числом 8 – по числу лиц, изображённых на иконе. Посредине ризы надпись по синему хрусталю, тоже отнизанная стразами. Поля ризы обложены в два ряда серебряными бусами; под ризою икона покрыта слюдою.

С 1766 года Исакова пустынь причислена к числу заштатных монастырей; братии в ней около 20 человек; богомольцев очень мало. Чудотворная икона большую часть года находится в крестных ходах по Вологодской и Ярославской губерниям.

8.09. Домницкая

Домницкая

Сия чудотворная икона явилась в 1696 году на берегу реки Домницы Черниговской епархии в десяти верстах от города Березны. Гетман Иван Мазепа на месте явления иконы поставил монастырь, обновлённый графом Безбородко. Икона находится в мужском третьеклассном Домницком монастыре. В память чудесной помощи от чудотворной иконы в избавлении города от чумы, в 1771 году, совершается крестный ход при великом стечении народа. Этой иконе совершается празднество в 10-ю пятницу по Пятидесятнице, учреждённое святителем Феодосией Углицким.

8.09. Почаевская101

Почаевская

Икона сия находится в Успенской Почаевской Лавре Волынской епархии. Название Почаевской получила от местечка Почаева, находящегося между Кременцом и Бродами; от этого же села получила своё название и гора Почаевская, на которой находится Лавра. Гора эта значительно выше всех окружающих её гор и в особенности замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божией. Один из этих подвижников взошёл ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на Божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твёрдый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то, что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Её стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением Божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии – неоскудевающим источником великих чудотворений.

В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойской благословил её иконою Пресвятой Богородицы, привезённою им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда её брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своём доме, и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила её со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере.

Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери. По смерти Анны Гойской все её имение и даже самая гора Почаевская достались по наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сожигать кельи, бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец придумал он отнять у них чудотворную икону и с множеством вооружённых единомышленников напал в 1623 году на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и самую чудотворную икону. К довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил её, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали изливаться от неё различные чудотворения. Слух о таких чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех сторон стали стекаться к ней толпы поклонников, ищущих помощи и спасения в милосердии Божием.

Между многими чудесами от Почаевской иконы Богородицы особенно замечательно чудесное избавление обители в 1675 году от турок, которые приступили уже к монастырским стенам. Возлагая свою надежду на помощь Божией Матери, монахи всю ночь молились и пели пред чудотворною иконою акафист и, когда возгласили: «Взбранной Воеводе победительная», вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде, окружённая ангелами с обнажёнными мечами; на турок напал внезапный страх, и они обратились в бегство.

В 1770 году, когда Почаевской обителью завладели униаты, учреждена была особая комиссия для достовернейшего исследования преданий о чудотворной иконе. Из этих сведений видно, что на поклонение Почаевской иконе Богородицы приходили и исцеление от неё получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане латинского исповедания и даже евреи, которые по исцелении принимали христианскую веру.

В 1831 году по возвращении Почаевского монастыря православному ведомству он наименован Успенской Почаевской Лаврой. Православные христиане питают к Почаевской святыне великое благоговение, и на поклонение к ней притекают во множестве богомольцы из самых отдалённых мест России.

8.09. Сямская

Сямская

Близ Кубенского озера в 60 верстах от Вологды крестьянин села Отводного, Иван Родионов, два года лежал в расслаблении. В 1524 году явилась ему во сне Божия Матерь, приказала ему идти на Сямскую волость к Покровской церкви и объявить прихожанам волю Её о построении здесь обители во имя Пречестного Её Рождества, близ сей волости, у речки Крутца, на поляне Долгой. За исполнение сего повеления обещано исцеление. Повинуясь чудесному повелению, он возвестил волю Владычицы и в то же время получил исцеление. Видя в чудесном исцелении крестьянина ясное подтверждение истины слов его, жители волости в тот же год воздвигли деревянный монастырь в честь Рождества Богородицы. Чудотворная икона Рождества Богородицы с тех пор сделалась местного, храмовою, известною под именем Сямской. В монастырской летописи записано много от неё чудес. В 1542 году весь этот монастырь сгорел до основания; спасена только чудотворная икона, и снова воздвигнуты были деревянные монастырские здания. Уже в 1770 году выстроена великолепная каменная двухэтажная церковь во имя Рождества Богородицы.

8.09. Курская-Коренная102

Во время нашествия Батыя на Россию город Курск с его областью был до того разорён, что пришёл в запустение, зарос лесом, где блуждали дикие звери. Жители г. Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращённую лицевою стороною к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона. Это первое чудо от иконы скоро дошло до сведения рыльского князя Василия Шемяки. Князь приказал немедленно принести икону в Рыльск. Все жители Рыльска устремились навстречу обретённой иконе Пресвятой Богородицы; один Шемяка, по неверию или сомнению, уклонился от торжественной встречи и в то же время был

Курская-Коренная

наказан слепотой. Он сознал свою вину, принёс покаяние и моление пред иконою и снова получил зрение. В благодарность за столь великое благодеяние он соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день икона была обретена. Икона была поставлена в новом храме, и тогда же установлен был праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место в пустыни при корне дерева. Жители Рыльска решились соорудить часовню на месте обретения и поставили в ней чудотворную икону, а для отправления молебнов назначен был из Рыльска священник, который почти всегда там и жил.

В 1383 году татары напали на область Курскую и, встретив на пути своих опустошений часовню и при ней священника, взяли в плен священника, а часовню положили сжечь; но, пока в часовне была икона, их усилия оставались напрасны. Тогда варвары раскололи икону на две части и сожгли часовню; одну половину иконы бросили в огонь, другую – отбросили далее на большое пространство.

Пленный священник был отведён в Крым, на него налагали тяжкие труды, но он все терпел безропотно, находя силы и крепость в преданности воле своего Создателя и в неусыпной молитве к Заступнице усердной, Матери Господа нашего. Однажды послы от московского царя, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения к Пресвятой Богородице и, узнав о пленном священнике, тотчас выкупили его. Священник возвратился на прежнее место часовни, нашёл там одну половину иконы Богородицы, но вскоре отыскал и другую половину по тому признаку, что среди весенней зелени были кусты старой, не сгоревшей осенью травы. Он сложил обе половины, и они тотчас срослись; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав о сем чуде, три раза со всем духовенством и множеством народа пытались перенести чудотворную икону в городскую церковь, устроенную Шемякой; но каждый раз икона являлась на прежнем месте в часовне. С того времени она оставалась на своём месте недвижимо, и все время не прекращались чудотворения от неё.

Слух о чудотворной иконе Коренной дошёл до царя Феодора Иоанновича, и он приказал в 1597 году принести её в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила её богатою ризою, вставила её в сребро-позолоченную раму с изображением наверху Господа Саваофа и пророков и ещё украсила её атласными пеленами, шитыми золотом, и с означением года. Икона с торжеством возвращена была в пустынь, и в том же году построен был монастырь на месте часовни. Игуменом монастыря был рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году построена там церковь Рождества Богородицы, а под горою, у самой реки Тускары – церковь Живоносного Источника над источником, явившимся при обретении иконы. От явления иконы при корне дерева икона часто называется Корейскою, и самая пустынь известна под именем Коренной. По повелению царя Феодора Иоанновича на месте разорённого города выстроился новый Курск. При нашествии крымских татар на южные пределы России святая икона была перенесена в Курск, а в Коренной пустыни поставлен список с неё. Царь Борис Годунов благоговел пред святынею, защищавшей Курск от голода, бывшего при нем, и принёс ей от своего усердия много пожертвований. Даже самозванец, по вторжении в г. Путивль, желая привлечь к себе православных, приказал принести в свой стан Курскую икону и молился пред нею, а оттуда по его приказанию она перенесена в Москву и осталась в царских чертогах.

В 1612 году курские граждане видели особенную помощь Божией Матери, когда поляки с многочисленным войском осаждали Курск в том году. При самом начале войны некоторые граждане видели над стенами города Богородицу с двумя светлыми иноками, осеняющую город; в это время жители неоднократно совершали крестные хождения вокруг города и дали обет, если Бог поможет освободиться от осады, воздвигнуть среди города монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную Её икону по возвращении Её из Москвы. Неприятели отступили от города с великою потерею. В благодарность Заступнице Небесной жители построили в Курске монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615 году по прошению курских жителей и по повелению царя Михаила Феодоровича чудотворная икона Курская возвращена из Москвы в Курск и поставлена в соборном храме. В 1618 году курские жители по дозволению царя Михаила Феодоровича перенесли чудотворную икону в монастырь, где она и пребывала, почему и называется Курской.

В 1676 году святая икона поднимаема была на Дон для благословения храбрых и благочестивых донцев. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей прислан был в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в сребропозолоченном окладе, с повелением носить сей список в походах православных воинов. В 1689 году по грамоте тех же царей снят был с чудотворной иконы новый список для полков, отправлявшихся в поход. В 1812 году курское городское общество и православное воинство, возлагая упование своё на Пресвятую Богородицу, по усердию своему послали в действующую армию к князю Кутузову список с чудотворной курской иконы в позолоченной раме. Князь в письме своём от 20 сентября 1812 г. на имя градского головы выразил гражданам свою признательность с уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности.

В воспоминание перенесения Курской иконы из Москвы в Курск и первоначального её явления с 1618 года эта икона ежегодно препровождается с крестным ходом из Курска на место явления её в Коренную пустынь и остаётся там до 13 сентября. При совершении крестного хода с чудотворною иконою в Коренную пустынь богомольцы сопровождают её в таком громадном количестве, что, по словам очевидцев, «такого стечения народа не встретить не только и России, но и во всей Европе».

По случаю храмового праздника Курского Знаменского монастыря совершается празднество 27 ноября. Высочайшим указом 1853 года постановлено, чтобы в 9-ю пятницу после Пасхи, в которую переносится Курская икона из Знаменского монастыря в Коренную пустынь, 13 сентября – в день её возвращения в Знаменский – и 27 ноября – в день храмового праздника в Знаменском монастыре – курские присутственные места были свободны от своих обыкновенных занятий.

13.09. Дубовичская

Дубовичская

В селе Дубовичах Черниговской губернии находится весьма древняя икона Богоматери, по изображению сходная с Ченстоховскою. По преданию, эта благодатная икона найдена в XVI веке, в густой траве, на берегу реки Рети; вероятно, она была обронена военным обозом, вёзшим церковную утварь. Пастух, гнавший стадо, размахивал кнутом и нечаянно ударил им по иконе, и вдруг от неё явился необыкновенный свет, ослепивший пастуха: он пал замертво на землю. В бесчувственном состоянии его перенесли к священнику. Когда пастух опомнился, тогда рассказал, что с ним случилось при виде иконы. Священник и народ поспешили отыскать икону и поставили её в часовне на месте явления, а впоследствии перенесли её в Архангельскую церковь села Дубовичи.

С того времени совершаются многие чудесные исцеления с молитвою веры прибегающих к Заступнице усердной.

С 1861 года, с разрешения св. синода, чудотворная икона приносится ежегодно в г. Кролевец с крестным ходом. Копия с сей иконы находится в Киево-Софийском соборе и свято чтится благочестивыми богомольцами.

14.09. Честнокрестная – в г. Грубешове

В XVIII столетии в Грубешове было две церкви: Честнокрестная и Свято-Николаевская. Честнокрестная, а по- нынешнему Крестовоздвиженская, была деревянная, об одном куполе, с позолоченным на нем крестом и славилась чудотворною иконою Божией Матери в богатой серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями и со множеством драгоценных медальонов и привесок. Все эти драгоценности забраны австрийскими властями в 1786 году и отосланы в Замостскую кассу на военные расходы. Оставлена в церкви только чудотворная икона Богоматери, но не в серебряной, а медной ризе.

Около 1830 года церковь Честного Креста была по ветхости разобрана, все бывшие в ней священные вещи и чудотворная икона были перенесены в Свято-Николаевскую церковь. Около 60 лет прекратилось существование Честнокрестной церкви в Грубешове, но православные сохраняли память о ней и ежегодно 14 сентября, в праздник Воздвижения Креста, собирались во множестве в Николаевскую церковь на поклонение древней чудотворной иконе Матери Божией. По вниманию к общему желанию, в николаевской церкви был устроен придел с престолом во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, куда и поставили чудотворную икону.

В 1888 году из прочного каменного здания упразднённой колокольни при Николаевской церкви была устроена малая по размерам, но благолепная тёплая церковь. Честнокрестная икона Божией Матери перенесена в эту церковь и помещена на горнем месте. Вверху церкви с фронтовой стороны изображено Воздвижение Креста; над дверями две надписи – первая: «Крест хранитель всея вселенный, Крест красота Церкви, Крест царей держава и верных утверждение»; вторая – ниже: «в память 900-летия Крещения Руси». Эта церковь служит для народа памятником юбилейного торжества, и православные по-прежнему во множестве стекаются на поклонение чудотворной Честнокрестной иконе Божией Матери.

14.09. Леснинская103

В с. Лесне Константиновского уезда Седлецкой губернии в церкви, новооткрытой в 1885 г. православной женской общины находится чудотворная икона Божией Матери . По преданию, икона явилась 14 сентября 1683 года русским пастухам в лесу на грушевом дереве и была поставлена в русской церкви села Буковичи, в 2 верстах от Лесны. От иконы начали совершаться великие чудотворения, что привлекло к ней много богомольцев. Вскоре икона была похищена католиками, но возвращена православию после воссоединения холмских униатов с Православною Церковью. Изображение Божией Матери и Младенца Иисуса вырезано рельефом на овальном темно-красном камне в 9 вершков длины и около того ширины. Икона украшена сребропозолоченной ризой, драгоценными камнями, жемчугом и кораллами, окружена серебряной рамкой, вставленной в большую золочёную ризу с венцом над нею и лучами вокруг. Икона помещается в большой нише за престолом, на той самой груше, на которой она была явлена пастухам.

14.09. Лорецкая104

Сия чудотворная икона явилась в 1291 году в Италии и находится в Лорецком монастыре.

15.09. Новоникитская

Новоникитская

Святая икона явилась в 372 году св. великомученику Никите. На ней изображается Божия Матерь с Предвечным Младенцем, стоящим и держащим крест в руках. Святой Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, в царствование Константина Великого и Ликиния, когда ведён был на мучение для сожжения огнём, имел эту икону на груди под своею одеждою. Такое же изображение находится в Москве у Спаса, что за золотою решёткою у Никитских ворот105.

16.09. Знамение – Каменская

Погост Камено, где находится чудотворная икона Знамения Божией Матери, отстоит от г. Опочки Псковской губ. на 30 вёрст, окружён многими озёрами и густым лесом. О чудесном знамении, бывшем от иконы Божией Матери, сохранилось следующее письменное сказание: «Бысть убо великое и преславное чудо Богоматери, иже Пречистою и поклоняемою, честною Ея иконою содеяся в лето 6934 (1426), месяца сентября в 16 день, в области града Пскова, за старым Коложем, в селе близ озера, зовомаго Камено, в разстоянии от города Опочки на тридцать поприщ. В доме некоего христианина бе икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. И абие внезапу бысть страшно и ужасно показася от тоя иконы; от образа Пречистыя Богоматери из десного ока кровь течаше и на место капаше идеже бе Пречистая икона. Егда же Ю, воздвигнув от того места, несоша во град Псков, всенароднаго ради моления о избавлении от смертоносный язвы, тогда и на путь кровь течаше во убрус от тоя же чудотворныя иконы. Тогда же бе язва и в Великом Новеграде и всей области его и во всех российских весях. На том же месте у озера, рекомаго Камено, на брегу, идеже таковое великое и преславное содеяся чудо, поставлена церковь деревянная, во имя Владычицы и Приснодевы Марии и честнаго и славнаго Ея знамения. И доныне неоскудно приемлют приходящий с верою правоверный народ в дом Богоматери. По создании церкви у озера, рекомаго Камено, установлен праздник Знамения Пресвятой Богородицы по вся лета, месяца сентября в 16 день, тако и доныне совершается праздник непременно в храме Ея со всенощными мольбы».

Чудесное знамение на погосте Камено совершилось во время нашествия на землю русскую князя Литовского Витовта и многого пролития христианской крови. Многочисленные толпы народа стремятся к этому знаменательному дню в погост Камено. Со времени чудесного знамения множество совершено Владычицею чудес и благодетельных исцелений прибегавшим к Ней с тёплыми молитвами. Не престаёт Матерь Божия и доныне оделять своими милостями притекающих к Ней с верою.

Храмовая чудотворная икона Знамения Божией Матери находится в каменной церкви в иконостасе рядом с местного иконою Спасителя. Икона украшена серебряною позлащённою ризою с драгоценными камнями и жемчугом во множестве. Над главою Богоматери серебряный позлащённый венец с красивою короною из дорогих камней, поддерживаемый двумя херувимами. Величественна чудотворная Каменская икона! Царица Небесная Своим видом, особенно строго-задумчивым взором, невольно пробуждает в душе приближающегося к ней благоговейнейший страх и заставляет пред Нею преклоняться на землю и искреннем сознании своей греховности. Лик Богоматери кажется несколько повреждённым: на левой ланите видны царапины. Несколько раз благоговейные почитатели чудотворной иконы принимались возобновлять на ней живопись, но всегда безуспешно. Тогда все убедились, что Царица Небесная не желает, чтоб лик Её на иконе изменялся, и теперь никто уже не дерзнёт поправлять на ней живопись.

16.09. Призри на смирение106

Призри на смирение

Икона, именуемая Призри на смирение, явилась в Псковской области в 1420 г. на озере Каменном, откуда перенесена 16 сентября в г. Псков, где находится и доныне. На иконе Богоматерь представлена сидящею; в правой руке Её скипетр, а левою Она поддерживает стоящего на Её коленях Богомладенца, Который правою рукою прикасается к лицу Богоматери, а в левой держит шар, символ мира. На главе Божией Матери корона.

17.09. Цареградская

Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с неё находится в Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

В Старорусском соборе Новгородской епархии находится также свято чтимая икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом чрез Старую Руссу, слушали Литургию в соборе и оставили на память сию икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры.

17.09. Макарьевская Одигитрия

В Макарьево-Унженском монастыре Костромской епархии находится чудотворная икона Одигитрии. Икона явилась 17 сентября в 1442 году, во время княжения Василия Васильевича Тёмного, когда Галичская область, нынешняя Костромская губерния, находилась в бедственном положении от междоусобных войн и набегов татарских полчищ, опустошавших Россию огнём и мечом. Защиты не было, беспомощный народ падал духом. В это время чудотворная икона Богоматери явилась угоднику Божию Макарию, жившему в подвигах молитвы, поста и любви к ближним на берегу реки Унжи, где ныне Макарьево-Унженский монастырь.

В 1442 году 17 сентября, около трёх часов утра, преподобный Макарий оканчивал своё обычное акафистное пение Пресвятой Богородице, вдруг его хижину озарил необыкновенный свет. Преподобный стал ещё усерднее молиться и тут услышал за стенами кельи пение архангельской песни: «Радуйся, благодатная Мати Неневестная». Со страхом вышел он из кельи и увидел на северо-западном склоне небес икону Богоматери, несомую невидимою силою. Икона приближалась и спускалась прямо к хижине святого угодника. С радостным трепетом он пал лицом на землю и приветствовал явление Царицы Небесной: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся цвете нетления благоуханием исцелений отныне исполняющий пустыню унженскую». После этого он с благоговением взял икону и поставил в своей келье. По этому случаю св. икона долго называлась келейною, но ученики преп. Макария назвали её по имени его – Макарьевскою.

На месте явления иконы преп. Макарий ископал источник, который находится близ Макарьевского монастыря под горою и славится целебною силою своих вод. В пятницу на Святой неделе ежегодно совершается крестный ход в часовню, устроенную над источником в память явления чудотворной иконы. Со времени явления Макарьевская икона прославляется и доныне многими чудесными знамениями благодати Божией. В монастырских рукописях сохранились сказания о некоторых чудесах явленной иконы.

Когда Менгли-Гирей, хан крымский, разорил Золотую Орду, татары опустошали в своих набегах Нижегородскую и Костромскую области и угрожали разрушить город Унжу и Макарьевскую обитель. У русских не было ни воинов, ни укреплений, одна надежда на помощь Божию, и все бросились в церковь, дни и ночи молились Небесной Заступнице у гроба преп. Макария. Молитвы укрепили надежду на помощь, все жители вооружились чем и как могли и все мужественно шли на смерть. Но тут явилась необычайная победа веры над неверием: не успели они выйти на врагов, как толпы вооружённых татар бросились бежать; часть их была захвачена в плен, и, когда их спрашивали, зачем их полчища бегут от малочисленной дружины православных, никем не гонимые, они отвечали: «Мы видели над городом страшного старца с седыми волосами, как он грозно смотрел на нас, как он садился на белого коня и устремлялся на нас, тогда мы в страхе бросились бежать». Чудесно спасённые люди взывали пред благодатною иконою: «Радуйся, любезная всему миру Помощнице!» – и у гроба прп. Макария вопияли: «Радуйся, крепкий воеводо, богомерзкого шатания и врагов упразднение!»

И в другой раз, во время княжения Василия Иоанновича, было страшное нашествие татар. По словам летописи, около 20 000 неприятелей обложили Унжу в 1522 году. Беззащитные жители бросились к своей Всесильной Защитнице искать помощи. Между тем татары подступили к городу и со всех сторон зажгли его, а народ ещё усерднее вопиял к Богу, со слезами и умилением звал на помощь Царицу Небесную и св. угодника Макария. Вдруг пролился сильнейший дождь, от которого не только огонь погас, но и весь город наполнился водою. Испугались татары наводнения и отступили от города. В их смятении было что-то страшное: они бежали в таком ужасе, что, не помня себя, убивали друг друга; большая часть из них пала от меча своих единоплеменников. Взятые в плен татары говорили, что видели над городом старика в чёрном одеянии, который метал в них стрелы и камни, а потом явился на белом коне среди них и такой навёл на них страх, что, не помня себя, они стали убивать друг друга. Услышав это, народ спешил в церковь благодарить Царицу Небесную и св. угодника Макария.

Так, по усердной молитве к Богу пред чудотворной иконой Матери Божией спасался русский народ от всех врагов, болезней и напастей.

17.09. Макарьевская

С давних времён эта благодатная икона известна в Макарьевской обители, и списана она учениками преп. Макария с иконы, чудесно явившейся ему на суходоле, где он подвизался. Она написана греческим письмом на четырёх липовых досках и бруске – в полтора вершка шириною, плотно приложенных друг к другу и склеенных между собою. Мера иконы в вышину 2 аршина 8 вершков, в ширину ровно 2 аршина, в толщину около 1 вершка. Матерь Божия изображена по пояс; правая её рука представлена как бы принимающею благословение от восседающего на Её левой руке Предвечного Младенца, Который изображён благословляющим правою рукою, а в левой держащим свёрнутый свиток. Лик Спасителя обращён немного в правую сторону с прямо устремлённым взором, а лик Богоматери наклонен немного к Спасителю. Над главою Предвечного Младенца означен венец одною круглою чертою. Над главою Богоматери венец также обведён кругловидной чертою. Одежда на Богоматери, как верхняя, так и нижняя, по золоту с ряснами и убрусом, на котором, как и на плечах, изображены три звезды. Одежда Спасителя темно-зелёная с красными пробелами и золотыми пятнами; пояс и пелена по темно-зелёному фону украшены чертами из золота. Вверху сделана надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Макарьевския», а на нижней кайме, заменяющей раму, надписан киноварью тропарь: «Яко необоримую стену и источник чудес стяжаете Твою, Богоневесто Владычице, чудотворную икону, к ней же мы, грешнии раби Твои, прибегающе Тебе премилостивую спасения нашего Ходатаицу, сердцем и усты смиренно молим...» По окончании тропаря оставлен небольшой пробел и за ним следующий тропарь: «Солнце победися Твоею светлостию, Марие», и так до конца: «Владычице, обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».

Когда в пустыни преподобного Макария были устроены церкви, эту икону поставили около царских врат, и, как говорится в церковных описях, она занимала место в иконостасах то тёплого, то холодного собора более 300 лет под именем Макарьевской иконы Богоматери. Во все это время православные христиане почитали её как благодатную и прибегали к ней с молитвами. Святитель Митрофан Воронежский, быв игуменом Макарьевской обители, перенёс благоговейно им чтимую икону из тёплого собора в холодный Троицкий и поставил на первом месте от царских врат. В 1717 году 24 августа, по указу царя Петра Алексеевича и по приказу местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, монаху Ионе была выдана рукописная сборная память для сбора подаяний на устройство оклада на эту икону. В этой сборной памяти святая икона называется чудотворною, что подтверждается ещё и тем, что после трёх сильных пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690 г., святая икона осталась невредимою. Но мало-помалу эту святыню забыли, чему способствовал следующий случай: игумен Митрофан II, прибыв настоятелем в Макарьевскую обитель издалека, по незнанию важного значения и истории этой иконы, допустил переписать её в Смоленскую и перенёс её в Благовещенскую церковь, где она оставалась в неизвестности почти целое столетие.

В 1858 году Господу было угодно открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания, оказалось необходимым в числе икон прочистить и эту св. икону, тогда известную под именем Смоленской. При прочистке под верхним письмом оказался целым и невредимым другой чудный лик Богоматери с надписью: «Макарьевская» – и с подписью тропаря и кондака Пресвятой Богородице, самого древнего письма. При этом совершилось много благодатных знамений. Все эти чудесные события, сопровождавшие обретение Макарьевской иконы Божией Матери, записаны в монастырской летописи со слов самовидцев и исследованы законным порядком.

18.09. Целительница

Святая икона современна святой Нине, просветительнице Грузии IV века, и находится в Цикланском храме в Карталинии.

22.09. Услышательница

Услышательница

На Афоне, в Зографском монастыре, находится чудотворная икона XIV века. Пред сею иконою, именуемой Услышательницей, всегда молился преподобный Косьма и получил от неё извещение о пути спасения. Икона и теперь находится в алтаре Зографской церкви.

23.09 Словенская107

Словенская

В упразднённой Словенской Богородичной пустыни Костромской епархии находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Словенскою. Явление сей иконы относится к 1635 году. Точный список с неё находится в селе Новоспасском Московской губернии Дмитровского уезда.

24.09. Мирожская108

Мирожская

В Пскове, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской монастырь, основанный в 1156 г. В нем есть чудотворная икона Знамения Богородицы Мирожской. Пресвятая Богородица изображена на ней во весь рост стоящею; по правую руку в молитвенном виде изображён благоверный князь Псковский Довмонт, во св. Крещении Тимофей, а по левую в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна. Икона сия прославилась в 1567 году 24 сентября чудесным излиянием слез и другими чудотворениями во время морового поветрия, бывшего в Пскове при царе Иоанне IV Васильевиче. С тех пор в честь Мирожской иконы Богородицы составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г. По этой службе доныне совершается празднование ежегодно 24 сентября.

09. Гербовецкая

Гербовецкая

В 1790 году эта икона была перенесена в Гербовецкий Успенский монастырь в 60 верстах от г. Кишинёва Бессарабской области. Гербовецкая икона с давних времён славилась чудесами благодатными, но признана чудотворною в 1859 году. Ежегодно эта икона переносится из монастыря в г. Кишинёв к 1-му числу октября и остаётся здесь до 23 апреля. Гербовецкая икона имеет 13 вершков в ширину и 20 вершков в длину; она написана на холсте и наклеена на липовую доску.

* * *

96

Список с Ред.ким иконографическим изводом из Музея Андрея Рублева, в Москве – Ред..

97

Алавастр – сосуд, в котором держали миро и ароматы. – Ред..

98

Мозаика XI в. Церковь Успения Богоматери, в Дафни – Ред..

99

Ныне в музее Волынской иконы, в Луцке – Ред..

100

Доска эта ныне находится в Московской Оружейной палате.

101

Находится в Свято-Успенской Почаевской Лавре – Ред..

102

Ныне находится в Знаменском Синодальном соборе Русской Правое- лавной Церкви Заграницей в Нью-Йорке – Ред..

103

Находится в Леонинском м-ре – Ред..

104

Приводится фотография начала XX в. чудотворного скульптурного образа Лоретской Божией Матери, исчезнувшего в пожаре 1921 г. – Ред..

105

Приводится икона Симона Ушакова из местного ряда иконостаса собора Спаса Нерукотворного Теремного дворца в Московском Кремле – Ред..

106

Приводится список с иконы из Свято-Веденского монастыря г. Киева – Ред..

107

Приводится список с чудотворной иконы из родового иконостаса царя Алексея Михаиловича. Находится в Новодевичьем м-ре – Ред..

108

Ныне икона находится в Псковском музее – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle