П.Т. Лютов

Источник

Конспекты бесед

Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29)

§ 1. Примечания к тексту

К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа.

Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21, «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17; 1Цар.6:14–18; Агг.1:1–14, Кол.4:11.

Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи (Лев.4:3–5, в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари (1Цар.10:1). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16; 2Цар.1:14; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские (Пс.104:15) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1. Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь.

Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам (Иов.1:6, 2:1, 38:7), к Израильскому народу (Исх.4:22; Втор.14:1; Ос.1:10), к праведникам (Прем.2:12–18), к Давиду (ср. 2Цар.7:14), но, кроме того, имеет и мессианский смысл (Пс.2:7; Ис.9:6–7). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

К ст. 2. Пророки – провозвестники Божией воли, откровения и суда. Предсказание является частным и вторичным моментом в пророческом служении.

Ангел – греч. слово, означающее «вестник», перевод еврейск. слова того же значения. Вестниками в Ветх. Завете именуются не только небесные духи (ангелы в нашем современном смысле слова), но и люди; например, вестниками Божьими были пророки (Агг.1:13), священники (Мал.2:7). Основной момент – не природа самого «вестника» а несение вести или поручения, полученного от Бога («Я посылаю вестника»). В цитированное пророчество относится к Иоанну Крестителю.

К ст. 3. Господь; соответствующее греч. слово (кириос) в греч. библии передаст, во многих случаях, ряд ветхозаветных (еврейских) имен Божиих – Адонаи, Элогим, Ягуэ (в русск. библии иногда передается словом «Иегова»), Шаддай и других; также означает и просто «господин».

«Глас вопиющего в пустыне» цитируется Ис.40:3, где, в возгласе «в пустыне приготовьте путь Господу», под «Господом» разумеется: а) Бог Израилев, грядущий избавить народ Иудейский из Вавилонского плена и вывести его, через пустыню, в землю Израилеву; б) Христос, как Сын Божий, имеющий избавить человечество от власти греха. Общая черта двух различных моментов религиозно-национальной истории Израиля (пришествие «искупителя» и избавление от плена, в одном случае политического, в другом – плена греха) дает основание евангелисту относить это пророчество к ним обоим и видеть в первом прообраз второго.

К ст. 4. Иоанн – еврейск. собственное имя, означающее в переводе «Господь (Иегова) – милосердие». «Иоанн, крестя» – точнее «Иоанн крестящий», «Иоанн-Креститель», как это же выражение передано в русск. тексте 6:14 и 25.

"В пустыне в Мф.3:1 сказано «в пустыне Иудейской». Имеется в виду пустынная местность, лежащая к востоку от Иерусалима, кое-где пригодная для скотоводства, но не населенная. Пустыня лежала на пути Израильтян из Египта в землю обетованную и на пути из Вавилонского плена в Иудею. Впоследствии пустыня становится символом греха и всего того, что отделяет человека от Бога.

«Проповедуя» – буквально: «провозглашая».

Крещение; греческий термин – βαπτδμός – означает погружение, омовение, окропление. В Мк.1:9: «крестился в Иордане» может быть указывает на погружение, как способ крещения. Ритуальное омовение было общеупотребительным символом духовного очищения в ветхозаветное время (в иной форме, нежели крещение Иоанново), особенно в секте ессеев. Основное отличие Иоаннова крещения от других – его неповторяемость и действительность на всю жизнь. (Ин.13:10). «Крещение покаяния» – крещение, предполагающее покаяние, такое, для которого покаяние является существенным моментом; покаяние – внутренний акт, крещение – его внешнее выражение. "Покаяния»: греч. слово μετάνοια означает изменение мнения, решения, отношения, напр., после того как была осознана ошибочность предпринятого действия, негодность средств, никчемность цели и тому под. В Новом Завете этим словом обозначается возникающая из подобного осознания внутренняя перемена жизни, происходящая вследствие отвращения от греха и обращения к праведности и святости. «Для прощения грехов»: греч. слово ἄφεσις (от глагола ἀφ-ίημι – отбрасываю) означает удаление, снятие ч.-н., избавление от ч-н.

К ст. 5. Иордан – небольшая, очень извилистая, река берущая начало в горах Антиливана (Ермона), протекающая с севера на юг через два небольших пресноводных озера, Самохонитское (Huleh) и Тивериадское, и впадающая в третье, Соленое оз. или Мертвое море. С этой рекой связано много достопамятных событий и имен священной истории (имена Гедеона, Илии, Елисея, Давида и др.).

«Страна Иудейская» – жители Иудеи, области, расположенной между Мертвым и Средиземными морями, с главным городом Иерусалимом.

К ст. 6. «Одежда из верблюжьего волоса и пояс кожаный» – обычный для пророков вид одежды. Ср. 4Цар.1:8, Зах.13:4, Ис.20:2. «Пояс кожаный» противополагается поясам богатых и знатных людей, шитым из шелка или других тонких материй, часто расшитым золотом и серебром.

«Акриды» – общее (греч.) название различных видов саранчи, насекомых из сем. прямокрылых, употребляемых в пищу и поныне беднейшим населением на Востоке в различных видах (вареные, сушеные, молотые, консервированные в масле). Саранча обычна в пустынях южной и юго-вост. Палестины и иногда производит в прилегающих к ним областях большие опустошения. Виды саранчи разрешаемой законом к употреблению в пищу, указаны в Лев.11:22. Ошибочно считали пищею Иоанна Крестителя сладкие плоды рожкового дерева (так наз. «хлеб св. Иоанна»). Дерево это не растет в пустынях Иудеи.

«Дикий мед»: в ущельях скал и дуплах редких в этих местах деревьев находят часто мед диких пчел. Ср. Втор.32:13, 1Цар.14:22–27. Греч. выражение μέλι ἄγριον может означать и сладкие выделения некоторых деревьев, что, впрочем, едва ли имеется здесь в виду.

К ст. 7. «Он будет крестить вас Духом Святым», или «в Духе Святом». В Ветхом Завете, как откровение о Втором Лице Св. Троицы, Сыне Божием, так и откровение о Третьем Лице, Духе Святом, было дано прикровенно. Выражение «Дух Божий» в Ветхом Завете означает животворящую силу, одухотворяющую мир, вдохновляющую пророков, царей, судей, художников; о Духе Св., как о личности говорится скорее только образно. Ср. Иов.26:13, 33:4; Пс.103:30; Ис.42:1, 59:21, 61:1, Мих.3:8; Суд.3:10, 6:34; Ис.11:2; Иоил.2:28; Исх.31:3. На близость к ветхозаветному пониманию указывает отсутствие членов в греч. тексте. В Новом Завете ср. Лк.1:15–35–41–67, 2:25...

Приведенные евангелистом Марком слова Иоанна Крестителя указывают на христианское крещение. Различие между крещением водою и крещением Духом Св. приближается к различию между символом и реальностью: в крещении Иоанновом омывается тело, в знак очищения души покаявшегося грешника через прощение его грехов, по вере в грядущего Спасителя. (Деян.19:4). тогда как Христос имеет совершить Духом Св. подлинное очищение через внутреннее перерождение самой духовной природы человека, пораженной грехом.

§ 2. Примерный план реферата

Тема: Предтеча Христа, Проповедь Покаяния

I. Жизнь

1. Рождение и начальный период жизни. Лк.1:1–30 (происхождение из священнического, не из пророческого рода).

2. Период пророческого служения. Лк.3:1–3; Мк.1:2–6; Мф.3:1–6; Ин.3:23 сл.

3. Заключение в темницу и смерть. Мк.1:14; 6:17–29; Лк.13:19 сл.; Мф.4:12, 14:3–12.

II. Личность

1. «Креститель»: – Мф.11:11, 14:2–8; Лк.7:20...

По тогдашним представлениям иудеев крещение было прерогативой Мессии, его предшественника – Илии и «Пророка», аналогичного Моисею (ср. Иез.36:25; Зах.13:1; Мал.4:5; Втор.18:18). Отсюда вопрос фарисеев – Ин.1:19–25.

2. «Предтеча»: Лк.1:17–76; Ин. 23–27. Ожидаемый Илия (Мф.11:14, 16:14 и пар. Ср. Прем. Сир.48:10, евр. текст).

3. Посланный от Бога – Ин.1:6–38, 3:28.

4. Вестник Божий: Мк. 1:2; Ин.1:23 (Мал.3:1; Ис.40:3); Мф.11:10.

5. Пророк (последний пророк Ветхого Завета).

а) Пророчество Захарии – Лк.1:76.

б) Свидетельство Христа-Спасителя. Мф.11:9–14, 17:10–13; Лк.16:16, 7:26–28. «Больше пророка», ибо сам был предметом пророчеств.

в) Мнение народа иудейского – Мф.14:5, 21:26; Лк.20:6.

г) Пророческие черты: внешность и образ жизни, Мк.1:6; Мф.11:18; святость и праведность Мк.6:20; Мф.21:32; духовная мощь и неустрашимость, Мк.6:17–20; Мф.3:7; смирение, Мк.1:7; Ин.3:28–31; сила влияния на людей, Мк.1:5; пророческое вдохновение, Лк.1:66 («рука Господня», ср. Иез.1:3, 37:1).

6. Проповедник и учитель: Мк.1:4; Лк.1:77–79, 3:18.

7. Свидетель о Христе – Ин.1:6–8–32–34.

8. «Друг Жениха» – Ин.3:29.

9. «Светильник» – Ин.5:35.

10. «Величайший из рожденных женами», Мф.11:11, Лк.7:28.

III. Служение

1. Миссия: – Мк.1:2 сл.; Лк.4–6; Ин.1:7 сл., 31.

В чем состояло «приготовление пути?» Мк.1:4; Лк.76–79.

2. Учение (не было никем записано; в евангелиях указываются только примеры его речений; ср. Лк.3:18).

а) Форма: проповедь, Мк.1:4–7; благовествование (глагол εὐαγγελίζω), поучение, Лк.3:18; обличение, Лк.3:19, Мк.6:18.

б) Предмет «благовествования» – весть о Христе и Его царстве. Мк.1:7 сл.; Мф.3:2–11; Лк.3:8; Ин.1:7–30.

в) Содержание учения. аа) Явление Мессии и царствия Божия, как суд, всеобщий и индивидуальный, Мф.3:7–10 («будущего гнева"= грядущего суда; суд у пророков Ветх. Завета рисуется, как «день гнева», напр., Соф.1:15, 2:3). Ср. Ин.9:39, 3:19, 5:24.

бб) Покаяние, как приготовление к суду – Мф.3:2–8 («ибо», «же»).

Смысл покаяния – обращение: Деян.26:18; Иер.18:18 сл.; Иез.18:31 сл.

вв) Ударение на нравственных условиях участия в грядущем царстве Мессии: Мф.3:9 и пар. Ср. Ин.8:39. (Черта сходства с ветхозаветными пророками).

гг) В нравственно-практическом смысле – новое отношение к своим обычным обязанностям, а не умножение или более тщательное выполнение различных обрядов и «преданий старцев» и не вера в «заслуги отцов».

«Крещение покаяния» – свидетельство полного обращения и символ совершенного духовного очищения, через прощение грехов, и рождения к новой жизни, по вере в грядущего Христа-Спасителя, Мк.1:4 и пар.; Зах.13:1; Ис.1:16, 44:3; Иез.36:25–26.

а) Религиозно-практический смысл крещения – приготовление к вхождению в Мессианское царство святых, посвящение перед вступлением в Новый Завет, ср. Евр.9:19 (аналогичное крещению язычников, принимавших иудейскую веру).

б) Религиозно-историческое значение: звено между Ветхим и Новым Заветами; связь между учением пророков, боровшихся против натурального, «племенного» понимания Мессианского царства, при котором границы последнего совпадают с границами Израильского народа, и новозаветным учением о его духовно-нравственной и вселенской (кафолической) природе; переход к новозаветному учению об оправдании верою, a не «делами закона».

в) Отдельные моменты крещения: исповедание грехов, плоды покаяния (глубокая внутренняя перемена, проявляющаяся в делах правды).

Плоды служения Иоаннова :

а) всеобщее ожидание Мессии, Лк.3:15;

б) широкое нравственное пробуждение, даже среди наиболее падших слоев иудейского народа, Мф.3:5–7, 21:32; Лк.3:12, 7:29;

в) следование за Иоанном ряда учеников, часть которых затем пошла за Христом, Ин.:l:35–

§ 3. Вопросы

В чем заключается «евангелие»? Лк.2:10–11. 1Ин.4:9. Мф.1:21. Нуждаемся ли мы в «евангелии»? 1Тим.1–15. Почему Еврейский народ не принял «евангелия»? Ин.1:11. Деян.28:23–28. Что означает принятие «евангелия»? Принимаем ли мы его?

В чем состояло «приготовление пути» Иоанном Крестителем? Мк.1:3–4. В чем сущность покаяния? Деян.26:18. Ис.1:13–18. Ам.5:14–15. Может ли быть покаяние без прощения и прощение без покаяния? Иез.33:14–16. Ин.6:37. Ис.6:10. Какая связь между покаянием и крещением? Мк.1:4. Деян.2:38, 22:16. В чем значение «исповедания грехов»? 1Ин.1:8–10. Иер.3:12–13.

«Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы они веровали в грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса», Деян.19:4. Какая связь между покаянием и верою существовала для иудеев, крестившихся от Иоанна, и какая существует для нас? Мк.1:15. Лк.1:68–77–79. 2:11–25–30–32–33. Деян.10:42–43, 26:18, 13:38–39. 1Ин.2:1–2. Евр.9:24–28.

Нуждаемся ли мы в покаянии? Рим.6:23. В какой мере и в каком смысле относятся к нам отдельные обличения и наставления Иоанна Крестителя? (Проследить по тексту. Мф.3:7–12, Лк.3:7–14). Возможно, что гневный эпитет «порождения ехиднины» (змеиное отродье, ср. Ис.59:4 слл.) вызван был отношением к крещению, как к внешнему средству, обряду, исполнение которого само по себе, независимо от внутреннего состояния, открывает вход в новое царство. He заслуживаем ли и мы этого названия аналогичным отношением к нашему крещению, а также и к другим таинствам и обрядам? В чем выражаются наши заблуждения?

Иоанна многие не приняли, Мф.11:18; Лк.7:30. Каковы обычные мотивы и в чем истинная причина непринятия покаяния? Ин.5:40. Деян.28:27. В чем трудность покаяния и как эту трудность преодолеть?

Многие приняли Иоанна, Мк.1:5. Куда они потом делись? Почему их покаяние не открыло им пути в царство Мессия? Чего им не хватало?

При каких условиях покаяние действенно? Как призывать к покаянию тех, кто не чувствует себя грешником? В чем различие между «покаянием» и «раскаянием»? Мф.27:3–5 («раскаявшись»); Ис.44:22–23 (евр. текст: «Я изгладил»).

Иудеи обрадовались пришествию Иоаннову, но отошли от него, как только поняли, что он благовествует не совсем о том, чего они хотели, и узнали, чего он от них требует. И Ирод «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его», Мк.6:20. В чем мы подобны им? Иез.33:30–32.

«Ученики Иоанновы постились», Мк.2:18. Какова связь между покаянием и постом? Ис.58:1–11. Деян.9:8–9–18–19.

Ученика Иоанновы навещали своего учителя в тюрьме, Мф.11:2, и погребли тело его после его смерти, Мк.6:29. Склонны ли мы следовать за теми, кто нас обличает, и любим ли обличение и тех, кто нас обличает? Притч.9:8, 15:12.


Источник: Лютов, П.Т. Беседы на Евангелие от Марка : Пособие при изучении Св. Писания в кружках. Вып. 1 / П.Т. Лютов. — Paris : YMCA press, [1931]. — 75 с.

Комментарии для сайта Cackle