П.Т. Лютов

Источник

Беседа третья (Мк.1:21–2:12 и 5:1–20)

§ 1. Примечание к тексту

К гл. 1 ст. 21. Капернаум – город на сев.-зап. берегу Галилейского озера; местонахождение его твердо не установлено (предсказание о нем Христа-Спасителя в Мф.11:23, греч. т., исполнилось в точности); был местопребыванием некоторых из учеников Христа, Мк.1:29, ср. Ин.1:44, и Его Самого, некоторое время, Мф.4:13. Возможно, что там жили какие-нибудь родственники Его по плоти, или родственники Иосифа, Ин.2:12.

Синагога (греч. συναγωγή = собрание, затем – место собрания иначе προσευχή, молельня, Деян.16:18) – место собрания и само собрание иудеев данного города или квартала для общей молитвы, чтения Писания и наставления в Законе. Происхождение синагог восходит ко времени Вавилонского плена, когда иудеи, вследствие разрушения Иерусалимского храма и выселения их в языческие страны, лишены были возможности отправлять установленное законом богослужение. Каждая отдельная синагога управлялась обычно группой наиболее почетных членов соответствующей общины, поручавшей заведывание ею «начальнику синагоги». На обязанности «начальника» лежало общее наблюдение за синагогой, назначение (из членов данной общины или собрания) чтецов, переводчиков и толкователей (таргеманов или торгеманов; в больших синагогах были постоянные таргумисты15 – меторгеманы). Техническим распорядителем и служащим был «хаззан» (по греч. ὑπηρέτης, ср. Лк.4:20, Деян.13:5 греч. текст и Введ. стр. 10) из книжников, помогавший обычно учителю, или сам бывавший учителем Синагогальной школы. Главное место в синагогальном богослужении занимало чтение Закона, т.е. Пятикнижия Моисеева, и Пророков и последующее толкование или проповедь («слово наставления», Деян.13:15). Было обычаем предлагать произнесение последней кому-нибудь из гостей, особенно книжнику (Деян.13:14 слл.; Мф.4:23; Лк.6:6, 13:10, Ин. 6:59 и 18:20). Пример использования Христом синагоги для проповеди см. в Лк.4:16 слл.

К ст. 22. «Дивились Его учению»; греч. текст (έπί τη διδαχή) оттеняет более характер или метод учения, нежели его содержание. Проповедь книжников состояла преимущественно в мелочном и казуистическом толковании Закона Моисеева на основании предания, мнений известных авторитетов и древних отцов. Христос же учил на основании знания Им воли и замысла Самого Законодателя – Бога. Ср. Мф. 5:20–48, 19:8...

Книжники, иначе законники или законоучители, как в Лк.5:17. Греч. термин γραμματεύς означает «чиновник» или «переписчик», напр., чиновник какого-нибудь судебного учреждения. У иудеев означал понятие, близкое к нашему «грамотей», «книжный человек», знакомый со Свящ. Писанием. Закон Моисеев был нормой религиозной и нравственной жизни иудейского народа; любовь к закону составляла самую сущность благочестия, а соответствие жизни закону мерило праведности. Религия состояла не столько в общения человека с Богом, сколько в исполнении закона, в тщательном и точном выполнении всех его предписаний и преданий старцев, этого закон развивающих и дополняющих; целью и мотивом благочестия было получение награды, как в сем веке, так и в будущем. Значение, которое приобрел писанный закон Моисеев и Писания вообще после разрушения иудейского государства, в эпоху Вавилонского плена и после Нeго, вызвало к жизни целое сословие людей, отдававшихся изучению и истолкованию закона, переписке и изданию священных книг, – «книжников» (соферим). См. Езд.7:6–10–12; Неем.8:1–4–9–13, 12:26–36. Когда многие из народа иудейского стали эллинистами (см. 2Мак.4:13–15), вначале настаивая лишь на терпимости в отношении к иноплеменникам, а затем и просто пренебрегая законом и обычаями отцов, тогда ревность книжников о законе, а вместе с тем и их влияние на народ возросли еще более; они стали во главе партии ревнителей закона и преданий, националистов-патриотов (хасидеев). Успех восстания последних и завоевание ими независимости для Иудейского государства оправдали узость и нетерпимость книжников: они стали фарисеями16. Позднее вожди их получали места в Синедрионе, наряду с первосвященникам и старейшинами народа. Официальное положение их в иудейском государстве превратило их, в конце концов, в простых гористов (= законников), какими мы их и встречаем во времена Христа.

К ст. 23. «Одержимый Духом нечистым», точнее, как и в 5:2, «в духе нечистом», как в слав. тексте; подобное выражение употреблено и в 3:22, греч. т.: «в князе бесовском». Предлог «в», греч. ен, означает здесь «во власти», «под влиянием». Подобно – «в Духе Святом» или «во Христе», Еф.2:6–18; 1Ин.5:20... Этим выражением ст. 23 отгоняется некоторое таинственное внутренне взаимопроникновение двух существ. «Дух нечистый» = демон, бес.

К ст. 24. "Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36: черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19.

К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28.

К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление = очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13. Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12: «весь в проказе». Ср. Лев.13:12. Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается.

К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14. Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу).

К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1.

К ст. 3. Расслабленный = паралитик. (греч. т.: παραλυτικὸν.)

К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом", ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21.

К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29, ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14. Ср.11:28 и пар.

К гл. 5 ст. 1. «Страна Гадаринская», (по другим древним рукописям – Герасинская, τῶν Γερασηνῶν; в Мф.8:28, б. ч. Γαδαρινῶν в Лк.8:26 лучшее чтение м. б. Γεργεσινῶν) – название округа, по имени его главного города, Гадара, лежавшего в шести английских милях к юго-востоку от южного берега Галилеского озера; «страна Гергессинская», у Луки, вероятно, по имени города, лежащего, может быть, неподалеку от берега озера, места происшествия, описываемого события (Ориген, за ним блаж. Иероним); гор. Гераса, развалины которого сохранились до настоящего времени, лежат к юго-востоку от Гадары, в 30 английских милях от озера и не мог, следовательно, быть местом, близ которого произошло описываемое событие. Возможно, что его имя вошло в тексте Марка и Луки вследствие ошибки или описки, вместо «Гергеса». Население «Десятиградия» ст. 20) где лежали эти города, было смешанным, из иудеев и язычников-греков, колонии которых появляются здесь уже со времени завоевания Сирии Адександром Македонским.

К ст. 2. «Из гробов», т.е. естественных или высеченных людьми пещер в скалах, где погребали умерших.

К ст. 9. "Легион». В римский легион, в полном его составе, входило 6000 воинов.

К ст. 10. «Из страны той»: бесы приходили в ужас от мысли, что они будут изгнаны из своего убежища Тем, в ком они чувствовали власть повелевать ими; ср. также Лк.8:31 (другая сторона той же просьбы).

К ст. 13. «Позволил им». Позволение (не повеление) могло быть вызвано к.-н. необходимостью, напр., для больного, в целях убеждения его в уходе населявшего его «легиона» бесов, но не равнодушием Христа к участи животных.

§ 2. Примерный план реферата. Тема: Характер мессианского служения Христа

I. Общий характер служения

1. Исполнение пророчеств, Ис.61:1–2, 42:1–7; Мф.4:23, Мк.1:32–34–38 (проповеди евангелия царствия Божия и дела милосердия, но не «знамения», которых ожидали иудеи).

Отношение к служению Иоанна Крестителя:

а) черты сходства: аа) крещение покаяния, Ин.3:26, 4:2;

бб) провозглашение приближения мессианского царства, Мк.1:15;

вв) завершение мученической смертью;

б) черты различия, Мк.2:18–22; и пар., Мф.11:18–19 и пар.;

в) различие (предполагаемое некоторыми17) в понимании внешнего характера мессианского царства, Мф.11:2–6, Лк.7:16–23.

Влияние дел и учения Христа на народ, Мк.1:27–32–34, пар., 2:2–12 пар., 3:7–10 пар., 32 пар., 4:1 пар., 5:21; Лк.7:16 сл. ... (влияние сильное, но не очень глубокое и не прочное, Лк.4:16–30; Мк.4:5 сл. пар.).

Отношение Христа к делу служения, Мк.1:20–29 («тотчас», «вскоре») 35 («весьма рано»)...

Отношение Христа к росту Его известности (отрицательное) Мк.1:26–34–38–43–45.

II. Проповедническое служение (служение словом)

Место проповеди (ранний период служения):

э) Капернаумская синагога, Мк.1:21, см. примеч., к этому ст.;

б) проповеднические путешествия по Галилейским синагогам, Мк.1:38–39, 3:1, 6:2.

(В последствии, по-видимому, проповедовать в синагогах Христу не позволялось. Ср. Ин.9:22.

Отношение Христа в делу проповеди, Мк.1:35–39; 2:2–13...

Характер проповеди:

а) простота и общепонятность,

б) поучения примерами из обычной жизни,

в) притчи.

См. Введ. § 3. п. «е»

Отношение проповеди Христа к проповеди Иоанна Крестителя и к учению книжников, Мк.1:15, 6:12, Лк.24:47, Деян.10:42–43, 17:30–31; Mк.l:22, см. выше и примеч. к этому ст.

*

III. Чудеса исцелений (служение делом)

Общий смысл этого служения:

а) «откровение в делах» Христа, а через Heго и Бога-Отца. Пс.102:13. Ин.14:11.

б) Чудесные исцеления – требование простого человеколюбия Христа, Ин.4:47–49, и

в) естественное выражение Его царственного достоинства, Мф.15:30–32.

Характер чудес Христа (исключительно благодеяния для людей; никогда они не служили средством для других целей, напр., самосохранения, наказания, доказательства силы или посланничества).

Значение чудес в деле Его служения:

а) свидетельство о Его природе и нравственном облике;

в) «притчи в действии»; Лк.11:2018.

Примеры чудес.

а) Исцеление бесноватого (1-е по Марку и Луке; типический характер этого чуда, Мк.1:39, 6:7; ср. Мф.10:1, Лк.9:1).

б) Исцеление тещи Симоновой, Мк.1:29–31 и пар. Cp. 1Тим.5:8.

в) Исцеление прокаженного, Мк.1:40–45 (прикосновение к нечистому и очищение его через это прикосновение характерно, в известном смысле, для всего служения Христова). Ср. Лк.7:36–50; Мк.5:25–34, ср. Лев.15:25.

г) исцеление расслабленного, Мк.2:1–12 (связь с прощением грехов, ст. 5).

д) Исцеление Гадаринского бесноватого, Мк.5:1–20 пар. Сходство с исцелением расслабленного (5:19, ср. 2:5).

IV. Историчесая достоверность чудес Христа

внешние доказательства (историческая необходимость чудес для объяснения быстрого возникновения веры в божественность Христа);

внутренняя очевидность (анализ еванг. рассказа).

§ 3. Вопросы

1. Чем Христос отличался от книжников: в учении? Мк.1:21–22–27...; в жизни? Мф.23:3–4. Ин.14:11. Могут ли дела Христа служить для нас примером? В каком смысле? Ин.14:12–15. 1Пет.2:21–22. В чем заключалась главная цель пришествия Христа на землю и служения Его людям? Ин.10:10–28, 17:2–3.

2. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого», Евр.4:12. Пс.18:8–10, Иер.23:29. Таким оно было в устах Христа, Лк.4:22. Но в толковании книжников его действие было ничтожным. Иер.8:8, Ис.29:13. Как нужно нам читать и изучать слово Божие? Кол.3:16–17. 1Тим.4:13–16. 2Кор.13:15. 2Пет.1:19. Ин.2:22. Мф.22:29. Пс.118:17–18...

3. Главным содержанием проповеди Христа было благовествование царствия Божия и учение о нем, Мк.1:15. Какое место в нашей религиозной и практической жизни занимает искание царствия Божия и осуществление правды его? Мф.6:33, 5:6

4. Христос чувствовал потребность в молве, жертвовал ради нее временем, необходимым для отдыха и искал в ней руководства в Своей жизни и деятельности. Мк.1:35, 6:46. Лк.5:16, 6:12, слл.. Каково наше отношение к молитве?

5. Духовное здоровье человека определяется тем, какое значение имеет в его жизни молитва. Какие препятствия мы встречаем в нашей молитвенной жизни? Как их преодолеть?

6. Являются ли чудеса, как таковые, доказательством божественности Христа? Ин.11:45–48–53, 12:9–11. Можно ли вообще доказать нравственные и религиозные истины? Попробуйте доказать какому-ниб. атеисту, что Бог есть и что необходимо в Heго веровать.

7. Что в чудесах Христа убеждает нас в Его божественности? Какие практические выводы следует из этого сделать? Тит.2:11–14. 1Пет.2:9. Мф.5:16. Ср. Мф.7:22–23 и 25:31–46 между собой.

8. Наблюдали ли вы случаи, которые вы могли бы назвать чудесными, в вашей личной внешней и внутренней жизни? Могли ли бы вы приписать Христу их происхождение? Повлияли ли они на вашу веру в каком-ниб. смысле?

9. Как понимать выражения «Сын Человеческий», Дан.7:13–14; Мк.2:10, ср. Ин.5:26–27, и «Господь», Мк.5:19?

10. Требовал ли Христос подобающего к Себе отношения со стороны людей? Негодовал ли Он по поводу криков бесноватого, прервавшего Его проповедь в синагоге? Мк.1:23. Возмутился ли при виде дерзновения людей, спустивших своего больного друга к Нему через отверстие в крыше дома, где Он проповедовал? Мк.2:5 («чадо»). Сослался ли на усталость, когда Ему после проповеди в синагоге и исцеления там бесноватого, сказали о болезни тещи Симоновой? С какой стороны рисуется во всем этом дѵховный облик Христа? На что мы можем рассчитывать, обращаясь к Нему? Ин.6:37–40, 7:37–39.

11. He смотря на строгое запрещение Христа, исцелившийся прокаженный не послушался Его и тем лишил Его на некоторое время возможности проповедовать в Капернауме, Мк.1:45. Чем объясняется это непослушание? В чем различие этого человека с гадаринским бесноватым? Мк.5:18–20.

12. Христос простил грехи расслабленному и затем исцелил Его. Mк.2:3–12. Какая связь между грехом и болезнью? Иак.1:15 («сделанный», вернее – выросший, достигший совершенного развития). Ин.5:13–14. Рим.1:27; 5:12; 6:12–20–33. Можем ли мы быть уверенными во Христе, что Он простит нам наши грехи, если мы в Нему обратимся? Какое значение в прощении и исцелении расслабленного имела вера его друзей? Мк.2:5 («веру их»). Ср. Ин.4:46–51, Мф.15:28...

* * *

15

Уже задолго до времени Христа многие из палестинских иудеев перестали понимать древнееврейский язык и говорили поарамейски. Пояснительный перевод (пери- фраз) священного текста на арамейский яз., делался устно в синагогах, на каждый стих. отдельно для Торы, т.е. Пятикнижия, и на каждые три стиха отдельно для Пророков. Употребление таких перифразов в письменной форме запрещалось в синагогах, из боязни удвоения текста (отсюда нужда в лице, хорошо их знающем), но разрешалось для частного пользования. До нас дошли разные такие перифразы, «таргумы», почти на все книги Свящ. Пис. Ветхого Завета

16

Фарисеи – преемники хасидеев, по-евр. «перушим», т.е. обособленные, отличающееся. He все книжники принадлежали к этой партии, были среди них и саддукеи

17

По мнению других, основанному на толкованиях некоторых отцов Церкви, посольство Иоанна Крестителя, о котором говорится в указ.тесктах, имело целью рассеяние сомнений не самого Иоанна Крестителя, а посланных им учеников

18

В некоторых случаях чудеса Иисуса Христа вызывали со стороны народа чувства и действия, не соответствующие цели и смыслу чудес. Пример: Ин.6:14–15


Источник: Лютов, П.Т. Беседы на Евангелие от Марка : Пособие при изучении Св. Писания в кружках. Вып. 1 / П.Т. Лютов. — Paris : YMCA press, [1931]. — 75 с.

Комментарии для сайта Cackle