Новозаветные события, предуказанные в истории пророка Ионы
При созерцании целого ряда необычайных событий, наполняющих краткую историю Пророка Ионы, мысль верующего не успокаивается на ближайшем изъяснении их о вразумлении Пророка и подобных целях: для достижения сего Господь мог бы употребить и не чудесные действия. Цель поглощения Ионы морским зверем, пребывания в нём, пребывания именно в течение определенного срока, лежит в событиях новой благодати. Впрочем, уже сам Иисус Христос пролагает путь к таинственному созерцанию лица Мессии и событий Его благодатного царства, в лице и жизни Пророка Ионы (Мф.12:39–41; 16:1–4; Лк.11:29–33). И учителя Церкви, с давних времён, руководят верующих на этом пути, указывая нам здесь Христа1.
Имя Ионы означает или голубя или болезнующего: родители дали ему это имя, может быть, для того чтобы научить незлобию голубя и вместе оплакать бедствия угнетённого отечества. В виде голубя, сошедший на Иисуса Христа, Дух Божий почил на Нём (Мф.3:16; Лк.4:18); и Христос, в язвах сый и ведый терпети болезнь, грехи наши носить и о нас болезнует (Ис.53:3–4; Лк.19:41–44).
Иона – сын истины (т.е. Амафин, Ион.1:1 с евр.): Христос – сама истина (Ин.14:16), ипостасное Слово и Отчая премудрость.
Иона – из Гефаховера (4Цар.14:25), т.е. из галилейского города: рождённый в Вифлееме, Христос большею частью и жил в Галилее; а люди говорили (вопреки истине и истории, 3Цар.17:1; Наум.1:1), яко пророк от Галилеи не преходит (Ин.7:41, 52).
Иона, пророчествовавший в израильском царстве на утешение (4Цар.14:25), посылается пророчествовать и к язычникам; Христос, служитель обрезания (Рим.15:8) и утеха Израилева (Лк.2:25), имел и иных овец, кроме погибших дому Израилева.
Иона посылается в город великий и прекрасный2, но развратившийся (взыди вопль злобы его ко мне Ион.1:2), посылается, чтобы проповедовать покаяние и обращение: Сын Божий пришел в мир (Ин.1:10), в котором вся, елика сотвори, добра зело (Быт. 1:31), но который во зле лежит (1Ин 5:19); пришел призвати не праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13), и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1Ин.5:20,23). Первые слова Ионы были: ещё три дня, и Ниневия превратится; евангельская проповедь началась словами: покайтесь, приближается царство небесное (Мф.4:17).
Пророк – на корабле, и, хотя против воли посланника Божия, но чрез него созидается обращение Ненивитян (Лк.11:30): Христос посреди Церкви, Моисеем и Пророками, в духе ветхозаветной сени, управляемой, создает царство веры, в новом духе благодати и истины. Дух злобы и страсти первосвященников, книжников и фарисеев, народных вождей, ветрами и бурею волнуют сынов Израиля, угрожая адовыми вратами созидающейся Церкви. В Мессии они увидели неминуемую гибель для утлого корабля – ветхозаветной, престававшей (2Кор.3:11) и изнемогшей законной сени: думали, что Христос пришёл разорить Моисеев закон, уничтожить обычаи, введенные законодателем, отменить Богослужение с его храмом, служившее предметом народной гордости, лишить Иудеев всякой на независимое гражданское существование. Человек сей много знамений творит. Если оставим его так, все уверуют в него: и придут Римляне, и возьмут место и язык наш (Ин.11: 47, 48). Устрашенные помышляют о средствах спасения; и волею Божею, верно и в высшем божественном смысле, хотя и неизвестном для произнёсшего, изрекается слово: уне есть, да един человек умрёт за люди!
Таково и вообще было состояние мира пред кончиною лета (Гал. 4:4) – пришествием Спасителя. Во всех народах, оставленных в мимошедшие роды ходить своими путями (Деян. 14:16), находим к этому времени всю крайность неведения, с проистекающим от него развращением и с глубоким чувством собственного бессилия в деле спасения. Сознает это философия с её системами и созерцаниями; не спасает политика со своими законами, впрочем редко – небеззаконными; бессильна религия с её многобожием; суетны молитвы к богам, даже в единое сонмище совокупленным из всех племен и народов3. Совесть мятется; ум и сердце не удовлетворяются.
А между тем чадами гнева по естеству (Еф.2:3), чуждым от завета обетования, врагам Божиим (Рим.5:10), угрожает погибель, потому что нет служения примирения (2Кор.5:18). И корабль бедствоваше, еже сокрушитися (Ион.1:4); скончавахуся и в беде беху (Лк. 8:23,24) и повсюду слышится: Господи, спаси ны, погибаем (Мф.8:25).
Пророк добровольно и с твердостью обрекает себя на смерть: и рече к ним Иона: возмите мя и вверзите в море (1:12); Христос имел область положити душу свою, как и область паки пряти ю (Ин.10:18), и сам предал себя врагам своим (рёк вам, яко аз есмь. Ин. 18:8), потому что прежде сложения мира сам благоволил идти сотворити волю твою, Боже (Пс. 39:7, 8). Пророк называет свою смерть спасением для других: и утолится море от вас (Ион.1:12): Бог неведавшего греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем (2Кор.5:21). И хотя смерть Иисуса Христа не отвратила погибели Иудеев, вопреки ожиданию вождей их, а ещё ускорила её, – потому что Иудеи, вместо того, чтобы исповедать неисповедимые судьбы Божии в событии и, подобно корабельщикам, взывать: не даждь на нас крови праведные (Ион.1:14), дерзновенно вопияли: кровь его на нас и на чадах наших (Мф.27:25); за то утолила эта смерть Христова гораздо ужаснейшую бурю гнева Божия, угрожавшую погибелью всему человеческому роду, развращённому и грешному; умиротворила собою всяческая аще земная, аще ли небесная (Кор. 1:20); разогнала носившиеся над миром суетные тучи суеверия и нечестия, и просветила вселенную светлым днём истинного Богопознания4.
И ввергоша его в море, и прешло море от волнения своего (Ион.1:15). Той же язвен бысть за грехи наши, и мучен бысть за беззакония наши, наказание мира нашего на нём: язвою его мы исцелихом (Ис.53:5). Бог своего Сына не пощадил, но за нас всех предал есть его (Рим. 8:32): в нём благоизволи всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая в себе (Кол. 1:19), – и чадам гнева, по естеству, дана область чадом Божиим быти (Ин.1:12). Но и не вся ли дарствует нам Бог, ради своего Сына (Рим.8:32)!
Иона брошен в море, но не погибает: Христос жив в узах смерти, и во аде не видит истления (Деян.2:27).
Снятый с креста, Христос положен в новом гробе (Ин.19:41): нов был плавучий гроб Ионы, по своей необычайности.
В утробе водного зверя молился Иона, крестовидно распростёрши руки: так явно прообразовалась спасительная страсть плотью пригвождённого Бога5.
Молитва Ионы есть молитва скорби (Ион.2:6): такова молитва Иисуса Христа в страданиях: прискорбна есть душа моя до смерти… Боже мой, Боже мой! вскую мя еси оставил (Мф.26:38; 27:46)?
Молитва Ионы есть молитва упования, изречённая языком Давида (Ион.2:7,8). Сам Давид влагает те же слова в уповательную молитву Спасителя (Пс.15:10; ср. Деян. 2:27).
Молитва Ионы исходит из души, славящей Бога и желающей ещё славить Его (Ион.2:5, 8, 10): такова, в особенности, молитва Христа, после прощальной беседы с учениками (Ин.17, и дал.; ср. Евр.2:12; Пс.21:23 и д.).
Иона из чрева адова исповедует Бога (Ион. 2:3): Христос в аду проповедует Евангелие (1Петр.3:19).
Три дня и три ночи безвредно носимый в морском пучинородном китовом внутреннем органе6, Иона изнесён был на сушу, по повелению Божию (Ион.2:11): так Бог Начальника жизни воскреси, разрешив болезни смертныя, якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея (Деян.2:24). И сошедший в дотоле-безысходную темницу унылого ада, Христос не только сам возшел к блаженной славе, юже им, прежде мир не быть, но и к своему тихому пристанищу извёл, поглощённые смертью и томившиеся много веков, души ветхозаветных праведников. Якоже бо был Иона во чреве китовом тря дня и три ночи: так будет и Сын человеческий в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40).
Поэтому и сказал Апостол: и яко погребён быть, и яко воста в третий день, по писанием (1Кор.15:4). Сказал: по писанием, – не только не забывая между ветхозаветными Писаниями писание Пророка Ионы, как одно из прямо-говорящих о трёхдневном воскресении Спасителя (с включением и места из Ос.6:3)7, – но именно это писание назнаменуя, как яснейшее из всех8.
«Снисшёл еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащие связанные, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес от гроба»9.
Так Иона, действительно, некоторым родом своего страдания пророчествовал о смерти и воскресении Иисуса Христа гораздо яснее, нежели как мог бы изречь это словом10.
Чудесно-спасенный Пророк проповедует покаяние Ниневии, и чудное спасение служит неоспоримым доказательством божественности посольства Ионы, – знамением для Ниневитян (Лк.11:30). Воскресший тридневно от гроба является ученикам, и повелевает им идти ко всем народам с проповедью Евангелия, представляя, в своём божественном воскресении, непререкаемое доказательство истинности и божественности своего дела и непоколебимое основание спасающей Веры в Воскресившего Его из мёртвых.
Во гробе сокрыто тяжелое наказание, для перенесения которого недостало бы сил у грешного человечества; из гроба возсияло спасение для всех потомков древнего и всеродного Адама. Пусть крест, смерть и погребение служат соблазном для погибающих (2Сол.2:10; 2Кор.2:16); верующий утверждается здесь надеждою спасения; а прелюбодейному и грешному роду, ищущему особых знамений, и ныне не дается знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39,40; 16:4).
По гласу Пророка, Ниневия воскресает к новому образу жизни: по слову Евангелия, мёртвый (Еф.2:5) человеческий род оживотворяется в новую тварь. Покаянием Ненивитяне спаслись от гнева Божия: и раскаяся Бог о зле, еже глаголяще сотворити им и не сотворити (Ион.3:10): так и нас, от жизни Божией отчуждённых, покаяние и вера во Христа, оправдывая кровью его, примиряя Богу смертию Сына его, спасает от гнева Божия в животе его (Рим.5:9,10).
Между тем, как Ненивитяне, удалённые от света истинного Боговедения (хранящие суетные и ложные. Ион.2:9), так охотно повинуются воле Божией, призывающей к покаянию, – Пророк, воспитанный в законе, удостоенный особенных откровений, видевший на себе поразительные опыты силы и благости Божией, ропщет на Бога. Вопреки язычникам, охотно принявшим явление, Иудеи – народ почитавший закон, народ, которому вверена быша словеса Божие, которому видена быша шествия Божия во всей св. истории, – и видя чудеса и слыша слово Божественного Совершителя Веры, упорно противятся благодати, призывающей в своё царство. И однако зде более Ионы (Мф.12:41)11!
* * *
Theophil. antioch. ad Autolic 1:1–3; Зенон еп. веронск. Хр. Чт. 1843, 2, 383 и д.; Ambros. in Psal. 43; Златоуст. Бес. на Ев. Матф., ч. 2, стр. 237 и д. в русск. Перев. 1839. М.; Hieron. Opp. t. 6. p. 390, 391, 393, 396 и др. ed. 1768. Venet.; Augustin. de symb. I. IV; Cyrill. alex. Opp. t. 3, p. 365–367, ed. 1637. Lutet.; Theodor. Comm. in Proph. Jon. pass.; Gregor. magn. in. Psal. 6; также Petr. chisolog. serm. 37; Euseb. emissens. homil. 2 de pascha.
Ninive – pulchra, κόσμος. Hier. p. 391, 416
Sed quum visident nihil in iis (idolis) esse utilitatis? etc. Chald. paraphr. in Ion 1, 5.
Cyrill. I. c.p. 366, 367.
Песнь 6, глас 8, кан. Воздвиж. честн. Крест.
Песнь 6, гл. 1, кан. Пресв. Богород.
Theodor. in Os. 6:2; Hieron. I. c. p. 60; Tertull. adv.Jud. p. 199, Opp.ed. 1675, Lutet., Paris.; Gregor. magn. in Ezech. homil. VIII, p. 1394; Cypr. Testimon. t. II, c. XXV; и нек. др.
Ср. Злат. на 1Кор. 15:4.
August. De civ. Dei, 18, 30.
Hieron. p. 391; Cyrill. p. 368; Злат. бес. на Ев. Матф. стр. 242.