Новозаветные события, предуказанные в истории пророка Ионы

Источник

При созерцании целого ряда необычайных событий, наполняющих краткую историю Пророка Ионы, мысль верующего не успокаивается на ближайшем изъяснении их о вразумлении Пророка и подобных целях: для достижения сего Господь мог бы употребить и не чудесные действия. Цель поглощения Ионы морским зверем, пребывания в нём, пребывания именно в течение определенного срока, лежит в событиях новой благодати. Впрочем, уже сам Иисус Христос пролагает путь к таинственному созерцанию лица Мессии и событий Его благодатного царства, в лице и жизни Пророка Ионы (Мф.12:39–41; 16:1–4; Лк.11:29–33). И учителя Церкви, с давних времён, руководят верующих на этом пути, указывая нам здесь Христа1.

Имя Ионы означает или голубя или болезнующего: родители дали ему это имя, может быть, для того чтобы научить незлобию голубя и вместе оплакать бедствия угнетённого отечества. В виде голубя, сошедший на Иисуса Христа, Дух Божий почил на Нём (Мф.3:16; Лк.4:18); и Христос, в язвах сый и ведый терпети болезнь, грехи наши носить и о нас болезнует (Ис.53:3–4; Лк.19:41–44).

Иона – сын истины (т.е. Амафин, Ион.1:1 с евр.): Христос – сама истина (Ин.14:16), ипостасное Слово и Отчая премудрость.

Иона – из Гефаховера (4Цар.14:25), т.е. из галилейского города: рождённый в Вифлееме, Христос большею частью и жил в Галилее; а люди говорили (вопреки истине и истории, 3Цар.17:1; Наум.1:1), яко пророк от Галилеи не преходит (Ин.7:41, 52).

Иона, пророчествовавший в израильском царстве на утешение (4Цар.14:25), посылается пророчествовать и к язычникам; Христос, служитель обрезания (Рим.15:8) и утеха Израилева (Лк.2:25), имел и иных овец, кроме погибших дому Израилева.

Иона посылается в город великий и прекрасный2, но развратившийся (взыди вопль злобы его ко мне Ион.1:2), посылается, чтобы проповедовать покаяние и обращение: Сын Божий пришел в мир (Ин.1:10), в котором вся, елика сотвори, добра зело (Быт. 1:31), но который во зле лежит (1Ин 5:19); пришел призвати не праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13), и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1Ин.5:20,23). Первые слова Ионы были: ещё три дня, и Ниневия превратится; евангельская проповедь началась словами: покайтесь, приближается царство небесное (Мф.4:17).

Пророк – на корабле, и, хотя против воли посланника Божия, но чрез него созидается обращение Ненивитян (Лк.11:30): Христос посреди Церкви, Моисеем и Пророками, в духе ветхозаветной сени, управляемой, создает царство веры, в новом духе благодати и истины. Дух злобы и страсти первосвященников, книжников и фарисеев, народных вождей, ветрами и бурею волнуют сынов Израиля, угрожая адовыми вратами созидающейся Церкви. В Мессии они увидели неминуемую гибель для утлого корабля – ветхозаветной, престававшей (2Кор.3:11) и изнемогшей законной сени: думали, что Христос пришёл разорить Моисеев закон, уничтожить обычаи, введенные законодателем, отменить Богослужение с его храмом, служившее предметом народной гордости, лишить Иудеев всякой на независимое гражданское существование. Человек сей много знамений творит. Если оставим его так, все уверуют в него: и придут Римляне, и возьмут место и язык наш (Ин.11: 47, 48). Устрашенные помышляют о средствах спасения; и волею Божею, верно и в высшем божественном смысле, хотя и неизвестном для произнёсшего, изрекается слово: уне есть, да един человек умрёт за люди!

Таково и вообще было состояние мира пред кончиною лета (Гал. 4:4) – пришествием Спасителя. Во всех народах, оставленных в мимошедшие роды ходить своими путями (Деян. 14:16), находим к этому времени всю крайность неведения, с проистекающим от него развращением и с глубоким чувством собственного бессилия в деле спасения. Сознает это философия с её системами и созерцаниями; не спасает политика со своими законами, впрочем редко – небеззаконными; бессильна религия с её многобожием; суетны молитвы к богам, даже в единое сонмище совокупленным из всех племен и народов3. Совесть мятется; ум и сердце не удовлетворяются.

А между тем чадами гнева по естеству (Еф.2:3), чуждым от завета обетования, врагам Божиим (Рим.5:10), угрожает погибель, потому что нет служения примирения (2Кор.5:18). И корабль бедствоваше, еже сокрушитися (Ион.1:4); скончавахуся и в беде беху (Лк. 8:23,24) и повсюду слышится: Господи, спаси ны, погибаем (Мф.8:25).

Пророк добровольно и с твердостью обрекает себя на смерть: и рече к ним Иона: возмите мя и вверзите в море (1:12); Христос имел область положити душу свою, как и область паки пряти ю (Ин.10:18), и сам предал себя врагам своим (рёк вам, яко аз есмь. Ин. 18:8), потому что прежде сложения мира сам благоволил идти сотворити волю твою, Боже (Пс. 39:7, 8). Пророк называет свою смерть спасением для других: и утолится море от вас (Ион.1:12): Бог неведавшего греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем (2Кор.5:21). И хотя смерть Иисуса Христа не отвратила погибели Иудеев, вопреки ожиданию вождей их, а ещё ускорила её, – потому что Иудеи, вместо того, чтобы исповедать неисповедимые судьбы Божии в событии и, подобно корабельщикам, взывать: не даждь на нас крови праведные (Ион.1:14), дерзновенно вопияли: кровь его на нас и на чадах наших (Мф.27:25); за то утолила эта смерть Христова гораздо ужаснейшую бурю гнева Божия, угрожавшую погибелью всему человеческому роду, развращённому и грешному; умиротворила собою всяческая аще земная, аще ли небесная (Кор. 1:20); разогнала носившиеся над миром суетные тучи суеверия и нечестия, и просветила вселенную светлым днём истинного Богопознания4.

И ввергоша его в море, и прешло море от волнения своего (Ион.1:15). Той же язвен бысть за грехи наши, и мучен бысть за беззакония наши, наказание мира нашего на нём: язвою его мы исцелихом (Ис.53:5). Бог своего Сына не пощадил, но за нас всех предал есть его (Рим. 8:32): в нём благоизволи всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая в себе (Кол. 1:19), – и чадам гнева, по естеству, дана область чадом Божиим быти (Ин.1:12). Но и не вся ли дарствует нам Бог, ради своего Сына (Рим.8:32)!

Иона брошен в море, но не погибает: Христос жив в узах смерти, и во аде не видит истления (Деян.2:27).

Снятый с креста, Христос положен в новом гробе (Ин.19:41): нов был плавучий гроб Ионы, по своей необычайности.

В утробе водного зверя молился Иона, крестовидно распростёрши руки: так явно прообразовалась спасительная страсть плотью пригвождённого Бога5.

Молитва Ионы есть молитва скорби (Ион.2:6): такова молитва Иисуса Христа в страданиях: прискорбна есть душа моя до смерти… Боже мой, Боже мой! вскую мя еси оставил (Мф.26:38; 27:46)?

Молитва Ионы есть молитва упования, изречённая языком Давида (Ион.2:7,8). Сам Давид влагает те же слова в уповательную молитву Спасителя (Пс.15:10; ср. Деян. 2:27).

Молитва Ионы исходит из души, славящей Бога и желающей ещё славить Его (Ион.2:5, 8, 10): такова, в особенности, молитва Христа, после прощальной беседы с учениками (Ин.17, и дал.; ср. Евр.2:12; Пс.21:23 и д.).

Иона из чрева адова исповедует Бога (Ион. 2:3): Христос в аду проповедует Евангелие (1Петр.3:19).

Три дня и три ночи безвредно носимый в морском пучинородном китовом внутреннем органе6, Иона изнесён был на сушу, по повелению Божию (Ион.2:11): так Бог Начальника жизни воскреси, разрешив болезни смертныя, якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея (Деян.2:24). И сошедший в дотоле-безысходную темницу унылого ада, Христос не только сам возшел к блаженной славе, юже им, прежде мир не быть, но и к своему тихому пристанищу извёл, поглощённые смертью и томившиеся много веков, души ветхозаветных праведников. Якоже бо был Иона во чреве китовом тря дня и три ночи: так будет и Сын человеческий в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40).

Поэтому и сказал Апостол: и яко погребён быть, и яко воста в третий день, по писанием (1Кор.15:4). Сказал: по писанием, – не только не забывая между ветхозаветными Писаниями писание Пророка Ионы, как одно из прямо-говорящих о трёхдневном воскресении Спасителя (с включением и места из Ос.6:3)7, – но именно это писание назнаменуя, как яснейшее из всех8.

«Снисшёл еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащие связанные, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес от гроба»9.

Так Иона, действительно, некоторым родом своего страдания пророчествовал о смерти и воскресении Иисуса Христа гораздо яснее, нежели как мог бы изречь это словом10.

Чудесно-спасенный Пророк проповедует покаяние Ниневии, и чудное спасение служит неоспоримым доказательством божественности посольства Ионы, – знамением для Ниневитян (Лк.11:30). Воскресший тридневно от гроба является ученикам, и повелевает им идти ко всем народам с проповедью Евангелия, представляя, в своём божественном воскресении, непререкаемое доказательство истинности и божественности своего дела и непоколебимое основание спасающей Веры в Воскресившего Его из мёртвых.

Во гробе сокрыто тяжелое наказание, для перенесения которого недостало бы сил у грешного человечества; из гроба возсияло спасение для всех потомков древнего и всеродного Адама. Пусть крест, смерть и погребение служат соблазном для погибающих (2Сол.2:10; 2Кор.2:16); верующий утверждается здесь надеждою спасения; а прелюбодейному и грешному роду, ищущему особых знамений, и ныне не дается знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39,40; 16:4).

По гласу Пророка, Ниневия воскресает к новому образу жизни: по слову Евангелия, мёртвый (Еф.2:5) человеческий род оживотворяется в новую тварь. Покаянием Ненивитяне спаслись от гнева Божия: и раскаяся Бог о зле, еже глаголяще сотворити им и не сотворити (Ион.3:10): так и нас, от жизни Божией отчуждённых, покаяние и вера во Христа, оправдывая кровью его, примиряя Богу смертию Сына его, спасает от гнева Божия в животе его (Рим.5:9,10).

Между тем, как Ненивитяне, удалённые от света истинного Боговедения (хранящие суетные и ложные. Ион.2:9), так охотно повинуются воле Божией, призывающей к покаянию, – Пророк, воспитанный в законе, удостоенный особенных откровений, видевший на себе поразительные опыты силы и благости Божией, ропщет на Бога. Вопреки язычникам, охотно принявшим явление, Иудеи – народ почитавший закон, народ, которому вверена быша словеса Божие, которому видена быша шествия Божия во всей св. истории, – и видя чудеса и слыша слово Божественного Совершителя Веры, упорно противятся благодати, призывающей в своё царство. И однако зде более Ионы (Мф.12:41)11!

* * *

1

Theophil. antioch. ad Autolic 1:1–3; Зенон еп. веронск. Хр. Чт. 1843, 2, 383 и д.; Ambros. in Psal. 43; Златоуст. Бес. на Ев. Матф., ч. 2, стр. 237 и д. в русск. Перев. 1839. М.; Hieron. Opp. t. 6. p. 390, 391, 393, 396 и др. ed. 1768. Venet.; Augustin. de symb. I. IV; Cyrill. alex. Opp. t. 3, p. 365–367, ed. 1637. Lutet.; Theodor. Comm. in Proph. Jon. pass.; Gregor. magn. in. Psal. 6; также Petr. chisolog. serm. 37; Euseb. emissens. homil. 2 de pascha.

2

Ninive – pulchra, κόσμος. Hier. p. 391, 416

3

Sed quum visident nihil in iis (idolis) esse utilitatis? etc. Chald. paraphr. in Ion 1, 5.

4

Cyrill. I. c.p. 366, 367.

5

Песнь 6, глас 8, кан. Воздвиж. честн. Крест.

6

Песнь 6, гл. 1, кан. Пресв. Богород.

7

Theodor. in Os. 6:2; Hieron. I. c. p. 60; Tertull. adv.Jud. p. 199, Opp.ed. 1675, Lutet., Paris.; Gregor. magn. in Ezech. homil. VIII, p. 1394; Cypr. Testimon. t. II, c. XXV; и нек. др.

8

Ср. Злат. на 1Кор. 15:4.

9

Песн. 6, гл. 1. кан. Пасхи.

10

August. De civ. Dei, 18, 30.

11

Hieron. p. 391; Cyrill. p. 368; Злат. бес. на Ев. Матф. стр. 242.


Источник: Новозаветные события, предуказанные в истории пророка Ионы // Христианское чтение. 1853. Ч. 2. С. 229-236.

Комментарии для сайта Cackle