ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

(следующим после послания к Ефесянам изучается не послание к Филиппийцам, что соответствовало бы порядку их в каноне новозаветных книг, а послание к Колоссянам, так как оно родственно с посланием к Ефесянам по тематике, а адресаты обоих посланий близки географически)

1. Основание Церкви в Колоссах

В книге Деяний не упоминается о городе Колоссы: там говорится только, что ап. Павел проходил через Фригию, важным городом которой были Колоссы. Впервые через Фригию Апостол проходил во время второго миссионерского путешествия (Деян.16:6). Вторично он был здесь в третье путешествие (Деян.18:23) по пути в Ефес. Апостол, конечно, из Ефеса сносился с колоссянами, насаждая веру в их городе. Можно считать поэтому, что основателем Церкви в Колоссах был ап. Павел, но не лично, а через верных сотрудников своих: Епафраса (Кол.1:7) и Филимона, у которого была своя домашняя Церковь (Флм.1:2).

2. Повод к написанию и цель Послания

Во время римских уз ап. Павла в Рим пришел еп. Епафрас и принес известия о состоянии церквей Фригийских. Он сообщил много утешительного о вере и любви колосских христиан (Кол.1:1–8), но вместе с тем сообщил о появлении среди них лжеучителей-гностиков, старавшихся обольстить неутвердившихся еще христиан из язычников своей философией, красноречием и мистикой. Как строгие трансценденталисты, гностики отрицали учение о Боговоплощении, полагали, что между Богом и человеком существует целый ряд промежуточных духов, одним из которых они считали и Христа. Материю и земную жизнь гностики считали злом, поэтому требовали жестокого аскетизма. Их учение было некоей смесью иудейства и восточных суеверий и, конечно, могло пагубно подействовать на христиан. Целью Послания было оградить Колосскую Церковь от этого лжеучения; поэтому Апостол развивает в нем мысли, прямо противоположные воззрениям лжеучителей.

3. Время и место написания Послания

Из Послания видно, что написано оно из уз (Кол.4:3, 18), каковыми нужно признать первые римские. Ап. Павел просит молитв о себе, чтобы «возвещать тайну Христову», за которую он находится в узах (Кол.4:3). Следовательно, Послание написано в 63 г. из Рима. Доставлено послание Тихиком и Онисимом, рабом Филимона, которому Онисим принес особое письмо от ап. Павла (Кол.4:7–9).

4. Разделение и краткое содержание Послания

Послание имеет предисловие (Кол.1:1–8), догматическую часть (I, 9 – 2, 23), нравоучительную часть (Кол.3:1–4, 6) и заключение (Кол.4:7–18).

В богословском отношений это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий (Кол.1:13), предвечно рожденный (Кол.1:15). Он есть образ Бога невидимого (Кол.1:15), в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9), Он творец и промыслитель мира (Кол.1:16–17) и искупитель человечества (Кол.1:20; 2, 14–15).

Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово (Кол.1:18, 22, 24; 2, 13–19). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение (Кол.2:11–13). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение.

Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительно пищи, праздников и т.д. – так как это лишь тень настоящего, суть которого – во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела (Кол.2:23).

В нравоучительной части (Кол.3:1–4, 6) Апостол указывает на высоту христианский жизни: она должна быть отрешенной от всего земного – мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта (Кол.3:1–3). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т. е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и обжечься в нового, образовав новое общество на началах любви (Кол.3:5–15).

Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дети слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по справедливости (Кол.3:18–25). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать «приправленное солью», т. е. благодатное (Кол.4:1–6).

АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ

I. ВСТУПЛЕНИЕ (Кол.1:1–8)

Ап. Павел приветствует Колосскую Церковь от себя, называя себя «Апостолом Иисуса Христа», и от лица Тимофея, который находился вместе с ним в Риме (Кол.1:1). Это он делает не ради возвеличения себя, но имея в виду низложить самозванных лжеучителей, пустословов-философов из иудеев и язычников, учащих «по преданию человеческому, а не по Христу» (Кол.2:8).

Самих же колосских христиан он называет «святыми и верными братьями во Христе Иисусе» (Кол.1:2), так как только во Христе и через Христа люди могут освятиться и стать настоящими братьями, роднее, чем бывает братство по плоти. Среди плодов благовестия у колоссян Апостол указывает на возрастание веры во Христа Иисуса и любви ко всем святым (Кол.1:4), т. е. деятельной веры. Апостол определяет основные черты христианского благовестия: оно распространяется во всем мире, возрастает и плодоносит, наполняя сердца и умы верных благодатию и истиной (Кол.1:6).

II. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Кол.1:9–2, 23)

Желая изложить колоссянам истинное учение о Христе в противоположность суемудрию гностиков, ап. Павел воссылает в начале молитву о их усовершении «познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол.1:9). Но богопознание не есть только теория, это прежде всего жизнь христианская, поэтому здесь же Апостол и присовокупляет назидание, чтобы колоссяне преуспевали в благоугождении, поступая достойно Бога, пребывали в плодоношении добрых дел и оттого возрастали в познании Бога (Кол.1:10).

1. Изображение Божественного величия Иисуса Христа (Кол.1:12–23)

Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап. Павел всесторонне раскрывает учение о Христе как предвечном, совечном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется и примиряется все сотворенное. Христос – единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьми, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:14).

а) Иисус Христос – Сын Божий и Бог (Кол.1:13–15)

Говоря о призвании Богом язычников от власти тьмы к «участию в наследии святых во свете» (Кол.1:12), Апостол называет это «наследие» Царством Сына Божия (Кол.1:13), т. е. Царством Христовым. Как Сын Божий Христос в то же время есть и Бог истинный: Он «есть образ Бога невидимого» (Кол.1:15) («наследие святых» есть, прежде всего, обетование Израилю быть наследником Царствия Божия; но это также и все верующие христиане, истинно «святые» и наследники ранее уготованного «наследия»). Это значит, что Христос как Сын Божий единосущен Богу Отцу; в то же время Он есть видимый «образ Бога невидимого». В отношении предметов неодушевленных образ не обязательно может быть одной природы с первообразом, но и в отношении существ одушевленных, тем более в приложении к совершенной личности Сына Божия, «образ» означает единодушие Богу Отцу по рождению от Него. Христос как «образ Божий» отличен лишь по явлению вовне, по личным свойствам, но тождественен с Личностью Отца и Духа Святого по сущности.

«Назван он образом Бога невидимого для того, чтобы дать уразуметь, что Он есть Бог, Который в Нем мысленно видится» (еп. Феофан).

На вопрос ап. Филиппа: «покажи нам Отца», Господь отвечает: «видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Это не значит, что Бог невидимый во Христе стал видим. Божество и во Христе оставалось прикровенным, но в Нем Оно во всей полноте стало соприсущно человечеству: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), оставаясь невидимой.

б) Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого (Кол.1:16)

Все тварное бытие – мир физический и мир духовный – от Христа получило бытие: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

Таким образом, Христос не только выше всех чинов ангельских, во они сами от Него и ради Него получили бытие, ради полноты славы Его. «Престолы, господства, начала, власти» -это четыре чина небесных духов, названия которых приспособлены к земным понятиям и служения которых образно отражены в этих названиях. Исчисление чинов ангельских по Апостолу такое же, как и позднее подробно было раскрыто у св. Дионисия Ареопагита: 1) престолы, херувимы и серафимы; 2) власти, господства, силы; 3) архангелы, ангелы и начала.

Сам же Иисус Христос – «рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15), но не в том смысле, что Он рожден первый из тварей по времени, а в том, что Он рожден вне порядка рождения тварного; значит, и Сам не тварной природы, значит, Он рожден от Бога. Поэтому Он и единодушен с Отцом, от Которого Его отличает только личное свойство – вечная рождаемость.

в) Иисус Христос – Промыслитель мира (Кол.1:17)

«И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя – промышление о сотворенном Им мире, т. е. мир не сам собою стоит, не в себе самом имеет начало самодвижения, и не представлен сам себе; но «Им стоит», «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

г) Иисус Христос – глава Церкви (Кол.1:18–19)

Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек имеет во всем главенство и первенство. Прежде всего «Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18). Как глава Он первым в Церкви все совершает: «Он начаток, первенец из мертвых» (Кол.1:18), т. е. первенец из воскресших, победивший смерть; Он первый плод в Церкви, ради которой Он принес Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения.

д) Примирение с Богом во Христе (Кол.1:20–23)

Во Христе как искупителе мира (Кол.1:14) достигнуто примирение с Богом всего тварного мира, и земного и небесного. «Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его» (Кол.1:20, 22). Примирение совершилось не в призрачном теле Иисуса Христа, как учили колосские теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти («в теле Плоти Его»).

Примирение «земного и небесного» (Кол.1:20) надо понимать как примирение земного с небесным, так как после грехопадения человека ангелы негодовали на людей за оскорбление Бога. Примирение человека с Богом одновременно примиряло его и с ангелами, которые теперь относятся к нам как старшие братья, покровители и хранители.

2. Служение ап. Павла Церкви (Кол.1:24–29)

Изложив учение о Совершителе спасения Иисусе Христе, ап. Павел далее показывает, к чему обязывает это колоссян и его самого как апостола Христова. Главнейшая обязанность христианина – это подражание Христу в Его страданиях, чтобы стать соучастником и Его прославления. Сам Апостол с радостью «восполняет недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, Которое есть Церковь» (Кол.1:24). По изъяснению преосв. Феофана «скорби Христовы есть те скорби, которые Христос терпит, только теперь уже в лице Своих верующих... Усвоение дела искупления требует страдания, которое Христос и терпит в теле Церкви по таинственному, но тем не менее живому союзу с ней, как Глава» (цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, ч. II, стр. 519).

Ревнующий о деле Божием на земле неизбежно будет страдать, потому что он должен принять на себя борьбу со злом как внутри собственной души, так и во внешнем мире. Христос оставил образ страдания, которому должны подражать те, кто подвизается за Него (1Пет.2:21). Как служитель Христов, Апостол берет на себя меру страданий Церкви, но чувствует себя еще не достигшим полноты страданий Христовых и выражает радость, что нашел их за дело проповеди Христа колоссянам. Это те «язвы Господа Иисуса», которые он носил на теле своем (Гал.6:17) за благовестие Христа. Об этом же кресте страданий говорил и Господь, когда призывал Своих последователей отвергнуться себя и следовать за Ним (Мф.16:24).

Содержание проповеди о спасении во Христе и все обетования Христовы есть тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым его (Кол.1:26), т. е. всем верующим. «Тайна», потому что содержание не было открыто не только язычникам, но также иудеям и даже ангелам (Еф.3:10) и по одной милости явлено теперь язычникам. Для благовестия этой тайны, чтобы через познание ее «представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол.1:28), Апостол и трудится и подвизается, делая дело Божие, – но не своей силой или мудростью, а силой Божией, действующей в нем могущественно (Кол.1:29).

3. Предостережение колоссян от лжеучителей (Кол.2:1–23)

а) Необходимость истинного Богопознания для отсечения лжеучений (Кол.2:1–8)

Чтобы оградить колоссян от влияния ложного учения, ап. Павел призывает к «познанию тайны Бога и Отца и Христа» (Кол.2:2). Тайна Бога и Христа непостижима до конца не только для людей, но даже для ангелов, которые желают проникнуть в нее (1Пет.1:12). Поэтому ап. Павел указывает на любовь, которая открывает верующим через Духа Святого «и глубины Божии», т. е. тайны Боговедения (1Кор.8:3). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3). Он есть сама Премудрость и неисчерпаемая сокровищница всякого благодатного познания. Познание Христа есть познание нашего спасения в Нем, познания не теоретического только, но и практического, т.н. познания жизнью во Христе. Для этого Апостол призывает колоссян быть твердыми в вере, чтобы никто не прельстил их «вкрадчивыми словами» (Кол.2:4), как это делают всегда соблазнители: «смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

От чего предостерегает здесь Апостол? От философских воззрений, противных вере во Христа, потому что все такие учения о мире, о человеке и т.д. основаны на «человеческом предании», т. е. на мнении большинства, но далеки от истины. «По стихиям мира», – т. е. философия апеллирует к естественным законам природы. В этом ее относительная сила, но это одновременно ее и ограничение. Не обращаясь ко Христу, она не поднимается выше познавательных способностей человека, не может дать ответа на его духовные запросы: зачем человек живет на свете, что будет с его душой после смерти и т.д. Только философия «по Христу», в согласии с Откровением, способна дать ответ на главные запросы человеческого духа.

б) Во Христе – полнота Божества телесно (Кол.2:9–15)

В противоположность ложной философии и пустоте лжеучений о Христе ап. Павел дает краткое, но наиболее емкое выражение тайны Христа: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), т. е. во Христе живет Само Божество, и притом не какой-либо частью, а всей полнотой сущности, и притом «телесно», т. е. воплощение, – неслитно и нераздельно с человеческой природой Христа. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Воплощение не ограничило Божества: «Ибо Он и воплотился весь, со Отцем есть весь, будучи телесно описуем и божеством неописан» (Бл. Феодорит).

Это кенозис Бога, но он необходим для нашего обожения.

«В Нем (т. е. во Христе) естество наше соединено с Богом, а через это и мы в Нем соделались причастниками Божественного естества» (Блаж. Феофилакт) (цит. по еп. Никанору, Толк. Апостол, стр. 525).

Именно во Христе, в общении с Ним, а не в каком-либо посреднике, как учили гностики, возможна духовная жизнь христианина: «вы имеете полноту в Нем» (Кол.2:10) (не без основания, отмечают толкователи, Апостол употребил терминологию самих гностиков, чтобы тем самым опровергнуть их. Именем Plirwma – полнота, у них называется один из эонов, в котором по их учению обитало божество, но временно и частично. Напротив, во Христе Божество вселилось вечно и всею полнотою), полноту благодати искупления; в Нем «обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти» (Кол.2:11), т. е. совлечены греха, который, как инородный нарост, на нашей плоти растит свое тело, паразитирует в нас. Это достигается Крещением, в котором мы «погреблись Христу и с Ним совоскресли, потому что Бог воскресил Того, в Которого мы крестились» (Кол.2:12).

Далее в ст. 2, 14–15 Апостол называет виновность нашу перед Богом «рукописанием», уподобляя ее долговой расписке, которую Господь Иисус Христос изъял от нас и «пригвоздил ко кресту» и долг за нас заплатил Своими крестными страданиями. Образ взят из древней практики писать долговую расписку на восковой дощечке, с которой легко можно было изглаждать написанное рукой («рукописание»). Для иудеев таким «рукописанием» был закон Моисеев, который они подписывали своею кровию в обрезании, но так как они не могли его исполнить, то это было их «рукописание грехов». Для всех же нас наша греховная жизнь есть тоже «рукописание грехов». Это рукописание грехов наших Господь и истребил учением (Кол.2:14), т. е. всей совокупностью христианского вероучения, которое мы усвояем верой и жизнью по вере.

в) Предостережение от лжеучителей (Кол.2:16–23)

Первое предостережение относится к иудействующим: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу, (Кол.2:16). Смысл этого внушения в том, что Апостол призывает не соглашаться придерживаться какого бы то ни было иудейского обычая, закона или праздника, потому что все, что было в них истинного, исполнилось и обрело смысл в христианстве.

Второе предостережение относится к гностикам: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол.2:18). Гностики старались различными изнурениями и истязаниями тела достичь духовных откровений, видения духов, Ангелов, которых считали посредниками в деле спасения, и не держались единого Спасителя – Христа (Кол.2:19). Действительно, во Фригии почитание Ангелов зашло столь далеко, что Лаодикийский собор в 365 г. (Лаодикия – область, близкая к Колоссам) специально осудил его, так как Ангелы там прославлялись выше Самого Христа.

Третье предостережение: не держаться бессмысленных постановлений: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол.2:21).

Колосские лжеучители придавали большое значение самой природе некоторых веществ и потому запрещали даже прикасаться к ним, считая эти вещества порождением злого начала или обиталищем злых духов.

Все эти измышления, согласно Апостолу, «имеют только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:23), потому что преследуют цель корыстную – привлечь к себе лицемерным и внешним смиренномудрием и аскетизмом, основанном не на истинном смирении, но на гордости и тщеславии. У лжеучителей и служение «самовольное», приятное им, а не Богу, основанное на их представлении, а не на духе Откровения. Такова, собственно, природа поведения и современных лжеучителей – сектантов. Поэтому неразумно восхищаться их наружным, лицемерным благочестием и изощренным высокоумием.

III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (Кол.3:1–4, 6)

1. Увещание к святости жизни (Кол.3:1–17)

Преподав наставления в христианской вере, Апостол преподает также и нравственные наставления и увещания к святости жизни как общие для всех, так и частичные. Апостол начертывает общее понятие о христианской жизни: христиане через крещение «воскресли со Христом», следовательно, и жизнь свою им следует направить к достижению того горнего жилища, где «Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1). «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

Христианин, умерши греху, имеет тайное, сверхчувственное, благодатное сокровище на небе со Христом в вечной, нетленной славе будущего века, которая откроется вместе с явлением Христа во Славе (Кол.3:3–4). Но чтобы стать обладателем этого сокровища, надо совлечься «ветхого человека», т. е. отложить все греховные движения: блуд, нечистоту, страсть, похоть и любостяжание, которое Апостол назвал «идолослужением» (Кол.3:5), служение идолу Маммоне. Это грехи плоти.

Затем Апостол призывает отложить «гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» (Кол.3:8), т. е. такие грехи, которые коренятся в душевной природе человека. Пока они не будут искоренены, невозможно облечься в нового человека, «который обновляется по образу Создавшего его» (Кол.3:10), т. е. по образу Божию. Все, что разделяет людей, должно быть уничтожено, ибо в благодатном Царстве Христовом, т. е. в Церкви, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). Здесь названы те национальные, религиозные и социальные категории людей, на которое делилось общество тогдашней римской империи. Между ними отрицалась всякая солидарность, высшие противополагались низшим, у низших отнимались элементарные человеческие права. Только во Христе достигается подлинное человеческое братство. Не отрицает ап. Павел также индивидуальные особенности людей или наций, ибо как в живом теле каждый орган исполняет свою функцию благодаря своей индивидуальности, так и во вселенском Церковном обществе все нации раскрывают свою неповторимость и красоту.

Апостол преподает также положительные заповеди, которые необходимо усвоить христианину, чтобы облечься в нового человека. Для этого надо облечься в добродетели, подобно облачению в светлые одежды крещаемого: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:12–13).

Высший мотив к приобретению добродетелей, украшению себя ими – это подражание Христу по любви к Нему, потому что Он первый возлюбил нас» (Кол.3:13).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14), любовь есть первая и главная заповедь в христианстве и вернейший путь к высшему духовному совершенству, к Богоуподоблению (Мф.5:48). Не случайно она названа Апостолом после всех добродетелей, так как совершенная любовь есть дар Божий, который в полноте дается как венец, или награда за добродетельную жизнь. Это самая красивая одежда души, которая надевается поверх всех, по которой и узнает мир о Христе (Ин.13:35). Необходимое условие совершенствования есть вселение «мира Божия» (Кол.3:15) в сердцах верующих, ибо без него невозможна ни молитва, ни иная какая добродетель.

Апостол указал также и средства возрастания в христианской жизни: изучение Слова Божия, взаимная молитва, песнопение, наставление друг другу и совершение добрых дел во славу Божию (Кол.3:16–17).

2. Наставления относительно семейной жизни (Кол.3:18–21)

Семейные и социальные отношении между людьми, по ап. Павлу, определяются осознанием возрожденности и обновления во Христе. Семья как малая Церковь – есть образ отношения Христа и Церкви: муж – образ Христа, а жена – образ Церкви (см. Еф.5:23–24). Как Церковь – тело Христово и слава Его – повинуется Ему, как Главе (Кол.1:24) и своему Спасителю, так и жена – слава мужа (1Кор.11:7) – обязана повиноваться мужу как образу Христа и своему главе (Еф.5:23). Исходя из этого, ап. Павел и внушает женам повиноваться своим мужьям «в Господе», потому что это соответствует закону Божию, т. е. повиновение мужу не должно ограничивать служения жены Господу (Деян.4:19). Мужей Апостол увещает любить своих жен и быть к ним снисходительными, а не суровыми. Любимая мужем жена будет и повиноваться мужу, не из страха, а тоже из любви; муж же, в свою очередь, будет кроток с ней. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «муж, ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союз по любви. Любить есть дело мужей, а уступать – дело жен» (еп. Никанор. Толк. Апостол, ч. III, стр. 538).

Апостол увещевает детей быть послушными родителям, так как это есть исполнение заповеди Божией и потому «благоугодно Богу» (Кол.3:20). Родители должны не раздражать детей (Кол.3:21), быть по отношению к ним спокойными, терпеливыми и справедливыми, чтобы они сохранили преданность и любовь к родителям навсегда.

3. Наставления рабам и господам (Кол.3:22–4, 1)

Апостол повелевает рабам служить своим господам, «не как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол.3:22). Хотя раб по плоти зависит от господина, но по духу жизни он -сын Божий, которому уготовано великое наследие на небесах, ради которого стоит переносить временные страдания. Если раб верно служит господину, то ему уплатит за все Господь и его рабство будет ему уже путем в жизнь вечную. Раб, исполняющий свою повинность подневольно, и остается рабом, а раб, исполняющий все «как для Господа» (Кол.3:25), с свободным произволением, – уже не раб, ибо внутренне он свободен.

Апостол призывает и господ поступать с рабами справедливо, взаимно ценя их труд (Кол.4:1), памятуя, что господа не останутся не наказанными за несправедливое или бесчеловечное отношение к слугам и нерадение о меньших братьях своих. Все одинаково дадут ответ Богу той мерой, какой мерили сами...

4. Увещание к молитве и бодрствованию (Кол.4:2–6)

Апостол призывает быть постоянными в молитве, «бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2), т. е. постоянно за все благодарить Бога. Апостол просит также молиться о нем самом и о его сотрудниках, чтобы Господь помог им проповедовать и утверждать Евангелие, с успехом и славой «возвещать тайну Христову» (Кол.4:3). Для нас очень поучителен этот призыв ап. Павла: если он имел нужду в молитве братии, то сколь больше нуждаемся в общей, друг за друга молитве мы, и как не должны надеяться только на свои слабые молитвы.

Апостол научает колоссян обходиться с неверующими благоразумно, сообразуясь со временем (Кол.4:5), т. е. говорить с учетом состояния слушателей и так, чтобы это было достойно звания христианина, назидательно: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол.4:6). Так и Спаситель заповедал нам: «будьте мудри, как змии, и кротки, как голуби» (Мф.10:16), т. е. не подавайте никогда повода уловить вас или обвинить в слове; «соль» – это благоразумие, мудрость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Кол.4:7–18)

В заключение Апостол говорит колоссянам, что остальные вопросы они смогут разрешить при личной встрече, когда явятся к ним Тихик и Онисим, с которыми им и посылает свое Послание. Апостол Павел передает приветствия от своих сотрудников, среди которых находился Марк, племянник Варнавы, и Лука, впоследствии евангелисты, а также Епафрас, который прибыл к Апостолу и принес известия о Церквах фригийских. Апостол дает также распоряжение прочитать Послание в Лаодикийской Церкви и взаимно обменяться посланиями (Кол.4:16) (под посланием «из Лаодикии» надо понимать какое-нибудь из посланий, написанных ап. Павлом в Фригию. Это могло быть или послание к Ефесянам (см. А. Иванов, Руководство, стр. 370), или к Филимону, жителю Колоссы (см. Н. Розанов, Обозрение посл. св. Апостолов, М., 1886, ч. II, стр. 58). Приветствие приписано самим ап. Павлом.

Вопросы для повторения Послания к Колоссянам

I. 1. Что послужило поводом к написанию послания к Колоссянам и в чем его цель?

2. Указать время, место написания, главную тему и разделение по содержанию.

3. Что говорится во вступительной части (Кол.1:1–8)?

4. Какую молитву и почему возносит ап. Павел (Кол.1:9–10)?

5. Как изображает Апостол величие Иисуса Христа как Сына Божия, Творца мира, Промыслителя, Главы Церкви (Кол.1:12–23)?

6. Как объяснить стих 1, 24?

7. Какую тайну возвещает Апостол (Кол.1:26–29)?

II. 1. Что надо знать, прежде чем защищать истину (Кол.2:1–3)?

2. В чем состояла философия и лесть колосских лжеучителей (Кол.2:8)?

3. Как учит истинная философия о Христе (Кол.2:9)?

4. Что приобретает христианин во Христе (Кол.2:10–15)?

5. В каком образе изображает Апостол грех и нашу виновность (Кол.2:11–15)?

6. Против каких заблуждений предостерегает Апостол (Кол.2:16–23)?

III. 1. Как увещает к святости жизни ап. Павел (Кол.3:1–7)?

2. Какие дела ветхого человека должен отложить христианин (Кол.3:8–9)?

3. В чем состоит облечение в нового человека (Кол.3:10–14)?

4. Какие средства возрастания в христианской жизни (Кол.3:15–17)?

5. Какие наставления дает Апостол относительно семейной жизни (Кол.3:18–21)?

6. Какие наставления даются рабам и господам (Кол.3:22–4, 1)?

7. Какая должна быть наша молитва (Кол.4:2–3)?

8. Каким должно быть наше «слово» (Кол.4:5–6)?

9. Какие распоряжения относительно послания передал Апостол (Кол.4:7–18)?

Комментарии для сайта Cackle