ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1. Основание Церкви в Фессалониках

Город Фессалоники, или Солунь, главный город Македонии, основан во времена Александра Македонского в III в. до Р.Х. Во времена ап. Павла это был богатый торговый город, населенный, кроме греков, евреями и римлянами. Ап. Павел прибыл в Фессалоники ок. 53 г. во время второго миссионерского путешествия (Деян.17:19). Здесь он в течение 3-х суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем и воскресшем Мессии. Многие приняли благовестие, но неуверовавшие иудеи воздвигли гонение на Апостола, и он вынужден был удалиться в Коринф. За это короткое время и было положено первоначальное основание Фессалоникийской церкви.

2. Повод, цель, время и место написания Послания

Находясь в Коринфе, ап. Павел не переставал интересоваться судьбой новооснованной христианской общины в Фессалониках. Желая узнать о духовном состояния фессалоникийцев, Апостол послал к ним Тимофея (1Сол.3:2). Возвратившиеся Тимофей и Сила (Деян.18:5) принесли много утешительного о вере и жизни солунян (1Сол.3:9), однако не скрыли и недостатков как нравственного характера (блуд, идолопоклонство, корыстолюбие (1 Фее.4,3–6), так и вероучительного: некоторые, усвоив ложное мнение о весьма скором пришествии Христа, надеялись войти в Его Царство еще при своей жизни, предавались праздности, не желали заниматься никаким полезным трудом. А так как люди умирали, не дождавшись пришествия Господа, то некоторые христиане печалились о их участи, считая их отвергнутыми Богом (1Сол.4:13–17) (по словам св. И. Златоуста, ап. Павел говорит о воскресении умерших «не потому что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на это, оплакивали умерших», т. е. предавались неумеренной скорби (по еп. Никанору, Толков. Апостол, ч. III, 35).

С тем, чтобы дополнить, чего недоставало вере солунян (1Сол.3:10), подкрепить их в скорбях, исправить их нравственные недостатки, а также рассеять заблуждения относительно второго пришествия Господа Иисуса Христа и судьбы умерших, и было написано Послание.

Написано Послание в 53 г. из Коринфа. Это хронологически первое из сохранившихся посланий ап. Павла и одна из первых книг Нового Завета.

3. Содержание и разделение Послания

По своему содержанию Послание делится на две части: историческую (гл. 1–3) и нравоучительную (гл. 4–5). В первой части Апостол воспоминает обстоятельства своей проповеди в Фессалониках и благодарит Бога за то, что солуняне держат Евангелие в чистоте, хвалит их за веру и утешает в страданиях. Во второй части Апостол призывает к чистой и святой жизни, к братолюбию; опровергает ложное представление солунян о судьбе умерших; раскрывает им тайну воскресения мертвых и тайну второго пришествия Иисуса Христа. По причине неизвестности этого дня Господня Апостол призывает к непрестанному бодрствованию и трезвению, а также дает различные наставления к благочестивой жизни.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (гл. 1–3)

1. Благодарность за веру и стойкость фессалоникийцев (1Сол.1:1–10)

Начинается Послание обычным приветствием от имени Павла, Силуана и Тимофея. Апостол Павел благодарит Бога за великое чудо Его милости – основание церквей, в частности, в Фессалониках, и молится непрестанно об их усовершенствовании. Он благодарит Бога за веру, любовь и упование солунян, радуясь, что проповедь его была не напрасна (1Сол.1:1–5). Эти три главные христианские добродетели составляют основу духовной жизни. У солунян была деятельная вера, почему она и названа «делом веры»; любовь есть подвиг, поэтому названа «трудом любви», а надежду Апостол назвал терпением «упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1Сол.1:3).

Апостол благодарит Бога за чистое, дивное призвание солунян ко Христу, почему и его благовестие у них подтверждалось многими чудесами: «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1Сол.1:5).

Ап. Павел свидетельствует о вере солунян и следовании их за Христом, несмотря на многие скорби, которые они принимали в «радости Святого Духа» (1Сол.1:6), подражая в этом св. Павлу и Самому Христу, а через это и сами стали образцом для других: «вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1Сол.1:7). Без слов, без самовосхваления, но самой своей жизнью, твердостью в вере солуняне стали образцом для подражания и возбудителями веры для соседних народов.

2. Воспоминание Апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (1Сол.2:1–20)

Похвалив солунян за их веру, Апостол напоминает о своей проповеди среди них. После гонений в Филиппах (Деян.16:12–40) проповедь и в Фессалонике была не легка, но с «великим подвигом» (1Сол.2:2). Перенесением скорбей за благовестие Апостол подтверждает, что он учит о Христе без «нечистых побуждений, лукавства» (1Сол.2:3), без «слов ласкательства» и «видов корысти» (1Сол.2:5), так как старается угождать «не человекам, но Богу, испытующему сердца» (1Сол.2:4).

Апостол напоминает солунянам, что он и его сотрудники вели себя не кичливо, а тихо, скромно и любвеобильно, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1Сол.2:7), потому что он действовал не ради славы или честолюбия, а ради славы Божией, по любви к ним. По этой причине Апостол работал «ночью и днем, чтобы не отяготить» братьев (1Сол.2:9), не быть на их содержании.

Апостол говорит, что он, как отец с детьми своими, употреблял различные средства воздействия на солунян: убеждал, просил, умолял поступать достойно Бога, призвавшего их в Свое царство и славу (1Сол.2:12). И труды Апостола остались ненапрасными. Поэтому он благодарит Бога за то, что солуняне приняли слово благовестия о Христе – приняли «не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно и есть по истине» (1Сол.2:13).

Солуняне, принявшие благовестие, много претерпели за него, став подражателями в этом братьям в Иудее, которые особенно были гонимы за веру своими же единоплеменниками (1Сол.2:14–15). Апостол этим сравнением воодушевляет солунян: если там, где жил и действовал Христос, где сошел Дух Святой на апостолов, образцовые Церкви тоже терпят страшные гонения, как и Церковь Фессалоникийская, значит, страдания и гонения за веру неизбежны. Ведь убили враги истинной веры Самого Господа Иисуса и Его пророков, поэтому естественно, что они и «нам препятствуют говорить язычникам, чтобы спаслись» (1Сол.2:16). Апостол высказал предсказание о иудеях: «приближается на них гнев до конца» (1Сол.2:16), что и последовало вскоре: разрушение Иерусалима и рассеяние евреев по всему миру произошло в 70 г. по Р.Х.

3. Желание св. ап. Павла видеть солунян (1Сол.3:1–13)

Горячо желая видеть солунян и встречая этому постоянные преграды, ап. Павел посылает Тимофея с целью «утвердить» их и «утешить в вере» (1Сол.3:2), предостеречь от уныния и колебания среди стольких скорбей и гонений. Ап. Павел выражает свой взгляд на страдания как неизбежное для христианина явление. Это не какая-то случайность, не что-то временное, – они составляют сущность крестоношения: «так нам суждено» (1Сол.3:3). Этого никогда не скрывал Апостол, но предупреждал новообращающихся, «что будем страдать» (1Сол.3:4). Однако это не поколебало их веры: св. Тимофей принес радостные вести о вере и стойкости солунян, что и составляет цель жизни самого Апостола: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Сол.3:3).

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1Сол.4:1–5, 24)

1. Призыв к святости и братолюбию (1Сол.4:1–12)

Апостол Павел призывает преуспевать в угождении Богу и делании заповедей, смысл и цель которых – «освящение» верующих (1Сол.4:3). Непременным же требованием святости является целомудрие, т. е. телесная и душевная чистота: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел содержать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Сол.4:4–5).

Здесь, как и в Послании к Римлянам (1Сол.1:21–31), утверждается мысль, что целомудрие есть необходимое условие святой жизни и что нравственное разложение личности есть результат неверия. «Блуд», по ап. Павлу, понимается в широком смысле: как всякое блуждание ума – похоть плотская и душевная. Под «сосудом», который следует соблюдать «в святости и чести» (1Сол.4:4), скорее надо понимать не жену (1Пет.3:7), а свое тело, которое ап. Павел иначе называет «глиняным сосудом» (Рим.9:21; 2Кор.4:7; 2Тим.2:20), «телом смерти» (Рим.8:11, 7:24) по причине наклонности его ко греху.

Апостол хвалит солунян за преуспеяние в братолюбии и умоляет их терпеливо трудиться «своими руками», чтобы «внешние» не упрекали их в тунеядстве (1Сол.4:11–12). Христиане должны честно трудиться, чтобы содержать себя и давать нуждающимся исполняя заповедь любви (Деян.20:35).

2. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (1Сол.4:13–5, 28)

Не желая оставить солунян в неведении относительно эсхатологических событий, о которых распространялись неправильные представления, Апостол дает положительное освещение этого вопроса (1Сол.4:13–18) (это зачало (1Сол.4:13–17) читается при погребении мертвых. Учение о пришествии Господнем (парусии) Апостол излагает как «слово Господне» (1Сол.4:15), т. е. как полученное по особому откровению, а не заимствованное откуда-то). Прежде всего он предостерегает и скорби в вопросе о судьбе умерших. Факт смерти и воскресения Христа есть залог будущего всеобщего воскресения. Дожившие до того дня Господня не будут иметь никакого преимущества перед ранее верующими, они «не предупредят умерших» (1Сол.4:15) входом в открывшееся Царство. Наоборот, когда вострубит Архангел в трубе Божией, тогда «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Сол.4:16), затем «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1Сол.4:17). Апостол и себя включает в ряд с живущими в парусии, но не в буквальном смысле: речь идет о тех христианах, которые будут жить в день явления Господа.

«Труба Архангела» означает здесь образ действия Силы Божией, которая вызовет из могил умерших. Как когда-то мир был вызван Творцом к бытию, так он будет вызван к обновлению (возвещение начала парусии трубой Ангела подчеркивает наступление торжественно-страшного часа. Так, у евреев все важные события жизни сопровождались трубными звуками). «Облака» и «воздух» тоже есть образы Божественных действий, зрительно вторгающихся в область тварного мира. Вспомним для примера, что Апостолы были перенесены к месту погребения Божией Матери тоже на «облаках». Это же облако некогда скрыло от взоров Апостолов и возносившегося от них Господа.

В парусии же оно восхитит святых к Господу навеки.

В изображении самого воскресения замечается некоторая последовательность. «Мертвые во Христе воскреснут первые» (1Сол.4:16), потому что они явятся с Ангелами и 12-тью Апостолами на суд вместе с Господом. Затем последует преображение живых и восхищение их к Богу. Наконец, воскреснут и нечестивые на суд (см. также 1Кор.15:23). Хилиасты на основании книги Откровения (1Сол.20:5) утверждают, что вначале воскреснут верующие во Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет; потом воскреснут все остальные. Но, по Апостолу, воскресение относится к последнему, второму, пришествию Христа. По мнению же хилиастов, следует допустить не только два воскресения, но и два пришествия Христовых, что явно неверно.

Относительно времени наступления этого дня (парусии) Апостол утверждает только его: 1) неожиданность, внезапность и 2) неотвратимость.

1) Неожиданность: «День Господень так придет, как тать ночью» (1Сол.5:2), т. е. тайну этого дня Бог положил в Своей власти и никто не знает времени пришествия его (Мф.24:36). Поэтому надлежит постоянно бодрствовать, всегда быть готовым предстать на суд. «Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни» (Блаж. Августин). Кто будет проводить жизнь беспечно, думая, что день тот придет не скоро, тот уже не успеет покаяться, когда он наступит. Во время полной духовной беспечности, прекращения всякой духовной брани, «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Сол.5:3, ср. притчу о безумном богаче, Лк.12:16–20), Но кто «хорошо подготовится к своей кончине, тот от всеобщей не потерпит никакого вреда» (св. И. Златоуст) (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. к Флп.и к Солун., изд. 2-е, М., 1895, стр. 367).

2) Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает, что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке» (1Сол.5:3) (муки чаяния родов есть также образ христианского чаяния парусии. Для истинно христианского сознания продолжительность ожидания не имеет значения. Это дело не исследования, а веры и совести, которые приобщают христианина уже теперь к Царству славы. Оно – день, но заря его уже занялась в душе христианина, и его дело – раскрывать душу для встречи этого дня).

Апостол призывает верующих, как сынов света и дня, бодрствовать и трезвиться, облекшись в духовное оружие: «броню веры и любви и шлем надежды спасения», а не спать или упиваться вином (1Сол.5:7–8), т. е. не проводить время в беспечности.

Особо призывает Апостол «уважать трудящихся у вас предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1Сол.5:12–13), т. е. оказывать повиновение священнослужителям. Необходимость этого увещания объясняется тем, что в первом веке богатство харизматических даров и ожидание парусии давало некоторым повод отрицать иерархию. Предстоятелей ап. Павел научает разборчиво относиться к пастве: бесчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, ко всем относиться с терпением и любовью (1Сол.5:14).

Апостол предлагает целый ряд трогательных, исполненных пастырской любовью увещаний: о непрестанной радости о Духе Святом, о молитве и благодарении Богу, а также призывает не угашать духовных дарований (1Сол.5:16–22) омрачением духовно-душевно-телесного организма (1Сол.5:23).

В заключение Апостол настоятельно повелевает прочитать это послание «всем святым братьям» (1Сол.5:27), передает приветствие и благословение.

Вопросы для повторения Первого послания к Фессалоникийцам

I. 1. Когда, кем и как было положено основание Церкви в Фессалониках (Деян.17:1–3)?

2. Указать повод, цель, место и время написания Послания.

3. О чем благодарит ап. Павел в 1-й гл.?

4. О каких моментах своей проповеди в Фессалониках воспоминает ап. Павел (1Сол.2:3–6)?

5. С чем сравнивает Апостол свою деятельность в Фессалониках (1Сол.2:7–12)?

6. Как они приняли устное слово Апостола (1Сол.2:13)?

7. Кому уподобились фессалоникийцы в своих скорбях (1Сол.2:14–15)?

8. Кого и с какой целью послал Апостол в Фессалонику (1Сол.3:2–13)?

9. Что говорил ап. Павел о скорбях (1Сол.3:3)?

II. 1. В чем состоит воля Божия о человеке (1Сол.4:3–6)?

2. Какие наставления даются против блуда и корыстолюбия (1Сол.4:1–12)?

3. Как рассуждает ап. Павел о судьбе умерших (1Сол.4:13–18)?

4. На чем основана должна быть наша вера в воскресение мертвых (1Сол.4:14)?

5. Как изображается явление Господа и восхищения всех к Нему (1Сол.4:16–17)?

6. Что можно сказать о времени парусии (1Сол.5:1–3)?

7. Как мы должны быть готовы ко встречи Господа (1Сол.5:4–11)?

8. Какие наставления даются пресвитерам (1Сол.5:12–13)?

Комментарии для сайта Cackle