Источник

Крестные страдания нашего Господа Разделение риз... Надпись на кресте... Поношения... (Мф. 27:35–43)

Начались крестные муки Божественного Страдальца. РАСПЯВШИЕ ЖЕ ЕГО четыре воина, окончив свое дело, ДЕЛИЛИ ОДЕЖДЫ ЕГО, которые, по римскому закону, поступили в их собственность: верхнюю одежду, сандалии, пояс, головной покров, все поделили на четыре части, раздирая на части то, что не могло достаться одному; но хитон (нижнюю одежду) им жаль было рвать: он был не шитый, а весь тканый сверху донизу: это был дар и труд Его любящей Матери. Воины решили затруднение, БРОСАЯ ЖРЕБИЙ, кому достанется15.

Они, конечно, действовали по своему расчету, может быть, даже с грубыми насмешками, как будто делили царские одежды; но воля Божия творила свое: через это с поразительной точностью сбылось пророчество, за много веков до того изреченное устами Давида: «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19). «Разделяли те ризы, – говорит святитель Златоуст, – которыми произведено столько чудес, и которые, однако же, не оказывали тогда никакого действия: Христос удерживал Свою неизреченную силу». Так одно за другим исполнялись все ветхозаветные пророчества у креста Христова, показывая, что этот крест был делом не буйства человеческого, а премудрости Божией. И, у подножия креста, воины СТЕРЕГЛИ ЕГО ТАМ; стерегли, чтобы кто-нибудь не снял Его с креста, чтобы не произошло каких-либо беспорядков от толпы народной. И ПОСТАВИЛИ (прикрепили) НАД ГОЛОВОЮ ЕГО, на верхнем роге креста, НАДПИСЬ на выбеленной дощечке, ОЗНАЧАЮЩУЮ ВИНУ ЕГО: СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС, Назарянин, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Эту надпись Пилат приказал сделать нарочито на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы и все, пришедшие из далеких стран по случаю Пасхи, плохо понимавшие язык еврейский, могли читать ее. Эту дощечку несли впереди Господа, когда вели Его на Голгофу, а может быть она повешена была тогда на шее Его. Только тогда, когда эта дощечка была прибита над главою Господа, Иудеи заметили, как зло посмеялся над ними Пилат. По смыслу надписи, которую «читали многие из Иудеев, потому что место... было недалеко от города», выходило, что Иисус Христос есть действительно Царь Иудейский, Которого подданные или не смогли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Пришлые Иудеи могли укорять их за поругание Царя Иудейского, а язычники – смеяться над ними. Эта мысль совершенно отравила дикое торжество врагов Господних и они отправились к Пилату с просьбой переменить эту, возмущавшую их надпись. «Не пиши», – говорили они, – «Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пусть каждый знает, что мы не признавали Его Царем, а Он Сам выдавал Себя за Мессию». Но Пилат ответил им: «что я написал, то написал» (Ин. 19:21), т.е. переменять не стану. И первосвященники со стыдом и досадой возвратились на Голгофу, чтобы вознаградить свое безчестие клеветами и насмешками над распятым Иисусом. «Пилат, – говорит блаженный Августин, – что написал, то написал; так, как Господь – что сказал, то сказал. Он сказал: Я Царь, поставленный над Сионом; сказал, что Ему должно пострадать, чтобы войти в славу Свою. Оставалось провозгласить нового Царя. И Пилат, язычник, торжественно провозглашает Его, наперекор властям Иудейским.

Здесь и пророческий символ событий, которые скоро последовали. Народ Иудейский увидел и, к посрамлению своему, видит, как народы языческие один за другим признают распятого Иисуса своим Царем, Спасителем и Господом». ТОГДА, после распятия Иисуса Христа, РАСПЯТЫ С НИМ ДВА РАЗБОЙНИКА: ОДИН ПО ПРАВУЮ СТОРОНУ, А ДРУГОЙ ПО ЛЕВУЮ, чтобы Святый святых и на кресте представился как бы преступнейшим из злодеев, главой разбойников. Диавол, по замечанию святителя Златоуста, хотел через это помрачить славу Господа, но, сам не зная, увеличил ее, потому что через это самое исполнилось одно из пророчеств о том, что Иисус Христос будет вменен с беззаконными. Древнее предание называет разбойника, распятого по правую сторону Господа – Дисмасом, а по левую – Гестасом. Вероятно, это были сообщники Вараввы в мятеже и убийствах. У подножия креста раздается своего рода проповедь об Иисусе – это ругательства и насмешки над Ним. ПРОХОДЯЩИЕ ЖЕ ЗЛОСЛОВИЛИ ЕГОКИВАЯ, в знак презрения, ГОЛОВАМИ СВОИМИ И ГОВОРЯ: РАЗРУШАЮЩИЙ ХРАМ И В ТРИ ДНЯ СОЗИДАЮЩИЙ! Если ты действительно такой великий Чудотворец, то СПАСИ СЕБЯ САМОГО; ЕСЛИ ТЫ СЫН БОЖИЙ, СОЙДИ теперь С КРЕСТА. Какой же Ты Сын Божий, если не можешь даже Себя Самого спасти от крестного позора и смерти?.. Нетрудно угадать, чей это голос раздается из толпы мимо проходящих. Это кричат те же наемные слуги синедриона, те же лжесвидетели, которые уже клеветали на Господа прошлой ночью в первом собрании синедриона. Теперь им подсказали владыки их, что кричать; с какой точностью исполнялось то, что говорил о Себе Мессия устами Давида: «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою» (Пс. 21:8). А это – «сойди с креста» – как напоминает оно то сатанинское предложение, еще в начале служения Иисуса Христа, во время Его сорокадневного поста: «если Ты Сын Божий, бросься вниз!» Ясно, что и теперь устами слуг саддукейских говорил тот же адский искуситель, предлагая Господу нашему мысль употребить Свою всемогущую силу для избавления Себя от нестерпимых крестных мук... Присутствие духа адского, сатанинского, с особенной силой чувствуется в этих злорадных издевательствах над страждущим Господом нашим и ужас невольно приводит душу в содрогание при размышлении о них. Видимо, сатана пытался проникнуть в святейшую душу Его со своими богопротивными помыслами...

ПОДОБНО И ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ (наконец, и сами первосвященники не утерпели: не стыдясь своих седых волос, не щадя своего почтенного сана, они становятся наряду со своими низкими прислужниками) С КНИЖНИКАМИ И СТАРЕЙШИНАМИ И ФАРИСЕЯМИ, со всеми членами своего верховного судилища, НАСМЕХАЯСЬ над чудесами Иисуса Христа, друг другу ГОВОРИЛИ: смотрите, ДРУГИХ СПАСАЛ Он от разных бед, страданий, опасностей, А СЕБЯ САМОГО НЕ МОЖЕТ СПАСТИ. Пусть спасет Себя, если Он действительно Христос, Божий избранный! Люди книжные и говорят по книжному. Избранником Божиим называется Христос у пророка Исайи (Ис. 42:1). Видно, хотят показать народу, что они знают Писание, исследовали его и, значит, знают, что говорят, – надо им верить! Да и много ли нужно, если Он действительно есть Мессия, чтобы доказать это? ЕСЛИ ОН ЦАРЬ ИЗРАИЛЕВ, как написал над Ним Пилат, ПУСТЬ ТЕПЕРЬ, сейчас же, СОЙДЕТ С КРЕСТА, И мы УВЕРУЕМ В НЕГО, примем Его за Мессию. «Но хвалясь знанием Писаний, – говорит Филарет, архиепископ Черниговский, – эти слепые учителя народа на самом деле не хотели знать Писаний. Что говорит Давид о Мессии? Его псалом 21 все издревле признавали за песнь о Мессии. А в этом псалме Мессия-страдалец говорит: «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17). Во времена Давида вовсе была неизвестна казнь распятия. Ясно, как нельзя более, что Давид в духе пророческом видит в отдаленном будущем судьбу Мессии, – видит то, что теперь совершилось над Иисусом стараниями синедриона». Но даже припоминая пророчества о Мессии, фарисеи с насмешкой прилагают их теперь к страждущему Господу и тем поразительно исполняют эти пророчества: УПОВАЛ НА БОГА, повторяют они хулу, которую в псалме у Давида произносят нечестивые в оскорбление Мессии; ПУСТЬ ТЕПЕРЬ ИЗБАВИТ ЕГО, ЕСЛИ ОН УГОДЕН ЕМУ. ИБО еще так недавно, в нашем присутствии, ОН СКАЗАЛ: Я БОЖИЙ СЫН. Разве Отец оставил бы Сына в таком положении? «О, скверные и пребеззаконные! – восклицает святитель Златоуст, – пророки разве не были пророками, или праведники праведными оттого, что Бог не исхитил их от напастей? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами и словами искоренил в нас эту мысль». «Не человеки на Голгофе ругаются Божию величеству, – говорит святитель Филарет Московский, – Божий Промысл посмевается буйству человеческому, без нарушения свободы заставляя его служить высочайшей Своей премудрости; не лукавые рабы прехитряют Господа; всеблагий Отец не щадит Сына, чтобы не погубить рабов лукавых.

Не вражда земная уязвляет любовь небесную; небесная любовь скрывается во вражду земную, чтобы смертью любви убить вражду и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень смертную. Таким образом, то, чего не хотели, не могли, не знали, перед целым светом совершилось теми самыми, которые не хотели, не могли, не знали»... 

* * *

15

В Грузинской церкви сохранилось предание, что один юноша, родом еврей, по имени Элиоз, присутствовавший при распятии Господа, купил хитон Его у того воина, которому он достался, и принес в город Мцхет, где он находился в течение многих столетий. В 1625 году, в царствование Михаила Феодоровича, персидский шах Аббас прислал хитон Господень (или ризу) в Москву с письмом, в котором извещал, что он взят им в Грузии во время набега. Этот хитон положен был тогда в Московском Успенском соборе, и в честь его положения установлен праздник 10 июля. Две части хитона находились в Санкт-Петербурге: одна – в соборе Зимнего дворца, другая – в Петропавловском соборе.


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle