Явление Господа на горе Галилейской... (Мф. 28:16–20)

Святой евангелист Матфей ничего не говорит о явлениях Господа Своим ученикам как в первый день по Своем Воскресении, так и в последующее время. Из всех Его явлений он описывает только одно, самое торжественное, о котором Господь особенно предсказывал еще до Своей смерти, на которое указывали и Сам Он, Воскресший, и Ангелы благовестники, в день Воскресения. До этого явления видели Воскресшего лишь ближайшие ученики Его и несколько благочестивых жен: ни семьдесят учеников, ни другие верующие еще не лицезрели своего Божественного Учителя и довольствовались свидетельствами очевидцев. Теперь Он явился, по словам апостола Павла, более пятистам братиям сразу. По прошествии праздников, исполняя повеление Господне, ОДИННАДЦАТЬ ЖЕ УЧЕНИКОВ ПОШЛИ В ГАЛИЛЕЮ. Там шесть из них удостоились явления Господа на море Тивериадском, о чем благовествует святой Иоанн. Может быть при этом явлении Господь повелел им всем собраться в указанное место, и они, купно со множеством верующих, собрались НА ГОРУКУДА ПОВЕЛЕЛ ИМ ИИСУС. Это явление, по замечанию святителя Филарета Московского, имеет особенную знаменательность, как можно усмотреть из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а об этом явлении предварил учеников Своих и назначил для него место: «чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Название горы не сохранилось: может быть, это была гора Фавор, где Он явил славу Своего преображения, заповедав молчать об этой славе до Своего воскресения, а теперь разрешая это молчание, а может быть, гора Блаженств, столь памятная верующим по великой Нагорной беседе Спасителя. ИУВИДЕВ ЕГОПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ, воздали Ему благоговейное поклонение, как Богу. А ИНЫЕ (конечно, не из одиннадцати учеников, а из числа пятисот, уверовавших в Господа Галилеян, не приготовленных предшествующими явлениями Воскресшего, как приготовлены были апостолы) УСОМНИЛИСЬ, поколебались в вере: действительно ли видят они воскресшего Господа?

Так было раньше и с самими апостолами, когда они, в первый день по Воскресении, в первый раз увидели Его при дверях запертых, и они подумали тогда, что видят призрак. «Подивись их любви к истине, – замечает святитель Златоуст, – что они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем, и эти колеблющиеся были утверждены явлением». Эти сомнения учеников, о которых так часто упоминается в Евангелии, служат сильнейшим доказательством, что они не увлекались мечтой, а тщательно исследовали истину Воскресения Христова. «С Воскресением Господа настало время дать им ясное, опытное понятие о Царствии Небесном, – говорит Филарет, митрополит Московский. – Для этого воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам и провозглашает Свое воцарение в том Царстве, приближение которого предсказывал»: И ПРИБЛИЗИВШИСЬ ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: ДАНА МНЕ, как Человеку, ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ, какую имел Я доселе как Бог. «Теперь ясно видно, что Царь провозвещенного Царства – есть Воскресший Христос; Его Царство есть Небесное, потому что Его воскресшая жизнь очевидно есть уже не земная, а Небесная и пренебесная, но Царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной, несовершенной, смертной жизни возводить в жизнь Небесную, совершенную, безсмертную, в блаженство Царства Небесного» (Филарет, митр. Московский). Как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что Им создано; теперь же, по воскресении Своем, Он восприял эту власть и по Своему человечеству, как Искупитель мира. «До крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, – говорит Филарет, митрополит Московский, – для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей; Воскресший Христос есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов», т.е. Крест, «который отворяет – и никто не затворит» (Откр. 3:7). Ему дана власть отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных. В каких разнообразных видах является всякая власть Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей власти к нам, всякой власти Его на земле. Если Он имеет всякую власть, то здесь нет никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека и на все царство природы.

Под властью Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышит, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябания. Под властью Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властью оскорбленной благости и правды Его солнце опаляет, воздух дышит тлетворно, облако пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властью оскорбленной благости и правды Его невнимательный к этой власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для людей, «замышляющих тщетное», грозную власть дал Отец Небесный Единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе... Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:1,8, 9). Теперь, когда Христос воскрес, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небеси и на земли, не только небо сделалось досязаемым (достигаемым), но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящими и нисходящими по лестнице небесной (Быт. 28:12), теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небеси». Никогда еще апостолы не слышали таких властных слов из уст своего Учителя. Прежде Он говорил, что все предано Ему Отцом Его, но они понимали эти слова в смысле власти земной; теперь они слышат, что власть их Учителя простирается и на небо. Итак, – говорит Господь ученикам Своим, – поскольку теперь все в Моей власти, то идите в мир, Я буду вашим заступником и покровителем; ИТАК ИДИТЕНАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, не Иудеев только, но и все народы, ибо весь мир искуплен Моей Кровью, для всех открыт вход в Царство Небесное Моей властью, – научите, КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, возрождая всех людей для жизни новой, благодатной, вечной, посредством Таинства Крещения, которое будет служить образом (символом) смерти для греха, и рождения, воскресения для Бога. И не только вводите их в Церковь Мою в Таинстве Крещения, но и руководите их в жизни на пути к Царству Небесному, готовьте их к вечной жизни, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЕЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ, все Мои заповеди и постановления, все, чему Я учил вас.

«Смотри, – замечает блаженный Феофилакт, – как речь Господа обнимает обе ветви христианского благочестия: богословие и деятельную добродетель. Убоимся же, братия, зная, что если и одного не соблюдем, то не будем совершенными рабами Христовыми, ибо от нас требуется хранить все». Это повеление – учить все народы – не могло не смутить апостолов. Сам Учитель все время проповедовал только Своему народу и даже заявлял, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, а вот теперь повелевает идти в мир весь, ко всем народам... Кто они, бедные рыбари Галилейские, чтобы им идти по всему миру, когда они едва имеют смутное понятие о существовании каких-то народов, когда они и в своей-то стране, на родном языке, едва могли передавать учение своего Учителя, постоянно обращаясь к Его помощи за разъяснениями; а теперь – как они пойдут по всему миру, ко всем неведомым народам, и притом одни, без Учителя, Который, казалось, прощается с ними уже навеки?.. Любвеобильный Сердцеведец видит их смущение и изрекает им, а в лице их и всем верующим, всей Церкви Своей, великое обетование. Не говорите Мне о препятствиях, – вещает Он: И СЕЯ С ВАМИ, Я, Всесильный, с вами, не бойтесь ничего, – Я с вами, со всеми истинно в Меня верующими, всегда, ВО ВСЕ ДНИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. АМИНЬ! Истинно, непреложно слово Мое! И с радостью внимали ученики этому утешительному слову Господа, и сердца их исполнялись мужеством и готовностью на все подвиги ради своего возлюбленного Учителя. «Не видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – опять силы Его? Не с ними только будет находиться, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли жить до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. И в Ветхом Завете пророкам Иеремии, Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: Я с вами. То же самое и теперь говорит ученикам Своим. Теперь посмотри, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу; эти, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века напоминает им для того, чтобы более привлечь их, и чтобы они не только на настоящие скорби смотрели, но и на будущие безконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с этой жизнью, поскольку окончится и самый век. Блага же, которые получите, вечны, как Я вам прежде часто говорил. Таким образом укрепив и ободрив их дух также и этим напоминаем о последнем дне, Он послал их в мир».

«Христианин! – поучает святитель Филарет Московский, – веруешь ли слову Господню: «се, Я с вами во все дни до скончания века»? Если веруешь, то ты должен верить и тому, что и в нынешние дни, подобно как в первый день Воскресения, Господь является верующим в Него и любящим Его и дарует сердцам их Свою Божественную радость и Свой премирный мир. Подвизайся же и ты привлечь это благодатное посещение усердной молитвой, прилежным поучением в слове Божием, благими делами по заповедям Господним, более же всего пламенной любовью к Умершему за тебя и Воскресшему. Зови Гостя Небесного прилежнее, готовься к принятию Его в Святых Тайнах тщательнее, чем делаешь это для безполезного, большей частью, принятия земных гостей. И если Он посетит тебя Своим Божественным утешением, берегись, да никтоже возьмет от тебя радости твоея. Не погружай сердца твоего в удовольствия мира и плоти: как светильник, уроненный в воду, угасает, так, если уронишь сердце свое в похоти плотские и страсти земные, свет радости духовной угаснет, и душу вновь объемлет (захватит) мрак и смерть. Да охранит от этого всех нас Господь Иисус Христос, свет, и жизнь, и радость наша вовеки». «Возблагодарим же Господа, – восклицает блаженный Феофилакт, – пребывающего с нами в безконечные веки. Ему подобает всякое благодарение и слава и честь во веки веков. Аминь!»


Комментарии для сайта Cackle