Источник

Проповедь Предтечи Господня (Мф. 3:1–12)

Как звезда утренняя перед восходом солнца явился Предтеча и громко возвестил о пришествии Солнца правды, Иисуса Христа. В ТЕ ДНИ, – повествует апостол Матфей, – т.е. в то время, когда Иисус Христос жил еще в Назарете, ПРИХОДИТ, исходит, по повелению Божию, из своего уединения ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ПРОПОВЕДУЕТ В ПУСТЫНЕ ИУДЕЙСКОЙ, лежащей на запад от Мертвого моря; водимый Духом Божиим, он проходит по всей долине Иорданской от этого моря до другого – озера Галилейского. Не пошел Предтеча Христов по градам и весям земли Иудейской со своей проповедью, как поступали все ветхозаветные пророки, а проповедовал в пустыне: здесь, среди величественных картин природы, среди строгого безмолвия скал и утесов гор Иудейских, или на цветущих берегах быстрого Иордана, собирались к нему отовсюду жаждущие услышать слово о грядущем Мессии; здесь меньше было праздного любопытства толпы; здесь не могли препятствовать ему гордые книжники и фарисеи; здесь, на свободе, в родной, с колыбели ему любезной пустыне, которая уже самой дикостью своей, отдаленностью от шума городской суеты, располагала к размышлению о грехах, к покаянию, громко взывает он И ГОВОРИТ: ПОКАЙТЕСЬ! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии – Христа: Он грядет к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам Царствия Божия, а это Царство недалеко от вас: ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. О каком же Царстве говорит Иудеям Предтеча Христов? Что такое Царствие Божие, Царство Небесное? Иудеи, как и все люди времен ветхозаветных, неспособны были понимать духовное учение иначе, как в виде чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, о спасении души, надлежало говорить им о Царстве.

Конечно, это то Царство, в которое позовет Иисус Христос во время Второго Своего пришествия праведников, когда скажет им: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Но чтобы войти в это Царство славы, необходимо вступить в преддверие его, в Царство благодати. Это Царство есть Святая Церковь Православная, Самим Господом на земле основанная. Будь послушным сыном Церкви Православной и, незаметно для тебя самого, придет к тебе Царствие Божие, внидет благодать Христова в сердце твое, очистит тебя, обновит, соделает чадом Божиим и внидешь в живот вечный, и получишь Царство Небесное. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей. Но не о таком царстве мечтали Иудеи: они думали, что Христос освободит их от ига Римлян, что с Его пришествием воскреснут все мертвые, будет суд, причем враги их будут истреблены, а сами Иудеи станут великим народом, которому покорятся все народы земные. Питая такие надежды, они, конечно, не понимали, как должно, проповеди Иоанна, но хорошо было уже и то, что его проповедь о Царстве Божием пробудила в них желание ближе узнать, что им нужно делать, чтобы войти в него. Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминает Иудеям древнее пророчество о Предтече Христовом: ИБО ОН ТОТ, – объясняет евангелист, – О КОТОРОМ СКАЗАЛ (предсказал) ПРОРОК ИСАЙЯ: слышится мне ГЛАС мужа, ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ: ПРИГОТОВЬТЕ ПУТЬ ГОСПОДУ (приготовьте путь для грядущего Господа), ПРЯМЫМИ СДЕЛАЙТЕ СТЕЗИ ЕМУ. Пророк говорит о возвращении Иудеев из плена Вавилонского: Сам Бог, как Царь, ведет народ Свой в родную его землю; впереди народа спешит вестник, повелевающий приготовить все нужное, уровнять и исправить пути... Но это возвращение Иудеев из плена было только прообразом возвращения Христом всего рода человеческого из плена греха, проклятия и смерти, этот вестник – только прообраз Предтечи Христова Иоанна. Приготовьте пути,– как бы так говорил Иоанн, – будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Евангелия, прямыми сделайте стези, т.е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, которая убивает, а по духу, по внутреннему духовному смыслу его, который животворит. Господь близко: Он стоит при дверях сердца вашего, будьте же готовы встретить Его! САМ ЖЕ ИОАНН, своими речами напоминавший Исайю пророка, в то же время своей грубой одеждой, своей суровой постнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка – Илию; его строгое, загорелое, истощенное постом лицо, его пламенный взгляд, вся наружность его невольно заставляли слушателя внимать ему: ИМЕЛ ОДЕЖДУ ИЗ ВЕРБЛЮЖЬЕГО ВОЛОСА, из длинного, толстого, колючего волоса, И ПОЯС КОЖАНЫЙ, такой же, какой носил Илия, НА ЧРЕСЛАХ СВОИХ.

Пояс вообще означает готовность к трудам, а пояс кожаный знаменует еще и умерщвление плоти. А ПИЩЕЮ ЕГО БЫЛИ АКРИДЫ (особый род саранчи, которую и теперь употребляют в пищу арабы, а вероятнее, как объясняют святые Афанасий Великий и Исидор Пелусиот, верхушки особой травы пустынной, которой впоследствии питался, по примеру своего учителя, Предтечи Господня, и апостол Иоанн Богослов, как об этом пишет святитель Климент Александрийский) И ДИКИЙ МЕД (дикий мед пустынных пчел, весьма горький и противный на вкус). А о жилище Предтеча Господень заботился еще менее, чем об одежде. Проповедь покаяния из уст такого проповедника должна была невольно увлекать слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивавшему самое ожесточенное сердце, подобно пламени, проникавшему в самые сокровенные помыслы. И вот, далеко прошла молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. ТОГДА, – пишет евангелист, – ИЕРУСАЛИМ (жители Иерусалима) И ВСЯ ИУДЕЯ И ВСЯ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНСКАЯ ВЫХОДИЛИ К НЕМУ (многие из жителей земли Иудейской и областей, лежавших по ту и другую сторону священной реки Иордана). Отовсюду – по галилейским и иудейским дорогам потянулись большие караваны туда, где проповедовал Иоанн. Можно было видеть в этих толпах и знатных, и незнатных, и старых, и малых, и богатых, и убогих, и ученых, и неученых, и благочестивых, и ни во что не верующих... «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих. И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда Иоанн говорил с таким дерзновением, обличал всех, как детей, блистал особенной благодатью на лице своем!»... Для чувственного Иудея недостаточно было проповеди о покаянии на словах: нужно было запечатлеть эту проповедь еще каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание бросить прежние грехи, веровать во грядущего Христа, принять Его учение всем сердцем, и теперь же, немедленно, переменить свою жизнь. Для этого-то Иоанн и установил крещение: И КРЕСТИЛИСЬ ОТ НЕГО В ИОРДАНЕ, ИСПОВЕДУЯ ГРЕХИ СВОИ. Как совершал крещение Предтеча Христов? Он не возливал воду на голову крещаемого, как изображают неправославные живописцы: для этого ему не нужно было бы много воды, а евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн только там совершал крещение, где было много воды, да и самое слово крестить означает погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедал свои грехи; потом погружал его в воду с головой, говоря, чтобы он веровал во грядущего после него Мессию – Христа, а затем выводил его на берег, где крещеный молился. (Сравни рассказ о крещении евнуха апостолом Филиппом в книге Деяния святых апостолов, в главе 8, стих 38.) Искреннее признание своих грехов есть потребность кающегося сердца; отраднее душе, когда облегчишь совесть раскаянием; легче отстать от греховной привычки, если искренно откроешь эту язву сердечную перед отцом духовным или даже перед любящим другом. Знал эту потребность сердца Предтеча Христов и требовал от крещаемых исповеди. Правда, его крещение не доставляло крещаемому благодати Святаго Духа; он не имел права прощать грехи, потому что тогда еще не пострадал Господь наш на кресте за грехи рода человеческого; но эта исповедь перед таким святым мужем смиряла душу грешника, приближала ее к Богу и делала способной к принятию благодати от Самого Христа. Вот почему святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что крещение Иоанново так же приводило к крещению Христову, как Закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову. Каждый, кто крестился от Иоанна, самим погружением в воду показывал, что он, подобно телесному омовению, обязуется постоянно очищать душу свою от нечистоты телесной. В крещении Иоанновом, по словам блаженного Августина, люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа, в Котором Едином получаем мы возрождение. На эту разность указывает сам Предтеча: «я крещу вас в воде... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», т.е. действием благодати Святаго Духа в Таинствах Церкви. Общее стремление народа к Иоанну было так велико, что даже гордые фарисеи и саддукеи приходили к нему на Иордан. Это были две секты того времени, самые многочисленные и богатые. Фарисеи отличались строгим соблюдением разных обрядов, не только написанных в Законе Моисеевом, но и выдуманных ими самими, которые они называли преданиями старцев; ради этих преданий они перетолковывали даже самый Закон; гордые, сварливые, честолюбивые, они, однако же, везде старались показать свое мнимое благочестие, только себя считали праведниками, а на простой народ смотрели с гордым презрением. Своим лицемерием и наружной набожностью эти святоши умели обманывать простой народ. Само слово фарисей означает отделенный или отлученный.

Саддукеи, напротив, не хотели знать никаких преданий, не веровали ни в будущую жизнь, ни в воскресение; говорили, что нет ни Ангелов, ни диаволов, что душа человека умирает вместе с телом и что на том свете нет ни наград, ни наказания. Свое название они получили от раввина (ученого) Саддока, который умер за 260 лет до Р.Х. Конечно, сердца таких людей не были способны к покаянию. Фарисею казалось, что ему не в чем каяться, что он уже достаточно свят, чтобы удостоиться Царства Мессии. Саддукей смеялся в душе и над святостью фарисея, и над духовностью учения Иоаннова; он думал, что если он происходит от Авраама, то непременно получит участие и в Царстве Мессии. Приходили они к Иоанну только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, а может быть им хотелось уловить в чем-нибудь незаконном Предтечу Христова, выведать его намерения: ведь чем более народ стремился к Иоанну, тем более сами они падали во мнении народа. Но Иоанн видел их тайные помышления: Бог открыл ему это; мог ли он смотреть на это равнодушно? И он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал немедленного покаяния. Строгие обличения древнего пророка Исайи слышались в словах его. УВИДЕВ ЖЕ ИОАНН МНОГИХ ФАРИСЕЕВ И САДДУКЕЕВ, ИДУЩИХ К НЕМУ КРЕСТИТЬСЯ, СКАЗАЛ ИМ: ПОРОЖДЕНИЯ ЕХИДНИНЫ! Ехидна – самая ядовитая змея: ужаленный ею почти тотчас же умирает. Она служит образом хитрости, злобы и лукавства. Непотребные дети гнусных отцов! Вы на словах отравляете народ своими соблазнами, вы угрызаете и убиваете даже святых ядом своих клевет! Как это случилось, что вы, будучи детьми таких злых отцов, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? КТО ВНУШИЛ ВАМ БЕЖАТЬ ОТ БУДУЩЕГО ГНЕВА? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только «уклонися от зла», но и «сотвори благо» (Пс. 33:15). Оставьте свое лицемерие и притворство. СОТВОРИТЕ ЖЕ ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ, живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви. Иоанн совершал крещение народа в Вифаваре, а это было место перехода Израильтян через Иордан при Иисусе Навине. Блаженный Иероним говорит, что камни, положенные на дне реки священной в память чудесного перехода через нее, еще были видны в его время. Указывая на эти камни, великий проповедник покаяния грозно продолжал свою обличительную речь к фарисеям: И НЕ ДУМАЙТЕ ГОВОРИТЬ В СЕБЕ: «ОТЕЦ У НАС АВРААМ», не думайте надеяться на то, что вы происходите от Авраама, что если вы погибнете, то святой патриарх останется бездетным.

И без вас найдутся достойные участники в Царстве Мессии, ИБО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО БОГ МОЖЕТ ИЗ КАМНЕЙ СИХ, из этих самых камней, на которых вы стоите в реке этой, ВОЗДВИГНУТЬ ДЕТЕЙ АВРААМУ, таких чад, которые будут подражать его вере и добродетелям и с ним удостоятся Царства Небесного. И от камней Бог может дать ему детей так же, как дал ему младенца от безплодной матери. А вы же все погибнете, если не принесете искреннего покаяния. Поспешите же раскаяться: теперь самое лучшее время для покаяния, не упускайте его, иначе погибель нераскаянных близка: УЖЕ И СЕКИРА (суд Христов) ПРИ КОРНЕ ДЕРЕВ ЛЕЖИТ, близко-близко; не ветви только будут отсечены, но и самый корень посечется и все безплодное дерево брошено будет в огонь. Уже не пророк, не раб, а Сам Господь всяческих идет судить, и в руке его страшное и ужасное наказание. Пока еще не поздно, пока секира еще только лежит при корне, не коснулась корня, еще можно покаяться; спешите же, иначе ведайте: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ДОБРОГО ПЛОДА, СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ. Будь ты потомок Авраама, имей своими сродниками многочисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то достойное понесешь наказание. «Какая высота духа! – замечает святитель Иоанн Златоуст. – Как сильно и смело говорит он к людям, которые всегда жаждали крови пророков, к людям, которые ничем не лучше змей!... С какой свободой он обличает и их самих, и родивших их!» Они воображали, что Иоанн будет перед ними подобен трости, ветром колеблемой, а на самом деле он представлял собой непоколебимый дуб. И они не могли заставить себя исповедовать грехи свои Предтече, и уходили от него, не приняв крещения. Между тем народ, потрясенный страхом грядущего суда Божия, выражал желание избавиться от всех угрожающих бед, и вот Иоанн указывает ему на то, что для полного внутреннего обновления и возрождения необходима помощь Духа Божия, и начинает говорить народу о Христе Спасителе. Я, как бы говорит он, только Предтеча Его; Я КРЕЩУ ВАС В ВОДЕ В ПОКАЯНИЕ, и моего крещения недостаточно: оно только приводит к покаянию, но не обновляет души, НО ИДУЩИЙ ЗА МНОЮ СИЛЬНЕЕ МЕНЯ. Между мной – человеком, и Им – Богочеловеком не может быть и сравнения: Я НЕ ДОСТОИН ПОНЕСТИ ОБУВЬ ЕГО, я не достоин быть у Него Самым последним рабом. ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС ДУХОМ СВЯТЫМ И ОГНЕМ, Он изольет на вас преизобильно все дары Животворящего Духа Своего. Подобно огню, Его благодать проникает все существо человека, очищает его от всякой греховной скверны и воспламеняет любовью к Богу и ближнему.

А тех, кто воспротивится действию Его благодати, Он погубит огнем вечным в геенне огненной, потому что Он есть не только Спаситель, но и Судия грозный; весь мир то же, что гумно – и добро, и зло; тогда все это будет разделено: ЛОПАТА ЕГО В РУКЕ ЕГО, И ОН ОЧИСТИТ ГУМНО СВОЕ. Как полновластный Господин собственного гумна, как Бог всемогущий, Он отвеет плевелы от пшеницы, отделит праведных от грешных, И СОБЕРЕТ ПШЕНИЦУ СВОЮ (праведных) В ЖИТНИЦУ (в Царство Небесное), А СОЛОМУ (т.е. грешников) СОЖЖЕТ ОГНЕМ НЕУГАСИМЫМ. Замечательно, с какой силой святой Иоанн изображает здесь могущество Христово. Его слова напоминают пророчество Исайи: «Его владычество – на раменах Его», Его могущество Ему принадлежит и Предтеча говорит, что Грядущий за ним очистит не Божие, а Свое гумно, и пшеницу соберет не в Божию житницу, а в Свою, следовательно, Он есть Бог всемогущий. Он очистит гумно, следовательно, будет прозирать в самую глубину сердец человеческих, иначе как возможно правосудное различение?.. Итак, «где те, кои не верят геенне? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Вот Иоанн приписывает два действия Иисусу Христу: крестить Духом Святым, и предать неверующих огню. Итак, если должно верить первому, то и последнему необходимо верить. Не думайте, что для спасения довольно одного крещения, даже и Христова: если будем жить после крещения нечестиво, то будем ввержены в геенну». Не будь легким плевелом, или соломой, не поддавайся всякому ветру греховных пожеланий; будь тяжелой пшеницей на гумне Божием, стой крепко против всякого искушения. Такие-то рабы Божии и составляют пшеницу Христову. Когда император Траян осудил святого Игнатия Богоносца на съедение львам, то священномученик писал к Римским христианам: «О, если бы я сподобился зверей, для меня приготовленных! Я пшеница Божия, и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым». «Не будем же беспечны, – поучает святитель Иоанн Златоуст, – пока мы находимся на гумне, мы еще можем из плевел обратиться в пшеницу. Для того и нет еще суда, чтобы многие от лукавства обратились к добродетели. Итак, убоимся, слушая слово Предтечи об огне: сей огнь неугасаем. Ты скажешь: «Как он может быть неугасаемым?» Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда не угасающее? Не видишь ли купину Моисееву, также горящую и несгораемую?... Да избавит нас милосердный Господь молитвами Предтечи Своего от сего огня, который горит вечно и не угасает, жжет и не сожигает, не истребляет.


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle