Азбука верыПравославная библиотекапротопресвитер Борис БобринскийЖизнь и служение архиепископа Брюссельского и Бельгийского Владыки Василия (Кривошеина)


протопресвитер Борис Бобринский

Жизнь и служение архиепископа Брюссельского и Бельгийского Владыки Василия (Кривошеина)

Содержание

Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский

 

Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского

Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. (1985) в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II.

Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был вывезен из Новороссийска в Каир в конце 1919 года. В 1920 году он оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Он поступил в Сорбонну и одновременно принимал участие в съездах православной молодежи.

В 1924 году он записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Св. Сергиевский Богословский институт в Париже, но почти сразу, приняв участие в экскурсии на Афон, решил остаться там навсегда.

Всеволод принял постриг в русском Св. Пантелеймоновском монастыре: в монашестве ему было дано имя Василий. Постепенно, наряду с обычными монастырскими послушаниями, овладев греческим языком, о. Василий стал вести канцелярскую работу монастыря и был допущен в ценнейшее книгохранилище обители, где находятся древние греческие рукописи и архивы. С этого времени началось его увлечение святоотеческой письменностью.

Уже в 1936 году о. Василий приобрел известность своей замечательной работой о тогда еще мало известном святом Григории Паламе («Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы»).

В 50-х годах о. Василию пришлось покинуть родной монастырь. Тогда же я с ним познакомился в Афинах, где мы часто встречались либо в русской церкви св. Никодима, либо в Национальной библиотеке, где мы оба работали в отделе греческих древних рукописей.

В 1951 году, благодаря ходатайству митрополита Германоса Фиотирского, о. Василию удалось получить приглашение в Оксфордский университет, чтобы участвовать в составлении «Греческого Святоотеческого Словаря». С тех пор и расширилась его научная работа по святым отцам Церкви и, главным образом, по изданию научного греческого подлинника трудов преп. Симеона Нового Богослова, во французской коллекции «Sources Chretiennes». Его издательская работа увенчалась напечатанием блестящей монографии о преп. Симеоне, вышедшей одновременно по-русски и по-французски в 1980 году.

Я должен, конечно, упомянуть о его частом присутствии и деятельном участии в литургических ежегодных съездах в Богословском Институте в Париже. Мы радовались его выступлениям на общих собраниях этих ученых съездов.

Уже по приезде в Оксфорд о. Василий принял священство; а в 1959 году состоялась в Лондоне его епископская хиротония для Бельгийской кафедры Московской Патриархии. С 1960 г. до самой своей кончины Владыка Василий жил в доме при русском храме в Брюсселе.

За эти 25 лет своего епископства Вл. Василий принимал деятельное участие в междухристианских и всеправославных съездах и совещаниях как представитель Московской Патриархии.

Будучи глубоко преданным Русской Церкви, Вл. Василий скорбел о ее состоянии подневольности в отношении к советскому государству. Его голос был одним из немногих, прозвучавших во время заседаний Московского Собора в 1971 году, когда он выступил в пользу тайного голосования при избрании будущего Московского Патриарха.

Тогда же Вл. Василий публично и повторно выступал против так называемых постановлений 1961 года о приходах. Он оспаривал эти постановления как противные канонам, нарушающие единство церковного управления, передающие всю власть в приходах мирянам, одним словом, вредные для Церкви.

«Почему же вы все молчали?» – спросил он одного архиерея. «Мы забиты, мы не можем говорить, но вы говорили от имени всех. Спасибо вам. Все архиереи слушали вас и были согласны с тем, что вы говорите. Все архиереи лобызали ваши уста».

После мировой Ассамблеи и Всемирного Совета Церквей в Найроби в 1976 году Вл. Василий выступил с открытым письмом, обращенным к пастору Филиппу Поттеру, Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей. В этом письме Вл. Василий выражал свою высокую оценку и всецелую поддержку выступлениям в защиту христиан в Советском Союзе, страдающих от тяжелых дискриминаций и даже преследований: «Выражаю свою глубокую благодарность всем, кто возвысил свой голос в Найроби в защиту религиозной свободы в Советском Союзе и нарушил тем самым скандальное молчание, хранившееся до последнего времени по этому вопросу. Надеюсь, что борьба за права верующих в России будет продолжаться...»

А в 1980 году Вл. Василий отправил телеграмму Л. И. Брежневу, в которой он «восставал с возмущением против полицейского произвола на Русскую Православную Церковь при аресте отца Дмитрия Дудко, ревностного пастыря и проповедника веры. В качестве епископа, принадлежащего к Московской Патриархии, – писал он, – я требую немедленного освобождения сего достойного священнослужителя».

Тогда же Вл. Василий выступал в бельгийской прессе по случаю ареста и тюремного заключения о. Глеба Якунина и о. Дмитрия Дудко: «Я возмущен этими арестами и всеми формами религиозного преследования со стороны государства».

Вышеупомянутые выступления достаточно обрисовывают ревностную и бескомпромиссную любовь Владыки Василия к Русской Церкви в эпоху бесчисленных и тяжких ее испытаний. Сумев сочетать полную лояльность церковной власти с сильным и могущественным словом против государственного произвола и насилия, он говорил во всеуслышание от имени Русской Церкви, принужденной к молчанию, он выразил ее страдание и дал громкий голос ее живой совести.

В сентябре с.г. Вл. Василий совершил поездку в Россию. 12 и 15 сентября он служил в Преображенском соборе в Ленинграде, где его крестили 85 лет тому назад. После обедни он почувствовал себя плохо и был сразу же помещен в больницу. 22 сентября Владыка скончался. По выраженному им желанию он был похоронен на русской земле, на Серафимовском кладбище в родном городе.

Кончина его на русской земле видится мне как явный знак Божьего благословения за длинную, трудную и многострадальную жизнь архипастыря и богослова в служении Русской Церкви и в свидетельстве Правды Христовой.

«Душа его во благих водворится».

Источник: «Русская мысль», № 3592 от 25 октября 1985 года

Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский

к 100-летию со дня рождения и 15-летию со дня кончины

17/30 июля 2000 года исполнилось 100 лет со дня рождения ныне покойного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина), родившегося в 1900 году в С.-Петербурге и скончавшегося в родном городе в 1985 году.

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (в миру – Всеволод Александрович Кривошеин), сын министра Земледелия, Александра Васильевича Кривошеина и Елены Геннадиевны, урожденной Карповой, родился 17/30 июля 1900 г. в С.-Петербурге.

Окончив в 1916 г. гимназию в Петрограде, Всеволод Кривошеин поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета. Весной 1917 г. он переехал в Москву, где продолжал образование на том же факультете Московского университета. В 1919 г. принял участие в гражданской войне, отморозил руки и ногу и в феврале 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска в Египет; осенью 1920 г. он переехал в Париж и поступил там на филологический факультет Сорбонны, который окончил с дипломом.

В 1924–1925 гг. Всеволод Александрович принимал участие в Русском Христианском Студенческом Движении, был на его съездах в Аржероне. В сентябре 1925 г. он выехал из Франции на съезд Движения в Хоповском монастыре в Югославии, откуда отправился в паломническую поездку на Афон. Прибыв в русский Пантелеимонов монастырь, он обошел затем монастыри Святой Горы, а в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы того же года был принят в качестве послушника в братство Пантелеимонова монастыря игуменом архимандритом Мисаилом.

Новый послушник состоял под руководством духовника архимандрита Кирика, и нёс послушание в мастерской починки церковных облачений. В канун праздника Благовещения в 1926 г. он был пострижен в рясофор с именем Валентина, а год спустя – в мантию, с именем Василия, и получил новое послушание: учиться греческому языку, что и осуществлял сначала в монастыре, а потом на Карее, афонской столице (1927–1929). С этой поры и до 1942 г. монах Василий исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был «водить» иностранных гостей, посещавших монастырь.

Почти ежегодно его посылали на Карею, на имевшие место дважды в год общеафонские Собрания; в 1942–1945 гг. он был постоянным представителем (антипросопом) монастыря во св. Киноте (афонском «парламенте»), а в 1944–1945 гг. еще и членом Эпистасии (афонского административного органа).

За время двадцатидвухлетнего пребывания на Святой Горе, монахом Василием была написана работа: «Аскетическое и догматическое учение св. Григория Паламы» (издана в Праге в 1937 г. в ежегоднике Seminarium Konda-kovianum; переведена на английский и немецкий языки). Это первая работа общего характера, написанная на русском языке, на основе всех изданных творений св. Григория Паламы. Она может рассматриваться как ответ на нападки на св. Григория современных католических ученых (Жюжи и других), хотя и была начата еще до того, как о. Василий ознакомился с ними.

В период жизни монаха Василия в Пантелеимоновом монастыре, на Афоне жило много старцев высокой духовной жизни, как, например (кроме вышеупомянутых игумена архимандрита Мисаила и духовника архимандрита Кирика), иеросхимонах, впоследствии игумен архимандрит Илиан, о. Феодосий Карульский, о. Вениамин, пустынник Капсальский и, в самом монастыре – о. Диадох, о. Силуан, о. Трофим и другие. Но сам монастырь переживал острый кризис из-за непрерывного старения и сокращения числа братии: в 1925 г. в монастыре было 550 человек братии, а в 1947 г. оставалось всего 180, в значительной мере старики.

В феврале 1951 г., по приглашению настоятеля русского храма свят. Николая Чудотворца в Оксфорде, архимандрита Николая (Гиббса) и с благословения игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина, монах Василий прибыл в Англию и стал работать по подготовке издаваемого Оксфордским университетом, под редакцией проф. Лампе, богословского словаря греческого патриотического языка; словарь был издан в 1962–1968 гг., отец же Василий сотрудничал в нем до 1955 года.

21 мая 1951 г., с благословения игумена Пантелеимонова афонского монастыря и митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, монах Василий был рукоположен епископом Далматинским Иринеем (Сербского патриархата) во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха, и стал служить в Оксфордской церкви свят. Николая в качестве помощника настоятеля. Оксфордский приход, небольшой по численности, отличался высоким образовательным уровнем своих членов; многие из них были профессорами или студентами Оксфордского университета. Во время своей жизни в Оксфорде о. Василий принимал участие в съездах и собраниях Содружества преп. Сергия и муч. Албания.

В сентябре 1951 года о. Василий участвовал в первом Международном съезде патрологов в Оксфорде, где читал доклад. Эти съезды имеют место каждые четыре года в Оксфорде и по составу участников и по качеству докладов являются одним из самых значительных богословских собраний нашего времени. За период 1951–1979 гг. состоялось девять таких съездов, и отец, в дальнейшем – преосвященный Василий, принимал участие во всех этих съездах, каждый раз выступая с докладом; например, в 1967 г. на общем собрании съезда он читал доклад на тему «Экклезиология св. Василия Великого». Кроме того, в 1958 г. был он на съезде византологов в Мюнхене.

Еще 28 апреля 1957 г., по указу Святейшего Патриарха Алексия I, иеромонах Василий был возведен в сан архимандрита; а постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 26 мая 1958 г. архимандрит Василий был назначен викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе митрополита Николая с титулом Волоколамского и с пребыванием в Париже. Хиротония, однако, несколько задержалась из-за трудностей с получением визы и была совершена 14 июня 1959 г. в Лондоне, в Успенском соборе Русской Православной Церкви. Наречение было совершено митрополитом Корсунским Николаем, патриаршим Экзархом в Западной Европе, епископом Сергиевским Антонием и греческим епископом в Лондоне Иаковом Апамейским (Константинопольский патриархат), а сама хиротония во епископа Волоколамского – митрополитом Николаем и епископом Антонием.

Епископ Василий переехал на место своего назначения в Париж в ноябре 1959 года; сразу же состоялась его поездка в Салоники для участия в торжествах 600-летия со дня кончины свят. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

По кончине (в апреле 1960 года) митрополита Брюссельского и Бельгийского Александра (Немеловского) епископ Василий, указом Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода был назначен на Брюссельскую кафедру; епископ Василий прибыл в свою епархию к празднику свв. апп. Петра и Павла.

В июле того же года он был приглашен Патриархией в Москву, где, в день праздника Казанской иконы Божией Матери был возведен в сан архиепископа Брюссельского и Бельгийского. До сего времени Преосвященный Василий был на родине, по приглашению Патриархии или в качестве туриста, всего пятнадцать раз: первый раз – летом 1956 года, еще иеромонахом, последний – в октябре 1979 года. За издание Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова, постановлением Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 6 октября 1964 г., архиепископ Василий был удостоен степени доктора богословия и в его поездку в 1964 году, в праздник Покрова Божией Матери ему был вручен докторский диплом.

Архиепископ Василий входил в состав делегации Московского Патриархата на всех Всеправославных совещаниях, а именно – на первом Совещании в сентябре 1961 г., на втором, в сентябре 1963 г., на третьем, в ноябре 1964 г. на острове Родос, и на четвертом, в июне 1968 г. в Шамбези (Швейцария).

На этих Совещаниях было, в частности, принято решение начать богословский диалог с англиканами; программа диалога обсуждалась православными в Белграде в 1966 г., было еще собрание православных членов Комиссии в Хельсинки в 1971 г., но фактически диалог с англиканами начался в июле 1973 г. в Оксфорде. С тех пор англикано-православные встречи Комиссий и подкомиссий происходили почти ежегодно (в 1976 г. – в Москве), последняя встреча имела место в июле 1980 г. в Кардиффе. Во всех этих совещаниях архиепископ Василий также принимал участие, представляя Московскую Патриархию, часто читая доклады, как, например: «Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении».

Более важным, чем эти встречи, было участие архиепископа Василия в Архиерейском совещании в Москве 28 мая 1971 г., и на Соборе Русской Православной Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Пимена в Троице-Сергиевой Лавре 30 мая-2 июня 1971 г., и на интронизации новоизбранного Патриарха в Москве 3 июня.

Епархия архиепископа Василия была небольшая и по числу верующих и по числу храмов; в нее входил существующий с 1862 г. кафедральный собор свят. Николая Чудотворца (со службою на церковно-славянском языке и с прихожанами в подавляющем большинстве русского происхождения), три бельгийских храма со службою на французском и на фламандском языках в Брюсселе, фламандский храм в Хассельте и фламандский скит около Диксмюнде. Все эти бельгийские приходы возникли при архиепископе Василии.

В результате многолетних трудов по изучению творений прп. Симеона Нового Богослова архиепископ Василий написал большое исследование: «Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь. Духовность. Учение». Оно вышло на русском языке в Париже, в издательстве Имка-Пресс (1980, 360 стр.) и в том же году было издано на французском языке монастырем Шеветонь.

Владыка Василий много лет возглавлял редакционный Комитет «Вестника русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата», в котором также был опубликован целый ряд им написанных статей.

Кончина владыки Василия на родной земле (а приехал он в Петербург в сентябре и принял участие в торжественном праздновании дня памяти св. благ. князя Александра Невского) видится как явный знак Божьего благословения за длинную, трудную и многострадальную жизнь архипастыря и богослова в служении Русской Православной Церкви и в свидетельстве правды Христовой. Отпевали владыку в Преображенском соборе, где когда-то его младенцем крестили. Похоронен Преосвященнейший Василий на Серафимовском кладбище с северной стороны храма.

Вечная ему память!



Источник: Журнал "Церковный вестник", 2000