Азбука веры Православная библиотека епископ Борис (Плотников) Речь пред панихидой накануне освящения храма, сооруженного в память в Бозе почивающего Государя Императора Александра III


епископ Борис (Плотников)

Речь пред панихидой накануне освящения храма, сооруженного в память в Бозе почивающего Государя Императора Александра III

Благолепный храм сей, освящение которого во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского назначено на завтрашний день, сооружен для увековечения достославных царственных деяний в Бозе почивающого Государя Императора Александра III. Посему первое слово в этом храме должно быть посвящено блаженной и вечныя славы достойной памяти почившого великого Монарха, и первая молитва наша здес должна быть вознесена о вечном упокоении правдолюбивой души его в светлых обителях Царя Небеснаго. К усердной молитве о сем побуждает нас благоговейная признательность наша и всего православного духовенства и народа русского к державному возстановителю и покровителю церковной школы. До времени царствования Императора Александра III церковная школа находилась в состоянии упадка. Она не имела правильной организации, не располагала определенными средствами содержания и существовала лишь благодаря попечению местного духовенства и прихожан. На такое печальное положение церковных школ в первые же годы царствования Императора Александра III обращено было особливое внимание высшого правительства. Предпринят был целый ряд весьма важных мер к обезпечению за православным духовенством надлежащого влияния на дело народного образования. Признано было необходимым предоставить духовенству большую самостоятельность в устройстве церковных школ и заведывании ими. Для достижения этой цели составлены были «Правила о церковно-приходских школах», Высочайше утвержденныя в 13 день июня 1884 года. На всоподаннейшей по сему предмету записке Синодального Обер-Прокурора Государю Императору Александру III благоугодно было собственноручно начертать следующия достопамятныя слова: Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле. Введением в действие «Правил о церковно-приходских школах» было положено начало более прочному и правильному развитию церковно-школьного дела. В том же 1884 и в следующем 1885 году в епархиях учреждены были епархиальные училищные советы, на которые возложено попечение, под руководством епархиальных преосвященных, о благоустройстве существующих и об открытии и содержании новых школ. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение средствами на их устройство и содержание сосредоточилось в Святейшем Правительствующем Синоде. Для ближайшого же заведывания ими учрежден был в 1885 г., с Высочайшого соизволения, Училищный при Святейшем Синоде Совет, ведению которого подлежат дела и вопросы по устройству и содержанию церковных школ. Благодаря всем этим мерам, число церковных школ стало быстро возрастать, но было еще недостаточно для удовлетворения громадной потребности сельского населения в первоначальном обучении. Поэтому духовное ведомство озаботилось, в целях распространения и утверждения в православном народе церковного просвещения и истинного благочестия, открытием в небольших селениях школ грамоты. Составлены были и 4-го мая 1891 года удостоились Высочайшого утверждения особыя правила о сих школах. Вызванное этою мерою увеличение числа школ, однако же, все еще далеко не соответствовало действительным нуждам населения, по отсутствию постоянного источника средств содержания. Улучшению условий существования церковных школ значительно содействовали последовавшия по Высочайшему повелению единовременныя пособия, из коих первое по времени относится к концу царствования Императора Александра III. Все это царствование было периодом возстановления народной школы на исконных ея основах. Духовенство вновь было призвано к ближайшему участию в деле народного образования. Открытыя им школы, встретив сочувствие населения и материальную поддержку со стороны правительства, заметно упрочили свое существование и получили твердое церковное направление. Вместе с приходскою церковью и в тесной связи с нею церковная школа стала приобретать все большее значение в глазах населения, как средоточие просветительной жизни прихода и как истинное училище благочестия и добрых нравов. Таким своим значением церковная школа с самого начала своего возстановления более всего обязана Монаршему вниманию и благоволению к ней Государя Императора Александра III-го. Памятником царственных забот в Бозе почивающого Государя о просвещении народа на незыблемых основах веры и Церкви и предназначен быть сей училищный храм, который да утвердит Господь на веки. Помолимся же, братие, со всем усердием исполненного признательности сердца о блаженном упокоении народолюбивой души великого Царя Миротворца, руководишного народ Свой к спасительному свету евангельской истины, добра и правды. Да возрадуется душа его в незаходимом свете небесной славы, осиявающей блаженныя души великих покровителей веры и Церкви христианской – святых равноапостольных царей Константина и Елены, приснопамятного просветителя Руси – святого равноапостольного великого князя Владимира, мужественного защитника и печальника земли русской – святого благоверного великого князя Александра Невского и всех святых, от века угодивших Богу. Аминь.


Источник: Речь преосвященного епископа Бориса пред панихидою накануне освящения храма, сооруженного в память в Бозе почивающого Государя Императора Александра III. / Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1901. Первое полугодие. — СПб.: Синодальная Типография, 1901. — С. 439-441.

Вам может быть интересно:

1. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Варсонофию (Лебедеву) в Новгородском Софийском соборе 8 января 1917 года митрополит Арсений (Стадницкий)

2. Речь студента 4-го курса А.А. Грибановскаго (будущего митрополита Анастасия) при погребении профессора А.П. Смирнова митрополит Анастасий (Грибановский)

3. Речь по поводу рассуждений о нуждах единоверцев, сказанная в заседании Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения профессор Иван Васильевич Чельцов

4. Речи по причащении наставников и студентов Академии протоиерей Александр Горский

5. Речи на славлении Христа у их Императорских Величеств митрополит Антоний (Вадковский)

6. Речь при вручении жезла преосвященному Трифону (Туркестанову) священномученик Владимир (Богоявленский)

7. Речь Преосвященного Анастасия, ректора академии, перед закрытием краткосрочных курсов оо. законоучителей средних учебных заведений, сказанная за молебном по окончании занятий, в академическом храме епископ Анастасий (Александров)

8. Речь на юбилейном торжестве по поводу 30-летия службы профессора Казанской Духовной Академии П.А. Юнгерова архиепископ Алексий (Дородницын)

9. Речь, произнесенная на публичном акте московской духовной академии. Критический разбор учения О. Конта о трёх методах философского познания профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

10. Речь в воспоминание славной обороны г. Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году Сергей Васильевич Кохомский

Комментарии для сайта Cackle