архиепископ Димитрий (Муретов)

Союз верующих во Иисуса Христа между собой

1. Сам Господь наш Иисус Христос, в навечерии крестных страданий и смерти Своей, молился Богу Отцу Своему о всех верующих во имя Его: да вси едино будут: якоже Ты, отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). По сему святой апостол Павел учит, что все верующие во имя Иисуса Христа, которые посредством веры и освящающих таинств Святой Церкви сделались чадами Божиими, сынами благодатного Царствия Христова, составляют единое таинственное тело Иисуса Христова, и так тесно соединены между собой, как члены одного живого тела (1Кор.12:12, 27; Еф.5:23).

2. Основанием столь преискреннего, живого союза верующих во Иисуса Христа между собой, по учению святого апостола Павла, служит то,

а) Что единым Духом мы вси во едино тело крестихомся (1Кор.12:13). Как по плоти, происходя от одного праотца и рождаясь все одним плотским рождением, составляем одно человечество, стелесны и соестественны друг другу: так и по духу, возрождаясь в новую жизнь о Христе от единого Святого Духа и единым духовным рождением, мы также соестественны друг другу и составляем одно духовное тело, Церковь Господа и Бога.

б) Что вси…единым Духом напоихоимся (1Кор.12:13). Не только возрождаемся, но и возрастаем и укрепляемся в духовной жизни силой и действием единой благодати того же всесвятого Духа Божия: подобно как единоутробные братья воздояются млеком единой матери.

в) Что вси от единого хлеба причащаемся (1Кор.10:17), т.е. плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа. Для того, чтобы нам мертвым прегрешениями даровать вечную жизнь, Спаситель предал нам в снедь свою Божественную и животворящую плоть и кровь с таким обетованием: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Почему приобщаясь плоти и крови Его, верующие становятся, по слову апостола, удами (членами) тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф.5:30), и все в совокупности суть едино тело Христово, а по единому друг другу уды (Рим.12:5, сн.1Кор.12:27), следовательно стелесны и соестественны между собой.

г) Словом, что едино тело, един дух, яко же и званы бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех,. (Еф.4:4–6). Если един у нас Господь, искупивший нас своей честной кровью: то и мы все единое Его стяжание, ― Ему единому работаем, Его учением водимся, Его святую волю исполняем. Если един у нас Бог и Отец, нарекший нас в усыновление Иисус Христом в Него (Еф.1:5): то и мы все, будучи чадами Его и братьями между собой, составляем одно святое семейство и одно благодатное Царство Его: то и мы все, будучи чадами Его и братьями между собой, составляем одно святое семейство и одно благодатное Царство Его. Если все мы призваны во едином уповании жизни вечной во Христе Иисусе: то все мы и составим некогда, если явимся того достойными, единое вечное царство славы, в котором Бог будет всяческая во всех.

3) Связуясь сим, живым и действенным, союзом благодати, сыны благодатного Царства Христова должны и собственной свободной деятельностью стремиться к тому, чтобы сей благодатный союз осуществлялся в их действительной жизни, ― в их мыслях, желаниях и действиях. Сего желает сам Господь, когда молит Отца небесного, да будут все верующие в Него совершены во едино (Ин.17:23). Сие предполагает святой апостол, когда целью всего устроения благодатного Царства Христова поставляет совершение святых, … созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова: почему и убеждает, чтобы мы не были младенцами влающеся и скитающиеся всяким ветром учения, … но чтоб истинствовали в любви, да возрастим в Него всяческая, иже есть Глава Христос, из Него же все тело составляемо и счиневаемо прилично, всецем осязанием подаяния, по действу в меру единой каждого части, возращение тела творить в создание самого себя любовью (Еф.4:12―16). В противном случае, отпадая от Главы Церкви ― Иисуса Христа бездействием, или противодействием благодати, мы отпали бы и от тела Его ― Церкви, и обрелись бы вне Царства благодати: и обратно, отпадая от тела Церкви, как мертвые бездейственные члены, как сухие, бесплодные и безжизненные ветви, мы отпали бы и от Главы Церкви ― Христа; а вне Его нет жизни и бессмертия, нет света и блаженства, но мрак и теснота, смерть и мучение вечное. Посему должны быть и есть некоторые взаимные отношения, которыми верующие во Иисуса Христа осуществляют в своей жизни и деятельности благодатный союз, связующий их во едино духовно-таинственное тело Христово.

4) Сии узы взаимного отношения, без сомнения, лежат

а) На всех истинно верующих во Иисуса Христа, и никто из них не может быть изъят от исполнения соединенных с ними обязанностей к сочленам своим, братьям своим по вере; без сего всякий, именующий себя христианином, не был бы живым членом тела Христова, потому не имел бы и надежды спасения вечного.

б) Везде и всегда, ― не расторгаются местом, и не прерываются временем: как узы духовные, они выше пространства и не объемлются им; как узы вечные, они выше времени и не подлежат его действиям, ибо ими условливается вечное сопребывание наше в Боге со всеми братьями нашими по вере.

По сему где бы ни был христианин, он везде есть член Церкви вселенской и брат всех верующих во Христа; и когда бы ни существовал, он всегда есть едино со всеми бывшими и сущими христианами, всегда и везде он обязан быть живым и деятельным, а не мертвым и бесплодным, членом Церкви Христовой.

Царство Божие есть царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде, говорит Слово Божие: потому все истинно верующие во Христа ― от первого праотца, приявшего благодатное обетование спасения, до последнего христианина, который узрит на земле последний день мира ― день славного пришествия Христова, суть сыновья сего Царствия и члены таинственного тела Христова. Но, как люди смертные, они живут на земле неодновременно. Род преходит и род приходит: таково настоящее бытие рода человеческого, таково же и бытие Царствия Божия на земле. И здесь также одни, совершивши подвиг свой в жизни, преходят чрез смерть в другой мир ― духов; другие вступают на их место, чтобы также, совершив подвиг свой подобно первым, прейти отселе. Таким образом единое, неразделимое само в себе, Царство Божие существует теперь в двух мирах, доколе не соединится во едино на веки в день славного пришествия Господня. Посему и взаимное отношение и общение верующих между собой, будучи одно и неизменно по существу своему, может и должно быть рассматриваемо с двух сторон: 1) как общение христиан, живущих на земле друг с другом, и 2) как общение живущих на земле с отшедшими их братьями.


Источник: Взято из «Воскресного чтения», 1847–48 гг., № 15.

Вам может быть интересно:

1. Приготовление рода человеческого к пришествию Спасителя архиепископ Димитрий (Муретов)

2. Предисловие к Апологии св. Аристида протоиерей Петр Преображенский

3. Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшей великой государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

4. Бремя епископа. Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

5. Записка об Архангельском кафедральном соборе архиепископ Макарий (Миролюбов)

7. Историческая роль болгарского духовенства в народной и политической жизни Болгарии протоиерей Василий Верюжский

8. Вопрос о воинской службе в свете Священного Писания и сочинений церковных писателей I-III веков протоиерей Димитрий Полохов

9. Предложения Святейшему Правительствующему Синоду по вопросу о переменах в церковном управлении профессор Константин Петрович Победоносцев

10. Противоречия между научным, религиозным и антирелигиозным мировоззрениями архиепископ Нафанаил (Львов)

Комментарии для сайта Cackle