Азбука веры Православная библиотека священник Димитрий Ромашков Высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий
Распечатать

Высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий

(по поводу пятидесятилетнего его юбилея 7 ноября 1899 года)

Сегодня Киевская епархия, со старейшим градом Киевом во главе, торжественно празднует пятидесятилетний юбилей своего предстоятеля и руководителя Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого. Вместе с Киевом празднуют также ныне этот редкий юбилей и те города, в которых раньше проходил свое священное служение маститый юбиляр. Среди них не меньшее их участие должна принять в этом праздновании наша первопрестольная столица Москва, так как девятилетнее пребывание среди нас Высокопреосвященнейшего Иоанникия, стоявшего во главе управления Московской церковью, ознаменовано было чрезвычайно благотворной деятельностью по отношению к различным ведомствам и учреждениям. Что Москва действительно принимает ныне живое и теплое участие в праздновании пятидесятилетнего юбилея своего бывшего Архипастыря, доказательством этого служит то, что сам Архипастырь Московской церкви, Высокопреосвященнейший Митрополит Владимир отправился в Киев для личного участия в достославном юбилее. Явятся приветствовать Высокопреосвященнейшего Иоанникия представители Московского духовенства, учредившего в память сего юбилея две стипендии; несомненно будут в Киеве представители и других ведомств, и учреждений Москвы; не мало получится отсюда приветственных писем и телеграмм. Принимая с своей стороны и мы, чада церкви Московской, молитвенное участие в праздновании пятидесятилетнего благотворного служения св. церкви Высокопреосвященнейшего Иоанникия, размыслим в настоящие минуты о значении этого дня для нас, как бывших его пасомых. Для этого воспроизведем несколько поучительных характеристических черт из жизни и деятельности юбиляра с целью приложить их потом к собственной жизни и деятельности каждого из нас.

В лице, ныне чествуемого Киевской церковью, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, мы чтим, прежде всего, истинного архипастыря, по образу общего Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, Который некогда Сам о Себе засвидетельствовал пред учениками Своими, что Он есть истина (Ин.14:6), – чтим архипастыря истиноборца и правдоборца.

Эта черта характера Высокопреосвященнейшего Иоанникия проходит, можно сказать, красной нитью чрез все его поприще земного служения в качестве служителя церкви Божией. Действительно, духовный образ Высокопреосвященнейшего Иоанникия рисуется нам, прежде и больше всего, с этой именно стороны, как архипастыря мудрого и справедливого, твердого и мужественного, истина и правда которого известны были всегда и везде, где только ни приходилось ему служить и оценены уже всеми достойным образом.

Что касается, указанной нами, отличительной черты в характере Высокопреосвященнейшего Иоанникия, его правды, беспристрастия и нелицеприятия по отношению к подчиненным ему лицам, – то ее ясно можно видеть из твердой и определенной пастырской практики его, установившейся, в этом случае, во все время его управления. Он, как известно, старался ставить на священнослужительские места в столице людей с высшим богословским образованием и вообще достойных этого сана и звания. Необыкновенную стойкость и твердость своего характера обнаруживал он и во многих других делах по управлению обширной Московской епархией. – Каждому, кто бы он ни был, он старался воздавать должное по его заслугам, – вследствие чего, конечно, ему приходилось одних поощрять наградами, а другим угрожать наказаниями. Но, во всех случаях, применения к людям своей архипастырской власти, он поступил не как только строгий и правосудный начальник-судья, но и как милостивый, и любвеобильный отец архипастырь, желающий единственно блага своим пасомым, для руководства которых он был поставлен. Находясь уже в сане митрополита Московского, он, без сомнения, имел влияние на дела общецерковного характера, в качестве непременного члена Св. Синода. В настоящее же время, занимая старейшую митрополичью кафедру в Киеве, – матери всех русских городов, Высокопреосвященнейший Иоанникий значительно расширил компетентность своей власти и силы, расширил особенно с тех пор, как был назначен первоприсутствующим членом Св. Синода…

Если, указанная нами характеристическая черта Высокопреосвященнейшего Иоанникия составляет, как мы сказали, главнейшую и важнейшую из всех остальных его черт, то она же составляет верный и несомненный признак и всякого другого пастыря. Как же должна быть близка и дорога эта черта сердцу каждого из нас, духовных пастырей! Но не одни только духовные пастыри должны усвоить себе эту черту, как следует, а также и их пасомые, кто бы они ни были и в чем бы ни проявлялась их земная деятельность. Все христиане должны руководиться во взаимных отношениях друг с другом не только отвержением лжи, но и обнаружением истины: «отвергнув ложь, – поучает нас в этом отношении св. апостол Павел, – говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу» (Еф.4:25). Таким образом, истина и правда, составляющие характеристическую особенность Высокопреосвященнейшего Иоанникия, должны быть как бы девизом в жизни каждого из нас, как пастырей, так и мирян.

Далее, в лице Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Русская Церковь чествует ныне архипастыря-благотворителя и благодетеля, в полном смысле этих слов: благотворения и благодеяния его простираются на всех людей, как светских, так особенно духовных.

Эта черта точно также проходит чрез всю его жизнь и ясно выделяется из ряда многих других. «Пятидесятилетнее служение Высокопреосвященнейшего Иоанникия разделено», как известно, «между пятью епархиями: Саратовской, Нижегородской, экзархатом Грузии, митрополиями Московской и Киевской; но в каждой из них, Высокопреосвященнейшим Иоанникием основано столько учреждений, что как-будто именно ей одной принадлежало все пятидесятилетнее его служение»1.

Назовем здесь главнейшие из его учреждений: 1) Православное Церковное Братство св. Креста в Саратове; 2) Духовно-просветительный союз, там же; 3) Православное Кирилло-Мефодиевское Братство в Москве; 4) Епархиальные женские училища в Саратове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Москве и Киеве; 5) Общежития для учеников духовных семинарий и училищ, сначала в Нижнем Новгороде, a затем и в других местах его служения; 6) Детские епархиальные приюты, приют для престарелых священно и церковнослужителей, и бесплатные столовые для бедных. «Все эти просветительные и благотворительные учреждения, основанные Высокопреосвященнейшим Иоанникием во всех епархиях, в которых последовательно проходило его святительское служение», представляют «не что-либо случайное, а прямое выражение его заветных стремлений»2, которые глубоко хранились у него в душе. Как все это громко говорит о его горячем сочувствии нуждам духовенства и готовности облегчить эти нужды. Для духовенства он был, можно сказать, великим и редким отцом-благодетелем, покровителем и заступником его в бедах, и скорбях. Все, что относилось ко благу его, как материальному, так и духовному, он близко принимал к своему сердцу. Сам изведавший нужду и горе собственным опытом в жизни, он охотно разделял их с ним в то время, когда особенно нужно было придти к нему на помощь. «Высокопреосвященнейший Иоанникий всегда памятовал о бедности, из которой вышел и именно этим памятованием и объясняются многочисленные благотворительные учреждения, которые им основаны во всех местах его служения». Особенно значительные пожертвования на духовные и материальные нужды Киевской паствы сделаны Высокопреосвященнейшим Иоанникием в память и ко дню своего юбилея.

Обильные материальные пожертвования Высокопреосвященнейшего Иоанникия в пользу духовенства никогда, конечно, не забудутся последним и имя его вечно будет поминаться им в благодарных молитвах. Кроме того, благодарное духовенство постаралось, с своей стороны, увековечить память Высокопреосвященнейшего Иоанникия учреждением стипендий его имени в многих духовно-учебных заведениях тех епархий, где служил он.

Нужно ли говорить здесь, что и эта, только что рассмотренная нами черта из жизни и деятельности Высокопреосвященнейшего Иоанникия, заслуживает с нашей стороны полного внимания и насколько возможно, посильного подражания. И мы думаем, что в настоящий день ничем столько не могут почтить юбилей Высокопреосвященнейшего Иоанникия бывшие его многочисленные пасомые, как устроением благотворительных учреждений, связанных с именем этого архипастыря…

В лице Высокопреосвященнейшего Иоанникия, наконец, Русская Церковь чествует ныне архипастыря, – ревностного и неутомимого в деле богослужения церковного, неусыпного и теплого предстателя, и ходатая за пасомых пред Богом в своих пастырских молитвах, возносимых им во святых храмах Божиих, – чествует, одним словом, архипастыря, – молитвенника и подвижника.

Эта черта, составляет также характеристическую особенность Высокопреосвященнейшего Иоанникия и обнимает собой период всей его пастырской жизни и деятельности.

Любовь Высокопреосвященнейшего Иоанникия к служению в храмах Божьих, вообще и в соборных храмах нашей столицы в частности, весьма ясно обнаружилась в период девятилетнего управления его Московской епархией. В продолжение этого времени, – где только ни приходилось ему совершать богослужение! Но особенно часто, он любил служить в новом величественном храме столицы, в кафедральном Христа Спасителя соборе, освященном им самим в присутствии, в Бозе почившего, Императора Александра III.

Какое, поистине, умилительное зрелище! Вид архипастыря строго-благоговейного и глубоко-сосредоточенного в молитве, во время богослужениях, и вид паствы, с любовью устремленной в храм Божий, паствы, – тесно примыкавшей к своему любимому архипастырю и сильно жаждавшей принять его святительское благословение после богослужения, – все это, думаем, надолго запечатлелось в памяти москвичей, очевидцев служения Высокопр. Иоанникия.

Памятны для москвичей, любителей церковного благолепия, некоторые из весьма продолжительных и торжественных богослужений, нарочито устраиваемых Высокопреосвященнейшим Иоанникием в бытность его митрополитом Московским. Например, всенощные бдения в Успенском соборе, накануне храмового праздника 15-го августа и в храме Христа Спасителя, накануне престольного праздника 30-го августа.

He можем не вспомнить мы, в настоящие минуты, также о богослужении Высокопреосвященнейшего Иоанникия и в другие дни церковного года, напр., в день Воздвижения Креста, страстной седмицы, – когда богослужение в храме Христа Спасителя, совершаемое Высокопреосвященнейшим Иоанникием, представляло собой какое-то особенное неземное величие и торжество. He в это ли, именно, время у многих из нас, готовящихся к пастырскому служению в церкви Божией, разгорался дух пастырской ревности и силы? Да, мы, не обинуясь, можем сказать о себе словами Писания: «сердце наше горело в нас» (Лук.24:32) в эти блаженные и сладостные минуты духовного торжества, какого мы были живыми свидетелями-очевидцами! Так-то благотворно влияли на нас всегда богослужения Высокопреосвященнейшего Иоанникия! И для нас, – будущих пастырей и совершителей богослужений церковных, Высокопреосвященнейший Иоанникий был примером и образом, взирая на который мы поучались всякий раз тому, как надо совершать служение Богу в Его св. храмах. He могли не назидаться священнослужениями

Высокопреосвященнейшего Иоанникия и пасомые его: одушевленная ревность Владыки о славе Божией благотворно влияли на предстоящих в храме. Такова заслуга Высокопреосвященнейшего Иоанникия, как служителя алтаря Христова и молитвенника за людей Божиих!…

Сегодня, по случаю празднования пятидесятилетия служения Высокопреосвященнейшего Иоанникия в священном сане, вероятно, во многих местах обширного отечества нашего, преимущественно же в тех епархиях, где раньше проходил свое священное служение досточтимый юбиляр, вознесутся за него молитвы к Богу.

Что же мы, чада церкви Московской? Можем ли мы оставаться равнодушными при этом праздновании? Можем ли мы не принимать в нем живого участия? Можем ли не вознести наших молитв о здравии и благоденствии митрополита Иоанникия, и не пожелать ему благоденствия? Если, мы не можем лицезреть ныне телесными очами Высокопреосвященнейшего Иоанникия в Киеве, то утешимся тем, что он духом своим близок к нам, равно как и мы к нему. Истинная любовь не знает пространства и не стесняется для общения своего, с теми или иными близкими и дорогими ей лицами, никаким расстоянием. Мы думаем и уверены в том, что внутрення, – живая и тесная связь, с чествуемым ныне всей Русской Церковью Высокопреосвященнейшим Иоанникием, не прекратилась и после видимой, телесной его разлуки с нами. Выражением же этой связи наглядно служит взаимная молитва друг о друге, – та молитва, которую мы, сохранив в своих благодарных сердцах о нем, изливаем ныне словесно в наших храмах и та молитва, которую Высокопреосвященнейший Иоанникий возносит ныне, между прочим, о бывшей своей Московской пастве на настоящем месте своего архипастырского служения Церкви и Отечеству.

* * *

1

«Душеполезное чтение», 1899 г., № 9, стр. 3–13.

2

Там же.


Источник: Высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий (По поводу пятидесятилетнего его юбилея 7 ноября 1899 года) / [свящ. Д. Ромашков]. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, ценз. 1899. - 8 с.

Комментарии для сайта Cackle