Беседа 1 сохранившаяся на армянском языке

Источник

I. Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть1. И вот Христос Иисус, сый над всеми Бог2 и Господь, соделался Богом для нас, а мы, блуждавшие некогда, как овцы, соделались Его народом. Теперь именно мы возвратились к Пастырю и Спасителю душ (наших)3 потому что для нас родился Сын, соделавшийся Спасителем нашим4; Отроча родися нам, говорит пророк Исаия, Сын и дадеся нам5. Тот, Кто существовал изначала, хотя и остался тем же, чем был прежде, однако ради нас, удалившихся от Него, соделался телом их, как говорит о Христе пророк Осия6. Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна7.

II. Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина8. Смотри же, Самосатский, как пророк называет Его старейшиной, ибо нет Старейшины, который существовал бы прежде Его. И опять говорит пророк: иже упасет люди моя Исраиля9. Слова эти исполнились на апостолах, которые были от Израиля; Он сказал им: се Аз посылаю вы, Яко агнцы посреде волков10. И хотя посланные Им двенадцать апостолов были овцами, однако они усмирили всех волков. Исходи Его изначала века11 как говорит и пророк Давид в своем пророчестве: прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная12. Или, как говорит апостол: Христос вчера и днесь, Той же и во веки13. Воссияла для нас звезда Его, Царя славы, поднявшаяся от чресл Иакова: Она есть Бог всех. А блаженный Моисей свидетельствует, что воссияет звезда от Иакова14 и что вознеслось царство Его15. Заметь: Моисей не сказал: «вознесется», так как Тому, Кто вознесся, нет надобности возноситься. И воистину на всю землю воссиял свет Его.

III. Волхвы, пришедшие с востока16, принесли Родившемуся в Вифлееме дары. И Писание возвещает это, говоря: от Савы приидут, носяще злато, и ливан, и смирну, и спасение Господеви благовозвестят17. Ирод хотел убить святого, невинного и праведного, т. е. самого родившегося Господа, – и это самое предсказал блаженный Давид: смотряет грешный праведнаго, и ищет еже умертвити его, Господь же не оставит его в руку его18. Этот Ирод убил младенцев в Вифлееме и причинил скорбь Рахили, как предсказал об этом некогда пророк Иеремия: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть19. Их не было уже на земле, а были они на небе, потому что убиты были в первом цвете возраста.

IV. Приняв Его в объятия свои, св. Мария отправилась в Египет, нося Того, Кто в руках Своих содержит всю вселенную. Предсказал это Исаия, говоря: се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет20 Св. Деву, не знавшую греха, назвал он облаком, поточу что Она без скорби испустила росу небесную и без труда носила и без истления родила, исполнив веселием вселенную, изнемогавшую от жажды: приидет, говорит пророк, во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская21, потому что Он есть призираяй на землю и творяй ю трястися22.

V. А после смерти Ирода Он возвратился из Египта и пришел в землю Иудову. Это предсказал св. пророк Осия23 сказав от лица Отца: из Египта воззвах Сына Моего24, – из Египта воззвал Toro, Кем полна земля и вселенная и от Кого никто не может убежать. Пределы Галилеи и Неффалима, Завулона и Галилеи видели свет Его. Это, Самосатский, предсказал некогда Исаия: земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря, Галилеа язык, людие седящии во тьме, видеша свет велий25. Пророки смотрели на Христа не так, как еретики, восстающие на Бога, но как блаженный Павел, который говорил о Нем, как о Боге, проповедуя свое евангелие, принятое им по откровению Бога и Спасителя Иисуса (Христа)26. Исаия и Павел называют Его великим, крепким, Господом и Богом27. А Павел самосатский со своими последователями не устыдился называть Его простым и чистым человеком.

VI. Приступив в пустыне к Иоанну, Христос крещен был крещением покаяния. И это опять предсказал Исаия: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте пут Господень28, т. е. путь, ведущий в Царство Небесное. Во Иордане крестился Тот, чрез Которого грешники, очистившись, получают прощение грехов. И глас бысть с небесе (от Отца, Который сказал): Сей есть Сын Мой возлюбленный29. И это предсказал некогда Давид, говоря: свидетель в Боге верен30. Это свидетельство разверзло небо и потрясло землю; но иудеи и еретики не содрогнулись.

VII. Восприял Духа Святого Зачатый от Духа Святого и проповедал всем, которые на земле ожидали царствия небесного. И это предсказано было о Христе, так как Исаия говорит: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя31.

Как человек, послан был Тот, Который не отделялся от Отца, как Бог; обнищал волею Своею и возвестил нищим спасение и царство небесное.

* * *

3

Ср. I Петра II, 25. 

5

Исаии IX, 6.

6

У пророка Осии подобных слов нет. Но слова эти напоминают одно место из послания к Римлянам IX, 5, где апостол говорит: от нихже Христос по плоти. Ср. Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. 417, nota 7.

7

Иезекииля XLIV, 2. 

8

Михея V, 2.

9

Матф. II, 6. Ср. Михея V, 4. 

15

Может быть, св. Дионисий имеет здесь в виду Быт. XLIX, 9.

17

Исаии LX, 6.

19

Матф. II, 18; ср. Иерем. XXXI, 15.

20

Исаии XIX, 1. 

21

Ibid.

23

в армянском тексте стоит имя Исаии вместо имени Осии. Ср. Pitra, Analecta sacra, t. IV, p. 418, nota 15.

25

Матф. IV, 15–16; ср. Исаии IX, 1 – 2.

26

Ср. Ефесеям, III, 3. 

27

Исаии IX, 6; Тит. II, 13.

28

Исаии XL, 3; Матф. III, 3.

30

Псалом LXXXVIII, 38: свидетель на небеси верен.

31

Исаия LXI, I.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Беседа 1 сохранившаяся на армянском языке. 166-170 с.

Комментарии для сайта Cackle