Беседа 1 сохранившаяся на армянском языке
I. Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть1. И вот Христос Иисус, сый над всеми Бог2 и Господь, соделался Богом для нас, а мы, блуждавшие некогда, как овцы, соделались Его народом. Теперь именно мы возвратились к Пастырю и Спасителю душ (наших)3 потому что для нас родился Сын, соделавшийся Спасителем нашим4; Отроча родися нам, говорит пророк Исаия, Сын и дадеся нам5. Тот, Кто существовал изначала, хотя и остался тем же, чем был прежде, однако ради нас, удалившихся от Него, соделался телом их, как говорит о Христе пророк Осия6. Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна7.
II. Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина8. Смотри же, Самосатский, как пророк называет Его старейшиной, ибо нет Старейшины, который существовал бы прежде Его. И опять говорит пророк: иже упасет люди моя Исраиля9. Слова эти исполнились на апостолах, которые были от Израиля; Он сказал им: се Аз посылаю вы, Яко агнцы посреде волков10. И хотя посланные Им двенадцать апостолов были овцами, однако они усмирили всех волков. Исходи Его изначала века11 как говорит и пророк Давид в своем пророчестве: прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная12. Или, как говорит апостол: Христос вчера и днесь, Той же и во веки13. Воссияла для нас звезда Его, Царя славы, поднявшаяся от чресл Иакова: Она есть Бог всех. А блаженный Моисей свидетельствует, что воссияет звезда от Иакова14 и что вознеслось царство Его15. Заметь: Моисей не сказал: «вознесется», так как Тому, Кто вознесся, нет надобности возноситься. И воистину на всю землю воссиял свет Его.
III. Волхвы, пришедшие с востока16, принесли Родившемуся в Вифлееме дары. И Писание возвещает это, говоря: от Савы приидут, носяще злато, и ливан, и смирну, и спасение Господеви благовозвестят17. Ирод хотел убить святого, невинного и праведного, т. е. самого родившегося Господа, – и это самое предсказал блаженный Давид: смотряет грешный праведнаго, и ищет еже умертвити его, Господь же не оставит его в руку его18. Этот Ирод убил младенцев в Вифлееме и причинил скорбь Рахили, как предсказал об этом некогда пророк Иеремия: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть19. Их не было уже на земле, а были они на небе, потому что убиты были в первом цвете возраста.
IV. Приняв Его в объятия свои, св. Мария отправилась в Египет, нося Того, Кто в руках Своих содержит всю вселенную. Предсказал это Исаия, говоря: се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет20 Св. Деву, не знавшую греха, назвал он облаком, поточу что Она без скорби испустила росу небесную и без труда носила и без истления родила, исполнив веселием вселенную, изнемогавшую от жажды: приидет, говорит пророк, во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская21, потому что Он есть призираяй на землю и творяй ю трястися22.
V. А после смерти Ирода Он возвратился из Египта и пришел в землю Иудову. Это предсказал св. пророк Осия23 сказав от лица Отца: из Египта воззвах Сына Моего24, – из Египта воззвал Toro, Кем полна земля и вселенная и от Кого никто не может убежать. Пределы Галилеи и Неффалима, Завулона и Галилеи видели свет Его. Это, Самосатский, предсказал некогда Исаия: земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря, Галилеа язык, людие седящии во тьме, видеша свет велий25. Пророки смотрели на Христа не так, как еретики, восстающие на Бога, но как блаженный Павел, который говорил о Нем, как о Боге, проповедуя свое евангелие, принятое им по откровению Бога и Спасителя Иисуса (Христа)26. Исаия и Павел называют Его великим, крепким, Господом и Богом27. А Павел самосатский со своими последователями не устыдился называть Его простым и чистым человеком.
VI. Приступив в пустыне к Иоанну, Христос крещен был крещением покаяния. И это опять предсказал Исаия: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте пут Господень28, т. е. путь, ведущий в Царство Небесное. Во Иордане крестился Тот, чрез Которого грешники, очистившись, получают прощение грехов. И глас бысть с небесе (от Отца, Который сказал): Сей есть Сын Мой возлюбленный29. И это предсказал некогда Давид, говоря: свидетель в Боге верен30. Это свидетельство разверзло небо и потрясло землю; но иудеи и еретики не содрогнулись.
VII. Восприял Духа Святого Зачатый от Духа Святого и проповедал всем, которые на земле ожидали царствия небесного. И это предсказано было о Христе, так как Исаия говорит: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя31.
Как человек, послан был Тот, Который не отделялся от Отца, как Бог; обнищал волею Своею и возвестил нищим спасение и царство небесное.
* * *
Ср. I Петра II, 25.
Ср. Луки II, 11.
Исаии IX, 6.
У пророка Осии подобных слов нет. Но слова эти напоминают одно место из послания к Римлянам IX, 5, где апостол говорит: от нихже Христос по плоти. Ср. Pitra, Analecta Sacra, t. IV, p. 417, nota 7.
Иезекииля XLIV, 2.
Михея V, 2.
Матф. II, 6. Ср. Михея V, 4.
Может быть, св. Дионисий имеет здесь в виду Быт. XLIX, 9.
Исаии LX, 6.
Матф. II, 18; ср. Иерем. XXXI, 15.
Исаии XIX, 1.
Ibid.
в армянском тексте стоит имя Исаии вместо имени Осии. Ср. Pitra, Analecta sacra, t. IV, p. 418, nota 15.
Матф. IV, 15–16; ср. Исаии IX, 1 – 2.
Ср. Ефесеям, III, 3.
Исаии IX, 6; Тит. II, 13.
Исаии XL, 3; Матф. III, 3.
Марк. I, 11; ср. Матф. III, 17.
Псалом LXXXVIII, 38: свидетель на небеси верен.
Исаия LXI, I.