Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) А.Д. Беляев. Лавра и академия в пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918)
Распечатать

игумен Дионисий (Шлёнов)

А.Д. Беляев. Лавра и академия в пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918)

Содержание

Аннотация 15. Вербное (воскресенье). 16. Великий понедельник. 17. 18. 19. Великий четверг. 20. Великий пяток. 21. (Великая суббота) 22. Светлое Христово воскресенье. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Библиография  

 

Аннотация

Мы продолжаем публиковать выдержки из «Дневников»1 профессора МДА А. Д. Беляева. В данной публикации представлены дневниковые записи, сделанные на Страстной и Светлой седмицах 1918 г. На основании воспоминаний А. Д. Беляева можно реконструировать неповторимый колорит предпасхальных и пасхальных дней, первых в послереволюционный период – один из самых непростых в истории Сергиева Посада, Троице-Сергиевой лавры, Московских духовных школ, многочисленных храмов города и других его священных мест. Центральным событием данного фрагмента оказывается описание прибытия в Троице-Сергиеву лавру Святейшего патриарха Тихона. Именно святитель Тихон указал пастве на провиденциально-воспитательный характер революционных событий, данных народу для исправления. Автор оставил ряд ценных замечаний о жизни Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии в те дни. Его наблюдения значимы, в том числе, и с точки зрения краеведения, профессор, делая записи не для публикации, излагал материал без внутренней цензуры. Выход в свет данного фрагмента дневников важен для изучения как истории нашего Отечества в целом, так и истории русской Церкви и Московской духовной академии, в частности.

Ключевые слова: Пасха, революция 1917 г., Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия, духовное образование, патриаршество, патриарх Тихон, Покров Божией Матери, голод, большевики, измена, Сергиев Посад.

Дневниковые записи2 Александра Дмитриевича Беляева3 охватывают период с 15 по 28 апреля 1918 г. по старому стилю. Центральный день церковного года – Пасха, которая праздновалась в тот год 22 апреля – оказывается и центром данного фрагментарного повествования, в другие периоды смутного революционного времени профессор А. Д. Беляев неоднократно бывал в Москве на заседаниях Поместного Собора и на других мероприятиях. Предпасхальные и пасхальные дни он провел в Сергиевом Посаде, бывал в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии на богослужениях и по другим случаям. Таким образом, этот отрывок из дневников предлагает читателю целостное видение духовной атмосферы, сложившейся в Лавре, Академии и во всем Сергиевом Посаде на драматическом изломе между новой революционной реальностью и старым уходящим, но еще очень крепким строем жизни. Автор дает нелицеприятные оценки мероприятиям новой власти, показывает ее слабости, в результате которых она оказалась лишенной поддержки со стороны народа, и наоборот, многотысячный крестный ход на Светлой седмице подчеркивает духовное единство русского народа, еще более сплотившегося вокруг Христа, Церкви и ее истинных пастырей в дни революционной смуты. Особо интересен образ патриарха Тихона, раскрытый в виде небольшого наброска, но при этом очень точно и вдохновенно. Для автора, достаточно критичного и к лицам высшего церковного сана, патриарх – настоящий духовный руководитель русского народа, а его слово беспристрастно, авторитетно и духовно-назидательно. Упоминает профессор Беляев и другого известного архипастыря – архиепископа Никона (Рождественского), продолжавшего служение в Лавре вплоть до своей мученической и исповеднической смерти в конце 1918 г. Автору более близки и привычны службы в храмах Троице-Сергиевой лавры, нежели в Академии, с тем большим теплом и душевным проникновением рассказывает он о пасхальной службе в академическом Покровском храме. Описания лаврских и академических будней и праздничных служб, с одной стороны, и мероприятий большевиков, с другой, в будущем станут важным материалом для написания детальной истории Лавры и Академии в революционные годы.

Для цельности картины мы начинаем публикацию с записи на Вербное воскресенье (15 апреля 1918 г.) и заканчиваем Светлой субботой (28 апреля 1918 г.), в 2018 г., по истечении столетия, сердце особо чутко отзывается на эти хронологически далекие, но не забытые, актуальные и назидательные для современности события, наполненные и духовной радостью Воскресения Спасителя, и земными тяготами, во сто крат усугубленными революционным хаосом и скорбью при виде разрушения вековых устоев и тревогой перед неведомым и заведомо несчастливым будущим.

15. Вербное (воскресенье).

5, 15, 9 Л. 51 об.

Ночь ясн(ая), мороз, тих(ий) SE; день полуясн(ый), кратк(ий) дождь, слаб(ый) SE/SW.

Обедню в соборе служил Никон4. Пели превосходно.

При солнечной, яркой погоде после обедни пошел крестный ход по ограде5. Иеромонахи были в красивых зеленых ризах.

Вчера было жарко идти в осеннем пальто в полдень. Погода вполне весенняя, майская, а всего только середина апреля. Какова будет вторая половина и май…

Ныне вечером в собачьем клубе6 с 8 до 11 веч(ера) концерт: водевиль, ничтожный, куплетист и еще что(-то). Каков концерт! А с 11 до 3 ч(асов) бал-монстр7. На него цена особ(ая) и низшая для тех, кто не захотел б(ыть) и на концерте, и на бале. Всегда прежде танцы до 2 ч(асов), теперь до 3-х (часов). Очевидно, демонстрация против Страстной недели. Безбожные хамы! По улице хихиканье девчонок. Мерзость! Хлеба и зрелищ!

16. Великий понедельник.

7, 14, 6

Ночь ясн(ая), тих(ий) SW; утро ясн(ое); день полуобл(ачный)/облачный), дождь сильн(ый), двукратно, сильн(ый) SW; ночь облачн(ая)/ ясн(ая), тих(ий) W.

С 1 ч(аса) до 4 ч(асов) заседание приходских советов в школе Рождественской церкви8. Было всего 20 челов(ек). Большевики согласились не отбирать у Лавры огороды в Крючкове и в Посаде, но Лавра не д(олжна) уменьшать запашку их. А между тем большевики же потребовали, чтобы Лавра уплатила рабочим своим за (19)16и (19)17 гг. дополнение платы по ценам 1918 г(ода). Ведь это несправедливейшая подачка хамам, и рабочие волнуются, требуют. Хотели было набрать монахов / для пахоты, но пища скудна, не набралось. Два дома лаврских готовы взять в распоряжение домовые комитеты, заведенные в Посаде большевиками же. Монахи заявили, что это Лавре не беда, т. к. эти дома будто бы были ей в убыток по незначительности квартирной платы. Домовые комитеты увеличат плату. Рассуждали о встрече Патриарха, о крестном ходе при нем к Черниговской9 на Светлой неделе. Подачу заявления о неприкоснов(енности) достояния Лавры в собачий комитет10 отложили до врем(ени).

17.

–2½, 10, 5

Ночь ясн(ая), тих(ий) W, морозец мал(ый); день ясн(ый), тих(ий) W; ночь(ю) дождь кратк(ий), но сильн(ый).

Утром хлеба на 2 дня недостало, и пришлось стоять в очереди после обеда, чтобы получить хлеб из второй выпечки. Получил, пришедши за час до отверзия11 магазина Телицыной12, на один день. Выставил раму в гостиной, а другие в гостиной распаковал.

18.

0, 3, 2

Ночь облачн(ая), морозец в ½°, умеренный) Ν; день облачи(ый), умер(енный) Ν; ночь облачн(ая).

Большевики вывесили объявление, чтобы домовладельцы украсили свои дома красными флагами, чтобы все лавки были закрыты и другие трудовые учреждения, кроме железной дороги, электрички и водокачки, ресторан и чайные и трактиры д(олжны) б(ыть) открыты с 1 до 6 ч(асов). За нарушение – привлечение к суду народа. Но слово «революция» не упомянуто. В рабочем клубе (в новой Лавр(ской) гостинице) в 6 ½ ч(асов) две лекции: о праздновании) 1-го мая13 и о Толстом как социалисте14.

Стоял в очереди у Телицыной час; хлеб получил на нынешний день. Только хлеб и продается. Эти хвосты15 из-за гнусного распор(яжения) большев(иков), чтобы хлеб (нрзб.).

Л. 52 об.

Но на два дня хлеба в пекарнях не могли выпечь, ныне не получили, простоявши в очередях, и на 17-е, а иные получили на 2 дня. Мерзавцы! Следовало не запрещать выпечки и продажи хлеба 18, и не было бы хвостов. Гнусные и богопротивные. Веселятся, музыку заводят, невзирая на Страстную неделю.

Обширное воззвание их на столбах начинается: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!»16 Кончается: «Да здравст(вуют) пролетарии! Да здравствует праздник 1-го мая! Да исчезнут угнетатели!»

А содержание, конечно, против царей, богачей, буржуазии, войны и т. п. – давно известное.

В 12 ч(асов) я пошел к обедне в Лавру. На площади Красногорской, в средине, высокий, аршина в 3, кровяного цвета помост, обтянутый вокруг двумя красными лентами, с решеткой по краям. На нем ораторы и 4–5 красных с белыми надписями знамен17. Толпа не малая, но и не большая, особенно если принять в расчет, что все лавки заперты, базара совсем не было, хотя и среда, ведь трудовые учреждения закрыты, казенные и общественные тоже, кроме электрички, водокачки и железной дороги. В каком часу начался митинг, не знаю. Из собора я вышел без четверти в 2 ч(аса). Толпа стала даже меньше. На слова оратора раздались рукоплескания двукратно, жидкие и краткие, сопровождаемые свистом, резким. Затем стали расходиться, я смотрел на толпу издали, а теперь, при расхождении ее, я увидел состав ее. Одни мужчины, по-видимому, только рабочие и ремесленники, женщин не больше полдюжины, одетых просто, да с полдюжины девочек, мальчишек даже почти не было. Гимназистов и студентов не было.

Музыка из дюжины музыкантов проиграла «Марсельезу», но не всю, а 2–3 аккорда, и пошли музыканты по улицам, не играя.

Одним словом, все население Посада, кроме самих большевиков, демонстративно не пошло на празднование. Затем я слышал, что в рабочем клубе в Новой гостинице Лавры18 у большевиков б(ыл) обед на 400 челов(ек). Вечером в клубе около меня было освещение – кортеж, вероятно (взяли ломберные столы из Лавры насильнически, кроме тех, которые и без того были в обеих гостиницах). Но спектакля или концерта не было никакого. По крайней (мере), афиш об этом не было. Да и музыка в клубе вечером, кажется, не играла, а играла ли она вечером в рабочем клубе в Новой гостинице, не знаю. Флаги красные были вывешены в немногих домах, и, по-видимому, больше из страха иудейска. Одним словом, большевики потешили только себя самих. Все население единодушно, по молчаливому согласию (уговора противодействовать празднику никакого не было) не приняло ни малейшего участия в праздновании. Народа в соборе у обедни было довольно много, «предали Христа и магарычи роспили, перепились», – сказал о большевиках старик, академический служитель.

Вечером у всенощной в академии народа было довольное число. На всенощной во всех церквах благовест воскресный. Впрочем, так бывало и прежде.

19. Великий четверг.

1, 8, 6

Ночь полуясн(ая), тих(ий) NW; мороз 1°; день полуясн(ый), умеренный) NW и N; ночь облачн(ая), слаб(ый) N.

Вчера, идя в баню, я зашел в алтарь переговорить с ректором о выдаче пособия 10 студентам, в алтаре я не был со времени освящ(ения) его в 1892 г(оду)19. Поют с студентами и мальчики. «Егда славнии ученицы»20 пропели довольно хорошо, хотя и с вибрацией, (нрзб.).

Л. 53 об.

Ныне в Трапезной21 елеосвящение (а не в соборе22), потом общая исповедь, затем обедня в соборе и в трапезной и причащение там и здесь для желающих, в академии тоже будет елеосвящение, завтра после Часов, кажется23.

Ныне главная служба: елеосвящение, общая исповедь и литургия (наместник и хор певчих) в трапезной, я пришел в начале первого в Трапезную к «Достойно», а в соборе уже кончилась служба. В Трапезной в церкви (народу) полно, а в столовой пусто.

Большевики дошли до такого безумия, что свергли статую Скобелева24 и все памятники, кроме основания, оставленного для митинговой трибуны. Этим они ясно показывают, что настоящая Россия, настоящий русский народ им чужд(ы) и они ему и его прошлому славному бытию – враги, мерзкие предатели его, не понимающие, что они творят. Может быть, народ сам сечет себя или позволяет негодяям и врагам своим сечь себя.

Будто бы Япония и Китай заключили договор – занять своими отрядами Сибирь, чтобы не заняли ее германцы. Что за это они возьмут, неизвестно. Турки заняли Карс25, Свеаборг – крепость26 – окончательно занят германо-финскими войсками.

Правители дали амнистию первом(айскую) уголовным тюремным, если не больше полгода, и подсудимым, которым кара не свыше года, министрам правител(ьства) Керенского, но не министрам Царя. Безусловно не будет дано амнистии спекулянтам, саботажникам, шпионам. Слова: «комиссары», «саботаж», «контрреволюция», «комитеты», «социализм», излюбленные у владык сих, – все нерусские; имен Бога и Христа нет у них вовсе. Не упоминают они о евреях почему-то. У кого же капитал, / как не в жидовских крепких лапах, а дальше они захватят (его)27 еще больше и больше. К тому идет было28. У стояния29 наместник30 сказал одушевленно поучение. Народ идет слушать.

20. Великий пяток.

3, 3, 4

Ночь облачи(ая), слаб(ый) NW; день полуясн(ый), бурн(ый) NW; пушинки снега из набегавших с бурн(ыми) порыв(ами) ветра жидких облаков; ночь ясн(ая), сильно пор(ывистый) N.

Выстоял утром в двух очередях за хлебом и не получил, (ведь) хвосты велики. В послеполуденной очереди тоже недостало хлеба. Тогда я пошел в четвертую и последнюю очередь за полтора часа до начала раздачи и получил (нрзб.). Но всего простоял утром часа полтора, а после полудня, считая и проход31 с 1 ч(аса) до 5 ч(асов) с походцем32, всего чуть не 7 часов. Не мог быть и у вечерни, что очень жаль. А всего оттого, что в утреннюю продажу пошел поздненько, да и в полуденную следовало бы пойти получасом раньше, в последнюю стоянку я озяб, несмотря на шубу: бурный и холодный ветер и солнце, изредка сиявшее, мало грело, а больше закрывалось за облаками. Так из-за хлеба и запоздания утром я потерял много часов времени, иззяб и не слушал прекрасной вечерни Великого Пятка. Что делать... Зато хорошо, что долго был на чистом воздухе.

У всенощной я был в академии. Стихи 118 пс(алма) читали, а, соответственно, стихи Страстям и Погребения пели. Это пение, довольно вульгарное по напеву, плохое по отсутствию хороших и многих голосов, неразборчивое, хуже чтения, да и службу удлинило без пользы, только утомляло. Пели хорошо «Господи помилуй» и «Подай, Господи» при ектениях. Порядочно напели / «Ангельский собор удивися», громкое, и ирмосы. Но пение великолепной композиции, зато трудной для исполнителей, требующей сильных голосов и большого искусства, стихов из псалма 118-го и соответствующих им припевов в начале чтения, конечно, было неудачно; вышло «вымученное» пение и безгласное. Кто-то паремию читал своеобразно: слова Бога высоким тоном и будто бы слышным издали, а слова Иезекииля низким. Вышел разговор двух лиц. Получилось впечатление отчетливости, возбуждало внимание и придало силу мыслей.

Служил Филипп33, викарий Американский, епископ, пребывающий в Москве и служивший в академии в Рождество.

21. (Великая суббота)

–4, –2, –4

Ночь(ю) мороз 5°, снег покрыл землю очень тонким слоем, в лист бумажный; день облачн(ый), снежило, умеренный) Ν, снег растаял, на солнышке; ночь облачн(ый), слаб(ый) Ν, снежило мало.

Авд(отья) Андр(еевна)34 недовольна, что я не купил яиц для окраски. Хотя бы 5 шт(ук), а я не купил по принципу, боясь спекулянтской цены. Вчера, правда, была цена 6, а не 7 р(ублей), как раньше была; но и эту цену я признаю спекулятивной, хотя, правда, теперь и на все продукты цены вздуты чрезвычайно. Даже преувеличенно сказала: «Ничего у нас нет». Я, однако, отчитал ей, что в богатейш(ей) Лавре нет артоса, что, кроме яиц, которые не хочу покупать, чтобы не поддерживать спекуляции, у нас все есть для еды, хотя и не (в) довольстве. Мяса свежего нет, но его нет и в продаже. Нет кулича, но нигде нет крупчатки. Даже и черного, с (нрзб.) хлеба дается 1/4 ф(унта) на порцию; да и то хвост огромный при получке его. Запоздал – и ничего не получишь.

Л. 55

У обедни я был в соборе, превосходно пели: «Воскресни Боже», «Да молчит вся(кая) плоть» (тихое, благоговейное), «Милость мира», «Не рыдай мене, Мати», а во время причас(тия) – «Те(бе) одеющагося». Вообще пели настроено религиозно, изящно и отчетливо хорошо.

22. Светлое Христово воскресенье.

–41/2, 2, –21/4

–61/2 (пред восх(одом) сол(нца;) ночь ясн(ая), тих(ий) N; день ясн(ый), умеренный) N; ночь ясн(ая), тих(ий) N).

У обедни с утреней я был в академической церкви. Окна выставлены, ночь морозная, поэтому не было жары, как в прежние времена. Да и свод теперь много выше прежнего, я утреню стоял около правого клироса, опершись спиной на оградку, в уголке оградки, вместе с приютскими детьми, очень покойно. Здесь не было жарко и от близости пустой солеи, и не наполненного толпой алтаря. Обедню я стоял, опершись о стену, около западной двери. Тоже не было ни жарко, ни толкотни. Во все две службы зевнул только раз-два. Не очень устал или утомился. Служили Филипп Аляскинский с академич(еским) духовенством. Пели очень порядочно. «Верую» и «Отче наш» – народ, часть народа. Хор только на правом клиросе. Поют не мальчики, а девицы, все в белых платьях, человек 13–15. Инспектор Иларион35 в алтаре сильнее всех голосил, но в его голосе, особенно в верхах, слышалось что-то сельско-мужицкое, разухабистая песня мужицкого малого. Какая-то распахнутость светской, несколько бесшабашной песни, если только не разудалой. Обедня кончилась в 31/4 ч(аса) у(тра). Площадь и улицы были пусты.

Серж36 ныне подошел ко мне и несколько застенчиво похристосовался, а забыл, что несколько лет тому назад он демонстративно прошел мимо меня в притворе в пасхальную утреню, не христосуясь, а чрез несколько времени, обернувшись в мою сторону, стал вызывающе смотреть на меня. Что, дескать, съел! Вот так человечек. Но Бог с ним и с его эгоизмом и недостатком совести.

Церковь была весело освещена. Освещение люстрами и разноцветными лампочками по бордюру стен вливало радость в душу. Но в саду никаких фонариков не было. Да и в Лавре колокольня почти не была освещена, не то, что в прошлом году. Вообще же я службой был очень доволен и рад, что пошел в Академию, а не в Лавру.

День был ясный, сухо совершенно, но холодно, я ходил к церк(овной) службе в шубе, даже и к всенощной под понедельник, и это было только так, и на крылечке (нрзб.) на солнышке в шубе и в валенках.

23.

1/4, 5, –1/2

Ночь ясн(ая), тих(ая); мороз при восходе солнца 41/2 –5; утро ясн(ое); день облачи (ый), слаб(ый) NW и W; ночь облачн(ая), слаб(ый) NW.

Был с визитом у Никона37 после обедни. Вчера он смог служить всенощную только до величания. (Я говорю, что от присоединения к пасхал(ьной) всенощной службы Георгию Победоносцу38 всенощная вместо 21/4 ч(асов) растянулась на 3 часа.) Две мушки39, одна ниже, другая выше сердца. Расширение сердца, склероз аорты, признаки грудной жабы, а еще невралгия седалищных нервов одной половины. Вчера он служил утреню и обедню / позднюю благополучно. Но глаза живые, с блеском, точно у молодого: ни стекловидности, ни даже тусклости. Вот чем может быть это блеск: лихорадочный или нервозный. Долго едва ли он проживет. Без мушек боли невмоготу, но и мушки перестали помогать. Очевидно, это паллиатив, ослабляющий только один из симптомов болезни, а не саму болезнь.

24.

1, 8, –4

Ночь облачн(ая), мороз градуса 2–3; день облачи(ый), дождь/снег, умер(енный)/сильн(ый)/бурн(ый) W/NW/W; ночь ясн(ая), сильный) NW. Ныне в полдень в професс(орской) комнате совещание преподавателей от академии и от приходских советов о встрече Патриарха. Обсудили все вопросы в течение 11/2 час(ов), потому что Ив(ан) Александрович) Голубцов40 обсуждал вопросы мертвенно, вяло, как сваренный, а можно бы обсуждать меньше чем в час. Скучно сидеть и ждать, когда кончится медленная канитель.

25.

–4, 1, 3

Ночь ясн(ая), мороз –8°; день ясн(ый)/полуобл(ачный), слаб(ый) N; ночь ясн(ая), тих(ий) N.

В 9 ч(асов) прибыл Патриарх. На вокзале его встретили ректор академии41, от Лавры архим(андрит) Нил42, от почты почтмейстер, представитель от союза городов. От вокзала он приехал в коляске, у Святых ворот, куда вышел крестный ход с певчими, и лавр(ским) духовенством, и несколько приходских священников, сказали ему приветствия наместник, ректор, благоч(инный) Констант(иновский)43 и Голубцов.

Голубцов от приход(ских) советов с поднесением хлеба-сол(и), поднес изготовл(енный) им хлеб казначей Серг(ей) Мих(айлович) Шишкин.

Л. 56 об.

Патриарх ответил после 4-х речей одною речью. Затем служил обедню в троицк(ом) соборе с двумя приехавшими с ним архиереями. После обедни он же служил молебен Сергию преподобному у колодца44, причем Иларион45 сказал поучение о вере православной как надежной защите от теперешней разрухи. Молебен служили сокращенно и окончили в 121/4 ч(асов). Протодиакон Розов46 голосил отлично, но он как бы рубит слова, (со) срывом говорит. Не музыкально выходит. Всенощную Патриарх служил в Трапезной. Народа было очень много.

26.

–3, 11/2, –13/4

Ночь ясн(ая), тих(ий) Ν, мороз 6°; день ясн(ый), умеренный) Ν; ночь ясн(ая), слаб(ый) Ν. Ныне крестный ход к Черниговской из Лавры и всех церквей Посада. Я шел впереди на несколько десятков саженей, в шапке (холодный ветерок), с своими мозолями в самом ходу я отстал бы. Пришедши и сокративши путь, идя чрез Гефсиманию, я в Черниговской47 занял отличное место в проходе между левым приделом и левым хором главного алтаря. Занял место на скамье до прихода крестного хода и отлично отдохнул, да и всю службу стоять было покойно. Молебен Божией Матери служили сокращенно, с многолетиями. Обедня кончилась в 11 ч(асов) 25 мин(ут) (при приходе крестного хода прямо началась обедня; часы пропели раньше), да молебен шел минут 15. Затем крестный ход обошел кругом собора и двинулся обратно. Я опять шел впереди, а около рельсов / пропустил мимо себя. Шли с монастырскими) хоругвями огромной массой народа, затем на расстояниях друг от друга шли приходы с иконами, священниками и пением. Одни пели «Воскресение христово», другие «Христос воскресе», третьи «Да воскреснет Бог», в одном приходе пели исключительно женские голоса, в другом – смешанные или мужские. Утомились, и пение не очень громогласное, но все-таки стройное. Позади на большую длину огромная толпа. Всего в ходу было несколько тысяч. Пыли и сырости никакой; яркое солнце; ветер был значителен только на мосту чрез пруды и в перелеске, в лесу и в городе тихо. Туда было свежее, оттуда тепло. В церкви и во все время шествия порядок был полный, крестный ход приходил даже из Хотькова. Из Посада он возвращался домой в четвертом часу.

В 5-м часу Патриарх принял приходские советы в своих покоях. Туницкий48 сказал ему речь благодарности. Он ответил речью, по-видимому, заранее обдуманною, сказанною спокойно, гладко. Злосчастье не без Промысла: за грехи и для исправления; оно объединяет людей, и объединение дает силу большую, между тем как в отдельности люди слабы. Объединение внушает и врагам боязнь. Благодарили.

Л. 57 об.

Уехал Патриарх в 6 ч(асов) вечера в Москву.

27.

–21/2, 3, –1/2

Ночь ясн(ая), тих(ий) N; день облачи (ый), тих(ий) N; ночь облачи(ая), тих(ий) N.

Немцы-германцы49 в Киеве арестовали членов Рады с главою его проф(ессором) Грушевским50, собственно, разогнали ее. Теперь там выбрано Министерство интеллигентско-буржуазное с гетманом генералом Скоропадским51. Отлично то, что в новом правительстве нет хамов – социалистов-большевиков. Совершился переворот в сознании тамошнего народа, он не желает дать власть невежественным социалистическим хамам: рабочим и солдатским или крестьянским депутатам и большевикам, грабителям, врагам собственности, обирателям капитала, а отдает ее людям имущим в деле нравственности и достатка. Слава Богу! Дай Бог этой власти укрепиться, а объединение с Великороссией не уйдет.

28.

1/4, 5, –1

Новолуние. Ночь ясн(ая), тих(ий) Ν, мороз 6°; день ясн(ый), слаб(ый) Ν; ночь ясн(ая).

Румыния будто бы заключила мир с Герм(анией) и Австр(ией)52. Больше ей и делать нечего при разгроме России53.

Ныне конец Пасхальной недели. Не по времени она была холодна; но зато, кроме вечера вторника (снега и мокреди), была вся суха и солнечна. Мокрости ни сверху, ни под ногами никакой.

Библиография

Дионисий (Шленов), игум. 2010а – Дионисий (Шленов), игум. Издательская дея-тельность МДА// Московской Духовной Академии 325 лет: Юбилейный сб. ст.: в 2 т. т. 1: История Московской Духовной Академии, 1685–1995. Кн. 2. Сергиев Посад – М., 2010. С. 201–216. (Dionysius (Shlenov), hegumen. Izdatel’skaia deiatel’nost’ Moskovskoi dukhovnoi Akademii (Publishing in the Moscow Theological Academy) // Moskovskoi Dukhovnoi Akademii 325 let: Iubileinyi sbornik statei: V 2 tomakh. Tom 1: Istoriia Moskovskoi Dukhovnoi Akademii, 1685–1995 (Moscow Theological Academy 325 years: Anniversary collection of articles in 2 volumes. Vol. 1: The histoiy of the Moscow Theological Academy, 1685–1995). Kniga 2. Sergiev Posad – Moscow, 2010. p. 201–216.)

Дионисий (Шленов), игум. 2010b – Яков Бойков, сщмч. Страницы из «Академического дневника» за 1919 год / Публ. игум. Дионисия (Шленова) // БВ. 2010. № 11–12. С. 819–857. (Iakov Boikov, hiermartyr. Stranitsy iz «Akademicheskogo dnevnika» za 1919 god (Pages from the «Academic Diary» for 1919) / Pubhkatsiia igumena Dionisiia (Shlenova) // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2010. № 11–12. p. 819–857.)

Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2017 – Беляев А. Д. Дневники за октябрь-ноябрь 1917 г. / Публ. игум. Дионисия (Шленова), в. л. Шленова // БВ. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. С. 559–618. (Beliaev A. D. Dnevnikizaoktiabr’–noiabr’ 1917 god (Diariesfor Octorber-Novermber 1917) / Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. № 26–27. Vypusk 3–4. p. 559–618.)

Кривошеева 2000 – Из «Дневника» профессора А. д. Беляева / Публ. н. Кривошеевой // Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого патриарха Тихона. 2000. № 6. С. 95–153. (Iz «Dnevnika» professora A. D. Beliaeva (The «Diary» of professor A. D. Beliaev) / Publikatsiia N. Krivosheevoi // Bogoslovskii sbornik. к 75-letiiu so dnia konchiny sviatogo patriarkha Tikhona (Theological collection. In commemoration of the 75-th anniversary of the death of st. patriarch Tikhon). 2000. № 6. p. 95–153.)

Одинцов 2017 – Дневник профессора Московской духовной академии А. Д. Беляева за апрель 1917 г., выявленный в НИОР РГБ / Публ. м. и. Одинцова // Исторический архив. 2017. № 2. С. 30–41. (Dnevnik professora Moskovskoi dukhovnoi akademii A. D. Beliaeva za aprel· 1917 god, vyiavlennyi V Nauchno-issledovatel’skom otdele rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki (Diary of the professor of the Moscow Theological Academy A. D. Belyaev for April 1917, discovered in the Research of manuscripts department of the Russian State Library) / Publikatsiia Μ. I. Odintsova / / Istoricheskii arkhiv (Historical archive). 2017. № 2. p. 30–41.)

Отчет 1917–1918 – Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1917–1918 учебном году // БВ. 1918. т. 2. № 6–9. С. 1–19. (Otchet о sostoianii Moskovskoi dukhovnoi akademii V 1917–1918 uchebnom godu (Report on the state of the Moscow Theological Academy in the 1917–1918 academic year) // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 1918. Tom 2. № 6–9. p. 1–19.)

Толстой 1936 – Толстой Л. Η. о социализме // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 т. м., 1936. т. 38. с. 426–432. (Tolstoi L. N. О sotsializme (On socialism) // Tolstoi L. N. Polnoe sobranie sochinenii v 90 tomakh (Complete works in 90 vol.). Moscow, 1936. Tom 38. p. 426–432.)

Ушаков 1939; 1940 – Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Гл. ред. Б. м. Волин, д. н. Ушаков; сост. г. о. Винокур, Б. А. Ларин, с. и. Ожегов, Б. в. Томашевский, д. н. Ушаков; под ред. д. н. Ушакова, т. 3; 4. м., 1939; 1940. (Tolkovyi slovar’ russkogo iazyka: V 4 tomakh (Dictionaiy of the Russian language: in 4 vol.) / Glavnaia redaktsiia В. M. Volin, D. N. Ushakov; sostaviteb G. O. Vinokur, B. A. Larin, S. I. Ozhegov, В. V. Tomashevskii, D. N. Ushakov; pod redaktsiei D. N. Ushakova. Tom 3; 4. Moscow, 1939; 1940.)

Шленов, Туркин 2017–31 мая 1917 г. в «Дневниках» профессора догматики МДА

А. Д. Беляева / Публ. в. л. Шленова, П. А. Туркина // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 617–628. (31 maіa 1917 god v «Dnevnikakh» professora dogmatiki Moscovskoi Dukhovnoi Akademii A. D. Beliaeva (May 31, 1917 in the «Diaries» of the professor of dogmatic theology Moscow Theological Academy A. D. Belyaev) / Publikatsiia V. L. Shlenova, p. A. Turkina // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. № 24–25. Vypusk 1–2. p. 617–628.)

Abstract

Belyaev A. D. Lavra and the Academy in the paschal days of 1918 (diary entries of 15.04.1918–28.04.1918) /Published by hegumen Dionysius (Shlenov), V. L. Shlenov

We are continuing our publication of excerpts from the «Diaries» of MThA Professor A. D. Belyayev. This publication presents diaiy entries made during the Passion and Bright Week of 1918. Based on the memoirs of A. D. Belyaev, it is possible to reconstruct the unique flavour of the pre-Easter and Easter days of the first year in the post-revolutionary period – one of the most difficult in the history of Sergiev Posad, the Trinity-Sergius Lavra, the Moscow Theological Schools and the numerous churches of the city and its other sacred sites. The central event of this fragment is the description of the arrival of the Most Holy Patriarch Tikhon in the Trinity-Sergius Lavra.

It was St. Tikhon who pointed out to his flock the providential and educational character of the revolutionary events that were given to the people for correction. The A. left a number of valuable comments on the life of the Trinity-Sergius Lavra and the Moscow Theological Academy in those days. His observations are also significant in terms of local history. Since the professor made his diary entries for private use and not for publication he expounded the material without internal censorship. The publication of this fragment of diaries is important for studying both the history of our Eatherland as a whole, and the history of the Russian Church and the Moscow Theological Academy in particular.

Keywords: Easter, Revolution of 1917, Trinity-Sergius Lavra, Moscow Theological Academy, Theological Education, Patriarchate, Patriarch Tikhon, Protection of the Mother of God, Hunger, Bolsheviks, Treason, Sergiev Posad.

* * *

1

Личный фонд А. Д. Беляева: ОР РГБ. Ф. 26. Первые публикации: Шленов, Туркин 2017; Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2017.

Другие публикации: Кривошеева 2000; Одинцов 2017.

2

ОР РГБ. Ф. 26. Картон. 4. Ед. хр. 6. Л. 51 об. – 57 об.

3

Род. 23 июля 1849 г. – ум. 29 ноября 1919 г

4

Никон (Рождественский) (4.04.1851–12.01.1919) – архиепископ Вологодский и Тотемский, с 1916 г. на покое, проживал в Троице-Сергиевой лавре.

5

Имеется в виду крестный ход вдоль стен Троице-Сергиевой лавры.

6

Автор имеет в виду клуб при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

7

Монстр – дословно «чудовище», от лат. monstrum. Бал-монстр – очевидно, бал на тему монстров, чудовищ, демонических персонажей с соответствующими костюмами, в духе революционной «свободы».

8

Рождественская, или Христорождественская, церковь (современный адрес: Сергиев Посад, ул. Карла Маркса, 6/2). Располагалась к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в бывшей Верхней Служней слободе. При ней было учреждено духовное правление (протопопия) всеми приходскими церквями города и 34 окрестными церквями. В 1920-е гг. храм оставался главным для старой части Сергиева Посада и приходским для жителей Александровской улицы (ныне ул. Карла Маркса). В 1931 г. храм был закрыт и переоборудован под клуб и столовую, а вскоре перестроен под жилье. В настоящее время недалеко от бывшей Христорождественской церкви поставлен Памятный знак и Крест в память пострадавших за веру во Христа в годы гонений и репрессий в ХХ в.

9

В Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры

10

Так автор с иронией называет Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

11

Открытия.

12

Телицыны – многочисленные купцы и мещане, жители Сергиева Посада. Известно, что Телицына Мария Семеновна (1850–1923) похоронена в Хотьково (URL: http://forum. vgd.ru/post/13/47331/p1936865.htm (дата обращения 30.04.2018)).

13

В 1917 г. в России революционный праздник 1 мая впервые отмечался открыто, а в 1918 г. стал официальным праздником, день был нерабочим.

14

Популярная тема в революционные годы. См. одну из последних статей Л. Н. Толстого «О социализме»: Толстой 1936 (написана в 1910 г., впервые напечатана в 1936 г. в Полном (юбилейном) собрании сочинений).

15

Хвост – вереница людей, ставших в очередь (разг.) (Ушаков 1940. С. 1141a). В таком смысле слово стало особо часто использоваться в революционную эпоху, для которой такие «хвосты» стали характерны.

16

Дословный перевод с немецкого «Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!» – один из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов, впервые высказанный в «Манифесте коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

17

Большевики праздновали в этот день, 1 мая по новому стилю, свой праздник.

18

Новая монастырская гостиница была построена в 1861–1864 гг. по проекту архитектора И. А. Малышева, располагалась на Сергиевской (Вокзальной) улице. Трехэтажное здание было рассчитано на 82 гостиничных номера; в первом этаже располагались трактир, кабак, винный погреб, лавки, содержавшиеся арендаторами из местных купцов и мещан.

19

Покровский академический храм был заново освящен 20 сентября 1892 г. митрополитом Леонтием (Лебединским) после полного переустройства, которое было инициировано ректором Академии архимандритом Антонием (Храповицким).

20

Песнопение из службы Великого Четверга, тропарь Триоди, глас 8.

21

Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры, главный престол – в честь прп. Сергия Радонежского.

22

Успенский собор Лавры.

23

Согласно данному свидетельству, елеосвящение совершалось в Великую Пятницу после царских часов. В настоящее время в Московской духовной академии это Таинство совершается после вечернего богослужения в Великую Среду.

24

Конный памятник герою Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. генералу от инфантерии М. Д. Скобелеву в Москве, открытый 24 июня 1912 г., был снесен 1 мая 1918 г. Располагался он на месте нынешнего памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади, которая до 1918 г. имела название «Скобелевская».

25

Карс – в настоящее время город в Турции, близ границы с Арменией; в 1878–1917 гг. входил в состав Российской Империи, в 1918 г. по Брестскому договору отошел к Турции.

26

Свеаборг (швед. Sveaborg – «Шведская крепость») – система оборонительных укреплений на островах близ столицы Финляндии Хельсинки.

27

В тексте – «их».

28

Правильнее «быстро». Возможно, описка автора или незавершенный оборот.

29

Имеется в виду вечерняя служба в Великий Четверг – утреня Великой Пятницы с чтением двенадцати Евангелий.

30

Архимандрит Кронид (Любимов) (1859–10.12.1937), священномученик.

31

Время, потраченное на хождения.

32

То есть с излишком, лишним временем. Походец – уменьш. к «поход» в значении «небольшой излишек» (см.: Ушаков 1939. С. 669a).

33

Филипп (Ставицкий) (14.04.1884–12.12.1952), в 1916–1920 гг. – епископ Аляскинский, викарий Алеутской епархии. В 1917 г. вернулся в Москву, был членом Всероссийского Поместного Собора 1917 г., участвовал в избрании святителя Тихона патриархом. В 1920–1930-е гг. подвергался многим арестам, ссылкам. С 1949 г. до кончины – архиепископ Астраханский и Саратовский.

34

Личность не установлена. Вероятно, кто-то из домочадцев А. Д. Беляева.

35

Иларион (Троицкий) (13.09.1886–28.12.1929) – архиепископ, священномученик; в 1913–1918 гг. архимандрит, инспектор Академии, затем и. о. ректора, помощник ректора, участник Священного Собора Российской Православной Церкви, с 20.05.1920 епископ Верейский, викарий Московской епархии, с 1923 г. архиепископ.

36

Личность не установлена.

37

Архиепископ Никон (Рождественский). См. о нем: Примеч. 4 на с. 285.

38

23 апреля ст. ст. (6 мая нов. ст.) – память вмч. Георгия Победоносца.

39

Мушка, от фр. Mouche, – в данном случае аналог пластыря, использовавшегося во врачебных целях.

40

Голубцов Иван Александрович (8.09.1887–4.11.1966), старший сын профессора МДА Александра Петровича Голубцова (1860–1911); после октябрьского переворота 1917 г. был избран секретарем, а затем председателем Совета приходских советов, созданного для организации охраны имущества Лавры и храмов от возможных грабежей. Впоследствии – советский историк, доктор исторических наук.

41

Орлов Анатолий Петрович – протоиерей, профессор, первый выборный ректор МДА (10 сентября 1917–1922).

42

Нил (Фурсов) – архимандрит, член Духовного Собора Лавры, до 1914 г. эконом.

43

Константиновский Александр Петрович – протоиерей, настоятель Христорождественской церкви, находившейся недалеко от Лавры, благочинный Сергиева Посада.

44

Здесь колодцем именуется святой источник в центре Лавры, где и в настоящее время Святейший Патриарх совершает торжественный молебен.

45

Архимандрит Иларион (Троицкий).

46

Розов Константин Васильевич (10.02.1874–30.05.1923) – великий архидиакон Успенского собора Московского Кремля. В 1920-е гг., не оставляя церковного служения, стал солистом Московской академической капеллы.

47

В храме в честь чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, воздвигнутом над пещерами (собор был освящен в 1893 г.).

48

Туницкий Николай Леонидович (16.09.1876–30.03.1930) – экстраординарный профессор по кафедре Русской литературы МДА (1913–1919).

49

В результате Брест-Литовского сепаратного мирного договора между Украинской народной республикой, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой, подписанного 27 января (9 февраля) 1918 г., территория Украины была оккупирована немецкими войсками.

50

Грушевский Михаил Сергеевич (29.09.1866–24.11.1934) – украинский историк, профессор Львовского университета; с марта 1917 по 29 апреля 1918 гг. возглавлял Центральную Раду (Совет) Украинской народной республики, а фактически, как видим и из дневника, до 27 апреля.

51

Скоропадский Павел Петрович (3.05.1873–26.04.1945) – генерал-лейтенант Русской императорской армии, после 1917 г. – украинский политический деятель, с 29 апреля по 14 декабря 1918 г. – гетман (правитель) Украинской державы, установленной после роспуска Центральной Рады и упразднения Украинской народной республики. Режим гетмана Скоропадского просуществовал до ноября 1918 г., после чего пал в результате как внутренних противоречий, так и лишения поддержки немецких войск, покинувших оккупированные территории Украины после поражения Германии в Первой мировой войне. В середине декабря 1918 г. Киев был взят войсками атамана С. В. Петлюры, и была восстановлена Украинская народная республика во главе с высшим органом власти – Директорией. В декабре Гетман Скоропадский отрекся от власти и тайно уехал в Берлин.

52

Сепаратный мирный договор, подписанный в Бухаресте 24 апреля (7 мая) между Румынией и Центральными державами, не ратифицированный румынским королем Фердинандом.

53

Автор имеет в виду поражение и выход Советской России из Первой мировой войны, ознаменованные Брестским сепаратным мирным договором 3 марта 1918 г.


Источник: Дионисий (Шленов), игумен. Воспоминания и дневники : А.Д. Беляев : Лавра и академия в пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918) // Богословский вестник. 2018. Выпуск 2. № 29. С. 283-301.

Комментарии для сайта Cackle