Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) Академический журнал «прибавления к творениям святых отцов»: история, содержание, структура

Академический журнал «прибавления к творениям святых отцов»: история, содержание, структура

Источник

См. также: Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе

Содержание

1. Исторический очерк 2. Редактирование и цензура «Прибавлений» 3. Структура журнала 4. Обзор содержания 5. Распространение журнала 6. Принципы издания диска Приложение. Сводная таблица соответствий «Творений святых отцов» и «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843–1891)  

 

1. Исторический очерк

Первое периодическое издание Московской духовной академии было основано в 1843 г., когда силами преподавательской корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». «Прибавления» рассматривались как ряд материалов, имевших не только научное, но, прежде всего, духовное значение – эту направленность вполне передает первоначальное название журнала: «...Повременное издание при Московской духовной академии с Прибавлением духовного содержания». Самым плодовитым писателем на ниве духовного просвещения оказался свт. Филарет (Дроздов), чьи слова, речи и письма публиковались в «Прибавлениях» как при жизни, так и посмертно. Наряду с публикациями духовно-нравственного характера в «Прибавлениях» помещались и научные статьи, посвященные широкому кругу церковно-богословских проблем. В дальнейшем в журнале стали также печататься официальные документы – отчеты о состоянии Академии и журналы академического Совета.

В одном из первых академических отчетов, изданных в «Прибавлениях», было сказано: «Многие из наставников заявили свое участие в интересах духовной литературы печатным словом; частию в издаваемом при Академии журнале «Творения Св. Отцов с Прибавлениями», частию в других периодических изданиях»1. Впоследствии писали: «Многие наставники заявили свое участие в интересах науки посредством печати» (Отчет за 1871–1872 г.)2 или проще – «занимались... учено-литературными трудами» (Отчет за 1881–1882 г.)3. Под наставниками имелись в виду профессора и преподаватели Академии, которым принадлежала большая часть публикаций. Еп. Евсевий (Орлинский) в письме А. В. Горскому от 1849 г. назвал редакцию ТСО с «Прибавлениями» «Обществом трудящихся» (Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847–1850 гг.))4. Таким образом, научно-богословская работа считалась высоким и ответственным служением, которое возлагали на себя преподаватели Академии наряду с учительством. Академический журнал оказывался самым подходящим и надежным поприщем для прохождения этого служения. При этом редакция «Прибавлений» помимо самого журнала имела попечение и о других научных проектах Академии5.

История «Прибавлений» теснейшим образом связана с изданием ТСО при Московской духовной академии. «Прибавления» – как очевидно и из самого названия – появляются при патрологической серии «Творений», что оказывается характерной и исключительной особенностью данного журнала по сравнению, по крайней мере, со всеми русскими периодическими изданиями6. В конце 30-х гг. XIX в. в переписке свт. Филарета (Дроздова) с ректором Академии архим. Филаретом (Гумилевским) обсуждались одни только ТСО. Свт. Филарет всецело поддержал идею развития при Академии переводческой деятельности, пытаясь при этом склонить ректора к более фундаментальному и систематичному подходу в выборе и начертании плана. «Печатать переводы святых отцов – дело весьма хорошее, полезное и достойное всякого поощрения. Но искрошить каждого святого отца на части, потом смешать всех и таким образом печатать, – не знаю, похвалите ли это и вы, хотя таков почти ваш проект. В издании периодическом срочном это оправдывается журнальною поспешностью и потребностью разнообразия для журнала: но вы предпринимаете издание не срочное...» (Письма Филарета, митр. Московского, к Филарету Гумилевскому)7.

Из вышеприведенных слов видна идея систематического издания, которая в полной мере была реализована при издании ТСО. Однако и «Прибавления» под влиянием ТСО стали выходить в совмещенном формате журнала и одновременно серии, с пространными статьями, архивными материалами, посвященными духовному просвещению, образовательной и миссионерской деятельности Церкви.

С 1843 по 1891 г. вышло 48 частей8 «Прибавлений». Хотя это число точно соответствует числу лет в указанном диапазоне, данное совпадение только кажущееся, поскольку в действительности в издании ТСО с «Прибавлениями» было два перерыва, первый из которых продолжался в течение 7 лет, а второй – в течение 8. Поэтому в среднем в год выходило ок. 1, 5 тома «Прибавлений». В общей сложности за одно и то же время было опубликовано 48 частей «Прибавлений» и 57 томов ТСО (1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891 гг.).

Данную разницу следует пояснить. Известно, что первое издание ТСО делилось на тома, части, книги. Впоследствии при переиздании или переизданиях ТСО учитывалось деление на тома и части, но не на книги. А единственное переиздание «Прибавлений» всегда основывалось именно на ежегодном цикле, состоявшем, как правило, из четырех книг (а в 1863 и в 1864 г. – из 6 книг). Соответствие между томами ТСО и частями «Прибавлений» указано нами в приложении в специальной таблице.

Уже из самого названия видно, что по отношению к ТСО «Прибавления» находились на втором месте. Согласно концепции издания объем очередного выпуска «Прибавлений» должен был уступать соответствующим «Творениям». Однако «Прибавления» именовались «оригинальной» частью издания9 (в отличие от переводной части – ТСО) и ценились не меньше чем ТСО, поскольку давали простор для собственной научно-богословской деятельности преподавателей Академии.

В периоды закрытия журнала научно-литературные труды преподавателей Академии публиковались в других журналах: «Московских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении», «Душеполезном чтении», «Русском вестнике», «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Миссионерском» и «Критическом обозрении», «Братском слове» (подробнее о «Братском слове» см.: Объявление о возобновлении журнала «Братское слово»)10, – хотя ни один из них так и не смог заменить свой родной журнал. Отчет за 1878–1879 г. об «учено-литературных трудах» наставников Академии, опубликованных на стране далече, – яркая иллюстрация сказанного11.

Одним из наиболее важных моментов в истории «Прибавлений» стало возобновление их издания после наиболее длительного перерыва, продолжавшегося с 1872 по 1880 г. В отчете за 1878–1879 г. приводится постановление Совета Академии: «Во исполнение указа Святейшего Синода от 20 июня 1878 г. за № 1981, которым разрешено было Совету Московской духовной академии продолжать вновь издание журнала под заглавием «Творения св. отцов с Прибавлениями духовного содержания» на проектированных Советом Академии основаниях, Совет Академии входил в обсуждение программы сего издания. Программа возобновляемого издания была проектирована применительно к первоначальной программе этого издания, утвержденной определением Святейшего Синода от 13/23 марта 1841 г., и представлена на благоусмотрение Святейшего Синода. Затем образован Редакционный Комитет из трех членов-редакторов, под председательством Ректора Академии, именно из профессоров В. Кудрявцева, Н. Субботина и В. Потапова. Указом Святейшего Синода, от 11 мая сего 1879 г. за № 1498, дано знать Совету Академии, что программа предполагаемого к изданию с 1880 года при Московской духовной академии журнала под вышеозначенным заглавием найдена соответствующею своей цели и утверждена Святейшим Синодом; а самый журнал признан весьма полезным для монастырей и приходских священников и рекомендуется, через епархиальных Преосвященных, к выписке, по возможности, для церковных и монастырских библиотек на счет кружечно-кошельковых сумм»12. Из журналов Совета Академии за тот же год видно, что ректор Академии прот. Сергий Смирнов обсуждал организационную сторону возобновляемого издания «Прибавлений» с митрополитом Московским свт. Иннокентием13.

После возобновления публикация «Прибавлений» продолжалась без перерывов до 1891 г. включительно. В конце 1880-х гг. у преподавателей МДА появилось желание изменить направление академического журнала, превратив его из научного в научно-популярный богословский журнал, выходящий ежемесячно. В результате ТСО и «Прибавления» были преобразованы в журнал «Богословский вестник», который начал выходить с 1892 г. Окончательное решение о преобразовании было принято на заседании Совета Академии 6 сентября 1891 г. под председательством ректора Академии архим. Антония (Храповицкого). На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала»14. В далеко идущие планы редакции входило помимо святоотеческих переводов, научных статей и публикаций материалов из внутренней жизни Академии составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета»15. На издание «Богословского вестника» было получено разрешение Святейшего Синода16.

В истории академического журнала наступил новый период со своими преимуществами и недостатками. С одной стороны, единоличное управление журналом стало способствовать его самостоятельному творческому развитию, а с другой – остались в прошлом «золотые времена» совместного и соборного издания журнала во главе с ректором. Из «ректорского» журнал превратился в «профессорский». Накопленный мощный потенциал позволил ему со временем стать серьезнейшим органом дореволюционной богословской печати.

2. Редактирование и цензура «Прибавлений»

Изданием «Прибавлений» занимался редакционный комитет издания ТСО, председателем которого всегда являлся ректор Академии. Еще до начала выхода журнала редакционный комитет возглавлял ректор МДА архим. Филарет (Гумилевский), затем – следующий ректор архим. Евсевий (Орлинский), при котором журнал впервые вышел в свет17. Помимо ректора в первоначальной редакции журнала подвизались А. В. Горский, прот. Ф. А. Голубинский и другие известнейшие профессора Академии. О редактировании журнала в первые двадцать пять лет его истории мы имеем особо скудные сведения в связи с тем, что академические отчеты и журналы начали публиковаться только с 1869–1870 г.18.

В первом из опубликованных академических отчетов указано, что «ректор Академии (прот. А. В. Горский. – и. Д.) редактировал Прибавления к Творениям Св. Отцов», т. е. 24-ю часть «Прибавлений»19. Параллельно второй редактор проф. В. Д. Кудрявцев занимался редактированием ТСО20. В следующем году данные лица продолжали свои занятия; из отчета, кроме того, видно, что «секретарем редакционного комитета по изданию Творений св. отцов в русском переводе» являлся доцент П. С. Казанский21.

После возобновления журнала в 1880 г. в редакционный комитет журнала вошли четыре человека – ректор с тремя профессорами. Хотя первоначально предполагалось, что данная группа будет работать только над ТСО, ее членам пришлось в равной мере редактировать и оригинальную часть журнала: в 1881–1883 г. (28, 30, 32 части) редактированием ТСО с «Прибавлениями» занимались ректор Академии прот. С. К. Смирнов, профессоры В. Д. Кудрявцев, Н. И. Субботин, В. Н. Потапов и И. Д. Мансветов. При этом все перечисленные лица, исполняя редакторские обязанности, в то же время обогащали академический журнал своими собственными статьями.

В 1883–1884 г. редактированием ТСО и «Прибавлений» занимались ректор Академии прот. С. К. Смирнов, профессоры В. Н. Потапов, В. Д. Кудрявцев и П. И. Горский22; в 1884–1886 – ректор Академии прот. С. К. Смирнов, профессоры В. Д. Кудрявцев и П. И. Горский23. Особо следует отметить и то, что прот. С. К. Смирнов, отказавшись от исполнения ректорских обязанностей «по расстроенному здоровью» перед началом 1886–1887 учебного года24, продолжал заниматься редактированием журнала25. В 1886–1888 г. в редакционном комитете состояли ректор Академии еп. Христофор, ординарные профессоры В. Д. Кудрявцев и Е. Е. Голубинский, экстраординарный профессор П. И. Горский26. В 1888–1890 г. вместо Е. Е. Голубинского в состав редакции вошел М. Д. Муретов27.

Наконец, в последнем для «Прибавлений» 1890–1891 г. среди членов редакционного комитета особое место занял архим. Антоний (Храповицкий)28. После того, как в следующем году архим. Антоний, уже ректор Академии, реформировал «Прибавления» в более динамичный и самостоятельный «Богословский вестник», редактором БВ был назначен П. И. Горский-Платонов, в прошлом один из редакторов «Прибавлений»29.

При чтении академических отчетов приоткрываются некоторые подробности распределения обязанностей между членами редакционного комитета. В частности, редакцией переписки свт. Филарета Московского с прот. А. В. Горским и составлением примечаний к этим письмам занимался ректор Академии прот. С. К. Смирнов30. Он же занимался подготовкой ряда других архивных материалов с примечаниями: писем свт. Филарета Московского к Филарету, архиеп. Черниговскому, писем Филарета Черниговского А. В. Горскому31, дневника А. В. Горского32.

Как и все органы церковной печати, академический журнал выходил с цензурным грифом. Еще в 1828 г. был создан цензурный комитет при Академии с самыми широкими цензорскими и издательскими полномочиями. Первоначально в данный комитет входили три члена академической конференции33. Должность цензора была достаточно трудной и крайне ответственной: он не должен был пропустить в печать, во-первых, ни одной мысли, не согласной с Православием, во-вторых, никаких непроверенных и ненаучных сведений. На протяжении многих лет цензурный комитет опекал свт. Филарет Московский, который нередко принимал на себя функцию высшего цензора. Известно, что до начала издания ТСО с «Прибавлениями» цензурный комитет при Академии уступил место редакционному комитету, в обязанности которого входила и подготовка к печати периодических изданий Академии.

Однако постепенно Академия возвратила себе право быть собственным критиком и цензором: если первые цензоры были духовными лицами, прямо не связанными с Академией34, то начиная с 1852 г. цензоры журнала – это инспекторы, преподаватели, а впоследствии ректоры Академии. Первым академическим цензором «Прибавлений» оказывается инспектор МДА архим. Сергий35. В дальнейшем эту функцию исполняли: экстраординарный профессор свящ. Н. И. Аничков-Платонов36; бакалавр Академии соборный иеромонах (со временем архимандрит, затем инспектор МДА, ректор Вифанской семинарии) Порфирий37; экстраординарный профессор богословия свящ. Ф. А. Сергиевский38; архим. Михаил39. В 1871 г. происходит упрощение цензурной процедуры – журнал выходит со следующим грифом: «Печатано по определению Совета Московской духовной академии» за подписью ректора, в данном случае – за подписью прот. А. В. Горского40. Следующие подписи, которые удалось найти после нескольких журналов с отсутствующим или утерянным разрешением, – это подписи ректоров МДА прот. С. К. Смирнова41, архим. Христофора42 и, наконец, архим. Антония (Храповицкого)43, при котором произошло превращение «Прибавлений» в «Богословский вестник». Архим. Антоний стал ответственным цензором нового журнала.

ТСО с «Прибавлениями», хотя и проходили строжайшую цензуру, как внутреннюю, так и внешнюю, первоначально были восприняты неоднозначно. В Петербургской духовной академии некоторые профессора собирались написать редакции «замечание»: им показалось, что в Московской академии напечатали что-то дерзкое и недолжное. О данных «толках» без каких-либо уточнений доверительно писал почитатель Академии ректор Петербургской академии еп. Евсевий (Орлинский) своему другу А. В. Горскому (Письмо 43 от 30 марта 1849)44.

3. Структура журнала

Первоначально, как и «Творения», «Прибавления» выходили отдельными книжками, которые впоследствии сплетались в единое целое. На диске материалы представлены согласно той первоначальной последовательности, которую можно было бы назвать первым историческим изданием. В этом издании с 1871 г. после каждой «порции» «Прибавлений», соответствовавшей двум книгам ТСО (т. е. после каждой половины тома), стали помещаться отчеты о жизни Академии, которые мыслились как своеобразное общее приложение к ТСО и «Прибавлениям»45. Во втором и последнем издании «Прибавления» выходили без данных отчетов. Помимо отчетов в состав журнала, помещенного на диске, вошли материалы, которые рассматривались их составителями как «особое приложение» (см. Отчет И. Н. Корсунского о научно-литературных трудах)46, а именно «Каталог книг библиотеки Московской духовной академии» и пр.

В конце каждого года/части помещалось итоговое оглавление, а в конце каждой совместной книжки (ТСО и «Прибавления») промежуточное оглавление, которое впоследствии исключалось из отдельных изданий как ТСО, так и «Прибавлений». По данным оглавлениям хорошо прослеживается первоначальная идея академического журнала – восполнить древнюю святоотеческую мысль более современными материалами духовной тематики.

С 1843 по 1860 г. материал группировался по трем разделам, что отражалось в итоговом оглавлении: I. Учение о вере. II. Учение о христианской нравственности. III. Духовная история. В 1862 г. в Приложении к «Прибавлениям» вышел указатель47, особо ценный тем, что в нем были приведены имена авторов для подавляющего большинства статей «Прибавлений», выходивших без указания автора. В этом указателе была предложена более совершенная систематизация материалов по девяти разделам: 1. Богословие догматическое; 2. Изъяснение Священного Писания; 3. Учение христианской нравственности; 4. Церковное красноречие – древнее и новое (последнее, в основном, было представлено словами и речами свт. Филарета Московского); 5. Церковные молитвы и песнопения; 6. История Церкви: а) восточной, b) Русской; 7. Церковная археология; 8. Статьи полемического, апологетического и критического содержания; 9. Смесь.

В 1887 г. в Приложении к «Прибавлениям» был помещен еще один указатель48, доведенный до 1886 г., с систематизацией всех материалов, как учтенных в указателе 1862 г., так и новых, по 16 разделам. В число новых разделов вошли: 4. Сравнительное богословие; 5. Патристика; 9. Церковное право; 12. Философия; 13. Педагогика; 14. Теория словесности; 15. Критические и библиографические статьи. Некоторые разделы были изменены или расширены: 1. Священное Писание и библейская история Ветхого и Нового Заветов; 2. Догматическое и основное богословие; 3. Нравственное богословие; 7. История Русской Церкви и русского раскола; 8. Библейская, церковная археология и литургика.

4. Обзор содержания49

Первоначально издатели «Прибавлений» не ставили перед собой строго научных целей. Они стремились не столько к тому, чтобы ввести в оборот малоизвестные источники или опубликовать оригинальные научно-богословские исследования, сколько к духовно-нравственному назиданию и воспитанию читателя. Так, например, в первом номере «Прибавлений» были помещены выдержки из книги «О воспитании детей в духе христианского благочестия», которая была переиздана в 1844 г. Такую же направленность имели книги, продававшиеся в канцелярии правления МДА50. Впоследствии научный уровень журнала постепенно возрастал, особенно в последний период его деятельности, начиная с 1880 г., когда преподаватели МДА, после длительного перерыва проникшись к журналу особым расположением, стали печатать в нем свои статьи чаще, чем в других журналах.

Перечислим кратко основные богословские публикации, представленные на страницах «Прибавлений»51. Среди публикаций из отдела Священного Писания особого внимания заслуживает статья свт. Филарета «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания». Автор считал необходимым (в отличие от свт. Феофана Затворника, находившего масоретский текст нарочито испорченным) обращение не только к греческому переводу, но и к еврейскому подлиннику, особенно при решении догматических вопросов. По Ветхому Завету ряд статей был опубликован архим. Феодором (Бухаревым)52 и И. М. Богословским-Платоновым53.

Известный алтайский миссионер архим. Макарий (Глухарев) предложил для публикации статью, резюмировавшую его многолетние труды по переводу почти всех книг Ветхого Завета с еврейского языка на русский – «О потребности для российской церкви преложения всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык»54. В издании таких работ проявлялась духовная направленность журнала, его внимательное отношение к миссионерским задачам Церкви, которые приходилось решать в теснейшей взаимосвязи с основными богословскими науками, в частности, с библеистикой.

Новозаветное направление представлено рядом публикаций ведущих академических профессоров прот. А. В. Горского и М. Д. Муретова. Подход первого из них, профессионального историка, был преимущественно историческим, как видно из названий его статей, посвященных истории канона и первохристианской Церкви55. Публикации М. Д. Муретова56, отличающиеся большей умозрительностью, глубиной анализа, высокой филологической культурой, не потеряли значения до настоящего времени.

По вопросам догматического богословия писали архим. Алексий (Ржаницын)57, архим. Евсевий (Орлинский)58 и архим. Сергий (Ляпидевский)59. В одном из первых номеров «Прибавлений» свт. Филарет опубликовал статью «О почитании Пресвятой Богородицы во св. иконах».

Профессор основного богословия В. Д. Кудрявцев-Платонов, публиковавший свои самые крупные материалы в ведущих богословских журналах «Вера и разум» и «Православное обозрение», поместил на станицах родного академического издания ряд статей философско-апологетического содержания60. Философская апологетика христианства в его статьях опирается на целостное видение сотворенного Богом мира, в котором действует великий закон целесообразности.

Большинство публикаций в отделе нравственного богословия приходится на 1850-е гг. – время активного сотрудничества в журнале проф. прот. Ф. А. Голубинского, написавшего ряд соответствующих статей61.

Сравнительное богословие в «Прибавлениях» представлено было слабо. Известный русский паломник граф Андрей Николаевич Муравьев, возможно в силу особо дружественных отношений со свт. Филаретом Московским, не раз публиковался на страницах журнала, хотя и не принадлежал к академической корпорации. Основная волновавшая его тема – отношения между православием и инославием; работы А. Н. Муравьева выдержаны в публицистическом ключе62.

Статьи по патристике в первые годы издания «Прибавлений» имели довольно общий характер63 из-за недостаточной отточенности научного инструментария в данной области. Лишь в 1870–1880-х гг. появились проблемные и концептуальные работы – статьи П. И. Цветкова «Обзор апологетических трудов восточных отцов и учителей церкви в IV и V веках» и А. В. Мартынова «Эсхатология св. Григория Нисского»64.

Весьма пространным получился отдел общей церковной истории, отразивший бурное становление отечественной церковной историографии. Большая часть ранних публикаций прот. А. В. Горского65 и проф. П. С. Казанского66 посвящена истории подвижничества на Востоке. Проф. А. П. Лебедев в своих статьях осветил другую сторону жизни древней Церкви, представив широкую панораму гонений на христиан в Римской империи67.

Наиболее активным сотрудником отдела русской церковной истории был прот. А. В. Горский. Ему принадлежат около двадцати публикаций68, часть которых посвящена древнерусской духовной письменности69. Публикации П. С. Казанского, специалиста по истории египетского монашества, в данном разделе по преимуществу сосредоточены на истории монашества русского70. Среди других ученых специалистов по истории Русской Церкви следует назвать митр. Макария (Булгакова)71 и Е. Е. Голубинского72, оставивших ряд статей, немногочисленных, но весьма обстоятельных, носящих источниковедческий характер, а также прот. С. К. Смирнова73, Н. К. Соколова74 и известного критика старообрядчества Н. И. Субботина75. Обзор этого отдела будет неполным, если не упомянуть заметки «Изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 г.» свт. Филарета Московского, который был в духе государственной идеологии того времени настроен весьма решительно против старообрядцев, хотя старался сдерживать непомерно ревнивых полемистов со старообрядчеством.

Литургика и библейская археология в середине XIX в. не получили достаточного развития. Среди первоначально скромных публикаций по данной тематике имеется ряд материалов, подготовленных свт. Филаретом76, А. Н. Муравьевым77, еп. Рижским Филаретом (Гумилевским)78. Только в 1880-х гг. в «Прибавлениях» регулярно начинают публиковаться ценные историко-литургические и археологические исследования И. Д. Мансветова79. Отметим также статью ректора МДА архим. Христофора об иконографии Христа80.

Публикации в области церковного права представлены лишь несколькими статьями проф. Н. А. Заозерского81 и проф. А. Ф. Лаврова (впоследствии – еп. Алексий), опубликовавшего полемические материалы о проектах реформы церковного суда82. Вместе с тем вопросы церковного права затрагиваются в ряде статей, отнесенных к другим отделам журнала83.

Среди отделов журнала в первые десятилетия его существования наиболее значительным был отдел церковной проповеди. Основная часть публикаций в данном отделе принадлежит свт. Филарету Московскому. Помимо свт. Филарета на страницах «Прибавлений» публиковали свои проповеди как клирики (архим. Евсевий (Орлинский), прот. А. В. Горский, прот. Ф. А. Голубинский, прот. П. С. Делицын и др.), так и профессора-миряне (проф. В. Д. Кудрявцев и др.) и даже студенты.

Критико-библиографический отдел с рецензиями, заметками и обзорами появился в составе «Прибавлений» лишь в 1880-е гг. Его самым активным сотрудником стал проф. А. П. Лебедев, старавшийся обогатить академическую науку обзорами и рецензиями новейших западных книг.

Помимо вышеперечисленных вполне академических и научных разделов в «Прибавлениях» находилось место для богослужебных текстов84, а также мемуаров и некрологов, среди которых можно назвать воспоминания А. Н. Муравьева «Последние дни Спасо-Бородинской игумении Марии» и Д. Ф. Голубинского «О математических занятиях профессора Московской духовной академии П. С. Делицына».

Многочисленные письма свт. Филарета, публиковавшиеся посмертно, – важный источник по истории Русской Церкви 1-й пол. и сер. XIX в., кроме того, из них можно извлечь много ценных сведений о деятельности самого митр. Филарета. Некоторые письма содержат информацию, особо актуальную и для нашего времени. Так, например, свт. Филарет послал князю Александру Голицыну «проект общежительного духовно-воспитательного заведения» (письмо от 9 апреля 1828 г., опубликовано в 1871 г.)85. В этом проекте описывалась идеальная монастырская духовная школа, в которой учебный процесс совмещался с жизнью по строгим монастырским принципам. Хотя данный идеалистический план никогда и нигде не был реализован, проникновенное и глобальное видение святителя могло бы оказать огромную пользу тем, кто в настоящее время возрождает традиции отечественного духовного образования.

5. Распространение журнала

ТСО с «Прибавлениями» распространялись по России и за рубежом, по подписке, а иногда и благотворительно. Так, совет Академии препроводил в редакцию журнала прошение администрации Русской женской гимназии в Выборге: «уделить нашей гимназии из сокровища сей Академии книги», – однако о том, какое решение было принято редакцией, неизвестно (Журналы за 1886 год)86. В знак благодарности за книжное пожертвование со стороны Упсальского университета Совет Академии принял решение ежегодно высылать в библиотеку Упсальского университета «академический журнал, а равно и другие книги, издаваемые Академией» (Журналы за 1887 год)87.

Распространению периодических изданий Академия и вышестоящее церковное начальство уделяли очень серьезное внимание. Свою благородную лепту внес в это дело и свт. Филарет Московский. Известно, что он выписывал за свой счет ТСО с «Прибавлениями» в трех экземплярах: для себя, для митр. Камчатского Иннокентия и для А. Н. Муравьева. Так, 1 апреля 1856 г. свт. Филарет писал наместнику Лавры архим. Антонию: «Скажите казначею, чтобы подписался от меня на нынешний год на издание Творений св. Отец, на три экз., один для меня, один для Андрея Николаевича и один для преосвященного Камчатского, и внес бы мои деньги»88. Сам митр. Иннокентий полагал, что журнал высылается для библиотеки его семинарии официальным путем. Более подробные сведения о распространении «Творений» с «Прибавлениями» содержатся в 5–6 томе «Богословского вестника»89.

6. Принципы издания диска

Поскольку «Прибавления к Творениям святых отцов» давно стали библиографической редкостью, нынешняя редакция академического журнала «Богословский вестник» осуществила их электронное переиздание в полном объеме. На настоящем диске помещено 1349 публикаций и статей в формате DJVU, общий объем которых составляет 38362 страниц.

Для создания диска была разработана база данных, в которую были введены точные названия всех публикаций. В специальной графе «примечания» даются дополнительные сведения по отдельным публикациям. Хотя авторство некоторых безымянных публикаций было уточнено, для библиографа остается еще достаточно богатое поле деятельности. Каждая статья снабжена точным библиографическим описанием, которое приводится как в общей базе данных, так и на первой странице статьи в виде картинки. Все продолжающиеся публикации имеют перекрестные ссылки.

Названия статей воспроизводятся с максимальной точностью, составители базы данных сохраняли архаичный порядок слов, прописные и строчные буквы оригинала. Единственное исключение было сделано для дат, которые приводятся в более привычном для современного читателя виде (например, вместо «10 дня октября месяца» – «10 октября»). Орфография всех названий была выправлена по современным нормам.

Все 48 книг «Прибавлений», представленные в оцифрованном виде на диске, хранятся в библиотеке Московской духовной академии. Несмотря на хорошую комплектность и сохранность книг, они дошли до нас не в самом лучшем виде. Хотя при оцифровке была предпринята попытка очистить текст от чернот и максимально улучшить его качество, из-за фактора времени (в частности, из-за выцветания бумаги и пр.) некоторые страницы прочитываются с трудом.

И, наконец, все материалы, предлагаемые читателю, остаются пока что нераспознанными. В будущем планируется издание распознанной версии «Прибавлений» с богатыми возможностями поиска. Однако и сейчас имеется возможность поиска по ключевому слову на портале Академии www.bogoslov.ru , где будут выложены все материалы «Прибавлений».

Диск «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» будет полезен преподавателям и студентам духовных школ, а также всем интересующимся развитием отечественной богословской науки и историей ученого сообщества Московской духовной академии. Особая благодарность выражается прот. Павлу Великанову, иером. Леонтию (Козлову), В. Л. Шленову, А. Г. Дунаеву, С. А. Щеглову, А. Г. Бондачу, А. Ларионову, а также студентам МДАиС диак. Павлу Суркову, Л. Кудрячову, В. Егеру, С. Киму, Е. Ткачеву, И. Смыкову, Д. Полухину и Г. Шинову, каждый из которых внес свою лепту в создание диска.

Приложение. Сводная таблица соответствий «Творений святых отцов» и «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843–1891)90


№ ТСО91 Год издания Автор № части92 № книги № части ПрибТСО № стр. ПрибТСО
1 1843 Св. Григорий Богослов 1 1 1 1–102
2 103–191
2 1843 Св. Григорий Богослов 2 3 193–309
4 311–452
3 1844 Св. Григорий Богослов 3 1 2 1–96
2 97–292
4 1844 Св. Григорий Богослов 4 3 293–372
4 373–452
5 1845 Св. Василий Великий 1 1 3 1–84
2 85–230
6 1845 Св. Василий Великий 2 3 231–404
4 405–561
7 1846 Св. Василий Великий 3 1 4 1–130
2 131–274
8 1846 Св. Василий Великий 4 3 275–412
4 413–520
9 1847 Св. Василий Великий 5 1 5 1–158
2 159–270
10 1847 Св. Василий Великий 6 3 271–378
4 379–523
1847 Св. Григорий Богослов 5
11 1848 Св. Василий Великий 7 1 6 1–174
2 175–378
12 1848 Св. Ефрем Сирин 1 3 7 1–134
4 135–292
1848 Св. Григорий Богослов 6
13 1849 Св. Ефрем Сирин 2 1 8 1–170
2 171–327
14 1849 Св. Ефрем Сирин 3 3 329–488
4 489–672
15 1850 Св. Ефрем Сирин 4 1 9 1–172
2 173–374
16 1850 Св. Ефрем Сирин 5 3 375–524
4 525–693
17 1851 Св. Афанасий Великий 1 1 10 1–234
3 407–571
18 1851 Св. Ефрем Сирин 6 2 235–406
4 573–787
19 1852 Св. Афанасий Великий 2 1 11 1–162
3 345–487
20 1852 Св. Ефрем Сирин 7 2 163–343
4 489–633
21 1853 Св. Афанасий Великий 3 1 12 1–184
3 347–498
22 1853 Св. Ефрем Сирин 8 2 185–346
4 499–673
23 1854 Св. Афанасий Великий 4 1 13 1–177
2 179–348
23 [24]93 1854 Св. Исаак Сирин 349–580
25 1855 Св. Кирилл Иерусалимский 1 14 1–138
2 139–278
26 1855 Блаж. Феодорит Кирский 1 3 279–408
4 409–553
27 1856 Блаж. Феодорит Кирский 2 1 15 1–176
2 177–310
28 1856 Блаж. Феодорит Кирский 3 3 311–478
4 479–703
29 1857 Блаж. Феодорит Кирский 4 1 16 1–138
2 139–306
30 1857 Блаж. Феодорит Кирский 5 3 307–520
4 521–605
31 1858 Прп. Нил Синайский 1 1 17 1–172
2 173–320
32 1858 Прп. Нил Синайский 2 3 321–490
4 491–639
33 1859 Прп. Нил Синайский 3 1 18 1–122
2 123–284
1859 Блаж. Феодорит Кирский 6
34 1859 Прп. Исидор Пелусиот 1 3 18 285–416
4 417–571
35 1860 Прп. Исидор Пелусиот 2 1 19 1–168
2 169–374
36 1860 Прп. Исидор Пелусиот 3 3 375–502
4 503–642
1861 Блаж. Феодорит Кирский 7
37 1861 Св. Григорий Нисский 1 1 20 1–162
2 163–326
38 1861 Св. Григорий Нисский 2 3 327–488
4 489–628
39 1862 Св. Григорий Нисский 3 1 21 1–148
2 149–318
40 1862 Св. Григорий Нисский 4 3 319–482
4 483–622
41 1863 Св. Григорий Нисский 5 1 22 1–166
3 291–392
5 495–723
42 1863 Св. Епифаний Кипрский 1 2 167–290
4 393–494
694 495–723
43 1864 Св. Григорий Нисский 6 1 23 1–109
3 245–362
5 503–646
44 1864 Св. Епифаний Кипрский 2 2 109–244
4 363–502
695 503–646
44 (внеочередной) [43а]96 1865 Св. Григорий Нисский 7 1
1866 2
1868 3
45 1871 Св. Григорий Нисский 8 1 24 1–296
1872 2 297–512
3 513–676
4 677–915
46 1872 Св. Епифаний Кипрский 3 1 25 1–165
2 167–371
3 372–536
4 537–751
47 1880 Св. Кирилл Александрийский 1 1 26 1–201
3 521–797
48 1880 Св. Епифаний Кипрский 4 2 203–519
4 799–1141
47 / [47a] 1881 Св. Кирилл Александрийский 1 (прод.) 1 27 1–262
3 28 1–362
48 / [48a] 1881 Св. Епифаний Кипрский 4 (прод.) 2 27 263–544
4 28 363–678
49 1882 Св. Кирилл Александрийский 2 1 29 1–362
3 30 1–344
50 1882 Св. Епифаний Кипрский 5 2 29 363–661
4 30 345–710
49 / [51]97 1883 Св. Кирилл Александрийский 2 (прод.) 1 31 1–384
3 32 1–390
50 / [52] 1883 Св. Епифаний Кипрский 5 (прод.) 2 31 385–710
4 32 391–688
51 / [51a] 1884 Св. Кирилл Александрийский 3 1, 2 33 1–342
3, 4 34 1–301
52 / [52a] 1884 Св. Епифаний Кипрский 6 2 33 343–710
4 34 303–653
51 / [51б] 1885 Св. Кирилл Александрийский 3 (прод.) 1 35 1–432
3 36 1–334
52 / [52б] 1885 Св. Епифаний Кипрский 6 (прод.) 2 35 433–730
4 36 335–634
53 1886 Св. Кирилл Александрийский 4 1 37 1–503
2 505–991
3 38 1–196
4 195–434
54 1887 Св. Кирилл Александрийский 5 1 39 1–190
2 191–402
3 40 1–184
54 / [55] 1887 Св. Кирилл Александрийский 6 4 40 185–437
55 / [55a] 1888 Св. Кирилл Александрийский 6 (прод.) 1 41 1–282
2 283–668
3 42 1–284
4 285–488
56 1889 Св. Кирилл Александрийский 7 1 43 1–363
2 359–738
3 44 1–351
4 353–745
57 1890 Св. Кирилл Александрийский 8 1 45 1–216
2 217–479
3 46 1–176
4 177–341
57 / [57a] 1891 Св. Кирилл Александрийский 8 (прод.) 1 47 1–270
57 / [58] 1891 Св. Кирилл Александрийский 9 2 47 271–638
3 48 1–276
4 277–662

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1 (1993) -.
Журналы Журналы Совета Московской духовной академии
Корсунский 1894 Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. СП: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1894.
Отчет Отчет о состоянии Московской духовной академии
ПрибТСО Прибавления к ТСО. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891.
ТСО Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69.

* * *

1

Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г. // ПрибТСО 24. С. 560. Далее перечислялись некоторые статьи, опубликованные в «Прибавлениях» (Там же. С. 560–561).

2

Отчет за 1871–1872 г. // ПрибТСО 25. С. 481–482; Отчет за 1880–1881 г. // ПрибТСО 28. С. 669–672.

3

Отчет за 1881–1882 г. // ПрибТСО 30. С. 700–704.

4

«Последние две книжки вашего издания получил я, – одну из Москвы, другую из Посада, и много благодарен Обществу трудящихся! Дай Бог, чтобы Его благословение споспешествовало всем обстоятельствам дела!» ([Письмо 40 от 20 января 1849 г.] // ПрибТСО 37. С. 811).

5

Например, в объявлении о выходе в свет сочинения о церковной иконографии ректора Академии архим. Христофора указывался следующий адрес: Сергиев Посад, Москов. губ., в редакцию журнала «Творения святых отцов» (Объявление // ПрибТСО 39).

6

Среди зарубежных изданий некоторым аналогом можно считать серию «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur».

7

Письма Филарета, митр. Московского, к Филарету Гумилевскому. [Письмо 9 от 8 апреля 1839 г.] // ПрибТСО 32. С. 673–674.

8

ПрибТСО 1–6 издавались с указанием на титульном листе: «Год 1» и т. д. Начиная со следующего года на титульном листе стали писать: «Часть 7» и пр.

9

Журналы за 1879 г. // ПрибТСО 26. С. 176.

10

В 1883 г. проф. Н. И. Субботин стал издавать под своей редакцией возобновленный журнал «Братское слово» антираскольничьей направленности (Отчет за 1882–1883 г. // ПрибТСО 32. С. 647). Журнал начал издаваться в 1875, 1876 г., возобновился с августа 1883 г.

11

Отчет за 1878–1879 г. // ПрибТСО 26. С. 170–174.

12

Отчет за 1878–1879 г. // ПрибТСО 26. С. 155.

13

Журналы за 1879 г. // ПрибТСО 26. С. 176.

14

Журналы Совета от 6 сентября 1891 г. // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 358–359.

15

Там же. С. 359.

16

Журналы Совета от 27 ноября 1891 г. // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408.

17

Корсунский 1894. С. 16–17.

18

Сводный перечень ректоров и преподавателей Академии и иных лиц, участвовавших в издании «Творений» и «Прибавлений», см.: Корсунский 1894. С. 44. Примеч. 5.

19

Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г. // ПрибТСО 24. С. 560.

20

Там же. С. 560–561.

21

Отчет за 1871–1872 г. // ПрибТСО 25. С. 485.

22

Отчет за 1883–1884 г. // ПрибТСО 35. С. 423.

23

Отчет за 1884–1885 г. // ПрибТСО 37. С. 496.

24

См.: Журналы за 1886 г. // ПрибТСО 39. С. 93.

25

Среди членов редакционного комитета он упомянут как «бывший ректор прот. С. Смирнов» (Отчет за 1885–1886 г. // ПрибТСО 39. С. 86).

26

Отчет за 1886–1887 г. // ПрибТСО 40. С. 266; Отчет за 1887–1888 г. // ПрибТСО 42. С. 434.

27

Отчет за 1888–1889 г. // ПрибТСО 44. С. 702; Отчет за 1889–1890 г. // ПрибТСО 47. С. 115.

28

Отчет за 1890–1891 г. // ПрибТСО 48. С. 652.

29

Отчет за 1891–1892 г. // БВ 1892. Т. 3. № 11. С. 292.

30

Отчет за 1881–1882 г. // ПрибТСО 30. С. 700.

31

Отчет за 1882–1883 г. // ПрибТСО 32. С. 647.

32

Отчет за 1883–1884 г. // ПрибТСО 35. С. 423.

33

О принципах деятельности Цензурного комитета см.: Отд. III. О Цензурном Комитете // Проект устава духовных академий. Ч. 2. СПб., 1823. С. 18–25.

34

На первом номере «Прибавлений» стоит цензорская подпись архим. Агапита, наместника «Иосифова Волокаламского монастыря»: «Печать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Декабря 7-го дня, 1842 года. Московская духовная академия. Цензор, ...». Цензорами были также ректоры Вифанской семинарии: архим. Филофей (2–5 номера), архим. Евгений (7–10 части).

35

Его подпись стоит на обороте титульного листа 11, 12 части ПрибТСО.

36

13 часть ПрибТСО.

37

14–20 части ПрибТСО.

38

21, 22 части ПрибТСО.

39

23 часть ПрибТСО.

40

24, 25 части ПрибТСО.

41

33–38 части ПрибТСО.

42

40–47 части ПрибТСО.

43

48 часть ПрибТСО.

44

«А почему-то утвердилась между ними мысль, будто таких вещей Редакция не должна осмеливаться печатать. Явно, основание – неоснование» (Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847–1850 г.). [Письмо 43 от 30 марта 1849 г.] // ПрибТСО 37. С. 818). В начале письма еп. Евсевий восторженно писал: «Благодарю вас за книжки и книжицы! Все они так хороши, так поучительны и назидательны!» (Там же. С. 817–818).

45

Первым был опубликован Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г. (Отчет // ПрибТСО 24. С. 516–567). Впоследствии отчеты публиковались за те годы, за которые выходил журнал.

46

ПрибТСО 30. С. 704.

47

Указатель для ПрибТСО за 20 лет // ПрибТСО 21. С. 1–20 (Приложение).

48

Указатель статей, помещенных в ПрибТСО за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 гг. // ПрибТСО 39. С. 1–37 (Приложение).

49

Материал данного раздела основывается на статье свящ. Афанасия Гумерова (иером. Иова): Афанасий Гумеров, свящ. Три четверти века академического богословия (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника») // БВ 1993. Вып. 1. С. 22–28.

50

См.: ПрибТСО 1.

51

Кроме богословских и философских работ в «Прибавлениях» было напечатано несколько статей по педагогике и теории словесности. См., напр.: «О первоначальном народном обучении» (Н. П. Гиляров-Платонов // ПрибТСО 21); «Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений» (П. И. Цветков // ПрибТСО 37).

52

«О втором псалме» (ПрибТСО 8); «О второй части книги пророка Исайи» (ПрибТСО 9).

53

«Изъяснение пророчества Исайи об избранном отроке Иеговы» (ПрибТСО 9).

54

ПрибТСО 20. 1861; публикация посмертная.

55

«Образование канона священных книг Нового Завета» (ПрибТСО 24); «Евангельская история» (ПрибТСО 27, 28); «История церкви апостольской» (ПрибТСО 29, 30, 31).

56

«К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий» (ПрибТСО 27); «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова» (ПрибТСО 28, 29); «Логос в сочинениях Филона Александрийского» (ПрибТСО 31, 32); «Эйхгорн и его толкование новозаветных чудес» (ПрибТСО 33); «В каком году родился Господь наш Иисус Христос?» (ПрибТСО 35) и др.

57

«Учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа» (ПрибТСО 5, 6); «Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы» (ПрибТСО 8); «О таинстве креста Христова» (ПрибТСО 10).

58

«О Промысле Божием» (ПрибТСО 1); «О трояком служении Иисуса Христа» (ПрибТСО 2); «О спасительных таинствах» (ПрибТСО 4, 5).

59

«О таинстве елеосвящения» (ПрибТСО 17); «Об исхождении Святого Духа» (ПрибТСО 18).

60

«О единстве рода человеческого» (ПрибТСО 11); «О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого» (ПрибТСО 16); «Безусловный прогресс и истинное усовершенствова­ние рода человеческого» (ПрибТСО 19); «Об источнике идеи Божества» (ПрибТСО 23); «О Промысле» (ПрибТСО 24); «Самостоятельность начала органической жизни» (ПрибТСО 27, 28); «О происхождении органических существ» (ПрибТСО 31).

61

«О благодарности к Богу», «Размышление на слова: «Во благословении правых возвысится град"», «О смирении», «Жизнь веры», «О тщеславии» (все – ПрибТСО 13).

62

«Слово кафолического православия римскому католичеству» (ПрибТСО 11); «Римская церковь с настоящими ее претензиями на главенство пред судом св. Ипполита» (ПрибТСО 12); «Письма к отчуждившемуся от православия» (ПрибТСО 15).

63

«Жизнь св. Василия Великого» (А. В. Горский // ПрибТСО 3); «Св. Ипполит, епископ и мученик» (иером. Иларион // ПрибТСО 4); «Св. Иустин, мученик и философ» (С. К. Смирнов // ПрибТСО 8); «Жизнь св. Афанасия, архиепископа Александрийского» (А. В. Горский // ПрибТСО 10); «Жизнь св. Иоанна Златоустого» (В. И. Лебедев // ПрибТСО 14, 15, 16); «Св. Киприан, епископ Карфагенский» (архим. Порфирий // ПрибТСО 15); «Св. Петр, архиепископ Александрийский» (П. С. Казанский // ПрибТСО 15); «Жизнь св. Иоанна Дамаскина» (А. Ф. Лавров // ПрибТСО 16).

64

См. также статью Мартынова «Антропология св. Григория Нисского» (ПрибТСО 37).

65

«О девственниках христианских до монашества» (ПрибТСО 1); «Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой» (ПрибТСО 11). В поздних работах А. В. Горский обращается к истории Церкви в собственном смысле: «О соборе Иерусалимском 1672 года» (ПрибТСО 24); «О церкви греческой с 1453 года до начала XVIII столетия» (ПрибТСО 32).

66

«Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим» (ПрибТСО 10); «О женских иноческих обителях в Египте» (ПрибТСО 12); «Пустынножительство в горе Нитрийской и ее окрестностях» (ПрибТСО 13); «Подвижники скитской пустыни в Египте» (ПрибТСО 14); «Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках» (ПрибТСО 24). Его перу принадлежит также статья «О влиянии христианства на языческое общество в первые три века после Рождества Христа Спасителя» (ПрибТСО 20).

67

«О причинах гонений на христиан во II, III и начале IV века» (ПрибТСО 32); «Из истории гонений на христиан во II и III веках» (ПрибТСО 33); «О так называемых толерантных указах языческих императоров касательно христиан» (ПрибТСО 34); «Торжество христианства над язычеством при Константине Великом» (ПрибТСО 35).

68

В ряде статей описывается жизнь и деятельность русских митрополитов до учреждения патриаршества: Кирилла II, свт. Петра, свт. Алексия, свт. Киприана, свт. Фотия, свт. Ионы, Феодосия, Филиппа I.

69

«Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава» (ПрибТСО 2); «Послание к Василию, архимандриту Печерскому, XII столетия» (ПрибТСО 10); «О славянском переводе Пятокнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту» (ПрибТСО 19). Для полноты упомянем еще некоторые работы Горского по этому отделу: «О сношениях русской церкви с святогорскими обителями до XVIII столетия» (ПрибТСО 6); «Отношение иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастыря в XVI веке» (ПрибТСО 10); «Максим Грек святогорец» (ПрибТСО 18).

70

«Преподобный Иосиф Волоцкий и его писания» (ПрибТСО 5); «Начало монашества в России» (ПрибТСО 9, 11); «Труды святителя Тихона I, епископа Воронежского по управлению воронежскою паствою» (ПрибТСО 21).

71

«Первое двадцатилетие церковной унии в западно-русском крае» (ПрибТСО 26); «Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» (ПрибТСО 29).

72

«О так называемой Иоакимовской летописи Татищева» (ПрибТСО 28).

73

«История Троицкой семинарии» (ПрибТСО 20, 21, 22, 23).

74

«О духовенстве в Древней Руси» (ПрибТСО 19).

75

«Опровержение раскольнических клевет на патриарха Никона» (ПрибТСО 19); «К истории Рогожского кладбища» (ПрибТСО 29).

76

«Значение церковной молитвы о соединении церквей» (ПрибТСО 19)

77

«Древности и символика Киево-Софийского собора» (ПрибТСО 17).

78

«Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя Иисус и изображать крест» (ПрибТСО 1).

79

«О песенном последовании» (ПрибТСО 26); «О трудах митрополита Киприана по части богослужения» (ПрибТСО 29, 30); «По поводу недавно открытой стенописи в Московском и Владимирском Успенских соборах» (ПрибТСО 31); «Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки» (ПрибТСО 34); «Устав Иерусалимский и судьба его на Востоке и в землях Славянских» (ПрибТСО 34); «О постах православной восточной церкви» (ПрибТСО 36, 37).

80

«Образы Иисуса Христа» (ПрибТСО 38).

81

«К вопросу о церковном суде в первые века христианства» (ПрибТСО 26); «Митрополит Филарет как администратор и судья в своей епархии» (ПрибТСО 31); «К истории Номоканона в Византии и древней Руси» (ПрибТСО 37).

82

«Новый вопрос в Православной Русской Церкви» (ПрибТСО 24); «Вторая апология по новому вопросу» (ПрибТСО 24).

83

См., напр.: «Учреждение патриаршества в России в 1589 году» (Н. К. Соколов // ПрибТСО 18); «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной» (А. В. Горский // ПрибТСО 21); «Дисциплина древней Церкви в отношении к свободе совести» (В. Ф. Кипарисов // ПрибТСО 33, 37).

84

«Акафист Пресвятой Богородице [в русском переводе свт. Филарета]» (ПрибТСО 14) и др.

85

Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Письма <...>: к княгине Мещерской, к викарию Московской епархии, еп. Дмитровскому Иннокентию (Сельнокривину-Коровину) (1827–1831 гг.) // ПрибТСО 24. С. 495–504.

86

Журналы // ПрибТСО 39. С. 152.

87

Журналы // ПрибТСО 40. С. 36.

88

Письма митр. Филарета к архим. Антонию. Ч. III. М., 1883. С. 402. См.: Корсунский И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // БВ 1897. Т. 3. № 9. С. 288.

89

См.: БВ 5–6. 2005–2006. С. 496–506.

90

Первоначальный вариант таблицы без учета «Прибавлений» был опубликован в: БВ 5–6. 2005–2006. С. 622–626.

91

В квадратных скобках указана нумерация, содержащаяся в указателе к ПрибТСО (в случае несовпадения с выходными данными).

92

Жирным шрифтом выделены номера частей, которыми завершаются творения того или иного автора.

93

Номер 23 ошибочный. В печатном и рукописном указателе указан номер 24.

94

Кн. 5 т. 41 и 6 т. 42 ТСО являются сдвоенными.

95

Кн. 5 т. 43 и 6 т. 44 ТСО являются сдвоенными.

96

В печатном и рукописном указателе.

97

Этот и следующий номера в читальном зале МДА на переплетах были поставлены ошибочно, с опережением, в то время как продолжались печататься 49-й и 50-й номера ТСО. Соответственно, следующие за ошибочными номерами (51 и 52) четыре номера имеют индексы [a] и [б].


Источник: Богослов.RU

Комментарии для сайта Cackle