Азбука веры Православная библиотека игумен Дионисий (Шлёнов) Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции
Распечатать

игумен Дионисий (Шлёнов)

Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции

Воздержание – введение во всякую добродетель,

смиренномудрый равен ангелам,

исповедующийся чист, как солнце,

а имеющий послушание христоподражателен.

Прп. Феодор Студит1

В настоящем докладе предпринята попытка проанализировать богатое содержание термина «послушание» на примерах из Священного Писания и греческой святоотеческой традиции путем поиска характерных мест и их систематизации2. В задачи докладчика входит не столько историческое раскрытие принципа послушания в становлении монастырской дисциплины (о чем писалось достаточно), сколько выявление смысла послушания в жизни каждого христианина – с той целью, чтобы акцентировать внимание на сущности этого явления.

На языках Священного Писания, еврейском и греческом, для определения глаголов «слышать» и «слушать» используется одно и то же слово: «shama» (עמש) и «ἀκούω» соответственно. Таким образом, послушание означает «слышание», готовность «навострить свой слух», внимать кому-то, повиноваться, бдеть и бодрствовать3; т.е. слушаться не столько с целью ознакомления со словом, сколько для его принятия как руководства к действию4. Интересно заметить, что в одном из исихастских текстов поздневизантийской эпохи, содержащемся в Синайской рукописи, выделяются два вида послушания: первоначальное – умосозерцательное (ὁρωμένην) и «продвинутое» – зримое (νοουμένην).

Некоторые полагают, что послушание – это доминантное и обязательнейшее понятие в духовной жизни; другие, напротив, избегают употребления этого слова из-за его искаженного и многообразного понимания5. Но следует иметь в виду, что послушание по своей сути является одной из граней на пути нашего Богопознания: оно отражает деятельность одного из пяти чувств, которое, как и прочие четыре, призвано разумно и свободно направлять человека к уподоблению своему Первообразу и соединению с Ним.

Как следствием непослушания оказалась духовная смерть человека и начался болезненный и мучительный процесс тления вплоть до физической гибели, так в результате послушания стало возможно возвращение в вечную жизнь Эдемского рая6. Так происходит подлинно новое рождение, когда те, кто исполняют его, могут по праву быть названы «чадами послушания»7. По меткому выражению, приписываемому свт. Иоанну Златоусту: «Послушание есть матерь вечной жизни, а непослушание – мать погибели»8. Впрочем, сам термин «послушание» может быть окрашен и негативным смыслом; например, прп. Феодор Студит в гомилии «На Рождество Богородицы Марии» пишет: «Послушание змию принесло скорбную смерть»9. Может показаться удивительным и парадоксальным, но путь к новой жизни проходит обязательно через смерть, ибо таков закон греха, в рамки которого заключен падший человек. Таинственны и до глубины души поразительны слова св. апостола Павла: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать»10. Свт. Василий Великий в своем сочинении «О Крещении» призывает всех к послушанию даже до смерти11, а прп. Иоанн, игумен Синайский, в своей «Лествице» определяет послушание и как «вольную смерть», и как «жизнь без излишеств»12. В «Житии св. Кирилла Филеота», написанном Николаем Катаскепеном (XII в.), послушанием называется «умерщвление членов в живом рассуждении»13.

Примером такого послушания является, прежде всего, воплощенный Логос, вторая Ипостась Святой Троицы. Непослушание первого Адама излечено послушанием второго Адама-Христа14 – не следует впадать в дословную интерпретацию, которая оказывается сродни несторианской доктрине, чрезмерно акцентирующей процесс нравственного совершенствования Спасителя во время Его земной жизни15. Если послушание является жизнью, а Христос есть «истина и жизнь», то, значит, Христос, по слову прп. Варсонофия Великого, и есть послушание16. Впрочем, и Ветхий Завет17, главным образом в законодательных книгах, вполне очевидно говорит о необходимости послушания, однако здесь речь идет не о послушании личному Богу, лица Которого невозможно было увидеть18 даже кротчайшему из людей19, а о слышании голоса Божия, который выражается в Его советах, заповедях и постановлениях20. В книге пророка Исайи можно заметить тонкий переход от механистического понимания послушания, которое было необходимо человеку ради благополучной жизни на земле, к почти евангельскому осмыслению, когда Бог призывает к послушанию Самому Себе, Рабу Господню, а не закону, вырезанному на камне: «Послушайте Меня… приклоните ухо ко Мне!»21 Гласом Божиим, слушаться которого предписывала тора, оказывается воплощенный ипостасный Логос, Богочеловек. С одной стороны, нам следует слушаться Его22, а с другой – Он лично слышит нас, когда наша воля направляет свой вектор к Богу23. Можно сказать, что благодаря Боговочеловечению стало возможно послушание людям: оно нисколько не противоречит первому типу послушания, т.е. по отношению к Богу24 совершенно недостижимому без опытного поводыря, которому не страшно вверить свою волю ради Христа, – ведь научить послушанию может только послушный25.

Услышать означает согласиться, почти что выполнить, часто вопреки своим силам, в результате мучительной борьбы со своей волей. Согласно Оригену, послушание – это воздаяние, которое должник должен отдать Богу26; а свт. Кирилл Александрийский писал, что тот, кто слушается, не только должник, но и раб Божий: послушание и рабство Богу – почти синонимы27. На первый взгляд может показаться, что послушание является антиподом свободы, но это противопоставление совершенно нелепо, поскольку подлинное послушание может быть только добровольным и свободным. В египетском монашестве IV века послушание ассоциировалось прежде всего с отсечением собственной воли. В 14-й апофтегме аввы Памво послушание описывается как самая большая добродетель, поскольку любая добродетель удерживается волей, а послушание приобретается отказом от воли28. «Послушание отсекает волю» – предельно кратко формулировался процесс полного христианского самоотречения. У аввы Дорофея встречается более подробная формула: «удержать послушание и отсечь собственную волю»29. «Послушание без рассуждения», которое проявлял ученик Досифей по отношению к своему учителю, авве Дорофею, стало своеобразным максимумом послушания, воспринимавшимся как одно из высших проявлений святости и совершенства30. В «Отечнике», составленном свт. Игнатием (Брянчаниновым), содержится пример самопожертвенного послушания, требующего от человека отказа не только от своей воли, но и от собственной жизни:

Однажды авва Иоанн с двумя юношами-послушниками послал смоквы к некоему заболевшему отшельнику во внутреннюю пустыню. Юноши, взяв плоды, пошли к келлии старца, но ввиду сгустившегося тумана потеряли дорогу. Долго ходили они по обширной пустыне, но никак не могли отыскать келлию болящего. Ослабев от усталости и голода, они преклонили колена на молитву и предали души свои Господу. Долго искали их по следам, которые остаются в этих песчаных местах. Юноши были найдены в том положении, в каком они молились, и при них – смоквы, которые они несли, нетронутыми31.

Послушание, названное прп. Иоанном Лествичником «блаженным» (μακαρίᾳ)32, а прп. Феолиптом Филадельфийским – «всесовершенной добродетелью» (παντελὴς ἀρετή)33, является одним из ключевых понятий для христианской этики и аскетики, так же как и для педагогики34. В античной традиции послушание, хотя и было характерной приметой прилежного ученика, никогда не входило в число «главных» или «основных» добродетелей, в отличие от «мужества, целомудрия, благоразумия» и проч. В монашеской письменности оно оказывается во главе угла, что связано с тем огромным значением, которое получило общежитие, во многом основывающееся именно на послушании. Недаром авва Руф говорил о том, что «сидящий в послушании духовного отца имеет бóльшую награду, нежели тот, кто уединился сам по себе в пустыне». В видении ему было открыто, что из четырех чинов, пребывавших на небесах: «недугующие и благодарящие Бога», «стремящиеся к гостеприимству и служению», «стремящиеся к пустыне» и «подчиняющиеся отцу о Господе» – именно последний «имел большую других славу»35. Послушание предпочтительнее «не только рукоделия, чтения и безмолвия в келлье, но и всех добродетелей»36. «Бог нуждается не в трудах, а в послушании»37. По авве Дорофею, послушание позволяет безопасно пройти то, что другим приходится проходить со страхом38. Послушание оказывается отправной точкой на пути к бесстрастию39.

Само послушание является неким аналогом добродетели и часто перечисляется с добродетелью как своеобразное oratio bimembris. Так, в толковании на Бытие свт. Иоанна Златоуста послушание обозначает добродетель в целом; без послушания заповедям Божиим добродетель немыслима40. В перечне добродетелей послушание занимает свое органичное, иногда, как было сказано выше, первое место. В «Малом огласительном слове» прп. Феодора Студита предлагается перечень монашеских добродетелей: «отречение от мира, отречение от отечества, рода, друзей, собственности, подчинение, послушание, само это исповедание…»41. Прп. Симеон Благоговейный поучал: «Поспеши стать примером пользы для всего братства, ко всякой добродетели, смирением и кротостью, милостыней и послушанием, вплоть до самых простых, негневливостью и беспристрастием, нестяжательностью и умилением…»42. Прп. Неофит Затворник предлагает следующий перечень добродетелей: целомудрие, воздержание, послушание, служение и прочее43; а в «житии Евфимия» указывается, что орудиями монаха являются «смирение, целомудрие, занятие, различение и по Богу послушание»44. Совершенно категорично звучит приговор монаху, который не научился послушанию: «Монах, соблюдая пост по указанию духовного отца, но не имея послушания и смирения, не приобрел никакой добродетели и не знает, что такое монах»45.

Одной из самых близких послушанию добродетелей оказывается добродетель смирения или смиренномудрия, которая неоднократно перечислялась вместе с послушанием46, особенно в памятниках более поздней аскетической письменности. Одним из авторов, которому свойственно устойчивое сочетание послушания со смирением, оказывается прп. Феодор Студит47: в его перечнях смирение, как правило, приводится после послушания48. В более поздней византийской агиографической письменности появилось даже специальное выражение «смиреннонравное послушание» (ταπεινόηθος ὑπακοή)49. Такая последовательность не случайна, «ибо послушание рождает смиренномудрие»50. Другой родственной добродетелью оказывается воздержание. Если преслушание и невоздержание приводят ко всякой злобе, то, наоборот, воздержание и послушание – ко всякой добродетели51.

В течение веков происходит институционализация послушания, которая имела как положительные, так и отрицательные последствия. Послушание становится одним из трех монашеских обетов, что вполне согласно духу первого монашества, для устроителей которого одним словом «послушание» можно было обозначить всю совокупность форм монашеской жизни52. Многозначность послушания приводила к потере его ключевого аскетико-богословского значения, когда послушание начинало восприниматься по преимуществу как одна из форм обрядового благочестия53. В греческих текстах, приписываемых прп. Ефрему Сирину, термин «послушание» используется как указание на формальное пребывание в монастыре, которое сочетается с внутренним противлением монастырской дисциплине54, – и это далеко не единичный случай. Естественно, что жизнь вносила свои коррективы и побуждала исправлять монашеское послушание в том случае, если оно пошатнулось или оказалось недостаточным. Так, согласно поучению того же прп. Ефрема, само по себе послушание монаха мало что значит, если оно не сочетается с другими добродетелями, в частности с добродетелью милосердия55. Однако в целом послушание сохраняет самые положительные коннотации.

Хотя Ж.М.Р. Тиллар, автор статьи о послушании в «Словаре духовности», противопоставляет подлинное «послушание» институциональному и внешнему «подчинению»56, в святоотеческих текстах такое противопоставление встречается крайне редко. В монастырской дисциплине «послушание» и «подчинение» оказываются синонимичными понятиями57, означающими верность монашескому обету, которая, конечно, по сути тождественна верности Господу58. Чаще и тот и другой термины не только применяются для описания духовного чада с его духовником, но и передают те подлинные чувства, которые должен испытывать рядовой христианин по отношению к своему епископу59.

Хотя монастырь и монастырская дисциплина по своей сути являются идеальным поприщем для проявления данной добродетели60, без нее едва ли возможно осуществить какое-либо служение в Церкви и вообще немыслима жизнь христианина. Хотя в святоотеческой письменности послушание рассматривается, главным образом, в связи с монашеской жизнью и монастырской дисциплиной, тем не менее и в обыкновенной жизни – как любого общественного института, будь то семья или школа, так и конкретного человека – необходимо послушание, основанное на подражании Богочеловеку Христу, Который проявил совершенное повиновение Богу Отцу до крестной смерти. По мысли свт. Григория Нисского, Бог Сын Своим подчинением Богу Отцу через приобщение к человечеству дал пример послушания всем людям61. А прп. Симеон Новый Богослов, рассуждая о всеобщем характере послушания, задает риторический вопрос: «Если необходимо иметь подчинение и оказывать честь родившим нас, то сколь более [должно слушаться] Его, сотворившего их и нас Бога?»62

Послушание указывает на взаимные отеческо-сыновние или учительско-ученические отношения между Богом и человеком, с одной стороны, и между людьми – с другой. По определению отец или учитель знает больше своих юных сыновей или учеников и обладает моральным правом ожидать от них внимательного и исполнительного отношения к своим требованиям. Подлинно христианское взаимообщение возможно только в том случае, если иерархическая лестница отношений между духовным отцом и послушником, наставником и воспитанником будет выстроена по принципу самоумаления и жертвенности. Послушник не ограничивается в личном познании Бога и не покоряется безликому старцу, как это происходит в случае с гуру, но, по мысли автора корпуса Ареопагитик, «следует за священнослужебными чинами и через них, как ближайший к ним, возводится в благопослушании к божественному ведению доступных ему святынь»63.

Послушание Богу – бесспорная и основополагающая истина, без которой жизнь становится безрелигиозной и бесцельной. По мысли Климента Александрийского, «послушание Слову» именуется «верой»64, а прп. Иоанн Лествичник называет послушание «неверием самому себе во всем добром до конца жизни»65. По слову свт. Иоанна Златоуста, послушание происходит от любви66, оно равнозначно любви67, но также и любовь рождает послушание, как написано в «Житии Кирилла Филеота»68. Таким образом, послушание не является жестким закосневшим механизмом духовной жизни, это не обуза, манипулирующая свободой, не средство порабощения и власти одних над другими и не просто «регулятор» монашеской дисциплины. Послушание – это не какой-то слепой обряд, ведь оно призывает к живой и непосредственной личной связи человека с Богом, которая строится на принципе любви, доверия и самоуничижения.

Доклад хотелось бы завершить своего рода кратким гимном добродетели послушания:

Послушание – спасение всех верующих!

Послушание – родитель всех добродетелей!

Послушание – находчик Царства!

Послушание отверзает небеса и возводит от земли людей!

Послушание – пища всех святых: тобою они, как младенцы, кормились и посредством тебя усовершенствовались!69

Литература

Доримедонт (Сухинин), иером. Учение свт. Игнатия (Брянчанинова) о послушании в свете Святоотеческого Предания. М., 2003.

О трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании. М., 1898.

Свобода и послушание: духовничество истинное и ложное / Г. Дублинский, Т. Дублинская, сост. М., 2002.

Ἀρτέμιος (Γρηγοριάτης), ἱερομ. Ὑπακοὴ καὶ ἐλευθερία. Κριτικὴ στὰ βιβλία «Ἐπικηρυγμένη Ὀρθοδοξία» τοῦ μοναχοῦ Μιχαὴλ Χατζηαντωνίου // Είπὲ τῇ Ἐκκλησίᾳ 1. Ἄγιον Ὄρος: Ἱερὰ Μονὴ Ὁσίου Γρηγορίου, 2002.

Amand Ε. Le systéme cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. Paris, 1957. Vol. 152. P. 31–80.

Camelot T. Obéissance et liberté // La Vie spirituelle. Paris, 1952. Vol. 86. P. 154–168.

Capelle C. Le vœu d’obéissance des origines au XIIe siècle. Paris, 1959.

Frank K.S. Gehorsam // Reallexikon für Antike und Christentum 9. Stuttgart, 1976. Sp. 390–430.

Gribomont J. Obéissance et évangile selon s. Basile le Grand. Paris, 1952. (Vie spirituelle Suppl.; 5). P. 192–215.

Haring B. Freiheit oder Gehorsam? // Geist und Lehen. 1948. Bd. 21. S. 108–121.

Holstein H. Le Mystère de l’obéissance // Études. 1953. Vol. 278. P. 145–157.

Mogenet H. L’Obéissance religieuse vertu évangelique et humaine // Revue d’ascétique et de mystique. 1951. Vol. 27. P. 75–95.

Olphé-Galliard R.P.M., s.j. Des Pauvres du désert au cénobitisme de saint Basilie et de saint Benoit // L’Obéissance et la religieuse d’aujourd’hui. Paris, 1951.

Rousseau O. Obéissance et hiérarchie d’après l’ancienne tradition monastique. Paris, 1953. (Vie spirituelle Suppl.; 6) P. 283–298.

Tillard J.-M.-R. Obeissance // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire. Paris, 1981. BT. 11. Col. 535–563.

Truhlar K.V. Obedience // New Catholic Encyclopedia. Washington, 2003. Vol. 10. P. 503–508.

Valentine F. Religious Obedience. London, 1951.

Walther Ch. Gehorsam // Theologische Realenzyklopädie. Berlin; N. Y., 1984. Bd. 12. S. 148–157.

* * *

1

Theodor. Studit. Serm. Catech. Magn. 9 / J. Cozza-Luzi, ed. Roma, 1888 (Nova Patrum Bibliotheca; 9/2). P. 25: 8–12 (= TLG 2714/8).

2

Для доклада были просмотрены по «TLG Online» все места со словами ὑπακοή-ἀρετή, ὑπακοή-ὑποταγή и другие комбинации.

3

См.: Brown F., Driver S.R., Briggs C.A. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament with an appendix containing the biblical Aramaic. Oxford, 1907. P. 1033–1035; Штейнберг O.H. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878. С. 496, 497; Ἀναγνωστόπουλος Β.Δ. Λεξικό ρημάτων τῆς Ἀρχαίας Ἑλληνικής. Αθήνα, 1999. Σ. 54; Hoffman J.В. Ἐτυμολογικὸν λεξικὸν τῆς Ἀρχαίας Ἑλληνικής / Ἐξελλην. ὑπὸ Ἀντωνίου Δ. Παπανικολάου. Ἐν Ἀθήναις, 1989. Σ. 11; Παπανικόλαος Γ.Ν. Λεξικόν τῶν ῥημάτων τῆς Ἀττικῆς Πεζογραφίας. 8Αθήνα, 1999. Σ. 94.

4

Ср., напр., мысль свт. Григория Паламы: «Не тот имеет уши слышать, кто просто слушает, но тот, кто вслушивается и приводит в действие услышанное» (Greg. Palam. Ноm. 47, 12: 7–8 / P.K. Chrestou, ed. Thessalonica, 1986 (ЕРЕ; 79)).

5

Примером тому может послужить старец Софроний (Сахаров), который редко использовал слово «послушание», желая, чтобы те или иные поручения иноками исполнялись только по любви.

6

«Θεὸς δι’ ὑπακοῆς καὶ εὐπειθείας ἀπολαβεῖν ἡμᾶς πάλιν τὸν παράδεισον» (Theodor. Studit. Parva Catechesis 111: 36–37 / E. Auvray, ed. Paris, 1891 (= TLG 2714/9)).

7

1Пет.1:14. Cp.: «…ὁ υἱὸς τῆς ὑπακοῆς καὶ τελειωτὴς τῆς ὑποταγῆς» (Theodor. Studit. Parva Catecbesis 82: 43–44), «τέκνα τῷ θεῷ ὑπακοῆς είσι καὶ ἐργάται τῆς ἀρετῆς ἀληθεῖς» (Nic. Steth. Vita Simeonis Novi Theologici 50: 13–14 / I. Hausherr, ed. Roma, 1928 (Orientalia Christiana; 12)).

8

«Ἡ γἀρ ὑπακοὴ μήτηρ ἐστὶ τῆς αἰωνίου ζωῆς, ἡ δὲ παρακοὴ μήτηρ ἐστὶ τῆς ἀπωλείας» (Jo. Ep. ad abbat. [Sp.]) 48–49 / P.G. Nicolopoulos, ed. Athens, 1973 (=TLG 2062/421)). Cp.: Ephr. Syr. In sermonem, quem dixit dominus, quod: In hoc mundo pressurant habehitis, et de perfectione hominis / K.G. Phrantzoles, ed. Vol. 4. Thessalonica, 1992 (= TLG 4138/73); Athan. Alex. De virginitate [Sp.]. / E. von der Goltz, hrsg. Leipzig, 1905. (Texte und Untersuchungen, N. E; 14) (= TLG 2035/29).

9

«Ἐκεῖ ἡ τοῦ ὄφεως ὑπακοὴ θάνατον τὸν ἀμειδῆ προεξένησεν» (Theodor. Studit. Ноm. in nativitatem Mariae // PG. 96. Col. 688A: 9–10 (= TLG 2714/1).

11

Bas. M. De baptismo 1 // PG. 31. Col. 1552C: 4–6 (= TLG 2040/52).

12

«ἐκούσιος θάνατος, ἀπερίεργος ζωὴ» (Jo. Clim. Scala 4 // PG. 88. Col. 680A: 4–5 (= TLG 2907/1)).

13

«Ὑπακοὴ δέ ἐστι νέκρωσις μελῶν ἐν ζώσῃ διανοίᾳ» (Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 4, 3: 19/ É. Sargologos, ed. Brussels, 1964. (Subsidia hagiographica 39) (= TLG 3264/1)).

14

Cм.: Sever. Gabal. In incarnationem Domini / R.F. Regtuit, ed. Amsterdam, 1992 (= CPG № 4204; TLG 4139/20).

15

О том, что величайшее подчинение и послушание Спасителя не означает «прибавления послушания» Сына, см.: Jо. Chrys. In Ер. I ad Corinth. 39, 6 // PG. 61. Col. 341: 18–20 (= TLG 2062/156).

16

Barsan. Gaz. Respons. 126: 47 / F. Neyt, P. de Angelis-Noah, ed. Paris, 1998 (= TLG 2851/1).

17

Авраам – образец подчинения во всем Богу и презрения всего мирского: Исаак – послу­шания духовным отцам вплоть до смерти (Menolog. Imperial. Vita Theodosii coenobiarchae 80: 2–6 / F. Halkin, ed. Brussels, 1985. (Subsidia hagiographica 69) (= TLG 5059/17)).

18

См.: Исх.33:20.

20

См. ряд сходных мест: Исх.15:26; 18:19; 23:22; 24:7; Втор.4:1, 12 и др.

22

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:15 и др.). Ср.: Деян.3:22.

23

Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1Ин.5:14–15).

24

Neoph. Inclus. Liher quinquaginta capitulorum 40, 7: 1–3 / I. Karabidopoulos, C. Oikonomou, D.G. Tsames, N. Zacharopoulos, eds. Paphos, 1996. Vol. 1 (= TLG 3085/5).

25

Ephr. Syr. Serm. paraenetici ad monach. Aegypti 14: 24–25 / K.G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1990. Vol. 3 (= TLG 4138/36).

26

Orig. Fragm. in Ps. 36, 21: 9–11 / J.B. Pitra, ed. Paris, 1884 (= TLG 2042/44).

27

Cyr. Alex. Com. in Jo. / P.E. Pusey, ed. Oxford, 1872 (r1965). P. 619:2–4 (= TLG 4090/2).

28

«…οὗτος δὲ τὸ θὲλημα ἑαυτοῦ κὸψας…» (Apophth. patr. (coll. system.) 14, 14: 8–10 / J.-C. Guy, ed. Paris, 2003. (SC; 474) (= TLG 2742/5)).

29

«τὸ κρατῆσαι τὴν ὑπακοὴν καὶ κόψαι τὸ ἴδιον θὲλημα» (Doroth. Gaz. Doctrin. 1, 21:6 / L. Regnault, J. de Préville, eds. Paris, 1963. (SC; 92) (= TLG 2852/1)).

30

«Δοσίθεον τὸν τῆς ἀδιακρίτου ὑπακοῆς λαμπτῆρα» (Theod. Studit. Μεγἀλη κατήχησις, 110 / A. Papadopoulos-Kerameus, ed. СПб., 1904 (= TLG 2714/7)).

31

См.: «Юноши, заблудившись в пустыне, ослабели и скончались, но не прикоснулись к смоквам, которые они, по повелению аввы, несли больному старцу» (Отечник, или Крат­кое собрание изречений святых отцов о жизни христианской, составленное на основании трудов еп. Игнатия (Брянчанинова). М., 1991. С. 537. № 174).

32

Jo. Clim. Scala 4 // PG. 88. Col. 701: 19.

33

Theolept. Philadelph. Orat. monast. 8: 50 / R.E. Sinkewicz, ed. Toronto, 1992 (Studies and Texts; 111) (= TLG 3214/1).

34

Приведем характерное высказывание византийского императора Феодора II Дуки Ласкаря: «Первейшая добродетель воспитания – послушание, а послушания – смирение, смирения же – любовь к мудрости» (παιδείας γὰρ ἀρετὴ πρώτιστός ἐστιν ὑπακοή, αὐτῆς δὲ ταπείνωσις, ταύτης δὲ φιλία σοφίας). См.: Theodor. II Duc. Lascar. Ер. 2: 38–39 / N. Festa, ed. Florence, 1898 (= TLG 3205/1).

35

См.: Apophth. patr. (coll. alphabet.). De abbate Rufo // PG. 65. Col. 389C: 6–392A: 5 (= TLG 2742/1). 

36

Athan. Alex. Ер. ad Castorem [Sp.] 1, 5 // PG. 28. Col. 856C: 10–13 (= TLG 2035/85).

37

«ὁ Θεὸς οὐ πόνων δεῖται, ἀλλ’ ὑπακοῆς» (Jο. Ghrys. In Matth. 56, 5 // PG. 58. Col. 555: 43–44 (=TLG 2062/152)).

38

Doroth. Gaz. Doctrin. 1, 22: 24–26.

39

«ἐξ ὑπακοῆς ἐλθεῖν εἰς ἀπάθειαν διὰ μέσου τῆς μετριοφροσύνης» (Масаr. Macr. Encomium in Gabrielem archiepiscopum Thessalonicae 218–219 / A. Argyriou, ed. Thessaloniki, 1996 (Βυζαντινὰ Κείμενα καὶ Μελέται; 25) (= TLG 3211/9)).

40

Cp.: Jo. Chrys. In Genes. 42, 3 // PG. 54. Col. 388: 41–43 (= TLG 2062/112). Cp.: Barsan. Gaz. Respons. ad coenobitas 576: 5–7 / F. Neyt, P. de Angelis-Noah, eds. Paris, 2000. T. 1 (= TLG 2851/2).

41

«ἡ ἄρνησις τοῦ κὸσμου, ἡ ἀλλοτρίωσις τῆς πατρίδος, τοῦ γένους, τῶν φίλων, τῶν ἰδίων, ἡ ὑποταγή, ἡ ὑπακοή, αὕτη ἡ προκειμένη ὁρολογία» (Theodor. Studit. Parva Catechesis 49:41–43).

42

Sym. Studit. Orat. ascetic. 23: 1–3 / H. Alfeyev, ed. Paris, 2001. (SC; 460) (= TLG 3117/1).

43

Neoph. Inclus. Liber catechesium 2, 51: 40–44 / I. Karabidopoulos, C. Oikonomou, D.G. Tsames, N. Zacharopoulos, eds. Paphos, 1998. Vol. 2. (= TLG 3085/7).

44

«ταπείνωσις, σωφροσύνη, μελέτη, διάκριαις καὶ ἡ κατὰ θεὸν ὑπακοὴ» (Menolog. Imperial. Vita abbatis Euthymü 17: 11–12 / F. Halkin, ed. Brussels, 1985. (Subsidia hagiographica; 69) (= TLG 5059/26)).

45

«Μοναχὸς ὑπὸ πατέρα ὢν πνευματικὸν καὶ μὴ ἔχων ὑπακοὴν καὶ ταπείνωσιν, ἀλλ’ ἀφ’ ἐαυτοῦ νηστεύων ἢ ἄλλο τι ποιῶν τῷ δοκεῖν ἀγαθόν, ὁ τοιοῦτος οὐδεμίαν ἀρετὴν οὐ μὴ κτήσηται οὐδὲ οἶδε τί ἐστι μοναχός» (Apophth. patr. (coll. system.) 14, 8 (= TLG 2742/12). Cp. цитацию у Ни­колая Катасцепена: Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 39, 18: 3–6).

46

Cp.: Apophth. patr. (coll. system.) 11, 51:18.

47

Cp.: Theodor. Studit. Μεγάλη κατήχησις 35. P. 358: 8; 100. P. 722: 17–18.

48

Cp.: Theodor. Studit. Serm. Catech. Magn. 49. P. 135: 10–11; 107. P. 135: 3–4.

49

Vita Nicephori Medicii 17: 22 // Analecta Bollandiana / F. Halkin, ed. 1960. Vol. 78 (= TLG 5113/1).

50

«Ἡ γὰρ ταπεινοφροσύνη καὶ τὸ τίκτον αὑτὴν ὑπακοή ἐστι» (Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 39, 20: 12–13).

51

Cм.: Neoph. Inclus. Liher catechesium 2, 52: 21–23.

52

Vitae Pachomii: Sancti Pachomii vita quarta / F. Halkin. ed. Brussels, 1932. (Suhsidia hagiographica; 19). P. 441: 22–23 (= TLG 4373/7).

53

См., как послушание упоминается в перечне из восьми добродетелей: «ἐν νηστείᾳ καὶ ἀγρυπνίᾳ καὶ ψαλμῳδίᾳ καὶ εὐχῇ καὶ ὑπακοῆ καὶ ἡσυχίᾳ καὶ ταπεινοφροσύνῃ καὶ ἀκτῃμοσύνη» (Callinic. Vita sancti Hypatii 3, 12: 4–8 / G.J.M. Bartelink, ed. Paris, 1971. (SC; 177) (= TLG 2770/1)).

54

«ἐν ὑποταγῇ γόγγυσος, ἐν ὑπακοῇ ἀντίλογος» (в подчинении ворчун, в послушании прекословник). См.: Ephr. Syr. Sermo animae utilis / K.G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1994. Vol. 5. P. 110: 1–3 (= TLG 4138/77).

55

Ephr. Syr. De perfectione monachi / K. G. Phrantzoles, ed. Thessalonica, 1990 Vol. 3. P. 376: 5–8 (= TLG 4138/47).

56

Tillard J.-M.-R. Obéissance // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire. Paris, 1981. T. 11. Col. 535–563, 557.

57

Cp.: Theodor. Studit. Ep. 62: 21 / G. Fatouros, ed. Berlin, 1992 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31) (= TLG 2714/2); Theolept. Philadelph. Oratio. monastic. 13: 41–42 (здесь говорится о том, что подчинение и послушание игуменье является необхо­димым элементом монашеского служения делом: «Тогда ты, – обращается преподобный к монахине, – воплощаешь логос добродетели»).

58

Ps.-Gregent. Vita sancti Gregentii 9: 80–82 / A. Berger, ed. Berlin; N. Y., 2006 (= TLG 2833/1).

59

См.: Nicol. Andidaeus. Oratio contra eos qui azyma offerunt 1–5 // Revue des études byzantines / J. Darrouzès, ed. 1974. Vol. 32 (= TLG 3122/1).

60

Очевидно, послушание может быть приобретено и прежде вступления в монастырь: Vita Euthymii Junioris 7: 35–38 // Revue de l’Orient chrétien / L. Petit, ed. 1903. Vol. 8 (= TLG 5094/1).

61

Cм.: Greg. Nyss. Contra Eunom. 1, 1, 193: 7–11 / W. Jaeger, ed. Leiden, 1960 (= TLG 2017/30).

62

«…εἰ πρὸς τοὺς γεννήσαντας ἡμᾶς ἀναγκαία ἐστὶν ἡ ὑποταγὴ καὶ τιμή, πόσῳ μᾶλλον ἡ πρὸς αὐτόν, τὸν αὐτοὺς καὶ ἡμᾶς πεποιηκότα Θεόν» (Sym. Neotheolog. Cateches. 7: 332­334 / B. Krivochéine, J. Paramelle, eds. Paris, 1963. (SC; 96) (= TLG 3116/9)).

63

Dionys. Areopag. De eccl. hierarch. / G. Heil, A.M. Ritter, eds. Berlin, 1991. S. 117: 20–22 (Patristische Texte und Studien; 36) (= TLG 2798/2).

64

«ἡ τοῦ λόγου ὑπακοή, ἢν δὴ πίστιν φαμέν» (Clem. Alex. Paedagog. 1, 13, 101, 1: 7 / Μ. Harl, H.-L Marrou, C. Matray, С. Mondésert, eds. Paris, 1960. (SC; 70) (= TLG 555/2).

65

«Ὑπακοὴ γὰρ ἐστιν ἀπιστία ἑαυτῷ ἐν τοῖς καλοῖς ἄπασι μέχρι τέλους ζωῆς» (Jo. Clim. Scala 4 // PG. 88. Col. 680: 33–34).

66

Jo. Chrys. In Cenes. 7, 1 // PG. 54. Col. 610: 34.

67

Cp.: «ἀντίῤῥοπον τῆς ὑπακοῆς εἰσαγέτω τὴν ἀγάπην» (Jo. Chrys. In ep. ad Ephes. 20, 4 // PG. 62. Col. 140: 56).

68

Nicol. Catascep. Vita s. Cyrilli Phileotae 38, 3: 11–12.

69

Apophth. patr. (coll. alphabet.) // PG. 65. Col. 392A: 6–11.


Источник: VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви (Москва, 15–18 ноября 2010 г.) : Жизнь во Христе : Христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи. - Москва : изд. Синодальная библейско-богословская комиссия, 2012. - 830 с. / Игумен Дионисий (Шлёнов). Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции. 430-441 с.

Комментарии для сайта Cackle