Последние дни 1918 года в воспоминаниях А.Д. Беляева

Источник

Содержание

Аннотация 16 декабря. Воскресенье 17 декабря 18 декабря 19 декабря 20 декабря. новолуние 21 декабря 22 декабря 23 декабря. Воскресенье 24 декабря 25 декабря 26 декабря 27 декабря 28 декабря 29 декабря 30 декабря. Воскресенье 31 декабря Январь 1919 года 1 января 2 января  

 

Аннотация

В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева, в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия.

Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики.

Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г.2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого), впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского), в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

Автор ведет отсчет времени по старому стилю вопреки тому, что с 24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР был введен новый стиль с тринадцатидневной разницей. Это характерно для церковных источников того времени: священнослужители и верующие, как и большинство населения страны, продолжали жить и мыслить по старому стилю, ибо не верилось им в долговечность новой беззаконной власти, насилием и тиранией, разрушающей вековые устои, а ее декреты не воспринимались как нечто незыблемое, но ожидалось скорое возвращение к нормальному строю жизни4.

Таким образом, избранный фрагмент дневников открывает для нас страницы из жизни Академии и Лавры, на первый взгляд малозначимые, но наполненные богатым содержанием и по-своему очень выразительные.

Для истории Московской духовной академии особо значимо описание внутренних интерьеров центрального академического корпуса и устройства Покровского храма. На Рождественском всенощном бдении пел смешанный хор, что тоже дополняет картину академической жизни того времени. Вход в Академию осуществлялся через ректорскую квартиру – это указывает на крайне стесненное положение Академии5, у которой отняли ее основные помещения. Следует также отметить, что описываемое Рождество в Покровском храме оказалось последним – храм был закрыт на второй день Пасхи 1919 г.

В записи от 22 декабря автор противопоставляет многообразие природы и однообразие жизни при новом строе, конечно, не в пользу последнего. В целом фрагмент передает атмосферу эпохи: увеличивающийся гнет со стороны советской власти6.

Общей праздничной трапезы после Рождественской Литургии не было, очевидно, из-за недостатка средств и общей материальной скудости, профессор А. Д. Беляев разговлялся дома. Поражает меню его праздничного стола7: «После обедни поел картофель, полутеплый, из чугунки, потом щи с кониной, из плохой капусты (серой и испортившейся; вероятно, мало посолил), свеклы, моркови». Единственная непостная пища – конина. Еще в апреле 1918 г. А. Д. Беляев лишь слышал об употреблении конины и знал, что есть особые лавки для ее продажи в Сергиевом Посаде и в Москве. Тогда он восклицал по этому поводу: «Вот до чего дожили мы, русские люди! А все от себя и своего невежества, обезьянства пред Западом и неверия»8. В ноябре пришлось попробовать конины и самому, а в последующие месяцы она уже стала привычной пищей – других доступных мясных продуктов просто не было... Автор дневников привык к полной нищете и бесправию, смирился с беспросветностью настоящего, воспринимая происходящие беды как наказание Божие за беззакония людей, при этом он не теряет надежды на всемогущий и благой промысл Божий в путях своей личной жизни и судьбах своего Отечества: «Ради многих хороших, человечных людей, благочестивых, истинных христиан православных Бог пощадит Русь».

Замечательное место в жизни Московской духовной академии послереволюционных лет занимает бывший инспектор, а в 1918 г. помощник ректора архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии архиепископ. Как видно из публикуемого дневника, архимандрит Иларион часто служит и произносит проповеди. Он неравнодушен к судьбам Церкви и народа, стремится молитвой, делом и словом противостоять трагедии, постигшей страну. Профессор А. Д. Беляев относится к отцу Илариону иногда как внимательный наставник к прилежному и способному ученику (по его молодости), делает критические замечания относительно его проповеди. Так, 24 декабря по поводу прочитанного отцом Иларионом «Слова на Рождество» святителя Григория Богослова он замечает, что оно «для народа слишком искусственное, да и произнесение было довольно спешное, не ораторски рассчитанное. Лучше было бы произнесть каждое речение увесистее, сокративши его наполовину». Впрочем, впечатление от служения отца Илариона у него осталось хорошее...9 Александр Дмитриевич отмечает, что помощник ректора Академии говорит в своих проповедях «о православной вере как надежной защите от теперешней разрухи»10, не боится констатировать бедственность времени, призывая молиться11.

Живой отклик в дневниках А. Д. Беляева находит смерть архиепископа Никона (Рождественского)12, известного публициста и церковного деятеля, с 1916 г. жившего на покое в Троице-Сергиевой лавре. Автор передает обстоятельства кончины архипастыря, отзываясь о нем с большой симпатией: «Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил; вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение, трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость»13. Перед кончиной владыка болел «своею аортною болезнию»14. Александр Дмитриевич был на выносе тела и первой панихиде, отслуженной наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым)15, казначеем архимандритом Досифем (Андреевым) и бывшим ризничим архимандритом Аполлосом (Беляевым). Лицо почившего было закрыто «плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями». Открытая правая рука, держащая крест, «была бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем»16. Отпевание архипастыря совершалось 2 января в Трапезной церкви после обедни. Богослужение возглавил митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) в сослужении наместника и братии Лавры. После отпевания архимандрит Кронид в надгробном Слове тепло отозвался о почившем: «Его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотворное влияние. Никон прославил Лавру, и она благодарит его...»17. Последними словами архиепископа Никона были: «Да будет воля Господня».

16 декабря. Воскресенье

6, 3, +1/218

Ночь облачн[ая], тум[анная], иней, тих[ий] SE19; день обл[ачный], туманный], иней, слаб[ый] SE. Ночь[ю] мокрый снег, сильн[ый] SE и капли дождя.

От ректора20 я узнал, что в Москве явилась Федоровская21 академия в Даниловом монастыре, строго-де православная в отличие от здешней – революционной.

Профессорами в ней два брата Соболевские – Алексей22 и Сергей23 Иванычи, Евсевий24, иеромонах из Казанской академии, наш бывший профессор[ский] стипендиат Кобранов25, сам Федор, а еще кто?

О народной академии ректор сказал, что она, по-видимому, заглохнет, а я добавил: «Отцветет, не успевши расцвесть».

Ныне лекция жидка-врача о сыпном тифе и о предохранении от него и заявление Ревкома о принятых им предохранит[ельных] мерах в Посаде против распространения этой болезни не состоялись: пришли 10 челов[ек], а вход бесплатный. А ведь в воскресенье в 3 ч[аса] по новому времени26 никакой торговли и все учреждения закрыты.

С 4 ч[асов] по новому я б[ыл] в Женск[ом] училище на заседании кооператива «Взаимопомощь». Переход на новый Устав с 1919 г[ода] по новому стилю. Он отличается от старого нормал[ьного] Устава в пустяках. По декрету в Посаде должен б[ыть] только один гражданский] кооператив и один рабочий. Поэтому «Взаимопомощь» сливается с Сергиево-Посад[ским] троицк[им] кооперативом и с (нрзб.) сберегательным] товариществом. Заслушали отчет правл[ения] за год до декаб[ря] месяца. Товара во «Взаимопомощи]» нет, т[ак] к[ак] в Москве вся торговля на учете, вывески сняты и торговля взята продов[ольственными] комитетами], купить ничего нельзя, как покупали прежде. Здесь, в Посаде, тоже все взято в свои руки продовольственной] Управой.

Вот они, кандалы-то какие! Решили перейти на новый Устав, хотя и б[ыло] всего 40 членов из 1042.

Иначе с Нов[ого] года, т[о] е[сть] с 19 дек[абря], «Взаимопомощь» юридически уже не существовала бы. Вопрос о дальнейшем существовании «Взаимопомощи» решен положительно, но окончательное решение отложено до следующего собрания.

17 декабря

+1/2, 0, 3

Ночь[ю] снег, сильн[ый] SE; днем снег, облачи [о], умеренный] SE/ слаб[ый] W; ночь[ю] снег.

Говорят, в Москве дрова дошли до 500 р[ублей]. Дорога доставка. С 3-й Москвы яросл[авской] линии27 привезть 1 сажень на Красносельскую улицу в квартиру Марусиной сестры – 3 версты – стоит 150 р[ублей].

В Москве мерзнут. Хорошо еще, что зима доселе тепла: ведь свыше 14 градусов не было ни одного мороза, да и десятиградусных морозов было мало. Ветры были, но не часто и не северные. Вообще, первая треть зимы умеренна и даже тепла. Нужно благодарить Бога за это благодеяние. Здесь ныне Маруся28 перевозила на салазках 1 сажень еловых дров из городского склада до нашей площади29. Купил их Алексей Александр[ович]30 за 65 р[ублей] без доставки.

Власти расклеили на столбах листы с множеством имен-фамилий жителей Посада (не по алфавиту) с требованием объявить свое имущественное положение. Цель, конечно, – новые и новые ограбления. Профессоров и священников, кажется, никого нет в этих списках. И на том спасибо.

18 декабря

4, 3, 2

Ночь облачн[ая], тих[ий] W; день облачн[ый], снег, пороша, тих[ий] w; ночь обл[ачная], тих[ий] W.

К празднику в лавках выдают муку ржаную, соль, картофель, лук, масло подсолнечное, но всего помалу на лицо. Лук и масло для категорий 3 и 431 не выдаются. Буржуям-де не следует выдавать эту роскошь.

19 декабря

11/2, 0, 1

Ночь[ю] снег, тих[ий] W; днем пороша снежная и облачн[ость], тих[о]; ночь[ю] снег, тих[ий] W. Уламывал я хозяина сбавить положенную им с октября 75 р[ублей] плату за квартиру (до жильцов Лидерсов32, до июня, я платил 35 р[ублей], с июня 50 р[ублей], а теперь 75 р[ублей], ссылаясь на умножение и увеличение налогов); но он решительно заявил о необходимости, вынужденности взять эту плату, при желании будто бы не стеснять меня. Пришлось уступить ему, и я заплатил за 3 месяца 225 р[уб].

Л. 166

Ныне по нов[ому] стилю Новый год. Торговля совсем закрыта (не знаю, торговали ли с возов); учреждения тоже. А ученики учебных заведений распущены еще 17/29 дек[абря], а будут собраны для ученья 2-го янв[аря] старого стиля.

20 декабря. новолуние

11/2, 2, 7

Ночь[ю] пороша снежн[ая], тих[ий] W; днем снег, слаб[ый] W; ночь ясн[ая] / облачн[ая]. Дали муки ржаной, масла подсолн[ечного], муку, морож[еного] картофеля], соли к празднику – и всего по малой доле. Напр[имер], масла для 3-й категории всего, 1/4 ф[унта], лук вместе с картофел[ем], и на 2 ф[унта] картофеля положена 1 луковица. Для 4-й категории масла и луку не дали. Женщина в очереди говорит: «Что же им есть? Масло и лук не полагаются». Простая бедная мещанка уже в защиту буржуев. Еще словечки в очереди: «Под советский Новый год праздновали около задницы, жрали и срали, бисквиты ели», другая: «Вот им зададут бисквиты», другая: «Не конец, а начинается, будут рубить друг друга – к тому ведут». Третья: «Татары смеются над нами: запрещаете детям молиться Богу». Четвертая: «Какие стали мужчины! Мне за мои слова милиционер стал грозить прикладом, ударил по лицу – и никто из мужчин не вступился». «Нужно не молчать, а говорить; сядут на голову». Еще: «Всего было много прежде, а все были недовольны, не благодарили Бога, роптали. Ненавидим друг друга. Даст ли нам Бог помощь?»

21 декабря

6, 41/2, 6 Л. 166 об.

Ночь облачн[ая], тих[ий] SW; днем пороша и облачность, тих[ий] SW. Ночь облачн[ая], тих[ий] S.

Рассказывают, будто на слова Ленина, что владычество большевиков по необходимости скоро кончится, или что-то в этом роде, или о ближайшем будущем России, Троицкий33 сказал: «Товарищ Ленин, я вас арестую, нельзя так говорить». Возможно, что все это выдумывается, а люди, радуясь таким явлениям хотя бы и на словах, распространяют молву о них очень охотно.

Недавно умерла вдова В. Ф. Кипарисова34 Александра Леонидовна, жившая в Москве, где жил и сын ее, убивший своего брата-калеку, женатый на богачихе.

22 декабря

7, 61/2, 101/2

Ночь облачн[ая], тих[ий] S; день облачн[ый] / ясн[ый], мел[кая] пороша, тих[ий] S; ночь[ю] туман.

Требуют в 3-х дневный срок заполнить листки (взять их в управе) перечислением всей обстановки: мебели и еще чего, не знаю. Издевательство и кандалы социалистические. Измываются над жителями, во множестве умирающими теперь от сыпного, а в сущности, от голодного, тифа. Нужно бы позаботиться о доставке жителям продуктов питания, а негодяи только грабят и мучат их.

Сельск[ие] или какие, не знаю, школы теперь называются трудовыми школами Ленина, проклятие! До чего дошел русский народ в своем унижении, в своей трусости, бараньей роли! Нет объединения, а развилось даже человеконенавидение. Люди срывают друг на друге затаенную злобу, свое бедственное состояние, свою злосчастность. «Есть, однако, хорошие и среди бедных, и среди богатых», – разумно сказала одна мещанка в очереди.

Брешут о равенстве, но раздача продовольствия по карточкам 4-х категорий явно говорит, что равенство есть фикция; да и не может быть никогда и даже не должно быть равенства. Взгляните на природу, хотя бы на самый маленький клочок ее, и вы увидите величайшее разнообразие жизни и ее проявлений, и чем выше создания, тем больше в них разнообразия; и оно-то составляет условие необычайной красоты мира. Ее не было бы – мир был бы ужасно скучен, беден, тосклив, если бы все свелось в нем к одинаковости и равенству. Точно так же жизнь людей была бы очень скучна и безотрадна, если бы было введено равенство и однообразие состояния, жизни и всех проявлений их. А насилие, тирания, полное лишение свободы, которые потребовались бы для введения и поддержания равенства (добровольно люди не пожелают равенства) сделали бы жизнь (нрзб.) и ужасной.

23 декабря. Воскресенье

9, 7, 8

Ночь облачн[ая], тих[ий] SE; день облачн[ый], тих[ий] SE; ночь.

Вчера к всенощной и в баню не пошел по усталости, а ныне у обедни не был, [потому что] что провозился с стряпней, пробывши часа полтора или два в очереди у лавки Карасева за получкой муки и керосина, и понапрасну. Заведующий его Телицын35 не вышел торговать и отпустил вчера молодцов. Действительно, в последний месяц торговлю в воскресенье производили только с возов и полок, а лавки были запираемы на весь день, не открываемы, и базар, фактически, кроме дров и сена, по воскресеньям прекратившийся, в декабре распоряжением власти советской б[ыл] перенесен на понедельник. Но Телицын д[олжен] б[ыл] знать, что воскресенье пришлось за день до Рождества, что завтра торговля будет не во весь день, что все получить, керосин и муку, не будет возможности, а еще и ландрин36.

Действительно, ныне в других раздаточных лавках будто бы торговали. Ругали тут этого Телицына: буржуй, жук копающ[ийся].

24 декабря

9, 8, 7

Ночь умер[енная], сильн[ый] S; днем умеренный] S; ночь облачн[ая], снег, слаб[ый] S.

У обедни не был, завтракавши не ко времени, во время обедни, горячим картофелем (жильцы37 печь топили не рано)38, а затем пошел, но у валенок стала отваливаться стелька-подошва, и я вернулся и пошел прямо к лавочнику. А утром часа 3 потерял в молочной очереди и не получил ничего.

У всенощной я был в академии. Вход через ректорскую квартиру, представляющую грустное зрелище39. Все три зала пусты; двери в боковые комнаты затворены. По обеим сторонам дороги к храму40 поставлены направо и налево41 в каждом зале парты – две и две в каждом зале42. Точно после пожара пустота или после смерти заразного больного. Приятно после этого войти в храм, ярко и разноцветно освещенный43. Все стоят одевши[сь] – не отапливается храм, – но это лучше. По случаю теплой погоды в нем не холодно: духа44 не видно, и не жарко, воздух не душен, храм был полон, хотя и не переполнен. Двери в северный притвор, кажется, заперты, по крайней мере, заперта дверь у ящика45, а ближе к алтарю открыта или нет, не знаю.

Л. 168 об.

Служил Иларион46 и с ним другой архимандрит, вероятно, гость. Ректор47 от одиночества уехал к тестю. Из профессоров б[ыл] только один Введенский48, да еще я видел Обрубка49. Пел один хор – мужские и женские голоса, порядочно; крикливо, но не рознили, все спели гладко, и это хорошо. Иларион произнес или прочитал слово Григория Богослова на Рождество50, витиеватое, но для народа слишком искусственное. Да и произнесение было довольно спешное; не ораторски рассчитанное. Лучше было бы произнесть каждое речение увесистее, сокративши его наполовину. Впечатление от всей службы, продолжавшейся без четверти 3 часа, хорошее.

25 декабря

2, 11/2, 11/2

Ночь облачн[ая], слаб[ый] S; день густо облачи [ый], слаб[ый] S; ночь густо обл[ачная], слаб[ый] S.

Мои жильцы убирались и ночью, затопили печь после полуночи, я, немного заснувши, встал и пошел к утрене в собор51. Там кончали повечерие. «С нами Бог» я не застал, как и вчера в академии; жаль. Утреню я простоял, опершись на стену около левого клироса, а конец сидел в северн[ом] притворе. Хорошо было молиться. Народу б[ыло] много, но не было обычной тесноты. [Служба] началась в 1 ч[ас], а кончилась почти в 4 или 4 с небольшим.

Пришедши, я заснул, пред 8-ю ч[асами] встал, пошел к обедне в собор. Служил, как и всенощную, наместник52. Вероятно, Никон53 болен своею аортною болезнию. «Херув[имская]» – сладостн[ая]54, «Милость мира» ликующая, «Елицы во Хр[иста] крестистеся» музыкальная, во время причащ[ения] пели диск[антом] «Слава в вышн[их] Б[огу]», потом весь хор чудное «Дева днесь», а потом ирмосы, тоже музык[ально]. Я впервые б[ыл] в этот день в соборе и очень доволен. На улице не темно и без фонарей, которые исчезли вот уже 3-ю зиму; но не темно, да и люди изредка проходили, так что страха, с каким в прошлое Рожд[ество] я шел от академич[еской] всенощной, не было, главнейш[им образом] от того, что разбои прекратились. После обедни поел картофель, полутеплый, из чугунки, потом щи с кониной, из плохой капусты (серой и испортившейся; вероятно, мало посолил), свеклы, моркови. Они вчерашние... в 3-м часу б[ыл] о[тец] Михаил55 с крестом56, принявши его, жильцы ушли к своим; мне стало скучновато, в 4-м часу еще пообедал, после этого заснул часов до 7.

26 декабря

1, + 1/2, +1

Ночь густо облачн[ая], тих[ий] S; туман; день густо облачн[ый], тум[анный], тих[ий] S; ночь.

У обедни б[ыл] в соборе. Служил Иларион. Пели, как вчера, и те же композиции «Херув[имской]», «Милость мира» и проч. Иларион сказал довольно большую громогласную проповедь, в конце взволнованно о бедственности времени, и призывал молиться.

От 4 до 7 ч[асов] – на заседании кооператива «Взаимопомощь». Опять собралось только 40 членов из 1140, т[о] е[сть] 1/30 часть. Решили вопрос о слиянии с другими двумя кооперативами положительно, иначе пришлось бы закрыть наш кооператив: нет товаров и по декрету в Посаде д[олжен] б[ыть] только один кооператив гражданский. Осуществление слияния предоставили правлению.

27 декабря

+1/2, +1/2, +1

Ночь безмор[озная], облачи [ая], тум[ан], тих[ий] S; день густо облачный], тум[анный], тих[ий] S; ночь облачн[ая], тих[ий] S.

Я был у обедни в соборе. Ныне пели монахи (нрзб.) пение. Народа было довольно много. Панков Ив[ан] Алексеев[ич]57 сказал мне, что весь товар на 40 т[ысяч] взяли начисто, не оставивши и на 3 р[убля], и торговать не позволяют. За лавку за вторую половину года взыскивают 300 р[ублей], а за это время он торговал только краткое время.

28 декабря

2, 2, 3 Л. 170

Ночь[ю] снежило, тих[ий] S; день густо облачн[ый], иней, тум[ан]; ночь облачи[ая], туман.

В молочной очереди на лестнице монаст[ырского] дома58 одна женщина, простая, стала порицать теперешние порядки. На мои слова, что самый плохой царь лучше разных властелин[ов], возразила: «Николай не был плохим; мы дурного ничего не видали»59. Вообще за монархию. Согласилась со мной, что революцию произвели в 1905 г. и теперь масоны-евреи. Родзянко-де мечтал стать президентом республики60. Другая женщина стояла за немцев. Могли ли в присутствии пятнадцати чужих людей так решительно говорить за царя женщины полгода назад?

Какой-то господин, квартирант с 2-го, 3-го или 4-го этажа, вышел с мешком и раздал из него всем нам по ломтю хлеба, и мне в частности. Он в хорошей меховой шапке. Вышел с женщиной, вскоре вернулся в свою квартиру, с мешком спустился, раздал и ушел куда-то. Есть еще добрые люди на свете и на нашей Руси. Слава и благодарение Богу, что они не перевелись. В этом я никогда не сомневался. Ради многих хороших, человечных людей, благочестивых, истинных христиан православных Бог пощадит Русь.

29 декабря

4, 4, 61/2

Ночь густо облачн[ая], туман[ная], сильн[ый] иней, тих[ий] S; день густо облачн[ый], туман, иней, слаб[ый] S; ночь облачн[ая], туман, иней, тих[ий] Sw.

Пообедаешь обычно в сумерки и после обеда тянет лечь в постель, одевши[сь]; лег, и сейчас же тянет ко сну. Может быть, это и хорошо: сон успокаивает нервы, облегчает душу, улучшает настроение, оживляет силы, ослабляет или совсем прекращает утомление. Но зато ночью сон хуже. Да как-то и разнеживаешься: не хочется вставать, проснувшись от послеобеденного сна. Идти на воздух как-то не хочется, к всенощной тоже идти не позволила лень, или слабость сил.

30 декабря. Воскресенье

9, 6, 7

Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий] SW; день облачи[ый], тум[ан], иней, тих[ий] SW; ночь облачн[ая], туман[ная], тих[ая].

У обедни в соборе хорошо пели. Наместник, по обычаю, громогласно сказал поучение. На базаре продают только сено, дрова, ветошный хлам; а продуктов безусловно никаких. Не купить даже редьки. Вот плоды социализма, учетов, твердых цен и якобы борьбы с спекуляцией.

Л. 171

Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил, вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение? трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость.

31 декабря

7, 61/2

Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий]; день облачн[ый], снег малый, слаб[ый] с умер[енным] порыв[ом] SE; ночь...

Ныне после поздней обедни тело Никона в гробе вынесли в трапезную церковь наместник, казначей Досифей61 и ризничий Аполлос62. По внесении они отслужили панихиду, я был на выносе и панихиде. Открыта только рука правая, держащая крест, около креста малое Евангелие. Лицо закрыто плотно плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями, рука бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем.

Софья Серг[еевна] Воскресенская63 жалуется, что ее дом забрали большевики: с нее берут 80 р[ублей], да 55 р[ублей] с поставленных жильцов невзирая на то, что ее сын в красной армии. Не щадят ни вдов, ни сирот. Декабрь безморозен, очень снежен, облачен, а в конце и в середине туманен и иневат. Морозов от 10 до 14 б[ыло] мало, а больше – меньше 10. Вторая половина теплее первой.

Оттепели б[ыли] 14, 16 (капли дождя), 17, 19, 26, 27.

Ветры преобладали – SW с снегами и умеренными морозами и S с теплом, туман[ом], инеем.

Что иней – к урожаю64, это я слыхал в Раненбурге и здесь. Народные приметы о жизни и явлениях природы большею частию верны, и если, главное, благоприятн[ой] весна окажется, то благоприятная зима поможет ей, в свою очередь, в плодоносии. Подай, Боже! Умилосердись над злосчастным русским народом.

Патриарх был арестован, но теперь будто бы освобожден65. Подробности мне неизвестны. А по другим слухам, находится и доселе под домашним арестом на своем подворье.

Л. 2

Январь 1919 года

1 января

13, 12, 14

Ночь облачн[ая], слаб[ый] Е; день облачн[ый], слаб[ый] Е; ночь полуясн[ая], слаб[ый] Е.

Ныне я впервые был на полунощном молебне в Вознесенской ц[еркв]и. Народа б[ыло] много; горели люстры, много свечей; это веселило сердце. О[тец] Михаил служил с чувством, а еще лучше диакон Павел66. Певчие, девочки-дисканты, несколько крикливы, но все-таки пели порядочно. По окончании молебна спели даже концерт. Рядом со мной военный, старый служака в шинели, весь молебен простоял на коленях. Очень жаль, что прежде я не бывал на этом молебне.

Обедню и молебен в соборе служил ризничный Аполлос. Собор б[ыл] полон.

2 января

11, 81/2, 6

Ночь[ю] снег, слаб[ый] SE; день облачн[ый], снег, слаб[ый] SE; ночь полуобл[ачная], тих[ий] S.

Ныне в Трапезной после обедни б[ыло] совершено отпевание [архиепископа] Никона [Рождественского] митрополитом Новгородским] Арсением [Стадницким]67 в сослужении наместника и прочей братии Лавры. Речи сказаны: Арсением перед отпеванием; от лица академии студентом во время отпевания; наместником после отпевания. Наместник заявил, что его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотвор[ное] влияние.

Один из падших уведомил наместника, что он уверовал и ожил благодаря писаниям Никона. Никон прославил Лавру, и она благодарит его.

Отпевание было очень продолжительно, но зато и умилительно. Читали 5 апостолов и 5 Евангелий (апост[ол] Солун[янам] обычн[ый], 2 Римлянам], 2 Кор[инфянам]; все 5 Ев[ангелий] Иоанна). Пели ирмосы Велик[ой] Субботы, Великое славословие. Умилительно припевали: «Помилуй раба твоего» и «Аллилуия». Да мало ли умилительного пели певчие и хор служащих. Последние слова Никона б[ыли]: да будет воля Господня. Народа было довольно много. Похоронили его около алтаря Духовск[ой] церкви. Все служение и погребение окончены в 11/2 ч[аса] пополудни. Отпевание с прощанием и погребением продолжались свыше двух часов.

Источники

Дионисий (Шленов), игум. 2010 – Яков Бойков, сщмч. Страницы из «Академического дневника» за 1919 год / Публ. игум. Дионисия (Шленова) // БВ. 2010. № 11–12. С. 819–857. [Iakov Boikov, hiermartyr. Stranitsy iz «Akademicheskogo dnevnika» za 1919 god (Pages from the «Academic Diary» for 1919) / Publikatsiia igumena Diomsiia (Shlenova) // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2010. № 11–12. p. 819–857.]

Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2017 – Беляев А. Д. Дневники за октябрь-ноябрь 1917 г. / Публ. игум. Дионисия (Шленова), в. л. Шленова // БВ. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. с. 559–618. [Beliaev A. D. Dnevniki za oktiabr’-noiabr’ 1917 god (Diaries for Octorber-Novermber 1917) / Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. № 26–27. Vypusk 3–4. p. 559–618.]

Отчет 1917–1918 – Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1917–1918 учебном году // БВ. 1918. т. 2. № 6–9. С. 1–19. [Otchet о sostoianii Moskovskoi dukhovnoi akademii v 1917–1918 uchebnom godu (Report on the state of the Moscow Theological Academy in the 1917–1918 academic year) // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 1918. Tom 2. № 6–9. p. 1–19.]

Шленов, Туркин 2017–31 мая 1917 г. в «Дневниках» профессора догматики МДА А. д. Беляева / Публ. в. л. Шленова, п. А. Туркина // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 617–628. [31 maia 1917 god v «Dnevnikakh» professora dogmatiki Moscovskoi Dukhovnoi Akademii A. D. Beliaeva (May 31, 1917 in the «Diaries» of the professor of dogmatic theology Moscow Theological Academy A. D. Belyaev) / Publikatsiia V. L. Shlenova, P. A. Turkina // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. № 24–25. Vypusk 1–2. p. 617–628.]

Литература

Даль 1879 – Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. т. 2. СПб. – м., 1879. [Dal’ V. I. Poslovitsy russkogo naroda. Sbornikposlovits, pogovorok, rechenii, prislovii, chistogovorok, pribautok, zagadok, poverii i prochaia. Tam 2 (Adages of the Russian people. A collection of proverbs, sayings, adages, idioms, tonguetwisters, jokes, riddles, beliefs, etc. Vol. 2). Saint Petersburg – Moscow, 1879.]

Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2018 – Беляев А. Д. Лавра и Академия в Пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918) / Публ. игум. Дионисия (Шленова), В. Л. Шленова // БВ. 2018. № 29. Вып. 2. с. 283–302. [Belyaev A. D. Lavra i Akademiia V Paskhal’nye dni 1918 goda (dnevniki 15.04.1918–28.04.1918) (Lavra and the Academy during the Easter days of 1918 (diaries from 4.15.1918 to 28.4.1918)) / Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2018. № 29. Vypusk 2. p. 283–302.]

Евгений (Решетников), архиеп. 2017 – Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: На пути к мученичеству // БВ. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. с. 21–41. [Eugene (Reshetnikov), archbishop of Vereysk. Moskovskaia duhovnaia akademiia v 1917–1918 uchebnom godu: Na puti к muchenichestvu (Moscow Theological Academy in 1917–1918: on the path of martyrdom) // Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. № 26–27. Vypusk 3–4. p. 21–41.]

Abstract

Last days of 1918 in the memoirs of A. D. Belyaev / A publication of hegumen Dionysius (Shlenov), V. L. Shlenov

The publication offers a fragment from the diaries of a professor of dogmatic theology MThA A. D. Belyaev, which describes the last days of 1918 and the first two days of 1919 old style. In sufficiently brief, but expressive diary entries, the author manages to tell a lot, to convey the spirit and flavor of that difficult time in a few words. The central event described is the celebration of Nativity in the Pokrovsky Academic Church, which at that time remained the inner spiritual bulwark of the already largely ruined Academy. The description of the sermons and ministry of Archimandrite Hilarion (Troitsky) makes it possible even better to present his role in preserving the Moscow Theological Academy in the difficult times of its existence. Keywords: Moscow Theological Academy, Trinity-Sergius Lavra, Nativity, Pokrovsky Academic Church, October Revolution, Soviet regime, famine, Bolsheviks.

* * *

1

23.07.1849–29.11.1919.

2

ОР РГБ. Ф. 26. Картон. 4. Ед. хр. 6. Л. 166 об. – 171 об. См. предшествующие публикации в «Богословском вестнике»: Шленов, Туркин 2017; Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2017; Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2018.

3

Пасха 1918 г. описана в предшествующей публикации: Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2018.

4

Это отражено, например, в «Актах Святейшего Патриарха Тихона» (М., 1994): во всех внутрицерковных документах первых лет советской власти (вплоть до начала 1920 г.) либо дается датировка по старому стилю, либо указывается двойная дата, но никогда не употребляется единственно новый стиль.

5

О положении Академии см.: Отчет 1917–1918.

6

Ср. описание кульминационного периода революционных дней: Дионисий (Шленов), игум., Шленов 2017.

7

О голоде в МДА осталось, в частности, свидетельство сщмч. Якова Бойкова, который в 1918/1919 уч. году жил и учился в Академии за счет возможности питаться в столовой Троице-Сергиевой Лавры (Бойков Я. Прошение прот. А. П. Орлову от 28 сентября 1918 г. // Дионисий (Шленов), игум. 2010. С. 825).

8

Запись от 10 апреля 1918 г.

9

Запись от 24 декабря 1918 г.

10

Запись от 25 апреля 1918 г.

11

Запись от 26 декабря 1918 г.

12

† 30 декабря 1918 г. по ст. ст.

13

Запись от 30 декабря 1918 г.

14

Запись от 25 декабря 1918 г.

15

Впоследствии – преподобномученик.

16

Запись от 31 декабря 1918 г.

17

Запись от 2 января 1919 г.

18

Температура утром, днем и вечером.

19

N (Nord) – северный ветер, S (Sud) – южный, W (West) – западный, E (East) – восточный.

20

Орлов Анатолий Петрович (25.03.1879–21.12.1937) – священник, протоиерей (с октября 1918 г.); профессор МДА по кафедре Истории и разбора западных исповеданий, первый выборный ректор МДА, утвержденный Св. Синодом (с 10 октября 1917 по 1922 г.).

21

Архиепископ Феодор (Поздеевский), отстраненный от должности ректора Московской духовной академии, 1 мая 1917 г. был назначен управляющим (на правах настоятеля) Данилова монастыря г. Москвы. Под его руководством в Даниловом монастыре в 1918 г., по благословению св. Патриарха Тихона, была открыта Высшая богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику. «Даниловская» академия ставила своей задачей «разработку богословия на строго церковном святоотеческом принципе с подготовкой пастырей».

Архиепископ Феодор был строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди архиереев. В Даниловом монастыре он стал известен как праведник, охраняющий Церковь от мятежных мирских течений. Особенно возрос его авторитет, когда в Русской Православной Церкви разразились бури ересей и расколов. «В области церковной жизни, – говорил он, – может и должна быть главная реформа: покаяние и молитва, а все остальное, тоже, конечно, полезное, пойдет из этой благодатной реформы духа». Был участником Поместного Собора 1917–1918 гг.

22

Соболевский Алексей Иванович (26.12.1857–24.05.1929) – российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, член Императорской академии наук.

23

Соболевский Сергей Иванович (13.08.1864–6.05.1963) – российский и советский филолог-классик, переводчик, преподаватель, профессор Московского университета, с 1928 г. член-корреспондент АН СССР.

24

Евсевий (Рождественский) (22.12.1886–5.11.1937) – в 1918 г. иеромонах, выпускник Казанской духовной академии, профессорский стипендиат; духовно окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (как и архиепископ Феодор (Поздеевский)). С декабря 1917 г. – насельник московского Данилова монастыря; впоследствии архиепископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.).

25

Евгений (Кобранов) (21.01.1891–19.11.1937) – выпускник МДА 1916 г. (со степенью кандидата богословия), оставлен профессорским стипендиатом; с конца 1917 г. священник церкви Девяти мучеников Кизических в Москве; с 1927 г. епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.).

26

Имеется в виду так называемое «декретное время», которое вводилось в России постановлениями Совнаркома начиная с мая 1918 г. Зимой 1918/1919 г. «новое» время опережало местное солнечное время на час (стрелки часов были переведены на час вперед).

27

Железнодорожная станция, современная «Москва-3».

28

Домработница, помощница по хозяйству А. Д. Беляева в конце 1918–1919 гг.

29

А. Д. Беляев проживал в доме настоятеля Вознесенской церкви Сергиева Посада протоиерея Николая Соколова на Рыбной улице, как раз против Пятницкой площади, располагавшейся у стен Лавры, где был городской базар (запись 25 сентября 1916 г.).

30

Возможно, Бобров Алексей Александрович (1844– ум. после 1919) – протоиерей, духовный писатель, благочинный города Мурома (1905–1919), знакомый А. Д. Беляева, приезжавший к нему из Мурома в августе 1917 г. Судьба его, начиная с 1919 г., неизвестна (по архивным данным в марте 1919 г. ушел на покой). Не исключено, что он мог переехать в Сергиев Посад.

31

С сентября 1918 г. в Москве и области был введен «классовый паек» для различных групп населения. К 1-й категории (с наибольшим размером продовольственной нормы) были отнесены рабочие тяжелого физического труда, ко 2-й – остальные рабочие и служащие по найму, к 3-й – лица свободных профессий (журналисты, художники, артисты и др.), к 4-й – «нетрудовые элементы» (буржуазия, священники, собственники крупной недвижимости и т. п.).

32

Лидерс Иван Александрович, военный инженер, генерал-майор, с супругой Анной Дмитриевной снимал квартиру у А. Д. Беляева с мая по октябрь 1918 г.

33

По-видимому, здесь описка, нужно: Троцкий. Троцкий (Бронштейн) Л. Д. – один из организаторов большевистского октябрьского переворота 1917 г. и создателей Красной армии; в первом советском правительстве – нарком иностранных дел. С 1918 по 1925 г. нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета.

34

Кипарисов Василий Федорович (28.03.1849–28.01.1899) – профессор Московской духовной академии по кафедре Гомилетики, доктор богословия.

35

Очевидно, заведующий торговлей в Сергиевом Посаде. Телицыны – многочисленные купцы и мещане, жители Сергиева Посада.

36

Леденцы.

37

Съемщики квартиры у А. Д. Беляева с октября 1918 г.: Александр Александрович Кадиков, служащий в Правлении северных дорог, и его супруга Екатерина Евгеньевна.

38

Уровень жизни профессора дошел до такой бедности, что в приготовлении пищи он был зависим от времени истопки печи квартирантами, не имея возможности осуществлять топку своими силами.

39

Данный боковой вход сохранился до настоящего времени – напротив центрального входа в библиотеку.

40

Описывается путь в храм по коридору второго этажа основного академического корпуса. По данному маршруту в настоящее время ходит владыка ректор из своей квартиры в Покровский храм Московской духовной академии.

41

В настоящее время с правой стороны располагаются рабочие кабинеты академических служб, с левой – учебная аудитория и учебный отдел Академии.

42

С осени 1917 г. зданиях МДА разместились Военные электротехнические курсы, значительно потеснившие Академию, а весной 1919 г. окончательно ее вытеснившие.

43

Покровский храм был максимально освещен на Рождество. Можно представить себе особый контраст праздничной службы с той повседневной беспросветностью, в которой пришлось оказаться жителям Сергиева Посада.

44

То есть пара от дыхания.

45

Согласно данному описанию, ящик Покровского храма располагался не внизу, как в настоящее время, а в притворе с северной стороны, недалеко от ризницы..

46

Священномученик Иларион (Троицкий) (13.09.1886–28.12.1929) – с 1913 по 1920 г. архимандрит; с 1913 по 1917 г. инспектор Московской духовной академии; в мае-сентябре 1917 г. и. о. ректора; с 10 октября 1917 г. помощник ректора; участник Священного Собора Российской Православной Церкви; с 20.05.1920 епископ Верейский, викарий Московской епархии; с 1923 г. архиепископ..

47

Орлов Анатолий Петрович (25.03.1879–21.12.1937) – протоиерей; профессор МДА по кафедре Истории и разбора западных исповеданий, первый выборный ректор МДА, утвержденный Св. Синодом (1917–1922)..

48

Введенский Дмитрий Иванович (8.02.1873–7.07.1954) – преподаватель МДА (1909–1919), ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира. С 1916 г. член правления МДА, директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1917 г. был делегирован от МДА на Московский епархиальный съезд для выбора митрополита.

49

Прозвище Обрубок имел Николай Дмитриевич Всехсвятский (22.02.1865–6.11.1922) – секретарь Совета и Правления Академии (1896–1919. 30 мая 1916 г. он был уволен на пенсию по выслуге лет и оставлен на службе по вольному найму. Был, по словам А. Д. Беляева, «несколько поражен апоплексией в правой (левой) половине головного мозга» и не владел правой рукой (записи от 19 февраля и 14 июня 1916 г.).

50

Вероятно, 38 слово свт. Григория Богослова «На Богоявление» или «На Рождество Спасителя». По объему оно достаточно пространное. Скорее всего, был прочитан фрагмент данного слова.

51

Здесь и далее собором именуется Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

52

Кронид (Любимов) (13.05.1859–10.12.1937) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры с 9 января 1915 г. до ее закрытия в мае 1920 г. Затем жил в Сергиевом Посаде на частных квартирах; в 1920−1922 гг. – в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 гг. – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 гг. – в Параклитском скиту, с 1929 г. до кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Уже будучи слепым и немощным старцем, отец Кронид был арестован 21 ноября 1937 г. и 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне НКВД под Москвой. Прославлен в лике святых новомучеников в 2000 г.

53

Никон (Рождественский) (4.04.1851–12.01.1919) – архиепископ Вологодский и Тотемский; с 1916 г. на покое, проживал в Троице-Сергиевой лавре.

54

Софрониевская.

55

Отец Михаил Павлов, священник Вознесенского храма.

56

Судя по этой записи, в Сергиевом Посаде существовал обычай на Рождество: священник, иногда с причтом, с крестом обходил все дворы своего прихода и в каждом доме славил Христа.

57

Очевидно, владелец продуктовой лавки в Сергиевом Посаде.

58

На Красногорской площади, перед Святыми вратами Лавры, стояли две лаврские гостиницы – «Старая» и «Новая», а также двухэтажный трактир на углу площади и Вифанской улицы (ныне ул. Карла Маркса). На площади размещались 87 торговых лавок, принадлежавших Лавре, которые были реквизированы советской властью. Очевидно, в одном из этих домов разместилась молочная лавка.

59

См.: Евгений (Решетников), архиеп. 2017.

60

Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) – председатель Государственной Думы третьего и четвертого созывов. Один из лидеров Февральской революции 1917 г., в ходе которой возглавил Временный комитет Государственной Думы. После октябрьской революции – на Дону при Добровольческой армии, участник Первого Кубанского похода зимой-весной 1918 г. В 1920 г. эмигрировал.

61

Досифей (в миру Димитрий Андреев) (1847– не ранее 1922) – архимандрит, эконом Троице-Сергиевой лавры с 1904 по 1922 г

62

Аполлос (Беляев) (1841–6.01.1923) – архимандрит, до 1906 г. ризничий Троице-Сергиевой Лавры, затем экклесиарх.

63

Вдова профессора Г. А. Воскресенского, скончавшегося 10 марта (по ст. ст.) 1918 г. Воскресенский Григорий Александрович (27.01.1849–23.03.1918) – богослов, филолог-славист, специалист по истории библейских переводов, заслуженный профессор МДА, член-корреспондент Императорской академии наук. В 1902 г. вышел за штат, но еще несколько лет продолжал читать лекции в МДА.

64

«Иней на Николу (или о Святках: на Крещенье) к урожаю» (Даль 1879. С. 526).

65

Патриарх был подвергнут домашнему аресту 11 ноября (по ст. ст.) 1918 г., 24 декабря (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи.

66

Может быть, Милославов Павел Иванович.

67

Арсений (Стадницкий) (22.01.1862–10.02.1936) – с 29 ноября 1917 г. митрополит Новгородский и Старорусский. В 1898–1903 гг. ректор МДА. Товарищ Председателя Священного Собора, член Соборного Совета, фактически руководил почти всеми соборными заседаниями. Один из трех кандидатов в патриархи. С 1933 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский.


Источник: Дионисий (Шленов). игумен, Последние дни 1918 года в воспоминаниях А.Д. Беляева. // Богословский вестник. 2018. Выпуск 4. № 31. С. 331-353.

Комментарии для сайта Cackle