Святитель кроткий и непреклонный
К 625-летию со дня преставлени святителя Дионисия, архиепископа Суздальского
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр 13:7
Господь призвал меня в обитель преподобного Сергия Радонежского и в монашеском постриге благословил носить имя великого подвижника нашей Церкви, современника преподобного Сергия, святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. По благословению Его Святейшества Патриарха Алексия, по ходатайству наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста постриг совершил епископ Лонгин. В то время в моём сердце родились твёрдое желание и внутренние стремление как можно больше узнать о жизни святителя Дионисия. Ведь каждому христианину необходимо знать житиё своего небесного покровителя, подвиги и добродетели, которыми он угодил Богу и достиг святости, стараться подражать ему по силе своей, прося его помощи и молитвенного ходатайства перед Богом.
При изучении исторических исследований о святителе Дионисии оказалось, что ему не было составлено отдельной службы. И хотя из летописи известно, что такая служба правилась, не было понятно, была ли она особой или совершалась по общей Минее [1]. Из-за того, что Святитель был внутренне очень твёрд в принятии решений и всеми силами души отстаивал Истину Христову, в которой был непоколебим, о его жизни и личности существовало довольно много противоречивых мнений. Из краткого жития Святителя, единственного доступного в то время, можно было почерпнуть не особо много подробностей. Но удивительно, что когда я молился ему, интуитивно открывались какие-то детали, которые мне в то время не были известны: о его подвигах, о его жизни и взглядах.
И вот, при изучении материалов, которые в то время можно было собрать (хотя это далеко не полный список), обнаружилась возможность разделить жизнь Святителя на несколько этапов и выделить несколько параллельных моментов. В первую очередь святитель Дионисий, конечно, был монахом. Его подвиг вылился в стремление угодить Богу именно в иноческом чине. Мы знаем, что монашество – это живомученичество; человек отрекается от мира, от того, что в мире, ради Господа, ради того, чтобы послужить Ему телом, душой – всей своей жизнью. И путь Святителя был именно таким.
Мы не знаем точно, когда он родился и сколько ему было лет, когда он основал Печерский Вознесенский монастырь, но знаем, что обитель была создана на принципе общежительности. В таком монастыре братья живут одной общиной, и для того, чтобы возглавить её, нужен был действительно мудрый пастырь. Общежительных монастырей на Руси XIV века было очень мало: кроме Чудова монастыря – ещё несколько обителей. Этот тип монастыря, широко распространённый в Византии, в Палестине и в Египте, для Руси того времени, предпочитавшей особожительные монастыри, был новым.
По прошествии некоторого времени Святитель становится духовником и окормителем Суздальских князей, в частности, князя Бориса Константиновича, с которым особенно сближается духовно и даже посылает к нему своего ближайшего ученика Евфимия (в будущем преподобного Евфимия Суздальского) для обустройства общежительного монастыря. Мы знаем также, что Святитель был духовником новгородского боярского дома. Известно, что им была пострижена в иночество Васса (в постриге Феодора), происходившая из княжеского рода. По заветам и наставлениям, которые святитель Дионисий ей оставил, мы можем судить, насколько он был строг к себе и к монастырской братии.
Святитель, будучи по самой своей сути, по душевному устроению прежде всего иноком-затворником, тем не менее не чуждался людей, искавших у него духовного руководства. Духовник – это не соглашатель, а советчик; и люди прислушивались к словам Святителя, проявляя внутреннее послушание, хотя он окормлял их не только с кротким нравом, но главное – с властью. Многими дарами был облагодетельствован Господом святитель Дионисий. В летописи сказано, что святитель Алексий избрал его для принятия епископского сана как “мужа тиха, кротка, смиренна, хитра, премудра, разумна, промышленна и рассудна”. То есть святитель Дионисий был не только смиренен и кроток, но ещё и премудр в принятии решений, касающихся не только его монастыря, но и обустройства общецерковных и общегосударственных дел. Своими советами и наставлениями он помогал тем, кто тогда стоял у кормила власти. Стоит особо отметить, что воспоминания современников Святителя и труды, написанные благодаря его участию, свидетельствуют о принципиальности и непреклонности святого Дионисия.
В 1374 году архимандрита Дионисия хиротонисают во епископа Суздальского. Случилось это в Неделю Торжества Православия, когда вся Церковь свидетельствует об Истине, – непреклонной, непреложной, неизменной, незыблемой. Этот день мы по Промыслу Божию всегда переживаем особо, с трепетом и даже с некоторым содроганием. И не зря Господь именно так приуготовлял Своего святителя для службы Ему. Новопоставленный епископ Дионисий не оставляет преподобнических трудов, а налагает на них ещё и труды святительские: теперь он должен мыслить общецерковно, общегосударственно. От его слова теперь зависит очень многое: насколько правильно будут относиться к Церкви, насколько будут прислушиваться к мнению архипастырей. А ведь при этом можно угождать всем и пытаться быть со всеми “своим”, но забыть о Боге, забыть об Истине.
В 1377 году по благословению Святителя писцами Нижегородского Печерского монастыря во главе с монахом Лаврентием был составлен так называемый Лаврентьевский список с Летописи тверского свода 1304 года. Написанная в очень непростое для нашей страны время – время нашествия монголо-татар и порабощения Руси иноплеменниками, эта летопись не только служила для поднятия патриотического духа, но и заставляла людей задуматься над своей духовной жизнью: как служить Богу? как служить Церкви? как воспитывать детей? По свидетельствам историков, благодаря Лаврентьевской летописи в народе возродился и укрепился дух сопротивления, дух внутреннего желания послужить Богу, чтобы вера Христова не была попрана. Читая этот исторический документ, мы понимаем, что его написал человек, непреклонный в самом главном, – в том, что Истина Христова должна торжествовать. Становится ясно, что автор был человеком, не преследовавшим свои частные интересы, но заботившимся прежде всего о возрождении отечества и народа, среди которого он жил. В исторической литературе существует мнение, что святитель Дионисий активно и творчески участвовал в составлении Лаврентьевского списка.
Воистину удивительна была жизнь Святителя, подвиги и добродетели его разнообразны и многочисленны. Будучи милосерд и сострадателен, кроток и смирен, он в то же время был грозен там, где хулилось имя Христово и где царили бесчинства и беззакония. На Архиерейском соборе, созванном для хиротонии любимца князя Димитрия Донского Михаила-Митяя2 в сан митрополита, святитель Дионисий единственный из присутствующих выступил против. Почему он это сделал? Трудно судить по прошествии семи веков, но совершенно очевидно, что не ради того, чтобы самому занять митрополичью кафедру, а лишь для того, чтобы от одного человека не пострадала вся Церковь. Святитель знал, что если приступающий к кормилу власти (и прежде всего церковному) не жаждет, чтобы Господь сотворил с ним чуда, то Спаситель не сможет достучаться до его сердца. А не слыша зова Божия, можно остаться просто человеком, не став архипастырем. За свой протест Святитель был заключён в темницу и такую возможность предвидел, поскольку знал о приближённости Митяя княжескому двору. Но он руководствовался лишь желанием следовать за Богом, за Истиной… В жизни преподобных, мучеников, святителей наступает момент, когда они настолько близко соприкасаются с Господом, что любая ложь, любое потакание греху становятся для них отторжением от Бога, потерей Его, и с этим они смириться не могут. Что такое ревность по Боге? Как сказал один святой, “зачем мне рай, если там нет Бога? И что мне ад, если там есть Бог?”. Думается, такое ощущение присуще каждому святому. Ведь они заботятся не о том, как услужить человеку, а о том, как следовать Истине, которая отзывается в их сердце зовом и голосом Божиим.
Склоняясь перед волей Божией и ради мира церковного, но вопреки своему желанию, святитель Дионисий в 1382 году принимает от Константинопольского Патриарха Нила сан архиепископа. Патриарх, как следует из его грамоты, видел в Суздальском владыке “поистине мужа апостольского, умиротворителя церковного, который смыслен не только в законах и канонах”, но главное – в Священном Писании. Признавая духовную опытность святителя Дионисия, Патриарх Нил поручает ему уврачевать псковский и новгородский раскол – ересь стригольников, – раздиравший в те времена Церковь. Святитель был направлен туда как агнец среди волков и силою своего архипастырского слова хотя и не полностью искоренил раскол, но значительно расшатал его основания. Пребывая во Пскове, святитель Дионисий не ограничился одними лишь словесными назиданиями и миссионерской проповедью, а написал и грамоту для Снетогорского монастыря, где изложил основы монастырского устава, которым может пользоваться и современное монашество. Это – основанная на творениях святых Отцов и преподобных заповедь для русских монахов. Вчитываясь в письменное наследие Святителя, понимаешь глубину его мысли; о многих вопросах можно спорить, но наставления о хранении сердца, души и ограждения себя от всего внешнего остаются непреложными.
Заботясь о современном ему состоянии Церкви, Святитель заботился и о её будущем. Из Константинополя в Суздаль и Нижний Новгород он привёз не только множество святых мощей, но и два списка с чудотворной иконы Божией Матери “Одигитрия”, которые долго почитались на Руси. Наверное, одна из главных святынь, существующая сейчас в России, находится в музее Московского Кремля. Это так называемый реликварий со Страстями Христовыми – серебряный ковчег с частицами орудий мучения при страданиях Иисуса Христа. Как повествует Симеоновская летопись, “Страсти некогда принесе боголюбивый епископ Дионисий из Царьграда, премногою ценою искупив их, и многою верою и любовию приобрете их”. Хочется подчеркнуть, что не только деньгами измерялась возможность приобретения “Страстей Спасовых”. Господь увидел во владыке Дионисии не просто искреннего хранителя христианских святынь, но, главное, ревнителя о Правде Божией и благословил через него доставить в Россию эти великие святыни. Не многим выпадает такая честь!
Обладая даром прозорливости, Святитель предвидел события, связанные с церковной смутой, и сокрыл реликварий в одной из суздальских церквей. В 1400 году, после окончания тяжких нестроений в Русской Митрополии, святыни были открыты православному народу и перевезены сначала в Переяславль, а потом в Москву.
В 1382 году святитель Дионисий ради послушания, которое на него возложил Господь, отправился в Константинополь для поставления на Митрополичью кафедру. Воспоминания современников свидетельствуют: Святитель знал, что не доедет до Москвы. На обратном пути он был неожиданно арестован в Киеве и скончался через полтора года в заточении. …Наверное, каждый, кто обращается к своему небесному покровителю, чувствует не просто молитвенную помощь, но особенную молитвенную связь ним. Многое из того, что сложно передать словами, отображается в сердце человека через святого, которому он молится. Об этом очень сложно говорить, но, соприкасаясь через святого с Богом, мы видим в каждом святом не просто образ и подобие Божие, но преображение человеческого существа под действием благодати и любви, исходящей от Господа.