Источник

Глава шестая. Рассказы и происшествия

Отец Паисий в последние двадцать лет своей жизни «стал программным объектом посещения» и ежедневно принимал многих людей.

Все его посетители ныне, после его кончины, могут что-нибудь рассказать. Один говорит о том, каким образом он познакомился со старцем, другой точно помнит сказанные ему слова, третий с большим волнением описывает его движения, его выговор и вообще внешний вид. И все, естественно, считают удивительным благословением Божиим, что они узнали старца и он молился за них.

Отец Паисий был человеком Божиим и духовно помог тысячам людей: клирикам, монахам и мирянам. Описать впечатления и чувства тысяч этих людей, которые знали о. Паисия, невозможно, как невозможно пересчитать песчинки на морском берегу. Однако заслуживает похвалы всякая попытка сохранить эти духовные сокровища, ибо время бежит, из нашей памяти стирается живой опыт общения и забываются жизненные проблемы. К сожалению, мало тех людей, которые сочли своим долгом делать заметки о своих посещениях и потом публиковать их. Большинство удовлетворились рассказами, которые передавались из уст в уста и со временем приобретали такой гипертрофированный вид, что становились неверны во всех отношениях.

В этой главе я привожу интересные рассказы и занятные случаи, которые имеют непосредственное отношение к о. Паисию.

1. Долг хорошего купца

Старец разговаривал с посетителями в архондарике под открытым небом.

Одновременно он перебирал четки. В какой-то момент он спросил двух почтенных граждан:

– Вы какой работой занимаетесь?

– Старче, у нас нет хорошей специальности. Мы торговцы, – ответили они застенчиво.

– Братья мои, нынче у нас большая нужда в хороших купцах. Правда! Скажите-ка мне, что вы делаете, когда товары дорожают? Продаете и прежний товар, какой у вас есть, по новым ценам?

– Да, старче. А как же иначе? Нужно обновлять товар в магазине.

– Хорошо, но со старого товара вы получаете двойной барыш. Естественно, вы не можете его продавать по старым ценам, так как против вас ополчатся другие торговцы. Но вторую половину выручки, которую получаете с такой продажи, раздавайте бедным.

2. Чудо больше не нужно

Старец рассказывал: «Сюда приходит много студентов. Однажды пришел целый десяток с просьбой, чтобы я совершил чудо. Они очень настаивали. Я обдумывал, каким образом вправить мозги этим ребятам. Я сказал им: «Ладно. Итак, подходите по очереди, и я вам буду отрубать головы, а потом совершу чудо и снова их приклею. Только вы вот так немного раздвиньтесь, a то, боюсь, не перепутать бы! Ну что? Готовы? Показать чудо?» – Они мгновенно отреагировали: «Нет, нет, старче, с нас достаточно!» – сказали они в один голос.

3. Неверие пошатнулось

Один весьма бойкий юноша сказал старцу: «Нет Бога. Я не верю».– «Тогда подойди ко мне поближе,– говорит ему старец ласково.– Ты знаешь, что кузнечик сейчас, когда стрекочет, говорит с Богом? А вот видишь, у этого моего котеночка какой мех? Даже царица Фридерика такого не имела». Студент был тронут словами старца и неверие его поколебалось.

4. Желание иной жизни

Некто спросил старца:

– Что у тебя с глазами? Ты носишь очки?

– Да что там! – отвечал старец. – Все здесь останется. И глаза, и очки, и печенки, и легкие.

5. Хороший замысел

Старец перевозил с одним послушником немного земли, чтобы удобрить свой сад, когда его посетили знакомые и спросили: «Старче, тебе зачем эта земля?» Он ответил: «Да вот, говорю, не сделать ли оранжерею? Буду вам присылать семена от Национальной ассоциации табаководов».

6. Полюс притяжения

Сказал старец: «Теперь я вошел в программу у посетителей. Тут проходит великое множество людей. И сколько из них идут вообще непонятно для чего. Они меня удручают».

7. Удивительный пример

Старец рассказал: «Как-то я получил письмо от одной вдовы, которая просила меня помолиться о нескольких людях. Она сама не имела времени, так как восемь часов работала, восемь часов заботилась о своих домашних и восемь часов молилась! Какое у меня, монаха, может быть оправдание, когда мне следует молиться непрестанно?»

8. Настоящая любовь

Как-то посетил старца человек, у которого были психологические проблемы, и он полагал, что его никто в мире не любит. Он сел и говорил без перерыва много часов. Старец сидел неподвижно на доске и слушал, чтобы брат не подумал, что он не обращает на него внимания. Так он оказал ему настоящую любовь.

9. О лицемерии

Сказал старец: «Лицемерие – это большой грех. Когда «культурные» англичане были в Австралии, они преподносили тебе все что угодно и благодарили, когда это у них принимали. Казалось, они превзошли самого авву Исаака. И они же, уходя, с улыбкой убивали двух-трех аборигенов».

10. Желание

Старец, увидев ослика, сказал: «Как бы я хотел быть осликом Христа, а после – хоть издохни!»

11

Однажды старца спросили, что он думает об озоновой дыре в атмосфере. А старец ответил: «Если у людей будет покаяние, то ничего не случится: Бог заделает эту дыру одним взмахом мастерка».

12. Внимание ко всему

Старец рассказал: «Кто-то принес в калибу коробку сладких шоколадок. Меня тогда не было, и он поставил коробочку в сторонке и написал записку. Когда я обнаружил шоколад, он весь растаял, так как стоял на солнце. Он не подумал о том, чтобы оставить его под деревом. Ушел, конечно, радуясь; остальное его не интересовало. А вот я какую посылку отправлю Богу? Только на выброс? В духовной жизни требуется предельное внимание».

13. Власть наступать на змей

Рассказал о. Паисий одному знакомому поразительный случай:

«Был один старец, который занимался рукоделием в своей келье, и ему в определенное время приносили пищу. Там, где он трудился, кругом были змеи. Они ему мешали, и старец вынужден был хватать их и выбрасывать вон. Однажды одна большая змея так ему надоела, что он схватил ее, обвернул вокруг себя, как пояс, завязал узлом и продолжал свое рукоделие. В это время в келью вошел монах, который приносил ему пишу. Едва он увидел старца подпоясанного змеей, как ужасно испугался и умолял старца выбросить ее, чтобы она не причинила ему вреда. Старец напомнил ему, что Христос говорил: Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов, u на всю силу вражию, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19)».

14. «Святость придает сладость слову твоему»

В поэтическом сборнике Π. В. Пасхоса «Малая Псалтирь» есть одно стихотворение, посвященное о. Паисию. Я привожу его здесь и прошу любезного читателя высказать свое мнение и впечатления. Свои комментарии полагаю излишними.

День полон святогорской сладостью

и частым прикосновением к черным четкам.

Весь склон безмолвствовал под солнцем.

Ты мог бы услышать с закрытыми глазами,

Если бы упал лист с орешника,

Или движение змеи на горячем камне или среди поблекшей травы.

Старец увидел нас еще до того, как мы пришли,

И сказал наши имена, не зная нас.

Мы сели в тени дерева и с удивлением смотрели на него.

Он говорил спокойно и просто.

Ведь святость сделала сладким каждое его слово,

еще до того, как он пришел, чтобы поселиться среди нас.

И когда стали припадать к ногам и рукам его,

прося пищи, орел, кошка и змея,

он сказал им спокойно: «Идите, Авессалом и Марфа,

и ты Армагеддон, сейчас у нас друзья.

Я скоро позову вас, только закончу».

Когда послушник вынес нам угощение

и сказал, что скоро вечерня,

старец стал петь: "Вся

к Тебе чают, дати

пищу им во благо время:

давшу Тебе им, соберут».

И немедленно пришли

Авессалом и Марфа, и Армагеддон

просить из святой руки пищу свою.

А мы готовились петь

предначинательное и Господи воззвах...

15. Борьба с сердцем

Старец, глядя на соревнования велосипедистов, сказал: «Надо и нам соревноваться. Видите, как велосипедисты борются со своим сердцем и никогда не поворачивают назад? Последний видит первого. И цель всякого – получить кубок победы!»

16. Духовный компьютер

От одного попутчика я получил этот рассказ об о.Паиссии.

«Идя среди райской природы по тропинке, которая то сужалась, то расширялась, и едва переводя дыхание, чтобы приспособиться к темпу следовавших впереди, мы все же добрались до калибки старца Паисия. Он находился снаружи во дворе, в своем особом архондарике под открытым небом с чурбанами для сидения.

Мы увидели его между пятьюдесятью посетителями, которым он раздавал орехи. Дал и нам. Затем стал раздавать и прочее, что ему принесли. Среди этих вещей была и бутылка с питьевой водой. Он ее увидел и спросил, что это такое. И когда даритель объяснил, старец сказал, что у него есть питьевая вода, и посоветовал ему пойти и вылить бутылку в Марафонский залив, чтобы и афиняне имели воду. У одного из нас это вызвало вопрос, касающийся засухи в Афинах. И старец, по своему пророческому дару, ответил: «Бог, несмотря на то, что мы Его огорчаем, благодетельствует нам. Возможно, Он пожалеет нас и прольет дождь». И потом сказал нам: «Мир полон страховок. Куда ни пойдешь – везде страховка. Люди бегут страховаться. Но чем больше различных страховок, тем более незастрахованным чувствует себя мир. Поэтому сейчас люди бегут в Церковь, а диавол подставляет им подножки и мешает». Старец действительно устал в этот день. Как он нам сообщил, он встретился с четырьмястами посетителями. Другим он сказал: «Я вас всех занес в свой компьютер», подразумевая тем самым, что не забудет их в своих молитвах».

17. Свидетельство

Известный старец Порфирий (†1991 г.) знал о. Паисия и признавал его святым. Когда он увидел однажды нескольких туристов-безбожников, пришедших посмотреть на археологические древности и памятники, он сказал сопровождавшему его духовному чаду: «Если бы сейчас здесь был о. Паисий с его благодатными дарами, он мог бы всех этих сделать добрыми христианами. Причем, знаешь, если бы они пришли ко Христу, они бы сделались лучше нас. Если бы о. Паисий сел там на берегу и побеседовал с ними, он приобрел бы их всех».

18. Два благодатных старца

Один из духовных детей о. Порфирия записал следующее: «В 1979 году, когда я посетил Святую Гору, Бог сподобил меня получить благословение о. Паисия. Он спросил меня о моем духовном отце, и я ответил, что им является о. Порфирий. Отец Паисий сказал мне: «Таких, как старец Порфирий, дитя мое, Бог посылает в мир раз в двести лет». Вернувшись со Святой Горы, я рассказал это батюшке, и он, в свою очередь, сказал мне: «Э! Да что ты говоришь? Вот людей с такими духовными дарами, как у о. Паисия, действительно мало». Какое у них обоих смирение!»

19. О заклинании бесов

Как рассказал о. Порфирий, о. Паисий сказал одному священнику, часто заклинавшему бесов, следующие слова, произведшие на священника сильное впечатление: «Ты говоришь, что некоторые громким голосом читают заклинания, а бесы не слушают. Отец мой, поминай сердечно на проскомидии и моли Бога, чтобы Он помог одержимому».

20. Боговдохновенное описание

Книга о. Паисия «Отцы Святогорцы» († 1993) воодушевила христиан, знавших старца. Сам он с нетерпением ждал, когда она выйдет в свет, так как, по его словам, она повествовала о святогорцах, подвизавшихся подобно древним, которые рассуждали о подвижничестве и были выразителями святогорского предания. Хороший критический обзор этой книги, который включает в себя и материал о личности самого о. Паисия, опубликован в кипрском журнале «Ортодоксос мартириа».79 Полагаю, что имеет смысл привести его здесь почти без изменений, ибо он написан объективно и со знанием дела.

«Эго третья книга (после жизнеописания св. Арсения Каппадокийского и жизнеописания подвижника Хаджи-Георгия), написанная для народа богавдохновенной рукой современного святого нашей Церкви. Как и две предыдущие книги, она дышит ароматом святости о. Паисия и дает отдохновение грешным нашим очам и уму благодатью Святого Духа, которой она вдохновлена. Книга эта изображает образ жизни и обычаи современных святых, которых знал честной старец. Но описание это не такого рода, как бывает у некоторых биографов или случайных составителей синаксариев, приводящих отдельные факты и события. Напротив, перед нами боговдохновенный труд, плод богооткровенных прозрений святого старца. Он очищает, освещает и восстанавливает истинное величие святых подвижников, которым современники приписывали различные заблуждения. Старец также дает здравую оценку и тем монахам, которых многие считают святыми. И это еще не все. Новая книга о. Паисия дает возможность этому благодатному монаху, как власть имеющему, вступить в борьбу с духом обмирщения, который проник в жизнь не только подвизающихся в миру христиан, но и даже монахов-святогорцев. И если о. Паисий бывает столь категоричен, то это потому, что он не имеет обыкновения уступать греху и не расположен легкомысленно говорить на тему спасения. Потому он и стал сосудом Святого Духа и источником благодати для Вселенской Церкви. Он, к счастью для всех нас, не принадлежит к школе богословия «влюбляющихся», которые по причине своей экзальтации получают ложное ощущение, будто они становятся общниками святых. Отец Паисий растворен в подвиге, в молитве, в смирении, в любви и видит заповеди и закон Божий, как единственный путь, ведущий нас к спасению.

Так как он помогал себе и освящал себя, то и другие рядом с ним получали помощь, покой и вдохновлялись следовать по пути святости. И столь чувствительна его благословенная душа к делу спасения человека, что и подвиги афонских отцов кажутся недостаточными и далекими от той вершины, от той цели, к которой они стремились. И это он говорит не для того, чтобы обвинять молодых монахов или лишить их надежды, но для их назидания. Для того, чтобы вызвать у них желание еще в большей степени посвятить себя Богу и подвижническим традициям Православия. И еще для того, чтобы поста- вить высокие цели для нас, малодушных и косных в духовных вещах, чтобы показать нам, что монашеский образ жизни – это свет для мирских людей, это та жизнь, которой жили святые. Тем самым он помогает и нам, и монахам, которые знают, что эти замечания делаются по любви. Он приводит их к тому, на чем он сам утвердился и сделал выбор – к нравам и образу жизни святых.

На этом основании и действует благословенный старец и к этому хочет привести нас всех, ибо он по истине любит нас, и страдает его милующее сердце, когда он видит наше легкомыслие и устремленность к низким целям. Итак, мы все благодарны ему за то, что он возлюбил Христа настолько, что всем своим поведением, словами, делами, подвигами, молитвой, смирением и любовью стяжал чистое золото праведности и своей жизнью среди нас открыл нам светлое окно в бескрайний Божий мир».

21. «Я ленив...»

Весной 1974 года приехали два жителя Крита, которых старец с радостью принял. Он поднес им воды для питья, потом потребовал, чтобы они умыли этой водой лица и облили голову. После этого все уселись на чурбаны.

– Старче, я узнал, что ты из Кесарии, с родины Василия Великого,– сказал ему один посетитель.

– Да, – отвечал старец,– только дыни отличаются от тыкв. Одно дело – дыни, другое – тыквы.

– А не может ли, старче, с Божией помощью и тыква измениться в дыню?

– Все изменяется.

– He говорит ли святой Иоанн Златоуст, что не надо говорить, что мы не можем измениться?

– Но, благословенный, я не хочу изменяться. Я ленив. Если б я хотел, то Бог бы мне помог. Я, однако, вишь ты, ленивый.

22. О молитве

Кто-то спросил старца, как нужно молиться об умерших, и старец сказал:

– Как ты молишься?

– Ну, говорю: «Господи, упокой душу раба Твоего Димитрия».

– Да, правильно говоришь. Можешь еще и добавить: «Господи, упокой душу раба Твоего Димитрия и всех Димитриев. Пусть себе автобус идет, куда надо, лишь 6ы не был пустой.

23. Несказанное благоухание

Двое студентов посетили старца в его келье Честного Креста и беседовали много часов на разные духовные темы. Когда они уходили, старец проводил их на несколько десятков метров вглубь леса. Внезапно все это место исполнилось благоухания. Старец понял, в чем дело, и, волнуясь, потребовал, чтобы студенты быстро уходили, отказываясь объяснять причину. Студенты бросились бежать по тропинке, ощущая невыразимую радость, которую нельзя ничем объяснить. Они не могли даже понять, почему они бежали. Все благоухало: горы, воздух, камни, деревья, и все, что было в округе.

24. «Я консервная банка»

Один иеромонах посетил старца в келье Честного Креста и между прочим сказал:

– Старче, в миру у Вас большая слава, и люди имеют о Вас доброе мнение.

Старец, покачав головой, сказал ему:

– Сейчас, когда ты спускался вниз, ты проходил в Карее мимо мусорных баков?

– Проходил, старче.

– Ну вот, там валяются консервные банки из-под кальмаров, и когда на них светит солнце, они здорово блестят, так что я вижу их даже отсюда. Нечто подобное происходит и с теми людьми. Они видят солнце, которое сверкает на консервных банках – а я как раз такая банка – и полагают, что они золотые. А подойдут ближе и увидят, что это старые консервные банки.

25. Водительство молитвы

Иеромонах, который близко знал старца, приводит такое свидетельство: «Иногда он не открывал. Как-то я был в его келье и говорю старцу, что звонят в колокольчик. Он мне ответил: «Слушай, мы помолимся, и, если Бог известит нас, откроем». Самым высоким делом для него была молитва, а за молитвой следовали и все прочие занятия. Позже он посвятил себя служению людям и, несмотря на плохое самочувствие и болезненность, был всегда готов принять боль каждого человека.

26. Духовный опыт

Сказал старец своему знакомому иеромонаху: «За несколько лет любовь Христова так сильно разгорелась во мне, что кости мои растаяли, как воск. Однажды осенила меня такая благодать, что я во время прогулки упал на колени и не мог двигаться дальше. Я боялся, как бы не увидел меня какой-нибудь человек, ведь он смутился бы, не зная, что я пережил».

27. Бытие Бога

Как-то один преподаватель Университета посетил старца и сказал ему:

– Старче, мне трудно поверить, что Бог есть. Знаешь, я человек образованный, живу на Западе, и все то, что ты говоришь и делаешь, я могу объяснить логически. Конечно, какая-то сила, может быть, и существует, но то, что ты говоришь о Христе, о Таинствах, я принять не могу.

Старец его выслушал и сказал коротко:

– Ты глупее ящерицы.

Тот обиделся на эти слова старца и возражал. Но старец настаивал:

– Я тебе правду говорю. Ты глупее ящерицы, и я тебе это докажу.

Там, рядом со старцем жила ящерица, и он ее позвал. Зверюшка подбежала к нему, и он попросил ее сказать, есть ли Бог. Ящерица поднялась на двух лапках и кивнула головкой, как бы давая этим движением положительный ответ. Ученый растерялся и начал плакать. А старец сказал ему:

Видишь теперь, что ты глупее ящерицы? Ящерица знает, что есть Бог, а ты, имея мозги, не понимаешь, что Бог существует.

Преподаватель ушел из кельи старца потрясенный.

28. Старец и змеи

Широко распространился слух, что о. Паисий держит в келье змей, которые слушаются каждого его слова. Знакомый иеромонах как-то спросил его, где это у него змеи? И старец ответил: «Да вот тут, у меня в сердце. Когда сделаешься духовником, приходи, и я их тебе покажу».

Тот же иеромонах свидетельствует, что в другой раз он видел, как старец взял большую змею и выбросил ее вон, приговаривая: «Теперь у нас гости и нечего тебе приходить и мешать нам».

29. Напои гадюку

Сказал старец: «Дикие животные чувствуют, когда их любишь и подходят без страха. Я думал, однако, что этого не случается со змеями. Позже я убедился, что и с ними дело обстоит так же. Как-то раз гадюка приползла ко мне, высунула язычок и зашипела. Она перегрелась на сильной жаре и просила пить. Я налил ей в баночку, и она выпила. Гадюка по отношению к другим змеям – как козочка по сравнению с овцой».

30. Старец на криле ветрене

В 1982 году к о. Паисию приехал один современный юноша, полный тревоги, втянутый в большие трудности, разочарованный в жизни и вдобавок носивший грязную одежду и длинные волосы. Весь его внешний вид и поведение свидетельствовали о тревоге и неустроенности. Он достаточно побеседовал со старцем и ушел. Через три месяца он снова пришел на Святую Гору и рассказал какому-то иеромонаху, знакомому о. Паисия следующее: «В Афинах у меня были неприятности и меня охватили меланхолия и отчаяние. Появилась навязчивая идея о самоубийстве. Тем более, что я не верил, что в мире есть любовь и что кто-нибудь меня любит. Я был уверен, что жизнь лишена всякого интереса, и принял решение покончить с собой. Я ушел из Афин и направлялся к месту, где задумал совершить это ужасное дело. Внезапно я побежал, испытывая больное душевное смятение. Вдруг я лишился движения и увидел перед собой о. Паисия, который сказал мне: «Остановись и не делай этого...» Едва я увидел лицо старца, я сказал себе: этот человек меня действительно любит».

Иеромонах, который слышал этот рассказ от самого юноши, спросил потом о. Паисия, правда ли это. Старец ответил ему: «Не знаю. Знаю только одно: часто, когда я молюсь в своей келье, Дух Божий переносит меня в больницы, в дома страждущих, к людям, которые подвергаются опасности или близки к самоубийству и т.п. Я, конечно, не делаю ничего, только молюсь и зажигаю свечи».

31. Скудная пища

Отец Паисий был большим аскетом. Пища его была крайне скудна. Как-то один его знакомый стал советовать ему есть побольше, чтобы лучше исполнять свое дело. Старец сказал ему: «Не волнуйся. Я теперь нисколько не страдаю и привык. Вначале было трудно. Сейчас желудок мой стал, как у цыпленка, и даже если я захочу сьесть побольше, не смогу. Такова моя жизнь».

32. Заступник детей

Маленький ребенок неосторожно ехал на велосипеде и оказался около грузовика, который ударил ребенка и переехал бы его, если бы каким-то чудесным образом не оказался рядом монах, выхвативший ребенка из-под колес машины. Ребенок видел монаха, но не знал, кто это такой. Когда он пришел домой, он рассказал отцу все, что случилось, и они решили отправиться на Святую Гору, чтобы найти того монаха и поблагодарить его. Обходя монастыри и кельи, прибыли и к о. Паисию. Маленький мальчик немедленно узнал его и попросил его молитв.

33. Исцеление больной жены

Старца посетил один печальный муж, чтобы разрешить свою проблему. У старца было очень много народа; он так устал, что, казалось, был уже не в состоянии беседовать с посетителем.

– Старче, жена моя очень больна, я хочу поговорить с тобой.

– Иди, иди, благословенный, и молись Господу.

Тот настаивал, и тогда старец повторил:

– Иди, иди, нет у твоей жены ничего.

Когда произошел этот разговор, было без четверти три. И в тот час жена его действительно исцелилась. Она лежала в кровати и вдруг покрылась холодным потом, и болезнь прошла.

34. Предвидение

Старца посетил один несчастный, рассказал о серьезной болезни своей жены и просил его совета. Старец, прежде, чем тот точно сказал, что его беспокоит, предсказал вот что: «Дитя мое, успокойся. И жена твоя скоро успокоится, а заступниками ее будут все святые. He огорчайся. Бог с тобою». И действительно, через несколько дней женщина умерла и была похоронена на кладбище Всех святых.

35. Он знал имена незнакомых

Два богослова в первый раз посетили Святую Гору и о. Паисия. С особым чувством подошли они к Панагуде и сняли за забором, как это обычно бывало. Когда старец вышел наружу, он сказал им: «Замечательно, Михаил и Фотий». Оба богослова были поражены: откуда же старец знает их имена?

36. «Я читаю тебя, как книгу»

Какому-то посетителю старец сказал:

– Жаль, что ты совсем не похож на своего отца, хорошего человека, ни на твоего брата. Однако, не отчаивайся. И ты уйдешь отсюда с пользой. Человек удивился словам старца и смотрел то направо, то налево, не появится ли кто-нибудь знакомый, кто мог бы прежде рассказать о нем старцу.

– He трудись понапрасну, – сказал ему старец, – никого не найдешь. Я тебя читаю, как книгу.

37. Бремя любви

Один посетитель, уходя из Панагуды, сказал старцу: «Отец Паисий, я оставляю здесь, на твоем дворе бремя моих грехов. Поступай, как знаешь, а я, с твоего благословения, пойду налегке».

Старец попрощался с ним и проводил до поворота. Там старец повернул назад, в то время как посетитель пошел по тропинке в Кутлумуш со слезами умиления.

38. Картина в архондарике под открытым небом

Старца посетил один юноша, который изучал право. Целью его поездки на Афон был «духовный туризм». Вот его собственные впечатления.

«Там, у задней двери кельи, я встал на колени в первый раз после двенадцати лет упорного атеизма. Я помолился нашему Господу, Который только что начал открываться моей душе, и сказал: «Боже мой, если Ты действительно есть и хочешь, чтобы я поверил, пусть придет старец и поговорит со мной о Тебе».

Не прошло и пяти минут, как к нам подошел старец, медленно, со спокойным взглядом и очень приятной улыбкой. Он вернулся из леса, куда ходил молиться. Когда он приблизился ко мне, я сказал ему, что хочу сделать маленький подарок и взять благословение. «Наклонись, я тебя благословлю», – сказал старец. Первый раз после моего крещения я наклонил голову и взял благословение во имя Пресвятой Троицы. Потом он вывел нас во двор кельи и говорил с нами не только о Боге, но и о том, что происходит в мире, так, как будто он только что прослушал сводку последних известий».

39. Он читал мысли

Какому-то посетителю, который хотел узнать, что следует делать, чтобы попасть в рай, но не решался об этом заговорить, старец дал ответ: «Имей любовь и веру во Христа, и ничего больше».

40. Увещание

Житель Лариссы спросил старца об известных событиях в его городе, и тот сказал ему: «Всмотриська получше в свою собственную Лариссу».

Очевидно, старец имел в виду его внутреннюю борьбу и различные проблемы, которые создает духовная брань.

41. Он знал, что беспокоит

Один глава семейства как-то явился к старцу спросить, нужно ли ему менять духовника. Он застал множество народу и беспокоился, что у старца не будет времени. Однако в какой-то момент без какого-либо предварительного разговора старец сказал ему:

– He торопись менять духовника!

Человек этот был глубоко поражен.

42. Ожидание у ограды

Один посетитель старца рассказывает: «Мы стучали в его дверь железкой долгие часы, но старец не выходил. Я послал своего брата стучать без перерыва и, час спустя, старец вышел и спросил: «Кто тут Георгий, который беспрерывно стучит?»

Он знал имя брата, хотя тот первый раз приехал на Святую Гору. Затем старец подозвал его к двери кельи и, по своему обыкновению, сказал: «Возьми-ка эти карамельки и ешь их утром, днем и вечером».

43. Нестяжательность

Один иеромонах рассказывал о нестяжательности старца: «Он был совсем беден, не имел ничего. Многие люди потихоньку оставляли у него деньги. Когда он их находил, то размышлял, куда бы их отдать. Несколько раз он вкладывал их в книги и журналы, которые раздавал людям. Иногда у него не было и питидесяти драхм, чтобы купить необходимой пищи».

44. Посещение Пречистой

Знакомый иеромонах рассказывает:

«В 1977 году я пришел в келью старца и оставался у него несколько дней. Это совпало с праздником Крестовоздвижения. Накануне старец сказал мне, что мы совершим бдение. С четырех часов пополудни мы начали с вечерни, читая молитву по четкам. В шесть он позвал меня пить чай и сразу же после чая мы снова молились по четкам, каждый в своей келье. Вечером, когда я молился, я слышал, как старец тоже молится и ходит туда-сюда со стенаниями. Каждые два часа он стучал в стенку. В двенадцать прочли полунощницу и последование к Причастию. Мы пришли в церковку читать каноны.

Читая канон ко Причащению, старец произносил с большим болезнованием: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Едва я сказал: «Марие, Мати Божия», как все переменилось в церковке. Я не мог понять, что, собственно, произошло. Светилось все, и я ощутил, будто пронесся легкий ветерок. Лампада перед образом Пречистой начала раскачиваться сама по себе. В храме было пять лампад, но двигалась только эта. Я обернулся к старцу, и он мне сделал знак молчать. Сам он низко склонил голову, а я взял свечу. Свет лился все изобильнее, как будто бы наступал рассвет. Мы прекратили читать последование на полчаса. Потом продолжал я один, а старец ничего мне не говорил. Вскоре лампада остановилась и снова стало темно. Утром я попросил старца объяснить произошедшее, и он сказал: «Знаешь, Пречистая здесь, на Святой Горе, обходит все монастыри и кельи. Прошла и здесь, увидела двух дурачков и раскачала Свою лампаду, чтобы дать нам знак, что Она прошла», – так со смехом ответил мне старец.

45. Обращение с еретиками

Рассказал старец: «Как-то ко мне пришли два католика. Один пожилой и грамотный. Может быть, секретарь из Ватикана или журналист. Я не знаю точно, – не хотелось проявлять особого интереса. Итак, один мне говорит: «Давай прочитаем «Отче наш"». Я сказал: «Чтобы мы это прочитали вместе, надо нам согласиться в догматах. Ведь между нами и вами большая пропасть». Потом он говорит: «Разве только православные близки к Богу и только они спасаются? Бог – для всего мира». «Да, – говорю я,– но у нас есть различия. Мы по природе чада одного Отца, но некоторые находятся в доме, а другие обретаются снаружи»80.

46. Надо проявлять доброе беспокойство о еретаках

Сказал старец: «У нас есть долг проявлять о неправославных доброе беспокойство. Католик ли он, протестант или кто другой, надо говорить ему, что он заблуждается, – вот так мы и проявим добрую тревогу. He надо их успокаивать, якобы по любви, и говорить им, что и они правы, потому что тогда у них не будет повода для беспокойства. Надо быть внимательными, ибо Бог с нас спросит».

47. Воздействие телевидения

Сказал старец о том, как телевидение действует на христиан:

«Телевидение причиняет большое зло. Я вам расскажу один случай, чтобы вы ясно поняли, что происходит. Был один старик 84-х лет, который до смерти жены жил хорошо и прекрасно исповедовался. Как только умерла жена, он стал очень страдать, и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. He прошло и двух-трех месяцев после смерти жены, как старик решил жениться. Его духовник не знал как и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Сам же старик пришел на Святую Гору в мою калибку. От Кареи досюда он добирался четыре часа! Он высказал мне свои соображения, и я ему велел жить с детьми тихо и спокойно и не думать о женитьбе. Однако он душевно повредился и не слушал моих слов. Крепко подумав, он говорит: «Знаешь, старче, я имею право взять двух других жен».

Тогда я не выдержал. Я сказал ему, чтобы он убирался и чтоб глаза мои больше его не видели. Какой-то монах забрал его и отвел в Кутлумуш. Видите, какой вред приносит телевидение».

48. O развале Турции

Группа киприотов посетила старца. Они хотели поговорить с ним по национальному вопросу. Архондарик под открытым небом был готов.

– Вы откуда? – спросил их старец.

– С Кипра, старче.

– Ну и как вы там поживаете?

– Как поживаем, старче? Сожрали нас турки.

Старец сказал им с улыбкой:

– He вижу, чтоб лично вас сожрали.

Он пригласил их сесть, предложил угощение, a потом сказал:

– He бойтесь турок, они рассеются.

Посетители удивились, а старец продолжал:

– Да, говорю вам! Турция развалится. Вы сейчас напоминаете дохлого клопа, но придет время, когда и туркам несдобровать. Курды и армяне создадут свои собственные государства и получат независимость. Прочие же малые народы, поскольку они не соблюдают международные нормы, будут культурно поглощены великими. А нам, эллинам, отдадут Град (Константинополь), не потому что нас полюбят, а потому что мы будем соблюдать сдержанность. Да, Град мы получим назад.

49. Залитый светом

Из дневниковых заметок одного иеромонаха, рассказывающих о его встречах с о. Паисием, я почерпнул следующий интересный отрывок.

«Старец предложил мне на следующий день, на святого Харалампия, прийти и послужить в его келье. He могу описать моей радости. Мы договорились о времени, и я ушел, окрыленный. Утром, придя в келью старца, я был взволнован. Старец отрывисто пел своим тонким, напоминающим детский, голосочком. Он был буквально прикован к тому, что пел и читал; и я почувствовал ту атмосферу благочестия, в которой жил старец. Когда мы приступили к Литургии, сердце мое трепетало от умиления. Вспоминаю, как я украдкой смотрел на старца и молился, чтобы время остановилось. Во время причастия старец подошел к Чаше. Когда я произнес: «Всегда, ныне и присно...», и повернулся лицом к главному приделу, то увидел старца, который стоял на полу и покачивался. Я поднял глаза, чтобы увидеть выражение его лица, и тут же опустил их, потому что лицо старца было все – свет, и невозможно было различить ни выражения лица, ни самого лица».

Отец Паисий был для меня уникален. Старец. Многие, даже из монашествующих, несмотря на то, что имели духовный сан, недолюбливали его и отговаривали и мирян, и священников к нему ходить: «Какой-то полуграмотный старец, ничего не знает, что вы там в нем находите». Но это еще более взгревало мою любовь и веру к нему. Отец Паисий таких людей всегда благословлял и всегда за них молился. Это его главная черта, которая необходима и для нас. И в особых скорбях, когда они меня посещали на Афоне, я старался пойти именно к о. Паисию. Старался пойти в Иверский монастырь, помолиться пред иконой Божией Матери, оттуда на обратном пути заходил к старцу, обязательно стараясь с ним побеседовать. И получал там особые теплые наставления, подкрепление своих взглядов или исправление своих ошибок, и уходил удовлетворенный».

Из воспоминаний архимандрита Иеронима

настоятеля Свято-Трощкого Алатпырского монастыря,

несколько лет подвизавшегося на Афоне

* * *

79

Том 43, весна-лето 1994 г. C. 111–112.

80

Архимандрит Иероним, настоятель Свято-Троицкого Алатырского монастыря, живший на Афоне, рассказывает, что когда к о. Паисию приходили с экуменическими идеями, он с гневом выгонял таких людей из калибки, и ни воды, ни кофе, ни лукума не давал. Вообще на Афоне и во всей Греции католиков считают еретиками.


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle