Источник

О прославлении и молитвенном призывании святых Ангелов и угодников Божиих

§ I.

Жители села Ключей исстари благоговейно чтили память Святого Архистратига Божия Михаила. Посоветовавшись между собой, – они решили приобрести, прилично украсить и поставить на видном месте, в храме, его св. икону. – Против решения миpa восстали штундисты. Они кричали, что Богу противно прославление ангелов и угодников православных. Потому они не желают участвовать в общих расходах...

Несогласия, возникшие в приходе, удручающе подействовали на православных стариков. Более ревностные из них говорили:

– Эх, кабы наша власть! Задали бы мы штундарям память, как не почитать Святых Ангелов Божиих...

– Распустился мир! – С грустью твердили другие. – Всяк идет, куда знает – и своевольничают...

Для поддержки доброго настроения в православном народе, по приглашению батюшки, я приехал в Ключи. Штундисты встретили меня враждебно. Только после длинных переговоров условились мы, наконец, беседовать о прославлении и молитвенном призывании Св. Ангелов и угодников Божиих. Беседовать решили вечером в волостном правлении.

Для «ответа» мне штундисты уполномочили своего пресвитера, Козьму Трифоновича, – человека «несговорного», как утверждали православные. Его «взялись» поддерживать соседние «братья». Таким образом, против меня объявилось значительное число возражателей.

После молитвы, я сказал:

– Дорогие братья и сёстры! Ап. Павел в Послании к Евреям написал: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22–24). Эти слова Апостола радостью наполняют наше сердце. Видим из них, что мы – не одинокие и бедные странники на земле; мы находимся в теснейшем общении с Церковью торжествующей, небесной. Апостол так и говорит христианам: «вы приступили к горе Сиону»... Заметьте, братцы: не сказал Апостол: «вы приступите» к горе Сиону, когда умрете. Он учит нас, что мы теперь уже «приступили» к торжествующему собору праведников Божиих. Значит, уже во время земной жизни, мы должны поддерживать непрерывное общение с ними. – Вот об этом, друзья, отпадшие от нас, мы с вами ныне и побеседуем, если Богу будет угодно. Скажите мне: приступили ли вы к Сионской горе, населенной духами ангелов и праведников Божиих, или только надеетесь еще приступить?

Козьма Трифонович, после некоторой заминки, ответил:

– Если Апостол пишет, что христиане «приступили» к Церкви небесной, значит и мы приступили. Против писания мы не идем.

– Благодарю за это Бога, – ответил я. – Но вы яснее скажите нам, откуда видно, что вы приступили к собору святых ангелов и угодников Божиих?

Козьма Трифонович заметил:

– Вы что-то хотите выработать из слова «приступили». Приступили и приступили... Конечно, мы не телами своими поддерживаем связь с праведниками...

Я ответил:

– Ап. Павел учит нас: «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор. 5, 6). Это значит, – пока мы во плоти, мы лишь духом можем пребывать с нашим Господом и Его святыми угодниками. Вы, Козьма Трифонович, верно сказал, что телами нельзя поддерживать связи с церковью небесной. Но будьте добры, растолкуйте нам, как же духом-то вы входите в общение с торжествующим собором праведников?

Штундисты задумались над моим вопросом. Все молчали. Потом Козьма Трифонович нерешительно ответил:

– В своих собраниях мы рассказываем братьям о жизни праведников; призываем всех подражать им. Вот в этом проявляется наше общение с Церковью торжествующей.

– Только таким способом поддерживаете вы связь с Церковью небесной? – спросил я.

– Да, только таким, – сказал Козьма Трифонович.

Рассказывать про дела праведников – не значит еще приступить к общению с ними, – ответил я. – В кн. пр. Сираха мы читаем: «народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещат их хвалу» (Сир.44:14). Заметьте: «народ» – язычники и то рассказывают про славных мужей в своем роде. Вы же, христиане, ужели не возвысились в почитании святых над бедными язычниками?

– Язычники, – ответил Козьма Трифонович, – по описанию Апостола Павла, вели развратную и безбожную жизнь (Рим.1:21–32). Мы же, воспоминая Апостолов и пророков, стараемся быть чистыми в этом грешном мире...

– То другое дело, – сказал я. – Мы не про жизнь и поведение христиан толкуем. Мы рассматриваем вопрос: каким родом вы «приступили» к общению с духами праведников?

– Мы уже ответили вам, – возразил Козьма Трифонович.

Я сказал:

– Ваш ответ пред судом Слова Божия я признаю бедным и жалким. В Священном Писании мы читаем, что мало только рассказывать в Церквах о делах праведников...

– Что же еще нужно? – Перебил меня вопросом Козьма Трифонович.

Я ответил:

– Вы уже слышали наставление Премудрого Сираха: «Церковь будет возвещатъ их хвалу» (Сир.44:14). Значит, кроме рассказывания про дела праведников, нужно еще хвалу в Церкви воздавать им. Воздаете ли вы такую хвалу праведникам в своих собраниях?

Козьма Трифонович смело и не раздумывая сказал:

– Воздаем.

– Откуда же это видно? – спросил я. – Я неоднократно бывал на ваших собраниях; слышал ваши поучения и песни, а хвалы усопшим праведникам не слыхал.

Козьма Трифонович достал из кармана «Сборник духовных стихотворений» и принялся что-то подыскивать. Потом он с торжеством прочитал:

«Блаженны нищие духом,

Узревшие гибель свою

И верой растворенным слухом

Приявшие благость Мою...»

Вот видите, – обратясь к народу, – сказал Козьма Трифонович. – И мы ублажаем души праведников, достигших совершенства...

Я возразил:

– Прочитанный вами стишок не есть прославление или ублажение праведников. Это простой пересказ слов Христа из Нагорной проповеди. Из вашего стишка не видно, каких именно святых и за какие подвиги вы ублажаете. Разве так прославляют память друзей Божиих? Вон Ап. Павел в послании кратко, но точно рассказывает христианам, какой святой, какими делами прославился пред Богом (см.: Евр. 11 гл.). Вы этого не делаете, да и не можете делать. Ибо откуда, из каких источников узнаете вы о жизни праведников, живших после Апостолов? В Священном Писании ничего не говорится даже о смерти наших первоучителей. В ваших сказаниях о жизни преемников Апостольских ничего нет. Таким образом, вы уподобляетесь ветвям, оторванным от многовекового дерева Христова – Его Св. Церкви.

– От Церкви Христовой мы не отрываемся, – возразил Козьма Трифонович.

– Мы беседуем с вами о Церкви небесной; от нее вы оторвались, – заметил я. – А если нет, – то покажите: каких святых, за какие подвиги и в каких песнях вы прославляете?

– Песен в честь отдельных святых мы не составляем, – ответил Козьма Трофимович. – В Писании сказано: «не дам славы Моей иному...» Значит, всё усердие мы должны прилагать к прославлению Бога, а не святых Его...

– Ну, вот вы и признались, что праведников в песнях вы не прославляете, – заметил я. – Стало быть, не за чем было вам читать своего стишка. А относительно Слов Божиих: «не дам славы Моей другому».., скажу вам, что вы напрасно не прочитали этих слов в связи с другими по Библии. Там написано: «Я – Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8). Если вы вдумаетесь в слова Божии, – вы поймете, что Господь не дает славы своей «истуканам», ложным богам. Поэтому и люди не должны их прославлять, наподобие язычников. – А мы разве о прославлении истуканов ведем речь? Святые угодники – это друзья Божии (Ин.15:14). Еще пророк Давид говорил: «да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих» (Пс. 149, 5). В Новом Завете Сам Спаситель сказал про Апостолов: «и славу, которую Ты дал мне, Я дал им...» (Ин.17:22). – Значит, справедливо с нашей стороны прославлять праведников – не Божеским прославлением и поклонением, а особым почитанием, свидетельствующим о нашей любви и преданности к ним, как друзьям Божиим...

– Нет, мы боимся воздавать славу ангелам и людям, как бы не погрешить, – сказал Козьма Трифонович.

– Вы убоялись, друзья, страха, где его нет (Пс. 13, 5). Вы не проникаете умом своим в Священную Библию, оттого и трепещете. – В самом деле, что мы видим из Библии относительно прославления святых Ангелов и угодников Божиих? Вот в книге Иисуса Навина читаем: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Он сказал: я вождь воинства Господня... Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился... Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято...» (Нав. 5, 13–15; ср.: Суд. 6, 24 ст.).

Рассудите сами, Козьма Трифонович: Иисус Навин был святой муж. Он прославил своим поклонением Ангела и не согрешил. Значит, Богу не противно прославление и почитание св. Ангелов, – как царю земному не оскорбительно, когда подданные чтут его посланников, не забывая о своем царе.

А вот какую славу воздавали благочестивые мужи угодникам Божиим – и не согрешали. В кн. Царств читаем: «и увидели его (Елисея) сыны пророков, которые в Иерихоне, издали и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар. 2,15; ср.: Чис. 22,31).

Теперь сообразите сами, Козьма Трифонович, согласно ли со Словом Божиим ваше отношение к Святым Ангелам и Божиим угодникам? Довольно ли для благочестивых людей только рассказывать о делах праведников, а не «воздавать» им «хвалы» или прославлять их в песнях духовных?

Козьма Трифонович согласился, что надо прославлять святых Ангелов и угодников Божиих в «песнях духовных». – Но «насчет поклонения им», – сказал он, – «воздержимся». Писание возбраняет всякое поклонение людям... Вон в кн. Деяний написано: «когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек» (Деян.10:25–26). Такие места Библии – упрекнул меня Козьма Трифонович – вы пропускаете, потому что они вам не на руку. А о них не следует молчать... Также надобно припомнить свидетельство из Откровения. Там мы читаем: «Я, Иоанн... пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братъям твоим пророкам... Богу поклонись» (Откр.22:8; ср.: Откр.19:10).

Вот наши братья одному Богу и кланяются; Ему одному служат и мы надеемся, это согласно со Словом Божиим...

§ II.

Я попросил, слушателей выйти на некоторое время из правления. Освежили комнату; попели к общему утешению, и я продолжал беседу.

Я сказал:

– Слава Богу, братья, мы согласились, что восхвалять духовными песнями святых угодников Божиих нужно. Теперь нам необходимо решить: можно ли поклоняться им? – Разумеется, все вы знаете, что, кланяясь пред святыми, мы тем самым не почитаем их за богов. Только по внешности, по наружности наше поклонение святым и Богу одинаково. На самом же деле мы твердо помним, что Божеская слава прилична одному Господу, а святых угодников мы почитаем лишь, как друзей Божиих.

Чтобы понять различие поклонения нашего Богу и святым, – возьмите житейский пример. Все вы одинаково снимаете шапки пред земским начальником и старшиной. А разве в сердце своем кто смешивает этих двух лиц? Конечно, нет. – Так, при одинаковом наружном поклонении Богу и святым, мы резко различаем свое служение им. Кроме того, не отступаем мы и от буквы Писания, поклоняясь святым. В самом деле, вы уже слышали, что сыны пророческие, на которых был Дух Божий, поклонились пророку Елисею. Как же после того понять запрещение Ап. Петра кланяться ему?

Разъяснение дела дает нам сама же кн. Деяний. Из этой книги мы узнаем, что Корнилий, хотя был муж благочестивый, но, до проповеди Петра, он оставался язычником. Язычники же склонны были почитать людей знаменитых за богов. Так, из кн. Деяний известно, что, когда Ап. Павла укусила на острове змея и он от этого укушения не потерпел никакой беды, окружающие его язычники подумали, что «он Бог» (Деян. 28, 6). Несомненно, с чувством, близким к обожанию, встретил Корнилий Ап. Петра в своем доме. Это чувство было греховно. Потому Петр Апостол запретил поклоняться себе, сказав, что он «тоже человек» (Деян.10:26): значит, Корнилий встретил его не как человека, а как существо высшее, если Ап. Петру нужно было говорить, что он тоже человек (ср.: Деян. 16, 29).

Подобное же надобно сказать о свидетельстве из Кн. Откровения. Ап. Иоанн, удостоенный видения Бога и Ангелов, был в трепете и ужасе. В таком состоянии ему трудно было отличить Бога от Ангелов. И вот он падает к ногам Ангела, как к ногам Божиим. Потому Ангел возбраняет ему поклоняться себе, говоря, что он – не Бог, а лишь «сослужитель пророкам и всем соблюдающим» Слова Божии.

Заметьте это, друзья мои. Если бы Богу противно было наше благоговейное поклонение перед Ангелами, то это сказано было бы еще Иисусу Навину. Также, если бы нельзя было воздавать «почитательного поклонения» святым угодникам Божиим вообще, – то этого поклонения не приняли бы пророк Елисей и Ап. Павел (Деян. 16, 29). А они его приняли. Значит, мы, православные, не согрешаем, поклоняясь пред святыми Ангелами и угодниками Божиими. Не так ли?

– По нашему понятию, не так, – сказал Козьма Трифонович. – Ведь в кн. Деяний и в Откровении прямо запрещено кланяться Ангелам и людям.

– Да, запрещено, – ответил я. – Но вы не входите в смысл запрещения и не сносите его с другими свидетельствами Библии. А если бы вы поступали по нашему совету, – вы бы знали, что лишь божеское поклонение не прилично тварям. Почитать же их и прославлять, как слуг Божиих, не грешно. – Иначе чем и как объясните вы поклонение Иисуса Навина пред Ангелом и сынов пророческих пред Елисеем? Растолкуйте мне.

Штундисты молчали. Они бессильны были опровергнуть то, чего требовал Слово Божие и здравый разум.

Тогда я сказал:

– Итак, Священное Писание учит нас, что Святых Ангелов и Угодников Божиих надобно прославлять в песнях и ублажать «почитательным поклонением». Это и значит самым делом прежде всего приступить к Сиону небесному, – к торжествующему Собору праведников Божиих...

Слушатели опять запели церковные песнопения. Все передохнули. Я продолжил речь:

– Вникнем, друзья, еще глубже в значение слов Апостольских: «вы приступили к Сионской горе»...

«Приступили» – стали причастниками Церкви небесной. Закон, связывающий нас в одно Тело во Христе с этою Церковью, есть любовь. Движимые любовью, мы прославляем праведников и почитаем их за богоугодную жизнь. Но достаточно ли для христиан такого выражения нашей любви к духам праведников? Нет, недостаточно. Из Слова Божия мы видим, что веруюшие во Христа, любя друг друга, еще молятся за всех братьев пред Богом. Ап. Иаков прямо заповедует нам: «молитесь друг за друга» (Иак.5:16). Теперь сообразите, братья мои: сохраним ли мы свою любовь к усопшим праведникам, если перестанем быть с ними в молитвенном общении? Понятно, что с прекращением взаимных молитв друг за друга, мы сочтем наших почивших братьев мертвыми, исчезнувшими от нас совсем. А, по учению Христа, «у Бога все живы» (Лк. 20, 38). Праведники, выходя из тел, душами не перестают жить у Престола Божия. Потому же самому они должны быть в непрерывном общении с нами, – должны взаимно любить нас, ибо, по Слову Апостола, «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8).

Согласны вы, Козьма Трифонович, что души праведных живы пред Господом и любят нас?

Козьма Трифонович уныло соображал что-то. Видимо, он боялся моих выводов. Тогда на помощь ему, я еще сказал:

– Прочитайте, что написано в Откр.4:4: «вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я двадцать четыре старца...» Они «поют новую песнь» (Откр.5:9). Значит, они живы. Размышляют, чувствуют. Верите вы этому?

– Слову Божию верим, – ответил Козьма Трифонович.

– А вы все, – обратился я к сектантам, – верите, что святые, по смерти тел, живы душами у Господа?

– Верим, верим! – послышалось мне в ответ.

– Ну, будьте же благоразумны и рассудительны, – сказал я, – Апостол велит нам молиться друг за друга. Святые братья не нуждаются в наших молитвах за них; они без нас достигли совершенства (Евр. 11, 40). Ясно, что нам, земным странникам (Евр. 12, 1), необходимо испрашивать у святых их ходатайства за нас пред Богом. Признаете ли вы, друзья, святых ходатаями своими перед Господом, – проще молитесь ли им?

– Нет, не молимся. Мы просим о помощи одного Бога, – ответил Козьма Трифонович.

– Если так, – спросил я, – в чём же проявляется ваша любовь к святым Ангелам и праведникам Божиим? Вы, очевидно, стоите на одной доске с язычниками, по слову Сираха (Сир. 44, 14).

– Как хотите выражайтесь о нас, – заметил Козьма Трифонович, – но святых ходатаями мы не почитаем. Мы веруем Писанию, а в нём говорится: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2, 5, 6 ст.).

Я ответил:

– Действительно, посредником или ходатаем за нас по крови пред Отцом небесным является один Иисус Христос. В этом смысле у нас не может быть многих ходатаев, с кровью своей приходящих к Богу. По мы говорим ведь о молитвенниках наших, – о ходатаях за нас пред Богом с молитвами. Таких ходатаев за себя признаете вы или нет?

Козьма Трифонович сказал:

– Нет. Ходатай и с кровью и с молитвами у нас один – Христос.

Я заметил:

– Удивляюсь, друзья, вашей близорукости. Вы идете против Писания. Апостол говорит: надеемся на Бога, который избавляет нас от всяких бед, «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:11).

Подобное Сам Бог говорит у пр. Исайи: «праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис.43:27). И у Пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых (Иер.7:16; ср.: Иер.7:2,25).

Отсюда ясно, что ходатаев-молитвенников пред Богом у христиан много. У вас, как вы говорите, таких ходатаев нет; значит, вы не Евангельские христиане...

§ III.

Козьма Трифонович соображал ответ на мое возражение. Его помощник, диакон штундовый, сказал:

– Это правда, что у людей много ходатаев-молитвенников, но только живых. А когда помирают братья, то они уже не могут молиться за нас...

Я ответил:

– Ошибаешься ты, друг, не зная Писания. У Бога нет мертвецов; «у Него все живы» (Лк.20:38). Значит, как с телом мы можем молиться Богу, так и без тела. Это видим из Свящ. Писания. В книге Маккавейской читаем: видение Иуды было такое: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго..., – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж... И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак.15:12–14). Вот несомненно отсюда, что святые праведники молятся о нас и после своей смерти.

– Да, – возразил Козьма Трифонович, – но только Маккавейские книги – не канонические...

– Это верно, – заметил я. – Но неканонические книги – не значит – ложные. Неканонические книги для христиан имеют великое значение. Они нам указывают, как в древние времена верили благочестивые мужи, напр., о молитвах за нас умерших праведников. И свидетельство неканонических книг мы принимаем за истинное, если его подтверждают другие свидетельства, взятые из канонических книг. А таково именно и есть учение о молитвенном ходатайстве за нас усопших праведников. В кн. Откровения мы читаем: «я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истиный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9–10 ст.). Вот вам уже несомненное доказательство того, что усопшие святые молятся за нас...

– Молиться молятся, – сказал Козьма Трифонович, – только о том, чтобы Бог покарал злодеев, а не о том, чтобы нам было хорошо...

– Странное замечание! Я ведь доказывал вам прежде всего то, что умершие святые могут молиться за нас. И это теперь несомненно. Вы перебегаете к новому возражению. Что же? И оно не основательно. В приведенном месте, правда, святые ходатайствуют пред Богом о наказании злодеев, но выше те же праведники уже возносят «молитвы святых» (Откр.5:8).

Это мы видели из свидетельства кн. Маккавейской (2Мак.15:12–14). Признайтесь, таким образом, что души праведных могут ходатайствовать за нас в наказaниe нам и во благо.

– Пожалуй, это мы можем допустить, – сказал Козьма Трифонович, – только заповеди призывать святых в молитвах не находим...

Я ответил:

– Заповеди нет и на то, чтобы жаждущие обязательно просили воды напиться. Ясно само собой: кто жаждет, – тот попросит воды и мы обязаны ему дать. Так надобно рассуждать и о молитвах за нас святых. Раз мы видим, что они за нас могут ходатайствовать, – как их не просить о помощи?

Но в действительности дело обстоит лучше для нас православных. В Свящ. Писании находим прямое повеление Божие просить молитв за нас угодников Божиих. В кн. Иова читаем: «возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу моему Иову.., и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму...» (Иов.42:8; ср.: 1Кор.7:7; Исх. 32, 30). Вот вам положительная заповедь Божия призывать в ходатаи за нас святых...

– Опять дело идет про живых людей, – сказал Козьма Трифонович. – Кабы про мертвых указали...

– Я уже показал вам, что у Бога нет мертвых: «у Него все живы» (Лк. 20, 38). Любовь, соединяющая нас с умершими праведниками, никогда не перестает (1Кор. 13, 8). Значит, всегда мы должны просить у праведников молитв за себя. Эта истина подтверждается раньше доказанными: святые после смерти плотской не перестают молиться за нас пред Богом.

– Так-то так! – заметил Козьма Трифонович. – Да ведь святые – не боги. Как могут они знать о наших молитвах к ним?

– Ваше недоумение, Козьма Трифонович, с совершенною ясностью разрешено в Слове Божием. Свящ. Писание нас учит, что дар знать всё, происходящее во вселенной, принадлежит одному Богу (Лк. 16, 15). Святые угодники своею силой не могут видеть и слышать того, что делается среди людей. Однако угодники Божии, по озарению от Духа Святаго, могут слышать наши молитвы к ним и видеть такие события на земле, которые нам, слабым людям, кажутся тайными. Вот что об этом читаем мы в Священной Библии. К пророку Ахии пришла однажды жена Иеровоамова. «Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господь Axии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая» (3Цар. 14, 4–6).

Убеждайтесь, Козьма Трифонович, что святые, Божиим содействием, отличались великою духовною прозорливостью. Они, не видя плотскими очами, знали, однако, что происходило вокруг их.

А вот свидетельство, что праведники, по внушению Духа Святого, знали то, что совершалось вдали от них, – даже в чужих землях.

В 4 кн. Царств рассказывается про царя Сирийского, как он многократно задумывал напасть на Израильтян. Коварные замыслы этого царя не исполнялись: «посылал человек Божий (Елисей) к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли» (4Цар.6:9). «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю – читаем в 4 книге Царств – и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» (4Цар.6:11–12).

Отсюда легко убедиться, что праведники Божии, по озарению от Духа Святого, с ясностью знали события самые тайные, самые удаленные от них. Поэтому неудивительно, если они могут слышать наши молитвы к ним...

– В том то и дело, – возразил Козьма Трифонович, – что из Слова Божия мы не видим, будто святые могут слышать наши молитвы. Особенно, когда они умирают плотию. Тогда наши сношения с ними прекращаются.

– Ошибаетесь вы, дорогой мой друг, – сказал я. – Ап. Павел учит нас, что мы «приступили» к торжествующему собору праведников. Значит, наши сношения с душами их не прекратились. Все мы – живые плотию и умершие – составляем одно тело во Христе (1Кор.12:11–13). А на ваше сомнение, могут ли святые слышать наши молитвы, обращенные к ним, есть удовлетворительный ответ в Слове Божием. В Ев. Луки читаем про нечестивого богача, который, по смерти, за свои злые деяния, попал в ад. «В аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и охладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей...» (Лк. 16, 19–25). – Подумайте, Козьма Трифонович, над прочитанными словами и сообразите, что говорится в той же главе Ев. Луки: между раем и адом «пропасть велика утвердися» (Лк.16:26). Эта «пропасть» во всяком случае неизмеримо больше расстояния земли от неба. Ибо, по слову Писания, мы соединены с небожителями в «одно тело» Христово (ср.: 1Кор. 12:27), – мы «приступили» к Сиону небесному (Евр. 12, 22). Значит: если Авраам, находясь в раю, услышал обращенную к нему молитву из ада, – тем более праведники, члены одного с нами тела во Христе, могут слышать наши молитвы, возносимые к ним с земли (ср.: Откр. 5, 8). Вот вам Евангельское разъяснение вашего недоумения...

Козьма Трифонович сказал:

– Ваше разъяснение нам не кажется подходящим. Ведь Авраам не уважил просьбы богача: зачем же после того мы будем молиться праведникам?

Я ответил:

– Вы перебегаете, Козьма Трифонович, к совершенно новому вопросу. «Вы говорите о том, что Авраам» не уважил просьбы богача. Что же из того? Богач умер без покаяния и был столь тяжким грешником, что не заслуживал молитв за себя святых. А разве все христиане умирают без покаяния? Разве мы не видим из Откровения, что святые молятся за нас (Откр.5, 8)? – Но, повторяю, вы уклоняетесь от предмета нашего разговора. Прежде вы заметили, что святые на небе не могут слышать молитв с земли. Я вам сказал, что вы ошибаетесь: святые слышат молитвы к ним, возносимые даже из ада, отделенного от рая «пропастью великой». Тем легче, стало быть, они могут принимать молитвы живущих на земле христиан. Вот вам – опровержение ошибочного вашего мнения...

 

Козьма Трифонович более не возражал. Молчали и его «братья». Я счел беседу оконченной.

На прощание я сказал:

– Так, друзья мои и братья, Ап. Павел учит нас, что мы «приступили» к Церкви небесной. Из настоящей беседы убеждаемся, что этих слов Апостола нельзя приложить к сектантам. Они не воздают хвалы почившим святым и не призывают их в молитвах к Богу. Ясно, что они далеко стоят от союза с душами праведников. А отсюда следует то заключение, что наши сектанты – не евангельские христиане, не ученики Апостолов, не члены Церкви Божией. Они жалкие и сбившиеся с пути Евангельского люди. Будем же, братья, молиться о смягчении сердец их и об обращении их под кров нашей святой Православной Церкви!..


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle