Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Димитрий РостовскийПамять духовному отцу как управить ставленника


святитель Димитрий Ростовский

Память духовному отцу как управить ставленника

(Следует понимать как «Наставление духовному лицу при подготовке человека, собирающегося принять священный сан»).

Вначале нужно повелеть ставленнику, чтобы приготовился к исповеди, собрав все свои помышления и истязав свою совесть; и все грехи, от юности содеянные, в память привел – как исповеданные, так и не исповеданные; чтобы так приготовился говорить по порядку, по самой истине, как что было, ничего не утаивая. Когда ставленник придет на исповедь, следует его спросить, имеет ли он духовного отца, и давно ли исповедался в своих грехах, не имеет ли какой епитимий или запрещения от своего духовного отца, давно ли причащался Божественных Тайн.

В обычном исповедании, как уже написано, надлежит со многим разумом о грехах и о тяжестях греховных истязать, и исповедуемое рассуждать и от каждого греха подобающее врачевство прилагать, кроме тех грехов, которые он, ставленник, прежде исповедал своему духовному отцу. И должен известить, что те грехи уже исповедал, и если совестная язва от первого духовного врача хорошо исцелена, то не нужно ее врачевать другому. Тяжкие и трудно разрешимые смертные грехи необходимо доносить архиерею. А особенно доносить то, что является препятствием к принятию хиротонии, а именно: убийство, воровство, волшебство, лжесвидетельство, вражда неразрушенная, насилие, явное грешничество, кровосмешение и противоестественные плотские грехи, и иное злое и лютое. Спросить ставленника и о том, какую взял себе в сожитие супругу – не блудящую ли, девицу ли, не растленную или растленную, и если будет растленной, то нет ли о ней злого слуха в народе, как о блуднице, и если о ней будет злой слух, как о блуднице, то ее мужу нельзя быть священником. Ибо если взявший вдовицу не бывает хиротонисан, то тем более взявший явную блудницу не может быть хиротонисан.

По совершении исповеди и по разрешении следует поучить ставленника, как он должен приготовить свою душу к принятию священного сана равноангельского. Пусть с теплой верой и несомненной надеждой готовится принять благодать священства и непрестанно пусть о том помышляет, отложив всякую житейскую печаль.

Когда ставленник будет произведен к хиротонии и преклонит колена и голову к Божественному престолу, и архиерей, возложив на него десницу, начнет говорить слова освящения, тогда нужно, чтобы ставленник весь свой ум вперил в Бога и несомненно верил, что сойдет на него невидимо Дух Святой, как и на главы апостольские, и изольется на него благодать диаконского или священнического совершения.

По совершившейся же хиротонии от всей души и от всего сердца в помысле своем пусть начнет воздавать благодарение Богу, что сподобил его такового чина, еже с Херувимы и Серафимы невидимо присутствующими быть ему предстателем Божия престола, и служителю Божественных Христовых Тайн, на которые Ангелы со страхом взирают, и которым благоговейно с трепетом поклоняются.

Необходимо много поучения и наставления в том, каковому быть в принятии и причащении Божественных Тайн ставленнику и всякому причащающемуся, но не хватает времени об этом много писать, потому только вкратце предлагается следующее:

По причащении необходимо читать благодарственные молитвы со вниманием, не только устами говоря, но и умом понимая читаемое, и сердцем умиляясь, ибо молитва без внимания и умиления – это кадильница, бряцающая без огня и кадила.

Хиротонисанного, отходящего восвояси, духовник должен поучать, чтобы со страхом, многим благоговением, с верой и любовью совершал свое служение, как Ангел Божий предстоя престолу, будучи чист душой и телом.

Пусть приготовление к служению будет совершенно доброе и достойное святого служения.

Второе приготовление: в гневе и вражде или в каком ином смертном грехе находящийся пусть не дерзает служить, пока не разрушит вражду и не очистит смертный грех покаянием. Для этого пусть чаще приходит к своему духовному отцу и очищает свою совесть.

Прочее же о достодолжной чести и боголепном поклонении подобающем Божественным Христовым Тайнам смотри в великом Киевском Требнике, в части 1-й, лист 266-й и далее, и оттуда, отче духовный, поучи новоставленного иерея.

Наконец, следует помнить следующие слова святого Иоанна Златоустого: «Ничто так не раздражает Бога, как недостойное священнодействие» (Беседы на Евангелие от Матфея).

Требуется программист