Источник

Наказание

«Много наказаний грешному», – грозит псалмопевец (Пс. 31:10). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов – изгнанием, Евин – печалями, грехи исполинов – потопом, содомлян – огнем, египтян – многими смертями, грех израильтян – рабским трудом наказан. Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: «укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень» (Ис. 26:20). Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей» (Пс. 26:5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, пошел на гору Елеонскую (2Цар. 15:30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей. И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: «Я, подобно облаку, покрыла землю» (Сир. 24:3).

Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься? Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего – как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: «Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился» (Пс. 93:1). Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: «Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39:13). Постигает враг невидимый: «Он стал... как медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте» (Плач 3:10).

Постигает нас, и враг видимый. «Сказал враг: погонюсь, настигну... обнажу меч мой, истребит их рука моя» (Исх. 15:9). Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее «и волос с головы нашей не пропадет» (Лк. 21:18) (3).

Истина – то, что часто Бог, временно казня грехи наши, наводит на нас бедствия и печали. Так, например, и три отрока в Вавилоне говорили Господу: «по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши» (Дан. 3:28). Однако нельзя сказать, что благая воля Благого Бога хочет нам зла, когда и за грехи наказывает нас. Посмотри на врача тел: что делает с болящим? Иногда он дает ему горчайшее питие, иногда же режет, и жжет, и большие страдания причиняет своим врачеванием, потому что невозможно без боли уврачевать язву. Но, делая все это, он не болезни, но здоровья, не смерти, но жизни желает тому, кого врачует. Так и Бог, Врач душ наших, видя гниющие наши духовные раны, прилагает подобающее им врачевание. Он жжет напастями, режет неожиданно находящими печалями и поит плачевными горестями. Делает же все это не для того, чтобы погубить нас, но чтобы исцелить, не убить, но оживить, не умертвить, но восстановить нас. Поэтому и Давид говорит так: «Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс. 117:18). Даже в само время наказания Бог более добр, нежели зол, более милосерден, нежели гневен, более сострадателен, нежели мстителен. Если и возливает Он на наши раны вино жестокой скорби, то не без елея; если и бьет, то не без пощады; если и опечаливает, то не без помилования, если и оскорбляет, то не без утешения. Ибо говорит псаломник: «При умножении страданий моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою» (Пс. 93:19). Наказания необходимы, ибо иначе нельзя исцелить наши душевные язвы. Как болящему необходимо врачевание, так и нам, грешным, – наказание. "Примите, сказано, наказание, дабы не прогневался Господь» (Пс. 2:12). Наказание же Господне мы должны принимать с благодарностью, а не со скорбью, с терпением, а не с роптанием, с великодушием, а не малодушием, согласно слову апостольскому: «нас оскорбляют, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6:10) (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle