святитель Димитрий Ростовский (Туптало)

Причащение

У меня есть слово к тем, которые удаляются от Чаши Христовой, то есть от Божественного Причащения Тела и Крови Христовой, и не хотят причащаться их часто. Но что я говорю: не хотят часто; они не хотят причащаться и редко: ни разу в год, в два, в три, как говорят мне об этом многие. Некоторые уже не причащаются десять лет, другие двадцать, а иные и всю жизнь свою не знают, что значит причаститься Божественных Таин, разве только, будучи младенцами, когда их крестили, причащались, но и этого они не помнят. О какое нерадение о душе своей и не боголюбие! О холодные, как лед, сердца, нисколько не имеющие духовной теплоты! (1)

Посмотрим, как велико приобретение и польза от Причащения Чаши Господней и, наоборот, как велика потеря от непричащения? Сам Господь Своими пречистыми устами так говорит во святом Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54), – вот в чем приобретение. Наоборот: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), – вот в чем лишение. Теперь всякий пусть смотрит и рассудит, что лучше: приобрести ли Причащением Чаши Господней жизнь вечную или же непричащением Чаши Господней потерять жизнь вечную? Чаша Господня – это жизнь, и жизнь вечная, ибо вкушающий ее, по слову Господню, «будет жить вовек» (Ин. 6:51). Без Чаши же Господней последует вечная смерть, ибо уста Господни говорят: «не будете иметь в себе жизни». Чаша Господня – это Царство Небесное, согласно слову Господа: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею» (Лк. 22:29–30), – а того, кто не имеет Чаши Господней, постигнет геенна, поглощающая изгнанных из Царства. Чаша Господня – это сообщество с Ангелами. Ведь если древняя манна была названа ангельским хлебом42 не потому, конечно, что она была вкушаема Ангелами, ибо они, как бесплотные, не нуждаются в пище, но потому, что была приготовлена и свыше ниспослана по повелению Божию служением Ангелов, то тем более Тот, Который говорит о Себе: «Я есмь Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41). И эту манну, растворенную в Чаше Господней, подобает назвать ангельской пищей не потому, что Ангелы ее вкушают и пьют, но потому, что они ее всегда благоговейно окружают, честно почитают и поклоняются ей. Поэтому и причащающийся ее общается со святыми Ангелами и делается для них милым и любезным. Итак, Чаша Господня – сообщество с Ангелами, а без Чаши Господней с кем будет сообщество, кроме бесов? Кого чуждаются Ангелы, того похищают бесы. Что, если бы спросить кого-либо так: чего ты больше хочешь – иметь ли жизнь вечную или смерть вечную? Получить ли Царство Небесное или геенну? Быть ли в обществе Ангелов или же бесов? Не знаю, найдется ли такой, который сказал бы: мне лучше смерть, нежели жизнь, лучше геенна, чем Царство, лучше бесы, чем Ангелы. Не всякий ли скажет так: лучше мне жизнь, чем смерть, лучше Царство, чем геенна, лучше Ангелы, чем бесы, ибо всякий человек естественно и разумно больше желает лучшего, чем худшего. Если же, о человек, ты желаешь лучшего, то почему пренебрегаешь Чашей Господней? Если ты боишься вечной смерти, то почему отвращаешься от вечной жизни, находящейся в Чаше Господней? Если геенны трепещешь, то почему не ухватишься за Царство, находящееся в Чаше Господней? Если избегаешь бесов, почему не приближаешься к Ангелам, благоговейно окружающим Чашу Господню? В Чаше Господней и жизнь, и Царство, и дружба с Ангелами. О как велико приобретение Причащения от нее! Там же, где не вкушается Чаша Господня, там нет жизни, но смерть, нет Царства, но геенна, и там далеко отстоят Ангелы, а бесы близко. О, как велико лишение оттого, что не причащаются Чаши Господней! Спрошу я еще. Кто хочет получить оставление своих грехов? Кто хочет, чтобы все злое, соделанное от юности, все его дела, слова и помышления были прощены, оставлены и преданы вечному забвению? Я думаю, что всякий желает такого блага. Поэтому я и говорю: если ты, человек, хочешь оставления грехов, то почему убегаешь от Причащения Чаши Господней. Разве не слышишь, как Сам Господь говорит: «Приимите, ядите... во оставление грехов», и: «пейте... во оставление грехов» (Мф. 26:26–28)? Знаю, кто-либо так скажет: «Я недостоин, я грешен, поэтому и не дерзаю приступить ко Причащению Божественных Таин». Ты хорошо говоришь, называя себя грешником, недостойным и не имеющим дерзновения, ибо кто может быть в совершенстве достоин? Никто из связавших себя плотскими похотями и сластями не достоин приходить и приближаться к Тебе, Царь славы, как говорит об этом святая молитва на Литургии. Но ты скверно делаешь, удаляясь и избегая Причащения, ибо во псалмах пишется так: «удаляющие себя от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). Это наше недостоинство бывает двоякого рода: недостоинство истинно кающихся и недостоинство тех, которые или неискренно каются, или вовсе не каются, или даже и совсем не хотят каяться.

Недостоинство истинно кающихся удостаивается Божественного Причащения во оставление грехов, ибо они просят, как недужные, врачевства согласно слову Христову: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Недостоинство кающихся ложно или же вовсе не кающихся не удостаивается Божественного Причащения, ибо написано: «Не давайте святыни псам» (Мф. 7:6) (1).

Если ты мне не веришь, что истинно кающемуся Святое Причащение служит ко оставлению грехов, то поверь неложным устам Самого Христа, Спасителя нашего, говорящего: «Приимите, ядите... во оставление грехов, пейте... во оставление грехов». Если ты веруешь в Бога, то должен поверить и словам Божиим, а если ты не веришь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь. Бог говорит: «Причастись Моей Чаши», – а ты сомневаешься. Бог говорит: «Ты получишь оставление грехов», – а ты не веришь и говоришь: «Боюсь». – Не бойся! Приступи без сомнений, с верой! Хорошо ты делаешь, что боишься, но плохо поступаешь, убегая. Бог не враг для тебя, но Врач: Он исцелить хочет, а не погубить.

Бог не супостат для тебя, но Отец: Он хочет не умертвить тебя, но оживить. Бог не зверь для тебя и губитель, но Благодетель милосердный, желающий спасения твоего, а не погибели. Почему же ты убегаешь от Его Божественной Чаши? Лучше тебе принять духовное врачевство и исцелиться, нежели, убежав от врачевства, впасть в большие греховные болезни и погибнуть. Лучше тебе, отбросив страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной Пищи, нежели из страха уйти на чужую сторону и там питаться свинской пищей отчуждения, то есть греховными страстями. Лучше тебе притечь к своему милосердному Благодетелю, нежели держаться врага и служить губителю своему, ибо пока ты пребываешь в грехах без покаяния, до тех пор ты служишь дьяволу и являешься его рабом и пленником (1).

Причащающийся часто Чаши Господней изменяется во Христа, – вот поистине пребогатое приобретение и польза. Тот же, кто не причащается Чаши Господней, но имеет общение с Чашей бесовской, тот превращается в беса, – вот в чем лишение и погибель вечная.

Как же соединяется со Христом причащающийся Чаши Господней? Это видно из слов Самого Христа, Господа нашего, говорящего так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Кто причащается Чаши Господней, причащается Тела и Крови Христовой, тот преображается во Христа (1).

У людей, испытывающих Божественное Писание, есть такой вопрос: почему Иуда, предавая иудеям Господа нашего, дал им знак, говоря: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф. 26:48)? Разве те не знали Христа, Которого так часто слышали учащим и так часто видели чудодействующим? Был ли в Иерусалиме такой, кто не знал Его хорошо? Ведь даже малые дети знали Его, ибо когда Он входил в Иерусалим, они вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна!" Какая же нужда была в этом Иудином знаке? Дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф. 26:48). Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании выводит объяснение этой тайны: когда на последней вечере святые апостолы причастились из рук Спасителя Тела и Крови Христовой, то все просветились своими лицами, у всех лицо стало подобно лицу Христа, и на какого бы апостола ни посмотрел Иуда, он видел, что лицо его по красоте и благодати подобно лицу Христову. Вот как говорит о них святой Златоуст: «Ученики имели по Причащении христоносные лица». Иуда тогда и подумал, какой знак нужно будет дать Каиафовым слугам, по которому бы они узнали Христа. Ибо если бы они не узнали Его, то была бы опасность, что вместо Него они возьмут другого. Поэтому-то, когда архиерей послал отряд воинов, Иуда им дал знак: «Кого я поцелую, Тот и есть» (1).

О как велико приобретение от Причащения Чаши Господней, как велико богатство и польза в том, чтобы иметь Христа в себе, быть одно со Христом и соединиться с Ним! Что может быть больше этого? Что дороже и что достойнее? Наоборот, кто не причащается Чаши Господней, но пьет чашу бесовскую, тот не только лишается Христа, но и превращается в беса. Знаете ли вы, что такое бесовская чаша? Посмотрим в Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Он видел некую жену, ездящую на красном звере, облаченную в порфиру и украшенную драгоценными приборами, имеющую в руке своей золотую чашу, полную мерзостей и скверн своего любодеяния. Вот чаша бесовская, вот питье дьявольское: это есть мерзость скверны и любодеяния, кто живет скверно, кто любодействует и прелюбодействует, кто валяется в нечистотах плотских мерзостей, кто в настоящей окаянной жизни наслаждается страстями и сластями греховными, тот пьет чашу бесовскую, противную Чаше Господней, о которой вспоминает и святой апостол Павел, говоря: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор. 10:21). То, как превращается в беса пьющий бесовскую чашу, видно из жития святого Нифонта, память которого празднуется 23-го дня декабря. Он, в свои юные годы до покаяния живя скверно и в грехах, пил бесовскую чашу мерзких скверн любодеяния. И вот однажды пришел он к известному ему некоему богоугодному мужу, по имени Никодим. Никодим, посмотрев на лицо Нифонта, удивился и ужаснулся, однако же молчал. Тогда Нифонт сказал ему: «Почему ты смотришь на меня как на незнакомого?» Никодим же ответил: «Поверь мне, брат мой, что никогда я не видел тебя таким, как ныне, ибо лицо твое страшно, как у эфиопа». Мы же внемлем: святые апостолы, достойно причастившиеся Чаши Господней, казались имеющими свои лица подобными лицу Христову, юноша же тот, приобщавшийся чаше бесовской, казался бесом, имел лицо страшное, как у эфиопа, подобное виду дьявола. Истинно говорит Писание: «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). О как велико лишение от того, что избегают Чаши Господней! О как страшна погибель тех, которые пьют чашу бесовскую, то есть скверно и без покаяния живут в грехах своих! Духовное богатство и приобретение душевной пользы от приобщения Чаше Господней неисчислимы, лишения же, происходящие от бесовской чаши, невозможно передать словами. Обо всем этом говорить подробно нам и времени не хватит, поэтому я скажу кратко: Чаша Господня – это Чаша спасения, ибо достойно причащающийся ее, то есть с истинным покаянием… получает спасение. Чаша же мерзости и скверн любодеяния, чаша бесовская – это чаша вечной погибели, ибо пьющий из нее осуждается на вечное мучение. Зная все это, возлюбленные, будем всячески отвращаться от чаши бесовской; постараемся же достойно и часто приступать к Чаше Господней. Хотя мы и недостойны, однако удостоимся милосердия Божия, если по силе нашей «очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7:1) и положим в сердцах наших твердое намерение и обещание не возвращаться более к нашим прежним злым делам (1).

Кто хочет быть близ Христа, кто желает стоять по правую руку Его во славе Его, когда Он придет со святыми Ангелами, тот пусть не отказывается пить Его Чашу и не избегает Божественного Причащения Его Плоти и Крови. Вкушай Плоть Его и пей Кровь Его, и будут они тебе и для оставления грехов и близости ко Христу, и для союза любезного с Ним. Только прежде всего положи в сердце своем истинное покаяние и положи не откладывая, положив в сей час, в сию минуту, говоря вместе с Давидом: «Сказал я: ныне я начал» (Пс. 76:11), – не обождав начну, не утром, не завтра, но ныне, ныне сказал и ныне же начну с надеждой на помощь Божию. А Бог, уже давно ожидая твоего покаяния, будет рад тебе. Он тотчас откроет тебе двери Своего милосердия, удостоит Чаши Своей, сделает тебя близким к Себе в Царстве Своем и сподобит тебя Своей славы, которую да получим и мы все (1).

Доброе есть семя слова Божия, которое учит исповедоваться и причащаться Божественных Таин часто или хотя бы однажды в год. Птицы же бесовские, раскольники, вылетев из проклятого своего гнезда, из Брыни, поклевали это семя, научив многих чуждаться Святого Причащения как какой-то мерзости, и много есть таких, которые от самого рождения не помнят, причащались ли они когда-либо. Но удивительнее всего то, что даже многие жены и дети иереев никогда не причащаются. Это мы узнали так: приходят иерейские сыны, чтобы их поставили на места их отцов, и когда мы их спрашиваем, давно ли они причащались, то многие искренно говорят, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радеющие о своем спасении! Как они могут радеть о Святой Церкви, если домашних своих не приводят к святому причащению (ср. 1Тим. 5:8)? Как они могут приводить прихожан, если не заботятся о спасении душ тех, что дома, говорю об их женах и детях? Как такие могут заботиться о душах всех православных христиан? Разве не слышали и не читали вы, иереи, слова Господа, Который говорит: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:53–54)? Знаю, что многие отговариваются своим недостоинством, говоря, что они недостойны. На это всякому я отвечу так: пока ты пребываешь в каких-либо смертных грехах, ты поистине недостоин и будешь есть и пить в осуждение себе; если же ты истинно каешься в своих грехах, сожалеешь, плачешь и больше не хочешь совершать злое, то приступай не сомневаясь, и послужит тебе Причащение во спасение. Господь ведь пришел не ради праведных, но ради грешных, чтобы спасти их. Пришел Владыка наш не для того, чтобы здоровых исцелить, но для того, чтобы уврачевать больных. Он и дал нам Плоть и Кровь Свою во оставление наших грехов. Он так и призывает нас: «приимите, ядите... во оставление грехов. Пейте... во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Если ты недостоин из-за грехов, то сделайся достойным через покаяние. И святая Мария43, если помните ее житие, пока пребывала в грехах, до тех пор была недостойна не только причаститься Божественных Таин, но даже и войти в церковь, и когда она хотела войти в церковь, то сила Божия отбрасывала ее прочь. Когда же она покаялась истинным покаянием, тотчас в тот же день к вечеру сподобилась причащения Тела и Крови Христовой в церкви Предтечи, что при Иордане, как пишется в ее житии (1).

* * *

42

Хлеб Ангелов ел человек (Пс. 77, 25).

43

Мария Египетская.


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. – 601. ISBN 978-5-485-00216-9

Комментарии для сайта Cackle