Источник

Искушение

Как из былия18, называемого лен или конопля, если оно не будет стерто и сломлено в учиненных для того деревянных орудиях, никто ничего сделать не может: ни веревки, ни нити, ни полотна, ни иной какой-либо полезной вещи, – так и душа, не стертая и не умягченная различными искушениями, не сможет прийти в совершенное познание своей немощи и смирение. Все это требует многого труда, подвига и всегдашнего умного делания, пока кто-либо не познает свою немощь и не пребудет навсегда в смирении (3).

Кто, желая чему-нибудь научиться и не имея терпения в учении, научится чему-нибудь? Кто, не претерпевая лечения, исцелил язву? Кто, не нося терпеливо на своих плечах креста терпения, шествует вслед за Христом? Никто. Все те, которые хотели шествовать вслед за Ним, готовы были ко всякому искушению и терпению, сообразно сказанному: «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд», – говорит Иисус, сын Сирахов (Сир. 2:1–2). Скорбит и смущается отрок во время своего учения, когда же научится, весьма потом радуется. Скорбит и вопит больной, не желая претерпеть боли при лечении своих язв, но когда выздоровеет, то бывает весьма благодарен врачующему. Также обстоит дело и в нравственном усовершенствовании (3).

Не смущайся в скорбях, но особенно радуйся, следуя наставлению святого Иакова, увещевающего так: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Под искушениями апостол понимает здесь вообще всякие скорби, печали, бедствия, гонения, мучения, болезни, злоключения, обнищания, страдания, которые бывают или по попущению Божию, или происходят от злобы человеческой, от естества, от случая, или от навета вражеского. Не говорит он об одном каком-либо искушении, но говорит о различных, и в них повелевает иметь радость, ибо вся жизнь человеческая полна искушений, то есть разных бедствий и скорбей, согласно написанному: «опасности на реках, опасности от разбойников, опасности от единоплеменников, опасности от язычников, опасности в городах, опасности в пустыни, опасности на море, опасности между лжебратиями» (2Кор. 11:26). Бедствия и вне, и внутри: вне – брани, внутри – боязни; и как за волной следует волна, буря за бурей, ветер за ветром, так и в жизни человеческой беда идет за бедой, скорбь за скорбью, искушение за искушением. Поэтому Иов и говорит: «Не искушение ли есть житие человека на земле?» (Иов 7:1)19. Этим он говорит как бы то, что жизнь населяющих землю в том и состоит, чтобы пребывать в различных бедах и напастях, и что нет на земле человека без скорби, без печали, без искушения и болезни. Однако при всем этом апостол повелевает не унывать, но радоваться (3).

Различные искушения бывают причиной многообразного добра. Ведь что может быть лучше благ Небесного Царствия, которых «не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку» (1Кор. 2:9)? И каким образом человеку можно их получить? Не чем иным, как только искушениями и терпеливым перенесением скорбей. "Многими, – сказано, – скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Кому даруются небесные венцы, как не терпящему зло в искушениях? «Блажен человек, который переносит искушение, – говорит святой Иаков, – потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Кто сподобляется вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). Это значит, что какая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с благодарностью, ходатайствует нам великую вечную славу, и даже больше того: когда мы принимаем печаль с благодарностью, это соделывает нас сынами Божиими, как об этом говорит и Писание: «Если вы терпите наказание (под наказанием апостол разумеет здесь всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божьему попущению), то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:7–8) (3).

* * *

18

Былие – сено, трава.

19

В славянском переводе. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle