Азбука веры Православная библиотека Дмитрий Иванович Скворцов Историко-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в черниговской епархии
Распечатать

Дмитрий Иванович Скворцов

Историко-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в черниговской епархии

(Составлено на основании сведений, собранных в 1900 году)

Предуведомление

Обстоятельства, вызвавшие составление этого обзора современного Черниговского раскола, были следующие. В бытность мою делопроизводителем совета Братства св. Михаила Черниговского, я при многих случаях встречал затруднения в определении хотя бы приблизительной цифры раскольников как в отдельных местностях, так и во всей Черниговской епархии, потому что в делах братства сведений об этом не имелось; а между тем иногда в Совет Братства поступали официальные запросы от некоторых учреждений о числе раскольников и даже о состоянии раскола в епархии. Чтобы на будущее время не встречать подобных затруднений, я чрез бывшего председателя Совета Братства, Преосвященного Михаила (ныне Епископа Ковенского) возбудил в Совете вопрос о необходимости собрания более или менее точных сведений о числе раскольников и состоянии раскола и сектантства в епархии, при чем представил и программу собирания этих сведений через о. о. благочинных епархии. Совет братства в одном из моих октябрьских заседаний 1899 года постановил просить Черниговскую дух. Консисторию, чтобы она предписала о. о. благочинным епархии доставить сведения о расколе и сектантстве в их округах, а потом поручить преподавателю истории и обличения рус. раскола в Семинарии, на основании имеющих быть доставленными сведений составить обозрение современного Черниговского раскола. – Но помимо этого побуждения характера официального и имеющего в своем корне практически-деловые соображения, я, предпринимаю означенную работу, руководился и чисто научными мотивами. Статистика раскола и сектантства является в науке о расколе одним из самых важных вопросов, более или менее верное решение которого занимало всех известных расколоведов. Но, к сожалению, существовало, да и теперь существует, множество причин, по которым эта статистика, более чем какая-либо другая, страдала и страдает неточностью. О причинах этого явления было бы очень долго говорить; что же касается неточности, то достаточно сказать, что было время, когда одни насчитывали всех раскольников только 200 тыс., а другие – до 13 млн., промежуточных стадий между этими цифрами было указываемо еще очень много. Никто, кажется, не должен отрицать того, что более или менее верная статистика раскола в России может быть достигнута только путем разработки местной статистики, преимущественно по отдельным епархиям, что, при содействии местной епархиальной власти, в известной мере достижимо. Эту задачу мы взяли на себя по отношению к Черниговской епархии, которая, как известно, обильно населена раскольниками. Но задача наша далеко не ограничивается собранием только статистических данных раскола; напротив, мы стремились в своей статье дать по возможности полное обозрение современного Черниговского раскола и осветить его с разных сторон, стараясь при этом оттенить особенности раскола одной местности сравнительно с другой.

При выполнении нашей задачи возможны были два пути или плана: а) обозрение раскола в епархии по уездам, зараженным расколом, и б) обозрение его по тем раскольническим толкам, которые имеют место в епархии. Более правильным и научным мы принимаем второй путь, а потому и обозреваем Черниговский раскол по толкам в последовательном порядке их численности и значимости в епархии. Обозрение Черниговского раскола по уездам было бы весьма, так сказать, дробным, потому что в одном и том же уезде большею частью имеют место последователи самых разных толков, и потому читатель не вынес бы ясного преставления о том, какой же раскол в епархии более силен, влиятелен и опасен и, след., в какую сторону должны быть преимущественно направлены меры борьбы с ним. С другой стороны, несомненно, научное обозрение раскола есть то, которое имеет в основании существенные, внутренние черты его, а не руководится случайным распределением раскольников по теме или другим местностям. Раскольник одного и того же толка, хотя бы и проживали в самых разных местностях, составляют всегда единое целое, объединенное одними интересами и одним духом и т.п. Обозрение же раскола по уездам может иметь преимущественно только тот интерес, что оно показывает. – сколько и каких раскольников в каждом из уездов. Но этому интересу вполне удовлетворяет статистическая таблица о старообрядческом расколе в Черниговской епархии, помещаемая в качестве приложения к нашей статье.

Выше сказано, что главным материалом для составления нашего обзора являются сведения, доставленные о. о. благочинными епархии, которые в свою очередь собирали эти сведения от священников местностей, зараженных расколом. Поэтому, материал этот должен бы отличаться вполне достаточной степенью достоверности. И действительно, в достоверности большей части доставленных сведений мы не имеем основания сомневаться. Но в то же время нельзя не отметить, что сведения эти в некоторых отношениях отличаются неточностью, а в иных отношениях даже некоторою несообразностью. Неточность сведений касается и цифровых данных, и указания или определения раскольнических толков в той или другой местности. Напр., в слоб. Радуль указано общее число всех раскольников, без всякого подразделения их на толки, и уже только приблизительно пришлось разверстывать их по толкам (как это видно из приложенной к нашей статье таблицы). Относительно местностей, в которых раскольники проживают единицами и много десятками, мы не имеем определенных сведений о числе проживающих там окружников и противоокружников, а находим только указание на общее число австрийских раскольников, – и опять приходилось по своим соображениям распределять их по означенным толкам. Не говорим уже о том, что в рапортах о.о. благочинных мы почти совсем не встречаем разделения по частным их толкам(поморцы, федосевцы и т.п.), а во всех их имеет дело только вообще с беспоповцами.1 С несообразностями в доставленных сведениях мы встречаемся особенно в пункте по вопросу об отношениях раскольников к православной церкви, православному духовенству, и вообще православным. По некоторым сведениям, выходит, что раскольники – очень и очень «милые» люди. Так, напр., в одном рапорте читаем: раскольники «к причтам вежливы, ласковы и благоговейно почтительны»; в другом: «в отношении к православной церкви являют благосклонное (?) расположение» (якобы православная церковь нуждается в такой благосклонности); еще: «к православию и православным относятся весьма дружелюбно», – или: «к православной церкви относятся с должным благоговением». Всем подобным заявлениям может поверить разве только тот, кто совсем не знает, что такое раскол и раскольники. А потому мы склонны смотреть на подобные фразы или как на неумелые выражения мысли о сравнительной терпимости раскольников известной местности в отношениях к православной церкви и православным, или же признать относительную правдивость этих сведений в применении только к отдельным исключительным личностям из раскола, а потому не могущими характеризовать раскольников вообще.

Но в этих некоторых недочетах и несовершенствах, доставленные о.о. благочинными сведения о расколе в общем во всяком случае являются материалом в достаточной степени достоверным, и потому составленный нами, на основании его (и некоторых др. источников), обзор Черниговского раскола представляет собой изображение действительного состояния современного раскола в Черниговской епархии, и он может быть пригоден не только в качестве справочной книжки для лиц, заинтересованных расколом означенной епархии, но и вообще как небезынтересная страничка из истории современного старообрядческого раскола в России.

От автора

Раскольническое население Черниговской епархии, на сколько сделалось известным из собранных в 1900 году сведений, исчисляется в 62385 человек, из которых мужского пола 30123 и жен. п. 32262. Главнейшим образом поселения раскольников сосредотачиваются в уездах – Новозыбковском (м. п. 1476 и ж. п. 15942, всего 30708 чел.), Стародубском (м. п. 5599 и ж. п. 6111, всего 11710), Суражском (м. п. 4976 и ж. п. 5202, всего 10178) и Городнянском (м. п. 4260 и ж. п. 4489, всего 8749); в прочих же уездах епархии раскольническое население очень незначительно и исчисляется десятками и редко сотнями (во всех уездах м. п. 522, ж. п. 518, обоего 1040). Издавна посады и слободы Черниговской епархии с раскольническим населением известны под общим именем «Стародубья» или «Стародубского края» не потому только, что Стародубский уезд занимает видное место (втрое, – после Новозыбковского) по количеству населяющих его раскольников, но и потому, главным образом, что первому насадителю и организатору раскола в этом крае, известному беглому попу Кузьме, довелось поселиться в Стародубском уезде в п. Понуровке, под покровительством одного стрелецкого сотника Гавриила Иванова, так что первоначальная история раскола в этом крае, дов. обильная событиями, приурочивается именно к Стародубскому уезду. Так как раскол в Стародубский край был занесен беглым попом, то понятно, что первоначальной формой Стародубского раскола была беглопоповщина, – и действительно, Стародубье в свое время в истории беглопоповщины сыграло весьма важную роль. Но в настоящее время первое место как по важности значения, так и по количественному положению принадлежит в Черниговском расколе не беглопоповщине, а новоизобретенной поповщине по австрийскому священству.

Приблизительно, современный раскол Черниговской области разделяется по толкам следующим образом. Первое место занимают поповцы по австрийскому или белокриницкому священству, с подразделением их на окружников и противоокружников (всех их насчитывается 29593, из коих окружников 23176, а противоокружников 6417), за ними следуют беглопоповцы (10942 чел.). Из этих исчислений видно, что почти целую половину раскольников Черниговской епархии составляют так называемые австрийцы, а из них громадное большинство падает на долю окружников. Но окружники занимают первое место в мире Черниговского раскола не только по своей численности, но и по тем интеллектуальным и материальным силам и средствам, какими они располагают: почти все более выдающиеся по богатству и в отношении умственном в раскольническом Стародубье тяготеет к окружничеству. Поэтому обозрение раскола в Черниговской епархии и нужно начать с окружников.

Окружники. У окружников Черниговской епархии существует два главных центра, около которых сосредотачивается почти вся жизнедеятельность местного окружничества, и которые имеют большое влияние и вообще на ход событий и дел этого толка: один из этих центров можно назвать по преимуществу духовно-церковным, а другой – умственно-руководительным, ающим, так сказать, тон и направление тем или иным событиям и веяниям в мире окружничества. Первым центром является посад Клинцы (Суражского уезда), а вторым г. Новозыбков. В пос. Клинцах раскольническое население составляют почти исключительно одни окружники, коих насчитывается здесь 5647 (муж. п. 2782 и жен. 2865), и очень незначительную часть его составляют беспоповцы (по местному названию «колики») и беглопоповцы – лужковцы, по своему духу и направлению весьма близкие к беспоповщине; а противоокружники (партия враждебная окружникам) совсем не имеют в Клинцах своих представителей. Окружники пос. Клинцов принадлежат преимущественно к мещанскому сословию и занимаются фабричною и заводскою промышленностью, частью кустарным промыслом, торговлею и наемом на стороне фруктовых садов и огородов (баштанов). Но главными заправилами раскольнических дел в Клинцах являются, конечно, не мещане, а купцы, как и в больших других раскольнических центрах: к купеческому сословию из раскольников – окружников здесь принадлежат 142 человека. Из купцов наибольшим влиянием на дела раскола в Клинцах пользуются богачи – Степунины, Сапожковы, Гусевы, Машковские и др., которых по справедливости можно назвать столпами местного раскола. Значение духовно церковного центра пос. Клинцам придает то обстоятельство, что вблизи его именно в раскольническом ските «Полосе», составляющем как бы одно целое с Клинцами, проживает окружнеческий епископ Сильвестр с своими попами и с приличным архиерейскому положению штатом церковным. Хотя сам Сильвестр (в действительности мещанин пос. Митьковки Савва Малыгин) не пользуется у передовых окружников пос. Клинцов особым уважением и даже в 1898 году подвергался опасности быть удаленным от епископского управления, однако он доселе остается на своем месте.2 В самом же посаде Клинцах проживают три окружнические попа из постоянных жителей Клинцов – Иван Юров, Федор Разунаев и Стахий Смирнов и диакон Гавриил Краснобаев, а также уставщики – Ефим Борисов, Олимпий Исаев, Михаил Деревяшка и др. В Клинцах у окружников имеются моленных, – по своему внутреннему устройству ничем не отличающиеся от православного храма, – одна в Новой Слободе, в общественном доме, а другая на Нижней улице в д. Сапожкова, из которых к первой принадлежат до 4000 прихожан, а ко второй до 1700. В этих моленных по временам совершает служения лжеепископ Сильвестр, но постоянными совершителями служб (и даже литургий) в них являются вышепоименованные попы. Около самого посада существует еще скит Никольский, в котором проживает немало братии. Кроме попов, в Клинцах проживают более или менее известные известные начетчики, как необходимая принадлежность всех более заметных центров раскола, существующее конечно для защиты, оправдания и пропаганды его; таковы мещанин Софрон Суяркин с сыном и Федор Вишняков.

Все вышеизложенные обстоятельства, именно – многочисленность окружнического общества в Клинцах, руководимого главарями – купцами, два окружнических монастыря, в которых проживает довольно многочисленная братия, и, что особенно важно, постоянное пребывание в одном из них окружнического архиерея, две богатые меленные, в которых совершается торжественно служба тремя попами, иногда во главе с своим архиереем, – все это и придает посаду значение духовно-церковного центра окружничества, тем более, что Клинцовские окружники не встречают себе какого-либо ослабляющего действия со стороны других раскольнических толков, и потому живут сплоченно правильно организованною жизнью. В виду сказанного, раскольники пос. Клинцов почти совсем не поддаются миссионерскому на них воздействию, как и отмечено в рапорте благочинного І округа Суражского уезда, в котором, между прочим говорится, что «хотя из раскольников и присоединяются ежегодно от 5 до 1 человек к православной церкви, но все это случаи единичные, не имеющие значения к ослаблению раскола». Впрочем, в том е рапорте отмечено и отрадное явление в мире Клинцовского раскола. В рапорте сообщается, что с открытием в посаде Отделения ведутся частные беседы с раскольниками, и с распространением из него полемических против раскола книг, побуждается среди раскольников некоторое оживление, а в некоторых из них более критическое отношение к своему религиозному положению, так что благодаря влиянию частных бесед в книжном складе и чтению из него книг было даже два случая присоединения из раскола к православию.

Не менее, если не более, важным по значению среди окружичества (только с другой стороны) является и другой центр его – город Новозыбков. По численности принадлежащих к окружничеству раскольников, Новозыбков немного уступает Клинцам, именно – в нем насчитывается окружников 5273 чел. (м.п. 2311 и ж.п. 2962), но на ряду с окружниками в Новозыбкове имеется порядочное количество противоокружников и очень значительное число беглопоповцев. Подобно тому, как и в Клинцах, окружники г. Новозыбкова принадлежат в громадном большинстве к мещанскому сословию, и только незначительная часть их – купцы. По роду занятий Новозыбковские раскольники – ремесленники – кузнецы, столяры, прядильщики и сапожники и, частью, огородники и садоводы. Что касается купцов, то более крупные из них в последнее время стали заниматься покупкой имений в черноземной полосе, куда и выезжают иногда на жительство. Окружническому толку в г. Новозыбкове принадлежат самая богатая и многочисленная по количеству прихожан моленная, под названием Шведовская, находящаяся на Тростанской улице, в доме Шведова. Попом в этой моленной давно состоит Городнянский мещанин, известный Ефим Павлов Мельников, отец еще более известных братьев Василия, Федера и Ивана Мельниковых. Попечителями означенной моленной состоят Новозыбковские купцы – миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов.

Конечно, традиционное богатство раскольников, как везде, так и в Новозыбкове, и богатые моленные придают большое значение тому или другому раскольническому центру, но далеко не это одно сделало г. Новозыбков важным центром в мире окружничества: он является, как мы выше выразились, «умственно-руководительным центром окружнического раскола, дающим ему тень и направление». Говоря так, мы разумеем преимущественно деятельность Новозыбковских расколоучителей – братьев Мельниковых – Василия, Федора и Ивана. В сведениях, доставленных о. благочинным единоверческих церквей о. Фомичевым, братья Мельниковы упоминаются, как только «начетчики из раскола» и поставлены на ряду с другими подобными начетчиками г. Новозыбкова, каковы, например мещане Василий Мартиненков, Иван Фиников, Даниил Донцов и Алексей Безстужев. Но назвать Мельниковых только начетчиками из раскола слишком мало и, вероятно, сами же они самолюбиво оскорбились бы таким заурядным трактованием (или, пожалуй, титулованием) их. Нет, это – не просто начетчики в раскольническом смысле, а литературные и в известном смысле «ученые» пропагандисты и защитники современного раскола в форме окружничества, полагающие для защиты его новые пути и ставящие это дело на новую возможно-научную почву. В лице известного Онисима Швецова (лжеепископа Арсения) и братьев Мельнковых это новое направление в расколе (его пропаганды и защиты) и находят свое боле полное выражение и осуществление. Хотя об этих Новозыбковских особого рода ратоборах раскола уже довольно много известно в печати, однако любопытно бы было знать об этих их деяниях за последнее время, и именно за прошлый год. К сожалению, в доставленных о.о. благочинными рапортах мы не находим никаких сведений об этом, но этот пробел отчасти восполняется любопытными известиями о Мельниковых, помещенными в «Миссионер. Обозр.» за 1900 год, куда и отсылаем интересующихся (см. особенно Мисс. Обозр. 1900 г., июль-август, стр. 152–160).

За главнейшими центрами окружничества – Клинцами и Новозыбковом – идут, по численности проживающих в них окружников, посады в следующем порядке: Добрянка, Городн. у. (м.п. 1280, ж.п. 1400), Святск, Сураж. у. (м.п. 1000 и ж.п. 1000), Митьковка, Новоз. у. (м.п. 760, ж.п. 800), Климов, Новоз. у. (м.п. 708, ж.п. 800), Чурович, Новоз. у. (приблизительно м.п. 600, ж.п. 655), Елионка (м.п. 500, ж.п. 650), Лужки (м.п. 434, ж.п. 375), Воронок (м.п. 300, ж.п. 500), Старод. у. и г. Стародуб (м.п. 44, ж.п. 48) и некоторые другие поселения, в которых последователи окружничества исчисляются только единицами и редко десятками. – В Добрянке раскольники – окружники почти все (за самым незначительным исключением) принадлежат к мещанскому сословию и по роду занятий преимущественно каменщики, берущие большие подряды по каменным работам на сторонах. Они имеют свою моленную, помещающуюся в общественном доме, лжепопом при которой стоит Василий Мясников (почему и сама моленная названа мясниковскою), а попечителем мещ. Иван Синицын. Кстати сказать, Василий Мясников только второй год, как перешел из провоокружничества в окружничество. Более или менее видным начетчиком среди Добрянских окружников является мещ. Евсевий Асачьев. Окружники пос. Святского, как и Добрянки, также принадлежат к мещанскому сословию, с присоединением к ним малой части государственных крестьян, и занимаются хлебопашеством и отхожими промыслами (ободники-паренщики). Они также имеют свою моленную, помещающуюся в общественном доме, при которой служит лжепоп Максим Илларионов Волков, а попечителем ее состоит мещ. Иван Шведов. В Святске, кроме того, проживают довольно известные в окружническом мире начетчики, братья – Василий, Иван и Кузьма Григорьевы Усовы, из которых Иван Усов известен и в раскольнической литературе, как составитель «разбора ответов на 105 вопросов», и сын попа Максима – Василий Волков, известный своим фанатизмом и выходками на публичных беседах.3) Окружники поселка Митьковки, Новоз. у., по сословиям разделяются почти на две равные части, из коих одна часть принадлежит к мещанскому, и другая – к крестьянскому сословию, а по занятиям и промыслам они – каменщики (по постройке каменных зданий на сторонах) и затем пасечники и огородники. Они имеют свою моленную в общественном доме, близ базарной площади. Лжепопом состоит у них мещанин поселка Климова Мирон Попов Моргунов, попечителем моленной мещанин поселка Митьковки Афанасий Прищепов, – он же и начетчик. В поселке Климове, в котором раскольников – окружников почти такое же количество, как и в Митьковке, и по сословиям они, как и другие раскольники посада, также мещане (с небольшою частью купцов и крестьян), имеется окружническая моленная, находящаяся на Новой улице, в общественном доме. Лепопом в поселке Климове у окружников состоит крест. дер. Таракановки, Медынского у., Калуж. губ., Николай Смирнов; а попечителями и заведующими хозяйственной частью несколько мещан, – именно: Стефан Тимофеев Ершов, Иван Сем. Аксенов, Василий Иванов, Терентий Аврамов и Никита Акимов. Начетчик пос. Климова мещанин Семен Федюшин известен и как раскольнический писатель (напр., известны его письма к беглопоповцам). В пос. Чуровичах проживают раскольники разных толков (беспоповцы, беглопоповцы и окружники), но в последнее время здесь началось довольно сильное движение среди беглопоповцев в пользу окружничества. Руководителями этого движения являются Климовский купец – лесопромышленник, живущий в 4 верстах от Чурович, Александр Терентьев Аврамов, который года три тому назад посадил в Чуров лжепопа Анатолия Софрониева Суяркина и содержал его на своем иждевении, а также украсил Чуровичскую моленную. В аспространении в Чуровичах окружничества на счет беглопоповства принимают также деятельное участие братья Мельниковы и некто Донцов. Они нарочно приезжают в Чуровичи для пропаганды окружничества и с этой целью собирают беглопоповцев по домам для бесед и снабжают их подпольными книгами, составленными в пользу окружничества. Поселок Елионки, хотя по количеству проживающих в нем окружников занимает сравнительно не видное место, но благодаря тому обстоятельству, что главарями раскола являются здесь миллионеры Гусевы (братья Исидор и Николай Гусев и Григорий Гусев), он является весьма важным и влиятельным пунктом в мире Стародубского окружничества. Несмотря на небольшое сравнительно число окружников, в этом посаде находятся две окружнические моленные с двумя лжепопами – Иваном Воскобойниковым и Дмитрием Тихановым. Здесь же проживает и известный начетчик мещ. Никита Сырников, который еще покойным Григорием Гусевым приставлен был для составления разных пасквильных брошюр по адресу православной церкви. Кроме Сырникова, в Елионке имеется и другой начетчик – мещ. Дометиан Дебольский, о деятельности которого, впрочем, нам пока ничего не известно. Вообще, как видно, окружики поселка Елионки проживают в весьма благоприятных условиях, покровительствуемые богачами и защищаемые, и ограждаемые своими начетчиками. В поселке Лужках окружники, принадлежащие к мещанскому сословию и занимающиеся главным образом торговлею, имеют свою моленную в общественном доме, попом которой состоит Никон Масляев, а попечителем мещанин Савин Исаков. Более заметным начетчиком является здесь мещанин Никон Шалыгин, В поселке Воронке преимуществуют противоокужники, но есть там значительное количество и окружников, имеющих здесь свою моленную и своего попа Киприана Ломакина. Хотя Воронковские окружники, под руководством более видных вожаков окружничества (напр. Перетрухина, который является иногда в качестве миссионера), стремятся занять в пос. Воронке более влиятельное положение, однако они встречают таковому своему стремлению сильный отпор со стороны противоокружников, которые вообще в Воронке сильнее окружников, имея во главе лжеепископа Михаила, а в лице лжеепископа Кирила Балтского и Одесского – своего энергичного защитника.4 Что касается, наконец, г. Стародуба, то по незначительности проживающих здесь окружников, он не может играть какую либо видную роль в мире Стародубского окружничества; напротив, сам является в этом отношении зависимым от более видных центров окружничества. Хотя в Стародубе и есть моленная, (находятся в д. Кистерова на Мало-черниговской ул., во флигеле), но там нет своего попа, а потому все церковыне слжбы, кроме литургии, отправляет уставщик, каковым состоит мещ. Гавриил Ефимов Мартианов. Но если бывает нужда в попе, то обращаются за ним в ближайший к Стародубу раскольнический посад Елионку, где, как выше упомянуто, проживают два попа, из коих один, приезжая в Стародуб, иногда совершает здесь даже литургию. – В городнянском уезде, в слоб. Радуль точно также проживает некоторое количество окружников (по нашему предположению м.п. 110 и ж.п. 116), но более или менее определенных сведений относительно их мы не находим в доставленных о.о. благочинными рапортах.5

За окружниками по числу последователй беглопоповцы, за ними беспоповцы и накоец противоокружники. Но так как противоокружники представляют собою только партию в одном и том же австрийском расколе, к которому принадлежат и окружники, т.е., иначе говоря, противоокружники, хотя и враждебны окружникам, однако произошли из одного с окружниками источника, то естественно после обзора состояния окружничества в Стародубеперейти к обозрению противоокружничества; тем более, что между этими партиями ведутся очень частые сношения в видах соединения (хотя и бесплодно).

Противоокружники. – Противоокружническая партия в Стародубе гораздо менее сильна сравнительно с окружнческою хотя не редкоивступает с последнею в скрытую борьбу. Более видными центрами противоокружничества являются пос. Добрянка, Стар. у. (м.п. 1325, ж.п. 1440), Воронок (м.п. 700, ж.п. 800), Лужки (м.п. 600, ж.п. 500), г. Новозыбков (м.п. 400, ж.п. 300) и пос. Радуль, Город. у. (м.п. 110, ж.п. 116 – приблизительно). В пос. Добрянке потивоокружники имеют моленную, помещающуюся в общественном доме, при котором попом состоит мещ. Григорий Чикинь, а попечителем мещ. Василий Чикинь. Противоокружническим начетчиком пос. Добрянки является мещанин Семен Тверской. Но если Добрянка занимает первое место в мире Стародубского противоокружничества, по числу последователей, то пос. Воронок занимает таковое место по-своему, так сказать, церковно-административному значению. В Воронке преимущественно проживает противоокружнический епископ Михаил Кузнецов, именуемый Новозыбковским, который не редко совершает богослужения в двух противоокружнических молельнях, находящихся в общественных домах. Попами в моленных и постоянными сотрудниками Михаила состоят Михаил Масляев и Киприан Ломакин, а более заметным начетчиком является Фома Григорьев Исаев. Из событий последнего времени волнующих противоокружников пос. Воронка, в рапорте причта православной Рождество-Богородицкой церкви отмечаются следующие: «Благодаря частным собеседованиям миссионера о. В. Радионцева и распространению межу раскольниками полемических книг (мы приводим здесь слова из указанного рапорта буквально), раскол в пос. Воронке расшатан, а частое присоединение раскольников к св. церкви кто-либо из более важных раскольников или стариков; как напр., не так давно присоединились два старика, живших в ските, которые потом умерли и были погребены единоверческим священником. Не мало были взволнованы раскольники, когда их лжепопы и лжедиаконы, во время крестных ходов, вместе с православными и единоверцами шествовали по улицам публично обличали собратий в незаконности своего лжесвященства и всей неправоты своих убеждений. Такое действие раскольнического духовенства вызвало в среде раскольников сильно движение: народ стал на улицах толпами, одни кричали, другие плакали и не знали, что делать, так были расстроены. После такого события некоторые некоторые, перестав ходить в свои моленные, приняли единоверие, большая же часть отстали от своих попов и начали их гнать. Двух из них – Михаила Гуслякова и Антипа Демидова разослали в разные губернии, а третьего – Иоанна Ромадино, не пустив в моленную, отрешили от места; он и теперь живет в пос. Воронке, проживая нажитые от раскольников деньги. На место его лжеепископ Михаил Новозыбковскийрасположил в попы одного мещанина пос. Воронка по ремеслу щетинника, Масляева, но этот Масляев, по своему невежеству, не всем раскольникам нравится; многие из видных домохозяев не пустили его праздниками в свои дома с крестом и не желают видеть его своим духовным отцом.» Не смотря на эти возникшие среди раскольнического духовенства непорядки, оно, однако, в общем всегда пользуется у раскольников уважением и почетом, что и отмечено в выше назначенном рапорте, где, между прочим, говорится: «влияние раскольнических наставников на своих единоверцев настолько сильно, что последние безусловно им повинуются: что сказал поп или уставщик, так тому и быть».

Значение «церковного» противоокружнического центра придает пос. Воронку и то обстоятельство, что вблизи его (в пяти верстах) находиться противоокружнический скит, в котором проживают 5 монахов и 17 бельцов. Скит этот часто посещает Новозыбковский епископ Михаил (Кузнецов) и составляет там какие-то «тайные» собрания. Впрочем, значение этого скита в глазах раскольников протвоокружников ослабляется тем, что проживающие там «отшельники» часто пьянствуют и допускают «некие» другие отступления от скитской жизни.

Отношения Воронковских раскольников, – и особенно противоокружников, к православной церкви и духовенству довольно фанатично и враждебно. Чуть ли не главная причина этого заключается в женском элементе, сильно в этом отношении влияющем на мужской. В рапорте православного Воронковского причта отмечаются следующие прискорбные обстоятельства, тормозящие дело обращения раскольников в единоверие. Муж хотя бы и склонен был оставить раскол, но без согласия жены не решается сделать это, а получить ее согласие на это, а тем более саму ее убедить к обращению, весьма трудно: тут не действуют ни просьбы, ни уговоры, ни даже угрозы; а потому не редко бывает, что муж, при всем своем желании принять единоверие, остается однако в расколе. Если же вопреки желанию жены муж переходит в церковь, то она угрожает ему всем – до пожара включительно. Так, одна женщина заявила своему мужу, что если он пойдет в православие, то она запалит свой дом и имущество, а сама пойдет в работницы. И действительно, бывали случаи, что некоторые женщины, по присоединении мужей к церкви, оставляли свои дома, хозяйство и даже детей и уезжали в сторону «якобы от никонианского гонения»

Что касается, далее, пос. Лужков, то в этом посаде количество противоокружников значительно превышает количество окружников; но во всяком случае этот посад является более видным центром беглопоповщины (при чем с некоторым оттенком беспоповства), а не австрийской лжеиерархии. Противоокружников насчитывается здесь м.п. 600 чел., ж.п. 500 чел. Во главе их стоит поп Михаил Бондарев, – человек отличающийся особенным фанатизмом, благодаря чему и имеет большое влияние в среде раскольников. Противоокружническая моленная, в которой этот поп отправляет богослужения, помещается в общественном доме; попечителями ее состоят мещане Федор Малков, Иван Кирючкин и Антон Смекалкин. Противоокружническим начетчиком в пос. Лужках является мещанин Иван Глибин.

В Новозыбкове, как главном центре окружничества, противоокружники заявляют о себе в слабой степени (их м.п. 400 чел. и ж.п. 300), хотя они и имеют свою моленную, находящуюся на Харитоновской ул., в д. Вульбичева, попом при которой состоял мещ. из г. Ржева (Твер. губ.) Петр Иванович Немолов, а попечителями ее мещане Василий Ив. Пресекин (почему и сама моленная называется иногда «пресекинскою») и Иван Григорьев Подребинников. Несмотря на то, что Новозыбков является сравнительно слабым пунктом противоокружничества, противоокружнический епископ Михаил называется Новозыбковским, потому что нельзя же ему называться по имени какого-нибудь посада или слободы: это было бы явно противно каноническим правилам. Называясь по необходимости Новозыбковским, Михаил предпочитает проводить большую часть времени в других более заметных пунктах своей паствы, как пос. Воронок. О противоокружниках в слободе Радуль определенных сведений не имеем, а потому должны указать еще раз только на то, что сказано нами немного выше, на основании рапорта о. Фомичева. Предполагаем число противоокружников в Радули м.п. 110 чел., ж.п. 116 (приблизительно).

После обзора положения австрийского раскола в более видных и заметных его центрах и пунктах, мы для полноты сведений укажем теперь по уездам Черниговской губернии те поселения, в которых австрийцы насчитываются единицами и много десятками. Так, в Борзенском уезде такими поселениями являются с.с. Мартыновка, Плиски и Парафиевка. В этих селах всего раскольников по австрийскому священству насчитывается м.п. 15, ж.п. 10 чел., при чем они к православной церкви относятся без всякого фанатизма и даже как бы «с почтением» (по выражению в рапорте о. благочинного 2 окр. Борз. у.). В Конотопском уезде имеется 11 человек раскольников (м.п. 5, ж.п. 6) австрийского священства в приходе Александро-Невской церкви при ст. «Конотоп». Эти раскольники православной церкви не чуждаются, изредка бывают в православном храме. Бывают случаи, что они приглашают православное духовенство погребать умерших и принимают его со св. водою.

В Козелецком уезде раскольники по австрийскому священству проживают в м. Новой-Басани, Бобровице, Быкове и селе Кулажинцах. Всего их здесь насчитывается до 72 человек. За удовлетворением своих религиозных потребностей они, обыкновенно, или ездят в Киев, к проживающим там попам, или же привозят последних в м. Новую-Басань к купцу Ефиму Томилину. В Нежинском уезде небольшое число австрийских раскольников (м.п.15, ж.п.16) имеется в селах Вересочах, Хибаловке и м. Носовке (м.п. 10, ж.п. 11). Относительно раскольников м. Носовки известно, что они в день св. Пасхи собираются в один дом, куда для совнршения службы приезжает уставщик из г. Нежина (в Нежине так же имеются два семейства, содержащих австрийский раскол). В отношении к православной церкви раскольники означены местностей не проявляют никакой нетерпимости, а к православному духовенству относятся даже почтительно. 6 В Новогородсеверском уезде раскольники – австрийцы имеются в м. Орловке (м.п. 9, ж.п. 8); это – мещане, занимающиеся пчеловодством. Они причисляют себя к приходу пос. Воронка, куда и отправляются за исправлением духовных треб. Из поселений Новозыбковского уезда, кроме тех крупных раскольнических центров, о которых была подробная речь выше, укажем на с. Кирилловку, где проживает одна семья, состоящая из 5 душ, содержащая австрийский раскол. Глава семьи – купец-лесопромышленник Иван Мих. Суровцов, духовные требы исправляет для нее поп из пос. Чуровичь. Принадлежа к австрийскому расколу, семья эта в то же время с большим уважением относится и к православной церкви и православному духовенству, так что почти каждое трехлетие от купца Суровцова поступает жертва на православный храм в сумме 100 рублей, а на праздники св. Пасхи и Рождества Христова он приглашает к себе в дом священника, с глубокочтимою местною иконою Божией Матери – «Скоропослушница», – для служения перед ней молебна. Сам Суровцев с детьми в 1899 г. первый день пасхи был у утрени и литургии, а православном храме и разговлялся в доме священника, а жена его посылала освящать Пасху в Чуровичи к своему попу. Так легко среди некоторых раскольников уживается двоеверие, показывающее в существе дела отсутствие надлежащей веры. В Остерском уезде должны быть отмечены следующие поселения, в которых проживает незначительное количество раскольников, принадлежащих к австрийскому толку: м. Семиполки, м. Гоголев, м. Бровары и Никольская-Слободка. В этих селениях всех австрийцев насчитывается 49 человек (м.п. 27, ж.п. 22). В отношениях к православной церкви и духовенству они ничего особенно враждебного, нетерпимого не обнаруживают даже, напротив, выражают к ним некоторое уважение, снимая, например, при встрече с православным священником шапку.7 Для удовлетворения своих религиозных потребностей они ездят в Киев, а иногда случающиеся на дому требы исправляют Киевские раскольнические попы (так, известно, что по временам приезжает поп Киево-вознесенской раскольнической моленной). В Сосницком уезде также проживает некоторое количество австрийских раскольников, но из имеющихся сведений не видно, в каких именно селениях они проживают.8 В Стародубском уезде, кроме пос. Воронка и г. Стародуба, единичные личности австрийского раскола есть в с.с Андрейковичах (одно семейство, состоящее из 3 душ) и Курковичах (одно семейство, состоящее из 6 душ). Для исправления своих религиозных треб они ездят, обыкновенно или в п. Воронок, или в г. Стародуб. Наконец, в Черниговском уезде36 человек (м.п. 22, ж.п. 14) австрийских раскольников проживают в зашт. г. Березном, в трех его приходах. Но здешние раскольники, как видно, отживают свой век, потому что наблюдается, что только старики молятся в своих домах, а дети их в праздники постоянно бывают в православных храмах.

Беглопоповцы. Конечно, несомненно то, что преимущественный интерес по вопросу о современном расколе в Черниговской епархии должен сосредотачиваться на австрийском расколе, так что все более выдающиеся события в раскольническом мире падают на долю именно этой ветви раскола. Но и беглопоповщина в большом ее количестве своих последователей населяет разные посады и местности Черниговской области и даже по числу их (но не по значению и силе) мало уступает австрийщине. Всех беглопоповцев в епархии, по собранным сведениям, насчитывается 21850 человек (м.п. 10705 и ж.п. 11145). В виду, вероятно, того, что жизнь беглопоповщинских обществ в разных селениях Черниговской области течет вяло и мало заметно, о них в доставленных о.о. благочинными сведениях сообщается весьма немногое. Более видными центрами беглопоповщины в Стародубском крае являются: пос. Климов (Новоз. у.), пос. Лужки (Старод. у.), Злынка (Новоз. у.), г. Новозыбков, Тимошкин Перевоз (Новоз. у.), Святск (Сураж. у.), Добрянка (Городн. у.), Воронок (Стар. у.), Новомлынка (Стар. у.), Елионка (Стар. у.), Шеломы (Новоз. у.), Родионовка (Глух. у.). В пос. Климове существует беглопоповская моленная, находящаяся на Стаой ул., в доме Ивана Шведова, прихожанами в которой состоят м.п. 1890 чел. и ж.п. 2000 чел. Наставником Климоских беглооповцев состоит мещ. Федор Матвеев Гридин. Более видными руководителями секты и заведующими хозяйственною частью ее являются мещане – Иван Петров Шведов, Иван Андреев Огородников и Григорий Николаев Дебельский. В пос. Лужках беглопоповцев насчитывается м.п. 2000 чел. и ж.м. 1822 чел. Они подразделяются здесь на две партии – диаконовскую и ветковскую, которые по числу своих последователей почти совершенно равны. Как та, так и другая партии имеют отдельную моленную. В диаконовской моленной наставником состоит мещ. Иосиф Бобров, а более видным начетчиком и руководителем секты является мещ. Иаков Новиков; в Вятковской моленной наставником состоит Власий Богомолов, а начетчиками и главарями состоят мещане Петр Дебельский и Гавриил Лужков. Значительная часть раскольников пос. Лужков (по крайней мере третья часть) занимается торговлей и проживает на сторонах по паспортам, как-то: на Кавказе в Бессарабии, на Дону и др. местах. Проживающие же в посаде раскольники занимаются хлебопашеством и плотничеством. Вообще же, раскол в п. Лужках, как видном центре беглопоповщины, очень силен и крепко держит своих последователей. В пос. Злынке всех раскольников насчитывается обоего пола 6240 чел., из них к беглопоповщине принадлежат 3400 чел. (м.п. 1600 чел. и ж.п. 1800 чел.)9, а прочие беглопоповцы. Злынковские беглопоповцы имеют свою моленную, находящуюся на Махаевской улице, в доме, принадлежащем обществу сей секты; она существует с 1854 года. Уставщиком в ней состоит мещ. Иван Николаев Сычев; а более влиятельными и видными представителями беглопоповщины в Злынке являются купцы Никифор и Афанасий Родионовы и мещ. Афанасий Бобылев. Будучи строгими последователями своего толка, они в тоже время довольно общительны с православными и даже часто бывают в единоверческих церквах. Да и вообще, по отзыву местного священника, беглопоповцы пос. Злынки отличаются терпимостью и даже близостью к православной церкви, так что некоторые из них, посещая единоверческую церковь, участвуют даже в церковном пении и чтении. Впрочем, только женщины отличаются большим фанатизмом, чем сильно тормозится дело обращения раскольников в единоверие. Что касается, далее, г. Новозыбкова, то он по вопросу о местной беглопоповщине заслуживает внимания не столько по численности в нем последователей этого толка, сколько по количеству имеющихся в нем беглопоповских меленных. На 1486 душ беглопоповцев в г. Новозыбкове существует целых четыре моленных, так что при некоторых из них состоит очень незначительное число прихожан. Моленные эти существующие: 1) моленная Янкина-Изотова, находящаяся на Кладбищенской улице, в доме Изотова, в которой наставником состоит мещ. Павел Степанов Дмитриев, а попечителем Иосиф Иванов Изотов; 2) – Быховцова, на Миллионной улице, в д. Якова Быховцова, в которой и наставником и попечителем является сам Яков Быховцев – мещ. г. Новозыбкова; 3) Шишкинская, находящаяся на Тростанской улице, в общественном доме; наставником в ней состоит мещ. Василий Шведов, начетчиком мещ. Роман Белугин, а попечителем купец г. Новозыбкова Александр Шишкин. Прихожане Шишкинской моленной принадлежат к диаконовскому толку, и их очень значительное число, гораздо большее, чем в других беглопоповских моленных (мп.600 ч. и ж.п.400 ч.). При Шишкинской моленной был некоторое время, в начале 1900 года, поп из Киевской губернии, но потом он почему-то сбежал. 4) Моленная Белугина, нах. на Бульварной улице, в доме Белугина; наставником и попечителем ее является сам владелец дома мещанин Роман Максимов Белугин. В слободе Тимошкином-Перевозе раскольническое население составляют исключительно одни беглопоповцы, которых здесь насчитывается м.п. 600 чел. и ж.п. 615. Моленная их находится на Набережной ул., в общественном доме, с наставником Филипом Тимофеевым Мартыненковым. Из беглопоповцев этой слободы выделяются мещане Кузьма Емельянов Шапошников и Егор Честухин, как начетчики, и Евтиий Леонтьев Холин, как попечитель моленной. По сословию и роду занятий беглопоповцы – мещане, каменщики, рыболовы и земледельцы. В пос. Святском к беглопоповщинскому толку принадлежат 775 чел. м.п. и 810 чел. ж.п. Моленная их помещается в общественном доме; наставником и попечителем ее состоит мещ. Александр Яковлев Кругликов. Беглопоповцы пос. Добрянки составляют сравнительно малую часть всего раскольнического населения посада. На 8000 с лишком здешних раскольников, – беглопоповцев насчитывается только 500 чел. м.п. и 550 ж.п. В моленной их, находящейся в общественном доме, наставником состоит мещ. Петр Образцов. Подобное же положение занимают беглопоповцы и в пос. Воронок. Из общего числа Воронковских раскольников – 3226 чел. – на долю беглопоповцев падает 371 чел. м.п. и 555 чел. ж.п. Моленная их также находится в общественном доме с наставником при ней Михеем Кондратовым Гребенниковым. Конечно, большим упорством и внутренней крепостью должны отличаться беглопоповцы той местности, в которой они не встречают ослабляющего воздействия со стороны более сильных раскольников – австрийцев. Таким именно селением является Новомлынка (Старод. у.). Здесь раскольническое население составляют исключительно беглопоповцы, коих насчитывается м.п. 386 чел. и ж.п. 432. Все они, по отзыву местного благочинного, слишком упорны в своем заблуждении. В Новомлынке есть церковно-приходская школа, но раскольники совсем не отдают в эту школу своих детей, чуждаясь всего православного и опасаясь, чтобы дети их, получив воспитание в школе, не отступили от раскола; а тем из них, которые бы хотели отдавать своих детей в означенную школу, главари раскола грозят полным отлучением от моленной. В существующей в Новомлынке моленной все службы, кроме литургии, отправляет уставщик мещ. Петр Васильев Фролов вместе с пономарем Иосифом Акимовым Фроловым. Впрочем, иногда приезжает сюда из пос. Лужков беглый поп, который и совершает литургию. Вообще видно, что Новомлынковские беглопоповцы живут межу собой сплоченно, к православной церкви относятся нетерпимо и мало доступны какому-либо стороннему воздействию и влиянию. Далее, дов. значительное количество беглопоповцев (м.п. 259 и ж.п. 423) проживает в пос. Елионке, где они имеют свою моленную в общественном доме, наставником при котором состоит Доментий Горюнов, а начетчиком мещанин из пос. Клинцов Григорий Иванов. Но в виду вышеуказанного значения в Елионке окружничества, беглопоповщина здесь слабо обнаруживает себя. Наконец, как на более или менее заметные пункты беглопоповщины укажем еще на пос. Шеломы (Стар. у.), дер. Родионовку (Глухов. у.), пос. Чуровичи, Клинцы и Митьковку. В Шеломах к беглопоповской моленной (там еще есть беспоповская), находящейся на Старой улице, в д. Елены Кублицкой, принадлежит прихожанам м.п. 377 чел. и ж.п. 382. Во главе всех их состоит мещ. Сергей Андреев Елисеев, который совмещает в своем лице обязанности наставника, и начетчика, и попечителя. Что касается дер. Родионовки, то в ней беглопоповцев проживает до 500 человек, из которых меньшинство принадлежит к купеческому сословию, а большинство к мещанскому при чем не излишне отметить, что купцы ведут крупную торговлю с Киевом, а мещане занимаются прасольством и ремеслами. Они имеют моленную (находящуюся в стороне от большой площади); в ней в воскресные и праздничные дни отправляет вечерню, утреню и обедницу уставщик, ничем не выдающийся от своих собратий. Но, помимо этого, сюда ежегодно приезжает секретно поп. Родионовские раскольники живут замкнуто, и по возможности сторонятся от общения с православными, считая даже за грех быть с ними откровенными в вопросых веры, хотя особым фанатизмом не отличаются; только женщины сравнительно более фанатичны. Вблизи от Родионовки находится селение – Марчихина-Буда, – в котором также проживают беглопоповцы, (м.п. 22чел., ж.п. 21), имеющие с Родионовскими близкое общение и посещающие моленнуюв Родионовке. Беглопоповцы пос. Чурович подпадают сильному влиянию со стороны пропагандистов австрийского священства, которые (разумеетсябраться Мельниковы и Донцов из Новозыбкова) нарочно приезжают сюда, собирают по домам беглопоповцев для бесед, снабжают их своими подпольными изданиями, направленными к защите и оправданию белокриницкого священства; благодаря этому, число последователей австрийского раскола в Чуровичах увеличивается за счет беглопоповцев. В Чуровичах беглопоповцы имеют свою моленную. Имеют свою моленную и беглопоповцы пос. Клинцов; она находится в доме мещ. Михаила Андреева Степунина, который и состоит ее попечителем, а Александр Ми. Степунин местным наставником беглопоповцев. Их в посаде 43 чел. м.п. и 40 чел. ж.п. Для удовлетворения своих религиозных нужд Клинцовские беглопоповцы большею частью обращаются или на Ветку, или в пос. Лужки. Число беглопоповцев в пос. Митьковке простирается до 260 чел. (м.п. 100 и ж.п. 160). Моленная их находится по Новой ул., в доме Саввы Шмакова; наставником и вообще главарем секты является Андрей Корнеев Чеботарев.

Таковы более крупные центры беглопоповщины в Черниговской епархии. Кроме их, могут быть отмечены некоторые селения по разным уездам, в которых проживают единицы или десятки беглопоповцев. Так в г. Конотопе таковых 8 человек, но не коренных жителей Конотопа, а заезжих мещан из г. Новозыбкова. В Козелецком уезде беглопоповцев начисляется до 35 чел. м.п. и 36 чел. ж.п. Преимущественно они имеются в м. Новой-Басани. Здесь беглопоповцы собираются для молитвы в квартиру начетчика – мещанина пос. Лужков Петра Ефимова Сонченкова, живущего в Н. Басани с давнего времени. В Новгородсеверском уезде беглопоповцы проживают в м. Серединой Буде; их насчитывается здесь м.п. 35 чел. и ж.п. 36 чел. Особой моленной они здесь не имеют, а обыкновенно более из них собираются на молитву к богачу. Ни попа, ни наставника, ни даже уставщика у них нет, а есть только начетчица – девица, которая отчасти руководит ими, но особенного влияния и значения среди них не имеет. В отношениях с православными они большей частью уклончивы и вступать в разговоры о предметах веры совсем отказываются. Из селений Новозыбковского уезда, кроме вышеуказанных более заметных пунктов беглопоповщины, может быть отмечено еще с. Старый Кривець, в котором проживает одно семейство беглопоповцев, состоящее из 4 душ, – да и это семейство не из коренных жителей этого села, а из мещан пос. Клинцов, занимающихся в Кривце арендою земли. В 4 благочин. округе Сосницкого уезда есть незначительное число беглопоповцев (человек до 15), которые обыкновенно для исполнения своих треб уезжают в раскольнические слободы.

Из этого краткого обзора беглопоповщины в Черниговской епархии видно, что она еще очень значительна по количеству своих последователей, но очень бедна и малозначительна своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим воззрениям отстоят весьма недалеко от беспоповщинских доктрин, каковы, напр., лужковцы.

Беспоповцы. На ряду с поповцами по австрийскому священству и беглопоповцами в разных посадах, слободах и селениях Черниговской епархии продолжают существовать в значительном количестве и беспоповцы. Как на более населенными беспоповцами местности в епархии, должно указать на следующие: пос. Злынка, Шеломы, Чуровичи (Новозыб. у.) и Добрянка, Радуль (Городнянского у.), Ардонь и отчасти Клинцы (Сураж. у.). Самым главным центром беспоповщины, как по числу последователей ее, так и по значимости в духовных делах ее, является пос. Злынка. Здесь беспоповцев насчитывается немного менее, чем беглопоповцев (других толков в Злынке нет), именно м.п. 1360 чел. и ж.п. 1480 чел. Они имеют у себя целых три моленных: первая находится на ул. Потеловке, в доме мещ. Гавриила Голявина, сущ. с 1854 года; вторая – на улице Филатовке в доме насл. Ефима Горбачева, сущ. с 1880 года, и третья – по ул. Нижней Потеловке, в д. мещ. Сергея Лобанова, сущ. с 1882 г. Все эти три моленные имеют некоторые свои особенности и более или менее определенное количество прихожан. Владельцем первой моленной и ее попечителем является хозяин д. Гавриил Федоров Голявин; он же занимает должность наставника. На ряду с ним в роли уставщика выступает мещ. Петр Савинов, который считается местным начетчиком. Но эти передовые лица Злынковских беспоповцев, посещающих первую моленную, будучи самыми рьяными раскольниками, оказываются малограмотными, неразвитыми и необщительными. Как на особенность первой моленной должно указать на то, что к ней прихожанами (которых более 200 чел.) состоят и посещают ее люди исключительно несемейные: вдовцы, вдовы, парни и девицы, которые все называют себя рабами; женатые же люди в моленную совсем не допускаются. По этому признаку можно заключить, что беспоповцы принадлежат к Феодосеевскому толку. Напротив, прихожанами второй моленной состоят большей частью поморцы; всего их насчитывается до 380 чел. Наставником и уставщиком этой моленной является Даниил Яковлев Ефремов, старик 64 лет; а более передовыми и видными лицами в толке выступают куп. Яков Мальцев и мещ. Ефрем Никитин Голенков, кои оба пользуются репутацией начетчиков, хотя они – люди неразвитые. Главным лицом в третьей моленной во всех отношениях является владелец ее – Сергей Лобанов, который состоит и наставником, и уставщиком, и начетчиком. Будучи фанатичным раскольником, он имеет большое влияние на раскольников и пользуется среди них популярностью. Популярность его простирается и за пределы пос. Злынка, что видно из того, что его вызывают для требоисправлений в другие посады и даже города. Помимо трех моленных, очень многие беспоповцы пос. Злынки, не принадлежа к приходам их и не имея своих особых моленных, собираются для молитвы в частных домах, или же молятся каждая семья у себя дома. Среди этих беспоповцев имеется и «большак», называемый еще «благословенным отцом», каковым состоит фанатичный раскольник из мещ. Гавриил Воробьев. Пос. Злынка является религиозным центром для беспоповцев еще и в том отношении, что вблизи его (в 3 верст.), на р. Каменке, есть раскольнический женский скит, в котором прживают 31 раскольница, бсзпоповки во главе с «матушкой» Минодорой Мельниковой. По словам священника православной церкви пос. Злынка, мужская половина раскольников посада гораздо менее фанатична, чем женская: «женщины настолько фанатичны, что совершенно уклоняются от общения с православными, на женщинах именно и держится раскол; они не редко держат в расколе и мужа и семью». Что касается молодежи, то она, по отзыву того же священника, держится в расколе отчасти по материальной зависимости от родителей – стариков, которые разными угрозами (лишить наследства, выгнать из дому и под.) держат своих детей в расколе. После пос. Злынки значительным центром беспоповщинского раскола в Стародубе является пос. Шеломы. Здесь беспоповцев насчитывается до 1000 чел. м.п. и 1100 чел. ж.п. У них имеется моленная, находящаяся в доме мещ. Евстрата Долгова: наставником и попечителем ее состоит мещ. Николай Данилов Жевлаков, а более заметным начетчиком мещ. Герасим Федоров Поляков. Почти такое же количество раскольников – беспоповцев, как в Шеломах, находится и пос. Митьковке, именно м.п. 970 чел. и ж.п. 1000 чел., Имеющих свою моленную в общественном доме (по Новой улице), наставником и попечителем при которой состоит мещ. Аверьян Волков. В Чуровичах (где беспоповцев приблизительно до 800 чел. об. пола) есть беспоповщинская моленная. Руководителем беспоповцев является здесь мещ. Ефим Софронов Тимановский, который, содержа общее беспоповщинское учение о духовном царствовании антихриста, прибавляет к этому, что «присутствие его (антихриста) для него разумно и ощутительно». Он имеет настолько большое влияние на своих единоверцев, что его слово для них закон. В Добрянке к бесповщинской моленной, находящейся в общественном помещении, принадлежат более 1500 чел. обоего пола (м.п. 827 чел. и ж.п. 755 чел.); наставником Добрянских беспоповцев состоит мещ. Иван Карасев. Хотя в Добрянке беспоповцев находится и дов. значительное количество, однако подавляющее большинство проживающих здесь раскольников по австрийскому священству делает ее малозаметным центром Стародубского беспоповства. В слободе Радуле число беспоповцев можно только определить предположительно, именно м.п. около 108 чел. и ж.п. около 112 чел. Наставники здесь часто меняются, и выдающегося из них указать нельзя. Более определенные сведения можно дать о беспоповцах пос. Ардонь; здесь беспоповцев 700 чел. (м.п. 300 чел., ж.п. 400 чел.); кроме беспоповцев, последователей других толков в Ардони нет. У них имеется своя моленная, при которой наставником состоит мещ. Исидор Герасимов Смирнов, а попечителем Семен Павлов Корявин. Братья наставника Исидора Герасимова – Гавриил и Порфирий известны как начетчики. В пос. Клинцах беспоповцы известны под особым местным названием «коликов» (коих м.п. 76, ж.п. 87). Откуда они получили такое свое название – сказать трудно. Руководителями и наставниками их являются Иосиф Карташев, Иван и Евдоким Немчиновы.

Незначительное число беспоповцев имеется и в некоторых других селениях по разным уездам. Именно: в Глуховском уезде – с. Тулиголов – м.п. 5 чел., ж.п. 4; в Конотопском уезде – в приходе соборной церкви г. Конотопа м.п. 4, ж.п. 3; в Козелецком уезде – в г. Козелец – м.п. 4, ж.п. 6, в м. Новой-Басани – м.п. 14, ж.п. 16; в Новозыбковском уезде – в с . Малой-Топали – м.п. 1, ж.п. 2, в с. Манюках – м.п. 3, ж.п. 6; в Остерском уезде – в Никольской-Слободке – м.п. 1, ж.п. 3; в Сосницком уезде – в м. Новых-Млинах – м.п. 7, ж.п. 10, составляющие четыре семейства. Здесь, по слухам, есть особый беспоповщинский наставник. Имеются еще беспоповцы в 4 благочиническом округе Сосницкого уезда – одно семейство. В Стародубском уезде проживает один беспоповец в самом городе Стародубе; несколько беспоповцев имеется в пос. Воронке, во главе с наставницей Пелагеей Павловой. В Воронке еще существует особый вид сектантства, последователи которого носят имя пасхальников и заблуждаются в вопросе о времени празднования Пасхи.

Как видно из прилагаемой к нашей статье статистической таблице, всех беспоповцев в Черниговской епархии насчитывается – м.п. 5 296 и ж.п. 10 942. Число это само по себе является дов. внушительным, но мало внушителен по внутреннему значению самый толк беспоповщенский в епархии. Положим, беспоповцы фанатичны, живут дов. сплоченно между собой, трудно поддаются стороннему влиянию, но за то эта замкнутость препятствует им проявлять себя чем-либо в общем течении жизни Черниговского раскола и влиять на кого-либо в свою пользу; увеличения беспоповщины в Черниговской епархии путем ли совращения в этот толк православных, или путем привлечения в него кого-либо из последователей других раскольнических толков ожидать нельзя. – Вообще же, в отношении вредности и опасности для православной церкви все раскольники Черниговской епархии должны быть распределены в следующем порядке ( и при этом заметим – не по численности только, но и по внутреннему их характеру, строю и направлению): на первом плане должны быть поставлены австрийцы окружники, последователе которого со всеми их вожаками и руководителями представляют опасную силу для членов православной церкви; за ними следуют австрийцы – противокружники, среди которых также имеются весьма вредные и дов. опасные расколо-учители, но деятельность их весьма сильно ослабляется внутренней борьбой с гораздо более сильной партией австрийского раскола – вышеупомянутыми окружниками. Далее следуют – беглопоповцы, которые по своей численности, как и выше сказано, только немного уступают последователям австрийского раскола, но по своему внутреннему содержанию являются не имеющими той силы, которую имеют последние: отсутствие в настоящее время у них беглых попов и почти совершенная невозможность добыть их является главной причиной их недостаточной устойчивости. Наконец, идут беспоповцы, о которых только-что была речь.

Дмитрий Скворцов

Приложение: статистическая таблица о старообрядческом расколе в Черниговской епархии за 1900-й год


№№ Название местностей, зараженных расколом Толк окружников Толк противоокружников Толк беглопоповцев Толк беспоповцев Всего Число моленных
Муж. Жен. Об. Муж. Жен. Об. Муж. Жен. Об. Муж. Жен. Об. Муж. Жен. Об. Окружн. Против. Беглоп. Беспоп. Всего  
  I Новозыбковский уезд                                          
1 г. Новозыбков 2311 2962 5273 400 300 700 870 616 1486 60 90 150 3641 3968 7609 1 1 4 1 7  
2 пос. Климов 708 800 1508 1890 2000 3890 150 167 317 2748 2967 5715 1 1 1 3  
3 пос. Митьковка 760 800 1560 100 160 260 970 1000 1970 1830 1960 3790 1 1 1 3  
4 пос. Злынка 1600 1800 3400 1360 1480 2840 2960 3280 6240 1 3 4  
5 Тимош. Перевоз 600 615 1215 600 615 1215 1 1  
6 Шеломы 377 382 759 1000 1100 2100 1377 1482 2859 1 1 2  
7 пос. Чуровичи 600 655 1255 600 600 1200 400 400 800 1600 1655 3255 1 1 1 3  
8 с. Вел. Топаль 2 2 4 2 2 4  
9 с. Мал. Топаль 1 2 3 1 2 3  
10 с. Стар. Кривец 2 2 4 2 2 4  
11 с. Манюки 3 6 9 3 6 9  
12 с. Кирилловка 2 3 5 2 3 5  
  Итого по Новозыбкоскому уезду 4383 5222 9605 400 300 700 6039 6175 12214 3944 4245 8189 14766 15942 30708 4 1 10 8 23  
  II Суражский уезд                                          
13 пос. Клинцы 2782 2865 5647 43 40 83 76 87 163 2901 2992 5893 2 1 3  
14 пос. Ардонь 300 400 700 300 400 700 1 1  
15 пос. Святск 1000 1000 2000 775 810 1585 1775 1810 3585 1 1 2  
  Итого по Суражскому уезду 3782 3865 7647 818 850 1668 376 487 863 4976 5202 10178 3 2 1 6  
  III Стародубский уезд                                          
16 пос. Лужки 434 375 809 600 500 1100 2000 1822 3822 3034 2697 5731 1 1 2 4  
17 пос. Елионка 500 650 1150 259 423 682 759 1073 1832 2 1 3  
18 пос. Воронок 300 500 800 700 800 1500 371 555 926 1371 1855 3226 1 2 1 4  
19 г. Стародуб 44 48 92 1 1 45 48 93 1 1  
20 Новомлынка 386 432 818 386 432 818 1 1  
21 с. Андрейкович 1 2 3 1 2 3  
22 с. Куркович 2 1 6 2 4 6  
23 Преображенский Гарцовский приход 1 1 1 1  
  Итого по Стародубскому уезду 1282 1579 2861 1300 1300 2600 3016 3232 6248 1 1 5599 6111 11710 5 3 5 13  
  IV Городнянский уезд                                          
24 пос. Добрянка 1280 1400 2680 1325 1140 2765 500 550 1050 827 755 1582 3932 4145 8077 1 1 1 1 4  
25 с. Радуль 110 116 226 110 116 226 108 112 220 328 344 672  
  Итого по Городнянскому уезду 1390 1515 2906 1435 1556 2991 500 550 1050 935 867 1802 4260 4489 8749 1 1 1 1 4  
  Примечание 1-е. В прочих уездах, в которых число раскольников незначительно, на основании доставленных об этом сведений, может быть увазано более точно только общее число раскольников – австрийцев, без подразделения их на окружников и противоокружников, и только приблизительно это общее число их по уездам можно подразделить по означенным ветвям австрийского раскола.  
    По Австрийскому священству                                    
    Муж. Жен. Об.                                    
  V Борзенский уезд                                          
26 с. Мартыновка 2 2 4 2 2 4  
27 с. Плиски 6 2 8 6 2 8  
28 с Парафиевка 7 6 13 7 6 13  
  Итого по Борзенскому уезду 15 10 25 15 10 25  
  VI Глуховский уезд                                          
29 с. Тулиголово 5 4 9 5 4 9  
30 с. Марчихина Буда 22 21 43 22 21 43  
31 дер. Родионовка 231 236 467 231 236 467 1 1  
  Итого по Глуховскому уезду 253 257 510 5 4 9 258 261 519 1 1  
  VII Конотопский уезд                                          
32 г.Конотоп – в прих. Успенской церкви 4 4 8 4 4 8  
33 в Соборном прих. 4 3 7 4 3 7  
34 в прих. Александро-Невской ц. на ст. Конотоп 5 6 11 5 6 11  
  Итого по Конотопскому уезду 5 6 11 4 4 8 4 3 7 13 13 26  
  VIII Козелецкий уезд                                          
35 г. Козелец 4 6 10 4 6 10  
36 37 38 39 м. Бобровица м. Нов. Басань м. Быков с. Куламанцы 36 36 72 35 36 71 14 16 30 85 88 173  
  Итого по Козелецкому уезду 36 36 72 35 36 71 18 22 40 89 94 183  
    IX Нежинский уезд                                          
40 г. Нежин – всего раскольников без обозначения толков 9 4 13 1 1  
41 с. Вересоч 3 2 5 3 2 5  
42 с. Хибаловка 2 3 5 2 3 5  
43 с. Носовка 10 11 21 10 11 21  
  Итого по Нежинскому уезду 15 16 31 24 20 44 1 1  
  Примечание 2-е Из общего числа раскольников г. Нежина (м.п. 9, ж.п. 4) и-го благочинного округа Сосницкого уезда (м.п. 22, ж.п. 27 – см. ниже в конце) на долю раскольников по австрийскому священству справедливо будет положить м.п. 21 и ж.п. 21, на долю беглопоповцев и беспоповцев по 5 человек муж. и жен. пола.  
  X Новгородсеверский уезд                                          
44 м. Середина Буда       35 36 71  
45 м. Орловка 9 8 17 9 8 17  
  Итого по Новгородсеверскому уезду 9 8 17 35 36 71 44 44 88  
  XI Остерский уезд                                          
46 м. Семиполки 7 4 11 7 4 11  
47 м. Гоголев 8 7 15 8 7 15  
48 49 50 м. Бровары Никольская Слоб. Кухмистерская Слободка 12 11 23 1 3 4 13 14 27  
  Итого по Остерскому уезду 27 22 49 1 3 4 28 25 53  
  XII Сосницкий уезд                                          
  м. Новые Млины 7 10 17 7 10 17  
  В 4-м благочинном округе всео раскольников (австрийцев и безпоповцев) 22 27 49  
  Итого по Сосницкому уезду 7 10 1 29 37 66  
  XIII Черниговский уезд                                          
53 Зашт. гор. Березное 22 14 36 22 14 36  
  Итого по Черниговскому уезду 22 14 36 22 14 36  
  Пимечание 3-е. На основании примечания 2-го сюда относятся 21 21 42 5 5 10 5 5 10  
  Всего раскольников по уздам (V-XIII) 150 133 283 332 338 670 40 47 87 522 518 1040  
  Из общего числа раскольников по австрийскому священству по уездам (V-XIII) относим на долю                                            
  окружников 90 67 157 90 67 157  
  противоокружников 60 66 126 60 66 126  
  Всего раскольников по Черниговской епархии 10927 12249 23176 3195 3222 6417 10705 11145 21850 5296 5646 10942 30123 32262 62385 14 5 19 10 48  

* * *

1

По поводу определения раскольнического толка, к которому принадлежат раскольники той или иной местности, припоминается нам курьезное (официальное) сообщение одного урядника Черниговской губ. в котором он, указав в одной деревне число раскольников, пишет: «все эти раскольники Великороссийского толка».

2

См. об этом «Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Михаила Черниговского» за 1898–99 г. Стр: 14–15. О Сильвестре в рапорте благочинного I Суражского округа сообщается небезынтересная подробность, именно: когда местная православная церковь (1896–1899 гг.) весьма затруднялась в средствах для своего расширения и благо украшения, Сильвестр выступил на помощь, прислав их своих средств в пользу православного храма 300 рублей; а примеру Сильвестра последовали и некоторые другие раскольники. В этом случае о. Благочинный усматривает доказательство «как бы доброжелательства» к православной церкви; но мы прибавим «с задней, скрытою для нас целью».

3

Мы не можем не выразить здесь сожаления, что сведения о состоянии раскола в поселке Добрянке и Святском в доставленных благочинными рапортах сравнительно очень скудны, между тем посады эти являются заметными центрами раскола.

4

О взаимных отношениях окружников и противоокружников см. нашу брошюру «Новая попытка окружников и противоокружников к соединению межу собою». Чернигов 1900г.

5

У о. Фомичева относительно раскола в сл. Радули сказано только следующее: «Особого помещения для моленной в слободе нет, проживают раскольники преимущественно по белокриницкому священству и беспоповцы; наставники часто меняются. Поддерживает здесь раскол купец Конст. Землянский.

6

В рапорте одного благочинного встречаем такое выражение: «в отношении православной церкви (они) являют благосклонное (?!) расположение».

7

В рапорте одного причта этой местности сказано даже гораздо больше: местные раскольники «вообще к православию и к православным относятся весьма дружелюбно». Нам кажется, что такая фраза есть или результат не наблюдательности местного причта, или неумелое выражение мысли о сравнительно терпимом отношении раскольников к православной церкви.

8

В рапорте о. благочинного 4 окр. сказано только, что во всем округе его имеется раскольников м.п. 22 и ж.п. 27, одни из которых принадлежат австрийскому расколу, другие к беглопоповщине и одно семейство к беспоповщине.

9

Указывая такое число беглопоповцев в Злынке, мы следуем рапорту о. благоч. единоверч. церквей Фомичева; в рапорте же свящ. п. Злынка о. Бондаревского отмечено совсем другое число их, имено только 950 чел. Мы положительно затрудняемся объяснить такое большое различие в сведениях того и другого лица; но предпочитаем более довериться первому на том основании, что и вообще доставленные им статистические данные отличаются большей точностью и определенностью.


Источник: Историко-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии : [Сост. на основании сведений, собранных в 1900 г.] / Сост. Димитрий Скворцов. - Чернигов : тип. Губ. правл., 1901. - 47 с.

Комментарии для сайта Cackle