Под вышним покровом Богоматери
Словно благодатным поясом окружена Москва белокаменная святыми обителями. Любили благочестивые предки тишину православных обителей и многие живописные уголки, с благословения святителей и с согласия князей и царей московских, освящались подвигами молитвенников-иноков... Много было этих, часто незримых, уголков в окрестностях матушки-Москвы. Не мало уцелело их и до наших дней... Часто там, где прежде был только деревянный храм или просто часовенка, расцветала славная обитель... Шли в эти обители любители уединения... Шли в них и набожные паломники, чтобы отдохнуть здесь душой от мирской суеты.
К числу таких-то обителей относится и славная, в своей прошлой истории, мужская Николо-Перервинская обитель, расположенная под Москвой1, на берегу реки Москвы, против исторического села Коломенского, которое нередко посещалось князьями и даже царями русскими...
Трудно восстановить первоначальную историю Перервинской обители. Но благочестивое сознание русских людей, всегда свято хранивших память о святынях родной земли, сохранило известие о том, что еще в древности около Москвы была какая-то обитель «Николы Старого». Эта-то обитель, основанная, как полагают некоторые,2 прежде всех других московских обителей и, быть может, даже раньше Москвы, или при зачале ея, и была переименована в Николо-Перервинскую, названную так потому, что Москва-река, протекавшая, когда то, близь самых монастырских стен, прервала свое обычное течение и, сделав крутой поворот около самой обители, пошла по направлению к селу Коломенскому.
Небогата была первоначально Перервинская обитель. По крайней мере, в начале 17 столетия, при царе Михаиле Федоровиче, в ней было всего два старца с игуменом, которые и совершали богослужение в деревянной церкви, сооруженной в честь св. Николая... Очевидно, литовское разорение, набеги крымского хана Казы-Гирея и смутное время, пережитые Русью около начала 17 века – все это значительно поубавило достаток Перервинской обители...
Но с половины 17 века, со времени царя Алексея Михайловича, Николо-Перервинская обитель начинает благоукрашаться каменными храмами... В 1650 году здесь был освящен каменный Успенский храм, а за ним были сооружены каменные храмы в честь св. Николая и преп. Сергия... Благочестивые цари и православные люди начинают усердно жертвовать на благоукрашение Перервинской обители...
Около этого же времени, а именно в 60 годах 17 столетия, Перервинская обитель стала получать пособие от «Неглинской» часовни, известной ныне под именем Иверской, под сенью которой находится дорогая православноверующему сердцу святыня – чудотворная икона Иверской Божей Матери, привезенная с Афона...
Любили уединение Николо-Перервинской обители, живописно раскинувшейся по берегу реки Москвы, Московские святители и помогали её благоукрашению... Особенно же любил эту обитель последний патриарх Адриан, управлявшей русской церковью с 1690–1700 год. Часто уединялся он в нее от городского шума в летнее время. Он построил и освятил красующуюся и доныне в этой обители соборную Николаевскую церковь. Он, потрудившись на благо Перервинской обители, и скончался здесь...
С такой же любовью, с такою же заботливою попечительностью относился к Николо-Перервинской обители и московский митрополит Платон... Любитель тишины, уединения и красоты природы, святитель Платон пожелал, чтобы Николо-Перервинская обитель дала скромный приют рассаднику духовного просвещения. И вот при нем возникла здесь духовная школа, которая, вдали от городского шума, должна была готовить, под сенью обители, пастырей церкви3... В этом-то рассаднике духовного просвещения получили, между прочим, образование два известных святителя русской церкви архиепископ московский Августин и митрополит Серафим Глаголевский...
Часто посещал святитель Платон Николо-Перервинскую обитель и основанную в ней семинарию. Он верил, что эта обитель, которую он украшал с такой отеческой попечительностью, будет цвести и после него. Эту, по крайней мере, надежду, со свойственным ему глубокомыслием, выразил он в следующих словах:
Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе перерваться! Воздай хвалу Провиденью, Которое о тебе печется и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно вступила...
И понятна та любовь святителя, с которой он расстался в последний раз с этой обителью. Побывав в ней и простившись с братиею, он, по выезду из Перерви, долго, долго, со слезами смотрел на нее и на свое насаждение – на духовную школу... Так настойчиво заявлял о себе голос сердечной любви к тихой обители...
Не оставляли своим попечением Николо-Перервинскую обитель и московские архипастыри после Платона. Любили ее и святители Московские Августин, Серафим, Филарет, Иннокентий и последующие святители Москвы...
И не смотря на то, что Николо-Перервинская обитель пережила немало невзгод, она и поныне цветет. 3а долгую историю свою она видела, быть может, зачало Москвы, и скорби москвичей при борьбе Руси с татарами. Она дала временный, хотя и скромный, приют страдальцу московскому святителю Филиппу, заточенному Иоанном Грозным сначала в Богоявленском монастыре, а отсюда переведенному в обитель Св. «Николы-Стараго». Она напутствовала его в последнее место изгнания в Тверской Отроч монастырь... Она видела литовское разорение, неистовство татар, поляков и Тушинского вора-самозванца... Она пережила невзгоды во время нашествия Французов, располагавшихся в её стенах ...
Но за всё это время ее хранила любовь царей и святителей московских. Охотно посещали они ее. В ней была императрица Екатерина II, императоры Павел Петрович и Александр I. Ее ограждал вышний Покров Богоматери...
И теперь снова благоукрашена она...
Правда, около неё не осталось, почти, прежних красот природы... Она еще так недавно была окружена рощами и лесами. Вблизи неё протекали светлые родники... Сосновая роща вблизи неё теперь поредела. Иссякли источники... На месте прежних лесов появились огороды...
Но зато в ней, с благословения Московского Первосвятителя митрополита Владимира, восприявшего Николо-Перервинскую обитель, по примеру предшествовавших архипастырей, в свою любовь, возник новый величественный собор, один из приделов которого и посвящен имени его ангела – Св. равноапостольному князю Владимиру.
Царица Небесная как бы Сама, на доброхотные даяния, приносимые верующими к подножью Иверской чудотворной иконы Её, соорудила Себе этот собор... Из маленьких даяний возникло величественное светлое здание собора, главный храм которого и посвящен Ее имени...
– Дивный храм! Редкий храм! – говорят поселяне, живущие около Николо-Перервинской обители.
И, действительно, новый собор поражает своим величием.
Еще издали виден он всякому путнику, отправляющемуся в Николо-Перервинскую обитель. Он господствует не только над всем монастырем, но и над его окрестностями, уходя своими главами в небесную высь...
Величественный снаружи, он поражает своим простором, своим благолепием и внутри.
Разноцветные большие алтарные окна производят особое настроение во всяком посетители, который входит в него.
И все здесь отличается вкусом, соразмерностью частей и художественностью священных изображений.
Вот позолоченная большая паникадила... Вот золотой ценный иконостас... Вот прекрасная сень над иконою Иверской Богоматери и такая же сень над иконою св. князя Владимира. Богоматерь всюду в храме. Вот лики Её над царскими вратами главного храма, с надписью золотом по голубому полю: Покрой нас честным Твоим Покровом. Богомолец видит Ее с Предвечным Младенцем во всех пределах… Всюду как бы зрит с иконостаса Она входящих в собор... То скорбь за род людской, то любовь видна в очах Ее4...
А вон на золотых предалтарных иконостасных арках, покрывающих царские врата, изображенные в виде трехглавых храмов, как бы восходящие на небо ветхозаветные пророки и праведники...
И масса света льется по всему храму – и из этих 12 окон главного купола и из этих больших окон храма...
Взойдешь на большие хоры – отсюда тот же величественный вид и на золотой иконостас и на лики Спасителя, Богоматери и Святых Угодников...
Смотришь на все это – на это новое сооружение, возникшее вблизи благоустроенного Перервинского духовного училища и новосооруженного, заботами московского Архипастыря, приюта для глухонемых, – и невольно чувствуешь глубокую благодарность к благословившему соорудить этот собор5...
И несомненно, благочестивая вера найдет себе в этом храме высшее религиозное удовлетворение.
Пройдут годы, но эта вера не забудет тех, кто изливал свою любовь на скромную Перервинскую обитель, вверенную теперь устроением в ней прекрасного собора особому вышнему Покрову Богоматери...
* * *
В 10 1/2 верст., по Курск. ж. д.
См. у митроп. Платона, а также в опис. Перерв. монастыря архим. Никифора.
Ныне при Перервинском монастыре находится духовное училище.
Живопись исполнена известным иконописцем В. П. Гурьяновым
Архитектором при постройке этого собора был А. П. Виноградов. Ближайшее наблюдение за сооружением его принадлежало недавно почившему настоятелю Николо-Перервинского монастыря архимандриту Викентию, а после него эконому московского Троицкого подворья Архимандриту Maкарию и казначею Николо-Перервинского монастыря игумену Иоаникию.