преподобный Ефрем Сирин

Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь


Кто возложил на себя безмолвие и стремится к уединению, тот избрал доброе начало. Но как далек он от беспокойств видимого смятения, так пусть заглянет в душу свою, избавился ли от внутренних мятежей и освободился ли от нападающих во множестве бесов; потому что и в душе бывают возмущения и мятежи лукавых помыслов, по великой злобе сопротивных сил, о чем говорит Апостол: «...несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы..». (Еф.6:12); и еще: «оружия наша не плотская», но сильна Господем «на разорение твердем: помышления низлагающе и всяко возношение, взимающееся на разум Божий» (2Кор.10:4–5). Посему весь подвиг наш в том, чтобы безмолвствовать внутренне и отречься истинных мятежей, волнения помыслов, и сопротивных сил. Иначе напрасно будет отречение и видимое удаление с места. Ибо вот истинное отречение – внутренне пребывать в мире и тишине.

Посему, когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных орудий, на которых поешь Богу, то есть помыслов твоих, не расхитили враги твои. Как, или чем, будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудие, то есть пленены помыслы? Бог не имеет нужды, чтоб молились уста или язык. Служение Богу требует, чтобы помыслы, вся крепость и сила души, весь ум, нерассеянно напряжены были к Богу. К золоту своему не примешивай меди или свинца, то есть в душе твоей многих и нечистых помыслов. Как дева, обрученная мужу, если ее обольстят другие, делается мерзкою в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, мерзостна Небесному Жениху своему, Христу. Напротив того, она должна, по мере возможности, избегать связи с сими помыслами и не услаждаться согласием на оные, чтобы Господь, увидев ее любовь к Нему, помиловал ее и, пришедши, погубил врагов ее, которые внушают ей и убеждают ее иметь вражду к Жениху своему и думают отвратить мысли ее от Христа. Ибо как скоро Господь увидит, что душа, по мере сил своих, бывает собранною в себя, непрестанно ища Господа, ожидая Его ночью и вопия к Нему днем (ибо так и заповедал Он – непрестанно молиться), не умедлит сотворить за нее отмщение и, очистив ее от порока, какой еще в ней есть, представить ее Себе как не имеющую скверны невесту.

Посему, если веруешь Господу, что сие истинно, как и действительно истинно, то будь внимателен к себе, точно ли душа обрела для себя путеводственный свет и истинное брашно и питие, которое есть Сам Христос. А если нет, то день и ночь домогайся получить сие, потому что ты слеп. Так обещал Господь, так обретает душа истинного Бога. Поэтому, когда видишь солнце, взыщи истинного Солнца и загляни в душу свою, обрел ли ты истинный свет, потому что все видимое есть тень невидимых и истинных предметов души. Ибо кроме видимых есть иной – внутренний человек, иные очи, которые ослепил сатана, иные уши, которые сделал он глухими, но Иисус пришел спасти сие и соделать человека здравым. «Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго» (Лк.19:10). Ему слава во веки веков! Аминь.


Вам может быть интересно:

1. Книга Исход – Глава 36 преподобный Ефрем Сирин

2. Слова подвижнические – Слово 63. О том, чем охраняется доброта иноческого жития и о чине славословия Божия преподобный Исаак Сирин Ниневийский

3. Слова – Слово 37 преподобный Симеон Новый Богослов

4. Об истинном христианстве. Книга 2 – Статья 6: О должности христианской к ближнему святитель Тихон Задонский

5. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

6. Опровержение Евномия – Книга первая святитель Григорий Нисский

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НАГРАДА святитель Иоанн Златоуст

9. О камне алмазе, которые носил первосвященник, трижды в год входя во Святая Святых святитель Епифаний Кипрский

10. Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию – Книга вторая преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс